Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в сентябре 1997 года

1.    ВИЗИТ ПАТРИАРХА РПЦ В КАЗАНЬ

Придерживаясь курса межэтнического и межконфессионального баланса, традиционно считающегося фирменным знаком активно прокламируемого “центризма” и гражданской интерпретации нации, руководство республики тотчас же вслед за проведением Всемирного конгресса татар пригласило с визитом в Казань Его Святейшество Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Прием, оказанный гостю во время посещения 60-й епархии за его семилетнее путешествие по стране, достигал поистине высшего уровня. Любопытно, что это — первое посещение Казанской епархии Предстоятелем РПЦ за всю почти четырехвековую историю появления и существования православия на казанской земле.

В церемониях, предусмотренных программой пребывания патриарха принимали участие все высшие должностные лица РТ, духовные руководители как православных, так и мусульман Татарстана.

Прибыв в Казань 31 августа, Патриарх совершил богослужение в Никольском кафедральном соборе, посетил вновь открытое духовное училище. На последовавшем затем ужине были вручены награды РПЦ шефам Нацбанка РТ Е.Богачеву и коммерческого банка “Заречье” Н.Девятых.

Утром 1 сентября была проведена Божественная литургия в Петропавловском соборе, который был несколько лет тому назад возвращен верующим (раньше здесь размещался планетарий). Затем вместе с представителями исламского духовенства Патриарх присутствовал на присяге первокурсников Казанского высшего танкового училища. Гость побывал также на острове Свияжск, где расположен Успенский мужской монастырь, строения которого недавно возвращены Казанской епархии. Был отслужен молебен и в Раифском монастыре, слава о котором распространена сегодня по всей России.

2 сентября орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского 1-й степени был вручен президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Такими же орденом 2-й степени награжден Председатель Госсовета РТ В.Лихачев. Состоялась беседа и краткая прогулка по Казанскому кремлю. В тот же день Патриарх нанес визит в Духовное управление мусульман РТ и присутствовал на приеме, который был дан в его честь премьер-министром РТ Фаритом Мухаметшиным.

Делясь впечатлениями от визита, Алексий II говорил: “Мирно сосуществуют две конфессии — православие и ислам, но подобное я уже видел в Средней Азии, в других многонациональных республиках. Здесь у вас проявляется высокое сознание людей, их желание жить в мире. Главная ценность республики — люди, которые стоят во главе ее, которые думают о будущем Татарстана, своего народа. Я очень благодарен вашему правительству за то, что у вас в Конституции два государственных языка — русский и татарский...” [[1]].

В целом конфессиональная ситуация в республике определяется взаимоотношениями мусульман и православных как двух самых многочисленных религиозных общин. Кроме них в Татарстане регистрацию прошли еще 50 религиозных объединений, “на подходе” еще одно. Таким образом, палитра конфессий будет включать 53 образования. Однако, нет прочного единства не только среди мусульман, но и среди православных. От Казанской епархии РПЦ откалывается так называемая Свободная российская церковь.

Вообще говоря, “вероисповедный ренессанс” в Татарстане почему-то принято иллюстрировать количественно, с точки зрения своеобразного экстенсивного пути. Так, в 1995 г. построено 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В том же году в распоряжении религиозных общин было 386 мечетей и 99 церквей при 635 зарегистрированных мусульманских общинах и 130 — православных. По данным же на 1997 г. ситуация выглядела так: количество мечетей и махаллей выросло до 700. Всего же с учетом тех приходов, которые находятся за пределами РТ, но прошли регистрацию в Духовном управлении мусульман республики, действуют 740 приходов, 5 высших мусульманских учебных заведений и 13 филиалов. Только в Казани действуют 32 прихода, построено 20 мечетей, открыто 2 высших мусульманских медресе.

2.    ГАЗОВЫЙ ФАКТОР ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С МОСКВОЙ

В сентябре заметным образом обострилась ситуация с подачей в республику природного газа. Суть дела, коротко говоря, сводится к тому, что РАО “Газпром” в начале сентября резко сократило поставку газа в РТ, что вызвало к жизни серьезные трудности. Эта мера объясняется задолженностью за природный газ перед “Газпромом”, которую имеют предприятия-потребители. Зависимость республики от поставок со стороны РАО измеряется 95% (12 миллиардов кубометров). Общая же сумма долга оценивается в 4,3 трлн. рублей.

Сообщались некоторые подробности акции: 10 и 11 сентября имело место принудительное сокращение подачи газа татарстанским энергетикам примерно на 40-45%. Это привело, в частности, к отключению ТЭЦ “КамАЗа”, электростанций в Заинске, Урусу и Нижнекамске. На 30% сократилась подача газа “Нижнекамскнефтехиму”. Казани сокращение на сей раз не коснулось. Интересов потребителей тепла и света эти шаги напрямую пока не ущемили, так как на электростанциях вместо газа был использован мазут.

Если обратиться к краткой предыстории вопроса, то следует упомянуть соглашение между РАО “Газпром” и правительством РТ от 1992 года, предусматривавшее передачу в состав РАО предприятия “Татстройгазификация”, некоторые налоговые льготы газовикам, списание долгов с ряда крупных предприятий-неплательщиков или передачу права взыскания этих долгов правительству РТ с последующей передачей полученных средств во вновь создаваемый фонд газификации.

К сегодняшнему моменту в качестве камня преткновения обозначился долг, львиная доля которого (почти 70%) приходится на энергетиков РТ в лице ПО “Татэнерго”, которое само страдает от хронической неуплаты причитающихся денег от потребителей электроэнергии. Усугубляющим моментом выглядит и то, что даже в частичном покрытии долгов главенствуют бартер, взаимозачеты, иные суррогатные формы расчетов (специалисты сетуют на то, что бартерные эквиваленты предлагаются по весьма завышенным ценам: “КамАЗовский” грузовик, который можно купить за 85-90 млн. рублей идет в зачет за 185 млн., тонна мазута соответственно 250 и 487 тыс. рублей) [[2]].

В середине сентября состоялась встреча премьер-министра РТ Фарита Мухаметшина с главой РАО “Газпром” Рэмом Вяхиревым, охарактеризованная прессой как “безрезультатная”. В ответ на просьбы восстановить поставки газа в прежнем объеме глава правительства получил лишь словесные заверения в “добрых намерениях” и согласованную программу дальнейших совместных действий.

Складывающееся положение заметно встревожило как власть предержащих, так и общественность. Перспектива оценивается местными наблюдателями как весьма угрожающая. Газеты стали писать о “газовом удушье”, “газовой атаке”, о “газовом оружии” Москвы и проч. Интонации алармизма звучат в комментарии одного из наиболее активных аналитиков — Рашита Ахметова: “То, что Рэм Вяхирев принял жесткое решение относительно Татарстана... явно неслучайно. Видимо, в Москве относительно Татарстана выработали стратегическую позицию. Немцов ее как бы озвучил — никаких льгот национальным республикам. Даже наоборот — льготы исключительно своим, послушным, исполнительным, преимущественно областям, как становому хребту федерации... Группа Чубайса — Немцова, оказывая прессинг на (так в тексте. — А.И.) Татарстан, во-первых, дает показательный сигнал остальным республикам ... То, что Шаймиев почти демонстративно уходит в отпуск во время газового кризиса, свидетельствует, скорее всего, о том, что он ожидает худших вариантов развития событий и хочет сохранить себе свободу маневра” [[3]].

Дальнейших ход событий был несколько прояснен на встрече Ф.Мухаметшина с Р.Вяхиревым, последовавшей 26 сентября. Разъясняя ситуацию днем позже перед журналистами, премьер РТ говорил о том, что Правительство России “напрягло” бюджет РАО на 7 триллионов рублей для снятия остроты в выплатах пенсий. Газовому монополисту пришлось жестко востребовать долги с регионов. “Мы были готовы к тому, что “Газпром” может закрыть задвижку, — говорил Фарит Мухаметшин, — и когда это случилось, в течение суток перевели крупных республиканских производителей электроэнергии на резервное топливо — мазут, производимый на “Нижнекамскнефтехиме”. Но постоянно работать на нем наши предприятия не могут — дорого, да и их оборудование приспособлено в целом под газ.

Сегодня найдено решение, устраивающее как Татарстан, так и РАО “Газпром” ... мы подписали протокол, в котором четко оговаривается график погашения текущих платежей республики до конца года. Сентябрь — на уровне 50, октябрь — 70, ноябрь — 80, декабрь — 90 процентов” [[4]].

Острота ситуации несколько микшируется решением: при внесении сентябрьского и октябрьского платежей “Газпром” передаст внебюджетному фонду газификации (см. выше) 989 млрд. рублей из общей задолженности РТ (исходя из подписанного два года назад соглашения). Следовательно, долг Татарстана уменьшается почти на один триллион. Далее, во время встречи удалось условиться о гибком соотношении денежных и иных платежей (бартер, взаимозачет). Как сообщалось позднее, группа специалистов РАО, прибывших в Казань для согласования действий, проявила интерес с самолетам, по-прежнему находящимся на казанских стапелях.

Квинтэссенцией же достигнутого компромисса стало, по оценкам наблюдателей, то, что “Газпром” и далее намерен действовать в Татарстане через свое дочернее предприятие — “Таттрансгаз”. Это означает, что товарные и финансовые потоки будут направлены в Москву, а налоги останутся в республике. Наконец, “Газпром” предложил соответствующую финансово-промышленную структуру — ЗАО “Кулонгазинвест” — призванную заниматься и поставками и платежами. В состав учредителей последнего войдут, по всей вероятности, “Газпром”, “Межрегионгаз”, Госкомимущество РТ и московская компания “Кулон”, о которой ничего определенного не сообщается.

Таким образом, ожидавшейся политизации газового кризиса не состоялось.

3.    КНИГА АЙДАРА ХАЛИМА

Нешуточный скандал разгорелся вокруг книги известного публициста и активного деятеля татарского национального движения Айдара Халима — председателя Милли Меджлиса.

Газета “Крис” (Казань) воспроизводит документ, направленный прокурором Республики Марий Эл Н.Пискаевым руководству Марийского полиграфкомбината:

“Для сведения сообщаю: книга “Убить Империю” Айдара Халима направлена прокурору Республики Татарстан для проверки в порядке ст. 109 УПК, так как содержит пропаганду превосходства граждан по признаку их национальной принадлежности, т. е. имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ.

С учетом вышеизложенного дальнейшее распоряжение книгами, которые находятся на хранении в комбинате, осуществляет прокурор Республики Татарстан” [[5]].

Факт, иллюстрирующий все своеобразие во взаимоотношениях “суверенных” юрисдикций, оставляет впечатление некоторой нелепости. В случае своего логического развития правоприменительная практика в связи со ст. 282 УК РФ будет переведена в этническую плоскость. Скажем, пропаганда антисемитизма должна будет рассматриваться в израильских судах.

В беседе с корреспондентом “Известий” Б.Бронштейном прокурор РТ Сайфихан Нафиев выразил свое законное недоумение: “Почему же я должен распоряжаться имуществом соседней республики? Они там напечатали книгу, пусть сами и решают, что с ней делать. Событие произошло не у нас и правовых оценок я давать не собираюсь” [[6]].

Тем не менее в прокуратуре РТ была осуществлена некоторая деятельность по экспертизе текста историками и политологами, в итоге чего были получены достаточно умеренные отзывы, которые затем без каких-либо оргвыводов и были направлены в Марий Эл.

В Йошкар-Оле же еще до получения конкретных юридических формулировок последовали репрессалии: снят с должности председатель Госкомпечати (за неправомерное использование Марийским полиграфкомбинатом лицензии “при издании книг, содержащих пропаганду превосходства граждан по национальному признаку”), объявлен выговор вице-премьеру, уволена одна из замов руководителя полиграфического комбината, заключившая договор с Айдаром Халимом.

Комментаторы сходятся в том, что казус в целом объясняется резко негативными оценками фигуры Минтимера Шаймиева, коими изобилует книга. В частности, особо оживленную реакцию публики вызвал пассаж автора, повествующий о гипотетическом этногенезе жителей села, в котором родился и вырос будущий первый президент Татарстана. “В обществе ходят различные мнения об этнических корнях деревни Энэк Актанышского района, откуда родом Президент Татарстана. Многие утверждают, что это отатарившееся марийское или даже хазарско-еврейское селение ... У меня точных данных нет, но уже к имеющемуся уровню слухов можно, пожалуй, отнести циркулирующее мнение, что якобы в шестидесятых годах во время археологических раскопок близ деревни Энэк были найдены надмогильные камни на древнееврейскомхазарском языке” [[7]].

4.    ЕЩЕ РАЗ О РЕЙТИНГЕ М. ШАЙМИЕВА

Журнал “Эксперт” совместно с агентством “Эксперт РА” заявили о намерении публиковать рейтинги влиятельности политиков и предпринимателей. Инициатива снабжена комментариями М.Черныша и Д.Гришанкова относительно методики исследования. В целом, как сказано, эта методика базируется не на опросе “экспертов”, а “на нормальном социологическом исследовании, исключающем волюнтаризм и нерепрезентативность”.

В качестве компонентов влиятельности политического деятеля выделены следующие переменные:

СР — сводный рейтинг

ППК — поддержка предпринимательскими кругами

СЛК — сильные личные качества

ССМИ — симпатии со стороны СМИ

УУВВ — умение уловить веяния времени

ПГА — поддержка государственным аппаратом

КСМИ — контроль над СМИ

Пр — профессионализм

УНЗ — уважение на Западе

 

 

СР

ППК

СЛК

ССМИ

УУВВ

ПГА

КСМИ

Пр

УНЗ

1. Ельцин Б.

8,06

7,18

8,67

7,38

7,65

8,33

8,52

8,40

8,38

2. Лужков Ю.

8,05

7,97

9,28

7,60

8,58

7,33

7,39

8,87

7,25

3. Чубайс А.

7,86

8,41

8,20

6,50

6,88

8,07

7,98

8,53

8,32

4. Черномырдин В.

7,73

8,23

7,56

6,84

7,08

8,39

7,68

8,25

7,67

5. Немцов Б.

6,76

6,67

7,15

7,50

6,88

7,25

5,82

6,53

6,09

6. Шаймиев М.

6,73

6,12

7,84

5,95

7,30

6,65

5,79

8,00

6,19

7. Березовский Б.

6,71

8,32

6,62

4,62

5,93

6,00

8,74

7,41

5,36

8. Примаков Е.

6,32

3,74

7,55

5,90

6,08

7,36

4,47

8,26

7,95

9. Дубинин С.

6,06

7,49

5,73

5,13

5,00

6,84

4,52

7,45

6,25

10. Россель Э.

5,93

6,17

7,09

5,68

7,00

5,90

4,98

6,33

3,78

 

На 14-м месте по степени политической влиятельности оказалась Татьяна Дьяченко (сводный рейтинг — 5,58). 19-20-е место поделено между И.Рыбкиным и Г.Явлинским, 21-е досталось Г.Селезневу. 25-26-е место — у Г.Зюганова и В.Яковлева; 27-28-е — у В.Жириновского и С.Шахрая. Замыкающую десятку, начиная с 39-й позиции, составили В.Серов, С.Беляев, С.Васильев, А.Тулеев, В.Бабичев, Б.Федоров, П.Бунич, С.Федоров, В.Купцов, С.Бабурин.

По дифференцированным рейтинговым оценкам картина несколько модифицируется, сохраняя свои принципиальные очертания. Так, “в глазах политиков” М.Шаймиев стоит на 5-м месте, опережая Б.Березовского и Б.Немцова.

По факторам влиятельности ситуация такова: с точки зрения поддержки предпринимательскими кругами всех опережает А.Чубайс, а замыкают группу политиков-”олигархов” (по определению авторов) Немцов, Россель и Шаймиев; по сильным личным качествам Шаймиев вместе с Лукашенко входят в первую пятерку, оставляя за собой, к примеру, В.Черномырдина; по профессионализму — М.Шаймиев с некоторым отрывом примыкает к первой пятерке, но с отрывом же обгоняя Дубинина, Березовского и Шохина; по мере поддержки со стороны государственного аппарата лидируют Черномырдин и Чубайс, а Шаймиев не добирает до уровня, позволяющего войти в лидирующую группу; по контролю над СМИ — Немцов и Шаймиев расположились в арьергарде, демонстрируя существенное отставание от основного ядра лидеров; наиболее престижная — третья — строчка досталась Шаймиеву непосредственно вслед за Лужковым и Ельциным в номинации “умение уловить веяние времени”; по симпатиям со стороны СМИ — президент РТ вместе с Примаковым и Росселем входит в замыкающую тройку; под углом же зрения уважения на Западе — М.Шаймиев с ощутимым отставанием оказывается на 8-м месте, выйдя, впрочем, вперед Немцова и Явлинского [[8]].

5.    ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ КОММЕНТИРУЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Г.СЕЛЕЗНЕВА

29 сентября состоялась очередная пресс-конференция спикера Госсовета РФ и вице-спикера Совета Федерации В.Лихачева, отчет о которой презентуется официозной “Республикой Татарстан” его как “монолог”. Пафос выступления связан с реакцией на суждения Геннадия Селезнева об опасностях и о недопустимости политики регионализма. По словам В.Лихачева, в речи Б.Ельцина перед российскими сенаторами содержались важные идеи оптимизации федерализма. Поддержку в настоящем смысле слова Ельцин может получить в лице российских регионов. На этом фоне резким контрастом стали выпады Г.Селезнева, в которых “затронуты достоинство республик Татарстан, Башкортостан и Бурятия”. “Хочу обратить ваше внимание на то, — продолжал В.Лихачев, — что у господина Селезнева постоянно критическое отношение к этой теме. И у Госдумы нет программы нормальной работы с регионами ... Заявления Селезнева о том, что Россия все больше напоминает конфедерацию, а не федерацию заставляет размышлять. Почему Селезнев игнорирует тот факт, что сегодня принцип разграничения полномочий — это принцип конституционный? Согласно статье пять Конституции Российской Федерации этот принцип составляет основу образования и функционирования Российского государства. Тридцать один регион заключил уже полномасштабные соглашения. На базе этих договоров действуют 185 межправительственных соглашений. Любопытная вещь, но именно те регионы, которые заключили соглашения с федеральным центром, в экономическом отношении более устойчивы.

... К окрикам мы уже привыкли. Разговаривать сегодня языком силы с Татарстаном никто не может позволить, нет такого права. Исполнительная власть во главе с Президентом Ельциным это хорошо понимает” [[9]].

6.    вокруг журнала “российская федерация”

Как сообщила газета “Московский комсомолец”, в русле секвестирования бюджета прекращено издание журнала “Российская Федерация”. Однако, по оценке газеты, журнал уже давно не имел государственных дотаций и выходил на средства, зарабатываемые самостоятельно. Печатание было приостановлено по команде, поступившей из окружения А.Чубайса, курирующего mass media.

Подлинная причина, как полагают авторы газетной заметки, состоит в неприязни первого вице-премьера к журналу как “антиреформаторскому”. Сообщается, что на его страницах критически оценивались некоторые действия правительства и самого А.Чубайса.

Любопытно то, что аресту подвергся номер, который целиком посвящен Татарстану и был приурочен к открытию Второго всемирного конгресса татар (портрет М.Шаймиева на обложке, интервью с ним и с другими руководителями РТ). Но также любопытно и то, что следующий номер “Российской Федерации” задумывался к юбилею Москвы. Это придает всей ситуации известную политическую пикантность.

Завершенного вида сюжет еще не имеет. Номер, запрещенный к выходу в Москве, растиражирован в Казани. Тем временем Совет Федерации и Госдума объявили о намерении сделать журнал официальным органом Федерального Собрания РФ [[10]].



Источники

[1]. Время и деньги. — Казань, 1997. — 4 сентября.

[2]. Казанское время. — Казань, 1997. — №37. — 12-18 сентября.

[3]. Крис. — Казань, 1997. — №213. — 12 сентября.

[4]. Крис. — Казань, 1997. — №213. — 12 сентября.

[5]. Крис. — Казань, 1997. — №213. — 12 сентября.

[6]. Известия. — 1997. — 11 сентября.

[7]. Цит. по: Казанское время. — Казань, 1997. — №38. — 19-25 сентября.

[8]. Эксперт. — Москва, 1997. — №36. — 22 сентября.

[9]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 1 октября.

[10]. Московский комсомолец. — 1997. — 19 сентября.