Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Омская область

А. Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июне 1997 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.    Перестановки в высшем областном руководстве

Июнь 1997 года ознаменовался серьезными структурными и кадровыми изменениями в администрации Омской области. В начале месяца здесь введена новая должность — первого заместителя губернатора по вопросам развития экономических реформ и межрегиональных экономических связей [[1]]. Получил этот пост один из богатейших жителей Омска — тридцатитрехлетний Андрей Иванович Голушко, ставший самым молодым среди высокопоставленных чиновников в регионе. Он закончил юридический факультет Омского госуниверситета, после чего длительное время (вплоть до перехода в обладминистрацию) возглавлял крупную финансово-промышленную компанию “Акция”, а также занимал должность председателя комитета по собственности областного Законодательного собрания. Становление и первые успехи “Акции” (кстати, одной из немногих в регионе новых коммерческих структур, в сферу интересов которых попал реальный сектор экономики) пришлись на рубеж 1980-90-х гг., когда компания активно сотрудничала с городским главой Ю.Шойхетом. Со сменившим его В.Рощупкиным у “Акции” отношения, похоже, не сложились, и А.Голушко начал плавный дрейф в сторону губернатора.

Выступая на своей первой пресс-конференции в новом качестве, А.Голушко назвал своей главной оперативной задачей максимальное сокращение дефицита “живых” денег (в настоящее время при потребности области в 95 млрд. руб. наличными для выплаты зарплаты и детских пособий собирать удается не более 35 млрд. руб). С этой целью намечено ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств и упорядочить систему взаимозачетов. Среди других актуальных задач первый вице-губернатор назвал консолидацию внебюджетных фондов, обеспечение согласования усилий областного и городского (омского) руководства, создание в регионе промышленного и сельскохозяйственного концернов, а также предоставление налоговых льгот инвесторам. По поводу напрашивающейся аналогии своего вхождения во власть с возвышением А.Чубайса А.Голушко заявил следующее: “Что касается Чубайса, то я с уважением отношусь к его методам и способам, к той энергичности, с какой ему удается выполнять свои обязанности. Если мне что-то удастся в этом плане повторить — хорошо. Я разделяю жесткость его позиции. Сегодня это необходимо. И мы не станем гладить по головке неплательщиков в бюджет... Но мне не хотелось бы завоевывать авторитет Чубайса” [[2]].

Любопытно, что назначение А.Голушко с равной степенью симпатии к нему комментируют СМИ самых разных политических ориентаций.

Тем временем сложил полномочия заместителя главы областной администрации В.Соснин, который должен возглавить создаваемое в Омске представительство ГК “Росвооружение” (предполагается, что деятельность этой структуры значительно облегчит выход предприятий омского ВПК на внешний рынок и будет охватывать всю Западную Сибирь). В системе исполнительной власти Омской области В.Соснин курировал торговлю и внешнеэкономическую деятельность, а начинал он свою служебную карьеру в одном из гигантов омской “оборонки” — моторостроительном производственном объединении им. Баранова. В прошлом году именно он занимался организацией выставки вооружений и военной техники, производимой омскими предприятиями [[3]].

1.2.    Заседание коллегии областной администрации

Коллегия областной администрации рассмотрела отчет комитета по управлению имуществом области о работе по повышению эффективности управления государственной собственностью. В своем докладе председатель комитета А.Сараев сразу оговорился, что возглавляет его лишь пятнадцать месяцев, и за это время все усилия были направлены на формирование новой команды и исправление ошибок в ходе приватизации. Среди этих ошибок А.Сараев назвал главными не только те, которые допустил его предшественник В.Захарченко, но и совершенные Правительством РФ, установившим бюджетные задания по поступлению средств от приватизации без учета экономической целесообразности и интересов области. К негативным последствиям, по мнению А.Сараева, привели также жесткие сроки приватизации и несовершенство нормативной базы. Были приведены многочисленные примеры “прихватизированных” объектов, от которых в бюджет не поступает ни копейки. Доклад А.Сараева вызвал весьма жесткие вопросы по поводу мер, предпринимаемых комитетом для повышения доли областной собственности и обеспечения максимального поступления средств в бюджет от приватизированных объектов. Острой критике комитет был подвергнут за то, что в течение последних пяти лет от приватизированных объектов бюджет области получил лишь 5,4 млрд. руб. Критиковался комитет и по поводу доли акций сельских товаропроизводителей в перерабатывающих предприятиях, правового обеспечения в разрешении спорных моментов по госсобственности, перспектив работы комитета в целом. По мнению ряда членов коллегии, в частности первого вице-губернатора В.Третьякова, областной комитет явно упускает возможности по эффективному использованию собственности и проигрывает аналогичной структуре омской мэрии. Подводя итоги обсуждению, губернатор Л.Полежаев назвал главной причиной недостатков работы комитета слабое его взаимодействие с федеральными властями и соответствующими подразделениями регионального уровня. По определению главы обладминистрации, комитет оказался “раздавленным” между федеральными структурами и органами местного самоуправления и напоминает клуб знатоков — любителей приватизации. Проект итогового постановления отправлен на серьезную доработку, которая будет вестись под эгидой первого вице-губернатора А.Голушко.

На коллегии были заслушаны также доклады заместителей губернатора — и.о. начальника финансового управления А.Короткова и председателя экономического комитета Е.Вдовина об исполнении областного бюджета за I квартал 1997 г. и о внесении на рассмотрение Законодательного собрания законопроекта “Об утверждении отчета по исполнению областного бюджета за 1996 г.” Как заметили докладчики, результаты исполнения консолидированного и областного бюджета за прошлый год были обусловлены сложным состоянием ведущих отраслей народного хозяйства. Ухудшилось положение по взаимозачетам, большинство предприятий испытывали недостаток оборотных средств, многие из них являются убыточными. В целом областной бюджет по доходам с учетом поступивших средств по взаимным расчетам, трансферту и займа выполнен на 93,3%. Поскольку налогооблагаемая база сужается, а недоимки по платежам растут, в нынешнем году требуются неординарные меры по покрытию дефицита областного бюджета. Предполагается выпустить новые облигации областного займа, привлечь кредиты коммерческих банков в размере до 200 млрд. руб., провести продажу объектов незавершенного строительства, продать третьим лицам просроченную на шесть и более месяцев задолженность по платежам в областной бюджет. Коллегия обладминстрации одобрила эти и другие предложения [[4]].

1.3.    В областном Законодательном собрании

24 июня депутаты ЗС на своем очередном собрании рассмотрели 24 вопроса. Обсуждалось исполнение областного бюджета за I квартал текущего года, был рассмотрен проект инвестиционной программы на 1997 г., финансируемой из средств бюджета области. Согласно последнему документу, инвестиции будут прежде всего направлены на завершение строительства и реконструкцию объектов энергоснабжения и коммунального назначения, а также других объектов жизнеобеспечения. Довольно остро прошло обсуждение предлагаемых обладминистрацией поправок к бюджету регионального дорожного фонда. Ряд депутатов выразил опасение в связи с тем, что после консолидации госбюджета с внебюджетным дорожным фондом фондовые средства станут использоваться не по назначению, что пагубно отразится на состоянии дорог. Тем не менее исполнительной власти удалось провести устраивающее ее решение, и теперь ожидается консолидация остальных целевых внебюджетных фондов региона.

Весьма бурная дискуссия в очередной раз развернулась вокруг проекта закона “О статусе административного центра Омской области”, и снова камнем преткновения стала проблема разделения полномочий между администрацией области и мэрией. Четырнадцатью голосами против при одиннадцати, поддержавших законопроект, документ был отклонен. Не был принят и проект закона “О государственной поддержке средств массовой информации”, рассматривавшийся в первом чтении [[5]].

2.    Местное самоуправление

2.1.    Посещение губернатором и мэром социально значимых объектов Омска

23 июня губернатор Л.Полежаев и мэр В.Рощупкин совершили совместную поездку по социально значимым объектам Омска. Они побывали в ряде торговых точек, на строительстве метро, в городском дендропарке и в двух объектах культуры. Комментируя итоги вояжа, мэр отметил, что им и губернатором найден общий язык в обсуждавшихся вопросах, касающихся объектов, на которых они побывали. На фоне неоднозначных взаимоотношений между обладминистрацией и мэрией, в том числе относительно статуса Омска как областного центра, демонстрация единства руководства области и города выглядит впечатляюще [[6]].

2.2.    Мэр Омска о ситуации в стране

Указом Президента РФ омский мэр В.Рощупкин включен в состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Это событие стало темой пространного интервью, которое В.Рощупкин дал газете "Вечерний Омск". Оно примечательно тем, что едва ли не впервые за время пребывания на посту городского головы В.Рощупкин публично изложил свои политические взгляды — ранее в местных СМИ он представал с имиджем чистого хозяйственника, принципиально не занимающегося политикой.

Комментируя создание президентского Совета, он подчеркнул, что “отношение народа к местному самоуправлению очень сильно влияет на его отношение к власти вообще, и Москва, как мне кажется, это вполне осознала”. По мнению В.Рощупкина, для повышения эффективности местного самоуправления надо решить три первоочередные задачи: наделить нижний этаж власти самостоятельной финансовой базой, отрегулировать право собственности на территории городов и поселков, упорядочить земельные отношения.

В.Рощупкин поддержал необходимость жилищно-коммунальной реформы, отметив, что некоторые ее элементы уже давно воплощаются на практике в Омске. Планируемый правительством секвестр бюджета он назвал вполне разумной в нынешней ситуации мерой, оговорившись, однако, что сам по себе секвестр не сможет решить проблемы пополнения бюджета.

Особый интерес вызывает заключительная часть интервью, которую имеет смысл привести полностью:

“Я — реалист, а потому ничем утешить вас не могу. Ситуацию, сложившуюся в стране, оцениваю как очень и очень сложную. Никакие позитивные сдвиги, о которых говорится в прессе, официальной статистике, лично мне в глаза не бросаются. Когда промышленность практически парализована, снижение спада производства не может служить признаком стабилизации. Если у больного отсутствует пульс, глаза не реагируют на свет — это не означает, что он пребывает в стабильном состоянии. Идеи, замыслы нового правительства, безусловно, интересны. Хорошо, что оно всерьез взялось за сокращение расходной части бюджета. Но все эти усилия носят локальный характер. Главный вопрос — как поднять, пробудить товарное производство — по сей день остается открытым. И на федеральном уровне решение его не просматривается. Инвестиционная активность почти на нуле, и как ее поднимать — никто подсказать не может. Правительство в прежних составах два-три года протопталось на месте. За это никчемное ожидание мы сегодня расплачиваемся. Все действия нового кабинета представляются мне верными. Но, увы, запас времени у него слишком мал, а к самому главному оно пока что не подступило. Вот почему важно здесь, на уровне города и области, проявлять максимум самостоятельности и ответственности. Поддерживать тех, кто действует в интересах производства. Опыт выживания, который мы накопили, повернуть на путь созидания” [[7]].

2.3.    Семинар-совещание глав местного самоуправления

В последней декаде месяца в Омске прошел третий семинар-совещание глав органов местного самоуправления области. Перед его участниками выступил губернатор Л.Полежаев и 19 руководителей областных ведомств, причем круг обсуждавшихся вопросов был весьма широк — от подготовки хозяйства к зиме до проблем пенсионного обеспечения. Первые лица области делали акцент на то, что районным администрациям следует отказаться от ориентации на принцип перераспределения и от методов нажима на региональную власть с целью выбить дополнительные средства. В частности, по словам первого вице-губернатора А.Голушко, финансовые структуры уже не могут делать “деньги из воздуха” и вынуждены инвестировать экономику, поэтому многое зависит от инициативности местного руководства. Подобные семинары решено проводить ежеквартально, темой следующего обсуждения, видимо, станет новый налоговый кодекс [[8]].

2.4.    Пресс-конференция первого заместителя главы
городского самоуправления Омска

В начале июня состоялась пресс-конференция А.Стерлягова, занявшего недавно должности первого вице-мэра Омска и руководителя городского департамента экономики. Темой разговора стали тенденции и перспективы развития омской экономики. А.Стерлягов констатировал, что финансово-экономическая обстановка в городе продолжает ухудшаться — так, объем производства в промышленной сфере в первом квартале нынешнего года сократился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом 1996 г., а соответствующее снижение объемов производства потребительских товаров составило 20%. Прирост вкладов населения в коммерческих банках за 1996 г. по Омску составил 372 млрд. руб., одновременно резко возросли расходы омичей на покупку валюты (в первом квартале 1997 г. они составили 296 млрд. руб.). Увеличения же кредитных вложений по омской банковской системе практически не произошло, хотя изменилась их структура: на 19,8% увеличился объем долгосрочных вложений и на 5,9% возросли валютные ссуды. С другой стороны, возросла просроченная задолженность перед банками, особенно по долгосрочным кредитам. При темпе инфляции в 5,5% цены на промышленную продукцию омского производства выросли на 14% (в основном за счет роста цен на товары ликеро-водочной и химической промышленности). Значительно возросла доля взаимозачетов, составив 63,2% от общего объема расчетов (по словам вице мэра, для нормального функционирования экономики максимально допустимым показателем являются 45%).

Среди приоритетов деятельности мэрии А.Стерлягов назвал подготовку налоговой базы в условиях действия нового Налогового кодекса. По оценке первого вице-мэра, в связи с его введением город может потерять до 40% бюджетных средств. Соответственно предполагается провести срочную инвентаризацию финансовых ресурсов, недвижимости и создать условия для увеличения товарооборота. Департамент экономики намерен также активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций и проведению целевых муниципальных займов [[9]].

3.    ПАРТИйная жизнь

3.1.    “ЯБЛОКО”

9 июня 1997 г. прошло отчетно-выборное собрание Омского отделения объединения “ЯБЛОКО”. На мероприятии, продолжавшемся почти пять часов, присутствовало с полсотни сторонников Г.Явлинского. В ходе собрания в местную организацию блока было принято десять человек, двое — исключены (за пассивность и нарушение паспортного режима), и в результате численность “яблочников” в Омске составляет теперь 53 человека.

Как отмечают наблюдатели, впервые за двухлетнюю историю омского “ЯБЛОКА” в нем обозначился явный раскол, сопровождаемый разгулом страстей и эмоций. На собрании отчетливо обозначились две конкурирующие группировки: первую возглавляют нынешние лидеры организации А.Бабенко и В.Рыбаков, вторая сплотилась вокруг члена Совета отделения А.Захарова и М.Киселева. Оппозиционеры обвиняют А.Бабенко и В.Рыбакова в бездействии, вследствие которой популярность “ЯБЛОКА” в городе крайне невысока. В то же время, по мнению “внутрияблочной” оппозиции, пока можно подождать с принятием Устава и официальной регистрацией, направив все силы на рост партийных рядов. При этом, в противовес старому руководству, А.Захаров и М.Киселев отдают предпочтение не соблюдению идеологической чистоты, а налаживанию контактов с различными политическими и общественными структурами. Именно оппозиционное крыло местных “яблочников” в последнее время активно сотрудничает с учителями и медиками, принимая участие в их акциях протеста, а также ведет переговоры с Федерацией омских профсоюзов. Кроме того, на отчетно-выборном собрании группа Захарова-Киселева предложила альтернативный пакет проектов некоторых партийных документов, причем об их подготовке председатель организации А.Бабенко уведомлен не был.

Видя, что план оппонентов начинает реализовываться, А.Бабенко заявил, что переносит собрание и покинул зал, но большинство членов омского “ЯБЛОКА” решили все же продолжить дискуссию и выборы провести. В итоге тайного голосования А.Бабенко сумел сохранить руководящий пост — ему отдали свои голоса 20 партийцев, тогда как за А.Захарова — только 15 [[10]].

3.2.    ЛДПР

В гарнизонном Доме офицеров прошла внеочередная областная конференция ЛДПР. Согласно указаниям из Москвы, были внесены изменения в организационное строение регионального филиала: к областному, городскому и районным координаторам прибавились окружные, причем компетенция последних распространяется на территории, соответствующие округам по выборам депутатов Госдумы. Кроме того, на конференции произошли выборы нового областного координатора. Ранее возглавлявшая местную парторганизацию ЛДПР А.Захарченко была вынуждена уйти в отставку в связи с тем, что на нее возложили ответственность за имевшие место в феврале нынешнего года пожар и кражу в омской штаб-квартире ЛДПР. Имя нового либерал-демократического лидера пока не афишируется [[11]].

3.3.    Омское общественное либерально-демократическое движение (ЛДД)

В середине июня была учреждена новая общественно-политическая структура — “Омское общественное либерально-демократическое движение” (ЛДД). Инициатором его создания и руководителем стала Людмила Грязнова, ранее возглавлявшая организацию ЛДПР Кировского района г. Омска и женскую организацию этой же партии. Движение, которое сейчас объединяет около 300 человек, намерено выдвигать кандидатов во все уровни представительной власти и сосредоточить основные усилия на решение социальных проблем (с этой целью уже начались контакты с омской мэрией). Среди первых акций нового объединения запланирован сбор вещей для детских домов и малоимущих семей. Отношения между ЛДД и ЛДПР не вполне понятны. Как заявила Л.Грязнова, “мы отошли от большой политики, и никакого отношения к этой партии ЛДД не имеет”, но в тоже время она остается членом ЛДПР и “очень уважает Жириновского” [[12]].

3.4.    Федерация омских профсоюзов

Совет Федерации омских профсоюзов (ФОП) распространил Заявление, в котором потребовал от депутатов Госдумы не допустить принятия предлагаемых правительством “антинародных поправок к законам, лишающим граждан России последних социальных гарантий”. В случае игнорирования этих требований ФОП “оставляет за собой право на организованную борьбу за социальные права трудящихся всеми доступными средствами” [[13]].

Развивая этот тезис, Совет ФОП принял 10 июня 1997 г. постановление “О дальнейшем развитии борьбы омских профсоюзов против ущемления экономических прав работников”. В нем отмечается, что после акций протеста 27 марта социально-экономическое положение трудящихся не улучшилось, потому ФОП начинает подготовку к общеобластной и Всероссийской забастовкам, а также поддерживает намеченную на 11 июля общекузбасскую забастовку. До 15 августа всем организациям, входящим в Федерацию, поручено представить решение об участии в них и развернуть сбор подписей под требованиями, выдвинутыми 27 марта. Подчеркивается, что этот сбор подписей проводится независимо от действий КПРФ, которая тоже собирает подписи под аналогичными требованиями, но в тех профсоюзных организациях, где уже распространяются подписные листы коммунистов, работу по их заполнению разрешено продолжить [[14]].

3.5.    КПРФ

В области продолжается сбор подписей под “Гражданским протестом” с требованием смены курса реформ и отставки президента. По данным на середину июня, собрано около 20 000 подписей, наибольшее их количество поступило из Тевризского и Любинского районов [[15]].

3.6.    “Трудовая Россия”

Собрание Омского отделения движения “Трудовая Россия” приняло решение поддержать инициативу “Похода трудящихся на Москву”. Как подчеркивается в резолюции собрания, это “может стать прологом к Всероссийской политической стачке”. В рамках “Похода” в Омске намерено провести несколько мероприятий, в частности марш протеста от площади Ленина до железнодорожного вокзала (12 июля), пикетирование телецентра (14 июля) и обладминистрации (18 и 21 июля). Требования: немедленное погашение долгов по зарплате, отмена результатов приватизации, отставка президента и правительства [[16]].

3.7.    Сибирское казачье войско

В июне 1997 г. начальник регионального управления Федеральной пограничной службы России генерал-майор А.Серов и атаман Сибирского казачьего войска (СКВ) В.Калетин подписали протокол о намерениях о привлечении СКВ к невойсковой охране российско-казахстанской границы. В истории возрождения российского казачества он стал первым документом такого рода. До подписания соглашения ФПС в течение четырех месяцев проводила эксперимент по сотрудничеству с казаками в Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Омской областях. Как сообщил А.Серов, только в Омской области казаками было задержано несколько граждан Китая и Монголии, пытавшихся нелегально проникнуть на территорию России, пресечен вывоз в Казахстан двух тракторов и сеялки. В то же время никаких конфликтов казаков с гражданским населением соседнего государства не зафиксировано. Генерал Серов отмел подозрения казахстанской стороны в недружественном характере усиления пограничной охраны казаками, заявив, что подобное мнение основано на недостаточной информированности. Соглашение с казаками не предполагает строительства каких-либо инженерных сооружений, обустройства погранполос, передачи казакам боевой техники и оружия. Россия просто собирается вернуться к своим историческим традициям, когда границы защищались силами казачьих поселений. Атаман В.Калетин, комментируя достигнутые договоренности, высказался за необходимость ускорить принятие полномасштабного договора о казачьей пограничной службе, в большей степени учитывающего интересы казачества. По мнению руководителя СКВ, в нем должны быть прописаны вопросы социальной защиты несущих невойсковую службу казаков, их материального стимулирования, тем более, что защита границы с помощью казачьих поселений обходится в десятки раз дешевле обычной [[17]].



Источники

[1]. Андрей Голушко — первый зам. губернатора // Омский вестник. — Омск, 1997. — 11 июня. — С. 1; Имя в строку // Омская правда. — Омск, 1997. — 6 июня. — С. 1; Вице-губернатор в 33 года // Зеркало. — Омск, 1997. — №23. — С. 2; Новый зам Полежаева уважает Чубайса и обещает генерировать идеи // Позиция. — Омск, 1997. — №23. — С. 1; В.Мясников. Кому “нарубит капусты” новый вице-губернатор? // Ореол. — Омск, 1997. — №23. — С. 10; Н.Шокуров. Глава предложил попробовать... // Коммерческие вести. — Омск, 1997. — №24. — С. 1.

[2]. Бессонова Т. “Первый, но не последний” // Омский вестник. — Омск, 1997. — 12 июня. — С. 3; Новый вице-губернатор обозначил приоритеты // Зеркало. — Омск, 1997. — №24. — С. 2.

[3]. “Росвооружение” в Омске // Омский вестник. — Омск, 1997. — 24 июня. — С. 1; Бывший вице-губернатор возглавит представительство “Росвооружения” // Зеркало. — Омск, 1997. — №24. — С. 2; Соснина взяли на вооружение // Новое обозрение. — Омск, 1997. — №25. — С. 3.

[4]. Владимиров В. Не ради расправы // Омский вестник. — Омск, 1997. — 17 июня. — С. 1.

[5]. Владимиров В. Деньги любят счет // Омский вестник. — Омск, 1997. — 26 июня. — С. 4; Салохин Н. Июнь. Зреют новые законы // Омская правда. — Омск, 1997. — 27 июня. — С. 2.

[6]. Владимирова О. Пришли, увидели, решили // Омская правда. — Омск, 1997. — 27 июня. — С. 1; Иовлев Д. Пришла пора совместных действий // Вечерний Омск. — Омск, 1997. — 26 июня. — С. 1.

[7]. Чернов Г. “Опыт выживания использовать на пути созидания” // Вечерний Омск. — Омск, 1997. — 24 июня.

[8]. Владимирова О. Омские главы становятся единой командой // Омская правда. — Омск, 1997. — 25 июня. — С. 1; Никитович Н. Задачи по-прежнему глобальны... // Коммерческие вести. — Омск, 1997. — №25. — С. 25.

[9]. Егорова Н. Стабилизация: желаемое и действительное // Коммерческие вести. — Омск, 1997. — №23. — С. 9; Спиридонов И. Пришла пора снижать налоги // Новое обозрение. — Омск, 1997. — №24. — С. 5.

[10]. Куркин Б. “Яблоко” созрело // Омский вестник. — Омск, 1997. — 12 июня. — С. 2; Вышел из зала, но с должности не ушел // Ореол. — Омск, 1997. — №23. — С. 3.

[11]. Куркин Б. Былое и Дума // Омский вестник. — Омск, 1997. — 19 июня. — С. 2.

[12]. Куркин Б. Работа на публику // Омский вестник. — Омск, 1997. — 26 июня. — С. 2; Общественность не спит // Время. — Омск, 1997. — №23. — С. 2.

[13]. Заявление Совета Федерации омских профсоюзов // Омская правда. — Омск, 1997. — 25 июня. — С. 1.

[14]. Головачева Л. Реальна ли осенняя забастовка? // Позиция. — Омск, 1997. — №24. — С. 2; О подготовке трудовых коллективов к общеобластной и Всероссийской забастовкам // Позиция. — Омск, 1997. — №25. — С. 2; Брычков П. Бесконечный тупик профсоюзов // Время. — Омск, 1997. — №23. — С. 8.

[15]. Новиков С. Продолжается сбор подписей // Коммерческие вести. — Омск, 1997. — №24. — С. 1.

[16]. Пока тренируются // Время. — Омск, 1997. — №22. — С. 9.

[17]. Спиридонов И. Казачество идет на границы // Новое обозрение. — Омск, 1997. — №24. — С. 5.