Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в марте-апреле 1997 года

1.    НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

События марта-апреля наводят на некоторые размышления. Прежде всего надо сказать, что некоторая излишняя сосредоточенность наблюдателей, описывающих политические процессы Удмуртии на примере конфликте между местным самоуправлением и государственной властью (не исключая здесь и автора этих строк) привела к тому, что реалии, возникшие после оглашения постановления Конституционного суда, оказались неожиданными и непонятными. Причем совершенно очевидно, что многое из того, что возникло в этот период, на самом деле не сейчас возникло, а существовало всегда и, возможно, определяющим в развитии политической ситуации в регионе было именно оно, а не борьба “государственников” с “муниципалистами” (местный жаргон).

Вполне можно предположить, что конфликт в Удмуртской Республике есть побочный эффект непрекращающегося процесса перераспределения власти и богатства среди бывшей партийно-советской номенклатуры или, как сейчас стало модно говорить, региональной элиты. Этот процесс шел весь период перетекания государственной собственности в частные руки. На этом пути создаются промежуточные структуры и соответствующие механизмы, способствующие контролируемой со стороны элиты реализации этих задач.

Отступив от строгого языка, хочется поблагодарить, в самом деле, того, кто внес в Конституцию России положение, согласно которому местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Но законодателю надо было оценить менталитет тех, кто читает законы и вынужден им следовать. В Удмуртии было прочитано так: раз местное самоуправление не входит в государство, то где кончается государство и начинается местное самоуправление? Эту “межу” стали искать в чисто географическом смысле. Первые говорили, что государство заканчивается на уровне административно-территориальной единицы субъекта федерации, вторые хотели бы опустить эту границу “поближе к народу”. Поспорили.

На поверхности дело выглядит так, что одним из результатов обострившегося конфликта между Ижевской мэрией и республиканским парламентом, олицетворявших конфликт между госвластью и местным самоуправлением, стало то обстоятельство, что в орбиту спора оказались втянутыми и другие силы. Но скорее дело было как раз наоборот: в постоянно длившийся конфликт между различными заинтересованными группами оказались втянутыми различные уровни публичной власти. Активные действия Центра, начавшиеся рассмотрением “удмуртского дела” в Конституционном суде, привели фактически к усилению раскола региональной элиты и ослаблению политических позиций сегодняшних лидеров республики. Некоторая стабильность и единство элиты, достигавшаяся часто неправовыми методами, рухнула с понижением влияния лидеров удмуртского парламента и правительства. Некоторое время в республике поговаривали даже о далеко идущих карьерных планах некоторых высокопоставленных должностных лиц парламента и правительства в связи с возможными перестановками в существующей иерархии. В созданной Александром Волковым (или его командой, или даже всем политическим процессом в регионе) пирамидообразной иерархической структуре уход Волкова или его неустойчивость (а он — вершина пирамиды) вызывает активность нижестоящих, желающих сделать шаг наверх.

Не оставляет ощущение, что политическими процессами в Удмуртии руководит некто извне (не обязательно федеральный центр и уж тем более не ЦРУ). Иначе не объяснить тот иррационализм в подходах к решению политических задач, который демонстрировали все это время Госсовет и правительство УР. Чем хуже — тем лучше. Лично меня “убила” фраза, произнесенная председателем Госсовета Александром Волковым на одном из заседаний удмуртского парламента. Он, в ответ на вопрос одного из депутатов о том, не войдет ли очередное вносимое на обсуждение постановление Госсовета в противоречие с российским законодательством, ответил, гордо закинув голову, что это будет вовсе неплохо, поскольку покажет всей России, сколь несовершенно федеральное законодательство. Высшее должностное лицо республики считает, что Удмуртия, рискуя экономическими потерями, ставя под удар благосостояние граждан, должна что-то там продемонстрировать России (какой-либо передовой опыт)...

Впрочем, затеять какой-либо эксперимент и под него выбить финансирование всегда было любимым “бизнесом” региональной элиты. Вот и соглашение с российским Миннацем, о котором пойдет речь ниже, попахивает очередным экспериментом.

Есть еще один аспект, к сожалению, в должной степени прежде в обзорах не освещенный. Поэтому мы его лишь обозначим, оставив описание “на потом”, в надежде собрать о нем более обширную информацию и сформировав внятное впечатление. Речь идет о межрегиональных противоречиях внутри Удмуртии. С некоторой погрешностью можно сказать, что в республике существует по крайней мере три политических и экономических центра: Глазов (город-завод, “северная столица” республики, единственный город на севере), Сарапул (старый купеческий город на берегу Камы, порт, ликеро-водочный завод, Электрогенераторный и радиозаводы, близость Башкортостана) и, конечно, Ижевск, где проживает почти половина населения республики. Экономико-географическое положение, менталитет населения, совокупность существующих проблем формируют специфический букет интересов и претензий к региональной власти и к соседям.

2.    РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Третьего марта в Москве был передан доклад на имя Президента России за подписью председателя Государственного совета Удмуртской Республики Александра Волкова. Доклад содержит информацию о выполнении поручения Бориса Ельцина, связанного с реализацией постановления Конституционного суда России. В частности, в докладе говорится, что на открывающейся 11 марта очередной сессии Госсовета в Закон УР “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” депутатам будет предложено внести ряд изменений и дополнений. Предполагается, например, продолжение деятельности органов местного самоуправления с передачей им полномочий органов государственной власти городов и районов. Будет прекращена деятельность Объединенных советов, соблюдены требования Конституционного суда в части разделения властей и ряде других важных положений закона.

Таким образом, отмечено в докладе, из закона изымаются все положения, не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Одновременно в докладе делается вывод, что информация о неисполнении республикой постановления Конституционного суда не соответствует действительности. Такая информация воспринимается в республике как попытка породить конфликт между федеральными органами и органами государственной власти Удмуртской Республики.

Александр Волков заверил президента, что органы государственной власти республики обеспечат выполнение постановления Конституционного суда в полном объеме.

10 марта Президент России подписал указ №193 “О мерах по реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”. (См. приложение).

11-13 марта продолжалась двенадцатая сессия Государственного совета Удмуртской Республики. На сессии предполагалось обсудить отчет правительства по итогам работы народного хозяйства за прошлый год и предложения рабочей группы по реализации постановления Конституционного суда по проверке конституционности Закона “О системе органов государственной власти”. Однако перечень вопросов повестки пришлось несколько расширить. Депутаты решили рассмотреть вопрос о протесте заместителя генерального прокурора России на Закон “О системе...”. Прокурор Удмуртской Республики опротестовал пункт второй постановления Государственного совета “О нарушениях бюджетного законодательства в Ижевске” и постановление о полномочиях глав администраций городов и районов Удмуртской Республики, принятые одиннадцатой сессией 11 февраля 1997 года. Прокурор Удмуртской Республики внес протест и на Закон “О занятости населения в Удмуртской Республике”. Все это требовало проработки депутатами в сессионном заседании.

Свое утреннее заседание сессия начала с рассмотрения предложений рабочей группы по реализации постановления Конституционного суда. С сообщением по этому поводу выступил руководивший группой председатель Госсовета Александр Волков. Он заметил, что заслугой Государственного совета, принявшего Закон “О системе...”, можно считать то, что привлечено внимание избирателей к проблеме местного самоуправления, чего не было сделано в 1994 году, к необходимости укрепления государственной власти, контроля за финансами и материальными ресурсами, необходимости разделения функций главы исполнительной власти местного самоуправления и руководителя его представительного органа. Далее Александр Волков отметил, что из-за отсутствия опыта в принятом законе “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” были допущены определенные ошибки. Александр Александрович еще раз повторил мысль, уже не раз высказанную им в феврале и начале марта: происходящее в Удмуртской Республике наглядно показывает, что в возникшем конфликте столкнулись две идеологии. Обо всем этом председатель Государственного совета написал в письме в адрес Администрации Президента, которое он отправил в Москву третьего марта. На сессии, по словам Александра Волкова, предстоит выработать меры по исполнению указа Президента России и постановления Конституционного суда.

Произошедшие накануне сессии события и затянувшийся характер конфликта, вышедшего уже на федеральный уровень, отнюдь не способствовали спокойному течению дискуссии. Снова противники закона выступили с предложением считать его утратившим силу или приостановить его действие. Депутат Николай Нагорных, повторно предложивший рассмотреть свой проект постановления по реализации постановления Конституционного суда, усилил свою позицию предложением рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям министра юстиции Виталия Волкова, начальника правового управления Государственного совета Игоря Осипанова и самого председателя Государственного совета.

Сторонники укрепления государственной власти, однако, исходили из того, что в данной ситуации надо быть последовательными. Уж если была создана рабочая группа, то и нужно рассмотреть результаты ее коллективной работы. Владимир Агашин, заместитель председателя парламента, заметил, что в момент принятия Закона “О системе органов государственной власти” за него проголосовало большинство парламента, следовательно, Государственный совет на правильном пути. Еще больше укрепляет заместителя председателя Госсовета в этом мнении оперативная реакция Президента РФ. Стало быть, отметил он, мы кому-то перешли дорогу. Внезапно открывшиеся прения, не давшие Александру Борзенкову, председателю комиссии по законности, от имени рабочей группы продолжить работу по поправкам к Закону “О системе органов государственной власти”, прервались выступлениями академика Лазарева, защищавшего позиции Госсовета в Конституционном суде. Только после перерыва Борзенков смог представить депутатам свои поправки, которые были приняты.

В результате обсуждения Государственный совет Удмуртской Республики принял основные решения по реализации постановления Конституционного суда России.

Действие трех глав Закона “О системе...” приостановлено до истечения полномочий органов местного самоуправления, избранных в 1994 году, то есть до апреля 1998 года. Отменены назначенные на 20 апреля текущего года выборы Совета депутатов города Ижевска. Прекращены полномочия Объединенных советов, созданных во время реализации Закона “О системе органов государственной власти”. Восстановлены распущенные органы местного самоуправления в городах и районах республики. После истечения срока полномочий органов местного самоуправления в городах и районах Удмуртии планируется создать представительные органы государственной власти. Местное самоуправление в новых правовых условиях будет существовать на уровне городов районного подчинения, поселков, других населенных пунктов, а также районов в городе.

Правда, остался открытым вопрос о внесении поправок в конституцию Удмуртии. С проектом постановления по этому поводу выступил на сессии депутат Константин Глухов. Однако, поскольку депутаты обнаружили нарушение регламента при внесении проекта, документ не был рассмотрен.

Вторая сложность заключается в том (и на это указывал депутат Михаил Кокорин), что восстановленные органы местного самоуправления были выбраны и действуют на основе Закона УР “О местном самоуправлении в Удмуртской Республике” 1994 года (так установлено в указе президента от 10 марта). В то же время новый закон, принятый в прошлом году, согласно поправке, внесенной 19 ноября 1996 года, прекратил действие своего предшественника. Получается, что “старые” муниципальные образования будут доживать свой век на основе закона 1994 года, а новые создаваться согласно нормам закона 1996 года. Предложения о приостановке закона о местном самоуправлении сессией во внимание приняты не были.

Кроме того, руководству республики предстоит тяжелая работа по разделению полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

В главном же, как можно заключить, депутаты пришли к согласию. Была установлена перспективная модель организации публичной власти.

3.    Отчет правительства

С отчетом о социально-экономическом развитии и работе правительства в прошлом году выступил на XII сессии ГС глава кабинета Павел Вершинин. Павел Николаевич отметил, что экономическая политика удмуртского правительства в прошлом году была подчинена главной цели — сдерживанию негативных процессов в базовых отраслях производства, созданию и реализации предпосылок по возобновлению расширенного воспроизводства и обеспечению экономического роста. Среди задач правительства в отчетном году было стирание различий и поэтапное выравнивание социальных и экономических уровней развития сильных и слабых регионов. На это была направлена бюджетная политика. В прошлом году, согласно отчету правительства, впервые в основу межбюджетных отношений были заложены социальные нормы на одного жителя, установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты, обеспечен жесткий контроль за целевым расходованием средств администрациями городов и районов.

Больше всего претензий к политике правительства были высказаны со стороны селян. Тяжелое положение сельского хозяйства, долги государства за сданную продукцию, претензии к работе продовольственной корпорации и выявленные нарушения в ее работе — все это стало предметом разговора между главой правительства республики и сельскими депутатами Государственного совета.

Возник и вопрос, связанный с работой правительства с коммерческими структурами. В частности, много выступлений депутатов было посвящено деятельности фирмы “АСПЭК”, о которой недавно заговорила республиканская прокуратура. Павел Николаевич заявил, что правительство готово доказать необходимость работы с коммерческими структурами, особенно при осуществлении взаимозачетов. Готово оно и предоставить все документы, связанные со взаимоотношениями с “АСПЭК”, которые, без всякого сомнения, докажут отсутствие в этих взаимоотношениях нарушений и финансовых потерь государства.

Бурные споры были связаны с установлением критериев оценки работы правительства в 1997 году. “Возмутителем спокойствия” здесь был депутат Александр Бегунов. Александр Григорьевич предлагал оценивать работу правительства в 1997 году в сравнении с показателями 1991 года. Задачей же правительства в дальнейшем считать возвращения к ним, на 10-20% ежегодно снижая уровень безработицы, повышая удельный вес минимальной заработной платы в средней заработной плате по республике, и тому подобное. Благие и понятные всем пожелания, однако, столкнулись с печальной реальностью. Хорошо бы, но, как выразился Александр Волков, не надо вспоминать то прекрасное время...

Сессия своим решением установила 12 критериев, по которым Государственный совет будет оценивать работу правительства по итогам текущего года. Установлено, что объем выпуска промышленной продукции в ценах 1997 года должен быть не ниже 16115 миллиардов рублей, индекс физического объема промышленного производства должен увеличиться на 2%.

Работа правительства по таким критериям, как выпуск промышленной продукции, выпуск сельскохозяйственной продукции и “своевременная выплата заработной платы” работникам бюджетной сферы республиканского подчинения была оценена депутатами как “недостаточная”. Предложенная в проекте формулировка “неудовлетворительная” не получила поддержки, поскольку после такого решения парламента правительство должно было бы подать в отставку.

4.    АТАКА НА ПРАВИТЕЛЬСТВО

Очевидно, что ответить за провал политики “укрепления государственной власти” кто-то должен. Кто-то должен ответить и за то, что на протяжении года удмуртское руководство почти ничем, кроме изменения структур власти и кадровых перестановок, не занималось. Экономические показатели свидетельствует о многих нерешенных проблемах, в первую очередь это касается бюджета. Мало того, что с учетом отсутствия местных бюджетов в районах и городах республики на 1997 год был сверстан консолидированный бюджет — Удмуртия потеряла порядка 300 миллиардов трансфертов. Оппозиция склонна обвинить в этом Волкова с командой, а он, в свою очередь, не против, чтобы за все это ответил кто-то другой.

Атака на исполнительную власть на всех уровнях стала, кроме всего прочего, частью политической кампании “левых” в конце марта. Невыплаченные зарплаты бюджетникам и другим категориям граждан вызвали волну забастовок, в частности, учителей и врачей, организованных официальными профсоюзами. Впервые, пожалуй, в Удмуртии широко стала распространена такая форма протеста, как голодовка, в том числе коллективная. Коммунисты требовали отставки президента и правительства России, а заодно и правительства республики.

Свое отношение к ситуации в стране и цели своего участия в акции коммунисты высказали 19 марта на пресс-конференции фракции “Коммунисты Удмуртии” Государственного совета. Правительство Удмуртии слепо следует в фарватере российского руководства — к такому выводу пришли представители фракции. По мнению ее лидера, депутата Государственного совета Александра Бегунова, исполнительная власть Удмуртии не имеет концепции экономического развития региона, базирующейся на местной специфике. Депутаты-коммунисты намерены поставить перед удмуртским кабинетом вопрос: с кем он — с руководством России или с населением. В контексте близящейся всероссийской акции протеста, намеченной на 27 марта, в которой коммунисты будут принимать самое активное участие, такая постановка вопроса слегка напоминала ультиматум. По словам Александра Бегунова, фракция оценивает работу правительства Удмуртии в прошлом году как неудовлетворительную, хотя и не ставит вопрос о его отставке. Отставки коммунисты будут требовать 27 марта от Президента России.

Произведенные накануне всероссийской акции кадровые и структурные изменения в правительстве Черномырдина Александр Григорьевич расценил как фарс. Коммунисты будут требовать от российского руководства прекращения реформ. Было заявлено о позиции депутатов-коммунистов по отношению к некоторым изменениям в структуре и кадровом составе правительства республики. В частности, на апрельских заседаниях XII сессии Госсовета они намерены поставить вопрос о реструктуризации комитета по собственности. Его предполагается упразднить, предложив председателю Сергею Касихину заниматься партийными делами “Нашего дома”. Государственную собственность из ведения комитета по собственности коммунисты предлагают передать в распоряжение отраслевых министерств. Возможно также предложение об отставке заместителя председателя правительства Владимира Гусева.

Особое мнение по оценке работы правительства и его кадровом составе высказал депутат Николай Чувашов, который не считал необходимой отставку Сергея Касихина и не возлагал всю ответственность за экономические промахи на правительство, перенося ее на президиум Государственного совета, как высший орган государственной власти республики. Впрочем, досталось от Николая Федоровича и исполнительному органу. Он назвал его двуличным, поскольку, с одной стороны, все грехи и промахи правительство сваливает на российское руководство, а с другой - открыто поддерживает последнее на выборах. Слишком часто руководство республики отправляется за опытом в дальние страны, считает Чувашов, хотя дальше Йошкар-Олы на самом деле за опытом ездить и не надо. Не разделяет Николай Федорович и надежд правительства на иностранные инвестиции. “Это все равно что, спросив у жены, откуда у нее новое ожерелье, получить ответ: “От инвестора...”

Фракция “Коммунисты Удмуртии” по-прежнему считает ненужным для республики пост президента Удмуртии. На своем заседании, как было сообщено на пресс-конференции, она обсудила ситуацию, связанную с вопросами нарушений российской Конституции, в том числе и в части персональной ответственности должностных лиц, виновных в создавшейся ситуации, однако ни с какими инициативами на сессии коммунисты выступать не будут.

“Диалог” с правительством коммунисты продолжили 20 марта на заседании президиума Государственного совета, где был рассмотрен вопрос о близящейся всероссийской акции протеста. По оценке членов президиума Александра Бегунова и Юрия Семенова (фракция “Коммунисты Удмуртии”), ситуация опасная. Из уст Юрия Валериановича даже слетело: “Ситуация все больше и больше заходит в кровавый тупик. Албания покажется нам легкой прогулкой.” Снова был поднят вопрос о том, с кем удмуртское правительство. “Если правительство не занимается политикой — политика занимается правительством”, — говорил депутат Семенов. Председатель республиканского совета профсоюзов Евгений Орлов пообещал, что 27 марта на Центральную площадь Ижевска выйдут 25 тысяч человек (хотя ее вместимость — не более десяти тысяч).

По словам заместителя председателя правительства Антонины Лисиной, в восемнадцати районах, в которых побывали представители правительства, созданы координационные комитеты по проведению акции. И во всех из них, кроме Малопургинского района, они возглавляются коммунистами.

По всему было видно, что руководство республики намерено принять экстренные меры по предупреждению забастовок и беспорядков. По предложению Антонины Михайловны, необходимо наказывать руководителей, которые будут засчитывать забастовочные дни как рабочие (в первую очередь это касалось директоров школ). Пусть забастовщики оплачивают эти дни из своих профсоюзных касс. “Какие кассы?! — возмутился Юрий Семенов. — Денег-то нет...”

Алла Еременко предложила идти в трудовые коллективы, с тем, чтобы провести разъяснительную работу. “Лично я никуда не пойду, — заявил Виталий Соловьев, — и ничего разъяснять не буду.” Виталий Александрович считает, что нужно просто не далее как до 1 апреля рассчитаться с бюджетниками по заработной плате.

Александр Злобин, докладывавший от имени правительства обстановку, заверил, что правительство работает и свои обязательства — покрыть задолженность по заработной плате до 1 июля — выполнит. Об этом правительство собирается проинформировать население на своей пресс-конференции.

На следующий день на пресс-конференции Александр Злобин (зампред правительства), Владимир Бельтюков (министр финансов), Антонина Лисина подтвердили свою уверенность в способности кабинета разрешить конфликтную ситуацию и снять напряженность. Правительство проводит согласительную работу в рамках трехсторонней комиссии, в которую входят представители профсоюзов, работодателей и правительства, отданы поручения районным администрациям проводить аналогичную работу на местах. Определенные надежды правительство возлагает и на кредит в 30 миллиардов, полученный в “ОНЭКСИМбанке” под 48% на три месяца. 12 миллиардов из них пойдут на выдачу заработной платы бюджетной сфере. Это вселяет уверенность в значительном ускорении расчетов с населением.

Причины некоторого ухудшения ситуации первый заместитель председателя правительства Александр Злобин увидел в резком сокращении поступлений в бюджет, что случается часто в начале года. В дальнейшем ситуация стабилизируется с увеличением бюджетных поступлений, которое правительством прогнозируется, заверил Злобин.

После проведения акции и окончания XII сессии ГС (которая возобновилась 2 апреля) депутаты-коммунисты провели еще одну пресс-конференцию. Она состоялась 9 апреля. Особое внимание лидер фракции Александр Бегунов уделил тому, что сессия приняла обращение к руководству страны, где нашли отражение требования участников акции протеста 27 марта 1997 года. По мнению Александра Григорьевича, этот факт свидетельствует о признании властями влияния патриотических сил. Вновь коммунисты покритиковали правительство республики, которое не смогло предоставить долгосрочную программу деятельности на прошедшей сессии и определило новую структуру, где не нашло отражения решение проблем государственного строительства, развития местного самоуправления и управления государственной собственностью. Депутаты-коммунисты по-прежнему считают, что поскольку приватизация в России и в Удмуртии закончилась, то стал не нужен комитет по собственности. В связи с этим Александр Бегунов выразил мнение, что эта структура, созданная специально для проведения приватизации, должна быть включена в состав министерства экономики. Александр Кузнецов, ставший недавно председателем Контрольного комитета Удмуртской Республики, выразил удовлетворение тем, что на сессии был рассмотрен вопрос о естественных монополиях и о деятельности Удмуртской продовольственной корпорации.

По проблемам естественных монополий и, в частности, по поводу обострившегося на сессии вопроса о тарифах на услуги АО “Удмурттелеком” высказался Александр Бегунов. По его мнению, наиболее эффективным механизмом демонополизации в сфере услуг связи является создание альтернативной государственной компании. При этом Александр Григорьевич вполне допускает перераспределение собственности “Удмурттелекома” для создания материальной базы параллельной структуры. На этой пресс-конференции Бегунов озвучил существование концепции развития российской экономики, которая воспринимается как своя членами фракции “Коммунисты Удмуртии”. Называется она “Параллельная расчетно-инвестиционная система”. При этом он предложил вспомнить 30-е годы в США.

5.    СЕССИЯ ГС ПОСЛЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА 27 МАРТА

Второго апреля XII сессия Государственного совета Удмуртской Республики продолжила свою работу. Первым вопросом утвержденной повестки стало обсуждение требований профсоюзов, выдвинутых на акции протеста 27 марта. С докладом по этому вопросу выступил председатель Государственного совета Александр Волков. Александр Александрович предложил сессии направить обращение в адрес Президента Российской Федерации, правительства России, обеих палат Федерального Собрания, в котором было бы выражено понимание причин, по которым люди вышли с протестом. В данном обращении, по мнению высшего должностного лица республики, должно быть выражено требование серьезной корректировки социально-экономического курса.

С эмоциональной речью на сессии выступил председатель республиканского Совета профессиональных союзов Евгений Орлов. Евгений Николаевич обратил внимание депутатов, что на митинге 27 марта главным требованием была отставка Президента РФ и правительства России. Профсоюзы, подчеркнул Орлов, пока не ставят вопрос об отставке правительства Удмуртской Республики, однако в трудовых коллективах такая позиция уже существует. Лидер профсоюзного движения в республике привел пример, когда выделенные на выплату заработной платы в Кезском районе 600 миллионов рублей так и не дошли до своего адресата. Эти сведения он взял из справки прокуратуры республики. Виктор Тарасенко, вышедший на трибуну вслед за Орловым, приложил свой диктофон к микрофону и долго транслировал таким образом депутатам выступление одного из ораторов на митинге, которое он записал 27 марта.

Досталось и прессе. Наталья Сударикова, отметив, что на трибуне митинга рядом стояли вчерашние противники, осознавая равновесомую ответственность перед народом, независимо от формы и уровня своей власти, укорила ведущего ТК “Новый Регион”, как-то нехорошо улыбнувшегося в камеру, комментируя выступление первых лиц республики и ее столицы... Истинные авторы беды, по мнению Натальи Алексеевны, находятся совсем не здесь — не здесь и надо искать виноватых. А прессе директор ижевской школы №50 посоветовала перечитать работу Владимира Ленина “Партийная организация и партийная литература”.

Перед обсуждением проекта постановления и текста обращения к руководству России перед депутатами выступил руководитель московской комиссии, прибывшей для оказания методической и правовой помощи органам власти в Удмуртии, которой приходится приводить свое законодательство в соответствие с российским. Владислав Николаевич Туманов, заместитель министра по делам национальности и федеративным отношениям России (бывший глава администрации Псковской области), отметил, что с первого января 1997 года российское государство действует совершенно на иных правовых основах. Он отметил как положительный факт, что удалось разрушить административную вертикаль государственной власти, много лет являющуюся главным принципом государственного управления в стране. Власть, по его словам, удалось децентрализовать. Что касается Удмуртской Республики, то до апреля 1998 года ей предстоит провести большую работу со своими законодательными актами, с тем чтобы выйти на выборы органов власти и органов местного самоуправления во всеоружии и не повторять досадных ошибок прошлого.

Депутаты приняли постановление, в котором говорилось о необходимости

— постоянного информирования населения о выполнении правительством и парламентом республики требований, выдвинутых 27 марта,

— обратиться к органам местного самоуправления с предложением принять исчерпывающие меры по выполнению этих требований,

— обратиться к руководству страны с предложением изменить приоритеты социальной и экономической политики российского государства.

Государственный совет Удмуртии принял решение о поддержке постановления Совета Федерации Федерального Собрания России с предложением Государственной Думе записать в обсуждаемом законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации” положение о том, что субъект Федерации вправе образовывать исполнительные и представительные органы власти административно-территориальных единиц, предусмотренных конституцией субъекта Федерации. Здесь же было принято решение обратиться к парламентам других субъектов Федерации с призывом поступить точно так же.

На этой сессии объектом пристального внимания вновь стало правительство Удмуртской Республики, представившее на обсуждение депутатов свою программу действий. Во многом это определялось и той политической обстановкой, которая сложилась в республике и в России после акции протеста. Одним из главных критиков программы правительства стал лидер фракции “Коммунисты Удмуртии” Александр Бегунов. Александр Григорьевич отметил, что на протяжении всего срока работы этого правительства оно так и не представило нормальной долгосрочной программы. Все, что предлагалось до сих пор — паллиативы, не заглядывающие в своих прогнозах и планах дальше года. Не обнаружил Александр Бегунов в представленном на этой сессии тексте многого из того, что бы он хотел видеть в деятельности правительства. Да и в записанное он не слишком верит, поскольку главным недостатком всех предшествовавших программ было их неполное выполнение.

Нельзя утверждать в полной мере, что “правое” правительство республики испытывало на двенадцатой сессии давление лишь “левой” оппозиции. Досталось ему и от других. Валентин Жебровский, генеральный директор АО “Буммаш”, которого уж никак нельзя упрекнуть в антирыночной позиции, тоже бросил в огород правительства свой камушек, заявив, что в Удмуртии не существует инвестиционной политики. Главной основой этой политики, по его мнению, должны были бы стать четко определенные отношения собственности в республике. “А мы приватизацию остановили”, — негодовал Валентин Витальевич. Правительство же к приватизации (как, впрочем, и к национализации) относится осторожно. По словам докладчика от правительства Александра Злобина, эти два процесса не рассматриваются правительством как цель, а лишь как инструмент в реализации тех или иных социально-экономических или политических задач. Правительство во всем хочет найти “золотую середину”. Так, например, выбирая между выбранным правительством России функциональным принципом организации своей структуры и отраслевым, на котором настаивает левая часть удмуртского парламента, правительство остановилось на функционально-отраслевом подходе к решению этого вопроса.

Несмотря на предложение депутата Владимира Новокрещенова отправить предложенную программу деятельности правительства на доработку, сессия приняла решение об утверждении этого документа, поручив исполнительному органу разработать среднесрочную программу своей деятельности на период до 2000 года.

Долго и мучительно, с десятой сессии Государственного совета, дважды голосуя в течение этого раунда двенадцатой сессии, депутаты удовлетворили просьбу “Удмуртнефти” предоставить налоговые льготы по плате за недра. Роялти, согласно решению сессии, оказались сниженными с 10,4% до 9,4%. По заверениям главного апологета такого решения депутата Валентина Кудинова, это не приведет к сокращению налоговых поступлению в республиканский и местные бюджеты. Просто произойдет перераспределение налоговых поступлений по видам налоговых платежей. Поскольку в результате сокращения размера платы за пользование недрами прогнозируется рост добычи, постольку увеличится налог на прибыль. Сессия обратилась также к федеральному законодателю с просьбой внести изменение в российский Закон “О недрах” и предусмотреть предоставление налоговых льгот для нефтедобывающих предприятий, работающих на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти и использующими новые технологии.

Депутаты приняли решение об удовлетворении протеста прокурора республики о неконституционности некоторых положений удмуртского Закона “О занятости”, утвердили положение о фонде “Правопорядок”, освободили от должности члена Контрольной палаты Александра Лопатина в связи с переходом на другую работу, приняли план законотворческой деятельности, образовали депутатскую комиссию по проверке деятельности Удмуртской государственной продовольственной корпорации, заслушали информацию правительства о ходе подготовки к весенне-полевым работам, отметив серьезные упущения правительства в этом вопросе.

Можно отметить, что главными объектами для критики депутатов стали на этой сессии правительство, естественные монополисты и Василий Шаталов, имевший накануне очередную неосторожность назвать Государственный совет “гадюшником” (так написано в распечатке его телевыступления) и предложившего его (“гадюшник”) разогнать. Что до естественных монополистов, то на следующую сессию будет вынесен вопрос об “Удмурттелекоме”, инициированный депутатскими запросами Сергея Протозанова и фракцией “Коммунисты Удмуртии”. Вопрос же об очередном выпаде в адрес Госсовета ТК “Альва”, весьма эмоционально дискутировавшийся даже дольше, чем вопрос о предоставлении льгот “Удмуртнефти”, разрешился поручением министерству печати и информации принять исчерпывающие меры по недопущению подобного рода заявлений. Депутаты обратились также к прокуратуре Удмуртской Республики с предложением дать правовую оценку действиям Шаталова, усматривая здесь призыв к свержению власти.

6.    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ

Во исполнении перечня мероприятий, прилагаемого к указу президента от 10 марта, в Удмуртию прибыла межведомственная комиссия, призванная оказать методическую помощь Удмуртской Республике в приведении своего законодательства в соответствие с российским. Возглавлял комиссию Владислав Николаевич Туманов, заместитель министра по делам национальности и федеративным отношениям России (бывший глава администрации Псковской области). 25 апреля комиссия подала в правительство России свой доклад о состоянии дел в Удмуртии. Одним из результатов работы комиссии и ее контактов стало подписание 16 апреля Соглашения между правительством Удмуртии и Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям.

Четвертого апреля состоялась пресс-конференция по итогам работы московской комиссии под руководством Владислава Туманова. Подводя итоги работы комиссии, осуществлявшей методическую помощь удмуртскому руководству в приведении удмуртского законодательства в соответствие с решениями Конституционного суда, Владислав Туманов отметил значение самого постановления высшего судебного органа страны. Впервые подобный спор между органами власти различных уровней разрешился цивилизованным путем. Ситуация, возникшая в Удмуртской Республике, отнюдь не носит региональный характер. И поэтому работа комиссии в Удмуртии никак не может рассматриваться как попытка центральных властей навести порядок в провинции. Просто в Ижевске, как в капле воды, отразился весь океан проблем государственного строительства России. Владислав Туманов и член комиссии депутат Государственной Думы Александр Мальцев признают, что среди причин, породивших удмуртский конфликт, необходимо назвать и несовершенство правовой системы России. Прежде всего, до сих пор не принят федеральный закон, определяющий общие принципы организации государственной власти в субъектах Федерации[1]. Особые проблемы создает отсутствие Земельного Кодекса РФ, принятие которого тормозят левые радикалы Государственной Думы. Остра необходимость в скорейшем принятии закона о реализации конституционных прав муниципальных образований за землю.

Итогом работы комиссии, по словам Туманова, должна стать аналитическая записка правительству и президенту, где будет изложено видение путей решения сложной ситуации в регионе и рекомендации по мерам, способным предотвратить подобные ситуации в других субъектах Федерации. Александр Мальцев отметил, что прохождение законодательных актов по неисповедимым путям российского законотворчества во многом зависит именно от правительства и президента, которые особой расторопностью не отличаются. Депутат при этом выразил уверенность, что с приходом в министерство по делам национальностей и федеративным отношениям Владислава Туманова дело безусловно сдвинется с мертвой точки.

Текущий год, по словам москвичей, должен пройти под знаменами государственного строительства России. К октябрю в Москве должна появиться программа, определяющая концептуальные положения и магистральные пути формирования государственных институтов. Владислав Туманов отметил благоприятный настрой руководителей государственной власти и местного самоуправления Удмуртии и готовность к цивилизованному разрешению спора. Руководитель комиссии выразил надежду, что этот настрой сохранится. А федеральный Центр готов помогать республике. Готово помогать и министерство по делам национальностей и федеративных отношений. С ним удмуртское правительство заключит соглашение о сотрудничестве. Одной из главных проблем, в решении которой собирается оказать поддержку российский Миннац, Туманов назвал передачу жилья на баланс муниципальных образований. Будет оказана помощь в создании концепции местного самоуправления с учетом национальной специфики республики. В качестве примера Тумановым был назван Завьяловский район (пригородный район Ижевска, не имеющей ярко выраженной национальной специфики, значительная часть населения — ижевские дачники и владельцы коттеджей). Он не стал касаться конкретики этой проблемы, однако заметил, что пора вспомнить те формы местного самоуправления, которые существовали на удмуртской земле лет 70-80 назад. Соглашения Удмуртия будет заключать и с другими министерствами России. В частности, называлось министерство юстиции. Главное, подчеркнул Туманов, восстановить властную вертикаль в стране, но вертикаль, основанную не на администрировании, а на Законе.

11 апреля на состоявшемся в правительстве Удмуртской Республики совещании с главами местного самоуправления республики среди прочих был рассмотрен вопрос “О разработке соглашения между органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления”. Председательствующий на совещании Павел Вершинин проинформировал присутствующих о том, что межведомственная рабочая группа под руководством Владислава Туманова должна представить к 25 апрелю российскому правительству доклад о социально-политической обстановке в Удмуртской Республике. Параллельно ведется работа по подготовке соглашения между Миннацом и Минюстом России и правительством Удмуртии. Кстати, в день совещания председатель Государственного совета Удмуртской Республики Александр Волков находился в Москве, где встречался, в том числе, и с Владиславом Тумановым. В связи с этим исполнительная власть республики решила максимально использовать специалистов московской рабочей группы для решения проблем своего региона. В ходе консультаций с членами рабочей группы правительство республики пришло к выводу, что в настоящий момент существует два пути решения конституционного кризиса, возникшего в Удмуртии после принятия Закона “О системе органов государственной власти” и его опротестования в Конституционном суде.

Первый путь — принятие документа, разграничивающего полномочия и предметы ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Второй путь — приведение в соответствие с Законом “О местном самоуправлении в Удмуртской Республике”, принятом в 1996 году, уставов муниципальных образований, созданных в 1994 году. Против перерегистрации уставов местного самоуправления выступил мэр Ижевска Анатолий Салтыков. По его словам, нельзя приводить уставы местного самоуправления в соответствие с новым Законом, пока последний не будет приведен в соответствие с федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Анатолий Иванович вновь подчеркнул необходимость решать вопрос передачи части государственных полномочий органам местного самоуправления с соответствующим финансовым подкреплением. По его мнению, совершенно необходимо в ближайшее время решить и проблему собственности, децентрализации энергетической системы. Все это находится отнюдь не в ведении местного самоуправления.

К числу препятствий, которые возникли на пути выхода из кризиса, связанного в конечном счете с разграничением полномочий и предметов ведения, сам председатель удмуртского правительства добавил необходимость разобраться в том, какие функции находятся в ведении государственных служб, а какие — в муниципальных. Необходима инвентаризация. Нет никаких сомнений, например, в том, что политика в сфере образования, например, — забота государственная. Однако часть задач, связанных с реализацией этой политики, решается на муниципальном уровне. То же касается сельского хозяйства, деятельности финансовых органов. Здесь для Павла Николаевича много неясного, так что предстоит еще большая работа.

В ходе долгих дискуссий при участии московских экспертов появилась идея подписания некоего гражданско-правового договора, который бы временно, до принятия необходимых законодательных актов, определял порядок взаимоотношений между государственной властью и местным самоуправлением. Для разработки необходимых проектов было предложено создать комиссию, в которую бы вошли представители правительства и некоторые главы местного самоуправления. Комиссия должна в срок до 28 апреля подготовить и представить правительству свои предложения. “Честно говоря”, как выразился на совещании Павел Вершинин, следование букве закона значительно упрощает жизнь удмуртскому правительству, однако если следовать зову совести... Павел Николаевич в принципе склонен и не заключать такого договора. “Будет ли от этого лучше делу?” — задал риторический вопрос Павел Николаевич. Вполне достаточно, быть может, ограничиться простым хозяйственным договором. На пороге посевная, потом подготовка к зиме. Все эти проблемы на плечах местного самоуправления. К тому же, если говорить о городском транспорте, который тоже находится в ведомстве местного самоуправления, то при отсутствии единой политики могут сформироваться разные цены на проезд, в зависимости от принятых местными органами власти решений. Это, по мнению главы удмуртского правительства, может привести к хаосу.

Глава местного самоуправления Камбарского района Владимир Коняшин поинтересовался, есть ли прецеденты подобных гражданских договоров, “или мы опять первые идем”? “Прецедентов нет,” — ответил Вершинин.

Снова вскрылись противоречия между дотационными и недотационными районами Удмуртии. Предложили от каждой такой группы ввести в формирующуюся комиссию человека. Анатолий Салтыков настаивал на создании при правительстве Совета по местному самоуправлению. Его поддержал министр юстиции Виталий Волков, предложивший выйти с этой идеей в Госсовет, создав такой орган хотя бы на 1997 год. На это у Павла Николаевича Вершинина было несколько другое предложение. Быть может, предположил он, достаточно, чтобы несколько глав местного самоуправления визировали постановление правительства?

Так или иначе, комиссия была создана, и к 28 апреля она должна представить свое видение процесса сосуществования местного самоуправления и государственной власти до принятия удмуртских законов о разграничении полномочий и предметов ведения между этими различными уровнями публичной власти. В начале мая стало известно, что проект документа готов, но когда он будет рассмотрен, где — пока не ясно.

7.    МОБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

Снова идут активные разговоры о созыве учредительной конференции общественно-политического объединения “Удмуртия”. Предполагается, что это мероприятие пройдет в середине мая. Примечательно это событие будет тем, что это уже не первая попытка возродить местную “партию власти”. Избирательное объединение “Удмуртия” было той силой, которая смогла консолидировать значительную часть глав администраций районов и городов республики на выборах в Государственный совет в 1995 году. Объединение создавалось в условиях, когда предполагалось, что в республике будет президентский пост, и в качестве своего кандидата “Удмуртия” видела Александра Волкова. После выборов в Государственный совет в парламенте образовалась фракция “Удмуртия”, но постоянного общественного движения создано не было. Если это произойдет, то это в перспективе должно усилить позиции Волкова и “государственни-ков” накануне выборов в 1998 году в органы местного самоуправления и, возможно, не только.

Еще один подготовительный шаг к этому уже состоялся. Пятого мая состоялась встреча депутатов Государственного совета с руководством республиканского общества “Знание”. Присутствовали депутаты Алла Еременко, Юрий Антонов (фракция “Удмуртия”), Алексей Красильников, Юрий Семенов (фракция “Коммунисты Удмуртии”), Владимир Новокрещенов (“Экономическое развитие”). 27 мая удмуртское республиканское общество “Знание” отмечает свой юбилей. Пятьдесят лет назад прошло организационное собрание, на котором ученые Удмуртии решили объединиться для проведения просветительской работы среди населения. Встречу открыл заместитель председателя республиканского парламента Алексей Красильников, который отметил, что эта встреча, организованная по инициативе общества “Знание”, предваряет кульминацию юбилейных торжеств — вечер в музыкальном театре Удмуртской Республики 27 мая 1997 года. Целью встречи Алексей Геннадьевич назвал “наведение новых мостов сотрудничества”. Идею новой формы сотрудничества ученых и депутатов изложила директор республиканского общества “Знание” Лидия Безносова, предложившая совместные выступления депутатов и лекторов в районах Удмуртии по вопросам законодательства республики. Председатель комиссии по образованию Алла Еременко поинтересовалась у председателя городского общества Владимира Басова: как лекторы, работающие с обществом “Знание” могли бы помочь и помогали в разъяснении политики Государственного совета Удмуртской Республики в городе Ижевске. Владимир Петрович заметил, что его подразделение является “городской структурой” и в сложившейся политической ситуации, естественно, возникают определенные проблемы. К тому же если на депутатах лежит ответственность политическая, уклончиво рассуждал Басов, то на ученых лежит и моральная ответственность, и предложил поговорить о том, как бы эту ответственность поделить. Вспомнил Владимир Петрович, как бы невзначай, как он вместе с депутатом Бегуновым вместе выступал в Киясовском районе, где депутат рассказывал о преимуществах жизни при “системе органов государственной власти”. “А платит ли вам город?” — поинтересовался Алексей Красильников. “Город на нас обиделся” — ответствовал Владимир Басов, имея в виду позицию общества “Знание” по главному политическому конфликту Удмуртии последнего года. “Насколько широки интеллектуальные возможности общества “Знание” сегодня?” — задумчиво поинтересовался Красильников. Далее выступление Басова содержало его взгляды на концепцию гражданского воспитания населения и месте в этом процессе общества “Знание”. По мнению Басова, для того чтобы заниматься гражданским воспитанием, не стоит создавать министерство пропаганды. Эту нишу сегодня все еще занимает общество “Знание”, которое политической организацией не является. С комитетом по науке при правительства республики разрабатывается некая структура, которая бы позволила поставить дело пропаганды политических и правовых знаний среди населения Удмуртии на широкую государственную ногу. Особую значимость такой работы подчеркнул Алексей Красильников, отметив, что в ближайшее время Удмуртию ожидают “концептуальные изменения”. Алексей Геннадьевич отметил, что вполне вероятно, что в недалеком будущем Удмуртия должна будет вносить изменения в свою конституцию и избирать своего президента. Все это потребует активизации разъяснительной работы среди граждан для того, чтобы подготовить общественное сознание к грядущим трансформациям политической системы. К тому же Генеральная прокуратура России указала, по словам Красильникова, на необходимость некоторых изменений в республиканской конституции с тем, чтобы привести ее в соответствие с Конституцией России.

Участники встречи пришли к единому мнению, что совместная работа ученых и депутатов по пропаганде правовых знаний необходима и изъявили намерения всесторонне рассмотреть этот вопрос. В частности, из своего актива общество “Знание” должно будет подобрать лекторов для подобной работы. Координатором от парламента был определен Юрий Семенов (фракция “Коммунисты Удмуртии”), председатель комиссии по государственному строительству...

8.    НОвый ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ

Шестнадцатого апреля Президент России подписал указ о назначении в Удмуртскую Республику своего полномочного представителя. Им стал Балакин Виктор Васильевич.

Родился в 1947 году в селе Балаки Камбарского района УАССР. В 1970 году закончил Ижевский механический институт. С 1970 по 1990 годы работал на производственном объединении “Ижмаш” помощником мастера, сменным мастером, начальником участка, старшим инженером, председателем профкома мотопроизводства, заместителем председателя профкома объединения. В 1990 году избран заместителем, а в 1991 году — председателем Ижевского городского Совета народных депутатов. С 1994 года Балакин — первый заместитель главы администрации — вице-мэр Ижевска. Постоянный представитель главы местного самоуправления — мэра Ижевска в городской Думе. Примечателен он еще и тем, что является одним из руководителей местного НДР.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указ Президента РФ от 10.03.97 №193 “О мерах по реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-п
по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г.
“О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”

В целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”, конституционных прав населения Удмуртской Республики на осуществление местного самоуправления и признавая неудовлетворительной работу Председателя Государственного совета Удмуртской Республики по исполнению Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г., руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Считать правомочными органы местного самоуправления районов, городов и районов в городе, сформированные в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27 января 1994 г. “О местном самоуправлении в Удмуртской Республике” и уставами соответствующих муниципальных образований, а также должностных лиц (глав) местного самоуправления районов, городов и районов в городе, избранных (назначенных) в соответствии с этим Законом. Предложить депутатам представительных органов местного самоуправления и избранным (назначенным) должностным лицам (главам) местного самоуправления районов, городов и районов в городе, принявшим решение о сложении полномочий в связи с введением в действие Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”, возобновить осуществление своих полномочий.

2. Прекратить деятельность объединенных советов депутатов на переходный период, осуществляющих полномочия советов депутатов районов, городов и районов в городе, а также глав администраций районов, городов и районов в городе, управляющих сельсоветами и поселками, избранных (назначенных) в соответствии с положениями Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”, признанными Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Правовые акты указанных органов и должностных лиц, изданные после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г., не подлежат применению.

3. Приостановить в соответствии с частью 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации действие актов Правительства Удмуртской Республики и иных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, принятых во исполнение Закона Удмуртской Республики от 18 февраля 1997 г. “О выборах депутатов Советов депутатов городов и районов Удмуртской Республики”, а также положений Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”, признанных неконституционными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г.

4. Федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, Правительству Удмуртской Республики и иным органам исполнительной власти Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством обеспечить гарантии деятельности представительных органов местного самоуправления, сформированных в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27 января 1994 г. “О местном самоуправлении в Удмуртской Республике” и уставами соответствующих муниципальных образований, а также должностных лиц (глав) местного самоуправления, избранных (назначенных) в соответствии с этим Законом.

5. Правительству Российской Федерации утвердить в недельный срок согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации перечень мероприятий, необходимых для исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. федеральными органами исполнительной власти, Правительством Удмуртской Республики и иными органами исполнительной власти Удмуртской Республики, предусмотрев персональную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Правительства Удмуртской Республики и иных органов исполнительной власти Удмуртской Республики.

6. Генеральному прокурору Российской Федерации обеспечить:

надзор за исполнением Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” в деятельности органов государственной власти и должностных лиц Удмуртской Республики по выполнению Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г.;

привлечение в установленном порядке представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления к ответственности за злостное неисполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. либо воспрепятствование его исполнению.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                                                       Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

10 марта 1997 года №193


Перечень мероприятий по выполнению пункта 5 указа Президента Российской Федерации
от 10 марта 1997 г. №193 “О мерах по реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-п по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”

Утвержден поручением Правительства Российской Федерации
от 16 марта 1997 г. №ВЧ-П11-08115

1. Создание межведомственной рабочей комиссии и выезд ее в Удмуртскую Республику с целью оказания юридической и методологической помощи органам исполнительной власти Удмуртской Республики по приведению их нормативных актов в соответствие с законодательством Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-П и Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 1997 г. №193.

Срок исполнения: до 10 апреля 1997 года.

Представление Правительству Российской Федерации отчета о проделанной работе с проектом доклада Президенту Российской Федерации о ходе выполнения пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 1997 г. №193.

Ответственные исполнители: Миннац России (В.А. Михайлов) с привлечением Минюста России, Минфина России, МВД России, Госкомимущества России, Минэкономики России, Правительства Удмуртской Республики и с участием Администрации Президента Российской Федерации (по согласованию).

Срок исполнения: 25 апреля 1997 года.

2. Приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-П:

ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов

(ответственные исполнители: федеральные органы исполнительной власти, срок исполнения: II квартал 1997 года);

нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

(ответственные исполнители: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, срок исполнения: II квартал 1997 года).

Представление федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минюсту России информации о результатах проделанной работы для последующего доклада Правительству Российской Федерации.

Ответственные исполнители: Минюст России (В.А. Ковалев), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Срок исполнения: II квартал 1997 года.

3. Обобщение результатов хода проведения юридической экспертизы правовых актов субъектов Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. №550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации”, для последующего доклада о проделанной работе Правительству Российской Федерации.

Ответственные исполнители: Минюст России (В.А. Ковалев).

Срок исполнения: II квартал 1997 года.

4. Приведение в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. №1-П, Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 1997 г. №193 и Постановлением Государственного совета Удмуртской Республики от 13 марта 1997 г. №406-1 принятых после 24 января 1997 года нормативных актов органов исполнительной власти Удмуртской Республики, в том числе по вопросам бюджетов муниципальных образований.

Ответственные исполнители: Правительство Удмуртской Республики (П.Н. Вершинин).

Срок исполнения: март 1997 года.

5. Разработка и осуществление мероприятий по государственной поддержке местного самоуправления, включая вопросы формирования правовой и финансово-экономической основы местного самоуправления, а также информационного и кадрового обеспечения.

Ответственные исполнители: Правительство Удмуртской Республики (П.Н. Вершинин).

Срок исполнения: март 1997 года.

6. Осуществление мер по совершенствованию взаимодействия и координации работы органов исполнительной власти Удмуртской Республики с соответствующими органами местного самоуправления, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Ответственные исполнители: Правительство Удмуртской Республики (П.Н. Вершинин).

Срок исполнения: март 1997 года.

7. Осуществление комплексных мер по государственной поддержке и развитию местного самоуправления, а также по обеспечению гарантий деятельности представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Ответственные исполнители: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок исполнения: постоянно.

8. Освещение в средствах массовой информации работы межведомственной рабочей комиссии по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 1997 г. №193, а также хода реформы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

 

Ответственные исполнители: ФСТР России (В.В. Лазуткин), Госкомпечать России (И.Д. Лаптев).

Срок исполнения: постоянно.

 


Закон Удмуртской Республики “О внесении изменений и дополнений в Закон Удмуртской Республики “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”

Статья 1. Внести в Закон Удмуртской Республики “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Удмуртской Республики от 19 ноября 1996 года №322-1) следующие изменения и дополнения:

1. Часть вторую преамбулы дополнить словами “в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики”.

2. Абзац 4 части 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:

“суды Удмуртской Республики, не входящие в федеральную судебную систему;”.

3. В абзаце 5 части 1 статьи 2 слова “(районов и городов)” заменить словами “(далее по тексту — районов и городов республиканского значения)”, слова “а также районов в городах, образуемые в соответствии с настоящим Законом” — исключить.

В части 2 статьи 2 слова “а также района в городе”, “района в городе” исключить.

В части 3 статьи 2 слова “а также района в городе”, “района в городе” исключить.

4. Статью 3 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“Исполнительные органы власти Удмуртской Республики, администрации районов и городов республиканского значения образуют единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике, а в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики — единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Удмуртской Республики для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.”.

5. В статье 6 слова “а также районов в городах” исключить.

6. В части 1 статьи 8 слова “района в городе” исключить.

7. Часть 2 статьи 8 исключить.

8. В статье 9 слова “районного в городе”, “района в городе”, “районов в городах” исключить.

9. В части 1 статьи 12 цифру “75” заменить на цифру “80”, слова “района в городе” исключить.

10. В статье 13:

в пункте “в)” слова “района в городе” исключить;

пункт “к)” изложить в следующей редакции:

“к) назначение на должность и освобождение от должности главы администрации;”.

11. В статье 16:

в части 3 слова “в любое время” исключить;

в части 4 слова “района в городе” исключить.

12. В статье 17:

по тексту исключить слова “районного в городе”;

часть 2 изложить в следующей редакции:

“Статус депутата Совета депутатов района, города республиканского значения определяется Законом Удмуртской Республики о статусе депутатов Советов депутатов районов, городов республиканского значения.”.

13. В статье 18 слова “а также района в городе” исключить.

14. В статье 19:

в части 1 слова “района в городе” исключить;

в части 2 исключить последнее предложение;

часть 4 исключить.

15. В статье 20 по тексту исключить слова “района в городе”.

16. В статье 21:

по тексту исключить слова “района в городе”;

часть 2 изложить в следующей редакции:

“Глава администрации района, города назначается на должность и освобождается от должности на сессии соответствующего Совета депутатов.”;

часть 3 исключить;

часть 4 считать частью 3 и изложить в следующей редакции:

“Назначение на должность и освобождение от должности главы администрации проводится тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.”;

части 5, 6 считать соответственно частями 4, 5, исключив из их текста слова “района в городе”;

часть 7 считать частью 6 и изложить в следующей редакции:

“Заместители главы администрации назначаются на сессии соответствующего Совета депутатов по представлению главы администрации.”;

часть 8 исключить;

часть 9 считать частью 7.

17. Дополнить Закон статьей 22 следующего содержания:

“В случае освобождения должностного лица представительного и (или) исполнительного органа района, города республиканского значения от занимаемой им должности, на которую он был избран либо назначен до введения в действие настоящего Закона, он продолжает получать заработную плату на уровне должностного оклада вновь избранного или назначенного работника представительного и исполнительного органа района, города республиканского значения до устройства на новое место работы в течение года после освобождения его от должности в следующих случаях:

после окончания срока полномочий (досрочного прекращения полномочий) и при неизбрании или неназначении на должность на новый срок полномочий;

при упразднении должности в связи с изменением административно-территориального деления и ликвидацией, реорганизацией представительного или исполнительного органа района, города республиканского значения;

после удовлетворения заявления о добровольной отставке руководителей представительного и исполнительного органа, если они проработали в этой должности не менее года.

В случае если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней заработной платы, им производится доплата до уровня прежней заработной платы с учетом индексации, но не более одного календарного года со дня ухода с должности.

Указанные положения настоящей статьи не применяются в следующих случаях:

отзыва руководителя представительного или исполнительного органа района, города, района в городе с занимаемой должности;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении указанных в настоящем пункте должностных лиц.”.

18. Главу IV изложить в следующей редакции:

“1. Действие глав I, II, III (за исключением статьи 22) настоящего Закона приостановить до внесения изменений и дополнений в Конституцию Удмуртской Республики и истечения срока полномочий органов местного самоуправления районов, городов республиканского значения Удмуртской Республики, избранных в апреле 1994 года.

Статью 22 и настоящую главу ввести в действие с 24 января 1997 года.

2. На период до избрания Советов депутатов районов, городов республиканского значения первого созыва, полномочия органов государственной власти, установленные настоящим Законом, с 24 января 1997 года осуществляют органы местного самоуправления, избранные населением соответствующих районов, городов в апреле 1994 года.

Контроль за осуществлением передаваемых органам местного самоуправления полномочий возлагается соответственно на Государственный совет и Правительство Удмуртской Республики в соответствии с принципом разделения властей и разграничением полномочий и предметов ведения. Правительство Удмуртской Республики впредь до образования на соответствующих территориях органов государственной власти может создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц для контроля за исполнением государственных полномочий.

Выборы в Советы депутатов районов, городов республиканского значения проводятся не позднее апреля 1998 года.”.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в действие со дня его официального опубликования.

 

Председатель Государственного совета Удмуртской Республики                                                      А.А.ВОЛКОВ

Ижевск,

11 марта 1997 года,

№400-I.

Источники

1. Пресс-служба Государственного совета Удмуртской Республики // Известия Удмуртской Республики. — 1997. —
6 марта. — №33.

2. Зуев Иван. Сессия двенадцатая. Работа над ошибками // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — 12 марта. — №36.

3. Зуев Иван. Госсовет отвечает Президенту // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — 15 марта. — №38-39.

4. Зуев Иван. Правительство отчитывается перед Госсоветом // Известия Удмуртской Республики. — 15 марта. — №38-39.

5. Зуев Иван. “С кем вы, министры?” — спрашивают депутаты-коммунисты // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — 25 марта. — №44.

6. Егоров Игорь. Когда Правительство не занимается политикой... // Известия Удмуртской Республики. — 1997. —
22 марта. — №42-43.

7. Зорин Игорь. Удмуртия как зеркало российской государственности // Известия Удмуртской Республики. — 1997. —
8 апреля. — №53.

 

 

 



[1] Точнее, закон принят Государственной Думой еще в 1995 году, но он заблокирован Советом Федерации. — Ред.