Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Независимый информационно-аналитический центр “ГАБИТУС”

Н. ПОГОДАЕВ,

О. ГРИБАНОВА,

Н. КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в мае 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ органов государственной власти и местного САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1.    Деятельность исполнительной власти

1.1.1.    Заседание “Сибирского соглашения”

В Красноярске состоялось заседание Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение”. Губернаторы и главы представительных органов власти сибирских субъектов Федерации обсуждали два документа — “Концепцию бюджета РФ на 1998 год” и проект Налогового кодекса РФ. Впервые в новейшей истории России была создана группа по доработке концепции бюджета с участием представителей Минфина и регионов, причем сибирских. Для первого заместителя губернатора Новосибирской области В.Киселева “большой совет” определенно стал личным успехом. Новосибирский вице-губернатор выступил там с отдельным докладом — после А.Чубайса и заместителя министра финансов Шаталова. Как сообщил В.Киселев, федеральная сторона приняла несколько важнейших требований регионов. Среди них — отчисления в бюджеты территорий от налога на добавленную стоимость, сохранение дотаций сельскому хозяйству, увеличение бюджета дорожного фонда, выделение федеральных ссуд региональным бюджетам на выплату отпускных работникам образования, погашение задолженности по трансфертам прошлого года, погашение задолженности центра по содержанию принятого регионами ведомственного жилья и объектов соцкультбыта [[1]].

1.1.2.    Постановления и распоряжения

5 мая глава администрации Новосибирской области В.Муха подписал постановление “О некоторых вопросах финансирования бюджета области в 1997 году”. В постановлении управлению финансов и налоговой политики поручено ежеквартально представлять на утверждение главе администрации платежный календарь по областному бюджету в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Главам территориальных администраций районов и городов области разрешено проводить взаимозачеты при исполнении территориальных бюджетов районов и городов в размере не более 30% от суммы поступающих в соответствующие бюджеты доходов.

Также подписаны следующие постановления: “О создании межведомственной антитеррористической комиссии Новосибирской области”; “О создании машинно-технологических станций” [[2]].

В целях планомерного проведения финансирования по направлениям, предусмотренным областным бюджетом на 1997 год, глава обладминистрации В.Муха подписал распоряжение “О поквартальном распределении областного бюджета на 1997 год”. Доходы и расходы бюджета колеблются в пределах от 892 млрд. рублей до 1,1 трлн. рублей в квартал.

23 мая глава обладминистрации своим распоряжением утвердил лимиты государственных инвестиций на 1997 год, финансируемых за счет средств федерального бюджета по отраслям и федеральным целевым программам по администрации Новосибирской области. Государственные инвестиции в размере 257 млрд. рублей будут распределены следующим образом: 186 млрд. — на метрополитен, 7 — на восстановление института связи, 64 — на программу “Жилище”. Из последних 64 млрд. около 10 пойдет на кредитование застройщиков по программе “Свой дом”.

В связи с продолжающимся ухудшением финансово-экономического положения в промышленности и в целях оперативной выработки и реализации предложений по обеспечению устойчивой работы предприятий, мер их экономической поддержки и финансового оздоровления, структурной перестройки и конверсии производства, инвестиционных проектов и территориального заказа принято решение создать координационный совет по вопросам промышленности при главе администрации области. Среди 29 членов совета — директора крупнейших промышленных предприятий, АО, компаний и банков [[3]].

 

26 мая утверждено положение об областной комиссии по проведению Года согласия и примирения. Комиссия будет организовывать и проводить совещания, консультации и другие мероприятия с участием представителей политических партий и движений, общественных и религиозных объединений, деятелей науки и культуры. Заседания комиссии будут проводиться 1 раз в 2 месяца. Члены комиссии будут работать на общественных началах.

1.1.3.    Заседание экономического совета мэрии Новосибирска

В мэрии состоялось заседание экономического совета, в работе которого приняли участие руководители крупнейших банков, промышленных предприятий и служб мэрии. Вел заседание вице-мэр В.Городецкий. Первым вопросом для обсуждения была подготовка к зиме. Особенностью минувшего года было отсутствие “живого” финансирования на создание топливного запаса на зиму. 450 млрд. рублей в стоимостном выражении было получено налогами и векселями. Третий год мэрия всю налоговую базу разбивает между поставщиками топлива.

Второй вопрос заседания остался лишь заявкой на серьезную тему развития Новосибирска до 2010 года как центра научно-технических разработок и технологий. Проект разрабатывался Новосибирской торгово-промышленной палатой [[4]].

1.2.    Деятельность представительных органов

1.2.1.    Областной Совет

Состоялась 32-ая сессия областного Совета депутатов. Во втором чтении был принят Закон “О местном самоуправлении Новосибирской области”. Напомним, что основная причина его длительного обсуждения — вопрос о совмещении в Новосибирском городском Совете должностей председателя Совета и главы администрации. Наибольшую активность по разделению этих должностей проявили вновь избранные в городской Совет депутаты от ЛДПР, которые, имея в горсовете относительное большинство, желали поставить на должность председателя горсовета своего человека. По статьям закона, где не было найдено согласованного решения, применили нормы федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в РФ” и Устава области. И теперь важнейший пункт 2 статьи 23 Закона “О местном самоуправлении в Новосибирской области” звучит так: “в соответствии с уставом муниципального образования, председателем Совета может быть глава муниципального образования, избранный населением непосредственно либо депутат, избранный на эту должность”.

Затем в первом чтении был принят Закон “О границах избирательных округов по выборам депутатов Новосибирского областного Совета депутатов”. Этот закон сейчас особенно актуален, поскольку приближается декабрь, а вместе с ним и выборы нового состава областного Совета [[5]].

Сессия заслушала протест прокурора области на статьи областного Устава и в первом чтении приняла решение о внесении изменений в Устав. В проекте закона предлагается закрепить в Уставе, что в исключительном ведении Совета должны находиться полномочия по бюджетным и налоговым вопросам, вопросам управления собственностью, переданные органам государственной власти области законом или иным нормативным правовым актом области [[6]].

Принят закон “О внесении изменений в Закон Новосибирской области “О выборах главы администрации Новосибирской области”. В частности, теперь губернатором может быть и гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, поправки касаются и ряда организационных вопросов [[7]].

Опубликован Закон Новосибирской области “Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области” [[8]].

На сессии глава администрации области В.Муха в выступлении по вопросу “О состоянии бюджетного финансирования народного образования” дал объективную оценку сложившемуся критическому положению с выплатой зарплаты учителям, сообщил, что принятые администрацией меры позволят изыскать финансовые ресурсы в сумме 108 млрд. рублей для выплаты заработной платы и отпускных работникам образования в июне-июле 1997 года. На эти цели в область уже поступило из Москвы 80 млрд. рублей, в ближайшее время ожидается поступление еще 120 млрд. рублей [[9]].

Опубликовано решение Новосибирского областного Совета депутатов “О состоянии бюджетного финансирования народного образования области”. Администрациям области, города Новосибирска, территориальным администрациям районов и городов предлагается разработать меры по ликвидации задолженности по заработной плате учителям и представить их на рассмотрение до 15 мая 1997 года [[10]].

В острой дискуссии прошел вопрос об использовании средств областного бюджета, перечисленных в Фонд социальной поддержки населения, а также областного имущества, переданного фонду. Этот фонд находится сейчас в тяжелом финансовом положении, оказался без средств, и, как сказано в пояснительной записке, “не имеет возможности выполнять функции, ради которых был создан: быть резервным фондом социальной поддержки населения и финансировать областные социальные программы”. Фонд лишился базового источника своей деятельности в связи с развалом “Белонфинбанка”. К тому же в его деятельности за 1992-1995 годы выявлены серьезные нарушения финансово-хозяйственной деятельности. Все это и вызвало критическую оценку депутатами деятельности фонда, отразилось это и в принятом решении, в котором отмечена недостаточная работа управления по руководству фондом.

В результате депутатских слушаний Новосибирского областного Совета депутатов по вопросу “Об отношении к Союзу Республики Беларусь и России” принято заявление, в котором членам Совета Федерации, депутатам Госдумы от Новосибирской области предложено всемерно содействовать незамедлительному принятию и ратификации Договора и Устава Союза Республики Беларусь и России. Подводя итоги слушаниям, заместитель председателя областного Совета В.Карпов подчеркнул, что давно не наблюдалось столь высокой активности жителей города и области, от которых поступила масса откликов, предложений и замечаний. В 19 районах области приняты официальные решения представительных территориальных органов в поддержку союза [[11]].

По словам начальника управления промышленности Новосибирской области А.Яковлева, итоги введения налоговых льгот для промышленных предприятий осенью 1996 года оказались положительными. По его словам, прощение пени и снижение ряда местных налогов для оборонных градообразующих предприятий привело к почти двукратному увеличению поступлений налоговых платежей в четвертом квартале прошлого года. Сейчас постановление областного Совета, вводящее эти меры, уже не действует, и объем налоговых платежей снова приблизился к нулю. Управление промышленности направило в комитеты экономики и промышленности областного Совета письма с предложениями внести на одну из ближайших сессий Совета вопрос о продлении названных мер.

1.2.2.    Городской Совет

Восьмая внеочередная сессия Новосибирского городского Совета депутатов избрала заместителя председателя Совета. Им стал Анатолий Афанасьевич Пушкин. Несомненно, у А.Пушкина, как представителя партии, имеющей наибольшее число голосов в Совете (ЛДПР), были максимальные шансы стать заместителем председателя. А.Пушкин родился в 1949 году в Новосибирске. После окончания НИИЖТ служил в армии, затем некоторое время работал на заводе, занимался научной работой и преподавательской деятельностью в НИИЖТ. Защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата технических наук. В 1994 году организовал научно-производственную фирму “Компаньоны ЛТД”, в которой реализованы научные разработки в области применения железобетонных конструкций и энергоизоляционные составы. Тогда же он окончил курсы бухгалтеров. Два года назад вступил в ЛДПР. Сейчас — заместитель председателя организации ЛДПР Заельцовского района. В горсовете стал председателем комитета по бюджету, финансам и налогообложению [[12]].

Вторым вопросом стоял вопрос о работе депутатов на постоянной основе. Заявление на освобожденную работу подали 10 депутатов (из них 4 — председатели комитетов, несколько их заместителей). Необходимость ввести освобожденные депутатские места обосновывалась тем, что, как говорили депутаты, им невозможно эффективно заниматься защитой интересов избирателей, отработав 8-часовой рабочий день. Председатель комиссии по социальной политике А.Филичев высказал свое особое мнение: “Дело не в размере зарплаты, а в принципе. Никто из депутатов, избираясь, не говорил, что идет на освобожденную работу. Депутаты Госдумы (кроме И.Аничкина) забыли избирателей, не ведут личных приемов. Депутат, получающий зарплату, может превратиться в чиновника. А если есть желание на самом деле работать, то человек будет работать и без зарплаты”. Совет принял решение еще раз на комиссиях рассмотреть программы депутатов, желающих работать на постоянной основе, а уже затем вынести их обсуждение на сессию [[13]].

Прессе были высказаны претензии в раздувании страстей вокруг предполагаемой депутатской зарплаты (по мнению некоторых СМИ, она составит от 1,5 до 2,5 миллиона). Если бы депутаты еще на прошлой сессии назвали конкретные цифры, этого бы не случилось. Голые оклады депутатов, работающих на постоянной основе, выглядят так: депутат — 850, заместитель председателя комиссии — 980, председатель комиссии — 1110, заместитель председателя Совета — 1360 тысяч рублей. Не стали скрывать депутаты желание иметь и 90%-ную надбавку [[14]].

 

Мэр Новосибирска В.Толоконский выразил недовольство депутатами, которые при обсуждении бюджета внесли строку об их содержании в сумме 800 млн. рублей. Прошлый состав городского Совета, по его словам, тратил в 20-30 раз меньше. Вообще взаимоотношения городского Совета с мэром остаются сложными. Депутаты городского Совета собрали пресс-конференцию, на которой выразили недовольство мэром: что он не хочет встречаться с депутатами, в том числе со своим заместителем; не руководит работой Совета, не занимается подготовкой к сессии. В интервью прессе В.Толоконский отверг все обвинения, доказав их необоснованность и надуманность [[15]].

1.2.3.    Бердский городской Совет

В Бердске фактически приостановлена деятельность выборного органа — территориального Совета депутатов. 16 мая областной суд по жалобе В.Шапрана, бывшего кандидата в депутаты, принял решение признать недействительными выборы в Бердский городской Совет депутатов от 8 декабря 1996 года и довыборы, проведенные 16 марта 1997 года, — по всем 39 избирательным округам. Из примерно полутора десятков нарушений федерального и областного законодательства, которые В.Шапран инкриминировал бердским властям, около половины сочтены имеющими принципиальное значение. Среди них, кстати, нарушения записанных в федеральном законе правил нарезки избирательных округов (такие же нарушения допущены при нарезке округов в городе Новосибирске). Бердские депутаты могут обжаловать решение областного суда в Верховном суде РФ, в случае подтверждения вердикта будут назначены новые выборы. В.Шапран решил подать в областной суд новое исковое заявление — о признании недействительными выборов во все территориальные Советы области сразу. Удовлетворение этого иска будет означать роспуск Советов городов областного подчинения и районных Советов. В новом иске используется аргументация, уже прошедшая проверку в областном суде. Вот лишь один из доводов В.Шапрана: решение о проведении выборов в территориальные органы государственной власти было принято 24 сентября 1996 года со ссылкой на закон “О выборах депутатов” соответствующих органов. Проблема в том, что этот закон вступил в силу лишь 10 октября, то есть после принятия решения. Кроме того, решение областного Совета о проведении выборов не было опубликовано в официальной печати. Согласно статье 61 Устава Новосибирской области, это значит, что названное решение до сих пор не вступило в силу.

Отметим, что В.Шапран, активист Российской народно-республиканской партии, не скрывает своего отрицательного отношения к коммунистической идеологии и КПРФ. Свои действия он рассматривает как борьбу против коммунистического засилья в области [[16]].

1.3.    Сибирский военный округ

В СибВО состоялось очередное заседание Военного совета, на котором командующий войсками военного округа В.Копылов сообщил, что его рапорт об увольнении из Вооруженных Сил по состоянию здоровья удовлетворен. Необходимо отметить, что во время его службы СибВО по итогам военного обучения стабильно был одним из лучших в Российской армии. Не снизились показатели боевой подготовки и в последний период недостаточного финансирования армии. Однако, следует также отметить и то, что в последнее время командующий СибВО все чаще упоминается в центральной прессе в связи с фактами коррупции в СибВО. Уже находятся под следствием 4 старших офицера СибВО, обвиненных во взяточничестве и манипуляциях с недвижимостью. Местные СМИ все более склоняются к мысли, что генерала подвинули к отставке последние скандалы в семье командующего. По информации, полученной в пресс-центре облУВД, в Москве недавно был задержан сын командующего за причастность к совершению ряда тяжких преступлений, ему инкриминируется несколько убийств [[17]].

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.    Итоги экономического и социального развития области

Новосибирский областной комитет государственной статистики подвел итоги экономического и социального положения Новосибирской области в первом квартале 1997 года. По предварительной оценке, реальный объем валового внутреннего продукта сократился по сравнению с январем-мартом 1996 года на 7%. При этом производство товаров снизилось на 14%, производство услуг — на 3. Физический объем производства составил 85% от уровня первого квартала прошлого года. Из 110 важнейших видов продукции, производимых в области, допущено снижение выпуска 76 видов (из них более чем в 2 раза — 23), не производилось 7 видов, увеличился выпуск 23 видов продукции. Электроэнергетика занимает 29,3% в структуре областного промышленного производства. Выпуск продукции отрасли снизился на 10,9%. В топливной промышленности производство сократилось на 30%. Машиностроение и металлообработка, имеющие наибольший удельный вес в промышленном производстве области, снизили в первом квартале физический объем производства на 10,3%. На предприятиях, осуществляющих конверсию военного производства, выпуск продукции снизился на 29,6% при увеличении выпуска военной продукции на 18,4%.

По состоянию на 1 апреля 1997 года, к частной и смешанной формами собственности относятся 76,3% крупных и средних промышленных предприятий области. Ими произведено с начала года 84,2% областного объема продукции. В первом квартале увеличили выпуск продукции только муниципальные предприятия — на 46,8%. Предприятия со смешанной без иностранного участия формой собственности снизили производство на 13,1%, с частной — на 16,4%, с государственной — на 29,7%, с собственностью общественных объединений и организаций — на 43,2%

Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) по предприятиям и организациям всех форм собственности составили 575,7 млрд. рублей за счет всех источников финансирования, что на 19% меньше чем в первом квартале 1996 года. В течение последних лет произошла переориентация инвестиций на строительство объектов непроизводственного назначения. Доля затрат на непроизводственное строительство увеличилась с 36% в 1994 году до 40 в первом квартале 1997 года. Снижение инвестиций в производственное строительство по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 13%. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий и организаций. На их долю приходится 55% от общей суммы капитальных вложений. В текущем году несколько увеличился удельный вес инвестиций, приходящихся на предприятия государственной формы собственности, он составил 54% против 52 в первом квартале 1996 года.

Объем валовой продукции сельского хозяйства за первый квартал 1997 года в сопоставимых ценах сократился против соответствующего периода предыдущего года на 6%.

Внешнеторговый оборот области сложился в сумме 133,9 млн. долларов (экспорт — 45,4, импорт — 84,9), в том числе по товарам — 121,8 (экспорт — 36,9, импорт — 84,9) и по услугам — 12,1 млн. долларов (10,2 и 1,9 соответственно). Заметно снизилась внешнеэкономическая активность предприятий. Экспорт товаров не достиг уровня соответствующего периода прошлого года на 12,2 млн. долларов, услуг — на 0,2 млн. долларов. Торговые отношения поддерживались с 47 странами дальнего и ближнего зарубежья. Состояние экономики области в 1996 году характеризовалось на внешнем рынке снижением внешнеторгового оборота (на 52,4 млн. долларов). Оживилась инвестиционная активность зарубежных фирм. Основной формой участия иностранного капитала в экономике области является создание совместных предприятий, процесс прямого иностранного инвестирования не приобрел значимых размеров. Привлекают инвесторов торговля, общественное питание и перспективные отрасли — цветная металлургия и пищевая [[18]].

За первый квартал потребительские цены на товары и услуги выросли на 4,7%, в том числе на товары — на 4%, платные услуги населению — на 8,1%, рост цен на продукты питания составил 5,5%. На уровень потребительских цен оказывает влияние повышение цен в производственном секторе экономики. В марте, по сравнению с декабрем 1996 года, цены предприятий-производителей выросли на 2,8%.

По данным управления финансов и налоговой политики администрации области, консолидированный бюджет области на 1 апреля 1997 года исполнен с дефицитом 461,6 млрд. рублей. Доходы консолидированного бюджета составили 1145,6 млрд. рублей, расходы — 1607,2 млрд. рублей.

Численность экономически активного населения области на конец февраля 1997 года — 1145 тысяч человек, из них 114 тысяч человек (10%) не имели занятий. На крупных и средних предприятиях занято 831,4 тысячи человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность занятых на этих предприятиях сократилась на 5,2%. Наибольшее сокращение отмечено в промышленности (на 13%), в сельском хозяйстве, науке и научном обслуживании, транспорте (на 6%). На конец марта в органах государственной службы занятости состоит на учете 32,5 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу. Из них 29,1 тысячи имели статус безработного. Нагрузка незанятого населения, учитываемого в органах службы занятости, на 1 заявленную вакансию составила 9,2 человек, что больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 37,3%. Среди безработных 12,5% имеют высшее образование, 26,9% — молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 68,1% — женщины. В первом квартале 1997 года забастовки прошли в 25 организациях. В них было вовлечено 1,2 тысячи человек, не отработано 2 тысячи человеко-дней. Основная доля забастовок приходится на учреждения образования.

По данным управления внутренних дел администрации Новосибирской области, в первом квартале 1997 года зарегистрировано 14,5 тысячи преступлений, на 1,9 тысячи (12%) меньше, чем в соответствующий период прошлого года. В структуре зарегистрированных преступлений 46% составляют кражи, 22% — экономические и должностные преступления, преступления, связанные с наркотиками, 10% — грабежи и хулиганства, 4% — тяжкие преступления. Раскрываемость преступлений составила 65,38% (в январе-марте 1996 года — 63,5%) [[19]].

2.2.    Финансы

Администрация Новосибирской области утвердила параметры третьего выпуска краткосрочных облигаций (КОДО), объем которых составит 300 млрд. рублей. Выпускаемые в обращение в мае-июне облигации на сумму 200 млрд. рублей будут размещаться с дисконтом на 6 месяцев; на оставшиеся 100 млрд. рублей выпускаются облигации сроком на год, а доход по ним будет выплачиваться по переменному купону. Появление нового финансового инструмента обусловлено тем, что порядок налогообложения купонного дохода субфедеральных облигаций четко определен, в отличие от неопределенности с налогообложением дисконтного дохода. Первые два выпуска КОДО (на сумму 70 и 100 млрд. рублей) позволили привлечь в областной бюджет около 140 млрд. “живых” денег, причем эти средства оказались значительно дешевле, чем коммерческие банковские кредиты. Стабильно развивающийся рынок областных облигаций позволяет привлекать и средства из других регионов [[20]].

 

Наблюдательный комитет по контролю за выпуском и размещением областных займов 23 мая определил на своем заседании генерального агента третьего выпуска новосибирских КОДО. Как все и ожидали, комиссия единогласно назначила прежнего агента — Сибэкобанк. И тем не менее результаты конкурса оказались сенсационными. Конкурс на право выступать генеральным агентом областного займа проводился впервые — на основании Закона “Об областном облигационном займе”, принятого областным Советом в апреле. Вице-губернатор В.Киселев, комментируя закон и положение на пресс-конференции, посвященной годовщине займа, заметил, что для эмитента лучше работать с уже проверенным генеральным агентом, потому что исходя из одних статистических и финансовых показателей, выбирать банк или финансовую компанию для обслуживания и размещения столь важных для области эмиссий невозможно. Уже исходя из этого, можно было предполагать, что конкурс будет сугубо формальным мероприятием и что в итоге эмитент обеспечит победу своего проверенного партнера. Кроме Сибэкобанка заявки на конкурс подали новосибирский филиал Башкредитбанка и Санкт-Петербургская финансовая компания “Александр В. Костиков и партнеры” (“АВК”). Как сообщил В.Жмулев, председатель наблюдательного комитета, в котором рассматривались заявки, претенденты сравнивались по следующим критериям: балансовые показатели, история компании, комиссионный процент. По словам В.Жмулева, все трое показали близкий комиссионный процент, все проходили по балансовому показателю. Наблюдательный комитет исходил также из того, чтобы впоследствии генеральный агент мог организовывать займы для соседей. К тому же был учтен уже имеющийся безупречный опыт работы Сибэкобанка с администрацией и выгодные условия, предлагаемые банком при работе с расчетными счетами администрации. Однако гласный и взвешенный выбор агента займа — не единственный результат конкурса. Участие питерской компании в конкурсе позволило эмитенту вдвое снизить комиссионные агенты [[21]].


Некоммерческому партнерству “СФБ” решением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 25 мая 1997 года выдана лицензия “на осуществление деятельности в качестве фондовой биржи на рынке ценных бумаг”. Это первое некоммерческое партнерство за Уралом, получившее лицензию. До 21 мая такую лицензию получили только 3 биржи: Московская фондовая, “Санкт-Петербург” и Екатеринбургская фондовая. На пресс-конференции, состоявшейся 29 мая, президент Сибирской фондовой биржи А.Новиков сообщил, что уже в июне биржа начнет организовывать торги в рамках некоммерческого партнерства [[22]].

2.2.1.    Вексельная программа мэрии

Вексельная программа мэрии Новосибирска впервые за более чем два года существования дала сбой: задержки погашения векселей, начавшиеся в апреле, достигли на 8 мая 4 банковских дней. Учитывая, что эти ценные бумаги стали весьма популярным финансовым инструментом, в том числе и для физических лиц, задержку можно назвать существенной. Владельцы векселей обладминистрации подобную ситуацию пережили еще в прошлом году. Область эти проблемы решила, — во-первых, диверсифицировав поле своих заимствований за счет КОДО; во-вторых, сделав небольшие, терпимые задержки одним из пунктов своей программы. У мэрии нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет перспектив на рынке облигационных займов, следовательно, векселя еще на долгое время останутся основным источником пополнения бюджета.

Комментируя ситуацию, начальник планово-экономического управления мэрии О.Молчанова заявила, что на 7 мая просроченная задолженность городу по погашению векселей составила около 2 млрд. рублей, и ситуация под контролем. Причиной сбоя в программе, по мнению О.Молчановой, послужило то, что снижение ставок рефинансирования Центробанком и снижение доходности ГКО на фоне укрепляющейся репутации мэрии как надежного финансового партнера привели к приходу на рынок векселей компаний, которые видят в векселях мэрии инструмент для получения доходов, а не обеспечения товарных потоков.

До сих пор развитие вексельной программы мэрии шло планомерно, аккуратно. Суммы вексельных эмиссий строго ограничивал генеральный агент программы — Новосибирский муниципальный банк. Система продолжала действовать до ноября 1996 года, когда на рынке появились первые векселя серии “Топливные векселя” (ТВ), выпускаемые для обеспечения бесперебойных поставок топлива. В прошлые годы мэрии приходилось финансировать поставщиков топлива как минимум на 10% живыми деньгами, в 1996 году, благодаря “Программе ТВ”, удалось обойтись без них. Апелляция к этой эмиссии резонна: 6 месяцев — наиболее распространенный срок обращения векселей мэрии. Векселя “ТВ” шли с гораздо более высоким дисконтом, чем простые, а также имели гораздо более длительные сроки обращения (год, полтора и дольше). Поэтому гасить налоги ими было выгоднее, простые же векселя остались под погашение. В итоге, мэрия сейчас гасит простые векселя, тем самым снижая их доходность. Так или иначе, эта ситуация для мэрии может стать серьезным поводом к тому, чтобы принципиально пересмотреть параметры программы. Так, введена дисконтная сетка и “особый режим” внесения налоговых платежей для 17 успешных предприятий Новосибирска. О.Молчанова заявила, что таких предприятий скоро станет больше, и что мэрия “рассматривает вопрос о снижении объема векселей на рынке”. По мнению аналитиков газеты “Новая Сибирь”, это может означать и временное прекращение эмиссий [[23]].

2.2.2.    Сибирский торговый банк

Приказом Центробанка РФ от 21 апреля 1997 года отозвана генеральная лицензия на осуществление банковских операций у АООТ “Сибирский торговый банк” в связи с нарушением банком требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, неудовлетворительным финансовым положением, а также неисполнением обязательств перед вкладчиками и кредиторами. С 22 апреля прекращены все приходно-расходные операции по счетам банка и его клиентов. На сегодняшний день банк не выполнил обязательства перед 43 000 вкладчиков, а общая сумма задолженности вместе с процентом составляет 130 млрд. рублей. Фактически банк прекратил выполнение своих обязательств по вкладам населению с осени 1995 года. Не имея денежных средств, СТБ в основном рассчитывался имуществом или продукцией своих должников, ассортимент которой далеко не всегда удовлетворял население. Взаимодействие с общественным движением вкладчиков также было сведено к возврату сумм вкладов товарами народного потребления, часто по завышенным ценам и в ограниченном ассортименте. По словам помощника президента СТБ В.Клисторина, это была вынужденная мера, связанная с тем, что с прошлого года банк выполнял только функции расчетного центра, А долги уже долгое время не возвращались наличными деньгами. Тем не менее, по словам В.Клисторина, такой расчет все же лучше, чем ничего, так как существующий опыт ликвидации российских банков показывает, что в лучшем случае вкладчикам возвращается не более половины основной суммы вклада. Чаще же процесс ликвидации затягивается на год, и надежды на получение денег остаются не более чем надеждами [[24]].

На состоявшемся 27 мая собрании акционеров СТБ вопросы в повестке стояли остро и принципиально, поскольку решалась дальнейшая судьба банка: обращаться ли акционерам в Центробанк РФ с просьбой о возврате лицензии; создать ли ликвидационную комиссию на добровольных началах либо провести принудительную ликвидацию банка по суду и, согласно существующей процедуре банкротства, назначить внешнего управляющего. Голосованием акционеры решили лицензию не возвращать, банк ликвидировать добровольно.

Президент СТБ Е.Колуга, против которого возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконной банковской деятельности после отзыва лицензии, в интервью Агентству финансовой информации заявил, что введение в СТБ внешнего управления позволит банку к концу года погасить практически всю кредиторскую задолженность. Е.Колуга подчеркнул, что за 4 месяца 1997 года СТБ погасил задолженность приблизительно 50 тысячам частных вкладчиков на сумму около 57 млрд. рублей и более чем 300 юридическим лицам на сумму около 200 млрд. рублей. Оставшаяся часть задолженности банка кредиторам на сегодняшний день равна примерно 200 млрд. рублей. Эти данные существенно отличались от тех, что оглашал на собрании исполняющий обязанности Ю.Стеблев: вкладчикам с января по апрель выдано только 5 млрд., юридическим лицам — 17,5 млрд., а сумма обязательств банка на 1 апреля равнялась 306,6 млрд. рублей [[25]].

2.3.    Ситуация на крупных предприятиях

2.3.1.    Новосибирский завод химконцентратов

Прибыль крупнейшего предприятия Новосибирска — АО “Новосибирский завод химконцентратов” — составила в 1996 году 769,6 млрд. рублей. Выступая на годовом собрании акционеров НЗХК, генеральный директор В.Афанасьев признал, что в прошлом году завод столкнулся с серьезными трудностями, вызванными общероссийским экономическим кризисом, тем не менее завод выполнил основные договорные обязательства. На собрании акционеров НЗХК присутствовали первый заместитель губернатора, он же член совета директоров предприятия В.Киселев, мэр Новосибирска В.Толоконский, первый заместитель министра атомной промышленности А.Белосохов. Внимание местной власти к делам НЗХК легко объяснить, учитывая объем идущих с завода налоговых поступлений. Завод заплатил в 1996 году 96,6 млрд. рублей налога в городской бюджет (из 104,4 млрд. рублей начисленных) и 103,9 млрд. — в областной (из начисленных 123 млрд.).

Основные проблемы завода сегодня связаны с задержкой платежей потребителей. Надежда на выживание и развитие руководство НЗХК связывает с рационализацией управления и сокращением расходов. В этом году содержание заводского жилого фонда, газовой котельной и питьевого центра возьмет на себя городской бюджет (более 100 млрд. рублей). Будет продолжена работа по поиску платежеспособных заграничных партнеров [[26]].

Как сообщили из областного комитета по экологии и природным ресурсам, 15 мая в цехе основного производства НЗХК сработала система аварийной сигнализации. Персонал цеха был сразу эвакуирован, пострадавших нет. Председатель комиссии, заместитель начальника отдела экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома РФ А.Агапов высказал мнение, что причина инцидента кроется в устаревшем оборудовании цеха, которое эксплуатируется уже более 10-15 лет. Генеральный директор завода В.Афанасьев заверил, что об инциденте горожанам не сообщили исключительно потому, что не хотели травмировать население по столь незначительному поводу. В создавшемся ажиотаже вокруг инцидента, по мнению В.Афанасьева, повинны некоторые СМИ, малознакомые с этическими нормами и не желающие беречь граждан от стрессов. Председатель комиссии официально заявил, что, по разработанной МАГАТЭ международной шкале, происшедший на НЗХК инцидент оценивается как незначительный. Однако к однозначному выводу о степени серьезности происшествия членам комиссии прийти не удалось. Так, А.Агапов утверждает, что происшествие относится к нулевому уровню, в то же время заместитель начальника Госатомнадзора Сибирского округа В.Денисов оценивает случившееся как ядерное происшествие 1-2 уровня [[27]].

2.3.2.    Шоколадная фабрика

События на шоколадной фабрике “Новосибирская” продолжают привлекать внимание прессы. (см. обзоры за предыдущие месяцы). Новый генеральный директор шоколадной фабрики “Новосибирская” А.Левицкий 16 мая на пресс-конференции подвел итоги первого месяца своей работы. Первое, что сделал новый генеральный директор, — отменил отпуск продукции по взаимозачетам. Сложилась практика: кто-то платил за фабрику налоги — она рассчитывалась своей вполне ликвидной продукцией. Именно эта ситуация, считает А.Левицкий, привела к тому, что по состоянию на 16 апреля городской бюджет был должен “Новосибирской” порядка 14 млрд. рублей. А.Левицкий публично заявил, что на этих сделках зарабатывала и администрация фабрики. Тем более, что без фальсификации финансовых результатов предприятия сделку было провести невозможно (взаимозачетами гасят лишь задолженность по налогам, но ни в коем случае не вносят авансы).

По данным А.Левицкого, на сегодняшний день структура задолженности фабрики выглядит следующим образом: банковские кредиты — 8 млрд., федеральный и областной бюджеты — 12 млрд., прочие кредиторы — 10 млрд. рублей. Отсрочить выплату налогов на 6 месяцев фабрика смогла, пройдя через механизм межведомственной балансовой комиссии. В дальнейшем у А.Левицкого есть надежда реструктурировать долг перед бюджетом еще на два года. 1,5-миллиардный кредит, взятый в Токобанке, помог обеспечить фабрику сырьем до конца мая. От реализации произведенной продукции А.Левицкий надеется существовать дальше. Поэтому А.Левицкий взялся и за реорганизацию системы сбыта.

Отвечая на вопросы об отношениях с АО “Бабаевское”, А.Левицкий отметил, что по отношению к москвичам ведет себя корректно — например, посылает им копии наиболее принципиальных своих приказов, в том числе о реорганизации структуры управления, согласно которому практически весь управленческий персонал фабрики подлежит “перенабору” на конкурсной основе. Видимо, в связи с этим приказом А.Левицкий заявляет, что готов восстановить всех “оппозиционеров” прежнего руководства, кого уволили незаконно. На счет главного акционера, АО “Бабаевское”, которое сегодня располагает контрольным пакетом акций, заявил: “Нелегитимность этого пакета для меня очевидна. И из восьми судов, которые сейчас ведет фабрика, под свой контроль я взял тот, который рассматривает неправомерность получения “Бабаевским” своей первой акции. Решение этого дела в нашу пользу сведет влияние “Бабаевского” к нулю” [[28]].

Спустя два месяца после убийства директора шоколадной фабрики “Новосибирская” наблюдатели делают вывод, что меньше всех в нем были заинтересованы москвичи. АО “Бабаевское” спокойно выкупило у работников контрольный пакет акций и может ставить своего директора. Нынешний директор А.Левицкий, вероятно, чувствует, что для новых хозяев фабрики он не свой, и ведет игру против них. Фабрика по-прежнему испытывает финансовые трудности, задерживается зарплата, но идет скупка акций уже от имени руководства фабрики. Как выясняется, предполагается провести собрание акционеров, и, в частности, решить вопрос о разделе фабрики. Как предполагают аналитики газеты “Молодость Сибири”, поскольку разделенная фабрика работать вряд ли сможет, то, соответственно, какие-то местные структуры через А.Левицкого просто ведут игру на повышение стоимости акций фабрики, которые потом можно выгодно перепродать тому же “Бабаевскому” [[29]].

2.3.3.    Бердский опытный механический завод

Одним из “директорских” дел в Новосибирске стало дело генерального директора Бердского опытного механического завода Л.Агафонова (кроме того он является руководителем Новосибирской областной организации Российской христианской демократической партии). На Л.Агафонова, обвиненного акционерами АО “БОМЗ” в растрате 30 млн. рублей, было заведено уголовное дело, и он был заключен под стражу. По мнению юристов, без законных оснований. Также, в нарушение действующего законодательства, ему не было предъявлено обвинение и в течение пяти дней заключения к нему не допускался адвокат. Для того, чтобы добиться соблюдения законности, Л.Агафонов объявил сухую голодовку и после семи дней содержания в следственном изоляторе был отправлен в больницу. Сам Л.Агафонов утверждает, что на него оказывается давление с целью добиться передачи принадлежащего ему пакета акций завода, что попытки достичь этого различными способами вплоть до покушения на его жизнь предпринимались и ранее. Чтобы покончить с этим вопросом, 2 апреля 1997 года Л.Агафонов подарил принадлежащие ему акции АО “БОМЗ” русской православной церкви “Знамение Пресвятой Богородицы” [[30]].

2.4.    Внешнеэкономические связи

На расширенном заседании правления Новосибирского отделения Общества российско-китайской дружбы обсуждалось восстановление консульства КНР в Новосибирске. По словам советника главы администрации области В.Котлярова, администрацией области разработана концепция развития экономических отношений с государствами Юго-Восточной Азии. На сегодня доля товарного оборота с Китаем составляет около 10% всего товарного оборота области. Способствовать его росту должно открытие представительств Новосибирской области в крупных промышленных центрах Китая. Значительным шагом в экономическом сотрудничестве станет побратимство с 8,5-миллионным Тяньцзинем. Но препятствием на пути развития отношений может стать задолженность области перед китайской стороной, которая составляет около 6 млн. юаней.

 

22 мая в областной администрации состоялось открытие технического бюро ТАСИС, в сферу интересов которого войдет вся Западная Сибирь. Специалисты ТАСИС будут рассматривать все предложения, поступающие от организаций и предприятий Западной Сибири, и оказывать поддержку программам, соответствующим приоритетам ТАСИС. В настоящее время в Новосибирской области осуществляется 8 программ ТАСИС. По словам заместителя главы администрации В.Киселева, в рамках проекта энергосбережения 15 предприятий города учатся подсчету затрат, планированию и реализации энергосберегающих мероприятий. Благодаря внедрению сельскохозяйственного проекта, получено 3 образца оборудования для переработки и упаковки сельхозпродукции, а завершившийся недавно проект в сфере занятости населения позволил обеспечить работой 300 безработных и повысить квалификацию специалистов службы занятости. Первый вице-губернатор В.Киселев заявил, что открытие координационного центра в Новосибирске должно существенно помочь властям, в частности, очень пригодится зарубежный опыт по регулированию деятельности монополий, как естественных, так и “искусственных”. Техническое бюро не является дипломатическим представительством, но его сотрудники будут принимать участие в подготовке визитов официальных представителей Евросоюза и международных кредитно-финансовых организаций, а также иностранных инспекторов.

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Проблемы занятости

Анализ выполнения областной программы организации оплачиваемых общественных работ в 1996 году, несмотря на некоторые недостатки и трудности, доказал ее действенность. Поэтому было принято решение о разработке и внедрении программы-1997. Среди мероприятий новой программы — предоставление льгот для экономического поощрения работодателей в создании на базе школ межшкольных учебно-производственных комбинатов, центров трудовой адаптации молодежи, малых предприятий и т.д. Областной центр занятости населения и территориальные администрации городов и районов планируют широко оповещать население и органы местного самоуправления о ходе реализации данной программы.

Для улучшения организации работы по выполнению плана мероприятий комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы глава обладминистрации В.Муха постановил создать областную межведомственную комиссию. В положении о ней говорится, что комиссия будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с управлениями и комитетами администрации области, мэрией Новосибирска, территориальными администрациями районов и городов. Среди ее основных задач — выработка конкретных предложений по созданию новых и сохранению прежних рабочих мест, что поможет в борьбе с безработицей, будет способствовать выпуску продукции, расширению сферы услуг и в конечном счете улучшению социального самочувствия населения. Председателем этой областной межведомственной комиссии назначен первый заместитель главы администрации области В.Киселев.

3.2.    Акции протеста

Продолжаются акции протеста учителей, возмущенных невыплатой зарплаты. 20 мая предупредительно бастовали педагоги одной из новосибирских школ, не получающие зарплаты более двух месяцев. Поскольку в районах области положение еще хуже, то и методы протеста решительнее. Так, педагоги школы с. Безменово Черепановского района с 13 мая объявили голодовку. Причем они не прекратили давать уроки, проводят все внеклассные мероприятия, готовят учащихся к экзаменам. Участники голодовки из Багана пошли другим путем — отказались завершать учебный год. Почин баганцев согласны поддержать учителя в большинстве районов Новосибирской области. На середину мая задолженность по заработной плате в районе превысила 5 млрд. рублей, деньги на книги и методические пособия им не дают ровно год, детские пособия прекратили выплачивать в июле прошлого года. Шестой год школам не выделяют средств на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, мебели [[31]].

В преддверии Международного дня музея коллектив Новосибирской картинной галереи провел трехдневную акцию протеста в защиту культуры с целью привлечения внимания к бедственному положению музеев.

28 мая работники автотранспортных предприятий пикетировали здание мэрии. В пикетировании, по словам руководителя профсоюзного объединения Соцпроф приняли участие 150 человек, не получавших зарплату с декабря прошлого года. Результатом переговоров с начальником департамента транспорта мэрии В.Мозжейкиным стало обещание погасить задолженность за декабрь, а в первую декаду июня — продолжить выплаты оставшейся задолженности. Но представителей трудовых коллективов это не устроило, и они приняли решение продолжить забастовку, которая стала уже бессрочной [[32]].

Продолжается забастовка более сотни рабочих АО “Сибэлектротерм”, не получающих зарплату с осени прошлого года. На заводе два профсоюза — старый, традиционный и новый — Соцпроф, который и ведет забастовку. Некоторые считают, что зарплату задерживают специально, чтобы рабочие продавали свои акции. Люди очень хотели бы знать, на какие средства руководство завода скупает акции и ведет загородное капстроительство (на этих же объектах рабочим и предлагают подработать). Более того, завод не стоит, а отгружает продукцию, в том числе на экспорт [[33]].

3.3.    Реформирование системы здравоохранения области

Администрация Новосибирской области более года разрабатывала меры оздоровления системы медицинской помощи населению, вызванной в основном тяжелейшей медико-демографической ситуации региона. Презентация новой программы реформирования системы здравоохранения области состоялось на конференции руководителей медицинских подразделений, в работе которой приняли участие глава администрации области В.Муха, его заместитель по социальной политике Н.Азарова, руководство мэрии, председатель комитета по социальной политике И.Лозенков, председатель федерации независимых профсоюзов области В.Бабаков, научная общественность во главе с президентом СО РАМН В.Труфакиным и германские партнеры по сотрудничеству в переводе здравоохранения на новейшие медицинские технологии.

При разработке программы учитывалось то обстоятельство, что средний износ медицинского оборудования в области составляет около 60%, причем реанимационного оборудования — 81, а диагностического — 83. Новое руководство департамента здравоохранения. проанализировав потребности медицины в новой технике, выяснило, что в финансовом выражении это составляет свыше 6 трлн. рублей, что превышает консолидированный бюджет здравоохранения области. При оптимизации потребностей было решено исходить из основных медико-демографических показателей. Проанализировав структуру и причины смертности, выяснилось, что больше всего в области умирают новорожденные и маленькие дети. Далее травмы, несчастные случаи и тяжелые, “запущенные” больные, ставшие хроническими. Фактически люди умирают потому, что им вовремя не была оказана медицинская помощь, поэтому основные финансовые средства было решено направить на этап экстренной помощи: в операционные и реанимации.

Исходя из того, что лечебным процессом можно управлять эффективнее, если аппаратура во всей системе будет одинаковой, был взят курс на однотипные аппараты. Третья проблема, которая была проанализирована: эффективное использование ограниченных финансовых средств на закупку аппаратуры. Были разработаны принципы инвестирования в техническое переоснащение с ориентацией на европейский стандарт лечения. Решая задачу комплексного оснащения целых подразделений, родилась идея работы не с одной какой-то фирмой, а с объединением фирм.

Администрация области выделила 18 млн. долларов на реализацию договора технического сотрудничества, которые В.Муха с немецкими представителями консорциума подписал на три года. Первый этап — 8 млн. долларов. Система платежей следующая: скидки, товарный кредит, рассрочка платежей [[34]].

 

С 1 июня договорные отношения между медицинскими страховыми компаниями и лечебными учреждениями области будут строиться на новой основе: финансирование “живыми” деньгами сократится до 20%. Оставшиеся 80% платы за медицинские услуги лечебные учреждения будут получать лекарствами и продуктами питания. По словам заместителя директора областного фонда обязательного медицинского страхования Г.Ахременко, это вынужденная мера, связанная с хроническим отсутствием денег. В последнее время большая часть затрат лечебных учреждений погашается бездокументарными векселями с разными сроками погашения. В таких условиях выбирать особенно не приходится. Единственное, что остается медицине — умело маневрировать в сложившихся условиях, приобретая только самое необходимое.

Теперь в какой-то степени, задача для главных врачей облегчается. Достаточно составить обоснованную заявку на все необходимое и передать ее страховой компании, сняв с себя проблемы, с каким дисконтом погасить вексель, по какой цене покупать лекарства и т.п. Однако, главные врачи некоторых городских стационаров паникуют, считают, что теперь финансирование значительно уменьшится. “Мы научились экономить, выкручиваться. А теперь нам предлагают отказаться от ведения собственных дел. Мы знаем свои сезонные колебания заболеваний и связанные с ними расходы. Как жить по усредненным нормативам?”

Тем не менее, врачи единодушно признают, что с медицинскими страховыми компаниями работать удобно (во всяком случае, до последнего времени, когда финансирование шло “живыми” деньгами): они аккуратно расплачиваются с лечебными учреждениями, чего не сказать о городском бюджете, где нет никакой системы и жестких сроков взаимозачетов. Медики считают, что идеальным вариантом было бы разделение полномочий, когда за всех пролеченных больных расплачиваются страховые компании, а бюджет города берет на себя хозяйственные расходы, командировки врачей и пр.

Сложная финансовая ситуация в Новосибирске усугубляется еще и продолжающимся уже три месяца противостоянием между мэрией и областным фондом обязательного медицинского страхования. Администрация города отказывается перечислять фонду деньги за неработающих граждан, считая расчеты за них с больницами не своей прерогативой [[35]].

3.4.    Профилактика наркомании и токсикомании

Мэр Новосибирска В.Толоконский 21 апреля подписал постановление “О проведении неотложных мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков и молодежи”. В постановлении отмечается, что за прошлый год число подростков, употребляющих наркотики, увеличилось на 31% и составило 1628 человек. В связи с создавшейся ситуацией департаменту образования поручено до 15 мая подготовить курс занятий со школьниками, учащимися и студентами учебных заведений профтехобразования. Управлению здравоохранения мэрии поручено до 15 мая изготовить средства наглядной агитации и методические пособия по профилактике наркомании и токсикомании. Департамент образования должен до 1 мая организовать во всех учебных заведениях постоянно действующие уголки для демонстрации этой агитации и методических пособий. В 1997-1998 годах будут продолжены спецоперации “Допинг” и “Мак — дети”, направленные на изъятие из незаконного оборота наркотиков, выявление и постановку на учет подростков и лиц, склонных к употреблению наркотических и токсических веществ [[36]].

3.5.    Высшее образование

В мэрии Новосибирска обсуждался проект распорядительного документа об основных мероприятиях по взаимодействию с вузами Новосибирска. Его цель — сохранение всех учебных заведений, их финансовая поддержка и содействие развитию. Оптимизм ректоров, которые разрабатывали этот проект, понятен — теперь вузовские проблемы будут постоянно в поле зрения властей. Сама же городская власть подчеркнула, что не следует ожидать резких перемен, особенно в финансировании вузов. Мэр В.Толоконский сказал, что власти не в состоянии поддерживать вузы так, как это требуется. Основные пункты этого документа касаются подготовки специалистов для городского хозяйства и поддержки научных исследований. Мэрия будет заключать договор с каждым из вузов индивидуально по приоритетным направлениям исследований. Причем акцент делается на то, чтобы создать благоприятные условия, в которых высшая школа сама сможет зарабатывать средства, продавая интеллектуальный продукт. Большое внимание уделено социальной защите студентов и преподавателей. Среди нововведений — 10 ежегодных именных стипендий для аспирантов, тематика научных работ которых связана с экономикой города.

3.6.    Разное

Первый в России областной центр реабилитации инвалидов открылся в Новосибирске. Больным людям (в возрасте от 18 до 45 лет) будет не только оказываться бескорыстная социальная медицинская помощь, но и решаться важные для инвалидов проблемы научно-методического характера. Центр оснащен современной оздоровительной техникой и оборудованием. В области сегодня насчитывается около 90 тысяч инвалидов и открытие центра является первым этапом в создании областной системы социальной реабилитации инвалидов. В перспективе намечается создание сети филиалов в городах и районах области, которым областной центр будет оказывать организационно-методическую помощь.

 

Уникальное для России социологическое исследование решила провести администрация Ленинского района совместно с кафедрой социологии Сибирской академии государственной службы по инициативе депутата облсовета Н.Ярохно. Исследовательский проект “Социальное картографирование Новосибирска” ставит целью “сбор, систематизацию и пространственную привязку информации социального характера, необходимой для принятия эффективных решений в области социальной защиты населения”. исследование поможет составить социологическую карту города, из которой будет понятно, в каких районах живут особенно незащищенные в социальном плане слои, какая помощь им необходима в первую очередь, выявить истинный уровень доходов, “скрытую безработицу” и еще десятки нюансов, необходимых для принятия эффективных, экстренных и долгосрочных мер [[37]].

 

Президент США Билл Клинтон выразил личную благодарность Сибирскому центру поддержки общественных инициатив за успешную деятельность в рамках программы Агентства международного развития США. “Важность работ с населением по созданию сферы активности и перемен нельзя недооценивать”, — отметил американский президент и пообещал санкционировать еще одно многомиллионное вливание для развития и усиления сетей некоммерческих организаций Сибири.



Источники

[1]. Кашафутдинов В. Москва — Сибирь: вершки бранятся с корешками // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 22 мая. — №21. — С. 6.

[2]. Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 8 мая. — №17. — С. 2.

[3]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 14 мая. — №88. — С. 1.

[4]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 20 мая. — №92. — С. 1.

[5]. Сальников А. Сезон охоты на избирателей. Декабрь начинается в мае // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. —
30 мая. — №20. — С. 2.

[6]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 29 мая. — №99-100. — С. 1.

[7]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 16 мая. — №90. — С. 2.

[8]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 29 мая. — №99-100. — С. 3-4.

[9]. Иванов Г. Территории станут жить по закону // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 31 мая. — №102. — С. 4.

[10]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 мая. — №84. — С. 1.

[11]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 24 мая. — №96. — С. 5.

[12]. Советская Сибирь — Новосибирск, 1997. — 20 мая. — №92. — С. 3.

[13]. Алиев Р. Первый выход “на люди” // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 20 мая. — №92. — С. 3.

[14]. Костина Е. Проголосовали за Пушкина // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 5 мая. — №83. — С. 2.

[15]. Готлиб М. Виктор Толоконский: я никогда не позволю себе давать задания депутатам // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 16 мая. — №18. — С. 1,2.

[16]. Кашафутдинов В. Антикоммунистическая революция начинается в Бердске // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 22 мая. — №21. — С. 6.

[17]. Глухов В. Копылов ушел в отставку // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 31 мая. — №102. — С. 2.

[18]. Коржова Г. Прогнозы не оправдались // Советская Сибирь — Новосибирск, 1997. — 14 мая. — №88- С. 3.

[19]. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 мая. — №84. — С. 2.

[20]. Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 30 апреля. — №18. — С. 6.

[21]. Кантеров К. Комитет посоветовался, эмитент решил // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 30 мая. — №20. — С. 4.

[22]. Кантеров К. Маленький секрет большого партнерства // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 30 мая. — №20. — С. 4.

[23]. Кантеров К. Хорошая репутация мэрии ударила по ее вексельной программе // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 8 мая. — №17. — С. 1,3.

[24]. СТБ: денег нет. А будут? // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 15 мая. — №20. — С. 4.

[25]. Кантеров К. Как наша газета помогала в ликвидации СТБ // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 30 мая. — №20. — С. 1, 3.

[26]. Реактор — катализатор прибыли? // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 8 мая. — №21. — С. 2.

[27]. Кац Е. Атомной бомбы из НЗХК не получилось // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 22 мая. — №21. — С. 4.

[28]. Кантеров К. Александр Левицкий мягко стелет, но по-новому метет // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. —
16 мая. — №18. — С. 3.

[29]. Поделим “шоколадку” // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 29 мая. — №22. — С. 2.

[30]. Новый передел. Опыты по-бердски // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 22 мая. — №21. — С. 2.

[31]. Сеятели разумного — на бессрочной диете // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 22 мая. — №21. — С. 2.

[32]. Автобусная забастовка // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 29 мая. — №22. — С. 2.

[33]. Андреев Б. Заморозки на “печке” // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 22 мая. — №21. — С. 5.

[34]. Сасса Л. Медицине требуется лечение // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 17 мая. — №91. — С. 3-4.

[35]. Гамалей Т. Вас полечим, граждане, по бартеру // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 29 мая. — №22. — С. 5.

[36]. Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 8 мая. — №17. — С. 2.

[37]. Карта обитания беззащитных // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1997. — 29 мая. — №22. — С. 3.