Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1997 года

1.    ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЬЮ

1.1.    Предыстория вопроса

Впервые идею необходимости и целесообразности подписания договора о разграничении предметов ведения между Воронежской областью и федеральным центром публично озвучил находившийся 3 месяца у руля управления областью (назначенный на должность главы областной администрации указом Президента) Александр Цапин. Договорные отношения с центром стали одним из ключевых лозунгов избирательной кампании неидеологизированного губернатора-прагматика. Судя по всему, областная администрация год назад вела подготовку текста подобного договора: Цапин даже называл не вполне точные, но все же весьма определенные сроки его подписания — декабрь 1996 — первые месяцы 1997-го. Правда, в суматохе предвыборных баталий никто так и не удосужился поинтересоваться у лиц, причастных к разработке договора относительно его концепции или отдельных положений.

Выигравший декабрьские 1996 года губернаторские выборы кандидат КПРФ/НПСР Иван Шабанов тоже взял курс на подписание договора. Была создана рабочая группа по разработке текста. По слухам из хорошо информированных источников в областных властных структурах, летом нынешнего года, во время встречи И.Шабанова с А.Чубайсом[1], воронежский губернатор представил всемогущему вице-премьеру текст документов, подготовленных к подписанию руководством области. Документ представлявшийся Чубайсу, закрепляет за первым вице-губернатором (в настоящее время этот пост занимает бывший депутат Госдумы от 76 округа, член фракции КПРФ Александр Меркулов) координацию деятельности на территории области всех федеральных министерств, включая “силовиков”. В результате “первого захода” проект договора вице-премьер отклонил. Началась его доработка.

1.2.    Работа над текстом

В середине августа руководитель аппарата обладминистрации Владимир Корнеев слегка приоткрыл завесу над содержанием готовящегося договора. Согласно заявлению Корнеева, “областное руководство должно иметь возможность непосредственно влиять на управление федеральной собственностью на территории области” [[1]]. При этом администрацией Воронежской области высказываются вполне резонные соображения: во время социальных протестов[2] губернатор оказывается в положении крайнего, — люди требуют с него, а не с Кремля, но тот, с кого требуют, на деле лишен рычагов оперативного управления. Таким образом, основу воронежского договора должна будет составить не просто собственность[3], но власть-собственность, являющаяся типологической характеристикой элиты номенклатурного образца. В этом убеждает схема, закладываемая в текст договора: центр должен согласовывать с органами госвласти в области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций. Согласно Корнееву, оптимальной выглядит следующая схема согласования назначений: центр предлагает, обладминистрация согласовывает, а облдума утверждает. При этом немалый интерес представляют декларации воронежского административно-управленческого истеблишмента: “договор должен соответствовать Конституции и не должен содержать положений, “допускающих значительное расширение автономии области и трансформацию РФ в конфедерацию” [[2]].

Пикантность ситуации с воронежским договором состоит в том, что сегодня, да и в обозримом будущем, нет и не предвидится иных условий, которые бы способствовали изменению самой его концепции. К тому же у центра практически нет других механизмов — кроме прямого экономического давления — воздействовать на областную элиту. Но любое давление в подобных условиях — “палка о двух концах”: ввязавшись в борьбу с тихой “красной” областью, центр рискует вложить в руки воронежских чиновников мощное пропагандистское оружие и полностью отдать здешний электорат на откуп КПРФ/НПСР. Поэтому вряд ли стоит вообще рассчитывать на возможность изменения самой концепции договора. Если и осенний “заход” на Кремль не принесет результата, областное руководство, скорее всего, возьмет на вооружение тактику “измора”. В какой-то момент она сработает и центр согласится с предложенной схемой (в слегка ослабленном — компромиссном — варианте).

2.    МЕЖПАРТИЙНАЯ БОРЬБА: “ДЕМОКРАТЫ” — РНЕ

Заявление за подписями 8-ми руководителей демократических организаций Воронежа, — республиканской, социал-демократической партий, движения “Демроссия”, отделения общества “Мемориал” и др., датированное 8-м июля, было направлено в адрес губернатора Ивана Шабанова, мэра Воронежа Александра Цапина, областного прокурора Александра Фролова, начальников областного УВД и управления юстиции Виктора Тройнина и Анатолия Ивлева.

Авторы заявления обращают внимание представителей власти, что общественные места Воронежа — остановочные павильоны, стены домов, заборы, столбы, двери подъездов, салоны автобусов, троллейбусов и трамваев — стали активно использоваться для пропаганды экстремистских националистических взглядов: “особо усердствуют в использовании общественных мест для пропаганды определенных взглядов, а заодно и для привлечения в свои ряды новых членов организации РКРП и ВЛКСМ”.

“Особую тревогу и беспокойство у жителей Воронежа, (к нам неоднократно обращались возмущенные граждане) вызывает беспрецедентная по своим масштабам и наглости... деятельность РНЕ, воронежская организация которого буквально оккупировала город и область”.

Приводя примеры этой деятельности, демократы ссылаются на недавнее появление на здании рядом с площадью Победы в центре города надписи “Бей жидов, спасай Россию!”, в обрамлении свастики.

“Вконец повергла в шок законопослушных граждан последняя акция, предпринятая молодчиками РНЕ — на этот раз совместная с работниками милиции... 22 июня, облачившись в форму со свастикой-коловоротом, радетели “Русского порядка” вместе с блюстителями законного порядка, совершали патрулирование рынка и улиц”.

Подобный союз, как считают подписавшие заявление, не только противоестественен, но и незаконен, а посему они просят представителей власти — адресатов (губернатора, мэра, областного прокурора, начальников юстиции и УВД) ответить на несколько вопросов:

1. Будет ли возложена на воронежские организации РКРП, ВЛКСМ и РНЕ в сответствии с действующим законодательством материальная ответственность за нанесенный ущерб городскому хозяйству (компенсация за очистку общественных мест от листовок, окраску и ремонт общественного транспорта, подземных переходов, зданий и других объектов)?;

2. Какие меры юридического воздействия будут приняты к перечисленным организациям органами юстиции области за причиненный городу материальный и моральный ущерб?;

3. Будет ли в дальнейшем продолжаться органами ВД области практика совместного “наведения порядка” с РНЕ и другими политическими организациями любого толка? Кто и какую ответственность понесет за допущенное нарушение закона?

Текст обращения дословно или в изложении напечатали газеты “Воронежский Курьер”, “Воронежские вести”. Городская газета “Воронежский Курьер” (15.07.97) в редакционной статье “Они проходят?” практически взяла на себя функции общественного контроля за прохождением заявления демократических организаций во властных структурах.

По мнению редакции, “упомянутые господа не имеют морального права отмолчаться и сделать вид, что ничего не происходит”. Редакция Воронежского курьера готова предоставить страницы для их ответов адресатов.

 

Руководство воронежского РНЕ 23 июля в качестве ответного хода направляет в адрес властей, (тех же персон, к которым обращались демократы) собственное открытое письмо (между прочим, озвученное во время пресс-конференции, проводившейся ни где-нибудь, а в зале областного парламентского центра), в котором подчеркивается общественная значимость совместного патрулирования города милицией с участием членов РНЕ. В этом письме областное отделение РНЕ, в частности, указывает, что местная пресса способствует развязыванию клеветнической кампании в отношении последователей Баркашова.

За неделю до пресс-конференции начальник областного штаба ДНД Юрий Королев в интервью воронежским журналистам объяснил факты совместного патрулирования следующим образом: от РНЕ, официально зарегистрированной организации, поступило предложение бесплатной помощи дружинникам. Он выразил готовность и в дальнейшем использовать добровольцев из числа членов РНЕ в акциях по поддержанию правопорядка в городе.

 

Из всех адресатов прореагировали на обращение демократов лишь городские власти, усиленно изыскивавшие повод в судебном порядке оштрафовать баркашовцев за нанесение материального ущерба городскому хозяйству, а также и.о. начальника облуправления юстиции Иван Клюшников. Проведенная облюстом проверка усмотрела в деятельности ВО РНЕ ряд формальных нарушений уставных положений и норм закона “Об общественных объединениях”, и вынесла ее руководителю Евгению Лалочкину официальное предупреждение (о чем конкретно идет речь в ответе и.о. начальника облюста, не разъясняется).

Удалось также установить, что РНЕ приурочило расклейку своих агитационных материалов к избирательной кампании, проходившей в феврале-марте 1997 г. (официальная позиция РНЕ в данном вопросе такова — занимались расклейкой предвыборных материалов, которую прекратили в апреле месяце)[4].

Что же касается патрулирования города бойцами РНЕ в составе ДНД, то закон никак не оговаривает условий договора. А чтобы не возникало недоразумений, Клюшников порекомендовал демократам пресекать правонарушения, используя институт добровольных народных дружин.



[1] Официальные документы, имеющие отношение к договору, никогда в области не публиковались.

[2] К слову, количество трудовых протестов в Воронеже (не чета “маскараду”, устроенному сателлитом воронежской КПРФ - ФНПР) возросло в весенние и летние месяцы. В августе рабочие завода по производству тяжелых экскаваторов им. Коминтерна перекрывали движение одной из основных транспортных магистралей Воронежа. Не получающие детские пособия пикетировали здание губернаторства. Протест же рабочих тепловозоремонтного завода им. Дзержинского (см. июльский мониторинг) удалось загасить лишь благодаря назначению нового директора этого предприятия, входящего в систему управления МПС. Смена же директора завода удалась областному руководству через выход на руководство МПС. (Нынешний спикер облдумы Анатолий Голиусов является представителем железнодорожной корпорации; не исключено привлечение к распутыванию “дзержинского узла” и начальника ЮВЖД Виктора Атласова).

[3] Дотационный, аграрный регион с “лежачим” разнопрофильным ВПК, лишенный даже собственных предприятий нефте- и газопереработки, разумеется, не имеет той собственности за которую обычно ведут торг Центр и регионы-доноры.

[4] Всего РНЕ зарегистрировало 3-х официальных кандидатов, баллотировавшихся в облдуму и Воронежский городской муниципальный Совет. Агитационная же продукция РНЕ расклеивалась повсюду (далеко за пределами избирательных округов). После обращения к властям воронежских демократов перестали появляться листовки РНЕ, но теперь те же лозунги появились на городских стенах. Последний листовочный “вброс” был посвящен поздравлению ветеранов-десантников. В ответ на него неизвестные расклеили в городе пародийные листовки, в которых некая организация Еврейского национального единства поздравляла коллег из РНЕ “с днем дизайнера”.



Источники

[1]. Полтаев. Разделяй и властвуй // Воронежский курьер, 19 августа 1997, с.1.

[2]. Будем делиться предметами // Воронежский курьер, №101, 11 сентября 1997, с.2.