Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий Осокин

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1997 года

1.    власть

1.1.    Развитие конфликта в городском муниципальном совете Воронежа

19 октября состоялось внеочередное заседание городского муниципального Совета Воронежа, которое было созвано по инициативе 15 из 34 его депутатов.

Заседанию горсовета предшествовал протест областного прокурора Александра Фролова, касавшийся тех положений областного законодательства, которые допускают совмещение должностей с депутатством в органах местного самоуправления. Во второй половине июля областная Дума дважды намеревалась провести собственное внеочередное заседание по данному вопросу. Однако чисто технически это было сделать довольно сложно — облдума была уже распущена на каникулы, а горсовет запросил время для согласований и консультаций.

Фракция КПРФ в горсовете состоит 10 человек (7 членов КПРФ и 3 сочувствующих, проходивших на выборах в качестве кандидатов НПСР). Довольно часто инициативы фракции поддерживают еще два депутата — бизнесмен Олег Берг и бывший глава администрации Центрального района Воронежа Василий Кочергин (конкурент мэра Александра Цапина на выборах мэра областного центра в декабре 1995 г.). Фракция шла на заседание 19 сентября с одной-единственной целью — лишить депутатских мандатов семерых своих коллег, занимающих должности в городской администрации, а именно — двух вице-мэров и пятерых глав администраций городских районов. Депутат Берг даже поспешил высказать точку зрения, что новые выборы по этим 7 двухмандатным округам можно вовсе не проводить; они, дескать, потребует изъятия дополнительных средств из и без того небогатого городского бюджета, остается также неясным, с какого захода удастся заполнить вакансии. Поэтому он предложил ограничиться изменением регламента работы Совета, то есть пойти на уменьшение численного состава депутатского корпуса вплоть до истечения срока его полномочий в марте 2001 года.

В ходе самого заседания “городская партия власти” внесла в повестку дня другое предложение — о внесении изменений в городской Устав. Их суть сводится к изменению формулировок, на основании которых вице-мэры и главы районных администраций получают свои должности.

Было предложено изменить формулировку “назначаемые муниципальным Советом из своего состава” на “избираемые городским советом из своего состава”. Законность подобного изменения формулировки была подтверждена заключениями со стороны Института регионального законодательства (Воронеж) и комитета Госдумы по местному самоуправлению.

Коммунистическая фракция настояла на тайном голосовании данного предложения. По результатам голосования прошло предложение мэрии.

Происшедшее на заседании городского муниципального Совета является логическим следствием кардинальных изменений Устава города, осуществленных перед выборами Совета в декабре 1996 — январе 1997 гг. Тогда горсовет после поражения мэра Воронежа Александра Цапина на губернаторских выборах изменил Устав, чтобы осуществить возвращение Цапина (назначенного Президентским указом губернатором за 3 месяца до выборов главы областной администрации) на должность мэра. Теперь — расширил круг номинально выборных должностей, то есть объективно усилил роль коллегии выборщиков — депутатов горсовета, после чего вряд ли возможно говорить о возвращении к практике прямых выборов мэра областного центра, если таковые не будут диктоваться политической необходимостью как для мэра, так и для депутатов.

И то, и другое события показали предел возможности вмешательства в дела муниципалитета со стороны структур субъекта Федерации как по линии законодательной власти, так и по линии власти судебной. 1 октября Ленинский районный суд Воронежа отложил рассмотрение иска о незаконности совмещения должностей с депутатскими полномочиями, поступившего от депутатов Василия Кочергина и Галины Кудрявцевой. Суд поставил его решение в зависимость от вердикта облдумы.

1.2.       Подготовка договора о разграничении предметов ведения
Воронежской области с федеральным Центром

Подготовка договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Воронежской области и федеральным Центром, ведущаяся, то усиливаясь, то ослабевая, при двух губернаторах на протяжении года, вступила в свою завершающую фазу. Еще недавно начало октября называлось представителями областной администрации в качестве срока его подписания. Согласно графику работы над документом, в настоящее время жители области должны были демонстрировать региональный патриотизм в ходе того, что на официальном языке именуется “всенародным обсуждением проекта Договора”.

Однако текст Договора с Центром до сих пор не опубликован и неспециалистам известны лишь его конструкция и общая концепция. При этом содержательная часть Договора прописывается в специальных приложениях общим числом свыше двух десятков.

Насколько известно, областной элите видится оптимальной следующая административно-управленческая схема, которую должен закрепить Договор. Регион в лице органов государственной власти области, согласно проекту, получает, в первую очередь, право контроля за кадровыми назначениями, производимыми Центром на его территории; это относится в равной степени к руководителям федеральных предприятий, учреждений, организаций. Руководитель аппарата обладминистрации Владимир Корнеев даже публично обрисовал механизм кадровых назначений: Центр предлагает кандидатуру, обладминистрация согласовывает, облдума утверждает.

На прошедшем в Воронеже 23 сентября (уже 3-м по счету) заседании рабочей группы по выработке текста Договора директор Института проблем регионального законодательства (Воронеж) Татьяна Зражевская высказала серьезные сомнения относительно юридической проработанности проекта. Непонятно, что является предметом Договора: должности, конкретные объемы сырья, пропорции производимой в области продукции?

После трех публичных обсуждений проекта ясно стало во всяком случае одно — другой схемы Договора с Центром дотационная Воронежская область, устроенная (в отличие от многих субъектов Федерации) по образцу парламентско-президентской республики, где доминирующей политической силой является КПРФ/НПСР, в принципе предложить не сможет. Таким образом, основным предметом торга с Центром будет именно степень контроля областных властей за номенклатурой должностей федерального подчинения. Все остальное областное руководство интересует во вторую, третью и двадцать первую очередь.

2.    НОВОСТИ ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ

В прошедший месяц появилась высокая вероятность того, что Воронежское областное управление юстиции в начале ноября лишит Воронежский отдел РНЕ официального статуса общественной организации.

Это намерение публично озвучил начальник облюста Анатолий Ивлев. По результатам проведенной дополнительной проверки[1] было, в частности, установлено, что данная общественная организация занимается патрулированием улиц Воронежа (вместе с работниками милиции) в полувоенной форме с нашивками в виде свастики. Последняя воспринимается населением как фашистская. Согласно же ст. 24 Российского закона “Об общественных объединениях” от 19.05.95 организациям предписывается пользоваться зарегистрированной государственными органами юстиции символикой. А таковой Воронежский областной РНЕ не имеет. К тому же, патрулирование общественных мест членами РНЕ и применение ими властных полномочий по отношению к гражданам вообще не является прерогативой общественных объединений[2], в связи с чем руководство облюста направило соответствующее представление в адрес руководства областного УВД.

По выявленным фактам нарушения уставных положений руководству областной организации РНЕ вынесено письменное предупреждение, в котором содержится условие предоставить в облюст документы о численности организации и ее деятельности до 1 ноября с.г.

Непредставление набора справок (“всех необходимых документов”) в указанный срок чревато ликвидацией Воронежской организации РНЕ в судебном порядке по исковому заявлению регистрирующей инстанции.

Формулировки, содержащиеся в ответе начальника облюста, недвусмысленно указывают на стремление органов юстиции Воронежской области лишить регистрации местное РНЕ. Во-первых, лицензированной символики у Воронежской РНЕ нет (да и вряд ли она ее когда-нибудь получит в официальном порядке); во-вторых, трудно представить себе, чтобы “баркашовцы” в установленный начальником облюста срок положили на стол регистрирующей инстанции “все необходимые документы”.

В то время, когда над Воронежской организацией РНЕ нависла угроза лишения ее регистрационного удостоверения общественной организации, в Воронеже стали распространяться слухи о возможном скором посещении города лидером РНЕ Александром Баркашовым. Достоверность этой информации проверить пока не представляется возможным, равно как и выяснить вопрос о целях визита, если таковой в самом деле планируется.

 

 

 



[1] Которой добивались местные демократы, обратившись в июне 1997 г. с открытым письмом в адрес областных и городских властей.

[2] Ранее в августе облюст письмом за подписью и.о. начальника управления Ивана Клюшникова обнародовал результаты проверки деятельности Воронежского РНЕ, в котором (письме) не содержалось указание на незаконный характер патрулирований (закон никак не оговаривает условий договора, на основе которого осуществляется подбор персонального состава членов ДНД, в качестве которых выступали “баркашовцы”).