Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. Распопов

Нижегородская область

в сентябре 1997 года

1.    Политика

1.1.    Первые шаги региональной власти

9 сентября в областной администрации Нижегородской области прошло расширенное совещание, на котором была обнародована скорректированная предвыборная программа губернатора И.Склярова. По мнению одного из участников совещания, депутата Законодательного собрания А.Захаров, впервые в нашей области создан прецедент, когда кандидат на высокую выборную должность после победы на выборах по-деловому и гласно организует работу по реализации своих предвыборных обещаний. Для И.Склярова идея о возвращении доверия к власти едва ли не самая важная, и к своим обязательствам он относится очень серьезно. “Нижегородцы выбирали не только Склярова, они поддержали предложенную программу развития области, которая сегодня стала программой действий областной администрации”, — подчеркнул он в своем выступлении. На чем строился оптимизм губернатора? На мнении, что последние 6-7 лет не прошли даром. Создан имидж города и области, позволяющий рассчитывать на приток инвестиций в экономику, остальное находится в руках власти. Необходимо только всем умело распорядиться, поставить задачи, привлечь к выполнению их молодых, энергичных людей, знающих толк в менеджменте и маркетинге, и тогда заработает производство, пойдут в казну налоги и появится возможность к концу 2000 года поднять зарплату в 2 раза.

Упование на власть — конек нового губернатора. За день до актива, на оперативном совещании, он, например, распорядился больше не употреблять словосочетания “резкое снижение”. Не может быть такового, по разумению Ивана Петровича, если есть руководитель. И доклад перед собранием актива был построен не столько на анализе, сколько состоял из задач. “Привлечение инвестиций в регион — наша важнейшая задача. Всем департаментам в своей деятельности считать это приоритетным направлением...”, “особенно актуальной остается задача повышения управляемости акционерными обществами...”, “одной из важнейших задач, определенных в моей предвыборной программе развития области, является задача кардинального улучшения дел в промышленности...”, “ одной из крупных задач является сохранение рабочих мест...”. Оптимизм докладчика строился и на том, что в области есть такие предприятия, как ГАЗ, ПАЗ, НИИС, Масложиркомбинат, сумевшие приспособиться к новым условиям, и число их может расти. Нужна только “продуманная система совместных действий по повышению роли области в управлении государственными пакетами акций...”.

Не все выступавшие в прениях по докладу губернатора разделяли его оптимизм. Например, выступая на совещании, президент ОАО “ГАЗ” Николая Пугин привел следующие цифры. Увеличив производство еще на 20%, ГАЗ заплатил в нынешнем году более 2 триллионов рублей налогов и до конца года отдаст еще триллион. Но рост производства не успевает за кратным ростом налогов — например, только обязательные сборы во внебюджетные фонды возросли в 2,4 раза. В результате на поддержание и развитие производства у предприятия остается 5-7 копеек с рубля продаж. Иными словами, ГАЗ обречен на отставание от мирового уровня автомобилестроения, и если он что-то делает для преодоления разрыва, то в основном за счет физического перенапряжения коллектива. И, естественно, поэтому даже при растущей безработице в городе люди не идут работать на автозавод. Понимание властей, по мнению Пугина, необходимо хотя бы в осознании ситуации, что ГАЗ содержит социальную сферу, равную таким областным центрам, как Владимир или Кострома, и, следовательно, его нельзя ставить в один ряд с налогоплательщиками, которые освобождены от такой нагрузки.

Не дышали оптимизмом и выступления на совещании президента ОАО “Линдовское” Генриха Эльберта, ректора Нижегородского госуниверситета Александра Хохлова, генерального директора авиационного завод “Сокол” Владимира Помолова, председателя областного совета профсоюзов Александра Чичканова. Всем не хватало то кредитов, то здравого смысла в действиях властей (естественно, федеральных), то самостоятельности в принятии решений. И никто не страдал почему-то от отсутствия руководящей и направляющей роли руки губернатора в их собственных делах.

Деньги — вот вопрос вопросов представительного совещания. Как сообщил руководитель Нижегородского управления Центробанка России Станислав Спицын, в области 190 кредитных организаций, общий ресурс которых превышает 6 триллионов рублей. Но “нет тактики развития народного хозяйства, нет министерств, некому управлять”.

В состоявшемся на совещании разговоре идеологическая составляющая почти полностью отсутствовала. В заключительном слове губернатор в мягких, но решительных выражениях пресек попытку одного из выступавших объявить 9 сентября концом эпохи “молодых реформаторов”. Он еще раз подчеркнул, что прошедшие 6 лет нельзя считать потерянным временем, и на основе накопленного опыта теперь необходимо продолжать преобразования в интересах населения области. И порукой тому вынесенные им во главу предвыборной программы три слова — “Порядок, Последовательность, Достоинство”. “ Я уверен, что именно это сейчас больше всего и нужно людям — упорядоченность условий жизни, последовательность и предсказуемость власти, создание твердых гарантий для достойного человеческого существования”, — сказал Иван Петрович, подводя итоги совещания [[1], [2]].

1.2.    Выборы губернатора в цифрах

Первые выборы губернатора состоялись в Нижегородской области в декабре 1995 года. Тогда 4 кандидата собрали и потратили на свои кампании суммарно 1 миллиард 263 миллиона рублей. Победитель Б.Немцов израсходовал немногим менее миллиарда. На вторых выборах — летом 1997 года — кандидаты потратили гораздо больше средств. Общая сумма средств, потраченных ими официально, составила 4 миллиарда 653 миллиона рублей. Необходимо заметить, что за последние полтора года инфляция была незначительной, поэтому сопоставлять суммы средств, затраченных в 1995 и 1997 годах более-менее корректно. Для сравнения эффективности денежных вливаний в выборы можно определить условный КПД. Он определяется как отношение процента полученных кандидатом голосов к величине его избирательного фонда (в млрд. руб.). Необходимо отметить, что из 4 кандидатов, участвовавших в выборах 1995 года, берутся данные о двух из них, набравших наибольшее число голосов избирателей.

 

 

Процент голосов

Финансовый КПД кампании

Б.Немцов, 17.12.95 г.

58

62,5

В.Растеряев, 17.12.95 г.

26

80,5

В.Булавинов, 29.06.97 г.

8

13,7

Н.Зверева, 29.06.97 г.

7

9,8

И.Скляров, 13.07.97 г.

52

20,0

С.Сперанский, 29.06.97 г.

1

83,3

Г.Ходырев, 13.07.97 г.

42

55,9

 

Несмотря на короткую историю губернаторских выборов, некоторые особенности финансирования уже проявляются. Так, кандидаты от КПРФ В.Растеряев (1995 год) и Г.Ходырев (1997 год) подавляющую долю пожертвований получили не от коммерческих структур, а от граждан. Напротив, кандидаты от власти Б.Немцов (1995 год) и И.Скляров (1997 год) заручились поддержкой большого количества юридических лиц. Судя по отчетам, только один из пяти кандидатов — В.Булавинов (бывший депутат Государственной Думы, ныне глава адвокатской конторы) использовал в кампании личные средства — 105 млн. рублей. 25 млн. рублей он заплатил за рекламу телекомпании “Сети НН”, 25 млн. — телестудии “ННТВ”.

Больше всего денег на предвыборную кампанию истратил штаб нынешнего губернатора И.Склярова — 2,595 млрд. рублей. Г.Ходырев стоил его сторонникам 751 млн. рублей. Н.Зверева — 709 млн. рублей, В.Булавинов — 583 млн. рублей, С.Сперанский — 12 млн. рублей [[3], [4]].

1.3.    Реабилитация бывшего мэра Нижнего Новгорода Д. Беднякова

Сенсацией в политической жизни Нижегородского региона стал указ Президента РФ от 19 сентября 1997 г., отменяющий прежний президентский указ от 29 марта 1994 года о снятии с занимаемой должности мэра Нижнего Новгорода Д.Беднякова.

Тогда, в 1994 году, Дмитрий Бедняков вступил в конфликт с губернатором Б.Немцовым по поводу разделения полномочий в денежных делах между областью и Нижним Новгородом. Конфликт усугубился еще и тем, что Д.Бедняков без ведома областных властей попытался провести общегородской референдум по Уставу города. Борис Немцов обратился тогда к Президенту РФ с письмом. В итоге мэра уволили с формулировкой “за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины”. Д.Бедняков на полтора года исчез с политической сцены Нижнего Новгорода. В декабре 1995 года он предпринимает попытку взять реванш на выборах мэра. Тогда он баллотировался на пост мэра в связке с кандидатом в губернаторы от коммуно-патриотических сил Вячеславом Растеряевым. Попытка для обоих окончилась неудачно. Оба проиграли связке Немцов — Скляров. После этого события и до нынешнего указа Президента Д.Бедняков находился в тени.

Сила президентского указа — в политических последствиях. Вполне понятно, что не каждый день Президент крупнейшего государства публично признается в своей ошибке. Сам факт такого признания придает Д.Беднякову мощный заряд энтузиазма и уверенности, чего ему все эти три года явно не хватало. Думается, что сам он прекрасно осознает, что в нынешних условиях именно открытая политическая реабилитация, а не возвращение в указном порядке на должность мэра, является его наиболее мощным орудием перед выборами (Областное Законодательное собрание назначило выборы мэра Нижнего Новгорода на март 1998 года). Президент своими устами озвучил аргумент: никаких нарушений в поведении Д.Беднякова не было. Именно это — то козырь, тот капитал, который может вывести Дмитрия Ивановича из затянувшегося состояния политической депрессии и превратить его в сильного публичного политика.

Но скрытый смысл указа идет гораздо дальше морально-этических соображений. Президент не мог не понимать, что так или иначе возникнет вопрос об исправлении былой несправедливости. Поэтому в расширительном смысле его документ можно трактовать как некий “карт-бланш” Д.Беднякову на легитимное занятие мэрского кресла через победу на выборах. Между строк указа можно прочитать намек на то, что Д.Бедняков вправе в качестве компенсации за допущенную ошибку рассчитывать на поддержку (политическую, психологическую, материальную) со стороны федеральной исполнительной власти и многочисленных структур, входящих в сферу ее влияния. Конечно, не стоит сильно завышать возможности Дмитрия Беднякова: своей полноценной и работоспособной команды у него нет. Но спорить с тем, что его шансы начали заметно укрепляться, сложно.

Ключевой, хотя и закулисной фигурой во всей этой сложной истории был и остается, без сомнения, Б.Немцов. Понятно, что Ельцин уволил Беднякова не по собственной прихоти, а с прямой подачи тогдашнего нижегородского губернатора. Интересно то, что во имя побуждения Д.Беднякова к активной политической жизни первый вице-премьер Правительства РФ не побоялся поставить на карту свою репутацию. За таким решительным поведением Б.Немцова может скрываться практически полное отсутствие в орбите его влияния в Нижнем Новгороде крупных и перспективных фигур, способных стать его “протеже” в кресло мэра. Возвращение Д.Беднякова к активным политическим действиям ставит непростую дилемму и перед И.Скляровым. Пока он выяснял степень лояльности со стороны и.о. мэра В.Горина и размышлял над тем, возможны ли ему альтернативы, на поле вышел новый игрок, явно способный стать противовесом губернатору на уровне областного центра. Такой расклад должен с логической точки зрения привести к консолидации региональной “партии власти”, и это может быть выгодно как раз В.Горину. Теперь его альянс с И.Скляровым может наполниться новым смыслом на почве “сдерживания” честолюбия и амбиций Д.Беднякова. Если, конечно, в Белом доме нижегородского Кремля не посчитают, что остановить укрепившегося Д.Беднякова должен кто-то другой.

Какова же реакция на “реабилитацию” Д.Беднякова других потенциальных кандидатов в мэры? В.Горин, и вообще вся местная власть очень сдержанно отнеслись к указу Президента, сделав вид, что ничего особенного не произошло и все до выборов будет оставаться по-прежнему. Известный же предприниматель Андрей Климентьев очень бурно отреагировал на это событие. Он прямо заявил, что Д.Бедняков занимается кривлянием, когда утверждает, что еще не принял решения о своем участии в выборах. По словам Климентьева, за Беднякова все давно уже решил Немцов. Якобы на предвыборную кампанию Беднякова деньги будет перечислять “ОНЭКСИМ-банк” и другие финансовые структуры, близкие к группе Чубайс-Немцов. Поэтому президентский указ — лишь начало рекламной кампании бывшего мэра. По мнению Климентьева, на выборах за власть будут “драться” две группировки: московская в лице Д.Беднякова и местная в лице И.Склярова. По словам Климентьева, сам он пойдет на эти выборы “от народа” [[5], [6], [7]].

1.4.    Партии в регионе

Представители общественности города Кстова обратились в городскую прокуратуру. Они озабочены одной из акций ЛДПР в городе Кстове и просят потребовать от ее участников соблюдения законности и уважения конституционных прав мэра города Кстова Вячеслава Боляка.

В июле 1997 года, накануне второго тура выборов губернатора Нижегородской области, Кстово посетил лидер ЛДПР В.Жириновский. На городском стадионе он выступал в поддержку кандидата на пост губернатора области от КПРФ Г.Ходырева и в присутствии четырех тысяч кстовчан нелицеприятно высказался в адрес мэра.

Прослушав пленку с записью речи Жириновского на стадионе, В.Боляк посчитал высказывания лидера ЛДПР оскорбительными, и не только для себя лично, но и для жителей города. Поэтому он обратился с исковым заявлением в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации. В ответ на это в администрацию Кстовского района пришла бумага за подписью помощника депутата Государственной Думы от ЛДПР А.Козырева. Он поставил администрацию Кстовского района в известность, что нижегородская региональная организация ЛДПР с 23 августа 1997 года будет ежедневно проводить пикеты у здания администрации под лозунгом “Нарушителей законов — к ответу!”. Основная цель пикетов — собрать как можно больше подписей горожан против В.Боляка. Пикеты выставляются и по сей день.

Инициаторов обращения в прокуратуру возмущает и то, что активисты ЛДПР на машинах заезжают на центральную городскую площадь города, где движение транспорта не предусмотрено. В обращении содержится также просьба обеспечить правопорядок при проведении акции ЛДПР. Под обращением подписалось свыше шестисот кстовчан [[8]].

1.5.    Наука и власть в регионе

В Нижнем Новгороде 26-28 сентября работал первый российский конгресс “Сравнительная политическая регионология”. Оргкомитет конгресса de jure возглавил губернатор Иван Скляров.

Основными вопросами, вынесенными в повестку конгресса, стали: конфликты “регион-центр”, сравнительные исследования регионального политического процесса, сравнительные исследования регионального элитизма, проблемы политико-правового статуса региона, внешние связи региона, проблемы экологической политики и безопасности региона.

Участниками конгресса были: советник президента, директор Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин, советник территориального управления администрации Президента РФ М.Афанасьев, заместитель директора международного Института гуманитарно-политических исследований А.Кузьмин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге В.Гельман, завкафедрой политологии и политического управления РАГС (г.Москва) В.Комаровский, генеральный директор центра “Дискуссионное пространство” (г.Москва) Г.Козлова, а также большая группа российских политологов и зарубежные специалистыпо политической регионологии [[9]].

2.    Социальная сфера

2.1.    Национальные отношения

28-29 августа в Казани проходил второй Всемирный конгресс татар (ВКТ), ставший крупным событием не только в жизни татарского народа, но и всей России. На конгрессе присутствовал почетный председатель Нижегородского центра татарской культуры “Туган як” А.Орлов. По его мнению, конгресс находится еще в стадии становления, но уже сумел наладить связи с национально-культурными организациями, действующими как в самом Татарстане, так и за его пределами. Конгресс стал существенным фактором роста национального самосознания, катализатором решения актуальных проблем национально-культурного движения татар России, координатором крупных мероприятий российского масштаба.

В связи с этим А.Орлов высказал ряд соображений о делах и проблемах татарского движения в области, поскольку Нижегородский центр татарской культуры “Туган як” является членом ВКТ. Деятельность центра “Туган як” оценена положительно. Главным недостатком татарского движения в регионе, по мнению А.Орлова, является слабая организация различных групп населения для решения культурных задач. А.Орлов считает, что этот недостаток будет преодолен в процессе создания национально-культурной автономии. Остается узкой и сфера функционирования татарского языка, поскольку нет развитой сети культурных учреждений, средств массовой информации, систем подготовки кадров, что, в свою очередь, порождает языковой нигилизм, ведет к деградации культуры.

В Нижегородской области недостаточно эффективно решаются проблемы реформирования школы, в том числе проблемы ее развития в направлении более полного учета национальных особенностей татарского населения. Общеобразовательная школа, действующая в татарских селениях, должна обучать детей татарскому языку, приобщить их к татарской культуре, дать объективное знание по истории татарского народа, края, Ислама. В городах это надо делать в системе дополнительного образования. К сожалению, эти вопросы решаются школами, районами без соответствующей координации со стороны областных организаций, а ссылки на объективные трудности не всегда оправданны. В регионах Поволжья — в Саратове, Самаре, Ульяновске, Пензе — эти вопросы уже успешно решаются с помощью научно-педагогических сил Татарстана.

Очень остро стоит проблема национальных кадров учителей, воспитателей, журналистов, культпросветработников, музыкантов, хореографов. Положение критическое: если в 70-80-е годы в вузах и средних специальных учебных заведениях обучалось до 100 и более лиц татарской национальности, то в последние годы обучаются единицы. В случае, если не будут приняты экстренные меры, то уже в ближайшие 5-10 лет в татарских школах не будет учителей татарской национальности. Предложения татарской общественности об открытии многопрофильного татарского (может быть, не только татарского) учебного заведения на базе бывшего татарского педучилища и школы-интерната в селе Кочки-Пожарки Сергачского района Нижегородской области оставлены без внимания. От губернатора Б.Немцова на этот счет оставлены одни обещания.

Неудовлетворительно решаются вопросы организации телепередач на татарском языке — татарское население области лишено возможности смотреть такие передачи. В последний период резко увеличилось эфирное время для передач областных студий. Но ни одна из них не желает “возиться” с нерусскоязычными телезрителями. В свое время Б.Немцов дал согласие на организацию телепередач на татарском языке для юго-востока области из Сергачской телестудии, но “воз и ныне там”. Это усугубляется еще и тем, что центральные российские телевизионные каналы тоже слабо освещают духовную жизнь народов России, на экранах перестали демонстрироваться спектакли, концерты на национальных языках, очень мало теле- и радио программ на татарском языке.

Администрация области обещала поставить вопрос перед Законодательным собранием области о том, что газету “Туган Як” следует объявить областной, учредителем ее должны стать Законодательное собрание или администрация области. Это было бы справедливо: газета по существу и является областной.

Необходимо еще раз вернуться к вопросу о статусе Краснооктябрьского района. Его следовало бы объявить национальным, татарским. Он, подобно Татарстану, должен стать базой для национально-культурной автономии сельского татарского населения области. Устав области дает право для создания подобных объединений.

Ныне центр тяжести межнациональных отношений перемещается на уровень межрегиональных связей. Уже сейчас заключено много соглашений, на основе которых осуществляются взаимовыгодная кооперация, сотрудничество, обмен продукцией. Было бы справедливо поставить вопрос о включении в подобные соглашения и вопросов культурного сотрудничества, о выработке механизма финансирования взаимовыгодных межрегиональных культурных программ и проектов. Такими проектами могли бы быть постоянно действующие выставки — торговые залы, культурные центры и др. [[10]].

2.2.    Демографическая ситуация в регионе

За первые 7 месяцев 1997 года в области зарегистрированы 16,7 тыс. родившихся и 35 тыс. умерших. Естественная убыль населения — 18,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года естественная убыль уменьшилась на 4,5%. Сократилась она за счет снижения смертности на 3,2%: в то же время продолжает снижаться и рождаемость — она по сравнению с данными годичной давности уменьшилась на 1,8%. За семь месяцев на каждую тысячу области пришлось 7,8 рождения и 16,3 смерти (в 1996 году соответственно — 7,9 и 16,7).

Наиболее высокий уровень смертности в Варнавинском (34,2 на тысячу жителей), Перво-майском (31,3), Тонкинском (31,4) районах. Каждый пятый из числа умерших был в трудоспособном возрасте (22,7%), причем у мужчин этот показатель составил 39,2%, у женщин — 6,7%.

Детская смертность за год увеличилась с 15,4 до 18,2 случая на тысячу родившихся. Всего с января по июль умерло 304 ребенка первого года жизни.

Заметно снизилась в текущем году смертность от “внешних” причин — травм, отравлений, убийств, самоубийств. По этим причинам с января по июль погибло в 1997 году 3,5 тысячи человек, годом раньше — 4098 человек.

Естественную убыль населения в значительной степени компенсирует миграционный приток из-за пределов области. Облкомгосстат приводит данные за первое полугодие 1997 года. За это время в область прибыло 13,8 тысячи мигрантов, в том числе — 9,8 тыс. из других регионов России, 4 тыс. — из стран СНГ и Балтии, а также 40 человек из дальнего зарубежья. Покинули область 6,9 тыс. человек — 5,2 тыс. уехали в другие регионы России, 0,7 тыс. — в страны ближнего зарубежья, 224 человека — в страны дальнего зарубежья. Из них в США — 60 человек, Израиль — 77 человек, Германию — 59 человек.

За полгода в области зарегистрировано 10,5 тысяч браков и 7,44 тыс. разводов, то есть на 10 браков пришлось 7,1 развода. Против соответствующего периода прошлого года браков зарегистрировано на 1,6% меньше, а разводов — на 2,8% [[11]].

2.3.    Проблемы занятости

По данным департамента федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области, на 1 сентября текущего года численность людей, стоящих на учете в службе занятости, составила 53,3 тыс. человек (на 1 августа — 53,4 тыс.). За август ряды официально зарегистрированных безработных пополнились 6448 гражданами, а снято с учета — 6976 человек, из которых 3117 нашли работу, 368 безработных направлено на профессиональное обучение, на досрочную пенсию оформлено 105 человек. В общественных работах приняли участие 4932 человека.

Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области на 1 сентября составил 2,43% (на 1 августа 2,46%). В 10 районах он превышает критическую отметку (социально допустимый уровень безработицы составляет 5%). Самый высокий уровень безработицы отмечается в Кулебакском (12,6%) и Навашинском (8,7%) районах. Превышает 7% уровень безработицы в Краснобаковском, Вознесенском, Ветлужском районах, а в Тоншаевском и Ардатовском он превысил шестипроцентную отметку [[12]].

2.4.    Проблемы армии

По результатам опросов общественного мнения проблемы, связанные с состоянием Российских вооруженных сил, занимают лидирующие места в неутешительном рейтинге острейших проблем современной России.

 

Оценка нижегородцами современного положения армии:

 

Тяжелое, очень сложное                                 48%

Катастрофическое                                             35%

Удовлетворительное                                         10%

Хорошее, вполне благополучное                    2%

Затрудняюсь ответить                                        5%

 

Результаты опроса населения Нижнего Новгорода в феврале-марте 1997 г. продемонстрировали высокую и устойчивую тревогу нижегородцев за состояние российской армии. Армия и ее проблемы являются одной из наиболее чувствительных зон регионального общественного мнения. Нижегородцы прямо указывают на свидетельства болезненного состояния армии. В общественном мнении сложился образ армии, который не может внушать населению чувство надежности и безопасности. Российскую армию большинство нижегородцев видят прежде всего как голодную — это господствующая и почти однозначная характеристика. Нижегородцы склонны воспринимать армию как большую и недисциплинированную. Такие качества, как высокий уровень боеспособности, боевая мощь, быстрота, надежность и безопасность российской армии вызывают у населения большие сомнения. При этом общественное мнение с изрядной долей единодушия склонно выделять в характере современной российской армии два важных качества — отвагу и народность. Итак, большая, расхлябанная и голодная, но отважная и народная — таков вердикт регионального общественного мнения современному состоянию своей армии.


Представление нижегородцев об основных проблемах армии, %:

 

Коррупция среди высших армейских чинов                                    60

Слабое финансирование армии                                                          43

Воровство в армии                                                                                  41

Дедовщина                                                                                                37

Утрата армией своего престижа                                                          35

Низкий уровень боеспособности                                                        21

Слабая техническая оснащенность                                                     17

Неполная комплектация армейских подразделений                       14

 

Мнение населения о виновниках сложного положения армии, %:

 

Правительство                                                                                             63

Президент                                                                                                     32

Генералитет, высшие армейские чины                                                 29

Министерство обороны                                                                           26

Государственная Дума                                                                               5

Политика бывшего советского государства                                        15

Все российское общество                                                                        12

Политика западных империалистических государств                       10

Сама армия                                                                                                    8

Разведки иностранных государств                                                           4

Никто                                                                                                               0

Не берусь ответить однозначно                                                                7

 

Функции, которые должна выполнять армия, в %:

 

Защищать границы                                                                                                                       81

Обеспечивать авторитет и престиж России на международной арене                           40

Демонстрировать мощь и силу современной России
(парады, праздники, выставки, показательные учения)                                                       30

Патриотическое воспитание молодежи                                                                                  28

Поддерживать мир во всем мире                                                                                              22

Защищать интересы России за пределами ее границ                                                          22

Устанавливать и утверждать порядок внутри страны                                                          20

Быть образцом гражданской социальной дисциплины                                                       19

Участвовать в восстановительных работах                                                                             19

Участвовать в борьбе с преступностью                                                                                  14

Участвовать в разрешении международных конфликтов                                                   13

Оказание военной помощи дружественным странам                                                           8

Участвовать в мирной хозяйственной жизни страны                                                            7

 

Осознание важности армии в жизни общества нижегородцы подтверждают готовностью на нее “раскошелиться”. Практичные и настороженные, они готовы в своем подавляющем большинстве поддержать увеличение бюджетных ассигнований на армию, а ведь это в очень значительной степени их собственные деньги (Нижегородская область, как известно, входит в восьмерку регионов-доноров).

 

Мнение населения об изменении бюджета армии, %:

 

Несколько увеличить                  38

Значительно увеличить              34

Оставить бюджет                         13

Несколько сократить                  10

Значительно сократить                 3 [[13]].

3.    Экономика

3.1.    Экономика и экология

Стоящий на пороге экологической катастрофы город Дзержинск должен получить статус зоны чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС), заявили на пресс-конференции 24 сентября представители международной организации “Совет Гринпис”. На пресс-конференции говорилось, что загрязнение земель в городской черте мышьяком, фенолом, диоксидами и другими опаснейшими веществами привело к сильной деградации природных систем и резкому ухудшению здоровья населения. Исследования, проведенные Байрейтским университетом (Германия), показали, что концентрация диоксинов в почве в окрестностях города превышает норму (если пользоваться российским ориентировочно безопасным уровнем) воздействия в 1880 раз. В районе Дзержинска находится, возможно, самая загрязненная точка в мире. Это карстовая воронка, превращенная в “шламонакопитель”. По словам представителей “Гринпис”, измерения, проведенные эколого-гидрологическим участком предприятия “Волгагеология”, показали, что, к примеру, концентрация фенолов в подземных водах в этом районе достигает 17 000 000 (семнадцати миллионов) предельно допустимых концентраций.

Позиция “Гринпис” понятна. Однако большой вопрос, нужен ли Дзержинску статус зоны ЧЭС. Его получение будет означать закрытие ряда производств, а экономическая ситуация в городе и без того напряженная. Правда, гринписовцы убеждены, что после создания зоны появятся зарубежные инвестиции и льготы со стороны государства, но в условиях общероссийского безденежья эти надежды, скорее всего, окажутся призрачными.

Как отметил заместитель директора областного департамента по охране природы и управлению природопользованием Николай Соколов, любая благая программа сейчас будет реальна только в том случае, если у нее есть гарантированные источники финансирования. Как поведут себя потенциальные инвесторы? По российскому закону “Об охране окружающей природной среды” введение зоны ЧЭС будет означать “прекращение деятельности всех производств, негативно влияющих на окружающую среду”, приостановку деятельности всех предприятий, “оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека”. Под эту статью попадают не только химически вредные производства, но и производства, скажем, с повышенным уровнем шума. Значит, замрет практически вся промышленность Дзержинска. Город автоматически станет зоной экономического риска, непривлекательной для инвесторов.

Природная среда Дзержинска сильно загрязнена. Но ведь закрыть огромный город невозможно. Нужны планомерные действия и многое делается. Совершенствуется система штрафов за сбросы промышленных отходов. Сегодня предприятиям выгоднее строить дополнительные очистные сооружения, чем платить огромные деньги за загрязнение природы.

На сегодня экологический фонд Нижегородской области составляет почти 34 млрд. рублей (а формируется он, в частности, за счет штрафов, которые налагаются на предприятия-загрязнители). Деньги из фонда поступают на строительство очистных сооружений, защиту атмосферы от вредных выбросов, очистку земли и воды и многое другое. Еще несколько лет назад этого не было.

В чем гринписовцы действительно правы, так это в том, что экологическая проблема Дзержинска — это не только городская или региональная проблема. Это проблема общефедеральная. Дзержинск — один из тех городов, который всегда в ущерб себе работал на всю страну, и сегодня Правительству РФ было бы недостойно оставить город один на один с бедой [[14]].

3.2.    Успехи автомобильной промышленности региона

ГАЗ приступает к серийному производству нового грузового автомобиля-внедорожника ГАЗ-33097. Грузовик получил имя героя новгородской былины Садко.

По оценкам специалистов, в новом грузовике удачно совмещены вездеходные качества армейского автомобиля ГАЗ-66 с удобствами транспортного автомобиля ГАЗ-3309. Его средняя грузоподъемность — 2 тонны. В “Садко” установлен мощный 116-сильный дизельный двигатель. Машины выпускаются двух типов — армейского и коммерческого.

“Садко” ориентирован на условия российского бездорожья. Он обладает суперпроходимостью. Грузовик уже прошел сложные испытания не только в нижегородском регионе, но и в горных условиях, и весьма успешно. На первых в России соревнованиях по тректриалу, которые проходили на подмосковном военном полигоне, “Садко” стал победителем в классе “внедорожников”. “Садко” показывали в Сибири, в центральных областях России, на выставках в Москве и Нижнем Новгороде. Машина получила хорошие отклики от сельхозпроизводителей, частных структур, военного ведомства.

ГАЗ уже смог найти покупателей новой машины: армия, сельскохозяйственные структуры в Восточной Сибири, Черноземье, на Урале. Есть предварительные заявки. Предприятие планирует производить около 10 000 машин в год.

Стоимость нового грузовика намного ниже стоимости западных аналогов [[15]].

 

Автобусному заводу в городе Павлово-на-Оке (Нижегородская область) исполнилось 65 лет. В нашей стране автобусных заводов осталось три: Ликинский, Курганский и Павловский. Два первых резко сократили объем производства, они на грани остановки. И всем трем неимоверно трудно работается в условиях жестких экономических санкций. Но, в отличие от своих коллег, павловчане не снизили объема производства. Напротив, в этом году прирост его составил 19,7%. А это значит, что у коллектива есть работа, люди получают зарплату. Обеспечивается занятость людей, и в первую очередь заводских династий. А главное, пополняется городская казна. Около 60% муниципального бюджета формирует ОАО “Павловский автобус”.

Завод предлагает сегодня покупателям около 40 модификаций машин, причем 20 из них освоены в последние десять лет. В этом году изготовлены первые образцы длинномерных автобусов (10 и 12 м) вместимостью до 100 пассажиров.

Микрорайон автобусостроителей давно и стабильно считается одним из самых престижных в городе: по содержанию жилфонда, по благоустройству кварталов, по наличию соцкультсферы и спортсооружений. В дни праздников, торжеств, спортивных баталий самые яркие впечатления павловчане получают в заводских Домах культуры и спорта, на стадионе “Торпедо”, в парке, детском клубе “Орленок”, в спорткомплексе “Гармония” [[16]].



Источники

[1]. Маслова Е. Реформы. Продолжение следует // Нижегородские новости. — 1997. — №172. — 11 сентября.

[2]. Ионов В. Цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи! // Биржа. — 1997. — №35. — 12 сентября.

[3]. Окмянский В. Выборы губернатора в цифрах // Нижегородские новости. — 1997. — №181. — 24 сентября.

[4]. Скляров — самый дорогой // Перекресток России. — 1997. — №34. — 19 сентября (местное приложение к газете Комсомольская Правда. — 1997. — №172. — 19-26 сентября).

[5]. Маслова Е. Указ об указе может осложнить выборы мэра // Нижегородские новости. — 1997. — №181. — 24 сентября.

[6]. Макарычев А. Реабилитация с политическим подтекстом // Биржа. — 1997. — №37. — 26 сентября.

[7]. Андрюхин В. Дмитрию Беднякову возвратили звание мэра // Дело. — 1997. — №39. — 26 сентября — 2 октября.

[8]. Веретельникова О. Хроника взаимной обиды // Нижегородские новости. — 1997. — №177. — 18 сентября.

[9]. Языков А. Регион // Биржа. — 1997. — №37. — 26 сентября.

[10]. Орлов А. Как сохранить национальное лицо // Нижегородские новости. — 1997. — №177. — 18 сентября.

[11]. Малышев Е. Демографическая ситуация не радует // Нижегородские новости. — 1997. — №172. — 11 сентября.

[12]. Захарова Л. Безработица и нищета — родные сестры // Нижегородские новости. — 1997. — №178. — 19 сентября.

[13]. Справка НИСОЦ “Народная голодная” // Биржа. — 1997. — №37. — 26 сентября.

[14]. Казаков В. Нужна ли Дзержинску зона? // Нижегородские новости. — 1997. — №181. — 24 сентября.

[15]. Веретельникова О. Садко не из былины // Нижегородские новости. — 1997. — №181. — 24 сентября.

[16]. Утятникова А. Павловские автобусостроители — городу и горожанам // Нижегородские новости. — 1997. — №185. — 30 сентября.