Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Независимый информационно-аналитический центр “ГАБИТУС”

Н. ПОГОДАЕВ

томская область

в июне 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР и органов местного самоуправления

1.1.    Исполнительная власть

1.1.1.    Областная администрация

В одной из публикаций приведена статистика госслужащих в Томской области. На должностях в государственной службе в Томской области работают 565 служащих. Кроме аппарата обладминистрации и Думы, это работники 16 областных управлений и ведомств, которые находятся на бюджете. Кроме того, на территории области действуют 43 территориальных управления и ведомства федерального уровня: налоговая полиция, налоговая инспекция, управление финансов, имеющее двойное подчинение, казначейство, УВД, ФСБ и некоторые другие. Там работает около трех тысяч человек. В районах и городах области работает около трех тысяч муниципальных служащих [1].

Губернатор области Виктор Кресс периодически заслушивает отчеты своих подчиненных. Ходят слухи, что таким образом он проводит негласную “ревизию” кадров перед изменением структуры аппарата, которая ожидается к осени. На последнем аппаратном совещании отчет держали председатель комитета по внешнеэкономическим связям В.Попов и председатель комитета по развитию малого бизнеса и предпринимательства В.Власов. Отчет В.Попова не был принят. Он не смог достаточно аргументировано изложить видение перспектив работы комитета. В.Власов получил “зачет”, но и в его адрес высказано немало замечаний. Наиболее существенные: комитет активно поддерживает предпринимательство, но мало помогает наукоемким производствам. Рекомендовано более тесно работать с комитетом по промышленности [2].

В областной администрации утверждены целевые программы и объемы их финансирования на текущий год. По ним можно судить о приоритетах в производственной и социальной сферах.

Например, управлению внутренних дел выделяется 3000 млн. рублей, пойдут они в основном на обеспечение общественной безопасности и борьбу с преступностью, а также на противодействие незаконному обороту наркотиков. В сельское хозяйство предполагается вложить 45700 млн. рублей, из них непосредственно в областное управление сельского хозяйства — 33 млн. рублей, в областную фермерскую ассоциацию “Томская АККОР” — 6000 млн. рублей. Эти средства призваны поддержать программы “Томский лен”, “Плодородие”, “Техническое перевооружение”. Часть денег будет вложена в фермерские крестьянские хозяйства, израсходована на реконструкцию и внедрение новых технологий в пищевой и перерабатывающей промышленности. В образовательной сфере акцент сделан на дистантное обучение, инновационную работу, информатизацию. В системе профессионального образования — на формирование гуманистического развития, обучение бизнесу, экологии, внедрение международных программ. В области культуры и искусства ставится задача их сохранения и развития. 6700 млн. будет выделено управлению здравоохранения — на вакцинопрофилактику, лечение клещевого энцефалита и болезни Лайма, поддержку сельских больниц и медпунктов, 2300 млн. рублей выделено управлению социальной защиты на оказание помощи малообеспеченным семьям, остро нуждающимся ветеранам [3].

1.1.2.    Мэрия Томска

Председателем комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике мэрии Томска назначен Виктор Григорьевич Вожигов.

Он родился 23 декабря 1997 г. в Прокопьевске Кемеровской области. В 1975-м поступил на экономический факультет Томского госуниверситета. Работал преподавателем в Томском пединституте, защитил кандидатскую диссертацию, заведовал кафедрой. В начале 90-х начал заниматься предпринимательской деятельностью. В 1992 г. принял предложение московской фирмы “Сэлдом” и до последнего времени возглавлял ее томский филиал. Предложение перейти на работу в мэрию привлекло масштабностью поставленных задач. Женат, супруга работает в НИПИнефти, сын заканчивает школу [4].

Советником мэра по вопросам промышленности, земельных ресурсов, экологии, городского имущества стал Анисим Николаевич Учитель.

А.Учитель родился в 1954 году в г.Прокопьевске Кемеровской области. Закончил горный техникум по специальности “горный мастер”, работал на шахте имени Калинина начальником участка, временно переезжал на Украину. По возвращении стал водителем, затем начальником гаража. Впоследствии возглавил крупный автомобильный магазин. После окончания заочно Томского инженерно-строительного института стал заместителем генерального директора по материально-техническому снабжению и транспорту объединения “Прокопьевскуголь”. В 1991 году был приглашен на работу в администрацию Прокопьевска, в 1995 году был назначен первым заместителем главы по вопросам промышленности, внешнеэкономической деятельности, малого и среднего бизнеса, торговли, защиты прав потребителей и т.д. В Томскую администрацию А.Н.Учитель приглашен на должность заместителя мэра. Очевидно, это назначение произойдет позднее [5].

1.1.3.    Выборы глав муниципальных образований

В июне в ряде районов Томской области прошли выборы глав муниципальных образований. 8 июня в результате выборов в Кривошеинском районе победителем стал Александр Разумников, возглавлявший район в течение последних семи лет. 12 июня был избран и глава Томского района. Им стал Николай Грачев, также до этого занимающий эту должность.

1.2.    Представительная власть

1.2.1.    Областная Дума

Решением Верховного суда Российской Федерации завершилась история, связанная с законодательными актами ряда субъектов РФ, регулирующими формирование в них органов представительной власти. В числе таких субъектов Федерации оказалась и Томская область. Решение областной Думы провести выборы в декабре текущего года оспорил в судебном порядке депутат Госдумы РФ С.Сулакшин. Областной суд отказал ему в удовлетворении иска. Дело дошло до Верховного суда. Напомним, что Дума действовала в соответствии с указом президента №951, а впоследствии эти же положения были подтверждены другим его указом — №315. В соответствии с ними законодательный орган субъекта Федерации в пределах своих полномочий вправе самостоятельно установить сроки упомянутых выборов. Указом установлен определенный срок их проведения — декабрь 1997 г. Однако в процессе слушания дела встал вопрос о соответствии указов действующей российской Конституции. Верховный суд принял определение о приостановлении производства по делу до решения этого вопроса в Конституционном суде РФ. 30 апреля этот суд вынес определение о том, что указ №315 Конституции РФ соответствует. На основании этого определения судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ вновь назначила дело к слушанию, и оно было рассмотрено 23 мая. Судебная коллегия по гражданским делам в удовлетворении жалобы С.Сулакшину отказала и оставила решение областного суда без изменения на основании того, что в июле 1995г. был принят Устав Томской области. Устав фактически и юридически заменил временные предписания указа №1723 и соответственно Положение о Томской областной Думе, утвержденное постановлением главы администрации 6 января 1994г. С принятием Устава в сфере полномочий Томской области как субъекта Федерации по формированию законодательного органа завершился переходный период, в течении которого действовали федеральные предписания. То есть, Устав области в сравнении с прежними переходными избирательными нормами обладает большей юридической силой в качестве базового правового документа, регулирующего формирование представительного органа субъекта Федерации [6].

Состоялось очередное, 33-е собрание областной Думы, беспрецедентное по количеству представленных на рассмотрение законопроектов — одиннадцать. В третьем чтении, то есть окончательно, приняты законы “О системе социального обслуживания населения Томской области”, “Об осуществлении миссионерской деятельности на территории Томской области”, а также закон об областном гербе и флаге. Депутаты утвердили Генеральные условия выпуска, обращения и погашения долговых ценных бумаг (облигаций) администрации Томской области. Областная администрация представила депутатам информацию о ходе исполнения текущего бюджета. На собрании выступил губернатор В.Кресс, который высказал некоторые соображения в связи с работой депутатов. Во-первых, он обратил внимание на то, что некоторые законопроекты, подготовленные администрацией и переданные на рассмотрение Думы, не рассматриваются. В качестве примера он привел концепцию социально-экономического развития области. По мнению губернатора, настораживающим моментом являются и последние законопроекты, изобилующие увеличением расходной части бюджета. Он напомнил, что область до сих пор не может получить 15 млрд. рублей, выделенных ей правительством через Альфа-банк, поскольку этот банк не признает гарантию администрации из-за беспрецедентного в России бюджетного дефицита. Значительную часть своего выступления губернатор посвятил перспективам выборов в областную Думу. Он предупредил депутатов, что будет выступать категорически против возможных попыток снять двадцати пяти процентный барьер явки избирателей. Он сказал, что в администрации подготовлен соответствующий — жесткий — законопроект о выборах, но по этическим соображениям он пока его в Думу не представляет [7].

Государственная дума Томской области приняла закон Томской области “О налоговых льготах нефтегазодобывающим предприятиям, осуществляющим ввод в эксплуатацию скважин, ранее находившихся в составе фонда бездействующих”. Органам местного самоуправления районов нефтедобычи рекомендовано принять соответствующие решения в части налоговых платежей, зачисляемых в местные бюджеты. Закон направлен на подпись губернатору области [8].

26 июня состоялось 34-е собрание Государственной думы Томской области. Обсуждались следующие вопросы: проекты Законов Томской области “Об утверждении границ муниципального образования “Чаинский район” и “Кожевниковский район”(первое чтение); о проекте Закона Томской области “О выборах депутатов Государственной думы Томской области” (первое чтение); о назначении даты выборов в Государственную думу Томской области второго созыва; об основных положениях концепции социально-экономического развития Томской области на 1996-1997 гг.; об утверждении Положения об областном продовольственном (зерновом) фонде [9]. Из более чем 30 вопросов, рассмотренных на заседании сессии областной Думы, принятие Закона “О выборах депутатов Государственной думы Томской области” было едва ли не главным. Рассмотрение проходило гладко, что, однако, не означает отсутствия споров. Свое заключение сделали и областная администрация, и общественная палата при представителе Президента, и областная избирательная комиссия. Областная Дума отвергла 8 из 12 поправок губернатора. Не принято принципиальное предложение, из которого вытекают все остальные: проводить выборы не по двухманадным, а по одномандатным округам. При таком раскладе, считают в областной администрации, были бы наиболее полно представлены интересы территорий. Сейчас же победу одержит та территория, на которой проживает большее количество избирателей, а это приведет к неполному представительству муниципальных образований. Однако депутаты посчитали этот довод неубедительным. Что можно прочесть “между строк”? “Депутаты надеются, что будут вторыми”, — прокомментировал эту ситуацию один из общественников. А вот мнение специалиста, имеющего опыт работы в городской избирательной комиссии, Э.Юсубова: “На двухмандатном округе депутаты порой оказываются в неравных условиях. Один набрал 800 голосов, а второй — всего 200, но это больше, чем у третьего. Однако разрыв между первым и вторым — значительный”. Принята поправка обладминистрации об ограничениях по явке избирателей — выборы признаются действительными только в том случае, если в голосовании по округу приняло участие не менее 25% избирателей. Но отвергнута та, которая предлагает считать избранным депутата, набравшего не менее 50 процентов голосов (именно на таких условиях избирался губернатор). Предложение признано “абсурдным”, поскольку, по заявлению одного из депутатов, “не надо путать выборы губернатора и депутатов”. Наибольший спор разгорелся вокруг “денежного” вопроса: сколько и из каких источников может потратить депутат денег на свои выборы? Окончательно было принято следующая формулировка: “Предельная сумма расходов избирательных блоков и объединений за счет избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз”. Эта сумма и вносила “смуту”. Пришлось прибегнуть к помощи областного прокурора, который порекомендовал ограничения оставить. Избирательные блоки, таким образом, не могут вкладывать в депутата безграничные средства, и это уравнивает кандидатов в правах. Коллизия возникла и вокруг статьи 26-й, устанавливающей, кто может быть депутатом. Ее стоит процитировать, чтобы понять, почему она вызвала споры: “Кандидаты в депутаты, должность или род занятий которых не совместимы со статусом депутата Государственной думы Томской области, а именно: глава администрации области, главы муниципальных образований области, руководители территориальных служб федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, состоящие на государственной или муниципальной службе, обязаны представить в окружную избирательную комиссию заявление о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания депутатом”. Двоякое толкование аналогичной статьи в законе о выборах органов местного самоуправления уже имело резонанс в минувшую избирательную компанию в Томске. Главы районных администраций города как муниципальные служащие, не подчинившиеся требованию написать “отказные” на случай избрания, в знак протеста сняли свои кандидатуры. А затем один из чиновников, подпадающих под эту категорию, оспорил это требование в суде и выиграл дело. Вновь, как к арбитру, депутаты обратились к прокурору. Он подчеркнул, что с его точки зрения предложенная формулировка — оптимальная. После продолжительной дискуссии оставили все, как есть. Депутаты, таким образом, обошли наиболее опасные рифы — не поссорились с общественностью (многие поправки были учтены) и избежали возможности выдвижения и избрания представителей исполнительной власти [10].

1.2.2.    Томская городская Дума

На основании Закона Томской области “О муниципальной службе в Томской области” томская городская Дума установила, что депутат, согласно личному заявлению в Томскую городскую Думу, имеет право осуществлять депутатские полномочия на освобожденной или неосвобожденной основе. Депутатам, работающим на освобожденной основе, установлен в полном объеме размер всех видов денежного содержания согласно реестру муниципальных должностей, включая предусмотренные для муниципальных служащих выплаты стимулирующего характера. Депутатам, работающим на неосвобожденной основе, производится возмещение расходов в размере 0,5 денежного содержания, включая выплаты стимулирующего характера [11].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ общественно-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Демократы и центристы

31 мая в Томске прошла межрегиональная конференция “Предварительные (первичные) выборы и объединение демократов и центристов в России”. По сообщению начальника отдела по работе с политическими партиями и общественными движениями обладминистрации Якова Дюканова, с инициативой целой серии подобных конференций выступил депутат Госдумы, председатель Республиканской партии России Владимир Лысенко. Одна из таких конференций прошла в Нижнем Новгороде, другая — в Белгороде. Томск стал третьим по счету из российских городов, в котором собрались представители “ЯБЛОКА”, “Демократического выбора России”, Республиканской партии, Союза реалистов и партии “Наш дом — Россия” (всего представители от девяти партий и движений), дабы обсудить и скоординировать единые действия в преддверии предстоящих выборов в Государственную Думу и по возможности выработать единые кандидатуры будущих народных избранников. В работе конференции приняли участие демократы и центристы из Новосибирска, Кемерова, Омска, Тюмени, Красноярска и т.д., а также прибывшие из Москвы депутаты Госдумы Владимир Лысенко и Иван Грачев. На конференции присутствовали губернатор Виктор Кресс с заместителями, представитель президента Александр Феденев, мэр Томска Александр Макаров и многие другие. Как и прежде в Нижнем Новгороде, организаторы акции пытались убедить собравшихся, что центристы и демократы смогут победить на будущих выборах только при условии объединения усилий и проведения по России “первичных выборов”. Лысенко и его единомышленники больше не верят в то, что амбициозные московские вожди реформаторских движений смогут договориться между собой. Однако сторонники демократии на местах, в регионах гораздо трезвее и практичнее своих лидеров и, по мнению республиканцев, скорее способны найти этот компромисс. Однако дальнейший ход томской конференции поставил на этой идее большой знак вопроса. Вскоре после начала совещание покинули чиновники, очевидно, посчитавшие, что их ждут более важные государственные дела. Затем томские сторонники Лебедя и Явлинского высказали свои взгляды на совместные действия, еще дальше уведя собравшихся от вожделенного консенсуса. Среди тех лидеров, которые способны сплотить россиян разных политических убеждений, на конференции был назван Юрий Лужков. Таким образом, прокатившись через Томск, “пробный шар” республиканцев оставил больше вопросов, чем дал ответов [12].

2.2.    “Демократический выбор России”

В конце мая в Томске побывал Эдуард Воробьев, генерал-полковник в отставке, член политсовета ДВР, заместитель председателя комитета по обороне Государственной Думы. Напомним: он закончил свою военную карьеру в должности первого заместителя командующего сухопутными войсками России после того, как в декабре 94-го отказался возглавить операцию в Чечне, считая, что она не подготовлена, а потому авантюристична, и предложил провести расследование в отношении лиц, развернувших неподготовленную операцию. Э.Воробьев прошел все ступени служебной лестницы и участвовал во многих военно-политических акциях, проводимых сначала в Советском Союзе, а затем и в России: входил в 1968 г. в Чехословакию, в 92-м возглавлял миротворческие силы в Приднестровье и здесь сотрудничал с командующим 14‑й армией генералом А.Лебедем. Осенью того же года возглавлял оперативную группу в Таджикистане с задачей недопущения втягивания в межнациональный конфликт наших войск и стабилизации обстановки вокруг них.

В Томск Э.Воробьев приехал познакомить общественность с комплексом проблем, сопряженных с военной реформой, а также познакомиться с местной организацией ДВР. Он провел пресс-конференцию, на которой отметил, что военная реформа не идет из-за того, что нет концепции ее проведения и нет общего управляющего органа, который занимался бы как вопросами координации повседневного управления, так и контролем за ее проведением. Генерал одобрил то, что руководство проведением реформы взял на себя президент, ибо “в стране нет более высокого должностного лица, которое могло бы активно влиять на ее проведение”. По его мнению, старое руководство в Министерстве обороны недопонимало, что проведение военной реформы — не прихоть или желание, а объективная необходимость. Каждый день без реформы ухудшает положение дел в армии и обществе. Возникает противостояние между обществом и силовыми ведомствами. Молодежь не желает служить в такой армии. Генерал привел некоторые цифры, характеризующие неблагополучие в Вооруженных силах, выражающееся в хищениях, коррупции, злоупотреблении служебным положением. В прошлом году армейские должностные лица совершили 6200 преступлений. За различные нарушения к административной, материальной и дисциплинарной ответственности в силовых ведомствах было привлечено в 96-м году 38 400 человек, из них более 25 тысяч — должностные лица. Общий ущерб федеральной собственности за этот же год составил 656,7 млрд. рублей. Генерал рассказал о пакете из 30 законопроектов, касающихся Вооруженных Сил, которые сейчас находятся в думском комитете по обороне. Э.Воробьев считает объективно необходимым иметь систему гражданского контроля за Вооруженными Силами. А чтобы этот контроль был эффективным, по его мнению, необходим закон о бюджетном классификаторе. На замечание о том, что складывается впечатление о некотором перекосе в силовых структурах в пользу внутренних войск, генерал сказал, что нельзя допускать однобокого развития силовых структур, и это лишний раз говорит о необходимости иметь общую концепцию национальной безопасности. На вопрос, почему при всей очевидной необходимости иметь такую концепцию она не была разработана раньше? — Эдуард Аркадьевич ответил, что до 96-го года состояние дел в Вооруженных Силах определялось по докладу только одного должностного лица — министра обороны [13].

2.3.    “ЯБЛОКО”

15 июня в Томск по приглашению местной организации “ЯБЛОКО” прибыл лидер объединения, депутат Государственной Думы РФ Григорий Явлинский. 16 июня он принял участие во второй межрегиональной конференции Томского центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр). Чтобы послушать московского гостя, в зале заседаний мэрии собрались десятки известных политиков, чиновников и предпринимателей. Лидер думской фракции высказал свою точку зрения на политику правительства. По его словам, кабинет Черномырдина — Чубайса основное внимание сегодня уделяет следующим проблемам: секвестру бюджета страны, реформированию социальной сферы, налоговому кодексу и жилищно-коммунальной реформе. Однако, по мнению Григория Явлинского, команда Черномырдина-Чубайса не может вывести страну из того тупика, в который она же ее и завела. А те шаги, которые сегодня делает Кабинет министров, способны лишь усугубить ситуацию. Выход из создавшейся ситуации Г.Явлинский видит в том, что для начала считает необходимым сменить правительство и очистить государственный аппарат от взяточников, которые губят любые реформы. Он считает необходимым уменьшить армию чиновников и урезать им зарплату. Вслед за этим он предлагает отменить все льготы и привилегии по налогам, которыми пользуются многие фирмы, и установить жесткий контроль за расходованием бюджетных средств. По мнению Г.Явлинского, стоит ослабить налоговый пресс, что даст возможность развиваться экономике. Визиту Г.Явлинского уделено внимание во всех местных газетах, подчеркиваются его обаяние, интеллект и блестящие ораторские способности, однако чувствуется неверие в то, что он может реально изменить ситуацию в случае прихода к власти. 17 июня Григорий Явлинский записал несколько интервью на томском радио и ТВ, провел собрание сибирских членов своего объединения и 18 июня покинул Томск [14].

2.4.    Коммунистические партии

2.4.1.    РКРП

Политическая жизнь в Томске в мае-июне была богата на визиты активистов и лидеров политических партий и организаций различной направленности. 23-26 мая в Томске был Борис Ячменев — секретарь ЦК РКРП, проживающий в настоящее время в Екатеринбурге. Томичам он известен как преподаватель Томского высшего военного училища связи, принимавший активное участие в политической жизни Томска прошлых лет. Программа пребывания Б.Ячменева была насыщенной. Он провел встречу с активом местной организации РКРП и левых сил Томска, а также зональный семинар областных комитетов РКРП. В нем приняли участие представители Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. Кроме этого, Б.Ячменев выступил перед работниками Приборного завода и перед горожанами. Лейтмотивом высказываний Б.Ячменева был призыв готовиться к всеобщей политической стачке и бойкот выборов. Оратор дал своим единомышленникам наказ идти в трудовые коллективы и вести там разъяснительную работу. Б.Ячменев также выступил с изложением своих взглядов по местному радио и телевидению [15].

2.4.2.    ВКП(б)

В мае тиражом 999 экземпляров вышел первый номер газеты “Искра”. Издание под таким названием взялась выпускать местная организация Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), то есть группа сталинистов во главе с Николаем Голосовым. В одном из напечатанных материалов Н.Хрущев выведен коварным злодеем, а Л.Берия представлен безвинной жертвой [16].

2.5.    Презентация общественных организаций

В здании областной администрации состоялась первая в истории Томска ярмарка-презентация общественных организаций города и области. Ее организаторами выступили общественные организации: Движение “Экологическая инициатива”, Фонды гражданского и политического образования и “Сибирь-СПИД — Помощь” и региональная организация социально-психологической поддержки “Круг”. Всего о себе заявили 33 организации так называемого третьего сектора. Цель выставки-ярмарки — знакомство с программами и проектами представленных объединений. Некоторые из них широко известны: комитет родителей военнослужащих, Союзы предпринимателей и детских организаций, маммологический центр [17].

2.6.    Казачество

28 мая хуторское казачье общество Томска провело свой очередной сход. На этот раз он прошел на территории бывшего городка детской инфекционной больницы имени Сибирцева. Как пояснил собравшимся наказной атаман Александр Толмачев, эти земли и строения, которые постепенно разрушаются и приходят в запустение, мэрия Томска передает в распоряжение казаков. Дело в том, что хуторское общество официально внесено в Реестр и стало государственной структурой Сибирского казачьего войска, как и еще две подобные организации, расположенные в населенных пунктах Томской области. Что касается ближайших планов, то хуторяне намерены создать на пустующей территории бывшей больницы казачий городок, где разместятся авторемонт, платная автостоянка, казачий музей, центр культуры и т.п. Возможно, будет устроено катание на конях для больших и маленьких.

29 мая в Томск приехал атаман Сибирского казачьего войска Виктор Калетин. Он происходит, как говорится в газетной публикации, из старинного казачьего рода. Предки его жили в станице, расположенной на реке Тобол. Почти два десятка лет он проработал в геологических партиях. Никогда не состоял в КПСС. Штаб войска, которое он возглавляет, находится в Омске. В Томск атаман приехал, совершая объезд своих организаций, знакомясь с состоянием дел на местах. В Томске он встречался с представителями некоторых областных общественных казачьих организаций, не вошедших в Реестр. Большинство их рядовых членов высказали желание поступить на госслужбу. Теперь им это сделать достаточно просто — через имеющиеся казачьи общества. Атаман Калетин имел деловые контакты в областной администрации. Недавно губернатор Виктор Кресс подписал лист согласования Устава Сибирского казачьего войска, тем самым открыв процесс создания на территории области единой государственной организации казаков. Актуальным для многих казаков остается вопрос трудоустройства. На взгляд войскового атамана, особое внимание в Томской области стоит обратить на такой вид деятельности, как охрана общественного порядка и имущества граждан, организаций. Есть у реестровых и серьезные предложения к руководителям нефтяной и газовой отраслей. Они могли бы осуществлять, например, охрану трубопроводов. Главное же на сегодняшний день в том, что казачество Томской области (частично) перешло в новое качество, официально получив статус государственной структуры [18]. Теперь для членов организации встала новая проблема — найти приложение своим силам. Казачеству государством определено 11 видов служб. Но лишь военные профессии привлекают внимание государственных чиновников, так как ощущается явный недобор призывников в армию и пограничные войска. По мнению казачества, руководители не спешат искать и находить вакантные места в таможне, в экологических и природоохранных организациях, создавать организации по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, добиваться выгодных контрактов на поставку продовольствия, полагая, что чиновники видят в них угрозу собственному благополучию из-за “неуправляемости” этих организаций [19].

2.7.    “Помощь военнослужащим”

В Томске создана новая общественная ассоциация “Помощь военнослужащим”. Президент ассоциации Виктор Бархатов — подполковник запаса. В 1977 году он закончил Томское высшее военно-командное училище связи, после чего служил в разных регионах страны и за рубежом. Перед увольнением в 1993 году в запас курировал проводную связь в войсках ПВО Казахстана. Переехав несколько лет назад вместе с семьей в Россию, он столкнулся с обычными трудностями, которые столь характерны для большинства бывших военнослужащих. В Томске Виктор Александрович занялся предпринимательством, но всегда помнил о тех своих коллегах, кому не удалось найти своего места в жизни после увольнения из рядов Вооруженных Сил. Поэтому примерно два года тому назад у него возник замысел общественной организации, которая должна будет помогать в адаптации к гражданской жизни бывшим военнослужащим. В соответствии с уставом членом ассоциации может быть любой гражданин России или иностранного государства, как военный, так и гражданский, если он разделяет цели и задачи организации и имеет желание ей помочь [20].

3.    ЭКОНОМИка

3.1.    Заседание Координационного совета МА “Сибирское соглашение”

23 мая в Томске состоялось заседание Координационного совета Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение”. На нем выступил председатель Госкомитета РФ по поддержке предпринимательства Вячеслав Прохоров. По его мнению, малый бизнес получил большие деньги, а вместе с ними ряд сокрушительных ударов. В текущем году малое предпринимательство России отмечает десятилетие своего возрождения — в 87-м правительство России приняло ряд документов, стимулирующих этот процесс. Однако, несмотря на обычные в таком случае широкомасштабные мероприятия, прокатившиеся волной по стране и даже выплескивающиеся за ее границы (на осень, например, намечено проведение в Сан-Франциско конгресса по привлечению в малый бизнес России американских инвестиций), общий тон состоявшегося в Томске совета был далеко не праздничным. В.Прохоров сообщил представителям двенадцати сибирских регионов, собравшихся в Томском “Белом доме”, о том, что наконец-то в Федеральном фонде поддержки предпринимательства появились большие деньги — 633 миллиарда рублей. Но тут же пояснил: госкомитет не сумел ими распорядиться. Деньги “гуляют” на федеральном уровне и не могут спуститься в регионы, потому что не продуман механизм их “приземления”. Кроме того, поделился своими опасениями председатель госкомитета, как только денег стало много, еще больше появилось желающих отобрать их. Вице-премьер Кох, например, выступает за их секвестирование и передачу на выплату зарплат бюджетникам. На десятом году возрождения малый бизнес не только не ускорил шаги своего поступательного движения, он даже вынужден пятиться, защищаясь от многочисленных и весьма высокопоставленных недоброжелателей. Законодательство, например, по словам В.Прохорова, по отношению к предпринимателям не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Предполагалось, что Прохоров в своем выступлении в основном сосредоточится на концепции федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 98-99-й годы, которая будет передана в правительство в июне. Однако он ограничился сообщением, что новая программа мало чем отличается от предшествующей. Главное сегодня — определение рычагов, с помощью которых можно было бы ее реализовать. Оценивая позицию МАСС по отношению к предпринимательству, высокий гость назвал ее весьма активной: “Мы постоянно чувствуем ваш напор”. Силен напор, но московские бастионы крепче. Томский губернатор отметил, например, что среди многочисленных преград, сдерживающих развитие малого бизнеса, на первом месте — государственная налоговая политика, это при том, что крутой российский рэкет в этой мрачной табели о рангах занимает всего лишь 30-е место! Советом принято обращение в адрес правительства РФ с конкретными предложениями по дальнейшему развитию предпринимательства [21].

3.2.    Международная конференция

В Томске прошла международная конференция “Региональный подход к реструктуризации отраслевой экономики Томской области. Проблемы инвестирования в экономику Томской области”. На ней были сформированы три рабочие группы: “Инфраструктура”, “Рынок труда, социальное положение, предпринимательство и образование”, “Наука и промышленность”. В конференции приняли участие представители 17 стран и 11 международных банков. Одним из главных организаторов конференции, помимо областной администрации и австрийского института прогрессивных исследований, является ОЭСР — организация экономического сотрудничества и развития. В нее входят 26 демократических государств с развитой рыночной экономикой. Ее цель — поддержка политики, направленной на содействие достижению наивысшего устойчивого экономического роста и уровня занятости; содействие обеспечению экономического и социального процветания; координация помощи стран-членов ОЭСР развивающимся государствам; содействие расширению мировой торговли на многосторонней и недискриминационной основе. Томская область — первый российский регион, где специалистами ОЭСР был осуществлен комплексный анализ всех секторов реальной экономики. Все исследования проводились за счет бюджета ОЭСР и правительства Австрии. Глава ОЭСР по связям с Россией и СНГ Александра Тщеиак-Дюваль представила специальную программу сотрудничества ОЭСР с Россией и сам проект “Региональный подход к структурной перестройке промышленности в Томской области”. С докладом о развитии экономики Томской области выступил директор Австрийского института социальных исследований Андреас Воргеттер, а первый заместитель главы администрации Владимир Пономаренко представил экономические приоритеты Томской области. На заключительном пленарном заседании 5 июня директор Центра по сотрудничеству со странами с переходной экономикой С.Зеккини (ОЭСР) представил выводы и рекомендации участников конференции. По мнению специалистов ОЭСР, в Томской области идеально сочетаются богатые природные ресурсы, развитые отрасли науки и промышленности, имеется высококвалифицированная рабочая сила. С точки зрения ОЭСР, приоритеты стратегии развития области могут быть разделены на 3 группы: сохранение добавленной стоимости в области; более эффективное использование существующих сравнительных преимуществ (в ближайшем будущем, говорится в резюме, нефть, газ, дерево и умственный потенциал — это тот капитал, от которого будет зависеть развитие области, по крайней мере, в его среднесрочной перспективе) и развитие транспорта и связи [22] Кроме того, по мнению ОЭСР, Томск должен попытаться динамически развивать свои сравнительные преимущества на имеющейся основе. Здесь топливная и лесная промышленность могла бы создать тот основной базис, на основе которого эти преимущества могли быть выявлены. По мнению ОЭСР, огромный потенциал сосредоточен в секторах, связанных с производством продовольствия и высокотехнологическими отраслями машиностроения. Основные факторы успеха — облегчение свободы выхода на рынок новых производителей; доступность и достоверность экономической информации, отражающей их рыночный потенциал; возможность ознакомления с международным и национальными стандартами качества продукции и поддержка правовой стабильности [23].

3.3.    Финансы

По информации, полученной редакцией одной из томских газет от главного специалиста отдела территориальных бюджетов Минфина РФ Нины Красновой, в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 год” финансовая помощь — трансферты, которые определены субъектам РФ, перечисляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Этот фонд в текущем году формируется за счет пятнадцати процентов от общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет (за исключением доходов от ввозных таможенных пошлин). Регионы получат из него свою долю в зависимости от фактически поступивших туда доходов. На формирование фонда секвестр не распространяется. Перечисляемые суммы трансфертов регионам, получившим право на него, лишь соответствуют фактически поступившим доходам, а не прогнозным цифрам, которые были определены при расчете трансфертов. В 97-м году территориями пока получено всего лишь 30% сумм от прогнозируемых [24].

3.3.1.    Собираемость налогов

По данным отдела информации и общественных связей Государственной налоговой инспекции, с начала года из области поступило в бюджеты всех уровней 1,7 трлн. рублей. Из этой суммы 870 млрд. ушло в Москву, остальное — в бюджеты территорий. Основные поступления: от НДС — 592 млрд.; платежи за пользование природными ресурсами — почти 298 млрд.; от налога на прибыль — 262 млрд.; от подоходного налога на физических лиц — 162 млрд. рублей. Из Стрежевого — 830 млрд., Томска — 576 млрд., Северска — 164 млрд. рублей. У налоговой инспекции нет претензий к следующим плательщикам: АООТ “Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири”, АО “Томские мельницы”, АО “Хлебулк”, АО “Томский химфармзавод”. Главные должники: ОАО “Томскнефть” (около 240 млрд.), “Томсктрансгаз” (174 млрд.), АООТ “ТХК-4” (более 39 млрд.), ОАО “ТНХК” (24 млрд.), АООТ “Аском” (Асино, 9,9 млрд.). Недоимка по итогам четырех месяцев составила 1,202 млрд. рублей (на 1 апреля — 797 млрд.), в том числе в федеральный бюджет — 780 млрд. рублей. Причины: спад производства на 5% по сравнению с аналогичным периодом 1996 года, неплатежеспособность (в области 54% убыточных предприятий). Действия налоговых органов: проведено 12.169 проверок, в результате доначислено почти 140 млрд. рублей; выставлено около 9 тысяч инкассовых требований на 646 млрд.; направлено 1754 требования на погашение недоимки на 1,135 млрд.; принято 92 постановления об обращении недоимки на имущество должника на 432 млрд.; проведено 93 ареста имущества на 388 млрд. В результате этих действий в бюджеты поступило более 200 млрд. рублей [25].

3.4.    Ситуация в промышленности

3.4.1.    Восточная нефтяная компания

Одна из крупнейших сибирских компаний — Восточная нефтяная — подвела итоги своей деятельности. В условиях всеобщего экономического спада, падения российской промышленности Восточной нефтяной компании удалось не только снизить объема добычи нефти, но и открыть три новых месторождения, увеличить объемы переработки нефти, закрепиться на рынке. Конечно, есть и проблемы. Денежной массы за первый квартал ВНК смогла получить лишь 6 процентов от всех поступлений. Омрачает жизнь компании и существенное уменьшение объема поставок нефтепродуктов сельхозпроизводителям. По большому счету, нефтепродукты компании оказались селом невостребованными. В то же время правительство склоняет нефтяные компании к увеличению налогооблагаемой базы, то есть к увеличению объемов выпускаемой продукции. Экспорт нефтепродуктов сегодня убыточен. Нефть пока еще дает кое-какую долларовую прибыль, но правительство намерено поднять акцизную планку и тем самым уменьшить доходы компаний. На внутреннем же рынке — неплатежи. На пресс-конференции президент ВНК Леонид Филимонов затронул тему, которой ранее не касался, общаясь с журналистами. Он признался, что у ВНК существует проблема интеграции производств, входящих в состав компании. Каждое из них пытается в первую очередь решить свои проблемы. Последним ярким подтверждением тому стало требование губернатора Красноярского края В.Зубова о немедленном выделении долларового кредита для реконструкции Ачинского нефтеперерабатывающего завода. Л.Филимонов, признавая целесообразность такого шага в теории, с точки зрения привязанности к сегодняшним реалиям, высказал сомнение в поспешности принятия такого решения, указав те места, куда с большей пользой для общего дела можно вложить общие деньги компании. ВНК, имея жесткую технологическую систему, не имеет четкого юридического статуса. Его отсутствие не позволяет осуществить централизацию финансовых потоков предприятий, входящих в компанию. Решением Указа Президента РФ от 19 мая государство вычеркнуло ВНК (и еще 6 компаний) из перечня предприятий, продукция которых имеет для России стратегическое значение. Государство полностью освобождается от своей доли акций ВНК. И таким образом перестает контролировать компанию в той мере, в которой еще недавно собиралось (25% акций нефтяных компаний программой приватизации закреплялось за государством). Как заметил Гурами Авалишвили, вице-президент компании по экономике и финансам, скоро ВНК станет полностью частной компанией. На инвестиционные торги государство выставляет 38% акций ВНК, предполагается, что в августе станет известен новый владелец этого крупного пакета акций. Помимо торгов, состоится специализированный денежный аукцион, на нем будет продан 51% акций компании — контрольный пакет. Деньги, вырученные от продажи акций ВНК, достанутся самой компании, ей предоставлено право контроля за теми деньгами, которые будут предложены победителем торгов. К возможности приобретения больших пакетов акций московскими инвесторами Л.Филимонов относится довольно спокойно [26] В отличие от спокойной позиции руководства ВНК, губернаторы Томской, Новосибирской областей и Красноярского края намерены не допустить продажи государственного пакета акций ВНК инвесторам из Москвы или других регионов России. Губернатор области В.Кресс заявил, что администрации трех сибирских регионов, на территории которых действуют предприятия ВНК, разрабатывают механизм действий, который позволил бы им сохранить за собой контрольный пакет акций. В качестве источника получения средств для выкупа контрольного пакета акций ВНК, по словам В.Кресса, может быть использована кредитная линия одного из ведущих российских коммерческих банков, который смог бы предоставить местным компаниям или банкам кредитные ресурсы под гарантии областных бюджетов. Нежелание губернаторов допустить продажу контрольного пакета акций ВНК иногородним инвесторам связано с тем, что ВНК обеспечивает значительные поступления средств в бюджеты территорий. В частности, отметил В.Кресс, 40% поступлений в бюджет Томской области составляют платежи ВНК [27].

3.4.2.    Сибирский химический комбинат

Продолжается процесс долговременной борьбы “за” и “против” строительства новой атомной тепловой станции в спутнике Томска — Северске. В местной прессе опубликовано заявление СХК о политике в области безопасности за подписью генерального директора СХК Геннадия Хандорина. Во введении говорится, что Сибирский химический комбинат представляет собой комплекс производств ядерного топливного цикла, разрешенными видами деятельности которого являются производство обогащенного урана (разделение изотопов урана), гексафторида урана, радиохимическая переработка облученных ТВЭЛов промышленных томских реакторов, химико-металлургическая переработка соединений урана и плутония с получением металлических урана и плутония, хранение и транспортирование ядерных материалов, эксплуатация хранилищ радиоактивных отходов и другое. Далее уделяется внимание проблемам безопасности работы комбината. Заявление представляет собой ведомственный взгляд на существующие проблемы [28].

3.4.3.    Энергетика

В начале июня заместитель главы областной администрации Ю.Галямов участвовал в работе федеральной энергетической комиссии. Обсуждалось введение новых тарифов на тепло- и электроэнергию и вопрос о предоставлении льгот части населения Томской области. Еще в 1993 году принято постановление правительства о предоставлении 50%-ной скидки в оплате коммунальных услуг жителям 30-километровой зоны вокруг Сибхимкомбината. Заместитель председателя федеральной комиссии Н.Бойко заверил, что томичи получат все льготы сполна. Фактически это означает, что около 240 тысяч человек смогут пользоваться тепловой энергией по низким расценкам, а электроэнергия обойдется дешевле тарифа еще 600 тысячам человек. Однако, отныне вся электроэнергия будет подаваться на едином рынке — федеральном оптовом рынке энергетических мощностей (ФОРЭМ), цены на котором постоянно растут. Во многом это объясняется низкой мощностью сибирских ГЭС из-за отсутствия в этом году воды, и теперь намечено перевести их на дорогостоящее органическое топливо: газ и уголь. Как заметил Ю.Галямов, в результате этого обещанные льготы в лучшем случае сохранят для томичей энерготарифы на уровне прежних [29].

3.4.4.    Конверсия

Около недели провели в Томске американские ученые — профессор Вольфганг Мартин Бернер и доктор Отто Кеслер — специалисты в области поляризационной радиолокации. Иностранные ученые побывали в Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРе) на кафедрах радиоэлектроники и радиотехнических систем, где томичами уже много лет успешно ведутся разработки в области поляризованной радиолокации, в НИИ оптики атмосферы РАН. Поляризационная радиолокация — это теоретические и практические наработки военно-промышленного комплекса. Теперь им ищут “мирное” применение при охране окружающей среды, в обследованиях земной и водной поверхностей, в гражданской авиации и других отраслях. Возможности радиолокации таковы, что можно снабдить, например, летчиков сведениями об особенностях тех или иных облаков, а рыболовов — не только о наличии рыбных косяков, но и их размерах, качестве, сортах... При помощи поляризационной радиолокации можно из космоса определить, где растет пшеница, а где просто трава. В сентябре этого года Томск станет местом проведения международной конференции специалистов в выше упомянутой области. Это право томичи получили по результатам конкурса с участием ведущих институтов и университетов не только России, стран СНГ, но и западноевропейских, японских, американских. Американцы готовы выделить специальный грант в сумме 18 тысяч долларов [30].

3.5.    Незаконный оборот цветных металлов

Совет безопасности и комиссия по чрезвычайным ситуациям Томской области не так давно обсудили обстановку, связанную с резким ростом хищений цветных металлов. Ситуация была признана крайне тяжелой, реально угрожающей экономической безопасности в Томской области. На основе предложений совета безопасности и комиссии по ЧС администрация области приняла постановление, которое приостанавливает деятельность юридических и физических лиц, занимающихся сбором, реализацией и вывозом лома и отходов цветных металлов. В сложившейся ситуации это вынужденное решение. Только в 1996 году в области было зафиксировано 219 преступлений, связанных с незаконным оборотом цветных металлов. Прямой ущерб составил около 1,5 млрд. рублей. В нынешнем году количество преступлений в этой сфере растет еще более быстрыми темпами. Сегодня расхитители превращают в “цветной лом и отходы” практически все, что могут украсть — от скамеек на улицах до сложнейшего электрооборудования. Постоянно растет угроза нормальному функционированию жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, объектов связи и энергетики — именно эти отрасли несут особенно большой урон: преступники похищают провода и кабели, электродвигатели и генераторы [31].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Наркомания

17 июня мэр Томска встретился с приехавшим накануне главным наркологом Министерства здравоохранения Анатолием Шевченко. Визиту А.Шевченко город обязан тем, что по приросту выявленной наркомании Томск вышел на первое место в России. Если по стране прирост составляет 50% по сравнению с предыдущим годом, а среди детей — около ста процентов, то в Томске эти показатели значительно выше. В частности, в городе сильнее всего выросла подростковая наркомания. Более того, поскольку среди томских наркоманов обнаружен один заболевший СПИДом, А.Шевченко предостерег, что в Томске надо ждать всплеска ВИЧ-инфекции [32] 17 июня в УВД состоялась пресс-конференция “главного специалиста по наркотикам в России” генерал-лейтенанта милиции А.Сергеева. По уровню наркотизации населения область на одном из первых мест в регионе и входит в “двадцатку” по России. А.Сергеев подчеркнул, что хотя Томская область и вышла в лидеры по количеству наркопреступлений на душу населения, это говорит не только об опасной ситуации, но и об активности милиции [33].

4.2.    Наука

Одной из важнейших социальных проблем Томска является существование и развитие его научной и учебной базы. Естественно, что только весьма условно рассматриваемую проблематику можно отнести к разделу социальных проблем. С таким же успехом она может рассматриваться и среди проблем экономики. Муссирование вопроса о судьбе томской науки стала неким системообразующим признаком томского менталитета. В советские времена острота проблемы снималась за счет гарантированных госзаказов предприятиям военно-промышленного комплекса. В постперестроечный период проблема встала со всей своей остротой. Усилия администрации области и администраций учреждений научно-образовательного комплекса, при отсутствии реальных планов и действий по его реструктуризации, позволяли проводить лишь “косметические” мероприятия. Далее всегда следовала ремарка о нежелании Москвы понять ценность томского потенциала и выделить соответствующие ресурсы для его поддержки. Позиция правительства при этом если и звучала, то чаще всего ограничивалась дежурной репликой о томском потенциале и терзающих страну экономических трудностях. И потому обращает на себя внимание событие, произошедшее в Томске в начале июня. Третьего числа, после посещения Новосибирска, в Томск прилетели вице-премьер правительства РФ Владимир Булгак, министр науки и технологий Владимир Фортов, президент Российской Академии наук Юрий Осипов. Кульминацией их программы в Томске была встреча в зале заседаний ученого совета ТГУ с руководством области, ректорами вузов, директорами институтов, представителями предприятий и томского истеблишмента. В ответ на традиционные слова томичей о “жемчужине науки”, “наукограде” и так далее представители Москвы заняли весьма жесткую деловую позицию. Она касалась необходимости адаптации науки к реальному развитию экономики и рыночным условиям, необходимости получать значительную часть средств на науку через систему конкурсов, льготного налогообложения не столько собственно научным учреждениям, сколько тем, кто дает деньги на науку (иначе будет бедная страна с богатой наукой). Государственная поддержка науки должна быть неразрывно связана с востребованностью результатов исследований. Сейчас имеет место полный провал с внедрением научных разработок, поэтому ученым необходима школа маркетинга и менеджмента. Требуется наукоемкий бизнес, который вышел бы за пределы области, а затем и России. Если через пять лет в Томской области будет тысяча наукоемких предприятий, это и решит проблему [34].

4.3.    Выплата зарплаты учителям

Начиная с января, работники образования г.Томска в своих акциях протеста активно выдвигали требование погасить долги до летних каникул, обещая пойти на забастовку, отказаться от приема экзаменов. До этого не дошло. Было подписано соглашение между учительской общественностью, профсоюзами и мэрией, выработан график погашения задолженности, который устроил обе стороны. Сейчас острая напряженность в вопросе выплаты зарплаты учителям снята. За апрель с ними рассчитались полностью. Начали выплачивать майскую зарплату и отпускные. Хотя не во всех районах ситуация одинаковая. В одних школах придержали выплату майской зарплаты, зато учителя, которые будут отдыхать с июня, уже получили отпускные. В других районах приняли решение майские деньги выплатить, а отпускные выплачивать без июньской зарплаты, если учитель ушел в отпуск с середины месяца [35].

4.4.    Здравоохранение

Конфликт между мэрией и областным фондом медицинского страхования получил наконец свое официальное разрешение. Губернатор области подписал постановление “О порядке перечисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан”. Теперь принят следующий порядок. Мэрией Томска со счета финансового управления города — страховым медицинским организациям на основании договоров, заключаемых между мэрией, томским территориальным фондом ОМС и страховыми организациями — с зачетом данных сумм Томскому фонду ОМС как платежа на обязательное медицинское страхование неработающих застрахованных граждан Томска [36].

Первый шаг к решительным действиям сделал трудовой коллектив областной клинической больницы. На своем общем собрании работники решили начать трудовой спор с работодателями и выдвинули требования главному врачу ОКБ, а также главе администрации области и председателю правления Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования. В ОКБ, отмечается в этом документе, “прогрессивно ухудшается материально-техническое и финансовое обеспечение, что приводит к значительному снижению качества и объема бесплатной медицинской помощи”. В числе требований медиков — погашение задолженности ТТФ ОМС в 7 млрд. рублей (из которых 3 млрд. должно быть выплачено до 1 июля сего года); повышение тарифов на медицинские услуги в 2 раза и ряд других. Председатель стачкома отметил, что если требования выполнены не будут, то работники ОКБ оставляют за собой право на серьезную акцию протеста. Пока еще не решено будет это митинг, забастовка, демонстрация, пикетирование или голодовка [37].

4.5.    Акции протеста

Городская налоговая инспекция обязала водителей маршрутных такси с 10 июня продавать своим пассажирам билеты. Как и ожидалось, это решение было встречено в штыки. Уже 11 июня водители провели акцию протеста — однодневную забастовку и добились приема у мэра. О нововведении и санкциях, которые налоговики будут применять к нарушителям, большинство узнали из газетных и телевизионных сообщений, с водителями никто не посоветовался. Основной аргумент водителей — то, что это новшество создаст пробки и аварийные ситуации на дорогах (водителю придется отвлекаться на отрыв билета). Если же водителю не отвлекаться, а нанять кондуктора, то это потребует дополнительных затрат, что приведет к возрастанию цены на билет. Хотя решение налоговой инспекции опирается на постановление правительства трехлетней давности и факты не декларированного в полной мере дохода водителей “маршруток”, мэрия все же пришла к необходимости создания специальной комиссии для разрешения возникшего конфликта [38].

Источники

1. Кащеев Н. Чиновникам предписана прозрачность // Томский вестник. — Томск, 1997. — №96. — 30 мая.— С. 1.

2. Красное знамя. — Томск, 1997. — №167. — 24 июня.— С. 2.

3. Красное знамя. — Томск, 1997. — №160. — 17 июня.— С. 2.

4. Назначение // Томский вестник. — Томск, 1997. — №97. — 31 мая.— С. 2.

5. Томский вестник. — Томск, 1997. — №108. — 18 июня.— С. 2.

6. Поставлена точки в тяжбе о полномочиях областной Думы // Томский вестник. — Томск, 1997. — №97. — 31 мая.— С. 1.

7. Свинин В. Профессионализм депутатов крепчает // Томский вестник. — Томск, 1997. — №98. — 3 июня.— С. 2.

8. В Государственной Думе Томской области // Томский вестник. — Томск, 1997. — №93. — 27 мая.— С. 6.

9. Красное знамя. — Томск, 1997. — №167. — 24 июня.— С. 2.

10. Красное знамя. — Томск, 1997. — №175. — 1 июля.— С. 2.

11. Томский вестник. — Томск, 1997. — №103. — 10 июня.— С. 6.

12. Демакова Л. Куй железо, пока горячо // Томский вестник. — Томск, 1997. — №97. — 31 мая.— С. 1; Тюрин И. Демократы верят, что у них есть шанс // Томский вестник. — Томск, 1997. — №98. — 3 июня.— С. 2.

13. Свинин В. Военная реформа: тупики и перспективы // Томский вестник. — Томск, 1997. — №98. — 3 июня.— С. 1.

14. Тюрин И. “Проклятые русские вопросы” с точки зрения депутата Явлинского // Томский вестник. — Томск, 1997. — №108. — 18 июня.— С. 2.

15. Кащеев Н. Левый марш с Урала в Сибирь // Томский вестник. — Томск, 1997. — №96. — 30 мая.— С. 2.

16. Кащеев Н. Сталинцы-кремни высекли “Искру” // Томский вестник. — Томск, 1997. — №97. — 31 мая.— С. 2.

17. Жданова И. Смотрины общественных сил // Томский вестник. — Томск, 1997. — №94. — 28 мая.— С. 2.

18. Николаев И. Атаман Калетин: мы создаем государственную организацию // Томский вестник. — Томск, 1997. — №99. — 4 июня.— С. 2.

19. Николаев И. // Томский вестник. — Томск, 1997. — №107. — 17 июня.— С. 2.

20. Тюрин И. Военным поможет новая ассоциация // Томский вестник. — Томск, 1997. — №99. — 4 июня.— С. 1.

21. Бозрикова Л. Малый бизнес получил большие деньги, а вместе с ними ряд сокрушительных ударов // Томский вестник. — Томск, 1997. — №97. — 31 мая.— С. 3.

22. Александров В. В Томской области — идеальное сочетание факторов успеха // Томский вестник. — Томск, 1997. — №98. — 3 июня. — С. 1; Демакова Л. Иностранцы о ключевых проблемах томской экономики // Томский вестник. — Томск, 1997. — №99. — 4 июня.— С. 1.

23. Свинин В. Наши проблемы — нам их и решать // Томский вестник. — Томск, 1997. — №102. — 7 июня.— С. 1,3.

24. Прилепских Т. Трансферты области фактически уменьшатся на треть // Томский вестник. — Томск, 1997. — №100. — 5 июня.— С. 2.

25. Зырянов Е. Кто и как платит налоги? // Томский вестник. — Томск, 1997. — №96. — 30 мая.— С. 2.

26. Яковлев А. Скоро ВНК приобретет частный характер // Томский вестник. — Томск, 1997. — №106. — 14 июня. — С. 1,3.

27. Томский вестник. — Томск, 1997. — №103. — 10 июня.— С. 2.

28. Хандорин Г. Заявление СХК о политике в области безопасности // Томский вестник. — Томск, 1997. — №93. — 27 мая.— С. 6.

29. Васильева С. Дешевых тарифов не будет // Красное знамя. — Томск, 1997. — №155. — 10 июня.— С. 1.

30. Привалихина С. В области радиолокации — впереди планеты всей? // Томский вестник. — Томск, 1997. — №99. — 4 июня.— С. 2.

31. Томский вестник. — Томск, 1997. — №103. — 10 июня.— С. 6.

32. Иванова Н. Нарколог России просит поддержки // Томский вестник. — Томск, 1997. — №108. — 18 июня.— С. 1.

33. Макиенко С. 45 тонн наркотиков изъяли в России в прошлом году // Красное знамя. — Томск, 1997. — №161. — 18 июня.— С. 1.

34. Кащеев Н. “Холодный душ” на мечту о Томском наукограде // Томский вестник. — Томск, 1997. — №101. — 6 июня.— С. 1-2.

35. Кармазина К. В отпуск — не даром пойдут томские учителя // Томский вестник. — Томск, 1997. — №104. — 11 июня.— С. 2.

36. Красное знамя. — Томск, 1997. — №162. — 19 июня.— С. 2.

37. Ваккер В. Против унизительной жизни // Красное знамя. — Томск, 1997. — №160. — 17 июня.— С. 1.

38. Сергеева Ю. Маршруткам-”безбилетникам” осталось жить месяц // Томская неделя. — Томск, 1997. — №25. — 19 июня.— С. 3.