Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Адыгея

А. Козлов

Республика Адыгея

в июне 1997 года

1.    Действия органов власти

1.1.    Международные и межрегиональные контакты

1.1.1.    Президент

27 июня президент Республики Адыгея А.А.Джаримов и глава администрации Краснодарского края Н.И.Кондратенко посетили Республику Абхазия. Эта поездка руководителей двух субъектов Федерации в Закавказье в средствах массовой информации региона была преподнесена как “миссия доброй воли”. По завершению визита принято совместное заявление руководителей двух соседних с Абхазией регионов, в котором содержится призыв как можно скорее ликвидировать последствия грузино-абхазского конфликта.

В заявлении содержится обоснование заинтересованности населения Краснодарского края и Адыгеи в стабилизации ситуации в Абхазии. “Последствия военного конфликта и продолжающееся политическое противостояние отразились не только на грузино-абхазских отношениях, но и сказались на социально экономической ситуации Юга России, в частности, Краснодарского края и Республики Адыгея. Пустеют и постепенно приходят в упадок знаменитые курорты Черноморского побережья как Абхазии, так и Краснодарского края. А отток населения, главным образом русскоязычного, за пределы Республики Абхазия в Россию ведет к обострению миграционной обстановки на Северо-западном Кавказе”.

А.А.Джаримов и Н.И.Кондратенко в совместном заявлении указывают на единственный, по их мнению, путь урегулирования грузино-абхазского конфликта, который основывается “на принципах гуманизма и международного права”. Позиция руководителей Адыгеи и Краснодарского края в этом вопросе проявляется в выступлениях перед Президентом РФ и Советом Федерации с инициативой о снятии экономической блокады Абхазии.

Вину за разжигание грузино-абхазской войны, как и других межнациональных конфликтов на Кавказе, авторы заявления возложили на политиков, потребовав их незамедлительной личной ответственности [1].

Подписанное 27 июня совместное заявление содержит несколько интересных моментов. Во-первых, оно показательно как акт государственной деятельности региональных руководителей. Во-вторых, в тексте заявления, несмотря на его миротворческий характер, прослеживается откровенная симпатия к абхазской стороне в грузино-абхазском конфликте. В своем интервью местному телевидению Н.И.Кондратенко сказал, что “абхазы нам не чужие, а добрые соседи”, призвав к открытию границы с Абхазией, что должно облегчить тяжелую экономическую ситуацию, которая сложилась в республике. Проабхазская позиция северокавказских руководителей совпадает с реальной политикой России на Кавказе, но в “Совместном заявлении” солидарность с Абхазией выражена открыто. И наконец, в-третьих, выступление с заявлением президента РА А.А.Джаримова является последовательным шагом адыгейской администрации, оказывающей поддержку Абхазии, а действия краснодарского главы администрации Н.И.Кондратенко, известного своими антикавказскими заявлениями, показательны в характеристике роли, которую Кондратенко пытается играть в регионе. Абхазия неявно поддерживалась Россией в период войны, что проявилось хотя бы в попустительстве российских властей, допустивших участие в войне на стороне абхазов российских граждан — представителей горских республик и казаков. Открытая поддержка Абхазии сегодня — это авторитет среди руководителей республик Северного Кавказа и возможность получения политических дивидендов за “ясную” позицию в этом вопросе в двусмысленной ситуации, в которой находятся центральные власти. Центр отказывается признать российское влияние на ситуацию в Абхазии, но готов содействовать регионам, протягивающим “руку дружбы” разоренной Абхазии.

1.1.2.    Парламент

28 мая в Краснодаре состоялось торжественное подписание соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Законодательным собранием края и Государственным советом — Хасэ Республики Адыгея. Соглашение было подписано с адыгейской стороны председателем Государственного совета — Хасэ РА Е.И.Саловым, а краснодарских парламентариев представлял председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В.А.Бекетов.

“Соглашение” включает четыре статьи, в которых оговариваются направления сотрудничества между субъектами федерации и процедура выполнения договоренностей. В Статье 1 указаны следующие направления сотрудничества:

— определение и осуществление взаимно согласованной политики в сфере экономики, сельского хозяйства, экологии, здравоохранения, культуры, науки, образования, социальной защиты населения, регулирования миграционных процессов, охраны правопорядка и соблюдения законности, туризма, физической культуры и спорта;

— совместные действия по укреплению исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и предотвращению межнациональных конфликтов, выступление с этой целью в Федеральном Собрании РФ председателей законодательных органов с согласованной позицией;

— совместная разработка и реализация нормативных правовых актов и целевых программ;

— обеспечение равных прав адыгам, проживающим в Краснодарском крае, и русским, проживающим в Республике Адыгея, а также другим народам и народностям в соответствии с нормами международного права и законами Российской Федерации;

— проведение совместных парламентских слушаний, заседаний постоянных комитетов и комиссий по наиболее актуальным региональным вопросам законотворчества и парламентаризма;

— совместная подготовка проектов нормативных правовых актов в порядке законодательной инициативы для внесения в Федеральное Собрание Российской Федерации, обмен мнениями по ним и согласование позиций;

— установление и укрепление межпарламентских связей на юге России;

— обмен нормативными правовыми актами, справочно-информационными, методическими и другими материалами, представляющими взаимный интерес.

В статье 2 оговаривается пятилетний срок действия Соглашения. Соглашение автоматически продлевается еще на пять лет, если за шесть месяцев до истечения срока его действия ни одна из сторон не уведомит в письменной форме о своем желании прекратить его действие.

Процедура внесения поправок в текст соглашения отражена в статье 3. Изменения могут производиться только по взаимной договоренности сторон, причем они наделяются юридической силой только после их фиксации в двустороннем протоколе.

Координацию деятельности по исполнению “Соглашения” будет осуществлять межпарламентская комиссия в составе шести человек, что оговаривается в статье 4 [2].

1.2.    Обсуждение проекта закона “О референдуме”

В июне в Госсовете — Хасэ РА прошли парламентские слушанья по проекту закона “О референдуме”. Референдум как высшее и непосредственное выражение власти народа наряду с всенародными выборами упоминается в Конституции Адыгеи, но по-прежнему не определены “полномочия” референдума. Камнем преткновения в проекте закона стала проблема территориальных границ Адыгеи и возможность их изменения через референдум. Сложилось два лагеря — одна группа отстаивает право народа республики на решение этих вопросов, а другая утверждает, что целостность Республики Адыгея — вопрос законодательный, и решения по нему могут принимать только законодатели, то есть парламент.

И сторонники референдума по территориальным вопросом, и его противники опираются на Конституцию РА. Так, в статье 4 записано, что территория Адыгеи целостна и неделима, следовательно, о референдуме по этому вопросу не может быть и речи. Но в тоже время статья 55 содержит слова, что территория республики “не может быть изменена без согласия народа”. В статье 70 Конституции РА решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Адыгея, относится к ведению Госсовета — Хасэ, то есть такая возможность предусматривается, но относится к компетенции парламентариев.

Вопрос об изменении территориальных границ Адыгеи возник не на пустом месте: уже давно ходят слухи о так называемом обмене территориями между Краснодарским краем и Адыгеей. Hастущему Краснодару якобы не хватает земель под городское строительство, но они в изобилии на левом берегу Кубани в Тахтамукайском районе Адыгеи, поэтому целесообразно отдать часть этого района в обмен на земли в Белореченском районе Краснодарского края. Одновременно распространяются слухи о возможности отделения “русских” районов (напомним, что русских в республике большинство), или наоборот, об ожидающемся присоединении к Адыгее территорий, где проживают адыги, например шапсугских аулов в Лазаревском районе города Сочи. И уж совершенно невероятные предположения выдвигаются относительно присоединения Адыгеи к одной из Северо-Кавказских республик.

Слушания проекта закона “О референдуме” вел заместитель председателя Госсовета — Хасэ республики Т.А.Беретарь. С докладом по сути выносимого вопроса выступил председатель комитета по законодательству и законности А.А.Дорофеев. В заключении доклада прозвучало мнение членов экспертно-консультативной комиссии при Госсовете — Хасэ, которые предложили включить в перечень вопросов, выносимых на референдум, и вопрос об изменении территории. Комиссия рекомендует разработать механизм голосования в два этапа: 2/3 голосов депутатов за вынесение вопросов на референдум и 3/4 голосов населения за принятие решения. Причем в местах компактного проживания коренного населения достаточно 2/3 голосов для принятия положительного решения вынесенного на референдум вопроса.

После доклада состоялось обсуждение, в котором приняли участие деятели общественных организаций, представители исполнительной власти и депутаты. Приведем выдержки из выступлений лишь некоторых из них — эти выступления представляют интерес для анализа, так как выражают основные мнения по территориальному вопросу.

Э.Р.Ахметов — начальник Главного государственного правового и контрольного управления президента Адыгеи: “По проблемам изменения территории можно проводить референдум, но решение его должно носить рекомендательный характер, окончательно же решает вопрос парламент. Это, если речь идет об уменьшении территории. Если же об увеличении, то и “рекомендательный” референдум не обязателен”.

Н.Н.Коновалова — депутат Госсовета — Хасэ, председатель Союза славян Республики Адыгея: “Депутаты, хоть и избраны народом, не должны решать этот вопрос за своих избирателей. Нужен такой механизм, который обеспечил бы возможность учета мнений всего народа — это референдум”.

С.С.Мамий, председатель президиума коллегии адвокатов республики: “Изменение территории республики — не внутрисубъектное, а межсубъектное дело. И уж коль зайдет речь об изменении, то между субъектами должно быть заключено рамочное соглашение, которым и определится, как решать: с помощью референдума или без него”.

К.К.Хутыз, доктор исторических наук, профессор АГУ: “У народа нет оснований для решения территориальных вопросов. И если такой вопрос и может возникнуть, то по вине политиков, борющихся за власть. Лучше внести поправки в Конституцию Адыгеи, в частности, в статью 70, которые сняли бы данную проблему”.

В.И.Маргиев, профессор кафедры права АГУ: “Вопрос об изменении территории пока никто не поднимает. Встанет он “в повестку дня”, тогда можно записать в законе, что наиболее важные территориальные вопросы решаются референдумом”.

Т.С.Безусько, депутат Госсовета — Хасэ РА: “Пытаться лишить народ права высказаться по территориальным вопросам значит пытаться лишить его права “высшего непосредственного выражения власти”, записанного в Конституции Республики Адыгея”.

Р.Е.Емиж, председатель общественной организации Адыгэ Хасэ: “Менять территорию республики народ не может без согласия Российской Федерации. Изменение территории внутри республики — дело парламента. И вообще разговор о референдуме по изменению территории преждевременный”.

М.М.Тхагапасов, контр-адмирал в отставке, председатель республиканского совета ветеранов флота: “Будоражить вопрос о референдуме по изменению территории Адыгеи — сеять семена раздора” [3].

Хотя все принимавшие в обсуждении участие депутаты говорили об отсутствии реальных политических и экономических предпосылок к изменению территориально-административных границ республики, чувствовалась озабоченность этим вопросом. Приводимые цитаты выступлений иллюстрируют разброс мнений о целесообразности референдума по вопросу о территориальных изменениях. В обсуждении четко были сформулированы две точки зрения: 1) референдум по территориальным вопросом необходим и 2) такой референдум не нужен или его необходимость пока не назрела. Крайнюю позицию в отстаивании права народа на референдум по территориальным вопросам заняли два русских депутата — Коновалова, известная своими выступлениями в поддержку опальных казаков Майкопского отдела ККВ, и Безусько. Большинство адыгов выступили против или за различные компромиссные формы проведения плебисцита по этим вопросам. Безусловно, волокита с принятием закона “О референдуме” еще не является свидетельством страха за судьбу адыгейской государственности, но то, что общественное мнение (напомним, что большинство населения республики составляют русские) может быть ориентировано на принятие самых невыгодных для целостности Адыгеи решений, отвергать нельзя.

1.3.    Политические партии и движения

1.3.1.    КПРФ

A.    Пленум рескома КПРФ

В начале июня состоялся II расширенный пленум Адыгейского республиканского комитета КПРФ, рассмотревший вопрос “Об итогах IV съезда КПРФ и задачах партийных организаций Республики Адыгея”. С докладом выступил первый секретарь Адыгейского рескома КПРФ А.К.Матыжев. В докладе основное внимание было уделено стратегии и тактике партии, разработанной на IV съезде КПРФ. В республике в настоящее время проходит обмен партийных документов, докладчик и выступавшие на пленуме коммунисты высказали надежду, что это мероприятие покажет реальную численность партии в Адыгее. Пленум завершился принятием постановления по обсуждавшимся вопросам [4].

Коммунисты республики в июне продолжали сбор подписей под “Гражданским протестом”, в тексте которого выдвигаются следующие требования:

1. Отставка президента Б.Ельцина, приведшего Россию к национальной катастрофе, а ее народы — к нищете и вымиранию.

2. Отказ от губительного политического и экономического курса, проводимого в стране.

3. Создание правительства народного доверия, способного спасти Отечество.

4. Требования:

— немедленной выплаты долгов по зарплате, пенсиям и пособиям;

— возврата вкладов и сбережений, которые заработаны честным трудом;

— восстановления прав на труд и обеспеченную старость;

— обеспечения прав на бесплатное образование, медицинскую помощь и доступное жилье;

— твердых гарантий безопасности жизни и будущего детей.

В “Гражданском протесте” звучит предупреждение о том, что если выдвинутые требования не будут выполнены, то осенью 1997 года будет проведена Всероссийская стачка протеста.

Под этим документом к концу июня уже подписалось 1,5 тысячи жителей Адыгеи [5].

Требования, выдвинутые Президенту РФ, предъявляются и местной республиканской администрации. Со страниц коммунистической прессы Адыгеи в адрес правительства и президента РА раздаются многочисленные обвинения, которые иногда выливаются в программные документы или “научно обоснованные” проекты преобразования Структуры государственного управления республики (СГУ).

B.    Концепция реформы государственного управления

В статье “К чему ведет эта власть? О структуре государственного управления Республики Адыгея”, помещенной в №13-14 газеты “Адыгейская правда”, экс-претендент на кресло президента РА А.Аджигириев предлагает свою систему организации СГУ республики.

Помещенный в газете проект СГУ Адыгеи предполагает принцип системно объединенных блоков. Всего определяется четыре блока.

Первый блок состоит из органов, определяющих политику в сфере финансов, экономических решений, статистики, управлении экономическим потенциалом, а также стратегию развития Адыгеи. Этот блок мог бы формировать всю финансовую, экономическую, ресурсосберегающую и ресурсоумножающую политику, вести структурную перестройку всего хозяйства Адыгеи, отвечать за законодательное обеспечение собственности, имущественных отношений и определять приоритеты.

Автор статьи реальное функционирование этого блока видит только в случае разработки и принятия Закона “Об экономике Республики Адыгея”. Интересно, что аналог этому закону коммунистически настроенный политик видит в “Основном законе экономической политике ФРГ”.

Закон должен установить четыре цели:

1. Стабилизация цен (то есть ограничивает изменение уровня цен одним процентом в год);

2. Высокая степень занятости (уровень безработицы не более 2%);

3. Сбалансированность внешнеторговых операций (платежный баланс больше нуля);

4. Постоянный и эффективный рост в экономике (темп роста — пять и более процентов в год).

А.Аджигириев видит корни приведенного закона ФРГ в сталинской системе экономики. “Вспомним “Основной закон социалистической экономики”, сформулированный И.В.Сталиным в своей последней работе 1953 года “Экономические проблемы социализма в СССР”. Именно опыт СССР подтолкнул теоретиков и практиков, экономистов и политиков ФРГ к выводу: цели и задачи экономики не могут быть ограничены только погоней за прибылью, которую в начале 90-х годов мы опять провозгласили в законах о предприятиях и предпринимательской деятельности”.

Кардинальным изменениям в новой структуре должен подвергнуться блок управления, его должен будет возглавить Первый заместитель председателя правительства республики. Пост президента Республики Адыгея в соответствии с новой структурой предлагается упразднить. Необходимость сокращения аппарата Аджигириев обосновывает также примерами из зарубежного опыта. “Всем понятно, что это <сокращение> исключит дублирование работ, не говоря о других негативных факторах, которые нам достались в наследство. Для сведения, администрация президента США — это и есть правительство. И министров в этом правительстве только — восемь!.. Также следует упомянуть, что кабинет министров Швеции состоит из 22 человек (половина из них женщины)”.

В первый блок СГУ должны войти подразделения, выполняющие функции следующих министерств: экономики, финансов, охраны окружающей среды, а также комитеты геологических и минеральных ресурсов, промышленности, топлива и энергетики, строительства, земельных ресурсов и реформ, лесных угодий и деревообработки и др.

Второй блок — (подсистема социального развития) будет включать министерства науки и образования, культуры, труда и социальной защиты, здравоохранения, комитеты: по миграционной политике, занятости, спорту и молодежной политике.

В задачи этого блока входит “формирование кадрового потенциала для государственных нужд, субъектов рынка; поддерживание и развитие духовных начал всех народов, проживающих в Республике Адыгея; участие в общероссийской политике подготовки кадров; поддержка культурного и физического уровня подрастающего поколения”.

Управлять вторым блоком будет заместитель председателя правительства Адыгеи.

Третий блок по замыслу, представленному в проекте, должен объединить в единый центр министерство сельского хозяйства, комитет пищевой промышленности и продовольствия, органы социальной защиты для сельских районов, снабжения и др.

“Основные задачи этого блока — обеспечение федерального и республиканского фонда запланированными ресурсами, продовольствием, продуктами питания; организация государственной адресной торговли с дозированной поддержкой семей с малыми доходами; развитие интенсивных технологий в сельском хозяйстве; поддержка коллективных, фермерских и других хозяйств в аграрном секторе. Этот блок будет ответственным за повышение объемов производства аграрного сектора на основе использования передовых моделей организации производства”.

Четвертый блок является подсистемой, которая должна обеспечить государственную безопасность и единый контроль во всех сферах деятельности республики. Взамен недавно созданного Министерства печати и общественно-политического прогнозирования предлагается создать орган информации, государственного и общественно-политического планирования республики.

В задачи четвертого блока входит обеспечение прав граждан и защита их интересов. Именно с учетом интересов граждан будет выполняться основное требование: обеспечение целостности и безопасности страны с учетом как республиканских, так и общефедеральных задач.

В заключении автор программы реформирования СГУ Адыгеи дает оценку существующего правительства, деятельности президента РА и отдельных политиков. “Результат формирования “нового” правительства в Адыгее президентом с участием Госсовета — Хасэ свидетельствует о неизменности курса “реформ”. Произведена очередная рокировка “имеющегося в наличии” кадрового потенциала в интересах победившего клана.... Зная положительные качества нового премьера М.Ткаркахова, можно предположить, что он возьмется за коренную перестройку СГУ. Однако вряд ли президент и его администрация разрешат провести столь нужную реформу власти в Адыгее... Если власть в Адыгее в ближайшие 10-15 лет будет формироваться так, как сейчас сделал А.Джаримов, то к этому времени Адыгея превратится из некогда цветущего уголка СССР в пустое место!” [6].

2.    социально-Экономические проблемы

2.1.    Налогообложение и бюджет

В июне Временная оперативная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной комиссии (ВОК) подвела итог пяти месяцев работы. С января 1997 года по конец мая в консолидированный бюджет поступило 202 миллиарда 63 миллиона рублей, в том числе в территориальный — 108 млрд. 297 млн. рублей. Это 159% к показателям за аналогичный период прошлого года. Свыше 99 млрд. рублей, по информации Государственной налоговой инспекции по Республике Адыгея, поступили в бюджет в результате принудительных мер.

Причины, по которым предприятия республики не выполняют график погашения задолженностей, разные. Например, ТОО “Пищевик” оказалось поставлено в ситуацию нереальных сроков погашения задолженности, решением комиссии время выплаты для этого предприятия продлено до 1 ноября 1997 года. Иная ситуация сложилась у спиртзавода “Майкопский”, которого подвели предприятия-партнеры, не вернувшие в срок кредиты. Дебиторская задолженность предприятий республики за спирт составляет 30 миллиардов 75 миллионов рублей. Ситуация с платежеспособностью самого АО “Спиртзавод “Майкопский” усугубляется отсутствием марок акцизного сбора у предприятий-партнеров. Образовавшийся дефицит акцизных марок свидетельствует об отсутствии реального контроля за их использованием.

Таблица 1

Сведения о задолженности по платежам в бюджеты всех уровней
(в млн. руб.) [7]

 

 

По состоянию на 01.06.1997 г.

 

недоимка

отсроченные

г. Майкоп

Майкопский район

Кошехабльский район

Шовгеновский район

Гиагинский район

Красогвардейский район

Тахтамукайский район

Теучежский район

39247

17224

1817

2311

5460

9290

13524

5594

19762

7964

274

65

-

72

4865

427

Всего по Республике Адыгея

94467

33429

 

 

Таблица 2

Информация о ходе выполнения бюджетных назначений
по состоянию на 25.06.1997 года
 [8]

 

 

Территориальный бюджет

Федеральный бюджет

 

%

к плану

%

к 1996 г.

%

к плану

%

к 1996 г.

Всего

в том числе:

г. Майкоп

Майкопский район

Теучежский район

Тахтамукайский район

Гиагинский район

Кошехабльский район

Шовгеновский район

Красогвардейский район

Республиканский бюджет

101

 

88

132

87

110

77

70

96

57

122

136

 

109

197

116

162

108

80

166

133

166

83

 

78

74

120

70

46

26

139

194

165

 

125

в 4 раза

83

143

104

80

117

в 4 раза

2.2.    Внешнеэкономическое сотрудничество

В начале июня по инициативе премьер-министра Республики Адыгея М.Х.Тхаркахова был собран большой экономический совет. Обсуждался круг вопросов, связанных с ситуацией на рынке инвестиций в Адыгее. Премьер М.Х.Тхаркахов побывал в служебной командировке во Франции на “Неделе российско-французского инвестиционного сотрудничества” и остался недоволен низким уровнем подготовленности Адыгеи к внешнеэкономическому сотрудничеству. Во Франции Республика Адыгея представила только 4 программы сотрудничества.

На большом экономическом совете присутствовали члены Кабинета Министров РА, руководители крупных предприятий республики, им была дана возможность проиллюстрировать ситуацию с зарубежными инвестициями на конкретных примерах. Многие зарубежные предприниматели знают сырьевые возможности и уникальные природно-климатические условия Адыгеи и готовы инвестировать валюту во взаимовыгодные проекты. Часто препятствия возникают из-за волокиты и неразворотливости адыгейских партнеров или российской стороны-посредника. Например, генеральный директор акционерного общества “Адыгагроснаб” К.С.Кошоков выступил на совете и рассказал о провале совместного российско-французского проекта производства свинцовых аккумуляторов на базе созданного при “Адыгагроснабе” совместного предприятия. Внедрение проекта в жизнь затормозил учредитель с адыгейской стороны, АО “Адыгагроснаб”. Заместитель премьер-министра, министр экономики Н.В.Авдиенко в качестве примера перспектив сотрудничества с зарубежными фирмами представил информацию о запросе югославских аграриев в его министерство. Югославы уже в течении нескольких лет настойчиво просят представить предложения по развитию специфических для Майкопского района отраслей сельского хозяйства, в частности, табаководства. Заинтересованные фирмы готовы поставить перспективные семена, современные средства защиты растений.

В итоге было принято предложение премьер-министра о создании специальной группы высокопрофессиональных специалистов при Министерстве экономики, которая бы занималась разработкой программ и экономически грамотных бизнес-планов. Также на совете было принято решения сделать заседания ежемесячными с обязательным участием в них ответственных работников Министерств экономики, финансов, сельского хозяйства и продовольствия, комитета пищевой и перерабатывающей промышленности [9].

2.3.    Здравоохранение

Медицинские работники Адыгеи обратились к парламенту и правительству республики, религиозным деятелям ислама и христианства с просьбой принять самые решительные меры по исполнению законов о запрете пропаганды секса, насилия, порнографии в средствах массовой информации. Этот шаг медиков продиктован серьезными опасениями за физическое и психическое здоровье жителей республики.

Вот лишь несколько цифр. За последние шесть лет заболеваемость сифилисом возросла в Адыгее в 62 раза. Только в прошлом году было выявлено 1186 случаев заболевания, из них 100 — среди несовершеннолетних. Ежегодно регистрируется 3-4 случая врожденного сифилиса. Появился в республике и СПИД — в апреле нынешнего года выявлен первый местный больной, имеются факты контактов жителей Адыгеи с ВИЧ-инфицированным.

В обращении медицинских работников к жителям республики говорится: “Болезни, о которых мы говорим, калечат не только тела, но и души, ломают семьи, убивают и уродуют будущих детей. Сексуальные отношения должны быть только безопасными, в противном случае они противоестественны и ведут к трагедии. Мы не преувеличиваем опасность и ответственно заявляем: необходимо объединить усилия всех, чтобы остановить катастрофу!”.

3.    Этнокультурные процессы

3.1.    Казачество

7-8 июня в поселке Тульском Майкопского района прошел VI региональный фестиваль казачьей культуры. В программу фестиваля были включены выступления коллективов казачьей художественной самодеятельности (всего более 40 коллективов), и научно-практическая конференция, в которой приняли участие историки и этнографы Краснодарского края и Адыгеи. Официальная часть фестиваля началась с молебна, который провел помощник епископа Майкопского и Армавирского, протоиерей Геннадий Макаренко. Перед собравшимися с приветственным словом выступил глава администрации Майкопского района С.В.Селихов. Затем слово было предоставлено президенту Адыгеи А.А.Джаримову. Поприветствовав собравшихся на поселковом стадионе, где проходили выступления фольклорных коллективов, он сказал, что фестиваль является убедительным свидетельством начавшегося возрождения “добрых казачьих традиций”.

Среди высокопоставленных гостей фестиваля, которым было предоставлено слово на открытии, нужно назвать начальника управления региональной политики Министерства культуры РФ Г.А.Смирнова, консультанта главного управления казачьих войск России при Президенте РФ О.В.Агафонова, председателя комитета Госсовета — Хасэ по межнациональным отношениям, науке и образованию Ю.Ю.Удычак, заместителя председателя Конгресса русских общин В.В.Нуждинова.

Обычная для мероприятий такого рода символическая атрибутика была представлена гимном кубанского казачества “Ты Кубань, ты наша Родина”, памятными значками на одежде участников и разнообразными флагами и хоругвями [11].

С государственной символикой России, Адыгеи и Краснодарского края произошел интересный казус. На установленных на стадионе флагштоках были подняты три знамени, но флаг Краснодарского края, по сути знамя Кубанской казачьей Рады, оказался выше остальных.

Неожиданно на фестивале возник вопрос, далекий от фольклорного наследия казачества. В кулуарах научно-практической конференции руководство Всекубанского казачьего войска подверглось жесткой критике со стороны консультанта главного управления казачьих войск России при Президенте РФ О.В.Агафонова за задержку с вступлением ВКВ в государственный реестр казачьих войск. Действительно, руководство ВКВ заявило о своем нежелании входить в реестр Президента РФ, который, по их мнению, ущемляет вольности казаков. В Краснодарском крае администрацией Н.И.Кондратенко был создан собственный реестр, в который вошло большинство отделов и казачьих обществ ВКВ. Нежелание входить в российский реестр прозвучало на фестивале и от простых казаков, которые вместе с тем критиковали атамана ВКВ В.П.Громова. В доверительной беседе казаки открыто противопоставляли “кубанский” реестр “российскому”.

14 июня в газете “Известия” появилась информация о вступлении ВКВ в государственный реестр казачьих войск России, но ни кубанская, ни адыгейская пресса такого сообщения не поместила, не прозвучало оно и в местных электронных СМИ.

3.2.    Причерноморские шапсуги

31 мая в санатории “Тихий Дон” в п. Лазаревское состоялся IV съезд причерноморских адыгов-шапсугов. В повестку дня съезда были включены вопросы:

1. Отчет Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов о работе за 3 года.

2. О концепции национального образования причерноморских адыгов-шапсугов.

3. О внесении изменений в Устав Адыгэ Хасэ.

4. Выборы членов Адыгэ Хасэ (общественного парламента), Совета старейшин, ревизионной комиссии.

На съезд было избрано 158 делегатов, из которых в работе принимали участие 121. Среди делегатов были и весьма влиятельные люди. Например:

Сапиев А.М. — директор научно-производственного объединения горного садоводства и цветоводства, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации;

Мамишев С.Н. — начальник Черноморского управления спецсанаториев Минздрава РФ, заслуженный работник здравоохранения РФ;

Хачмамук В.А. — генеральный директор “Сочиглавснаб”, заслуженный экономист РФ;

Кобелев Я.К. — ректор института физкультуры АГУ, действительный член ряда академий;

Нагучев Д.М. — заведующий кафедрой истории отечества АГУ, профессор.

Перед участниками съезда заместитель главы администрации Краснодарского края Н.И.Харченко зачитал совместное приветствие в адрес IV съезда адыгов-шапсугов главы администрации Краснодарского края Кондратенко Н.И. и президента Республики Адыгея Джаримова А.А. Затем он вручил участникам съезда бесплатные подписные квитанции на газету “Кубанские новости” на II полугодие 1997 года на 3 млн. рублей [12].

Съезд избрал тайным голосование Адыгэ Хасэ (общественный парламент) причерноморских шапсугов в составе 35 человек. Далее перед собравшимися с докладом выступил председатель Хасэ шапсугского народа Чичух М.Х. Доклад был посвящен отчету о работе Хасэ за трехлетний период, были подведены итоги деятельности “общественного парламента” шапсугов по основным направлениям. Приведем основные положения выступления:

“1. Работа с законодательными органами власти с целью создания правовой базы гарантий этнического выживания и национального развития шапсугской этнической общности.

2. Создание национальной автономии, способной стать государственным механизмом реализации естественных прав шапсугского народа и обеспечения условий сохранения и развития шапсугской этнической общности на своей исторической Родине — на основе объективного подхода к реальности сегодняшнего дня, исходя из законодательства Российской Федерации.

3. Создание условий для изучения родного языка, литературы, истории.

4. Государственное и общественное обеспечение развития национальной культуры.

5. Социально-экономическое развитие мест компактного проживания адыгов-шапсугов, реализация конституционных прав шапсугского народа на защиту исконной среды обитания и жизненного пространства для сохранения этнической самобытности и традиционного образа жизни.

6. Восстановление и защита исторической правды о шапсугском народе, возврат топонимических названий населенных пунктов и географических местностей, измененных в период Кавказской войны и советское время.

7. Сохранение и развитие адыгагэ, нравственное и духовное воспитание молодежи на лучших традициях адыгского этикета.

8. Защита прав и законных интересов каждого шапсуга” [13].

После доклада М.Х. Чичух и его обсуждения съезд принял постановление, в котором работа Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов за период с 1994 по июнь 1997 года оценена как удовлетворительная. Приведем отрывок из этого документа:

2. Считать главной задачей национального движения восстановление ликвидированного в 1945 году Шапсугского национального района в составе Краснодарского края, как необходимого механизма реализации конституционного права шапсугского народа и обеспечения условий сохранения и развития шапсугской этнической общности на своей исторической родине...

4. Считать необходимым возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и географическим местностям, а также ликвидацию или перемещение памятников и любой другой атрибутики, символизирующей жестокую войну царизма на Кавказе и оскорбляющей национальное достоинство адыгов.

5. Настаивать на внесении в Уставы Краснодарского края, городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов пункта в следующей редакции: “На основании статьи 69 Конституции Российской Федерации гарантируются и защищаются права коренного малочисленного шапсугского народа в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации”.

6. Одобрить и поддержать законные действия главы администрации Краснодарского края Кондратенко Н.И. по защите социально-политических прав населения, наведению порядка в экономике и охране экологии Кубани...

8. Обратиться к главе администрации Краснодарского края Кондратенко Н.И. и председателю Законодательного собрания Краснодарского края Бекетову с настоятельной просьбой:

а) ввести специальный режим землепользования на территориях Кичмайского, Тхагапшского, Лыготхского сельских округов Лазаревского района г.Сочи, Агуйского, Ципкинского, Георгиевского сельских округов и Новомихайловской поселковой администрации Туапсинского района;

б) обеспечить представительство адыгов-шапсугов в Законодательном собрании Краснодарского края и органах местного самоуправления;

в) решить вопрос о назначении уполномоченного администрации Краснодарского края по делам шапсугов;

г) установить бесплатное лицензирование и освобождение от уплаты налогов и сборов в местный и краевой бюджет предприятий традиционных национальных промыслов (животноводство, пчеловодство, сбор и переработка дикорастущих плодов, прикладное искусство, народная медицина, национальная кухня, туристическо-экскурсионное обслуживание);

д) разрешить предприятиям по представлению Хасэ (общественного парламента) причерноморских адыгов-шапсугов перечисление денежных средств на спецсчет общества “Адыгэ Хасэ” в пределах сумм, зачисляемых в местный и краевой бюджет, с их зачетом в уплату налогов для финансирования программ по образованию, культуре и поддержке молодых и многодетных семей;

е) обеспечить реализацию права шапсугов, как коренных жителей, на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и беспрепятственную регистрацию при возвращении на свою этническую родину;

ж) выделить квоту на организацию адвокатско-нотариальной конторы для обеспечения прав адыгов Причерноморья;

з) включить газету “Шапсугия” в краевой реестр средств массовой информации с целью обеспечения финансовой поддержки;

9. Обратиться к главам администраций и органам местного самоуправления городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов с просьбой:

а) усилить контроль за выполнением решений по защите исконной среды обитания адыгов-шапсугов (определение границ Сочинского федерального охотзаказника и форелевого хозяйства, размещение городских свалок и другие виды хозяйственной деятельности, ущемляющие интересы местного населения);

б) согласовать с Хасэ (общественным парламентом) причерноморских адыгов кандидатуры на пост глав сельских администраций;

в) обеспечить контроль администрации и общественности сельских округов за заготовкой и вывозом древесины, минеральных ресурсов;

г) согласовывать крупномасштабные проекты на территориях сельских округов, затрагивающие интересы местного населения, с обязательным проведением экологических экспертиз проектируемых объектов;

д) выделить в п.Лазаревское и г.Туапсе земельные участки для организации общественных рынков;

е) принять неотложные меры по разрешению социально-экономических проблем в ауле Псыбэ Туапсинского района (выделение необходимого количества земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, асфальтирование дороги, телефонизация, организация местного самоуправления);

ж) обеспечить налоговые льготы предприятиям, расположенным в сельской местности;

10. Утвердить концепцию национального образования причерноморских адыгов-шапсугов.

11. Принять обращение к ректору Адыгейского Государственного университета Хунагову Р.Д., президенту РА Джаримову А.А., главе администрации Краснодарского края Кондратенко Н.И., города Сочи Карпову Н.И., города Туапсе Джегун Г.А. об открытии филиала Адыгейского Государственного университета в п.Лазаревское г.Сочи или в г.Туапсе.

12. Выразить категорический протест против попыток ликвидации Лазаревского района, как административного образования, статуса районных и сельских депутатов; потребовать всеобщих выборов глав района и сельских округов и депутатов...” [14].

Реальным результатом прошедшего 31 мая съезда причерноморских шапсугов стала состоявшаяся 15 июня в поселке Лазаревское первая сессия 4-го созыва Хасэ (общественного парламента) причерноморских адыгов-шапсугов. На сессии рассматривались только организационные вопросы, прошли перевыборы руководства и избран Президиум Хасэ.

Председателем Хасэ (общественного парламента) причерноморских адыгов-шапсугов избран Маджид Харунович Чачух. Первым заместителем — Халид Вазармесович Тлиф. Заместители: по Туапсе и Туапсинскому району — Хамед Юсуфович Тешев; по Лазаревской и Лазаревскому району г.Сочи — Сальбий Батырович Боус.

В Президиум Хасэ вошли:

1. Чачух Маджид Харунович

2. Тлиф Халид Вазармесович

3. Боус Сальбий Батырович

4. Тешев Хамед Юсуфович

5. Аллало Эмма Юсуфовна

6. Гвашев Аслан Юнусович

7. Куадже Руслан Аюбович

8. Куиз Казбек Ибрагимович

9. Тешев Мурдин Шугаюбович

10. Хушт Асланбий Хаджебрамович

11. Хейшхо Мурат Мадинович

12. Хагуров Ким Даудович

13. Шхалахов Владимир Гузерович

14. Шхалахов Маджид Шихамович.

В Хасэ (общественном парламенте) причерноморских адыгов-шапсугов, образованы комитеты:

1. По социально-экономическим вопросам — Тлиф Х.В.

2. По финансово-коммерческим вопросам — Напсо К.З.

3. По образованию — Аллало Э.Ю.

4. По культуре — Тешев М.Ш.

5. По молодежи и спорту — Куадже Р.А.

6. По истории топонимии и памятникам — Гвашев А.Ю.

7. По религии и обрядам — Шхалахов М.Ш.

8. По средствам массовой информации и редактором газеты “Шапсугия” — Хушт А.Х.

Редактор радиожурнала “Голос шапсугов” — Чунтыжева Т.Я.

Сессия избрала постоянным представителем Хасэ (общественного парламента) причерноморских адыгов-шапсугов в Собрании г.Сочи Тлифа Х.В [15].

Источники

1.  Майкопские новости. — 1997. — №103. — 2 июля.

2.  Советская Адыгея. — 1997. — 3 июня.

3.  Крылов Д. И хочется, и боязно принимать закон о референдуме // Советская Адыгея. — 1997. — 10 июня.

4.  После съезда // Советская Адыгея. — 1997. — №112. — 7 июня.

5.  Гражданский протест // Адыгейская правда. — 1997. — №15. — 24 июня.

6.  Аджигириев А. К чему ведет эта власть? О структуре государственного управления Республики Адыгея // Адыгейская правда. — 1997. — №13-14. — 31 мая.

7.  Бесконтрольный акциз // Советская Адыгея. — 1997. — №113. — 10 июня.

8.  Советская Адыгея. — 1997. — №127. — 2 июня.

9.  Маренов А. На кредитах доверия // Советская Адыгея. — 1997. — №112. — 7 июня.

10. Николаева Н. Евроремонт по-майкопски // Советская Адыгея. — 1997. — №128. — 3 июля.

11. Крылов Д. Фестиваль состоялся, гран-при вручен // Советская Адыгея. — 1997. — №113. — 10 июня.

12. Информационное сообщение // Шапсугия. — 1997. — №11. — 12 июня.

13. Шапсугия. — 1997. — №11. — 12 июня.

14. Шапсугия. — 1997. — №12. — 27 июня.

15. Первая сессия // Шапсугия. — 1997. — №12. — 27 июня.