Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1997 года

1.    ВЫБОРЫ В ОБЛАСТНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ОПС)

1.1.    Позиция нынешнего состава ОПС

В июле продолжился процесс внесения поправок и дополнений в Закон Астраханской области “О выборах депутатов Астраханского областного Представительного собрания”. По оценкам большинства лидеров политических объединений и партий демократической ориентации, нынешний депутатский корпус области всячески пытается перекроить закон о выборах под себя, дабы максимально облегчить свое переизбрание на второй срок. Об этом, в частности, заявил на заседании совета регионального отделения НДР его председатель Владимир Щербаков. Он также отметил, что, затягивая с назначением даты выборов, депутаты ОПС сами уже давно фактически начали избирательную кампанию по своему переизбранию, активно выступая в СМИ и проводя встречи с избирателями.

После долгих дебатов и обсуждений ОПС все-таки приняло в июле во втором и третьем чтениях закон “Об изменениях и дополнениях к Закону Астраханской области “О выборах депутатов Астраханского областного Представительного собрания”. Комментируя его, председатель избирательной комиссии Астраханской области Евгений Покровский отметил, что в общем поправки к уже действующему закону учитывают практику избирательного процесса в регионе и устраняют недостатки, существовавшие в этом законе.

Тем не менее Е.Покровский с сожалением констатировал, что депутаты отказались внести в закон самую существенную, на его взгляд, поправку, касающуюся порядка заполнения подписного листа. Облизбирком настаивал на том, чтобы сборщик подписей при необходимости мог заполнять в подписном листе вместо избирателя все графы, кроме двух последних — даты заполнения и подписи избирателя. Его в этом вопросе поддержала областная прокуратура. Избирательная комиссия и прокуратура настаивали на собственноручном указании избирателем даты подписи, руководствуясь опытом избирательной кампании по выборам главы администрации области, когда в подписных листах кандидата В.Зволинского были обнаружены подписи, собранные еще до отведенного на то срока. Однако депутаты ОПС отклонили эту поправку и установили, что собственноручно избиратель обязан в подписном листе лишь ставить свою подпись, а все остальные графы может заполнять сборщик подписей. По мнению облизбиркома прокуратуры, подобная норма закона открывает путь к фальсификации подписей. Так, в частности, среди политического “бомонда” Астрахани уже давно ходят упорные слухи, что у целого ряда депутатов ОПС этого созыва, намеревающихся участвовать в новых выборах подписи уже собраны и ждут лишь нужного часа.

Заседание ОПС, на котором во втором и в третьем чтениях принимались дополнения и изменения в закон о выборах, сопровождалось громким скандалом. На заседание сотрудниками аппарата Собрания не были допущены лидеры крупнейших демократических движений региона — НДР и РНК. Сотрудники аппарата сослались на наличие у них устного распоряжения председателя ОПС Валерия Бородаева. Была также предпринята попытка не допустить в зал заседаний съемочную группу телекомпании “ЭКС-видео”. Формальный предлог — опоздание, а опоздавших допускают в зал лишь во время перерыва (однако раньше представители СМИ всегда имели возможность в любое время свободно входить и выходить из зала заседаний ОПС, а, кроме того, на сей раз журналистов этой телекомпании в аппарате Собрания не сочли нужным даже уведомить об очередном заседании). В зал журналистам удалось пройти лишь после вмешательства заместителя главы администрации области Владислава Виноградова.

Комментируя по просьбе телекомпании “ЭКС-видео” инцидент с лидерами движений НДР и РНК, председатель ОПС В.Бородаев отверг заявления сотрудников аппарата Собрания и заявил, что не давал никаких ограничений на допуск в зал заседания представителей политических движений. Такие действия аппарата он объяснил тем, что в зале не было свободных мест, а представители НДР и РНК заранее не уведомили о своем желании присутствовать на заседании Собрания.

Председатель исполкома регионального отделения НДР Сергей Сычев в весьма резких выражениях осудил нынешний депутатский корпус области за промедление с назначением даты выборов. Он также заявил, что представители НДР и РНК не были допущены на заседание Собрания умышленно, дабы они не смогли высказать свое мнение по принимаемым депутатами поправкам к закону о выборах.

Сразу после принятия дополнений и изменений к закону о выборах перед депутатами ОПС встал вопрос о назначении даты их проведения. В Уставе Астраханской области в разделе “заключительные и переходные положения” записано, что выборы областного Представительного собрания нового созыва должны быть проведены в декабре 1997 г. Однако ряд депутатов при обсуждении даты выборов выступил за назначение их на более ранний срок, а именно на октябрь текущего года. Позицию этой части депутатского корпуса поддержал и представитель главы администрации области в ОПС В.Виноградов, заявивший, что глава просил бы Собрание назначить выборы на октябрь.

Поскольку декабрь как срок проведения выборов был обозначен в Уставе области, то депутатам сначала было необходимо внести соответствующую поправку в этот документ. По регламенту ОПС поправки в Устав принимаются 2/3 голосов. И для принятия этой поправки не хватило одного голоса.

Спустя неделю депутаты ОПС снова вернулись к обсуждению даты выборов, хотя в повестке дня этот вопрос и не стоял. Семь депутатов ОПС обратились с письмом на имя председателя Собрания В.Бородаева, в котором высказывалась просьба повторно рассмотреть вопрос о дате выборов. Аналогичные письма в Собрание поступили от Астраханского союза промышленников и предпринимателей и ассоциации муниципальных образований Астраханской области. После долгих и весьма эмоциональных обсуждений депутаты ОПС, при четырех голосах против, назначили выборы на 26 октября 1997 г.

Следующий после назначения даты выборов этап — нарезка избирательных округов. А их в новом Собрании будет на четыре больше (вместо 25-29). Очевидно, что изменение границ округов в сравнении с нынешними вызовет недовольство у тех из действующих депутатов, кто намерен вновь участвовать в выборах. С другой стороны, крайне сложно будет согласовать границы округов с главами органов местного самоуправления. Так что, в августе можно ожидать скандала, который разразится вокруг определения и утверждения границ избирательных округов.

1.2.    Общественно-политические организации

Как уже упоминалось выше, представители партий и движений демократической ориентации высказывались в июле весьма негативно по отношению к нынешнему депутатскому корпусу, долго не решавшемуся назначить дату выборов и тем самым дать официальный старт избирательной кампании.

Представители Объединенного фронта трудящихся (ОФТ) на пресс-конференции заявили, что уже достигли договоренности с КПРФ относительно раздела округов, чтобы кандидаты двух этих левых организаций не пересекались в одном округе.

В июле Координационный совет общественных объединений Астраханской области “За гражданское согласие” (преобразованный Координационный совет по подготовке и проведению выборов Президента РФ, и функционировавший как региональное подразделение ОДОПП) распространил обращение к общественным объединениям и гражданам, предполагающим принять участие в предвыборной борьбе. В нем всем общественные объединения и граждане, “для которых борьба за мандаты Астраханского областного Представительного собрания — не самоцель, а деятельность, направленная на благо сограждан”, призываются руководствоваться в ходе предстоящих выборов следующими шестью принципами.

1. Принцип общественного блага (“выборы должны привносить в нашу жизнь изменения к лучшему, а не становиться фактором угрозы общественного согласия”).

2. Принцип законности (“в Астраханской области дважды в ходе выборов в народные депутаты РСФСР и в ходе выборов в депутаты ОПС были допущены такие грубые нарушения законов, выявление которых привело к лишению избранных их депутатских мандатов. Пресечь эту позорную практику можно только путем усиления общественного контроля за соблюдением избирательного права”).

3. Принцип равенства (“в запале предвыборной кампании может быть велик соблазн переступить черту закона ради победы. Мы обращаемся с просьбой не прибегать к незаконным путям воздействия на избирателя”).

4. Принцип сдержанности (“избирательный процесс достаточно сложен и порождает подчас острые конфликты. Как правило, большинство из них возникают на основе неточных сведений, а то и вовсе являются следствием недоразумений. Мы просим проявлять сдержанность, не делать скоропалительных заключений, и не принимать поспешных решений, не попытавшись получить полную и доброкачественную информацию”).

5. Принцип добросовестности (“на отношение населения к выборам самым негативным образом сказывается и политиканство. Мы надеемся, что в ходе предстоящей кампании общественные объединения и кандидаты продемонстрируют свое уважение избирателю, выдвигая программы, ориентированные на реальные меры по улучшению жизни земляков”).

6. Принцип взаимоуважения (“в ходе предстоящей кампании общественные объединения должны совместно противостоять любым попыткам вести предвыборную борьбу путем угроз, оскорблений и клеветы”).

Данное обращение было поддержано избирательной комиссией Астраханской области.

1.3.    Возможные кандидаты в депутаты ОПС

Каких-либо существенных изменений в списке потенциальных кандидатов за последний месяц не произошло, если не считать заявления О.Самойленко (помощника депутата Госдумы В.Зволинского), сделанного в конфиденциальной беседе, о том, что его “шеф” на выборы в ОПС не пойдет. Однако нельзя исключать и тот факт, что В.Зволинский решил таким образом запустить дезинформацию, дабы усыпить бдительность своих оппонентов.

Из другого конфиденциального источника было получено подтверждение того, что на выборы в ОПС намерен идти заместитель главы администрации области В.Виноградов. Это намерение подтверждается информацией, поступающей из ближайшего окружения губернатора. Она свидетельствует о том, что А.Гужвин недоволен деятельностью В.Виноградова и, скорее всего, не будет продлевать с ним контракт на следующий год.

Из кругов, близких к руководству ДП “Астраханьгазпром” стало известно, что это ведомство намерено выставлять своих кандидатов в каждом избирательном округе. До сих пор неясно как будут строиться отношения “Газпрома” и НДР.

Что же касается действующего депутатского корпуса, то, по имеющейся информации, более половины депутатов намерены вновь участвовать в выборах. Среди них председатель и заместитель председателя нынешнего ОПС В.Бородаев и Я.Винокуров (оба — члены КПРФ). Всего же, по примерным подсчетам, 29 мест в областном Представительном собрании будут оспаривать порядка 150 кандидатов. При этом количество кандидатов в одном округе будет колебаться от 2-3 до 5-8 человек.

2.    В.ЗВОЛИНСКИЙ ПРОТИВ ГАЗЕТЫ “ВОЛГА”

В июле газета “Волга” опубликовала материал редколлегии — извинения в адрес экс-кандидата на должность главы администрации области В.Зволинского под заголовком “Сожалеем, но это было”. В публикации, в частности, говорится, что “ввиду ограниченности сроков предвыборной кампании некоторые заметки были опубликованы без соответствующей проверки”. И только позднее выяснилось, что это, оказывается, привело к появлению на страницах газеты “необоснованных обвинений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию В.П.Зволинского, депутата Госдумы, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, академика, коммуниста...”

В публикации редколлегии не говорится кто, каким образом и почему именно через полгода провел “соответствующую проверку”. В заметке “Сожалеем, но это было” содержится лишь ссылка на программное обращение самого В.Зволинского к землякам. Из него якобы и явствует, что В.Зволинский стремится отнюдь не к личной власти и богатству, а “искренне хочет направить свой профессиональный и жизненный опыт на благо астраханцев”.

Кстати сказать, наблюдательный совет по контролю за проведением предвыборной агитации при избирательной комиссии Астраханской области рассматривал одну из “крамольных” заметок и счел, что она опубликована в соответствии с Законом “О средствах массовой информации”.

Комментируя эту ситуацию, деловой еженедельник “Астраханские ведомости” отметил, что некоторые письма, в которых осуждается В.Зволинский, были подписаны достаточно известными и уважаемыми в области людьми. Указывая на это обстоятельство, газета задается вопросом: выходит, что “Волга” обвиняет этих людей в недобросовестности? Письма, опубликованные в газете, названы “предвыборными материалами”. Означает ли это, что их представлял штаб по поддержке А.Гужвина? Разделяет ли штаб позицию газеты? Председатель исполкома регионального отделения НДР С.Сычев на пресс-конференции заявил, что в результате “маневров”, которые осуществляет “Волга”, В.Зволинский может быть избран в пику А.Гужвину председателем будущего состава ОПС, если, конечно, решит баллотироваться.

В итоге в связи с опровержением целого “пакета” агитационных материалов, предвыборная агитация за А.Гужвина, развернутая на страницах газеты в ноябре-декабре прошлого года, оказалась в значительной степени скомпрометирована. Правда уже постфактум.

Как стало известно, после опубликования “Волгой” извинений и опровержений В.Зволинский претензий к этому изданию больше не имеет и все иски из судов отозвал.

3.    ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ
ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1997 года

Итоги развития экономики Астраханской области за первое полугодие 1997 г. были подведены в июле на заседании кабинета при главе администрации области. По информации первого заместителя главы администрации области Александра Жилкина, в первом полугодии 1997 г. создавались условия, обеспечивающие подъем производства, в частности, укрепление налоговой и платежной дисциплины. Повысилась собираемость налогов. Однако усилия администрации сводятся к нулю из-за недопоступлений из федерального бюджета. По словам А.Жилкина, федеральный центр должен области 412 млрд. рублей, при отчисленных из региона в Москву 512 млрд. рублей. Реально за первое полугодие область получила лишь 235 млрд. рублей.

Заместитель главы отметил, что по итогам первого полугодия 1997 г. Астраханская область впервые за долгие годы перешла в разряд регионов-доноров. Еще одно приятное сообщение — после долгого перерыва в регионе вновь увеличилась абсолютная рождаемость и сократилась смертность населения в сравнении с прошлым годом.

В этом году администрация области перешла к новому принципу инвестирования, что обусловлено федеральной целевой программой социально-экономического развития Астраханской области. Так, за полугодие 10 проектов профинансировано на 46 млрд. рублей под гарантии администрации области. Общая сумма инвестиций в экономику области за первое полугодие, по словам А.Жилкина, составила 408 млрд. рублей.

К недостаткам работы администрации области А.Жилкин отнес отсутствие серьезных маркетинговых исследований в регионе.

Говоря о сроках погашения долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы, А.Жилкин заявил, что в октябре-ноябре администрация погасит все долги и “войдет в график”.

На заседании также было сообщено, что денежная масса в регионе составляет 5,1 трлн. рублей. Причем, 4 трлн. рублей находится в наличном обращении. Вклады населения в банках составили 734,1 млрд. рублей.