Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С.И. Аккиева*

КАБАРДИНО-бАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

зимой-весной 1997 года

1.    Политика

1.1.    Выборы президента КБР

Главное политическое событие в жизни республики — выборы президента КБР.

Первый президент КБР был избран в результате двух туров голосования в 1991-1992 годах. Им стал В.Коков 1941 г. рождения, кабардинец, председатель Верховного Совета КБР, ранее — первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС.

12 января жители КБР выбирали президента уже во второй раз. На этих выборах были зафиксированы небывалые для нынешней России результаты. В голосовании приняли участие 97,5% процентов избирателей республики. 99,35%, пришедших на выборы избирателей отдали свои голоса за В.Кокова. В ряде районов процент поддержавших нынешнего президента республики приближался к 99,9%, а в Зольском районе составил 99,91%. Против кандидатуры В.Кокова проголосовали только 1543 человека (0,32% избирателей).

Выборы президента были безальтернативны (что можно рассматривать как нарушение федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”). В первую очередь потому, что республиканский закон о выборах президента ввел десятилетний (!) ценз оседлости для получения активного избирательного права, что лишило возможности баллотироваться потенциальных конкурентов В.М.Кокова — лидеров национальных движений.

В одной связке с В.Коковым шел на выборы и вице-президент Г.Губин. Его кандидатура была выдвинута В.Коковым. Губин Геннадий Сергеевич и прошедшие пять лет он был вице-президентом. В избирательном бюллетене значилась только фамилия В.Кокова. Выборы президента означали и выборы вице-президента.

В ходе голосования каких-либо серьезных нарушений не было. В Нальчике в период выборов находилась комиссия Центризбиркома во главе с членом ЦИК В.Ситником, которая отметила, что выборы в КБР прошли на высоком уровне.

Некоторые наблюдатели высказывали мнение, что явка избирателей будет низкой в балкарских селах. Но эти прогнозы не подтвердились.

В ряде средств массовой информации итоги выборов в КБР вызвали ироничные замечания. В основном говорилось о голосовании как в “старые советские времена”. Представляется, однако, что за внешним сходством результатов голосования скрывается действие совершенно различных социально-политических механизмов.

Объяснимся подробнее. Единодушная поддержка советским народом нерушимого блока коммунистов и беспартийных обеспечивалась посредством принуждения избирателей к голосованию. Это принуждение основывалось на системе всеохватного контроля за обществом и каждым гражданином. Существует ли сейчас в КБР такая система?

Безусловно, политические свободы в республике, по сравнению со столицами и многими другими регионами РФ, ограничены. Примеры, подтверждающие такой вывод, найти легко.

Так, с началом войны в Чечне кабардинское национальное движение организовало несколько митингов. Вслед за этим декабре 1994 года президентом и парламентом КБР был принят ряд законодательных актов, запрещающих всякие митинги до нормализации ситуации в регионе, и в связи с этим организация митингов была прекращена.

17 ноября 1996 года пятый съезд балкарского народа подтвердил решение первого съезда “О провозглашении суверенитета балкарского народа” и утвердил Республику Балкария как “самостоятельное государственное образование в составе РФ”, подчеркнув, что республика будет состоять из четырех районов, имевшихся на 8 марта 1944 года. Съезд приостановил на территории новой республики действие Конституции и законодательства КБР, решив руководствоваться только Конституцией РФ, и обратился к Президенту и Федеральному Собранию РФ с просьбой о введении в Балкарии прямого президентского правления и направлении в республику своего представителя. “Для практического решения задач” съезд образовал Госсовет из 35 человек, избрав его председателем лидера Национального совета балкарского народа (НСБН) С.Беппаева. Было создано “правительство переходного периода”, назначены его председатель, его заместители и ряд министров, в том числе и министр внутренних дел, которому поручалось в целях поддержания порядка и пресечения любых провокаций создать отряды самообороны. Ответные меры руководства КБР были жесткими: против организаторов этого съезда было возбуждено уголовное дело, они обвиняются в покушении на территориальную целостность КБР. НСБН и “Тере” (общественно-политическая организация балкарского народа) по представлению прокуратуры КБР и решению Парламента КБР распущены, их деятельность запрещена.

Эти примеры достаточно выразительно свидетельствуют об ощутимо большей (в сопоставлении с Москвой или Иркутском) стесненности политической жизни КБР и гораздо более высоком уровня контроля над ней со стороны власти. Но они же говорят и о том, что эта политическая жизнь существует, что в советское время было немыслимо.

Нетрудно найти и другие примеры того, насколько далеко политическое развитие КБР продвинулось от эпохи КПСС. Так, результаты федеральных парламентских (1993 и 1995 гг.) и президентских (1996 г.) выборов недвусмысленно демонстрируют свободу волеизъявления избирателей. Еще более выразительным свидетельством может служить ожесточенность борьбы кандидатов и плотность их результатов на выборах депутатов местных органов власти (1995 г.).

Таким образом, нет оснований полагать, что в КБР до сего дня функционирует система тотального контроля за поведением граждан. Почему же в таком случае выборы президента КБР дали “до боли знакомые” результаты?

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к недавней политической истории региона и биографии В.М.Кокова, отразившей все этапы развития постсоветской Кабардино-Балкарии.

Итак, Валерий Мухамедович Коков родился 18 октября 1941 года в селе Тырныаузе Кабардино-Балкарии. Кабардинец. Его отец Мухамед Коков являлся видным партийным работником, был близок к первому секретарю Кабардино-Балкарского обкома КПСС Мальбахову. По обвинению в уголовном преступлении Мухамед Коков был снят с поста первого секретаря райкома, исключен из КПСС, осужден и приговорен к длительному сроку тюремного заключения. Однако досрочно вышел на свободу, был восстановлен в партии, получил персональную пенсию российского значения.

В.М.Коков окончил экономический факультет Кабардино-Балкарского государственного университета (1964), Ростовскую Высшую партийную школу (1978). Кандидат экономических наук.

Был членом КПСС с 1966 до ее запрещения в августе 1991 года.

С 1964 года работал главным агрономом колхоза “Трудовой горец” Баксанского района Кабардино-Балкарии. В 1966 году поступил в аспирантуру Всесоюзного НИИ сельского хозяйства. После ее окончания в 1970 году работал старшим экономистом, начальником отдела труда и заработной платы министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарии.

В 1972 году стал директором совхоза “Лескенский” Урванского района Кабардино-Балкарии. В 1974 году в совхозе “Лескенский” была проведена ревизия, выявившая серьезные нарушения: хищения, приписки, фиктивные акты. Убытки составляли сотни тысяч рублей. Было возбуждено уголовное дело, но наказание понесли только рядовые исполнители. “Лескенское дело” быстро замяли.

В 1974 года стал первым секретарем Урванского райкома КПСС и находился на этом посту до 1983 года.

В 1983 году был назначен председателем Государственного комитета Кабардино-Балкарии по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.

С 1985 года — секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС по сельскому хозяйству, с 1988 года — второй секретарь, при этом по-прежнему возглавлял аграрную комиссию, с февраля 1990 года — первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС. Депутат Верховного Совета (ВС) Кабардино-Балкарии с 1975 года.

В 1990 году был выдвинут кандидатом в народные депутаты РСФСР по Баксанскому №818 территориальному округу. Был единственным кандидатом в округе, 4 марта 1990 был избран в первом туре, набрав 89,7% голосов. В тот же день, 4 марта 1990 года был избран депутатом Верховного Совета Кабардино-Балкарии по Цаговскому №84 избирательному округу.

30 марта 1990 года избран председателем ВС Кабардино-Балкарии. В том же 1990 году, в соответствии с постановлением съезда народных депутатов РСФСР о недопустимости совмещения государственных и партийных постов, Коков отказался от должности первого секретаря обкома, оставшись председателем ВС КБ АССР.

С июля 1990 года по август 1991 года — член ЦК КПСС.

На Съезде народных депутатов РСФСР входил во фракцию “Суверенитет и равенство”. Входил в состав Конституционной комиссии.

В 1990-1991 годах в обстановке подъема демократического и национальных движений в Кабардино-Балкарии Коков, несмотря на верность КПСС и поддержку депутатской группы “Коммунисты России”, сумел, благодаря гибкой политике, укрепить свои позиции как внутри республики, так и на всесоюзной арене. 31 января 1991 года по его инициативе ВС республики принял Декларацию о государственном суверенитете, согласно которой Кабардино-Балкария отказывалась от статуса “автономной республики” и провозглашала себя субъектом СССР — Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республикой (КБССР). Декларация вызвала недовольство и национал-радикалов, и демократов.

18-20 августа 1991 года во время попытки государственного переворота вместе с другими руководителями республики находился в Москве, где встречался с Геннадием Янаевым. Хотя Коков заявил, что в Кабардино-Балкарии чрезвычайное положение вводиться не будет, группой членов движения “Демократическая Кабардино-Балкария” эта встреча была воспринята как поддержка ГКЧП. Демократами были проведены митинг и голодовка с требованием отставки Кокова и руководства республики.

29 августа 1991 года, одновременно с председателем Совета министров и заместителем председателя Верховного Совета Кабардино-Балкарии Коков подал в отставку. После этого работал первым заместителем председателя Совета министров республики.

В октябре 1991 года выставил свою кандидатуру на пост президента КБССР.

Перед назначенными на декабрь 1991 года выборами президента Кабардино-Балкарии Коков оказался основным кандидатом на этот пост. В первом туре выборов 22 декабря 1991 года никто из четырех кандидатов не набрал более 50% голосов, но Коков опередил кандидата от демократов Феликса Хараева, а 5 января 1992 года после второго тура (к этому времени Хараев уже снял свою кандидатуру) был избран президентом Кабардино-Балкарии. Противники Кокова заявляли, что результаты выборов были фальсифицированы и что в голосовании не участвовало до 80% граждан республики. 9 января того же года Коков был приведен к присяге. Вскоре ВС исключил из названия республики устаревшие прилагательные “советская социалистическая” и провозгласил Кабардино-Балкарскую Республику (КБР).

В это время республика находилась на грани распада. В ноябре 1991 года съезд балкарского народа провозгласил Республику Балкарию в составе РСФСР и потребовал восстановления границ 1944 года. В свою очередь, съезд кабардинского народа в январе 1992 года заявил о создании Кабардинской республики в составе РСФСР, причем требование балкарского народа о восстановлении границ 1944 года было опротестовано.

В этой ситуации президент КБР поначалу объявил себя “сторонником мирного разделения Кабардино-Балкарии” и стал всячески затягивать решение вопросов, связанных с предполагаемым образованием двух республик. Лишь в марте 1992 года, укрепив свои позиции, Коков начал наступление на национал-радикалов. В апреле было принято Политическое заявление ВС, президента и правительства КБР, в котором осуждались решения съезда кабардинского народа как неконституционные и направленные на свержение законных органов власти. В мае ВС КБР, воспользовавшись межнациональным конфликтом в Советском районе, ввел “мораторий” на проведение национальных съездов и заморозил решение вопросов об изменении национально-государственного устройства. Таким образом, единство Кабардино-Балкарии было сохранено.

В марте 1992 года Коков потребовал для себя дополнительных полномочий, в частности, права назначать и снимать министров и глав администрации, однако ВС отказал ему в этом.

В августе-сентябре 1992 года, в связи с вторжением грузинских войск в Абхазию, резко возросла активность и популярность национал-радикалов Кабарды, призывавших горских добровольцев прийти на помощь родственным абхазцам. В этой ситуации действия Кокова, отправившего в Абхазию медикаменты и продукты, но запретившего формировать добровольческие отряды, вновь обострили отношения между ним и национальными лидерами Кабарды.

После ареста 23 сентября 1992 года лидера Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК) Мусы Шанибова (КГНК и ее лидер обвинялись в публичном призыве к совершению террористических актов и диверсий, в незаконном хранении оружия и так далее), в Нальчике на площади перед парламентом начался многотысячный митинг, требовавший его освобождения. Организаторами митинга выступили движение “Адыгэ Хасэ”, Конгресс кабардинского народа. Митингующие попытались захватить Дом Советов и телецентр, но неудачно. 27 сентября Коков ввел в городе чрезвычайное положение, для обеспечения которого из России был прислан ОМОН.

1 октября Коков выполнил некоторые требования оппозиции (был освобожден Шанибов и отменено чрезвычайное положение), но митингующие потребовали отставки президента КБР, роспуска парламента, вывода российской армии и создания коалиционного правительства. Коков заявил, что дальнейшие переговоры бессмысленны и предложил прекратить митинг. Совещание глав местной администрации и движение “Русскоязычный конгресс” потребовали снова ввести чрезвычайное положение. Осудили действия митингующих и балкарские организации.

5 октября 1992 года после заключения соглашения между представителями Конгресса кабардинского народа и руководством республики митинг был прекращен. На состоявшейся 13 октября 1992 года чрезвычайной сессии ВС Коков объявил Конгресс кабардинского народа главным виновником происшедшего.

Во время конфликта Президента РФ и ВС РФ Коков заявил, что “властные структуры и большинство жителей республики поддерживают курс реформ федерального правительства”. В октябре 1993 года поддержал проект новой Конституции РФ.

12 декабря 1993 избран депутатом Совета Федерации от двухмандатного Кабардино-Балкарского округа №7 (Кабардино-Балкарии). С января 1994 по январь 1996 года — член Комитета СФ по международным делам.

В 1994 году совершил малый хадж в Мекку в составе правительственной делегации. Организацией хаджа руководил Исламский культурный центр России.

С января 1996 года — член Совета Федерации второго созыва по должности. 24 января 1996 был избран одним из четырех заместителей председателя Совета Федерации нового созыва.

Думается, события 1991-1992 гг. многое объясняют в нынешних политических реалиях КБР. И жесткость реакции власти на митинги, и законодательные ухищрения (нарушающие Конституцию РФ) с целью не допустить участия в выборах лидеров национальных движений, и решительность (на грани нарушения законности) репрессивных действий против организаторов V съезда балкарского народа. Опыт, полученный и лично Коковым, и всей элитой региона, не может диктовать иных приоритетов, кроме как поддерживать стабильность межнациональных отношений во что бы то ни стало, и иного, кроме как репрессия, образа действий по отношению ко всем потенциальным угрозам этой стабильности.

Обратим внимание и на то, что опыт 1991-1992 гг. — это еще и опыт всего населения, каждого гражданина республики. Уместно в этом контексте задуматься над ноябрьским эпизодом с провозглашением Балкарской Республики. Понятно, что лидер НСБН Суфьян Беппаев пошел на столь радикальный акт прежде всего потому, что оказался лишен возможности бороться за власть в республике на выборах. (Генерал-лейтенант Суфьян Беппаев вернулся в КБР летом 1993 года после ухода в отставку с поста заместителя командующего Закавказским военным округом. Он был кооптирован в члены НСБН, а затем избран его председателем.) В этих условиях он предпринял шаг, рассчитанный на получение массовой поддержки балкарского народа — и ошибся, ибо балкарские массы за него не вступились, а балкарцы-депутаты всех уровней и балкарская статусная интеллигенция (то есть элита национальной элиты) резко осудили. Прозвучавшие при этом мотивы достойны того, чтобы над ними задуматься: “хотят, чтобы мы тут тоже бегали по горам с автоматами”, сожгли Чечню, нажились на осетинско-ингушском конфликте, а теперь дошли до КБР”. То есть представители балкарского населения — так же, как и власть! — разделяют приоритет стабильности и настроены против любых возмутителей спокойствия (показательно, что в акции НСБН усмотрены происки неких внешних — локализующихся на федеральном уровне — политических сил; в контексте современной ситуации на Кавказе упрек в службе внешним силам — тяжелейшее обвинение).

Представляется, что именно факт совпадения приоритета спокойствия и порядка у населения и руководства КБР является основной причиной единогласного голосования избирателей за человека, сумевшего после шторма этнополитического моря 1991-1992 гг. стабилизировать обстановку в республике. Это не исключает определенных манипуляций избиркомов на избирательных участках — ясно, что без добрых старых советских приписок не была бы обеспечена стопроцентная явка на многих участках — но это же и объясняет отсутствие протестов населения в связи с манипуляциями. Можно сказать, что они совершались при обоюдном согласии сторон.

Фактически выборы президента КБР лишь наиболее ярко демонстрируют то же самое явление, которое можно отметить на выборах и мэра Москвы, и президента Татарстана, и губернатора Хабаровского края, и главы администрации Ханты-Мансийского АО (мы умышленно перечисляем столь разные субъекты Федерации), а именно — добровольный обмен гражданами политических прав на гарантии элементарной безопасности и стабильности, или, если угодно, обмен свободы на социальный патронаж. Избиратели КБР лишь наиболее ярко показали, что они не хотят никаких политических перемен и риску свободной жизни решительно предпочитают обеспеченность существования под опекой патерналистской власти.

Характерен в этой связи такой эпизод “предвыборной кампании” В.М.Кокова. На собрании государственного строительного кооператива “Базис” АППС “Каббалкпроектстрой” было принято решение обратиться к В.М.Кокову с предложением дать согласие баллотироваться на пост пожизненного президента КБР. В случае положительного ответа аппарат ГСК “Базис” решил взять на себя функции сбора необходимого количества голосов. Так как такое решение не соответствует конституции КБР, работники ГСК “Базис” обратились в парламент республики с просьбой внести поправку в конституцию, позволяющую избрать пожизненного президента. Дело не в самом предложении, видимо, соответствующим образом “заказанном”, судя по последовавшему затем потоку писем граждан, и давшем В.М.Кокову возможность проявить в ответе на него свою скромность и приверженность демократии, а в атмосфере, в которой такие инициативы выглядят вполне естественными.

 

22 января в Нальчике, в Доме правительства, состоялась торжественная церемония вступления Валерия Кокова на должность президента Кабардино-Балкарской Республики. В присутствии членов Избирательной комиссии, Конституционного суда и парламента КБР В.Коков принес присягу народу КБР.

На инаугурацию В.Кокова прибыли и высокие московские гости. С поздравительными речами выступили глава администрации президента А.Чубайс, заместитель председателя правительства, руководитель аппарата правительства РФ В.Бабичев, зам. председателя Госдумы РФ А.Чилингаров и мэр г.Москвы Ю.Лужков (он неоднократно бывал в Нальчике и пользуется большим авторитетом в Кабардино-Балкарии; с В.Коковым его связывают дружеские отношения). На торжества прибыли президенты соседних республик и главы администраций ряда областей и краев РФ. С избранием на этот пост В.Кокова поздравили Президент РФ Б.Ельцин, председатель Правительства РФ В.Черномырдин и председатели Совета Федерации и Государственной Думы Е.С.Строев и Г.Н.Селезнев.

Речь В.Кокова на инаугурации была оптимистична. Он особое внимание обратил на то, что нужно будет сделать в предстоящие пять лет и сказал, что “программа предстоящей деятельности зиждется на бесспорных ценностях: человек, семья, общество, республика, отечество”. Решение многих проблем зависит от стабилизации и развития экономики. В этих целях будет реализована Программа “Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской республики на период 1997-2001 годы”. Выполнение этой программы позволит к 2001 году достигнуть бюджетной самодостаточности на уровне 1-1,3 трлн. рублей и увеличить реальные доходы населения не менее, чем в два раза, решить вопрос обеспечения полноценного финансирования социальной сферы в пределах разумных стандартов, создать условия для инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств за счет собственных средств.

В своей речи В.Коков остановился и на укреплении государственности КБР, которое им было охарактеризовано как “создание реальных гарантий обеспечения демократических условий, механизмов и средств для решения жизненно важных для наших народов вопросов собственными силами и под свою ответственность и одновременно, как непосредственный вклад в укрепление российской государственности” [1].

1.2.    Формирование правительства

Наблюдатели перед формированием Кабинета министров КБР высказывали различные точки зрения. Одни говорили, что кардинальных изменений не будет и возможны лишь небольшие перемещения, тем, что более новая структура Кабинета министров была принята в октябре-ноябре 1996 года. Другие отмечали, что президент предпримет кадровые перемещения в связи с достаточно сложной социально-экономической ситуацией и коррумпированностью некоторых членов кабинета.

Очень много разговоров ходило о кандидатуре на пост председателя Кабинета министров, в первую очередь потому, что по традиции и политической логике этот пост в любом случае должен был занять кто-то из балкарцев. Г.М.Черкесов, много сделавший на этом посту, достаточно явно для всех уже исчерпал свои возможности. Съезд балкарского народа в ноябре 1996 года больше всего был недоволен именно его действиями. Балкарское национальное движение обвиняло его в разбазаривании средств, выделенных федеральным Центром на реабилитации балкарского народа, в их нецелевом использовании и т.п. Комиссия, организованная президентом КБР, признала, что часть средств была использована не по прямому назначению. Поэтому предрекалось падение Г.Черкесова. Другие же отмечали, что никакой смены лидера не будет именно потому, что действиями Г.Черкесова было недовольно балкарское национальное движение. Период заигрывания с национальными движениями закончился и потому не будет перемен.

28 января на совместном заседании Палаты представителей и Совета республики Парламента КБР Валерий Коков представил депутатам кандидатуру нового председателя Кабинета министров — проректора Кабардино-Балкарского университета по научной работе, депутата Палаты представителей Хусейна Джабраиловича Чеченова. Эта кандидатура и ранее многим наблюдателям представлялась оптимальной, но многим же и казалось, что именно Чеченова президент Коков никогда не предложит по той простой причине, что Чеченов — человек очень умный и вдобавок принципиальный.

Чеченов Хусейн Джабраилович родился в 1942 году в селении Кенделен Эльбрусского района КБР. Балкарец. Закончил Московский авиационный институт. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии технологических наук Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации, заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарскойреспублики, депутат Парламента КБР.

Хусейн Джабраилович начал свой трудовой путь рабочим Московского завода им.Лихачева в 1959 году. После окончания института преподавал в Кабардино-Балкарском госуниверситете. С 1970 по 1974 год работал старшим научным сотрудником НИИ машиностроения в г.Баку Азербайджанской СССР.

С 1974 по 1997 год трудовая биография Чеченова Х.Дж. связана с Кабардино-Балкарским госуниверситетом, где он прошел путь от ассистента кафедры электротехники до проректора по научно-исследовательской работе.

Женат, имеет троих детей.

Указом президента от 28 января 1997 года утверждена новая структура республиканских органов исполнительной власти. В соответствии с эти указом упразднены Госкомитет КБР по делам национальностей и Госкомитет КБР по делам женщин, семьи и детства.

На базе министерства экономики и департамента потребительского рынка образовано министерство экономики и торговли. Департамент топлива и энергетики преобразован в министерство топлива и энергетики. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразовано в Госкомитет.

По этому указу премьер-министр КБР имеет до шести заместителей, в том числе четырех освобожденных, из них одного первого.

Новая структура республиканских органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики выглядит следующим образом:

1. Управление делами Президента и Кабинета министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики.

2. Министерства и государственные комитеты:

— министерство внутренних дел;

— министерство юстиции;

— министерство внешних связей;

— министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

— министерство образования и науки;

— министерство печати и информации;

— министерство культуры;

— министерство здравоохранения;

— министерство труда и социальной защиты населения;

— министерство экономики и торговли;

— министерство финансов;

— министерство промышленности, транспорта и связи;

— министерство строительства;

— министерство сельского хозяйства и продовольствия;

— министерство топлива и энергетики;

— государственный комитет по управлению государственным имуществом;

— государственный комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму;

— государственный комитет по лесу;

— государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Значительно обновился состав министров. На многие ключевые посты пришли новые люди. В их числе два новых заместителя премьер-министра: Хазретали Бердов (будет курировать агропромышленный комплекс республики) и Владимир Павленко (будет курировать промышленность, энергетику, транспорт, связь, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство).

Х.Бердову 46 лет. Он инженер-машиностроитель. Работал инженером на Нальчикском заводе полупроводниковых приборов, заместителем председателя управления “Райсельхозтехника” Баксанского района, председателем Баксанского РАПО, председателем одного из колхозов того же района. С марта 1992 года до назначения заместителем премьер-министра — глава администрации Баксанского района.

В.Павленко также 46 лет. Он окончил тот же инженерно-технический факультет КБГУ, что и Х.Бердов. Долгое время работал в проектных организациях. С 1987 по 1993 год — в Совете министров КБР: начальник отдела строительства и координации деятельности строительного комплекса СМ КБР, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи, материально-технического обеспечения при СМ КБР. С декабря 1993 года — депутат Парламента КБР, председатель комиссии по собственности, экономике и предпринимательской деятельности Совета Республики.

Представители науки вошли в состав нового кабинета. Юрий Тхагазитов стал министром культуры.

Ему 49 лет. Филолог. Работал литсотрудником газеты “Советская молодежь”, преподавателем кафедры зарубежной литературы КБГУ, ученым секретарем Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики. Доктор филологических наук.

Михаил Балкизов назначен министром образования и науки.

46 лет. Окончил учетно-экономический и физико-математический факультеты КБГУ. Работал председателем профкома КБГУ, старшим преподавателем кафедры бухучета, доцентом кафедры экономики, заведующим кафедры менеджмента и маркетинга КБГУ. Доктор экономических наук, профессор.

Министерство экономики и торговли возглавил Борис Рахаев.

38 лет. Окончил экономический факультет Московского института потребительской кооперации. Работал в системе потребкооперации КБР. С 1989 года работал в Кабардино-Балкарском аграрном институте доцентом, затем заведующим кафедрой, деканом экономического факультета. Кандидат экономических наук.

Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды назначен Игорь Иванов.

49 лет. Окончил химико-биологический факультет КБГУ. Преподавал на медицинском факультете КБГУ. Четыре года работал преподавателем в университете Мапуту (Мозамбик). С 1986 года — декан химико-биологического факультете, с 1988 года — секретарь парткома КБГУ. С апреля 1990 года — проректор КБГУ. Кандидат биологических наук.

Министром внешних связей КБР назначен Владимир Жамборов.

43 года. Окончил факультет промышленного и гражданского строительства КБГУ. Работал в строительных организациях. С 1989 по 1995 год — генеральный директор Российской строительно-монтажной организации в Гвинейской республике. С 1996 года работал советником, затем заместителем главы администрации свободной экономической зоны “Кабардино-Балкария”. По национальности кабардинец, женат, трое детей.

Считает, что “министерство внешних связей должно сделать основной акцент на создание условий для привлечений инвестиций в Кабардино-Балкарию”. Эта же работа проводилась в администрации СЭЗ “Кабардино-Балкария”. В.Жамборов полон сил и стремится в своей работе повышать инвестиционную привлекательность республики.

Министром топлива и энергетики назначен Валерий Золотарев.

Ему 58 лет. Окончил факультет технологии машиностроения КБГУ и Высшую партийную школу в Ростове. 12 лет проработал на Нальчикском машзаводе слесарем, мастером, начальником сборочного цеха. Затем был главным инженером “Каббалкснаба”, заместителем председателя Ленинского райисполкома г.Нальчика. С 1982 по 1986 годы заместитель министра промышленности КБР, с 1986 года министр бытового обслуживания КБР. Избирался депутатом ВС КБР. С 1995 года директор департамента топлива и энергетики КБР. По национальности русский. Женат, трое детей.

По мнению В.Золотарева, топливно-знергетический комплекс является стержнем экономики. В его планы входит в ближайшие пять лет создание такого ТЭК в КБР. Надеется, что в республике будет своя нефтяная промышленность, своя электроэнергия, которую возможно республика будет экспортировать. Программа министерства топлива и энергетики КБР входит в федеральную программу “Топлива и энергетики”, поэтому осуществление поставленных задач министру видится с помощью Москвы [2].

По этническому составу новый Кабинет министров выглядит так:

Председатель Кабинета министров — балкарец. Из шести заместителей премьера пять кабардинцев, один русский.

Министры: печати и информации, здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, внутренних дел, культуры, науки и образования, промышленности, транспорта и связи, внешних связей возглавляют кабардинцы, они же возглавляют госкомитет по делам молодежи, физкультуре и туризму и госкомитет по управлению госимуществом. Итого — 10 ведомств, в том числе такие, как госкомимущество и внешнеэкономическое.

Министерства юстиции, труда и социальной защиты населения, экономики и торговли, а также Госкомитет по лесу возглавляют балкарцы. Итого — 4 ведомства.

Министерствами природных ресурсов и охраны окружающей среды и топлива и энергетики КБР, а также Госкомитетом по статистике и Госкомитетом по земельным ресурсам и землеустройству руководят русские. Итого — 4 ведомства.

В новом кабинете Министров национальный состав республики в определенной мере учтен и сделана попытка соблюсти какое-то равновесие. Это для многонациональной республики вопрос чрезвычайно важный. От распределения по этническому признаку министерских портфелей зависят многие вопросы этнополитического развития республики [3].

1.3.    Ежегодное послание президента КБР Парламенту КБР

22 февраля президент КБР на совместном заседании обеих палат Парламента республики зачитал свое традиционное ежегодное послание Парламенту КБР. В.Коков отметил, что настоящее послание предваряет задачи нового срока президентства. Он вновь повторил, что “программные установки предстоящей деятельности определены. Они зиждутся на безусловных ценностях: человек, семья, общество, республика, отечество. Мы намерены продолжить начатые преобразования без потрясений и перечеркиваний прошлого, обеспечить их решительный поворот на нужды человека”.

Президент сказал, что основное бремя реализации государственной политики приходится на исполнительную власть. Несмотря на изменения — и кардинальные во всех сферах жизни — система управления работает не на уровне нынешних задач. Поэтому управленческую сферу приходиться объявлять зоной особого внимания.

“Главное для правительства, — сказал президент, — сосредоточиться на совершенствовании стиля и методов работы, повышении ответственности кадров, оперативности в принятии управленческих решений для упреждения негативных тенденций”.

Валерий Мухамедович подчеркнул, что министерствам необходимо от отраслевого принципа перейти к функциональному принципу управления, что означает:

“проведение в соответствующих комплексах единой государственной политики, осуществление государственного контроля;

строгое разделение функций и полномочий по вертикали;

оптимизация структур министерств и ведомств;

переход от директивного управления к управлению через правовое регулирование;

определение форм и методов эффективного взаимодействия со структурами иных ветвей власти;

установление нормальных отношений с различными институтами гражданского общества”.

В послании также отмечалось, что для того, чтобы сделать власть доступной для населения, серьезное внимание государства будет уделено органам местного самоуправления.

В.Коков отметил, что “система исполнительной власти не заработает эффективно без наведения порядка в государственной службе и пересмотра принципов кадровой политики”.

В послании была подвергнута резкой критике судебная власть, которая должна обеспечивать действенную защиту прав граждан, но, по словам президента, она “не только не обеспечивает такой поддержки и контроля деятельности остальных ветвей власти, но и не справляется с другими своими прямыми обязанностями”.

Говоря об экономической составляющей Послания В.Коков назвал целью социально-экономического развития до 2001 года “достижение бюджетной самодостаточности за счет обеспечения устойчивого экономического роста и достижение на этой основе достойного уровня и качества жизни населения КБР”. Главная же задача нынешнего года, по словам президента, это — упорядочение экономики для повышения деловой активности и роста инвестиций, укрепление доходной части бюджета и стабилизация уровня жизни населения республики. Стержнем экономической политики должен стать подъем промышленного производства.

Что касается социальной сферы, то здесь главным названо следующее — “обеспечить резкое повышение эффективности всей системы социальной поддержки за счет ее адресности и более полного учета уровня нуждаемости”. По мнению президента, могут быть отменены многие льготы по профессиональному признаку. А ряд льгот и скидок для пенсионеров следует заменить денежными компенсациями и доплатами, что позволит сделать социальную помощь более понятной для ее получателей.

В.Коков заявил, что в области оплаты труда основным направлением “будет обеспечение роста реальной зарплаты в тесной увязке с результатами работы, квалификацией и профессионализмом”. Президент особо подчеркнул, что впредь задержки зарплаты будут преследоваться как уголовные преступления.

В.Коков перечислил меры, призванные обеспечить реализацию послания:

“Будет издан указ, регламентирующий осуществление основных мер, предусмотренных в послании.

Правительство КБР будет ежеквартально представлять президенту КБР отчет о выполнении послания на текущий год.

Намерен сам регулярно информировать население республики о ходе выполнения послания”.

После этого депутаты обоих палат Парламента КБР приняли постановление, в котором одобрили политику президента КБР В.М.Кокова, направленную на дальнейшее углубление политических и социально-экономических реформ в Кабардино-Балкарии [4].

1.4.    Деятельность парламента

11 февраля в Парламенте КБР состоялась пресс-конференция председателя Совета Республики Заурби Ахмедовича Нахушева.

Главной задачей Законодательно собрания в 1997 году спикер назвал завершение разработки и принятие Конституции КБР.

По его мнению, парламент сможет успешно работать и в сокращенном составе: восемь депутатов по различным причинам досрочно сложили полномочия. Срок полномочий нынешнего созыва истекает в начале декабря и поэтому, по мнению З.Нахушева, довыборы нецелесообразны.

Самому З.Нахушеву предстоит сменить председателя Совета представителей Парламента КБР М.Жабоева в Совете Федерации РФ. Согласно закону о ротации членов Совета Федерации, теперь председатель Совета Республики Парламента КБР будет представителем КБР в верхней палате Федерального Собрания России.

На вопрос о новой модели парламента по с новой конституции республики З.Нахушев сообщил, что на сегодняшний день имеются два проекта. В первом, подготовленном конституционной комиссией, представлена существующая ныне модель. Второй, разработанный группой депутатов, предусматривает однопалатный парламент численностью до 100 человек, работой которого будет руководить президиум, насчитывающий до 20 членов. В президиуме должны быть паритетно представлены основные народы, проживающие в Кабардино-Балкарии. При такой модели законодательного органа в республике президент, премьер-министр и председатель парламента (должность вице-президента не предусматривается) также должны быть представителями трех основных этносов.

Высказал свое мнение председатель Совета Республики и о новом составе Кабинета министров, подчеркнув, что обновление этого органа почти на две трети не осложнит деловые отношения между правительством и парламентом: “Мы и прежде всегда находили точки соприкосновения. А теперь рассчитываем на еще более плодотворное сотрудничество”.

Спикер отметил, что экономическая и социально-экономическая ситуация в республике, складывавшаяся в 1996 году, в той или иной мере накладывала отпечаток на деятельность парламента. Парламентарии в 1996 году приняли 33 законодательных акта. Из них 10 приняты на совместных заседаниях обеих палат, 23 — Советом Республики. Десять законов прошли процедуру первого чтения.

Особое внимание уделено было спикером проблеме погашения облигаций Сберегательного займа КБР 1996 года. Погашение этих облигаций должно произойти в марте 1997 года. “Если этого не случится, парламент обязательно отреагирует, поскольку уже дано разрешение на выпуск облигаций 1997 года”.

Что касается программы поддержки семьи, материнства и детства, то здесь не исключены задержки выплат. “Но если нам придется пойти на установление новых местных налогов для обеспечения этих выплат, по-моему, это будет правильно”, — заявил З.Нахушев.

О проблеме казачества Нахушев сказал: “Я поддерживаю реабилитацию казачества — но без вооружения и налоговых льгот. Вместе с тем хочу отметить: казаки кривят душой, когда говорят о защите русского населения. Странно, когда они говорят о Кабарде, давая понять, что балкарцы на их стороне...”. З.Нахушев сообщил, что парламент не получал официального запроса казаков по поводу приведения некоторых законодательных актов КБР в соответствии с Конституцией РФ, о чем говорилось на Совете атаманов Юга России.

По словам спикера, Кабардино-Балкария не попала в 19 субъектов РФ, в которых комиссией, организованной по поручению президента России, были обнаружены несоответствия региональных актов Конституции РФ. “К нам претензий со стороны федеральной власти нет. Но как председатель законодательной палаты я знаю — у нас есть некоторые расхождения. Над их устранением мы будем работать”, — отметил З.Нахушев [5].

1.5.    Деятельность общественных объединений и партий

21 февраля в Доме правительства прошла отчетно-выборная конференция Кабардино-Балкарской региональной организации ВОПД “Наш дом — Россия”. Прошло полтора года со времени образования в КБР этой организации. Вице-президент КБР Г.С.Губин отметил в своем выступлении, что отчетный период можно отнести в актив движения. Он подчеркнул, что в нынешнем году предстоит рассмотреть новую Конституцию КБР, провести выборы в Парламент КБР. Поэтому региональной организации НДР необходимо активизировать свою работу.

Затем с отчетом о проделанной за полтора года работе выступил председатель Совета организации Г.К.Пытов. В заслугу НДР оп поставил то, что кандидаты от движения одержали победу в республике на выборах 1995 года: практически все кандидаты от НДР получили поддержку избирателей на выборах местного самоуправления, в том числе и в Нальчикский городской Совет. Региональная организация принимала активное участие в выборах Президента РФ и Президента КБР и во многом способствовала победе на них Б.Н.Ельцина и В.М.Кокова. “Мы одними из первых поддержали кандидатуру В.М.Кокова на президентский пост. И потому с полным основанием можем считать, что успех ныне действующего президента республики наше движение воспринимает как собственный”. (Правда, по мнению наблюдателей, скорее успеху НДР способствует В.Коков, чем успеху Кокова — НДР.)

Делегаты конференции признали работу совета и исполкома региональной организации ВОПД НДР удовлетворительной. Председателем совета организации вновь был избран Г.К.Пытов, руководителем исполкома — А.Ш.Кушхаунов.

На прошедшем в апреле в Москве съезде движения “Наш дом — Россия” Кабардино-Балкарию представляли президент КБР Валерий Коков, депутаты Госдумы Владимир Сохов и Мухарби Ульбашев, председатель Совета Кабардино-балкарской региональной организации НДР Георгий Пытов, руководитель исполкома республиканской организации НДР Алексей Кушхаунов, заместитель министра топлива и энергетики КБР Кязим Уянаев.

Во вновь избранный совет движения избраны Валерий Коков и Мухарби Ульбашев (ранее в совет входил только В.Коков).

Компартия КБР начала обмен партийных билетов. Новый билет рассчитан на 12 лет и практически не отличается от билета старого образца. По словам председателя КП КБР Х.Келеметова, компартия считает обмен билетов крупным политическим событием, которое должно способствовать укреплению партийных рядов. Вместе с тем коммунисты никого не намерены уговаривать и зазывать в партию. Новые билеты получат те, кто активно претворяет в жизнь идеи Ленина и активно участвует в деятельности самой партии. “Отсеются члены партии, а останутся настоящие коммунисты”. Обмен партбилетов, в то же время, не должен сократить численность коммунистов в республике (сейчас их около 4 тысяч). Наоборот, Келеметов надеется, что она увеличится, так как “в последнее время много людей изъявляют желание вступить в компартию, и среди них все больше молодежи” [6].

На состоявшемся 19-20 апреля в Москве в IV съезде КПРФ от Кабардино-Балкарии присутствовали:

Келеметов Х.Т. — первый секретарь Кабардино-Балкарского рескома КПРФ,

Живоглазов Ф.Т. — руководитель Нальчикской партийной организации,

Моллаев М.И. — руководитель Эльбрусской партийной организации,

Мусов М.М. — руководитель Баксанской партийной организации.

Хабас Келеметов избран вновь в ЦК КПРФ.

2.    ТЕРРОРИЗМ

8 января 1997 г. Нальчике произошел сильный взрыв. Неустановленное взрывное устройство было заложено в торец здания парламента. Взрывом выбило все стекла в левом крыле парламента, а также в окнах здания Федерации независимых профсоюзов КБР, выходящих в сторону парламента [7]. К счастью взрыв произошел в вечернее время, и никто не пострадал.

В воскресенье 19 января примерно в половине первого дня в цокольном этаже республиканской прокуратуры прогремел взрыв. Помещение, в котором это случилось, арендовалось частными лицами под столовую. Первоначальная версия причины взрыва — утечка газа. Два дня на месте взрыва работала специально прибывшая из Москвы группа экспертов. Версия утечки газа не подтвердилась — взрыв был делом рук подрывника.

Взрыв в прокуратуре напоминал взрыв в парламенте. Оба взрывных устройства располагались в торцевых частях зданий, в обоих случаях исполнители рассчитывали время так, чтобы не было человеческих жертв: в парламенте взрыв произошел поздно вечером, а в прокуратуре — в воскресный день, когда в здании никого не было. Но так как в тот день там случайно оказался повар, то он получил тяжелые повреждения.

Версию о взрыве газа можно связать с нежеланием будоражить население и стремлением не волновать высоких гостей, которые через три дня должны были приехать на инаугурацию президента КБР [8].

Трудно разобраться еще в том, какие цели преследовали организаторы и исполнители этих актов. Но ситуацию в республике они могли накалить.

В создавшихся условиях, в целях обеспечения безопасности населения КБР, предупреждения террористических актов 27 января 1997 г. президент КБР издал указ “О обеспечении безопасности населения КБР, предупреждению террористических актов”.

В п.1 указа много внимания уделяется созданию республиканских и районных временных оперативных штабов из руководителей правоохранительных органов, служб гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других структур органов власти и учреждений.

Очень важным в нынешних условиях является п.4 Указа, предусматривающий:

— совместное патрулирование сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск МВД,

— создание мобильных групп из подразделений МВД КБР, а при необходимости- частей Министерства обороны, дислоцирующихся в КБР, способных пресечь террористические акты,

— проведение комплексных проверок предприятий, а также общественных объединений, с целью выявления незаконного хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных опасных для жизни и здоровья веществ и принятие в отношении нарушителей предусмотренных законом мер,

— выявление и пресечение незаконной деятельности лиц, которые могут быть причастны к организации и проведению террористических актов.

По мнению экспертов, этот указ не противоречит конституциям РФ и КБР. Основные его цели, в первую очередь защитительные, и направленные на поддержание правопорядка, охрану границ, обеспечение защиты населения, учебных и детских учреждений, объектов жизнеобеспечения и т.д.

Механизм обеспечения исполнения указа, предусмотренный в п.6, заключающийся в ужесточении контроля за нахождением на территории республики лиц без определенного места жительства и занятий, задержание и выдворение лиц, вызывающих подозрение, досмотр транспортных средств, также, по оценкам юристов КБР, не противоречит закону.

В ночь на 21 апреля в г. Нальчике произошел взрыв на площади 400-летия присоединения Кабарды к России. Взрывное устройство (открытого типа, 700-800 г. тротила) было подложено под постамент памятника, называемого в народе “Памятник Марии” (жена Ивана Грозного, дочь кабардинского князя Т.Идарова). В результате взрыва сам памятник, за исключением нескольких гранитных плит цоколя, не пострадал. Взрывной волной были выбиты стекла стоящего позади памятника Музыкального театра и ряда близлежащих зданий, в том числе и здания ФСБ КБР.

Взрыв был слышен в радиусе практически во всем городе. Разрабатывается несколько версий. Но пока основной считается взрыв с хулиганских побуждений. Многие считают, что взрыв связан с чеченскими террористами, но официальные лица воздерживаются от подтверждения или отрицания такой связи. Председатель Совета Республики Парламента КБР З.Нахушев сказал: “Я глубоко убежден, что извне к нам никто не пришел. Все взрывы, которые произошли в последнее время местного происхождения и осуществлены с единственной целью: дестабилизировать обстановку в республике, внести разлад между проживающими в ней народами, между КБР и Россией, с чем не могу смириться. Что же касается “чеченского следа”, то видимо, у жителей этой республики и своих забот хватает”.

По мнению прокурора республики Р.Абазова, сейчас можно только предполагать, какие мотивы двигали преступниками. тем не менее взрыв был рассчитан на привлечение внимания, потому что место и время исключают возможность появления человеческих жертв. Он отметил, что взрыв на площади “ в общем-то напоминает, взрывы в парламенте и в прокуратуре (они произошли в начале года). Это большое счастье, что никто не пострадал. Но сегодня самое серьезное последствие взрыва — то, что население взбудоражено, люди боятся за себя, за свои жизни”.

В пресс-центре УФСБ подчеркнули, что данное ведомство рассматривает взрыв скорее не как акт терроризма, а как акт вандализма и хулиганства, поскольку объектом стал памятник культуры.

Оперативно-следственные работы ведутся и все правоохранительные органы работают в тесном взаимодействии. Следует сказать, что подобные преступления достаточно трудно раскрыть.

Кроме “народной” “чеченской” версий и официальной “хулиганской” версии бытует еще одна — “интеллигентская”, религиозная. Некоторые считают, что преступление могло быть совершено ваххабитами, которые вслед за Дагестаном и Чечней появились и в нашей республике. Косвенно об этом можно судить и по ряду высказываний президента республики, где он особое внимание уделил теме религий и особо отметил, что ваххабизм чужд народам Кабардино-Балкарии. “Действительно, эмиссары чуждых нам идеологий и вероисповеданий проникли в наши села, в духовные учебные заведения не во благо наше (в КБР несколько лет действует исламский университет, финансирование которого осуществляется в определенной мере и за счет ряда мусульманских стран, в том числе Саудовской Аравии. — С.А.). Это недостаток работы духовных управлений- но прежде всего, глав администраций городов и сел” -заявил В.М.Коков 29 апреля [9].

3.    БЕЖЕНЦЫ

В Кабардино-Балкарии в основном находятся беженцы из Чечни. В ноябре 1996 года правительство КБР обратилось к беженцам с просьбой вернуться домой в связи с завершением боевых действий. Тогда же было принято решение о перерегистрации всех размещенных в официальном порядке в санаториях и домах отдыха КБР беженцев из Чечни. На 31 января 1997 года в КБР проживает 2500 официально прошедших перерегистрацию беженцев. Еще в ноябре 1996 года официальные власти КБР заявляли о более 7 тысяч беженцев из Чечни. В КБР проживает около 20 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из Чечни, которые официально не зарегистрированы (неофициальные оценки дают цифры до 30 тысяч беженцев). В выборах президента Чечни приняли участие около 1200 беженцев, проживающих в КБР. Из Ингушетии прибыло 20 автобусов, оплаченных центризбиркомом Чечни, на которых поехали 400 человек. Остальные добивались до Малгобека, где был ближайший избирательный участок, на другом, зачастую на своем транспорте. Организовывала поездку беженцев из Чечни представитель президента Ичкерии З.Яндарбиева гражданка КБР М.Датчиева.

Проблема беженцев в КБР на сегодняшний день стоит еще достаточно остро в первую очередь из-за сложностей с финансированием. С 1 января 1997 года Федеральная миграционная служба РФ официально уведомила власти КБР, что финансирование пребывания беженцев из Чечни в республике прекращается. За федеральными властями накопился за прошлый год долг в 30 млрд. рублей, который все же обещают вернуть. В ноябре в КБР принято специальное постановление о прекращении приема беженцев. С начала чеченского конфликта Кабардино-Балкария не входила в число регионов, которые согласно постановлению Правительства РФ должны были принимать беженцев из Чечни. Прием беженцев был акт доброй воли соседей, протянувших руку помощи в трудное время.

В Нальчике открылся консультативный офис Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), задача которого содействовать возвращению беженцев из Чечни. Такие же офисы открыты не только в Нальчике, но и в Дагестане, Ингушетии и Ставропольском крае. Представители офиса встретились в январе с беженцами из Чечни и обсудили с ними проблемы возвращения. Большинство беженцев планируют вернуться домой. Проблема только в сроках. В связи с нефинансированием беженцев федеральными органами миграционная служба КБР считает, что программа возвращения беженцев должна завершиться в январе-феврале. Сами беженцы же настроены уехать, когда станет тепло и можно будет приступить к восстановительным работам у себя.

По сообщению средств массовой информации (со слов полевого офицера УВКБ Жана-Марка Плантиво) УВКБ обеспечит каждого возвращающего в Чечню беженца матрацем, одеялом, двухмесячным запасом пищи, а каждую семью — кухонным набором, моющими средствами и емкостями для воды.

Проблемы возвращения беженцев в Чечню усугубляются рядом проблем, в первую очередь с предоставлением специальной медицинской помощи нуждающимся в ней беженцам (таковая помощь в Чечне сейчас отсутствует), учебой детей в школах и других учебных заведениях, в связи с чем такая категория беженцев желали бы остаться здесь до конца учебного года.

Особо стоит проблема с русскоязычными беженцами из Чечни. Не вызывает никакого сомнения то, что они не захотят вернуться обратно, несмотря на прекращение военных действий. Чечню вряд ли кто в соседних с ней республиках рассматривает как составную часть России. В связи с этим сохраняется опасность новых вооруженных столкновений. Русские беженцы из Чечни, по всей вероятности, из КБР никуда не уедут. Но, как было сказано выше, КБР не входит в число регионов, которые согласно постановлению Правительства РФ, должны принимать беженцев из Чечни, поэтому законным способом никто из них не сможет остаться в КБР на постоянное жительство.

4.    ВИЗИТЫ

В конце апреля на Северный Кавказ, в том числе и в КБР с ознакомительным визитом прибыл Полномочный министр ФРГ Рудольф Шмидт с сопровождающими лицами.

24 апреля его принял премьер-министр КБР Хусейн Чеченов. Во встрече принял участие министр внешних связей КБР Владимир Жамборов.

Господин Шмидт дал небольшую пресс-конференцию для журналистов.

Он так обозначил основную цель своей поездки — ”установление первых личных контактов с руководством КБР. Свое внимание к республике он объяснил тем, что “к “Кабардино-Балкарии, играющей роль Швейцарии на Северном Кавказе, интерес особый”.

Немцы — в лице своего полномочного министра — намерены повысить уровень обмена информацией между сторонами, и углубить уже имеющиеся экономические отношения. В этом плане, по мнению Рудольфа Шмидта представляет особый интерес “особая экономическая зона” Кабардино-Балкарии. Наибольший интерес вызвали возможности туризма, спорта и высокотехнологичных производств, унаследованных экономикой КБР от военно-промышленного комплекса. Он сказал, что всю информацию он передаст экономическим представителям Германии в Москве, и руководителям немецких фирм. Впрочем, это ни к чему не обязывает. Когда идет разговор о сотрудничестве “не подразумеваются прежде всего инвестиции. Сначала обмен товарами. И если он удовлетворяет обе стороны, можно задуматься и о более глубоком сотрудничестве”, то есть возможен перенос части производства в другую страну. Фактически это означает, что немцев привлекает не столько наше производство, сколько дешевая рабочая сила.

Министр согласился, что жители Германии не имеют достаточно полного представительства о Кавказе в целом, и его отдельных регионах:”Очень трудно дифференцировать одну республику от другой, когда сообщения из Чечни, например идут на фоне карты Кавказа”.

Господин Шмидт проявил интерес к местным средствам массовой информации. Его поразило, что гонорары журналистов не облагаются налогом, а проезд в общественном транспорте для членов Союза журналистов — бесплатный.

Во время трехдневного визита Р.Шмидт посетил г. Тырныауз, Приэльбрусье, в Нальчике встретился со студентами университета и муфтием. Особого интереса к немцам проживающим в Кабардино-Балкарии и обществу “Видергебург” проявлено не было [10].

5.    ИТОГИ: Пресс-конференция президента

Об итогах развития социально-экономической и общественно-политической ситуации в республике на сегодняшний день можно судить по пресс-конференции президента КБР В.Кокова, которая состоялась 29 апреля в Доме правительства. По его словам, они неутешительны. На 9% сократился объем валового национального продукта, нет роста промышленного производства, низки показатели работы транспорта и всех сфер обслуживания. Президент сказал, что задолженность по зарплате сейчас составляет по республике 90 млрд. рублей. Наибольшая часть ее падает на предприятия и организации промышленности и строительства. Президент заметил, что не всегда выполняются указы по первоочередной выплате зарплаты и здесь положение будет исправляться с помощью жестких административных мер.

К позитивным моментам В.Коков отнес то, что улучшились дела в агропромышленном комплексе, есть рост продукции животноводства, лучше, чем в прошлом году организован весенний сев. Отметил и тот факт, что сейчас перестала расти задолженность бюджетной сферы. Есть средства для полного расчета по пенсиям за апрель. Выделено 28,9 млрд. рублей для выплаты детских пособий за март-апрель.

По словам В.Кокова, пока не удалось от лица государства поддержать некоторые промышленные предприятия республики. На сегодняшний день отобрано более двадцати таких предприятий. Президент выразил надежду, что с помощью 50 млрд. рублей из республиканского бюджета, российских заимствований и иностранных кредитных линий, в которые предполагается включить более 20 проектов КБР, удастся осуществить поддержку этих предприятий.

В пресс-конференции особое внимание было уделено террористическим актам на Северном Кавказе. В.Коков считает, что есть определенные силы, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки в регионе. По мнению президента КБР заинтересованы в этом спецслужбы многих зарубежных стран, не только на Ближнем Востоке, но и на Западе, у которых есть пособники и в России — различные политические партии, общественные объединения. Сейчас подняты все силы, подчеркнул Валерий Мухамедович, для предотвращения диверсионных актов. Несмотря на то, что взрывы, к счастью, не такие страшные, прозвучали и у нас, обстановка контролируется, сказал президент. Уже найдены шесть группировок, есть адреса и фамилии (не называемые в целях следствия). Глава республики заверил, что “в течение месяца мы будем знать фамилии организаторов этих акций на Северном Кавказе”.

Характеризуя с позиции заместителя Совета Федерации положение КБР в составе РФ, В.Коков отметил, что наша республика абсолютна равна со всеми другими субъектами Федерации, но есть и свои особенности, определенные договором РФ от 1 июля 1993 года, где четко обозначены и совместные полномочия, и полномочия каждой из сторон. Президент также сообщил, что в июне 1997 года с Федеральным правительством будут заключены 12 соглашений, регулирующих полномочия совместного ведения.

В.Коков подчеркнул, что Кабардино-Балкария благотворно влияет на единение народов России, приведя в пример Дни КБР в Москве, и поддерживает все благоприятные процессы, к примеру, объединение с Беларусью, которое он назвал инструментом укрепления российской государственности и оплотом мира и безопасности в Европе.

На пресс-конференции был поднят вопрос и о различных религиозных течениях христианства, которые ведут чуждую местному менталитету работу. Миссионеры, по мнению спрашивавшего, якобы проводят “духовный террор населения”. В.Коков отметил, что в этом есть вина глав местных администраций, которые самоустранились от такого рода работы. Проблема обостряется еще и тем, что на базе этих новоявленных сект возникают диверсионные центры, центры интеграции с уголовными элементами. Поэтому сейчас разрабатываются конкретные меры, которые обеспечат поддержку традиционных для нашей республики религий.

Отвечая на вопрос о том, не отразится ли секвестирование российского бюджета на бюджете КБР В.Коков отметил, что предполагаемый объем секвестра — 100 триллионов рублей — цифра нереальная. По его мнению, сокращено будет 50-60 триллионов рублей. На сегодняшний день позиции Кабардино-Балкарии защитить удалось и они останутся такими же и после секвестирования. К примеру, на программу свободной экономической зоны из федерального бюджета будет выделено 120 миллиардов рублей, поступят деньги и на программу социально-экономического развития балкарского народа, многие федеральные программы, в том числе строительство Черекского каскада ГЭС. По словам президента, работа правительства КБР направлена на то, чтобы исполнить бюджет, не урезать его, и в случае необходимости пойти даже на заимствования.

Внимание на пресс-конференции было уделено и вопросам заложников. В частности судьбе жительницы КБР, находящейся в плену в Чечне. В.Коков заверил, что будут предприняты все меры, чтобы вернуть ее и других заложников. К тому же, будет принят нормативный акт, жестко карающий такой вид преступной деятельности. Он отметил, что иногда инициаторами подобных преступлений выступают жители КБР, и поэтому теперь любое дело, связанное с пленением людей будет предаваться огласке, чтобы население знало, кто является пособниками бандитов.

Президент также ответил на вопрос о своем отношении к институту представительства Президента РФ на Северном Кавказе: “Когда это обсуждалось, мы сказали Борису Николаевичу:”Все руководители территорий избраны народом. А если так, то нам надо доверять, мы тогда горы свернем. Если доверяете, не надо нам подсаживать соглядатаем”. В.Коков расценил создание разного рода “северокавазских управлений и комитетов”, как противоречащую Конституции и Федеративному Договору попытку отдалить, “отставить” национально-государственные образования от федерального центра [11].

Источники

1.  .Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 30 января — С. 1; Советская молодежь. — Нальчик, 1997. —
7 февраля. — С. 2; Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 31 января. — С. 1.

2.  Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 3 апреля. — С. 1.

3.  Кабардино-Балкарская правда. Нальчик. — 1997 — 20 января.

4.  Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 14 февраля. — С. 2; Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 14 февраля. — С. 1;

5.  Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 26 февраля. — С. 1; Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 27 февраля. — С. 1.

6.  Газета юга. — Нальчик, 1997. — 24 января.

7.  Северный Кавказ. — Нальчик, 1997.

8.  Северный Кавказ. — Нальчик, 1997. — 24 января; Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 24 января.

9.  Новый вариант. — Нальчик, 1997. — №10. — С. 1; Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 25 апреля. — С. 1; Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 24 апреля. — С. 1.

10. Газета Юга. — Нальчик, 1997. — 30 апреля. — С. 1; Новый вариант. — Нальчик, 1997. — №11. — С. 2.

11. Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 2 мая. — С. 2; Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 30 апреля. — С. 1.

 

 

 



* Раздел “Политика” настоящего обзора написан при участии Тимура Чингизханова. Использованы сведения базы данных “Лабиринт” информационно-экспертной группы “Панорама”.