Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

В. Вагин,

в. охота

Псковская область

в мае 1997 года

1.    экономика

Объем валового регионального продукта составил, по оценке, 1156 млрд. рублей и сократился по сравнению с I кварталом 1996 года на 9%, в том числе в промышленности — на 15%, строительстве — на 26, сельском хозяйстве — на 11%. Производство товаров снизилось на 14%, услуг — на 3%. (Здесь и далее в разделе, кроме особо оговоренных случаев, источник — [[1]]).

1.1.    Финансы

Доходная часть бюджета области за I квартал (по предварительным данным финансового управления) исполнена в сумме 172 млрд. рублей, что составляет 80% первого квартала 1996 года. В структуре собственных доходов доля налога на прибыль составила 14%, подоходного налога — 28%, налога на добавленную стоимость — 20% (в I квартале 1996 года соответственно 28%, 28%, 15%).

Расходная часть бюджета сложилась в сумме 192 млрд. рублей, или 73% от уровня соответствующего периода прошлого года. Основными направлениями финансирования являлись социально-культурные мероприятия — 57%, развитие отраслей экономики — 23% (в первом квартале прошлого года соответственно 62% и 25%).

1.2.    Промышленность

Общий объем промышленной продукции в отпускных ценах за I квартал 1997 г. составил 805, 6 млрд. рублей, в том числе 658,6 млрд. рублей произведено крупными и средними предприятиями. На частные предприятия приходится более половины общего объема промышленной продукции.

Наиболее значительным сокращение физического объема промышленного производства было на предприятиях промышленности строительных материалов и полиграфической промышленности (по 43%), медицинской (46%). В то же время в легкой промышленности физический объем продукции увеличился.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился выпуск 40% наблюдаемых видов продукции. Больше произведено деловой древесины, изделий из пластмасс, извести строительной, верхнего трикотажа, курток, колбасных и кондитерских изделий, нежирной молочной продукции, безалкогольных напитков.

1.3.    Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в I квартале 1997 г. составил 494 млрд. рублей (89% от уровня первого квартала прошлого года).

1.3.1.    Животноводство

Всеми сельхозпроизводителями произведено 11 тонн мяса (в живой массе), 59 тысяч тонн молока и 52 миллиона штук яиц (82%, 97% и 89% от уровня прошлого года). В структуре производства мяса говядина занимает 72%, свинина — 25%, птица — 3%. Доля хозяйств населения в производстве мяса составила — 60%, молока — 65%, яиц — 32%; фермерских хозяйств соответственно — 3%, 3%, 1%.

Более чем на половину сократили производство мяса сельхозпредприятия Псковского и Опочецкого районов, в Красногородском районе производство молока сокращено на 43%. Вместе с тем в 7 районах наблюдается рост производства мяса к уровню прошлого года до 1,5 раза, молока — на 2-15%.

На 1 мая в области насчитывалось 308 тысяч голов крупного рогатого скота (в том числе 162 тысячи коров), 135 тысяч свиней и 126 тысяч овец и коз. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 9%, в том числе коров — на 8%, свиней — на 14%, овец и коз — на 8%. Уменьшение поголовья в сельхозпредприятиях на 4-7 пунктов опережает сокращение в хозяйствах населения, а овец и коз — на 59 пунктов; в фермерских хозяйствах рост поголовья крупного рогатого скота составил 9%. В сельхозпредприятиях поголовье птицы сократилось на 21%, в том числе Псковского, Пустошкинского, Плюсского районов на 39-68%. В структуре поголовья увеличивается доля индивидуального сектора — на хозяйства населения приходится 29% крупного рогатого скота, 47% свиней и 97% овец и коз.

Продуктивность коров в январе-апреле 1997 года выросла на 7% к уровню прошлого года. В среднем получено 368 килограммов молока на каждую корову. Рост надоев наблюдается в сельхозпредприятиях 17 районов. Покупка молока у населения составила 82% уровня прошлого года и 3% произведенного в сельхозпредприятиях. При этом покупка молока у населения составляет в Пушкиногорском районе — 36%, в Порховском — 10% от уровня производства в сельхозпредприятиях. Практически не ведут закупку молока у населения по договорам в Дедовичском, Печорском, Усвятском районах [[2]].

1.3.2.    Растениеводство

Из-за затяжной весны на 12 мая яровые зерновые и зернобобовые в области были посеяны всего на 26% площадей, тогда как в прошлом году на эту дату ими было занято 45% отведенной пашни.

Наиболее активно вели сев хозяйства Пустошкинского района. Здесь посеяно 62% зерновых и зернобобовых и 53% льна. За ними идут хозяйства Куньинского района. Сев зерновых они выполнили на 58% и на 100% льна (35 гектаров). На 52% справились с посевами зерновых опочецкие и на 50% новосокольнические товарищества. Затягивают сроки сева дедовичские и дновские сельские товаропроизводители, где посеяно соответственно только 6% и 8% зерновых. Плюсские хозяйства объем зерновспашек выполнили на 12% и заняли зерновыми лишь 1% площадей.

С посевами льна и посадкой картофеля в области дела обстоят тоже значительно хуже, чем год назад. Северного шелка посеяно 10% (на 12 мая 1996 года было 37%). В Локнянском районе на 12 мая посеяно 37% зерновых и 7% льна при общей площади последнего 609 гектаров [[3]].

1.4.    Транспорт и связь

Объем перевозки грузов предприятиями автотранспорта составил 4 млн. тонн, что на 13% меньше первого квартала 1996 года. Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования увеличился на 10%.

Объем предоставленных услуг связи в натуральном выражении несколько возрос: газет и журналов — на 7%, денежных переводов — на 6%, пенсионных выплат — на 26%, междугородных телефонных переговоров — на 2%.

1.4.1.    Автобусный транспорт

Автобусный парк г. Пскова — одно из наиболее стабильно работающих предприятий. За предыдущие пять лет количество машин в автобусном парке г. Пскова сократилось с 360 до 240. Но если раньше на городские маршруты выходило 70 машин, то теперь 96 автобусов. Появились дополнительные затраты на топливо, зарплату водителям, кондукторам. А финансирование предприятия из областного бюджета практически прекратилось. В прошлом году к этому времени автобусный парк получил около 2 млрд. рублей, в этом году 143 миллиона. Была у предприятия льгота по дорожному фонду, автобусный парк платил всего 0,8% от дохода. Теперь областное Собрание льгот предприятие лишило. Приходится платить в дорожный фонд не 80 миллионов рублей, а 260 миллионов.

Повысив цену проезда, возродив институт кондукторов, автобусный парк добился того, что собирает в месяц 3 млрд. рублей. Из этих денег около 800 миллионов рублей тратится на закупку топлива. Примерно столько же на зарплату, почти все остальное уходит на налоги. Если что-то потратили на резину, запчасти, то приходится задерживать выплату зарплаты. Из-за недостатка средств приходится около 15 автобусов держать в парке, не выпускать на линию.

Директор автобусного парка Георгий Лупандин считает, что стабилизировать положение просто: надо, чтобы парку либо возмещали затраты на перевоз льготников, либо эти льготы отменили. Средства же на это из Центра выделяются не в должной мере, а в настоящее время и областной бюджет сократил выплаты до минимума. Те 143 миллиона, что получил на льготников в это году автобусный парк, хватило, чтобы всего 4 раза заправить автобусы топливом. А если пересчитать на количество льготников, то получится, что на каждого приходится по 100 рублей в месяц.

По сведениям, собранным работниками автобусного парка, в городе льготников 71 тыс. человек, в пригороде 29 тыс. При этом некоторые организации не представили сведения о количестве льготников, ссылаясь на секретность. Категорий лиц, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в автобусах на территории Псковской области — 53. В списке тех, кто имеет право бесплатно ездить в автобусах, кроме ветеранов и инвалидов, сотрудники милиции, водители и кондукторы автобусов, работники контрольно-ревизионной службы, судьи, военнослужащие, работники дорожных органов, пожарные, сотрудники налоговой полиции, должностные лица таможенных органов, почетные доноры России, родители детей инвалидов, их опекуны, попечители и многие другие. Есть еще категории людей, пользующиеся 50% скидкой.

Интересными оказались результаты проверки на маршруте 8-А (пригородный маршрут) за один день. В первый проверяемый рейс оплатили проезд 3 пассажира, 24 предъявили удостоверение на льготы. В следующем автобусе 6 человек купили билеты, 42 оказались льготниками. Еще один рейс — 7 пассажиров с билетами, 69 льготников, и т. д. В одной из поездок билет купил только 1 пассажир, а 42 ехали бесплатно [[4]].

В мае остановило свою работу АО “Пыталовавтотранс” (Пыталовский район Псковской области). Директор предприятия И.П.Терещенко известил как областную, так и районные администрации: АО “Пыталовавтотранс” с 1 марта 1997 года по независящим от предприятия причинам прекращает свою деятельность в связи с отсутствием бюджетного финансирования по пассажирским перевозкам. За 1996 год убытки по предприятию составили из-за недофинансирования из бюджета 392 млн. 774 тыс. рублей. За январь-февраль текущего года убытки достигли 100 млн. рублей. Дальнейшая деятельность в данных условиях нецелесообразна. Работу предприятие возобновит по мере поступления средств из бюджета.

Н.А.Лебедев, зав. отделом по труду и защите прав потребителей, на страницах областной газеты рассказал следующее: “Еще при советской власти предприятие пыталось “проглотить” Островская автоколонна. Это не устраивало коллектив. Он собрался, избрал директора (Терещенко И.П.), стал арендатором госсобственности. Автомобилисты постепенно выкупали автобусы, пока не свалилась на голову приватизация. Не долго думая, акционировались. Прошло время, акции расползлись. Около 65% (контрольный пакет) сосредоточены в руках четырех человек: директора, его брата, главного экономиста и главного бухгалтера”.

Состоялась встреча директора АО “Пыталовавтотранс”, экономиста предприятия с заместителями главы администрации области В.И.Ивченко и А.П.Копосовым. Решено выделить по взаимозачетам бензин, запасные части, резину, краску. В ответ предприятие возобновит свою деятельность [[5]].

1.4.2.    Попытка отмены льгот

Областное Собрание депутатов постановило внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в качестве законодательной инициативы субъекта Федерации проект закона “О внесении изменений в Закон РСФСР “О милиции” и обратиться к представительным органам субъектов РФ с просьбой поддержать этот проект федерального закона. Предложение депутатов касается льгот на транспорте для служащих внутренних войск, органов налоговой полиции, таможенников, судей, работников прокуратуры, ФСБ.

Иной точки зрения придерживается депутат псковской городской Думы, в недалеком прошлом командир 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, генерал-майор запаса Ю.К.Соседов: “Если так необходим пересмотр льгот, почему тогда в решениях ничего не говорится о военнослужащих министерства обороны и пограничниках, которых в нашей области намного больше, чем таможенников, прокуроров, судей... Мне стала понятна непоследовательность наших областных депутатов. Не добиваясь отмены льгот военнослужащим МО и пограничникам, они сохраняют расположение военных накануне выборов в своей области, тайно, однако, надеясь, что об отмене льгот для военных позаботятся другие области, где практически их нет”

1.4.3.    Частный извоз

В г. Пскове, как и в большинстве российских городов, такси перестали существовать как вид пассажирского транспорта, частный извоз захватил этот сектор рынка транспортных услуг. В настоящее время в Управление юстиции Псковской области поданы документы по регистрации первой в области общественной организации частных автопредпринимателей.

Согласно статье 5 Федерального закона “Об общественных объединениях”, принятого Государственной Думой 14 апреля 1995 года, это будет добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе автопредпринимателей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и задач в секторе рынка транспортных услуг, в частности таких, как перевозка пассажиров [[6]].

1.5.    Энергетика

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, бюджетные организации, коммерческие структуры Псковской области задолжали поставщикам электроэнергии более 216 млрд. рублей. Долг бюджетных организаций — 25 млрд. рублей. Долг промышленников перевалил за 30 миллиардов. Предприятия коммунальных сетей системы “Псковоблкоммунэнерго” задолжали 108 млрд. рублей. К должникам относится такой крупный потребитель электроэнергии, как АО “Псковавто”. Доля электроэнергии в затратах на производимую продукцию составляет на этом предприятии 3,2%. Доля электроэнергии в затратах на производимую продукцию АО “Псковский кабельный завод” равняется 7,8%, у Великолукского АО “Электрофарфор” — 7,7%. У псковской агрофирмы “Победа” со всем ее тепличным хозяйством доля ее электроэнергии в затратах на производство продукции составляет 3,5%, у палкинской агрофирмы “Черская” — 1,3%.

Само предприятие “Псковэнерго” за электроэнергию обязано платить Ленинградской АЭС и Псковской ГРЭС. Последняя работает не на полную мощность (почти в 5 раз отстает от проектной). “Псковэнерго” — это большое хозяйство с многочисленными службами, подразделениями, участками. На балансе у энергетиков 10 000 подстанций, протяженность линий электропередачи составляет более 41 тыс. км. 11% “живых” денег, что удается собрать энергетикам, едва хватает на то, чтобы погасить свою же задолженность по зарплате. В один только пенсионный фонд “Псковэнерго” задолжало свыше 9 млрд. рублей [[7]].

2.    Социальные проблемы

2.1.    Уровень жизни. Денежные доходы населения

Номинальные денежные доходы населения по оценке сложились в сумме 1170 млрд. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10%.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились на 3%.

Продолжала сохраняться дифференциация денежных доходов населения. На долю 10% наиболее обеспеченного населения пришлось 22% всех денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения — только 3%.

Среднедушевой денежный доход (в среднем за месяц) составил 472 тыс. рублей. Прожиточный минимум, определенный для населения области сложился в сумме 321 тыс. рублей.

По состоянию на 14 апреля 1997 года просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, образования, культуры и искусства составила 128,5 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с январем на 5%. Наибольший удельный вес в общей сумме задолженности по зарплате приходится на предприятия образования — 32%, промышленности — 30%, сельского хозяйства — 17%.

2.2.    Занятость населения

По-прежнему сложной остается обстановка в сфере занятости населения области: высокий процент безработицы (к 1 апреля в области зарегистрировано 26,5 тысячи безработных, или 6,1% трудоспособного населения), невиданный конкурс на одно вакантное место (62 человека), астрономическая сумма долгов по пособиям (34,7 миллиарда рублей). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность безработных сократилась на 28%, с предыдущим месяцем на 3%, что связано с изменением в порядке регистрации и снятии с учета безработных, задержкой с выплатой пособий.

В течение квартала официально зарегистрированы забастовки на 90 предприятиях и организациях области, в них приняли участие 3650 человек. Основной причиной забастовок явилась несвоевременная выплата заработной платы [[8]].

В г.Пскове состоялось первое заседание коллегии областного департамента занятости населения. Один из пунктов обсуждения — предположение в адрес областного Собрания принять закон Псковской области, обязывающий работодателей в безоговорочном порядке представлять сведения о имеющихся на предприятиях вакансиях. По мнению директора департамента Л. А. Кириллова, угроза превращения службы, чья главная задача, по определению, регулировать ситуацию на рынке труда, в банальный пункт по выдаче пособий безработным сегодня, как никогда, реальна. В то время как служба занятости задолжала безработным почти 35 миллиардов рублей, самой ей предприятиями области недодано 13 миллиардов в виде обязательных страховых взносов в Фонд занятости. Долги были бы еще больше, если бы не проведение взаимозачетов.

На дверях Красногородского центра занятости висит объявление для безработных: “Живых денег” на выплату пособий нет, но при желании можно получить их зерном, картофелем, мукой, швейными изделиями местной фабрики. В Псковском районе накануне Дня Победы безработные буквально опустошили продовольственный магазин предприятия-должника службы занятости, выбрав товаров на 20 миллионов рублей. Стремуткинский льнозавод рассчитался простынным полотном, благодаря чему удалось “погасить” пособий больше, чем на три миллиона. В Дно раздача безработным картошки закончилась безобразной дракой.

Железнодорожники Дновского района задолжали не только жителям района, это самый крупный неплательщик в Фонд занятости, и велика вероятность того, что долги эти выплачены не будут: сейчас идет реорганизация Псковского отделения дороги, и финансовые отношения придется выяснять уже с руководством Октябрьской железной дороги в Санкт Петербурге [[9]].

2.3.    Миграционный процесс

Миграционный процесс на территории области на протяжении последних 3 лет остается активным. Приток населения за счет миграции в среднем за год составил 7,8 тысячи человек. Пик его пришелся на 1994 год, когда число прибывших в область превышало число выбывших в 1,6 раза. Тогда показатель миграционной подвижности составил 66 человек на каждую тысячу населения области и был выше, чем в среднем по России (51 чел./тыс.). С 1995 года активность перемещений несколько снизилась и составила 65 человек на каждую тысячу населения, а в 1996 году — 52 человека. В I квартале 1997 года только 38 человек из каждой тысячи населения области являлись мигрантами.

Направления перемещений на протяжении последних 3 лет складывались следующим образом: почти половину составляют перемещения в пределах Псковской области, около трети — в пределах РФ и лишь каждый пятый-седьмой приезжает или выезжает в государства ближнего зарубежья.

В пределах области в 1994-1995 годах наблюдался отток сельских жителей в города и городские поселения. Разница между прибывшими из села и выбывшими из городских поселений составила 0,8 тысячи человек. В 1996 году направление перемещений изменилось и обмен жителями между городом и селом произошел в пользу сельских поселений (0,1 тысячи человек).

Основное влияние на приток населения в область оказывают потоки мигрантов из регионов России и стран ближнего зарубежья. Интенсивный обмен мигрантами наблюдался с некоторыми регионами России. Так, в 1994-1996 годах миграционный прирост в результате обмена с регионами Севера в среднем за год составил 800 человек, Дальнего Востока — 725 человек, Северо-Запада — 458 человек. Наибольший прирост из стран ближнего зарубежья сложился за счет миграционного обмена с Латвией, Эстонией и Казахстаном. В 1994 году он составил 5,5 тысячи человек, против 3,3 тыс. — в 1995 году и 1,9 — в 1996 году. Из числа прибывших 60% мигрантов — это люди, поселившиеся в городах и городских поселениях области.

Самым малочисленным потоком во внешней миграции является обмен со странами дальнего зарубежья, который составляет 2,4%. В 1996 году получили разрешение на выезд в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства 155 человек. Это на 11% больше, чем в 1995 году. Из них 35% — это дети в возрасте до 11 лет, ранее проживавшие в детских домах и выбывшие в связи с международным усыновлением в страны дальнего зарубежья. Из остального числа мигрантов 84% направляются в Германию, США, Израиль.

Сложившийся в 1996 году миграционный прирост компенсировал всего 54% естественной убыли жителей области против 73% в 1995 году, а в I квартале 1997 года только 21%.

Во всем притоке населения лица трудоспособного возраста составляют более половины (57%), причем только четвертая их часть — молодежь в возрасте до 30 лет. Вызывает тревогу тот факт, что наряду с увеличением числа лиц трудоспособного возраста сохраняется высокий уровень безработицы и дефицит рабочих мест [[10]].

2.4.    Социальный протест

28 мая прошло пикетирование у Дома Советов. Его участниками стали более девяноста неработающих родителей города Пскова. Они требовали погасить задолженность по выплате детских пособий, которая достигает в настоящее время четырех месяцев. Свои требования участники пикета мотивировали тем, что с наступлением летних каникул многие родители не в состоянии отправить детей на отдых за город, обеспечить им нормальное питание. Областная администрация приняла решение взять кредит в банке и начиная с 30 мая профинансировать выплату детских пособий за январь. Во второй половине дня участники пикета были приняты в управлении социальной защиты области. В первую очередь пособия получат матери-одиночки, многодетные родители [[11]].

Губернатор области Евгений Михайлов постановил внести изменения и дополнения в постановление администрации от 26 марта 1997 года “Об организации единой системы назначения и выплаты государственных ежемесячных пособий на детей в органах социальной защиты населения области”. Главным в новом документе является то, что финансирование расходов на выплату детских пособий работающим гражданам с 1 мая 1997 года осуществляется из областного бюджета через управление социальной защиты населения области с последующим перечислением средств органам социальной защиты населения районов и городов области.

3.    Деятельность администрации Псковской области

3.1.    Деятельность главы областной администрации

16 мая губернатор побывал в Тарту, где обсуждался вопрос о перспективах возобновления водного сообщения между эстонским городом и Псковом. Е.Э.Михайлов подчеркнул, что интерес сторон обоюдный, и высказал заинтересованность, чтобы, как и в былые времена, в город на Великой приезжали эстонские туристы, а псковичи имели возможность посещать старинный университетский город Эстонии. Такие взаимовыгодные деловые отношения предстоит оформить на уровне межправительственных договоренностей. Тем не менее, губернатор убежден: если не в этом году, то обязательно в следующем водное сообщение между российским и эстонским берегами будет возобновлено.

17 мая глава областной администрации посетил Новгород. Здесь состоялась встреча первого вице-премьера правительства РФ Б.Е.Немцова с представителями ряда городов и областей Северо-Западного региона России. Собравшиеся обсудили вопросы осуществления жилищно-коммунальной реформы. Е.Э.Михайлов отметил, что в данном случае разделяет позицию вице-премьера, хотя и считает, что жилищно-коммунальную реформу нельзя проводить обвальными методами, как в Петербурге; необходим учет интересов наиболее уязвимых слоев общества.

После поездки Евгений Михайлов дал интервью областной газете, где сообщил о том, что в Псков обещали приехать специалисты из команды Б.Е.Немцова с двумя проектами. Глава областной администрации заверил, что по основным параметрам цены на жилищно-коммунальные услуги повышаться не будут, зато разрабатываются условия для осуществления мер по ресурсосбережению. Е.Михайлов отметил также, что в целом особого ухудшения в экономике области нет. Компромиссный бюджет принят. А сейчас администрацию области особо заботит судьба Великолукского льнокомбината: “Это предприятие славилось качеством выпускаемой продукции, большую часть изделий экспортировало за рубеж. Теперь оно оказалось на грани распада. Важно спасти комбинат от распродажи по частям. Для этого предпринимаются экстренные меры как организационного, так и финансового характера”. По мнению губернатора, льнокомбинат удастся отстоять.

На вопрос о том, действительно ли Псковская область находится на голодном пайке у Москвы, Е.Э.Михайлов ответил, что в марте область получила 1 млрд. рублей, в апреле чуть более 14 млрд. “Надеемся, что в мае ситуация по крайней мере не ухудшится. Особой радости нет, но есть надежда. В то же время нельзя не отметить, что мы входим в первую десятку областей России, где лучше других выплачиваются пенсии. Труднее дело обстоит с выплатой отпускных учителям. Мы попросили оказать финансовую поддержку в размере 28 млрд. рублей. Москва сказала, что поможет”, — добавил губернатор.

4.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

4.1.    44-я сессия областного Собрания депутатов

На внеочередной (44-й) сессии областного Собрания депутатов (ОСД), состоявшейся 7 мая, депутаты приняли областной бюджет на 1997 год.

Выступивший в начале обсуждения начальник финансового управления В.И.Полещенко пояснил некоторые особенности нового бюджета. Защищенная статья — заработная плата — в трансферте городов и районов обозначена в процентном выражении, то есть какой процент дотаций область получит из федеральной казны, такой и будет отправлен в районы и города, и ни копейки больше. Увеличены расходы на приобретение учебников на 6 млрд. рублей, столько же добавлено здравоохранению на содержание профилактория. 100 миллионов дополнительно выделено на развитие спорта.

Однако споры вызвала статья 14 проекта бюджета. По новому — подушному — расчету города Псков и Великие Луки оказались в проигрыше. Они получили суммы трансферта намного ниже, чем в первоначальном проекте бюджета. Если по бюджету, принятому в первом чтении на предыдущей сессии, Великие Луки получали 23 млрд. рублей, то теперь эта сумма сократилась до 7 млрд. В Пскове разница в цифрах — около 30 млрд. Депутаты от этих городов и представители городских администраций не хотели с этим соглашаться. Председатель Великолукской городской Думы А.Е.Мурылев и депутат от Пскова председатель комитета по законодательству и самоуправлению ОСД З.В.Кравченко настаивали на голосовании статьи 14 в первоначальном варианте. В конце концов была создана согласительная комиссия. Она заседала более часа, но к согласию не пришла. З.В.Кравченко убеждала депутатов и присутствующих руководителей районов и городов не бояться дефицита бюджета, поскольку у области есть в запасе 80 млрд. недоимок по налогам. Если даже удастся собрать половину, этого хватит, чтобы оставить Пскову и Великим Лукам трансферт в суммах первого варианта. И глава администрации области Е.Э.Михайлов готов был пойти на увеличение трансферта городам за счет дефицита бюджета, правда, в гораздо более скромных размерах — сначала предлагал добавить по 2 млрд. каждому, затем — по 3 млрд. За последний вариант депутаты и проголосовали.

В постановлении ОСД подробно расписано, на какие цели из областного бюджета предоставляются кредиты. В основном, на сельскохозяйственные нужды, формирование продовольственного оптового рынка, инвестиции в быстро окупаемые проекты. Постановление предписывает свести до минимума областные мероприятия, празднества, торжества, юбилеи, требующие бюджетного финансирования. Областному бюро технической инвентаризации надлежит произвести учет строений и помещений, принадлежащих гражданам на правах личной собственности в городах Псков, Великие Луки и Остров для начисления налога на имущество с физических лиц.

Депутаты одобрили идею создания союза Белоруссии и России [[12]].

4.2.    45-я сессия областного Собрания депутатов

В первом пункте повестки 45-й сессии значилось рассмотрение закона об исполнении бюджета внебюджетного фонда финансовой поддержки предприятий Псковской области за 1996 год. Представители администрации попросили отсрочки по первому пункту до июньской сессии, ссылаясь на то, что внебюджетный фонд поддержки предприятий проверяет контрольно-ревизионное управление. Депутаты десятью голосами против семи такую отсрочку дали.

Далее в течение 40 минут вносили поправки в регламент собрания. После долгих споров была отвергнута попытка навязать Собранию дополнительные структуры: коллегию и фракции.

Было запланировано обсудить закон о внесении изменений и дополнений в Устав Псковской области. Выяснилось, что проект еще не обсуждался в комитетах ОСД и требует существенной доработки. Суть же поправок в том, чтобы, во-первых, привести Устав в соответствие с принятыми позже основополагающими законами РФ, в том числе Гражданским кодексом, во-вторых, согласно законодательству, произвести некоторый передел власти в пользу Собрания. Обсуждение проекта отложили до августа — в июле депутатские каникулы.

Далее депутаты обсуждали и принимали решения по законам о территориальном устройстве Псковской области, об обязательном применении русского языка при написании наименований организаций, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Заслушали информацию администрации о выплате заработной платы и отпускных учителям. Отпускные будут, администрация взяла на эти цели кредит, но не для всех. Учителя Пскова из этого кредита не получат ничего. Администрации Пскова предложено самой взять кредит для своих учителей.

Остро обсуждался вопрос фонда имущества Псковской области. Позиция администрации проста: поскольку приватизировать больше нечего — фонд следует упразднить, точнее, присоединить к комитету по управлению имуществом. Депутаты не сочли эти доводы убедительными. Решение вопроса отложено на июнь. Депутаты также рассмотрели ряд других вопросов основной и дополнительной повесток дня [[13]].

4.3.    Деятельность депутатов

23 мая в редакцию газеты “Новости Пскова” из Москвы позвонил председатель Псковского областного Собрания депутатов Ю.А.Шматов и сообщил новые сведения о находящемся в чеченском плену печорском прапорщике А.Е.Песченко. Дело в том, что последнего Юрий Анисимович вместе с псковскими журналистами обнаружил в Аргуне во время апрельского вызволения из плена трех российских солдат. Он нашел родственников, лично заверил пожилого и больного отца пленного прапорщика, что сделает все возможное для спасения сына.

Президент Ингушетии Руслан Аушев первым откликнулся на просьбу псковского депутата и выступил в качестве посредника. Соответствующие письма направлены двум президентам соседних республик.

5.    Основные события политической жизни

5.1.       Политическая ориентация населения Псковской области и
отношение к объединению России и Белоруссии в мае 1997 года

5.1.1.    Политические симпатии населения области

По сравнению с декабрем 1995 года (выборами в Государственную Думу РФ) политические симпатии населения области не претерпели существенных изменений. По-прежнему наибольшей поддержкой пользуются КПРФ и ЛДПР. На третье место вышла Народно- республиканская партия (“партия А.Лебедя”), что вполне объяснимо после взлета популярности бывшего секретаря Совета безопасности по результатам президентских выборов 1996 года. По сравнению с КРО образца 1995 года поддержка РНРП выше примерно в четыре раза. Более высоким (в 2-3 раза по сравнению с концом 1995 года) является рейтинг ОО “ЯБЛОКО”. Впрочем, это не свидетельствует о значительном росте популярности партии Г.Явлинского, так как реальный (в момент выборов) электорат “ЯБЛОКА” по сравнению с социологическими рейтингами всегда оказывается ниже в 1,5-2 раза.

Остальные различия между рейтингами партий в конце 1995 года и мае 1997 года несущественны и связаны либо с наличием “скрытого” электората (например, ЛДПР), или с потерей популярности “малых партий” (ПСТ Св.Федорова, СПР И.Рыбкина).


Таблица 1

Распределение ответов на вопрос:
“Какая из политических партий в наибольшей степени отражает интересы населения области?"

 

Партии

Опрос в мае 1997 г.,
(%)

Выборы в Госдуму*
(декабрь 1995 г.)

1

КПРФ и др. компартии

23,1

20,0

2

ЛДПР

13,1

15,3

3

РНРП (“партия А.Лебедя”) / КРО

11,0

2,7

4

“ЯБЛОКО”

9,1

3,6

5

НДР

5,5

4,4

6

“Женщины России”

3,5

3,5

7

АПР

2,6

2,9

8

ПСТ (“партия Св.Федорова”)

2,0

3,0

9

ДВР-ОД

1,3

1,8

10

СПР (“партия И.Рыбкина”)

0,4

1,6

 

Другие

2,9

 

Затруднились ответить / не пришли на выборы

24,8

26,0

 

* Данные представлены в процентах от числа всех избирателей области.

 

5.1.2.    Рейтинги политических деятелей

За год, прошедший после президентских выборов, произошли существенные изменения в рейтингах главных политических деятелей России. Хотя первое место в области пока по-прежнему сохраняет Г.Зюганов, рейтинг его популярности с лета 1996 г. неуклонно снижался, и сейчас его поддерживает только 2/3 электората КПРФ-96.

Вероятно, своего пика популярности достиг Б.Немцов, не только потеснивший А.Лебедя (наиболее популярного в начале 1997 года), но и вышедший на одни уровень с Г.Зюгановым. Сторонники Б.Немцова имеются среди потенциальных электоратов НДР, КПРФ, “ЯБЛОКА” и других партий и движений. На данный момент Б.Немцов имеет наиболее политически разнородную структуру поддерживающего его населения.

Третью позицию занимает А.Лебедь, интерес к которому после резкого взлета популярности во второй половине 1996 г. и начале 1997 г. начал уменьшаться. Подавляющее большинство сторонников А.Лебедя относит себя к потенциальному электорату Народно-республиканской партии. Небольшая часть сторонников А.Лебедя имеется среди электората КПРФ и “ЯБЛОКА”.

В.Жириновский оказался оттесненным на четвертую позицию, хотя после выборов 1996 г. лидер ЛДПР не только не уменьшил рейтинг, но даже упрочил свои позиции. Сторонники В.Жириновского в подавляющем большинстве относят себя к электорату ЛДПР.

Почти не претерпел изменений за прошедший год рейтинг Г.Явлинского. Его сторонники составляют основу электората “ЯБЛОКА”. Вместе с тем, часть сторонников “ЯБЛОКА” симпатизируют Б.Немцову и А.Лебедю.

Шестое место среди политических деятелей России занимает мэр Москвы Ю.Лужков, которого поддерживают сторонники НДР, КПРФ и ряда других партий и движений. Попытка мэра Москвы поставить себя “над” партиями самой разной политической ориентации пока не принесла ему существенных результатов. Его рейтинг остается достаточно низким.

Седьмую позицию занимает Президент РФ Б.Ельцин с рейтингом двухлетней давности (1995 г.). Возможно, что часть населения потеряла интерес к Б.Ельцину в связи с невозможностью избрать его на пост Президента РФ в третий раз. Б.Ельцин пользуется поддержкой лишь части потенциальных электоратов НДР, ДВР, и еще меньше — ЛДПР и “ЯБЛОКА”.

Еще меньшей поддержкой населения располагает премьер-министр В. Черномырдин. Половина его сторонников относит себя к электорату НДР, остальные поддерживают другие политические партии.

Только треть опрошенных в Псковской области затруднились с выбором “своего” кандидата на пост Президента РФ. И только четверть респондентов не определила свои политические симпатии, что свидетельствует о сохранении весной 1997 г. высокой политической активности населения Псковской области.

 

Таблица 2

Рейтинги политических деятелей России, в %

 

 

 

Результаты

Результаты опросов

 

 

Политические деятели

выборов 16 июня 1996 г. (от числа всех избирателей)

январь 1997 г. (оценка на основе опросов
в г. Пскове)

май 1997 г.
(Псковская область)

1.

Г. Зюганов

23,0

20

15,1

2.

Б. Немцов

14,5

3.

А. Лебедь

17,8

23

12,2

4.

В. Жириновский

7,7

8

9,2

5.

Г. Явлинский

5,3

5

5,6

6.

Ю. Лужков

4

4,2

7.

Б. Ельцин

18,7

5

3,3

8.

В. Черномырдин

1

0,9

 

Другие

2,6

 

Затруднились ответить / не пришли на выборы

25,8

29

32,4

 

5.1.3.    Отношение к объединению России и Белоруссии

Результаты майского опроса населения Псковской области по данному вопросу свидетельствуют, во-первых, о положительной оценке населением сближения Белоруссии и России (в большинстве районов области объединение поддерживает 70-80% населения), во-вторых, о слабой связи ответов на вопрос с политической ориентацией населения, в-третьих, о преимущественно эмоциональной окраске ответов на данный вопрос.

 

Распределение ответов на вопрос:
“Как Вы относитесь к объединению России и Белоруссии ?”

Полностью поддерживаю — 49%

Скорее, поддерживаю — 24%

Скорее, не поддерживаю — 8%

Категорически против — 3%

Затрудняюсь ответить — 15%

Другое — 1%

 

Можно отметить две географические закономерности в ответах на вопрос об объединении с Белоруссией. Первая — наибольшая поддержка процесса объединения населением городских поселений области, особенно Острова, Великих Лук, Опочки и Пскова. Данная особенность связана, скорее всего, с общей информированностью населения по данному вопросу. При этом в больших городах (Псков и Великие Луки) отмечен также немалый процент “негативистов” (10-12%), связанный с тем же фактором.

Вторая закономерность проявляется в повышенной доле противников объединения на севере Псковской области, особенно в Палкинском и Гдовском районах. Преимущественно “сельские” районы в средней части Псковской области отличились высокой долей затруднившихся определить свое отношение к данному вопросу (до 50%).

Ответы на вопрос об объединении России с Белоруссией почти не зависят от политической ориентации респондентов: сторонники всех партий и движений в целом положительно ответили на данный вопрос (70-80%). Противники объединения имеются почти во всех потенциальных электоратах политических партий. Можно отметить лишь более осторожную оценку объединения сторонниками ряда центристских и демократических, преимущественно “городских” партий (НДР, ДВР, “ЯБЛОКО” и РНРП А. Лебедя). Но в целом политическая структура населения почти не отражается на общих результатах данного опроса.

5.2.    Партийная жизнь

5.2.1.    КПРФ

Состоялся очередной пленум псковского горкома Коммунистической партии РФ. С сообщением “Слово о Ленине” выступил секретарь областного комитета КПРФ Будько Г.Ю. Пленум принял постановление о проведении областного собрания городской организации КПРФ. На собрании решено обсудить итоги 4 съезда КПРФ, прошедшего в Москве 19-20 апреля. Пленум горкома подвел итоги обмена партийных документов в городской парторганизации. Принято решение об организации и руководстве коммунистами города праздничной демонстрации и митинга [[14]].

5.2.2.    ЛДПР

6 мая 1997 года состоялось расширенное заседание координационного совета областной организации ЛДПР, на котором рассмотрены вопросы по совершенствованию организационной структуры региональной партийной организации, о социально-экономической ситуации, сложившейся на территории Псковской области. Обсуждался проект Устава Союза Белоруссии и России.

5.2.3.    НДР

12 мая 1995 года состоялся учредительный съезд Всероссийского общественно-политического движения “Наш дом — Россия”. К годовщине этой даты приурочено интервью заместителя председателя Псковского регионального общественного объединения движения “Наш дом — Россия” доктора исторических наук, профессора политологии А.И.Лобачева областной газете. В интервью Лобачев отметил, что важнейшей задачей движения является объединение в Псковской области всех демократических сил.

5.2.4.    Новая организация

16 мая состоялось организационное заседание по созданию в области движения Русское народное собрание. На заседании были представители Русской партии, КПРФ, Движения “Православная Россия”, Союза Советских офицеров. В качестве наблюдателя присутствовал представитель Российской народно-республиканской партии (“партии Лебедя”). Своей целью РНС считает конституционное и правовое определение русского народа.

5.3.    Визиты

По приглашению главы областной администрации область посетили главный редактор газеты “Завтра” Александр Проханов и его заместитель Владимир Бондаренко.

На состоявшейся в пресс-центре встрече гостей с псковской общественностью А.Проханов объяснил приезд в Псков так: “Мы приехали к вам по приглашению губернатора Е.Михайлова. Дело в том, что такому приглашению предшествовал маленький казус, когда устами вашего псковского писателя Станислава Золотцева была произнесена нелицеприятная критика в адрес Михайлова. Ну, а поскольку мы газета плюралистическая, мы не какая-нибудь там мракобесная демократическая газета, излагающая только одну точку зрения, — узнав, что эта критика задела губернатора и близких ему людей, решили откликнуться на это приглашение и своими глазами посмотреть, что есть новая администрация, что есть пришедшая к власти оппозиция. На фоне псковских храмов и церквей нам очень захотелось познакомиться с правлением ЛДПР”.

И Проханов, и Бондаренко высказались о своих политических симпатиях. Они поддерживают народно-патриотический блок, возглавляемый Г.Зюгановым. Одновременно была дана и достаточно высокая оценка политической деятельности В. Жириновского. По их словам, либерально-демократические идеи в нормальных европейских странах стабильно поддерживают до 2 десятков процентов населения. “Ну, а ЛДПР в сегодняшней России, пожалуй, единственная партия, вносящая цивилизованный, европейский элемент в нашу жизнь” [[15]].

 


В Пскове побывала делегация из голландского города Неймегена — партнера Пскова. Скоро исполнится 10 лет со дня подписания договора о побратимских связях между двумя городами. Этому событию и был посвящен визит делегации, которую возглавлял председатель общества дружбы “Неймеген — Псков” Йос Компен.

 

В мае в Пскове находилась делегация социальных работников из Евангелической общины Мюльхайма (Германия) и ее руководитель — Марта Фаренкамп. В течение недели члены немецкой делегации работали с псковскими коллегами — работниками ЛПЦ для детей-инвалидов, социального приюта для детей и подростков города Пскова, детского сада № 12 и хосписа.

 



Источники

[1] Федоров А. Социально-экономическое положение в первом квартале 1997 года // Псковская правда. — 1997. — 22 мая. — С. 3.

[2]. Пикалева В. Перед выходом скота на пастбища // Псковская правда. — 1997. — 20 мая. — С. 3.

[3]. Спирин М. Затяжной сев // Псковская правда. — 1997. — 14 мая. — С. 1.

[4]. Ронин А. 100 тысяч льготников ездят бесплатно // Новости Пскова. — 1997. — 15 мая. — С. 1.

[5] Федоров А. Социально-экономическое положение в первом квартале 1997 года // Псковская правда. — 1997. —
22 мая. — С. 3.

[6]. Алексеенко Г. Такси к подъезду // Псковская правда. — 1997. — 14 мая. — С. 1.

[7]. Рогожук С. И монополистам жить не сладко // Псковская правда. — 1997. — 1-2 мая. — С. 4.

[8]. Панкратов С. Завтра начинается сегодня // Псковская правда. — 1997. — 22 мая. — С. 1.

[9]. Сажина Н. Денег нет. Будем брать шпалами.. // Псковская правда. — 1997. — 21 мая. — С. 2.

[10]. Магдалева Л. Миграция, какая она? // Псковская Правда. — 1997. — 29 мая. — С. 2.

[11]. Николаева О. В пикете — родители Пскова // Новости Пскова. — 1997. — 30 мая. — С. 1.

[12]. Мартынова Е. Деньги и власть поделили // Новости Пскова. — 1997. — 13 мая. — С. 1.

[13]. Иванов А. Питерский опыт нам не грозит // Новости Пскова. — 1997. — 21 мая. — С. 1.

[14]. Пресс-центр Псковского ГК КПРФ. Коммунисты будут руководить демонстрацией // Новости Пскова. — 1997. — 1-2 мая. — С. 3.

[15]. Мартынова Е. Коллегии и фракций у депутатов не будет // Новости Пскова. — 1997. — 31 мая. — С. 1.