Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Тыва

А. ПЕРЕЛЯЕВА*

РЕСПУБЛИКА ТЫВА

весной 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

Основной итог 1996 года: объем валового внутреннего продукта РТ понизился по сравнению с 1995 годом на 11,3%.

1.1.    Хозяйствующие субъекты

На 1 января 1997 года в едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) значится 5872 хозяйствующих субъекта. Из них государственных и муниципальных — 12%, крестьянско-фермерских хозяйств — 35%, производственных гаражных кооперативов — 5%, индивидуальных (семейных) частных предприятий (с привлечением наемного труда) — 14%, общественных и религиозных организаций — 2%, имеющих другие организационно-правовые нормы — 32%.

По формам собственности: смешанная российская собственность без привлечения иностранного капитала — 2%, федеральная — 8%, собственность субъекта Федерации — 8%, муниципальная — 6%, общественных объединений — 2%, частная собственность — 74%.

Количество организаций рыночной инфраструктуры, зарегистрированных на 1 января 1996 года, с разбивкой по сферам деятельности:

оптовой и розничной торговли — 665,

общественного питания — 64,

снабжения и сбыта — 46,

заготовительных — 33,

коммерческо-посреднической деятельности — 52,

бирж, кроме фондовых и валютных — 1,

информационного и рекламного обслуживания — 12,

аудиторских фирм — 4,

осуществляющих маркетинговые исследования и консультации — 16,

коммерческих и кооперативных банков — 9,

филиалов Сбербанка — 16,

страховых организаций и их филиалов — 21,

инвестиционных компаний — 5,

фонд медицинского страхования — 1.

1.2.    Промышленность

В 1996 году объем промышленной продукции, произведенной предприятиями всех форм собственности, составил 77,9% к уровню 1995 года. Всего за 1996 год произведено промышленной продукции на 275 282 млн. руб., но отгружены всего 96,4%. Трудности со сбытом испытывали в течение года лесная и лесоперерабатывающая промышленность, легкая и пищевая отрасли. Снизили объем производства в прошлом году 42 предприятия, два вообще не выпускали продукции. На 36 предприятиях снижение объема производства выше среднереспубликанского.

Статистические отчеты показывают увеличение объема промышленного производства только в металлургической промышленности, которой в республике нет. Имеется в виду россыпное золото, добытое старательскими артелями и купленное государством за счет бюджетных средств (800 млн. руб.). Оно было отдано на аффинирование в Красноярск, что потребовало дополнительных затрат опять-таки бюджетных средств в сумме 132 млн. руб.

Спад в электроэнергетике на 22,8% связан не только со снижением спроса на электроэнергию в связи с падением производства, но и с тем, что “Красноярскэнерго”, будучи монополистом, произвольно отказывается заключать договора с потребителями электроэнергии, отключает районы, поселки в любое время. Руководство предприятия об этом вряд ли думает, но своими действиями оно повышает межнациональную напряженность, так как вышеназванное предприятие — российское.

Упала добыча угля на 169 тыс. тонн (23,2%), прежде всего в связи с недофинансированием здравоохранения, образования — основных потребителей топлива. Многие клубы, больницы, школы в эту зиму оказались заморожены, но информация об этом в СМИ не фигурирует.

Продукция легкой промышленности не находит сбыта (спад 34,9%). Она не конкурентоспособна из-за высоких цен — следствия дорогостоящей транспортировки сырья в республику, не имеющую железнодорожных коммуникаций. В то же время рынок забит привозной продукцией, цены на которую не выше, чем на изделия местного производства.

В медицинской промышленности наблюдается самый высокий спад производства. К уровню прошлого года объем произведенной продукции составил всего лишь 20,6%.

1.3.    Сельское хозяйство

На конец 1996 года в сельском хозяйстве действуют 4 колхоза, 37 совхозов и 92 других формирования. Общее число аратских (крестьянских) хозяйств составило 2202 (против 2579 на начало года). Они владеют 210,8 тыс.га земли, что составляет 6,6% от общей площади сельхозугодий (в том числе пашни 40,3 тыс.га, или 12,8%).

С 1 января 1992 года прекратили деятельность 1084 крестьянских хозяйства, из них в 1996 году 481.

Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах составила 534,5 млрд. руб. (снижение по сравнению с 1995 годом на 11,1%). 76% всей продукции произведено в негосударственном секторе.

Поголовье скота снижается постоянно. Крупного рогатого скота (КРС) осталось 47,1 тыс.голов, в том числе коров — 18,4, свиней — 3,7, овец и коз — 377,2, лошадей — 15,9, оленей — 2,1, птицы — 220,7 тыс. Поголовье КРС выросло только в одном совхозе. Приплод телят снизился на 20,5%, ягнят и козлят — 5,8%, поросят — 26,7%.

Производство личных хозяйств составило по разным видам животноводческой продукции: мяса — 71,5%, молока — 77%, яиц — 21,8%.

Всего реализовано в 1996 году зерна 19 029 тонн, картофеля — 179, овощей — 521, скота и птицы — 6729 тонн, молока — 4513 тонн, яиц — 19,8 млн. шт., шерсти в чистом волокне 473 т. Средняя закупочная цена 1 кг скота и птицы в живом весе в декабре 1996 года была 3476 руб., молока — 2308, десятка яиц — 4585 руб.

1.4.    Транспорт, связь, дороги

Автотранспортом республики перевезено грузов меньше на 54,4%, чем в прошлом году. Доля грузовых перевозок приватизированными предприятиями составляет 91,3% в общем объеме перевозок. Большое значение приобрел “частный извоз”, учет перевозок которого вовсе не налажен.

При общем снижении объемов производства закономерно и снижение перевозки грузов автотранспортом. Кроме этой причины, статкомитет указывает еще одну — отсутствие материально-технического снабжения. Однако автозапчастей вроде бы достаточно в торговле. Тяжким грузом висит на автопредприятиях содержание основных средств, как-то: зданий мастерских, гаражей, иногда — неходового транспорта и неработающего оборудования. Сказывается инерция устарелого стиля хозяйствования: когда расставаться жалко, а ремонтировать денег не хватает, приказывают законсервировать и подождать. В результате той прибыли, которую удается получить, едва хватает на зарплату и налоги.

Чуть повысился объем перевозок пассажиров автотранспортом, но в авиации он снизился на 33%. Отрицательно сказывается невыполнение рейсов.

Несколько снизилось количество ДТП от 334 в 1995 году до 289. Из них 210 совершено водителями в нетрезвом состоянии. Снижение не свидетельствует о повышении дисциплины или контроля на дорогах. Оно пропорционально снижению объема работы автотранспорта. В ДТП погибло 79 человек и ранено 273.

Объединением “Туваавтодор” отремонтировано 44,5 км дорог с твердым покрытием, что на 58,4% меньше, чем в 1995 году. Общая сумма затрат составила 47,8 млрд. руб. Из них 20,3 млрд. руб. затрачено на восстановление федеральной дороги и 27,5 млрд. руб. на территориальные.

Предприятиями связи было оказано услуг на 39,7 млрд. руб., из них населению — на 23,2 млрд. руб., что меньше результатов прошлого года на 23,2% и 3,1% соответственно при росте тарифов в 2,02 раза. В натуральном выражении услуги связи сокращаются. Рост цен на услуги связи в РТ опережает общероссийские показатели и другие регионы. Поскольку связь является естественным монополистом, а антимонопольный комитет расформирован по указу президента РТ, то разобраться с этим вопросом некому.

При росте тарифов нисколько не улучшается качество обслуживания. Количество таксофонов снизилось от 215 в 1992 году до 67. При гиганском сокращении количества выписываемых газет и журналов сокращается и число радиотрансляционных точек — от 19,6 тыс. в I квартале 1996 года до 10 тыс. в IV квартале.

1.5.    Капитальное строительство

В 1996 году за счет всех источников финансирования предприятиями и организациями всех форм собственности введены основные фонды на 44,9 млрд. руб., из которых 7,7 млрд. руб. или 17,1% введено предприятиями госсектора. За счет централизованных капвложений введено 60,0% всех фондов.

В истекшем году сданы в эксплуатацию: АТС на 1200 абонентских номеров в г.Кызыле, линии электропередач — 7 км, насосная станция в Кызыле, хлебопекарни в с.Кунгуртуг, Баян-Кол и г.Кызыле (на 1,5 тонны выпечки в сутки каждая), производственные помещения на реалбазе, в тувинской таможне, ГП “Тыванефтепродукт”.

На развитие экономики и социальной сферы республики за 1996 год предприятиями и организациями всех форм использовано 81,2 млрд. рублей инвестиций, что в 3,8 раза меньше, чем за 1995 год.

Наибольшая доля инвестиций (78,9%) использована предприятиями госсектора.

Основным источником инвестиций остается федеральный бюджет (из 77,3 млн. руб. 50,8 на безвозмездной основе). 12,6 млн. руб. вложено в жилищное хозяйство, 12,4 шоссейное, 7,7 в сельское. На последнем месте традиционно остается культура — 1,3 и коммунальное хозяйство — 1,2 млн. руб.

Для жилищного строительства характерно, что недостроенные дома разрушаются и растаскиваются. Однако возведены дорогостоящие коттеджи для президента РТ, почти всех министров, куплены квартиры: для вице-президента — в Москве, для некоторых рангом пониже — за Саянами.

В первый срок полномочии президента Ш.Д.Ооржака начат и строится краеведческий музей, на который затрачено в 1996 году 900,5 млн. руб. (чисто популистский проект), но стоят недостроенными множество объектов, начатых ранее.

Другой поглощающий средства объект — овчинно-шубная фабрика (кстати, проект ее не прошел экологическую экспертизу, так как не соответствует законам об охране природы). Запланированная мощность переработки овчин в год равняется всему имеющемуся поголовью овец (!). То бишь, едва начав работу, эта фабрика неминуемо встанет из-за отсутствия сырья. Хотя на ее строительство ежегодно тратится уйма денег, фабрика далека от ввода в строй.

В статистических отчетах не указываются затраты на строительство овчинно-шубной фабрики, чтобы не раздражать оббщественное мнение, весьма нерасположенное к этому долгострою. В предложениях правительства по секвестированию бюджета РТ 1996 года на 10%, внесенных на утверждение Верховного Хурала (ВХ), указана цифра 3115 млн. рублей. Однако эта сумма означает возврат задолженности за 1995 год. Для сравнения — на развитие всего остального АПК в 1996 г. израсходовано 17,0 млрд. рублей (что составило 22,0% всех инвестиций в экономику республики против 10,1% в 1995 году). По сравнению с прошлым годом инвестициив АПК сократились в 1,9 раза.

1.6.    Потребительские цены

За период с 1 января 1996 года по 1 января 1997 года инфляция составила 29,9%, что на 7 процентных пунктов выше среднероссийского показателя.

Для прошедшего года характерен плавный рост цен, а по некоторым товарам (растительное масло, сахар) даже снижение. Цены на картофель держатся на одном уровне.

Стоимость набора основных продуктов питания на 30 декабря составила 304,9 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с ноябрем на 8%.

Небольшое изменение цен на непродовольственные товары объясняется тем, что в основном они ввозятся из других регионов. Но надо отметить резкий рост цен на топливо (264% за год), жилищно-коммунальные услуги (219%). Последнее администрация объясняет ростом числа неплательщиков квартплаты, что якобы вынуждает жилкомхоз повышать тарифы. При этом умалчивается о том, что, повышая тарифы, ЖКХ увеличивает число неплательщиков.

Цены на продукцию предприятий выросли в среднем на 66% в то время, как цены на материально-технические ресурсы для них же выросли на 54%. Статистический отчет указывает, что не росли или очень медленно растут цены на стройматериалы. Причиной тому отнюдь не перепроизводство. Почти полное отсутствие строительства уничтожило спрос на стройматериалы и остановило работу предприятий стройиндустрии почти полностью.

Закупочные цены на животноводческую продукцию выросли мало (19% за год), что тормозит рост цен на эти же товары на общественном рынке. Закупочные цены на молоко даже снижены на 11%, и вновь не оттого, что в РТ перепроизводство молока. В действительности молоком и молочной продукцией госкоопторговля почти не торгует. Население закупает эти товары на рынках, где продают привозные (из Красноярского края) продукты. На рынках же реализуют свою продукцию частники и даже совхозы РТ.

1.7.    Финансы

Дефицит бюджета за 10 месяцев 1996 года составлял 174 млрд. руб. В статотчете за год написано, что он был покрыт за счет внутреннего финансирования. На самом деле правительство вышло в ВХ с предложением урезать расходную часть всем на 10%. Но кое-кому он был и увеличен с учетом предвыборной ситуации (например, филармонии на 300 млн. руб.; предвыборные встречи президента Ш.Д.Ооржака с избирателями сопровождались пышными концертами).

Депутаты с первого захода не утвердили такие поправки к бюджету, после чего последовала в республиканской газете “Тувинская правда” статья, где говорилось, будто “11 депутатов (которые голосовали “против” — А.П.) лишили Туву пенсий, пособий, стипендий”. Откровенно лживая публикация (ст. 16-я в бюджете является защищенной и финансируется из федерального бюджета) была помещена без подписи автора, поскольку ни один работник редакции на заседании не присутствовал и с депутатами не беседовал.

Собственных налогов собрано за 1996 год 206.3 млрд. руб., что на 15,6% больше, чем в прошлом году. Недоимка по платежам в бюджет на 1 января 1997 года составила 32,2 млрд. руб.. Кроме того, республиканской властью отсрочены платежи в бюджет на 5,7 млрд. руб., а указом президента РФ от 19 января 1996 года №65 — еще на 1,1 млрд. руб.

Кредитные вложения, по данным Национального банка, составили 23,6 млрд. руб.

За 10 месяцев 1996 года финансовый результат работы предприятий промышленности, строительства и транспорта составил 76,6 млрд. руб. убытков. Прибыли получено всего на 3 млрд. рублей в действующих ценах (16,6% от объемов прошлого года). Единственно утешительный момент, что доля прибыльных предприятий выросла на 1,6 процентных пункта и составляет 29,4% от общего числа обследованных предприятий. Убыточные предприятия в госсекторе 49,2%, в негосударственном 50,8%.

Оборотные средства упомянутых предприятий за 11 месяцев составили 491,5 млрд. рублей, но суммарная задолженность по предприятиям достигла 556,5 млрд. рублей, в том числе просроченная 373,7 млрд. рублей.

Задолженность по кредитам и займам на 1 января 1997 года составила 172,9 млрд. рублей.

Особо следует коснуться распределения так называемых северных кредитов — на завоз грузов в районы с сезонным функционированием транспорта. В сентябре 1996 года в РТ работала комиссия Счетной палаты РФ.[1] Ее акт не был обнародован ни правительством РТ, ни Правительством РФ. Устно чиновники из правительства клялись и божились, что нарушений обнаружено не было. Нам удалось получить копию акта. Мною была написана статья в газету “Тува ТВ-информ” №11 от 13-19 марта 1997 года, которую ниже привожу почти полностью.

Многим известно, что в сентябре прошлого года в РТ работала комиссия Счетной палаты РФ по проверке использования кредитов под досрочный завоз грузов в районы Крайнего Севера. За три года было выделено 137,5 млрд. руб. Для их распределения постановлением правительства РТ №504 создана комиссия, но протоколы заседаний ее для проверки так и не были предъявлены. Надо думать, что решения принимались не коллегиально органом, специально созданным для этих целей, а кем-то единолично. И хотя вышеназванным постановлением №504 предусмотрен конкурс между организациями на получение северных кредитов, такого тоже не проводилось. И отчетов предприятий, получивших кредиты, об использовании средств нет, что не позволило комиссии проверить информацию правительства РТ по этому вопросу.

Все же cпециалисты Счетной палаты выяснили, что деньги, выделенные под досрочную закупку товаров и продуктов, доставку их в районы с сезонным действием транспорта, отвлекались на другие цели. Кызыльская ТЭЦ 481 млн. руб. потратила на погашение задолженности и 700 млн. руб. — на приобретение автомобилей разных марок. АО “Туваалинии” 149,9 млн. руб. отчислило во внебюджетные фонды. Комбинат “Туваасбест” в 1994 году допустил нецелевое использование 118 млн. руб. Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тес-Хемского кожууна (района) израсходовало не назначению 116,6 млн. руб. Департаменту по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов из “северных” средств выделена ссуда 250 млн. руб. на закупку пушнины. И наконец, ЗАО ТПД “Энесай” (которое, как писали придворные журналисты, разваливается из-за того, что его делами стала интересоваться оппозиция) получило 22 января 1996 года один миллиард рублей на завоз муки.” Фактически же на эти деньги поставлено в республику кондитерских изделий на 10,1 млн. руб., оплачены транспортные расходы за поставку товаров из Ставрополья в сумме 120 млн. руб. и котельное вспомогательное оборудование для Кызыльской ТЭЦ на 770 млн. руб. (впрочем, после зимы 1995-96 гг кызылчане могут оправдать расходы на ТЭЦ).[2]

Крайне важное значение имеет возврат северных кредитов, потому что выделяет их федеральный бюджет, а после возвращения они остаются в бюджете республики. Здесь комиссия отмечает несвоевременность возврата. Есть шутливая поговорка: “Если долги возвращать, то никогда не разбогатеешь”. У нас это возведено в жизненный принцип. По данным проверки, на 1 сентября 1996 года задолженность составила 78,3 млрд. рублей. Зимой с большим шумом правительство РТ добивалось сокращения бюджета по всем статьям расходов на 10%. Когда депутаты Верховного Хурала не согласились с этим, их же обвинили в задержке пенсий, стипендий, пособий. Но если бы правительство вместо войны с депутатами собрало долги по северным кредитам (что в его власти и обязанности), то не надо было бы и бюджет сокращать.

На компенсацию транспортных издержек в районы, где доставка грузов проводится в определенный сезон, нам выделили в прошлом году 41 млрд. рублей. До сентября на 33 млрд. руб. были оформлены векселя. Из этой суммы допущено нецелевое расходование 7771 млн. руб.

Всего по результатам проверки, проведенной инспекторами Счетной палаты, установлено нецелевое использование 18,533 млрд. руб. средств федерального бюджета, выделенных в 1994-1996 гг. Республике Тыва, и 23 млрд. руб. средств регионального фонда.

Дело по рассмотрению нарушений, связанных с распределением северных кредитов, было передано Читинской прокуратуре. В марте по ТВ было озвучено ее заключение об отсутствии состава преступления. Разумеется, никто не утверждает, что правительство и его чиновники просто положили часть кредитов в собственный карман. Они достаточно разумны, чтобы не делать этого. Однако никуда не спрячешь нецелевое использование кредитов. На это прокуратура дает ответ — “иначе распределить было нельзя”. На каком основании сделан такой вывод? На основании объяснений соответствующих чисновников правительства. В том же акте комиссия Счетной палаты отмечает, что отчетов об использовании северных кредитов предприятиями вообще нет и поэтому проверить информацию правительства об их использовании невозможно.

И другой факт, совершенно вопиющий. По положению, утвержденному Советом Федерации РФ, кредиты под досрочный завоз грузов в Северные районы, выделяются для завоза ТНП и продуктов, кроме табачных и алкогольных изделий. Кызыльскому пивзаводу, который у нас монопольно разливает водку, отдано 900 млн. рублей этих кредитов! Добиваясь монополии в парламенте на завоз спирта из-за Саян, пивзавод обещал ежегодно 50 млрд. руб. налогов в бюджет. Получив монополию, пивзавод (респотребсоюз не может с ним конкурировать из-за своего банкротства, хотя ему тоже разрешено ввозить винно-водочные изделия) вносит в бюджет налоги только за треть выпитого в республике алкоголя. Водка выпита, куда девались деньги за нее и налоги?

1.8.    Приватизация

С начала 1992 года приватизировано 195 предприятий, за 1996 год — 6, в том числе путем акционирования 2, путем продажи 4. Всего получено от приватизации 617 млн. руб. Из них в местные бюджеты перечислено 337,0 млн. рублей (54,8%), государственным органам, осуществляющим приватизацию — 139 млн. рублей (22,6%), а остальная часть выручки передана прочим органам государственного управления — 37 млн. рублей (6,0%).

Надо сказать, что ВХ в этом году попытался заслушать отчет Госкомимущества об итогах приватизации. Слушание неоднократно откладывалось, поскольку правительство не могло представить информацию. Все-таки были созданы депутатские комиссии и проверено состояние дел. Проверке подвергались остановленные предприятия, объекты незавершенного строительства и жилье. Открылась ужасающая картина: на всех остановившихся предприятиях не были определены лица, ответственные за сохранность имущества, не было заключено договоров о материальной ответственности. Соответственно не с кого спросить, хотя цифра ущерба, по оценке комиссий, — 46 млрд. руб. Но и она далека от действительности, так как по 8 районам актов вообще нет.

Депутатов интересовало, куда же девались деньги от приватизации, которые в основном концентрировались на счету Госкомимущества и которых там не оказалось. На эти вопросы ответов нет, так как слушание было назначено на 29 января 1997 года, а постановлением правительства от 28 января председатель Госкомимущества Н.А.Кадралиева была освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.

Приватизировано жилья в 1996 году — 1833 квартиры общей площадью 93 тыс.кв.метров. Всего приватизировано 32250 квартир (91%). Здесь также допускаются нарушения. Указом президента РТ в 1994 году все сельские квартиры объявлены принадлежащими Минсельхозу и подлежат приватизации с согласия имеющихся в данной местности совхозов. Если люди, желающие приватизировать квартиру, судятся, то суд принимает решения, как правило, в пользу жильцов. Тем не менее большинство не решаются ссориться с директорами.

1.9.    Занятость населения

Численность экономически активного населения составила 140,2 тыс. человек (45,3% населения республики), 119 тыс. человек заняты всеми видами деятельности, 21 тыс. человек нуждаются в работе.

1.10.    Уровень жизни

Денежные доходы на душу в среднем в месяц равны 401 тыс. руб. Номинальная среднемесячная зарплата 654,2 тыс. руб. 242,9 тыс. человек или 78,4% имеют доходы ниже прожиточного минимума. Статотчет здесь не отражает реального положения, так как учитывает начисленные деньги, а не реально полученные. Величина среднемесячного прожиточного минимума (526 тыс. руб.) по той же причине не точна. Выплаты социального характера на душу составляют 12,9 тыс. руб.

Фактически выплаченная зарплата составила от начисленной 76,1% в органах, управляющих финансами, 56,4% вообще в органах управления и 7,2% в учреждениях культуры. Общая задолженность по зарплате на конец декабря составила 150 млрд. руб. Из них в производственных отраслях — 64 040 млн. руб., в социальной сфере — 85 959 млн. руб. Долг бюджетникам составил 86,2 млрд. руб.

1.11.    Демографическая ситуация

Население на 1 января 1997 года составляло 310,5 тыс. человек, в том числе городского — 145,8 тыс. чел., сельского — 164,7 тыс.чел., пенсионеров 66,5 тыс. чел. Естественный прирост снизился на 15%, увеличение населения на 0,3% достигнуто за счет миграции. Смертность выросла на 6,8%, младенческая смертность составила 35,1 на тысячу против 24,9 в прошлом году. Прибыло из-за пределов республики 1070, убыло 1918 человек, в том числе русских — 76%. В школах обучалось 66 тысяч детей. 3 тыс. детей школьного возраста не посещали школу, чаще всего по причинам отсутствия достаточного материального обеспечения.

Из 326 выпускников вузов направление на работу получили 153, из 768 закончивших средние специальные учебные заведения распределились 352.

1.12.    Преступность

За год совершено 7617 преступлений, что на 9% ниже, чем в 1995 году. Однако республика остается регионом высокой преступности: на десять тысяч жителей тяжких преступлений совершается впятеро больше, чем в среднем по России.

Возросло количество умышленных убийств — 114,3% к прошлому году. Разбои остались на том же уровне. Велик рост экономических преступлений в особо крупных размерах — 150%.

Изъято 95 кг наркотических веществ против 345 за 1995 год. Но это не говорит о снижении наркомании. Торговцы осваивают более современные методы распространения зелья, когда через разветвленную сеть сбытовиков в одни руки продается одна доза.

2.    Политика

Важнейшим политическим событием были состоявшиеся 16 марта 1997 года выборы президента республики.

В РТ 174 365 избирателей. По переписи населения 1989 года, тувинцы составляли 65% населения; после кровавого националистического взрыва 1990 г. имела место массовая эмиграция русских, и сейчас (по оценке) титульная национальность составляет свыше 70% населения. Доля горожан в населении республики составляет 48%.

2.1.    Кандидаты на пост Президента РТ

Аракчаа Кара-кыс Донгаковна

Родилась в 1950 году в селе Урбюн Чаа-Хольского кожууна. Закончила Московский Государственный Университет. Кандидат химических наук, доцент.

1972-1986 годы — лаборант, доцент кафедры химии Кызылского государственного педагогического института.

1986-1993 годы — ученый секретарь, заведующая лабораторией Тувинского научно-исследовательского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии Наук.

1993-1995 годы — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

С 1996 года по настоящее время — сотрудник Государственного комитета Российской Федерации по вопросам развития Севера. Член Федерального правления Социалистической партии России. Не замужем, имеет дочь.

Выдвинута инициативной группой избирателей.

Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич

Родился в 1950 году в поселке Пестуновка Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва. Закончил Монгольский государственный университет. Кандидат филологических наук.

1968-1970 годы — студент Кызылского государственного педагогического института.

1970-1975 годы — студент Монгольского государственного университета.

1975-1979 годы — научный сотрудник Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

1979-1981 годы — аспирант института истории, филологии, философии Сибирского отделения Академии Наук СССР.

1981-1990 годы — научный сотрудник Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

1990-1993 годы — председатель подкомитета по образованию Палаты Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации.

1991-1993 годы — председатель Верховного Совета Республики Тыва.

1993 год — по настоящее время — председатель Верховного Хурала (парламента) республики Тыва.

С 1996 года по настоящее время — член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Женат, имеет сына и двух дочерей.

Выдвинут инициативной группой избирателей.

Дамба-хуурак Анатолий Партизанович

Родился в 1961 году в селе Эрзине Эрзинского кожууна республики Тыва.

Закончил Пермский государственный университет.

1983-1984 годы — стажер прокуратуры Улуг-Хемского кожууна.

1984-1985 годы — следователь прокуратуры Овюрского кожууна.

1985 — 1986 годы — прокурор следственного отдела Прокуратуры Республики Тыва.

1987-1990 годы — прокурор Эрзинского кожууна.

1990-1991 годы — прокурор Улуг-Хемского кожууна.

1991-1992 годы — первый заместитель прокурора Республики Тыва.

С 1992 года по настоящее время — прокурор Республики Тыва, Государственный советник юстиции II класса. Женат, имеет троих детей.

Выдвинут инициативной группой избирателей.

Канзай Алдын-оол Кангаевич

Родился в 1939 году в селе Морен Эрзинскогокожууна республики Тыва.

Закончил Кызылский учительский институт. Кандидат исторических наук.

1959-1961 годы — учитель, директор Бай-Дагской средней школы Эрзинского кожууна.

1961-1964 годы — рядовой срочной службы Советской Армии.

1964 год — директор Кызыл-Чыраанской восьмилетней школы Тес-Хемского кожууна.

1964-1972 годы — второй секретарь обкома ВЛКСМ.

1972-1975 годы — аспирант Академии общественных наук при ЦК КПСС.

1975-1987 годы — заместитель заведующего, заведующий отделом пропаганды и агитации обкома КПСС.

1987-1990 годы — секретарь обкома КПСС.

1992-1994 годы — заместитель директора республиканского института усовершенствования учителей по научной работе.

С 1995 года по настоящее время — заместитель директора общества с ограниченной ответственностью “Дук”. Женат, имеет дочь и сына.

Выдвинут избирательным объединением “Тувинская республиканская организация коммунистов”.

Кашин Александр Юрьевич

Родился в 1963 году в городе Владивостоке.

1978-1981 годы — фотолаборант объединения “Красноярсккрайфото”.

1981-1982 годы — слесарь Красноярского металлургического завода.

1982-1984годы — рядовой срочной службы Советской Армии.

1984-1986 годы — студент Красноярского Государственного университета.

1986-1988 годы — студент заочного отделения журналистики Иркутского университета, корреспондент заводской газеты, плавильщик металла.

1988-1990 годы — главный инженер Кызылского бюро специализированных услуг, редактор Тувинского телевидения.

1990-1991 годы — редактор информационного бюллетеня “Гласность”, г.Москва.

1992-1995 годы — директор частного предприятия.

С 1995 года по настоящее время — помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году возглавил Тувинскую республиканскую организацию ЛДПР.

Женат, имеет дочь и сына.

Выдвинут Тувинской республиканской организацией ЛДПР.

Монгуш Хонук-оол Доржуевич

Родился в 1946 году в селе Шеми Дзун-Хемчикского кожууна республики Тыва.

Закончил Новосибирский институт кооперативной торговли.

1965-1966 годы — учитель Ийменской средней школы.

1966-1971 годы — студент Новосибирского института кооперативной торговли.

1971-1973 годы — рядовой срочной службы Советской Армии.

1973-1974 годы — старший товаровед, заместитель председателя управления Улуг-емского райпо.

1974-1976 годы — председатель правления Балгазынского сельпо.

1976-1980 годы — председатель правления Улуг-Хемского райпо.

1980-1986 годы — первый заместитель председателя правления Тувинского респотребсоюза по экономическим вопросам.

С 1986 года по настоящее время — председатель правления Союза потребительских обществ Республики Тыва.

Женат, имеет двух дочерей.

Выдвинут инициативной группой избирателей.

Ооржак Шериг-оол Дизижигович

Родился в 1942 году в сумоне Шекпээр Барун-Хемчикского кожууна. Закончил Московскую сельскохозяйственную академию.

1962 год — плотник СМУ”Сельстрой” Барун-хемчикского кожууна.

1962-1965 годы — рядовой срочной службы Советской Армии.

1965-1966 годы — плотник-бетонщик СУ”Туваасбестстрой”.

1966-1971 годы — студент Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.

1971-1975 годы — главный экономист совхоза “Шекпээр”.

1975-1980 годы — директор совхоза “Шекпээр”.

1980-1983 годы — председатель исполкома Барун-Хемчикского районного Совета народных депутатов.

1983-1986 годы- первый секретарь Улуг-Хемского райкома КПСС.

1986-1987 годы — заведующий отделом сельскогохозяйства и пищевой промышленности Тувинского обкома партии.

1987-1990 годы — секретарь Тувинского обкома партии.

1990-1992 годы — председатель Совета Министров Тувинской АССР.

С апреля 1992 года по настоящее время — Президент — глава правительства Республики Тыва.

Неоднократно избирался депутатом сельского, районного Советов народных депутатов, Верховного Совета Тувинской АССР нескольких созывов. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Парламентской ассамблеи Совета Европы, действительный член Российской Академии инвестиций, экономики и строительства, председатель Координационного совета по внешне-экономическим связям Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение”. Ему присвоена ученая степень доктора естественного права.

Женат, имеет пятерых детей.

Выдвинут 5 инициативными группами избирателей,избирательным блоком “Лидер”.

2.2.    Избирательная кампания

Основными претендентами на победу являлись, естественно, президент Ооржак и председатель Верховного Хурала Бичелдей, с 1991 года являющиеся политическими лидерами республики. Взаимоотношения этих двух ключевых фигур развивались довольно сложно.

“Обострение межнациональных отношений” в республике датируется летом 1989 года. В это время (накануне известного националистического взрыва июня 1990-го) Ооржак был секретарем Тувинского обкома КПСС. В апреле 1990 года он стал председателем Совета министров республики. Бичелдей стал народным депутатом РСФСР и ВС Тувы (на выборах 4 марта 1990 года), выступая с националистическими речами. Контактов между секретарем обкома и старшим научным сотрудником Тувинского НИИ языка, истории и литературы, естественно, до этого не было. После августовских событий 1991 года и запрета КПСС председатель правительства и парламентский лидер националистов стали ведущими фигурами Тувы, хотя и были оба крайне мало искушены в политике. В этот период они действовали скоординировано, что и позволило Бичелдею 2 октября 1991 года стать председателем Верховного Совета РТ (вместо бывшего первого секретаря рескома), а Ооржаку – победить на выборах президента РТ в марте 1992 г.

В 1992-1993 гг. конфликтов между ветвями власти в республике не наблюдалось. Наблюдатели отмечали спокойную обстановку на сессиях ВС, их ровный ход, нормальные взаимоотношения с правительством и президентом[3]. Однако заметный политический рост Бичелдея (при том, что в политику он пришел “с нуля”), видимо, стал внушать беспокойство Ооржаку, который просто удерживал достигнутую им позицию. Возможно, были и другие причины. Во всяком случае, московские события были использованы президентом Ооржаком для принятия 21 октября 1993 года на референдуме новой конституции республики, предусматривающей замену ВС Верховынм (Дзэди) Хуралом (парламентом из 50 депутатов, работающим на постоянной основе) и Улуг (Великим) Хуралом (органом из 200 депутатов, работающим лишь в режиме сессий и имеющим лишь право внесения поправок в конституцию).

Однако и в новых условиях Бичелдей сохранил свои позиции, став в январе 1994 года председателем Верховного Хурала. С этого момента одной из основных черт политической ситуации в Туве стало противостояние законодательной и исполнительной власти.

Главным событием в политической жизни 1994-1995 гг. стали выборы в Великий (Улуг) Хурал в декабре 1995 года. Обе стороны конфликта старались сделать все, чтобы состав этого органа был максимально предсказуемым, а сам Хурал – управляемым. В результате выборов в Улуг Хурале оказались представлены сторонники и Ооржака, и Бичелдея, причем никто не имел решающего перевеса.

Накануне президентской кампании, осенью 1996 года, правительство объявило себя и редакции единственными учредителями главных республиканских газет “Шын” и “Тувинская правда”, выкинув из состава учредителей Хурал. Пользуясь тем, что при взрослом населении в 170 тыс. человек никакой печатный орган не может набрать тираж, достаточный для финансовой самостоятельности, правительство лишило дотации всех, кто мало-мальски позволял критические замечания в его адрес. Таким образом, оппозиционных СМИ в республике не стало (кроме коммерческого “Тува-ТВ”, вещающего только на Кызыл, и его маленькой программной газетки “Тува-ТВ информ”).

С опубликования в газете “Тувинская правда” 18 января 1997 года Государственного доклада президента и правительства РТ за 1992-1996 годы началась предвыборная кампания Ш.Д.Ооржака. Нарушая Закон РТ “О выборах президента РТ” в части сроков агитации, Ш.Д.Ооржак разослал по районам всех членов правительства, которые под видом разъяснения доклада вели откровенную агитацию. Главам администраций районов было указано, если в районе избиратели проголосуют за другого кандидата, глава будет снят с работы, не будет выдвинут на следующий срок и т.д.

Преамбула госдоклада, вскоре названного президентом своей предвыборной программой, посвящена описанию тяжелых условий, в которых проходила деятельность первого президента и его правительства. Остальная часть посвящена героизму, с которым преодолевалась трудности. Исполнительная власть называется “штабом демократических преобразований”, а ее приоритетом определено опять-таки развитие демократии. В докладе, разумеется, не сообщено, что региональный закон о местном самоуправлении принят ВХ, но не подписывается президентом, и что создание Конституционного суда РТ тоже тормозится президентом. Допускается мягкий упрек, что в районах кадры подбираются по принципу землячества, но не говорится, что в этом сказывается просто подражание верхушке РТ. Признается, что нет подотчетности власти перед народом и объясняется очень просто: “Пока нет в таком объеме даже на федеральном уровне”. Не говорится о том, что даже Верховный Хурал не имеет копий всех постановлений правительства и указов президента. Достижением республики названо то, что российским министром по ЧС стал тувинец С.Шойгу. И так далее. Ссылки на общероссийские недостатки превалируют в объяснении собственных бед.

В республиканских газетах по отношению ко всем конкурентам Ооржака была установлена плотная информационная блокада. Даже письма избирателей в поддержку других кандидатов не печатались. Хотя ЦИК и вносил представление по этому поводу в адрес редактора “Тувинской правды” Тимофеева В.Я., положение осталось без изменений.

Финансовые декларации как избранного, так и других кандидатов опубликованы не были. Говорят, что “Наш дом — Россия” выделил 300 млн. руб. Ш.Д.Ооржаку. Основной лозунг президента: он умеет выбивать деньги из России. Остается только удивляться, что, судя по поддержке Москвы, Центру выгодно держать регион на дотациях и невыгодно, если руководитель поведет его к экономической самостоятельности.

На заседании республиканского ЦИК приведены два факта о финансировании кампании президента Ооржака.

АО “Тувамебель” перечислило на проведение предвыборной кампании Ш.Д.Ооржаку 85 млн. руб. Ранее через АО”Тувамебель” был построен двухквартирный коттедж, где через стенку проживают Ш.Д.Ооржак и директор мебельной фабрики В.Ооржак. Дом, разумеется, нужен для президента, но для того времени, когда он был возведен, полмиллиарда затрат на него было чересчур много. Особенно, если учесть, что он не объявлен служебной квартирой. С окончанием срока полномочий он останется за Ш.Д. и В.Ооржаками. Хотя можно, конечно, задуматься: зачем частному лицу резервные линии электроснабжения, тепла и телефона.

Депутаты требуют, чтобы дотации на хлеб выплачивались адресно: пенсионерам, многодетным, малоимущим. Администрация отказывается под предлогом затруднений с выявлением этих категорий граждан (хотя социальная служба оснащена компьютерами). Многомиллионные дотации на хлеб перечисляются АО “Тувахлебопродукты”. Теперь АО, в свою очередь, выделило на предвыборную кампанию Ш.Д.Ооржака 50 млн. руб.

В республике на местах нет представительных органов (закон о местном самоуправлении и закон о выборах в местные Хуралы не подписаны президентом). Можно с уверенностью утверждать, что президент Ооржак сознательно стремился сохранить бесконтрольность исполнительной власти. Избирательные комиссии создавались исполнительной властью, что еще более расширяло возможности манипулирования избирателями.

Ресурсы кандидата Бичелдея оказались явно несопоставимы с возможностями действующего президента. Практически единственной его возможностью донести свою программу до избирателей оказались встречи с ними в ходе поездок по республике. Однако объехать все аратские стоянки заведомо невозможно (а именно голосование в сельских районах решает исход выборов).

2.3.    Результаты голосования

Данные протокола №1 избирательной комиссии РТ

 

Число избирателей, внесенных в списки

— 174365

Число бюллетеней, выданных на избирательных участках

— 110142

Число бюллетеней, выданных вне участков

— 13572

Обнаружено бюллетеней в переносных ящиках

— 13578

Обнаружено бюллетеней в стационарных ящиках

— 109958

Число действительных бюллетеней

— 118797

Число недействительных бюллетеней

— 4749

Из них без отметок

— 237

 

Участие избирателей — 70,95%

 

Итоги голосования

 

Кандидат

Голосов

%

Аракчаа Кара-Кыс Догаковна

1401

1,14

Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич

12518

10,13

Дамба-Хуурак Анатолий Партизанович

4014

3,25

Канзай Алдын-оол Хамгаевич

859

0,70

Кашин Александр Юрьевич

10136

8,20

Монгуш Хонук-оол Доржуевич

1321

1,07

Ооржак Шериг-оол Дизижигович

87234

70,61

 

Итак, президентом РТ 16 марта 1997 года был вновь избран Ш.Д.Ооржак. Успех его вполне понятен. Во-первых, прессинг исполнительной власти сделал свое дело. Во-вторых, невысокий уровень грамотности большинства населения в сельской местности не позволяет избирателям понять несостоятельность многих действий президента. В-третьих, Ш.Д.Ооржак предлагает оставить курс на получение дотаций из Москвы, а главный соперник его К.А.Бичелдей призывал к самостоятельному зарабатыванию денег. Нынешнее деятельное поколение тувинцев этого не умеет, а потому желает получать дотации.

Обращает на себя внимание относительный успех мало кому известного представителя ЛДПР Кашина. Но если учесть, что он стремился собрать голоса всех русских, до сих пор живущих в республике, то его 8% — явная неудача, ибо русских избирателей в РТ вчетверо больше. Правда, насколько можно судить, они в большинстве своем проигнорировали выборы.

2.4.    Перспективы республики

Есть два варианта развития общественно-политической жизни Тувы. Первый: президент учтет критику, и, будучи избранный на второй срок, проработает его, стараясь совершить что-то реально полезное РТ.

Второй: переизбранный президент постарается укрепить режим личной власти путем репрессий против инакомыслящих. В оставшийся срок постарается реализовать возможности обеспечения своего положения у власти через внесение поправки в конституцию РТ, ограничивающей пребывание на посту президента двумя сроками. Возможно, в случае неудачи президент займеться обеспечением своего будущего через приобретение капитала и проведением на пост президента другого представителя клана Ооржаков. К концу срока полномочий республика станет еще более криминализованным регионом.

Вероятность второго варинта гораздо выше. Развитие РТ уже сейчас ощутимо поворачивается в эту сторону. По крайней мере, президент Ооржак явно стремится и далее блокировать выборы местных хуралов. Недавно пришедший в правительство председатель Комитета по печати и информации Монгуш Сендажиевич Баир-оол сказал мне в частном разговоре: “Зачем нам представительные органы? Нам достаточно и исполнительных”. На следующее заседание Великого Хурала, органа, созданного, чтобы вносить поправки в Конституцию РТ, по инициативе президента вносятся поправки о том, что кандидатуры генерального прокурора и судей Верховного суда РТ вносит на утверждение именно президент РТ, что одновременно противоречит Конституции РФ и сводит на нет независимость (пусть даже сейчас только формальную) судебной власти.

В заключение можно отметить, что перспективы Тувы довольно мрачны. Вообще не видно возможных путей выхода экономики республики из кризиса – все так или иначе упирается в отсутствие инфраструктуры и надежного транспортного сообщения. Единственное реальное дело, способное принести республике ощутимый доход – туризм. Но в обозримом будущем он вряд ли будет развиваться, причем не столько из-за отсутствия условий, сколько в первую очередь из-за очень высокого уровня преступности.

Политическое развитие республики представляется столь же тупиковым и лишенным позитивных перспектив, как и экономическое положение. Дело не только в том, что исполнительная власть и лично президент Ооржак некомпетентны, а возможность их смены на выборах упущена. Дело еще и в том, что программы действий, способной дать надежду на выход из лабиринта, не было выдвинуто и законодательной властью, играющей роль оппозиции в республике. И неизвестно, может ли быть найдена такая программа.

 

 

 



* Раздел “Политика” написан при участии Тимура Чингисханова.

[1] Так называемые документальные ревизии, как правило, мало что выявляют - ведь любой мошенник прежде всего спешит “навести ажур” в бумагах. Тем не менее даже отчеты правительства позволяют заметить нарушения. В 1995 году было объявлено о создании собственного валютного фонда. Добывающая золото старательская артель “Ойна” дарит родной республике энное количество кг (Ура, ура!). Впоследствии оказалось, что за подарок из бюджета было отдано 800 млн. руб. Но золотоносный песок — еще не золото. В 1996 году было израсходовано 132 млн. бюджетных средств на аффинаж — обогащение, переплавку этого песка в золотые слитки.

[2] Интересен вопрос: кому же принадлежит пресловутый “Энесай”? В этом закрытом акционерном обществе (торгово-промышленный дом) предусмотрен уставной капитал в 499 млн. руб. Должны были быть 4990 простых именных акций номинальной стоимостью 100 тыс. руб. каждая, но они не выпущены и никто ими не владеет. Значит, “Энесай” никому не принадлежит? Оказывается, государственное предприятие “Туванефтепродукт” перечислило 300 млн. руб. в уставной капитал этого общества. А вот Госкомимущество Республики Тыва, которое должно было выкупить 51,1% акций “Энесая”, ни копейки не внесло, и, таким образом, “Энесаем” владеет ГП “Туванефтепродукт” (по учредительному договору оно было обязано внести только 149 млн. руб.). Если учесть, что “Туванефтепродукт” - предприятие государственное, что оно само должно казне 24 млрд. руб., то нельзя не признать: очень вольно распоряжается нашими деньгами господин М.Доржукай.

[3] Разница же в публичных высказываниях в этот период (президент постоянно подчеркивал свою поддержку курса Президента РФ, а пpедседатель ВС регулярно этот курс критиковал) определялась прежде всего разницей в положении – президент так или иначе входит в систему исполнительной вертикали РФ, а у председателя ВС руки в этом смысле были полностью развязаны.