Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1997 года

1.    ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ:
КОНФЛИКТ ОБЛАСТИ И ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА

Руководство областной Думы 11 июля неожиданно объявило о созыве 18 июля внеочередного заседания с повесткой “О внесении изменений в закон “О местном самоуправлении в Воронежской области” и Устав Воронежской области” (последнее предканикулярное заседание облдумы прошло в первой декаде июня).

Вкратце суть предполагаемых изменений в областном законе о местном самоуправлении сводится к следующему. Облдума, избранная в полном составе (45 человек) в марте нынешнего года, где представители КПРФ/НПСР имеют стабильное большинство, намерена закрепить за собой право на регистрацию районных и муниципальных Уставов и внесение изменений в эти уставы. По другой поправке, депутаты представительных муниципальных органов власти, занимающие должность в муниципалитете (за исключением главы администрации, его заместителя по представительному органу, муниципальных советников), должны складывать депутатские полномочия.

Для городского муниципального Совета Воронежа принятие подобных поправок будет означать проведение перевыборов по 8 округам, так как ныне депутатскими мандатами, кроме главы администрации областного центра и его первого зама, являющегося де-факто руководителем городского Совета, обладают 5 глав районных администраций (по городскому Уставу субъектом местного самоуправления является город, а не его административные районы) два заместителя главы города и руководитель городского электротранспорта.

Местные обозреватели связывают законодательную инициативу облдумы с низким представительством КПРФ в городском муниципальном Совете Воронежа, избранном в полном составе (34 человека), как и облдума, в марте нынешнего года.

По итогам прошедших с апреля голосований фракция КПРФ в горсовете, состоящая из 7 человек, практически не оказывает влияния на процесс принятия решений.

В последние два-три месяца обострилась конкуренция экономических моделей, предлагаемых (и отчасти реализуемых) городским и областным руководством. Если областная администрация пытается восстановить государственный контроль за отдельными отраслями и предприятиями, то городская всерьез обсуждает возможность реализации проекта “мини-оффшоров” на городских территориях и предприятиях.

Намечавшееся на 18 июля внеочередное заседание Воронежской областной Думы было сначала перенесено на 24 июля, а потом и вовсе отложено до возобновления парламентского сезона. Трудно впрямую увязать изменение срока заседания областного парламента с обращением руководства городского муниципального Совета Воронежа к председателю облдумы Анатолию Голиусову, в котором высказывалась просьба (ссылаясь на сложность юридических согласований) повременить с обсуждением данного вопроса до осени, но можно констатировать, что обе стороны предпочли взять тайм-аут для более детальной юридической проработки вопроса. До объявления о вынесении на обсуждение облдумы данного вопроса ее спикер Анатолий Голиусов уже публично озвучивал самые разные (слабо согласующиеся друг с другом) предложения — от необходимости восстановления областной исполнительной вертикали до учреждения в 6 районах областного центра районных советов. Похоже, руководство облдумы еще до конца не определилось с использованием механизмов и конкретных сценариев борьбы с руководством областного центра.

В настоящее время обе стороны ведут закрытые двусторонние консультации, содержание которых пока не стало достоянием общественности, и одновременно прорабатывают юридическую аргументацию своих позиций.

2.    КРИТИКА ПРЕЖНЕГО РУКОВОДСТВА ОБЛАСТИ

Группа депутатов Воронежской областной Думы направила прокурору Воронежской области Александру Фролову запрос в связи с выявленными несколько месяцев назад контрольно-счетной палатой Воронежской области фактами нецелевого расходования бюджетных средств. Депутаты требуют проведения более тщательной прокурорской проверки деятельности комитета по делам молодежи администрации области (возврату в бюджет, по мнению депутатов, подлежат 307,7 млн. руб.), управления по эксплуатации служебных зданий областной администрации (в данном случае контрольно-счетной палатой установлено нецелевое расходование бюджетных средств на 1508,4 млн. руб.).

Кроме того, депутаты, вслед за областной контрольно-счетной палатой, сочли необоснованным выделение почти 26 млрд. руб. санаторию в Ессентуках, пансионату в Ялте, а также гостевому дому в пос. Жаворонки Московской области. Расследованию также подлежит нецелевое использование бюджетных средств государственным унитарным предприятием “Корпорация “Воронежагроконтракт” и областным фондом поддержки агропромышленного комплекса. В запросе предлагается выявить имена конкретных виновных в нанесении ущерба, при наличии законных оснований — возбудить уголовные дела.

Фактически все упомянутые в запросе случаи нецелевого использования бюджетных средств относятся к деятельности областной администрации в период, когда ее возглавлял Александр Ковалев (1992-1996 гг.), с сентября 1996 г. занимающий пост полномочного представителя Президента РФ в Северной Осетии (Алании) и Ингушетии.

Стремление депутатов решительно разобраться с нарушениями в прежней администрации области удивительным образом совпало с обострением конфликта между Северной Осетией (Аланией) и Ингушетией. Следует учесть, что как следствие конфликта на Кавказе в Воронеже обсуждалась возможность перемещения прежнего воронежского губернатора на некую должность, так или иначе связанную с Воронежской областью.

3.    ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ

В течение последней недели июля центральная площадь Воронежа дважды стала ареной стихийных митингов рабочих, не получающих зарплату.

В понедельник 28 июля на центральную площадь проследовала колонна одетых (по примеру шахтеров) в промасленные спецовки нескольких сотен мужчин — рабочих тепловозоремонтного завода им. Дзержинского, более полугода не получавших зарплату. Остается неизвестным авторство этой эффектной формы протеста, по поводу которой по горячим следам событий можно сказать только одно: ее руководители не имеют никакого отношения к сложившимся в регионе левым силам, с которыми солидарен местный ФНПР — слишком нехарактерен для этих партийно-политических структур в условиях региона этот стиль протестной активности.

В тот же день здание обладминистрации пикетировали рабочие Воронежского мясокомбината, являвшегося совсем недавно вполне благополучным предприятием, и коллектив театра оперы и балета.

31 июля стихийный митинг протеста рабочих строительно-монтажного поезда (СМП) №147 треста “Юго-Востоктрансстрой”, начавшийся возле здания треста, переместился на центральную площадь города к парадному подъезду обладминистрации. Причинами подобного развития событий, стали, с одной стороны, действия руководства СМП, отказавшегося удовлетворить требования митингующих (если начальство утверждает, что Юго-Восточная железная дорога не расплачивается со строительной организацией, то рабочие считают, что их попросту обманывают), с другой, — протестные акции, прошедшие за несколько дней до этого в Воронеже, информация о которых проходила по областному телевидению. Марш тепловозоремонтников, требовавших встречи с губернатором, произвел нешуточный переполох в областных властных структурах. В день пикета (28 июля) администрация области декларировала стремление оказать силовое давление на руководство завода им. Дзержинского и по согласованию с руководством МПС сменить директора предприятия.

4.    Экономика

С 15 июля Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Воронежской области пошла на повышение цены на поставляемую потребителям электроэнергию, согласовав увеличение оплаты с администрацией области. В результате потребители Воронежской области заплатят в июле за первую половину месяца по старым тарифам, а за вторую — по новым.

Оплата 1 квт/часа обойдется населению в 150 руб. (с оплатой электроплит — 105), промышленным товаропроизводителям в 479 руб., в сельскохозяйственном секторе — 151 руб. По оценке экономистов, повышение цены на электроэнергию уже к августу может привести к увеличению себестоимости производимой в Воронежской области продукции на величину от 3 до 9% нынешней.

Льготы по оплате электроэнергии (оплата в размере 50% от установленной для сельских товаропроизводителей) получила птицеводческая отрасль, АО “Минудобрения” (исключительно для обслуживания областного рынка).

В связи с установлением льготы для птицеводческой отрасли высказывается предположение о предстоящей передаче в областную собственность акционированных предприятий по производству птицы.