Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

И.П. Рязанцев,

И.А. Германов

Пермская область

в июле-августе 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Производство

Анализируя итоги работы промышленности за истекший период, можно предположить, что наметилась относительная стабилизация промышленного производства. В июле рост объемов промышленной продукции в сопоставимой оценке по отношению к соответствующему периоду прошлого года продолжился. По мнению специалистов областного комитета государственной статистики, такая ситуация обусловлена положительными тенденциями в ряде отраслей промышленности, в частности, цветной металлургии, химической, легкой, пищевой промышленности, отдельных подотраслей машиностроения и лесной промышленности.

За семь месяцев текущего года предприятиями всех форм собственности произведено продукции в фактических отпускных ценах на сумму 21363 млрд. рублей, в том числе крупными и средними промышленными предприятиями — на 19777 млрд. рублей.

Прирост производства в действующих ценах к уровню прошлого года составил 18,5%. Практически во всех отраслях (за исключением нефтеперерабатывающей, химической и легкой) темпы роста в отпускных ценах были значительно ниже, чем в январе — июле 1996 г. по отношению к январю — июлю 1995 г.

Наиболее высокими оставались роста темпы производства в действующих отпускных ценах в топливной промышленности — 132,4% по сравнению с аналогичным периодом 1996 г. (особенно в газовой — 139%) и легкой — 143%, наиболее низкими — в лесной и строительной отраслях.

При увеличении объемов производства в действующих отпускных ценах, физический объем производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года также увеличился, хотя и в меньших размерах. Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции по всей промышленности за семь месяцев составил 105,3%, по крупной и средней — 108,4%.

Максимальное отставание производства от уровня прошлого года остается на крупных и средних предприятиях угольной промышленности — ИФО с начала года 65,7%, а в июле объемы производства по отрасли сократились по отношению к июлю прошлого года почти наполовину.

Анализируя структуру промышленного производства, необходимо отметить, что по отношению к соответствующему периоду прошлого года произошло заметное увеличение удельного веса нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, химической и легкой отраслей промышленности и, наоборот, снижение доли лесной отрасли, в том числе лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной. В остальных отраслях наблюдаются небольшие колебания в сторону уменьшения или увеличения показателей. Доля машиностроения в общем объеме производства остается пока на уровне прошлого года [[1]].

1.2.    Энергетика

23 июля пермские газовики, уставшие ждать погашения долгов, пригрозили отключить Пермскую ГРЭС. В связи с этим в областной администрации срочно было созвано совещание, однако четкого графика погашения долгов газовикам так и не было дано. На данный момент почти вся энергосистема Прикамья работает на 50% своей мощности и не может обеспечить потребности области в энергии. Ситуация пока смягчается тем, что часть энергии поступает в область из других регионов [[2]]. Однако из-за триллионных долгов Пермская энергосистема может быть в принудительном порядке выведена на раздельную работу, а это будет означать, что вливания в областную энергетику мощностей из других регионов прекратятся [[3]]. Поэтому в Прикамье активно началась подготовка к реализации структурной реформы в электроэнергетике. В городе появилось представительство расчетно-договорного центра, уже определены 35 пермских промышленных предприятий, ранее получавших энергию от АО “Пермэнерго”, которые к концу года должны будут стать покупателями электроэнергии Добрянской ГРЭС [[4]].

24 июля состоялось подписание протокола о намерениях между администрацией Пермской области, АО “Пермэнерго”, АО “Пермская ГРЭС”, РАО “ЕЭС России”, Пермским филиалом “Межрегионгаза” и рядом промышленных предприятий о проведении мероприятий по созданию условий для развития конкурентного рынка электроэнергии.

По словам заместителя генерального директора ЦДУ РАО “ЕЭС России”, председателя совета директоров АО “Пермская ГРЭС” А.Копсяева, для России это — пилотный проект, аналог которого существует только на Костромской ГРЭС. Разработанные пятисторонние договора позволяют промышленным потребителям получать электроэнергию непосредственно от Пермской ГРЭС со значительными скидками при условии оплаты “живыми деньгами”.

Г-н Копсяев полагает, что данная схема позволит загрузить наиболее эффективные станции Пермской области, а также снизить долю бартерных и взаимозачетных операций в структуре денежных поступлений энергетикам региона. В дальнейшем не исключается расширение пилотного проекта путем расширения круга промышленных потребителей, в том числе находящихся в Кировской области и Удмуртской Республике [[5]].

1.3.    Инвестиции

Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на социально — экономическое развитие области за семь месяцев текущего года, составил 3,1 трлн. рублей, что на 10,8% меньше, чем за соответствующий период прошлого года [[6]].

Администрация области предпринимает активные усилия по привлечению в область иностранного капитала. Законодательным Собранием Пермской области в первом чтении принят областной закон “Об иностранных инвестициях”. Уже в преамбуле определяется цель закона как “установление дополнительных льгот и гарантий для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиции на территории Пермской области”, весь закон состоит из конкретных норм, определяющих льготы по налогам для предприятий с участием иностранного капитала, действующих на территории области. Фактически на территории России указанный закон будет вторым (после Новгородской области) областным законом, дающим прямые льготы иностранным инвесторам [[7]].

Предполагается, что привлечению дополнительных финансовых средств в регион должен способствовать и выпуск еврооблигаций Пермской области. Объявленный обладминистрацией закрытый тендер на право вести подготовительную работу для выхода Пермской области за рубеж с внешним облигационным займом выиграли банки “Morgan Stainly” и “Менатеп”. Согласно условиям тендера, они должны подготовить в соответствии с международными стандартами документацию на получение областью кредитного рейтинга, а также взять на себя консультационное обслуживание займа и его организацию [[8]]. Как сообщил первый вице-губернатор Ю.Белоусов, размещение еврооблигаций Пермской области планируется начать в декабре текущего года, либо в январе следующего [[9]]. Поступившие к середине августа заявки на облигации, по сообщению губернатора, уже превысили общий предполагаемый объем их выпуска [[10]].

Планы участия области в еврозайме станут реальными только после того как будет получено разрешение правительства России, в связи с этим выпуск пермских еврооблигаций стал одним из вопросов, обсуждавшихся на состоявшейся 15 августа встрече спикера областного Законодательного Собрания Е.Сапиро с первым вице-премьером правительства РФ А.Чубайсом [[11]].

Еще одним источником финансовых средств, которые могут использоваться для реструктуризации промышленных предприятий, финансовое управление области считает областной залоговый фонд, который в Прикамье должен быть создан к концу года [[12]].

1.4.    Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот предприятий и организаций области, по данным таможенной статистики, за первое полугодие 1997 года составил в текущих ценах 864,8 млн. долларов США (92,7% к соответствующему периоду прошлого года), в том числе со странами дальнего зарубежья — 737,8 млн. долларов, со странами СНГ — 127 млн. долларов.

В товарной структуре экспорта ведущее место принадлежит минеральным удобрениям, на их долю приходится 34,2% всего объема экспорта, на долю нефти и нефтепродуктов — 12%, на долю металлов и изделий из них — 18,2%

Экспортные поставки предприятий и организаций области осуществлялись в 82 страны мира. Наибольшее количество товаров, производимых областными предприятиями, поставляется в Финляндию (11% всего областного экспорта), Латвию (6,8%), Ирландию (6,5%), Данию (4,9%).

Основными партнерами из стран ближнего зарубежья остаются Украина (ее доля в общем объеме вывоза составила 32,1%), Узбекистан — 31%, Казахстан — 26,9%.

Основная доля импортных поступлений приходится на страны Европы (65,2%). Наибольшие объемы поставок импортной продукции за истекший период осуществили Италия (27,2% от всего объема импорта), Германия (17,5%), Финляндия (4,6%). Важнейшими импортерами из стран ближнего зарубежья являются Украина (11,4% всего импорта), Казахстан (7,5%), Узбекистан (4%) [[13]].

Активно налаживаются связи с Бельгией, Великобританией, Венгрией, Швейцарией. В рамках развития дружественных отношений между Прикамьем и венгерской областью Собольч-Сатмар-Берег состоялся визит губернатора Пермской области Г.Игумнова в Венгрию. В ходе визита состоялись переговоры с президентом Венгерской республики, а также представителями ряда крупных компаний, заинтересованных в расширении связей с Россией и, в частности, с Пермской областью [[14]].

1.5.    Бюджет

По данным Пермского областного финансового управления, в консолидированный бюджет Пермской области (без Коми-Пермяцкого автономного округа) за семь месяцев текущего года поступило 3509 млрд. рублей. Он исполнен на 129,1% к уровню аналогичного периода 1996 года. Собственно областной бюджет исполнен на 138%. При этом налоги собраны на 88,7%, но проявилась четкая тенденция к увеличению неденежных поступлений в бюджет — если в первом полугодии 1996 года их доля не превышала 31%, то в январе — июне 1997 года она составила 47% [[15]]. Расходы бюджета к июлю достигли 3618 млрд. рублей, таким образом, бюджет сведен с дефицитом в 109 млрд. рублей [[16]].

Областное управление финансов в августе приступило к размещению облигационного займа администрации Пермской области, который нацелен на погашение полученных ранее кредитов и как следствие — экономию бюджетных средств, а также покрытие за счет привлеченных денег возможных кассовых разрывов [[17]]. Однако инвесторы, по словам начальника Пермского облфинуправления М.Панфилова, пока не проявляют высокого интереса к облигациям администрации. Вместе с тем, он подтвердил, что от некоторых московских банков уже поступили предложения выкупить весь размещаемый объем облигаций [[18]].

Суммарная задолженность предприятий бюджетам различных уровней достигла в июле 3972 млрд. рублей [[19]]. Как сообщил первый вице-губернатор Г.Тушнолобов, в областной администрации продолжается работа с предприятиями-неплательщиками, закончено формирование единой базы данных об этих предприятиях. В начале июля предметом пристального внимания стала работа 21 предприятия области. Судьбу трех из них будет решать комиссия по банкротству, двух — комиссия по неплатежам. Остальные предприятия представили графики погашения задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды [[20]].

Начата работа по реструктуризации долгов некоторых предприятий. В области создана рабочая группа по разработке областного закона, позволяющего рассмотреть вопросы об освобождении должников от штрафов и снижения размеров пени. В случае положительного разрешения вопроса цена потерь для областного бюджета составит 65,7 млрд. руб. в год. В обмен область получит возможность вернуть в казну недоплаченные налоги. Отмена уплаты штрафов и пени будет предоставлена лишь тем предприятиям, с которых, по словам Г.Тушнолобова, “есть что взять” [[21]].

2.    Социальная сфера

2.1.    Уровень жизни населения

Среднедушевой денежный доход, полученный населением Пермской области в январе — июле 1997 года, по предварительной оценке специалистов областного статистического комитета составил 920,7 тыс. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 33%, на 2,8% по сравнению с июнем 1997 года.

Реальные денежные доходы населения области в январе — июле 1997 года по сравнению с январем — июлем 1996 года увеличились на 13,5%, в июле текущего года, по сравнению с июнем увеличились на 2,1%, по сравнению с декабрем 1996 года — уменьшились на 6,6%.

Среднеобластная заработная плата превышает среднемесячную зарплату по России на 5-9% (в мае по России — 919,7 тыс. руб.; по области — 967,8 тыс. рублей). Среди областей и республик Уральского региона по уровню оплаты труда Пермская область постоянно находится на втором месте после Свердловской, майская зарплата в которой достигла 1012,9 тыс. рублей.

Сводный индекс потребительских цен на все товары и услуги сложился в июле в среднем по области в 100,7%, за январь — июль — 108,86%.

Цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) в среднем по области возросли за июль на 0,7%, с начала года — на 8,7%. Стоимость необходимого социального набора по области повысилась на 1,2% и составила 302,4 тыс. рублей.

Стоимость непродовольственных товаров повысилась за июль лишь на 0,26%.

Цены и тарифы на платные услуги населению возросли в Пермской области на 1,7% в месяц и на 13,51% с начала года. Наиболее существенно возросли цены на электроэнергию (в среднем на 29,7%).

Бюджет прожиточного минимума в июле составил 375,0 и снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 0,4 тыс. рублей (0,1%) [[22]].

2.2.    Задолженность по заработной плате

Как отмечается в докладе Пермского областного комитета государственной статистики о социально-экономическом положении области в июле 1997 года, суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 августа 1997 года в целом составила 753,8 млрд. рублей, в том числе в отраслях социальной сферы — 159,2 млрд. рублей. Почти треть общей суммы задолженности по заработной плате — это задолженность, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней. Наиболее высокие темпы роста этой задолженности отмечались в сельском хозяйстве и культуре.

На 1 июля долг по зарплате учителям Пермской области составлял более 62 млрд. рублей. В течение июля — августа администрация предпринимала активные меры по погашению задолженности. Губернатором подписано постановление о ликвидации долга по выплатам зарплат бюджетникам до конца текущего года [[23]]. Спикер областного парламента Е.Сапиро на состоявшейся 15 августа встрече с первым вице-премьером правительства РФ А.Чубайсом обсуждал вопрос о предоставлении Прикамью ссуды в размере 60-120 млрд. рублей для погашения долгов работникам бюджетной сферы [[24]]. Однако, по решению правительства Пермская область признана регионом, который самостоятельно может справиться с проблемой погашения задолженности, следовательно, просьба о предоставлении ссуды была отклонена [[25]]. По данным на 18 августа, из 40 районов области долги преподавателям погашены не полностью в 31 [[26]]. В течение последней недели августа все руководители районов, имеющих задолженность по зарплате и другим выплатам учителям, прошли собеседование в финуправлении обладминистрации. Цель этих встреч — выяснить, смогут ли территории погасить долги бюджетной сфере самостоятельно [[27]].

Отсутствие денежных средств в бюджетах районных и городских отделов народного образования вынуждает власти некоторых территорий выплачивать задолженность по компенсациям на приобретение методической литературы продуктами питания, полученными за счет взаимозачетов и бартера. Так, например, учителя Горнозаводского района в первом квартале получили по мешку муки, во втором — по мешку сахара [[28]].

2.3.    Рынок труда

В первом полугодии 1997 года, как и в 1996 году, движение рабочей силы характеризовалось превышением числа работников, выбывших с предприятий различных отраслей экономики, над числом принятых на работу. Несмотря на трудности с рабочими местами, среди выбывших с предприятий и организаций преобладали уволенные по собственному желанию. В общем числе граждан, уволившихся с предприятий, удельный вес работников, попавших под сокращение, составляет 8,9%. Доля ушедших по собственному желанию — 61%. Наибольшее количество высвобожденных в связи с сокращением численности персонала наблюдается на промышленных предприятиях (62% всех высвобожденных).

На 3% уменьшилось число вакансий и составило к концу июня 5,9 тыс. рабочих мест. Сейчас в Перми на одно рабочее место претендуют 8 человек, в городах области — 13 человек, в сельских районах — 42 человека на одну вакансию [[29]].

Серьезным дестабилизирующим фактором продолжает оставаться видимая неполная занятость работников. Размеры этого явления продолжают оставаться значительными. К началу июля 87,1 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации (к концу июня 1996 года — 112,8 тыс. человек).

Продолжает оставаться весьма актуальной для жителей области проблема поиска работы. В течение полугодия по вопросам трудоустройства в государственную службу занятости Пермской области обратилось 53,2 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, количество обратившихся в связи с устройством на работу значительно (на 20%) снизилось.

Трудоустроены 52% от общего числа обратившихся по поводу работы (за первое полугодие 1996 года — 40%).

Зарегистрированы в качестве безработных к началу июля 63,7 тыс. человек. В сравнении с июнем 1996 года численность имевших статус безработного уменьшилась на 14%, с маем 1997 года — на 3,8%. Как отмечается, численность безработных за месяц снизилась за счет снятия с учета трудоустроенных (в основном на сезонные и временные работы).

Уровень регистрируемой безработицы составил на 1 июля 1997 года в среднем по области 4,3% от численности экономически активного населения [[30]].

Достаточно острой остается проблема с выплатой пособий по безработице. В областном центре вопрос скорейшего погашения задолженности призвано решить городское управление занятости населения, действующее в Перми с середины апреля; районные центры преобразованы в отделы этого управления, их расчетные счета с 1 июля закрыты.

Показателем эффективности работы нового подразделения можно считать то, что с 15 апреля по 1 июля долг безработным города снизился с 12 до 8,5 млрд. рублей, удалось снизить сроки задолженности по выплатам пособий. Так в Кировском районе Перми, где долг безработным был с августа прошлого года, в июле выплачивались пособия за март 1997 г. По оценке начальника городского управления занятости В.Федосеева, практика задержек в получении пособий будет ликвидирована к концу текущего года [[31]].

2.4.    Жилищно-коммунальная реформа

На состоявшемся 9 июля очередном заседании областной трехсторонней комиссии представителей администрации, работодателей и профсоюзов рассматривался проект основных направлений жилищно-коммунальной реформы в области. В представленном проекте постановления губернатора предполагается установить максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 15% от совокупного семейного дохода. Предельный уровень платежей от фактических затрат установлен до 40%. Введение платы за наем для нанимателей жилья в этом году не планируется.

Размер социальной нормы жилья, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий, установлен: 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3 и более человек, 42 кв.м. на семью из 2 человек, 33 кв.м. на одиноко проживающих граждан [[32]].

Как заявил вице-губернатор И.Шубин, избранная концепция основывается на том, что реформа ЖКХ в Пермской области должна начаться не с повышения тарифов, а со снижения затрат на содержание жилого фонда и улучшения качества коммунальных услуг [[33]].

Несмотря на уверения администрации, отношение к предстоящей реформе у большинства населения далеко не благосклонное. Например, в Перми лишь 11% опрошенных положительно относятся к предстоящим преобразованиям [[34]]. Депутаты Пермской городской Думы предложили администрации города, которая уже давно выступает за увеличение стоимости услуг ЖКХ, в срок до 16 сентября представить в Думу экономическое обоснование необходимости повышения тарифов, а также предложения по обеспечению социальной защиты населения [[35]].

3.    ПОЛИТИКА

3.1.    Законодательная власть

На состоявшейся совместной пресс-конференции депутата Государственной Думы, руководителя одной из рабочих групп по подготовке нового Налогового Кодекса В.Похмелкина и председателя комитета по экономической политике Законодательного Собрания Пермской области, мэра Перми Ю.Трутнева была дана оценка проекту нового Налогового Кодекса. Журналистами было отмечено, что помимо того, что два этих влиятельных в Прикамье политика впервые организовали совместную пресс-конференцию, ими была высказана практически единая позиция — “данный проект нового Налогового Кодекса значительно ущемляет интересы регионов”. В частности, Ю.Трутнев привел данные, что с введением этого проекта городской бюджет Перми потеряет около 200 млрд. рублей [[36]].

3.2.    Исполнительная власть

4 июля состоялась встреча Президента РФ Б.Н.Ельцына с делегацией губернаторов ряда регионов России. По словам главы администрации Пермской области, который принимал участие во встрече, ему удалось получить определенные гарантии поддержки предприятий ВПК, находящихся на территории области, в частности, обещание оплаты выполненных заказов и дальнейшей стабилизации финансирования госзаказа. “Пермская область имеет в глазах президента хороший имидж, и мы согласовали с ним наши позиции по дальнейшему развитию региона”, — так прокомментировал встречу губернатор Прикамья Г.Игумнов [[37]].

3.3.    Выборы в Законодательное Собрание Пермской области

Из Конституционного Суда России в Пермский городской клуб избирателей пришел ответ на запрос о том, правильно ли выполняется его постановление от 30 апреля текущего года. Этим постановлением закон Пермской области “О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области” был признан неконституционным. Вслед за этим областной парламент внес ряд поправок в местное законодательство. Согласно новой редакции областного Устава, право назначения даты выборов областных парламентариев получил губернатор.

Однако точка зрения Конституционного Суда по поводу внесенных в устав поправок такова: “...назначение выборов в порядке ст.27 новой редакции Устава по существу означает попытку преодолеть юридическую силу постановления Конституционного Суда”. Это означает, что если выборы, назначенные губернатором, состоятся, их могут признать недействительными.

По мнению пермских политиков, ситуация чревата серьезным конфликтом между Москвой и Пермью. В сложившихся обстоятельствах первый вице-губернатор Г.Тушнолобов видит выход в применении норм, заложенных в договоре о разграничении полномочий между РФ и Пермской областью, согласно которым при противоречии региональных и федеральных законов действует, по словам Тушнолобова, региональный закон.

Председатель облизбиркома А.Лебедев считает необходимым назначение срока выборов губернатором, который в преамбуле своего постановления указывает, что действует на основании Устава области, областного закона о выборах и постановления Конституционного Суда. По мнению А.Лебедева, это является гарантией того, что любое обжалование итогов выборов будет отклонено [[38]].

3.4.    Политические партии и организации

Пермская региональная организация Демократической партии России приняла обращение к губернатору Г.Игумнову. По мнению авторов обращения, глава администрации области “резко изменил свое отношение к взаимодействию с партийными организациями, которые выступили в его поддержку на выборах”. Отмечалось, что практически прекратились встречи губернатора с представителями партий, движений и организаций [[39]]. Последний раз такая встреча прошла почти год назад. Но в середине августа партийные лидеры вновь имели возможность встретиться с главой администрации области. Как отмечает газета “Пермские новости”, несмотря на период летних отпусков, во встрече приняло участие довольно много представителей политических партий и движений. “Встреча прошла в жанре политинформации — губернатор много рассказывал об успехах администрации в деле проведения реформ, вожди внимательно слушали, кивали головами, задавали вопросы, выражали надежды...” — констатирует журналист [[40]].

В целом политическая активность в области в июле — августе заметно снизилась.

На состоявшейся в начале августа внеочередной конференции областной организации Народно-республиканской партии России (“партии Лебедя”) были определены задачи областной организации на второе полугодие 1997 г., связанные в основном с предстоящими выборами в Законодательное Собрание области. Для участия в выборах составлен список из 15 кандидатов из рядов НРП [[41]].

На отчетно-выборной конференции областного Крестьянского союза, в работе которого приняли участие губернатор Г.Игумнов, председатель Законодательного Собрания области Е.Сапиро, представитель Центрального Совета Агропромсоюза В.Кузьмин, принято решение переименовать Крестьянский союз в Агропромышленный союз[[42]].

16 июля в Перми побывал теперь уже бывший лидер фракции НДР в Госдуме С.Беляев. По мнению корреспондента газеты “Пермские новости”, этот визит прошел мимо внимания широкой общественности и носил намеренно непубличный характер. По словам самого С.Беляева, главной целью визита было изучение ситуации в регионе и открытие отделения фонда “Региональные программы” [[43]].

Помимо этого, состоялся четырехчасовой визит председателя комитета по обороне Государственной Думы Л.Рохлина, который встретился со спикером областного Законодательного Собрания Е.Сапиро, а затем — с местным активом блока народно-патриотических сил. После встречи с Л.Рохлиным на собрании инициативной группы было принято решение о создании в Перми регионального отделения Всероссийского движения в поддержку армии, военнослужащих, оборонной промышленности и военной науки, учредительное собрание которого пермяки намерены провести до 20 сентября [[44]].

4.    ЭКОЛОГИЯ

4.1.       Строительство в Перми комплекса по уничтожению ракет и
ракетного топлива

В августе ситуация с размещением в Перми комплекса по уничтожению твердотопливных ракет и ракетного топлива получила дальнейшее развитие. 12 августа положение на НПО им. Кирова, на котором предполагается разместить указанное производство, рассматривалась на ВЧК, ранее правительственная межведомственная балансовая комиссия признала экономическое положение на предприятии неудовлетворительным. Общая задолженность в бюджеты всех уровней к августу составляла 87 млрд. рублей, в том числе федеральному бюджету — 42 млрд. рублей. Встал вопрос о смене руководства НПО им. Кирова либо банкротстве предприятия. В ряде пермских периодических изданий выдвинута версия, согласно которой столь пристальное внимание к предприятию является инструментом давления на руководство завода, администрации города и области [[45]].

18 августа губернатор области Г.Игумнов направил министру экономики России Я.Уринсону письмо, в котором подробно изложил свои доводы против банкротства НПО им. Кирова. Отмечалось, что предприятие не получило денег за выполненный госзаказ на сумму 105 млрд. рублей, кроме того, областная администрация, совместно с администрацией города решает вопрос о передаче объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих предприятию на баланс города, что должно способствовать оздоровлению экономической ситуации на НПО им. Кирова.

Несмотря на твердую позицию областной и городской администраций о невозможности начала каких-либо работ по строительству комплекса без проведения квалифицированной экологической экспертизы, 27 августа в Перми состоялась презентация американской фирмы “Lockhid Martin”, которая получила право на реализацию данного проекта, а также переговоры представителей этой фирмы с руководством НПО им. Кирова, НПО “Искра”и НИИ ПМ на предмет концепции закрытого сжигания ракет на этих предприятиях.

Губернатор области Г.Игумнов направил в адрес руководителей этих предприятий телеграмму, в которой еще раз заявил о позиции руководства области и города относительно данного проекта и обратил внимание на недопустимость односторонних действий руководителей предприятий по созданию базы утилизации без участия представителей администрации и категорически запретил принятие каких-либо решений до проведения экологической экспертизы [[46]]. Как выяснилось на встрече представителей фирмы “Lockhid Martin” с руководителями природоохранных органов области и города Перми, пока существует лишь пилотная установка по сжиганию ракетного топлива. Таким образом, утверждение об экологической безопасности проекта американцы пока не смогли подтвердить расчетными данными [[47]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 1997. — С. 5-6, 8.

[2]. К.Сергеев Администрация не в силах предотвратить энергокризис? // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №117. — 25 июля. — С. 2.

[3]. К.Стерлядев Деньги придется считать в темноте // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №114. — 22 июля. — С. 1.

[4]. Н.Седых Перераспределение киловатт // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №134. — 28 августа. — С. 2.

[5]. С. Федотова Производители электроэнергии будут конкурировать // Местное время. — Пермь, 1997. — №55. — 31 июля. — С. 15.

[6]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 1997. — С. 17.

[7]. Аристова С. Иностранцам — льготы. Дополнительно // Капитал. — Пермь, 1997. — №31. — 13 августа. — С. 1.

[8]. Т.Власенко, И.Лобанов Заимствования по-пермски // Местное время. — Пермь, 1997. — №56. — 7 августа. — С. 14.

[9]. К.Николаев Пермские облигации появятся в конце года // Местное время. — Пермь, 1997. — №55. — 31 июля. — С. 15.

[10]. И.Лобанов Спрос на пермские еврооблигации, похоже, превысит предложение // Местное время. — Пермь, 1997. — №57. — 14 августа. — С. 15.

[11]. И.Евгеньев Сапиро озадачил Чубайса // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №128. — 19 августа. — С. 1.

[12]. Залоговый фонд // Капитал. — Пермь, 1997. — №32. — 20 августа. — С. 5.

[13]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 41-43.

[14]. М.Семенов В Венгрии есть кусок пермской земли // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №134. — 28 августа. — С. 1.

[15]. С. Горелова В Понедельник без губернатора // Капитал. — Пермь, 1997. — №28. — 23 июля. — С. 1.

[16]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 49.

[17]. Ю.Манжосин Заем в счет налогов // Капитал. — Пермь, 1997. — №33. — 27 августа. — С. 2.

[18]. К.Николаев Областной бюджет регулярно берет взаймы // Местное время. — Пермь, 1997. — №60. — 4 сентября. — С. 15.

[19]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 1997. С. 53.

[20]. Н.Иванов В понедельник, без губернатора // Капитал. — Пермь, 1997. — №26. — 9 июля. — С. 1.

[21]. Н.Апрелев В понедельник у и.о. губернатора // Капитал. — Пермь, 1997. — №30. — 6 августа. — С. 1.

[22]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 1997. — С. 43-47, 63, 64, 68.

[23]. Н.Рудая Год — новый. Долги — старые //Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №35. — 28 августа. — С. 1.

[24]. И.Евгеньев Сапиро озадачил Чубайса // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №128. — 19 августа. — С. 1.

[25]. С. Горелова В Понедельник у губернатора // Капитал. — Пермь, 1997. — №34. — 3 сентября. — С. 1.

[26]. Н.Рудая Год — новый. Долги — старые //Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №35. — 28 августа. — С. 1.

[27]. Кто более бюджетникам должен? //Пермские новости. — Пермь, 1997. — №130. — 21 августа. — С. 1.

[28]. В.Хайбутов Горек чай. Даже с сахаром // Звезда. — Пермь, 1997. — 7 августа. — С. 1.

[29]. Осенняя ярмарка на рынке труда //Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №34. — 21 августа. — С. 1.

[30]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1997 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 1997. — С. 69-70.

[31]. В.Шуваева Пермь перестала нарушать закон “О занятости” // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №107. — 8 июля. — С. 1.

[32]. О.Михайлова Чего ждать от реформы ЖКХ? // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №114. — 22 июля. — С. 2.

[33]. Н.Бондаренко Не так страшен черт? // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №109. — 11 июля. — С. 2.

[34]. Это страшное слово “реформа”// Капитал. — Пермь, 1997. — №31. — 13 августа. — С. 1.

[35]. А.Москвин Сначала — гарантии бедным // // Местное время. — Пермь, 1997. — №60. — 4 сентября. — С. 2.

[36]. Ю.Манжосин Не все новое лучше старого? // Капитал. — Пермь, 1997. — №34. — 3 сентября. — С. 1.

[37]. К.Молчанов Г.Игумнов согласовал позиции с Б.Ельцыным // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №107. — 8 июля. — С. 1.

[38]. А.Москвин Никто не хотел выбирать // Местное время. — Пермь, 1997. — №56. — 7 июля. — С. 3.

[39]. Н.Апрелев Обойденные властью // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №104. — 17 июля. — С. 1.

[40]. М.Збруев Вялотекущая многопартийность // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №130. — 21 августа. — С. 2

[41]. Без эксцессов // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №32. — 7 августа. — С. 4.

[42]. В.Лядов Пока — АПК, завтра — Агропромсоюз // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №35. — 28 августа. — С. 1.

[43]. В.Виниченко Наш неуютный дом — Россия // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №124. — 8 августа. — С. 3.

[44]. М.Збруев Краткий визит генерала — депутата // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №132. — 26 августа. — С. 1.

[45]. Н.Седых Чистка для лауреата //Пермские новости. — Пермь, 1997. — №125. — 12 августа. — С. 1.

[46]. Н.Копылова Не плюйте против ветра, господа! //Капитал. — Пермь, 1997. — №33. — 27 августа. — С. 1.

[47]. И.Ежиков “Локхид” выпускает пар // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №136. — 2 сентября. — С. 1.