Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Независимый информационно-аналитический центр “ГАБИТУС”

Н. ПОГОДАЕВ

новосибирская область

в сентябре 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Исполнительная власть

1.1.1.    Областная администрация

Результаты социально-экономического положения области в первом полугодии губернатор В.Муха подвел в своем постановлении №492. Отмечено, что деятельность администрации прежде всего была направлена на стабилизацию положения отраслей и сфер экономики, на оказание практической помощи и финансовой поддержки промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Так, например, для проведения весенне-полевых и уборочных работ были определены источники финансирования в объеме 360 миллиардов рублей, а для организации производства сеялок и силосоуборочных комбайнов на предприятиях Новосибирска местным производителям направлено 10 млрд. руб. из областного бюджета. Продолжается строительство новых линий электропередачи, дорог, ведется монтаж оборудования блока №6 на ТЭЦ-5. В аэропорту “Толмачево” сдан в эксплуатацию международный терминал. Утверждено финансирование строительства жилья для малообеспеченных семей и молодежи на сумму 19,8 млрд. руб. Подписан договор между администрацией Новосибирской области, Минфином России, Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям о перекредитовании средств займа МБРР в сумме $96 млн. на поддержку региональной социальной инфраструктуры. Осуществляется организационно-техническое содействие программам Европейского союза, комиссией которого на реализацию восьми проектов в рамках программы “Техническое содействие государствам СНГ” выделено 27,55 миллиона экю. В первом полугодии, с целью стабилизации экономики, практиковалось проведение взаимозачетов, прием в уплату налогов векселей администрации, усилился контроль за расходованием средств, выделяемых из бюджета, для чего в управлении финансов и налоговой политики создан специальный отдел. На летний отдых детей в текущем году было выделено 20,8 млрд. руб., на мероприятия по программе “Дети-сироты” — 2 млрд., а на оказание адресной социальной помощи малообеспеченному населению — 10,5 млрд. руб. Еще 13,3 млрд. направлено из областного бюджета на изготовление школьных учебников. Для всех жителей области с 1 мая по 10 октября администрацией была установлена льгота в виде 3-процентной скидки на оплату проезда в пригородном транспорте. Полностью погашена задолженность по выплате пенсий.

Однако принимаемые меры, говорится в постановлении главы администрации, не были достаточными для стабилизации экономической ситуации в области. Индекс физического объема промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года составил 86,9%. Росли неплатежи потребителей за использованную тепловую и электрическую энергию, сохранилась тенденция сокращения объемов производства основных видов продукции животноводства и падения поголовья скота. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился в сопоставимых ценах на 15%, а сдача в эксплуатацию жилья — более чем в два раза. Росла задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему области. Недоимка по платежам в бюджет составила около 700 млрд. руб., что не позволило в полном объеме профинансировать статьи расходов бюджета и реализовать на территории области социальные программы. Сохраняется напряженная ситуация с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы.

В связи с этим губернатор поручил своим заместителям, главам территориальных администраций городов и районов принять во втором полугодии необходимые меры по погашению в текущем году задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетных организаций, по своевременной подготовке к зиме объектов, обеспечивающих теплом население и учреждения социальной сферы, а также навести порядок в использовании бюджетных средств и их экономии за счет закупки продукции для государственных нужд на конкурсной основе. Среди основных задач, которые предстоит решить в ближайшее время — улучшение сбора налоговых и других обязательных платежей и сокращение за счет этого недоимки по платежам в областной и местный бюджеты, упорядочение системы социальных льгот и усиление адресности в оказании социальной поддержки населению. Заместителю главы Л.Никонову поручено разработать комплекс мер по повышению эффективности использования государственной собственности, установлению жесткой ответственности представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. Органам исполнительной власти всех уровней предписано обеспечить своевременную и качественную разработку областного и территориального бюджетов на 1998 год [[1]].

В соответствии с законом “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области” глава областной исполнительной власти Виталий Муха издал постановление о разработке бюджетного послания в Новосибирский областной Совет депутатов на 1998 г. Исходя из этого, соответствующие подразделения администрации должны подготовить предварительный прогноз социально-экономического развития области и проект сводного финансового баланса с указанием всех областных целевых программ, подлежащих бюджетному финансированию, а также и федеральных программ, в которых государственным заказчиком определена администрация области. Кроме того, специалистам предстоит составить обоснованные расчеты и проекты законов о бюджетах таких фондов, как экологический, социальной поддержки населения, обязательного медицинского страхования, развития и поддержки инфраструктуры транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики. В расходах по сельскому хозяйству приоритетными станут такие направления, как формирование регионального фонда продовольствия и фуражного зерна, создание машинно-технологических станций, племенное дело, элитное семеноводство, эффективное использование пахотных земель, развитие предприятий переработки и крестьянских (фермерских хозяйств). Определены главные направления поддержки в развитии энергетики, образования, здравоохранения, в расходах по жилищно-коммунальному хозяйству с учетом проводимой реформы. Глава администрации области предписал главам территориальных администраций по согласованию с Государственной налоговой инспекцией по Новосибирской области, Управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ по Новосибирской области и комитетом по управлению государственным имуществом создать на местах рабочие группы по определению доходной базы бюджетов территорий в разрезе городских, поселковых и сельских советов [[2]].

Пресс-служба областной администрации сообщила об образовании региональной энергетической комиссии, к работе в которой на постоянной основе (согласно постановлению губернатора) привлечены высококвалифицированные специалисты по ценообразованию, энергетике, экономисты, юристы. Основная функция комиссии — государственное регулирование и контроль за соблюдением требований федеральных законов и региональных нормативных актов по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на газ и услуги по их транспортировке потребителям. Среди первоочередных задач, поставленных перед комиссией правительством страны,- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных групп энергопотребителей при одновременном формировании механизма адресной поддержки социально незащищенных слоев населения. Председателем комиссии назначен В.Шаталов.

В целях активизации работы по привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в экономику Новосибирской области и Западной Сибири, В.Муха принял предложение Министерства экономики РФ о проведении межрегиональной научно-практической конференции “Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Западно-Сибирского экономического района”. Она состоится в Новосибирске с 21 по 23 октября в рамках мероприятий, посвященных 60-летию Новосибирской области [[3]].

1.1.2.    Представительство президента

Имя представителя президента по Новосибирской области Игоря Шмидта не так редко мелькает на страницах местной печати. Но сколько-нибудь подробные материалы, посвященные деятельности этой структуры, крайне редки. Тем не менее внимание к работе представителя президента привлекли недавно вышедший указ президента РФ о полномочных представителях в субъектах федерации и проведенный для его разъяснения семинар представителей 19 регионов Сибири и Дальнего Востока.

В Новосибирской области действует 94 федеральных службы, но сотрудники 41-й до последнего времени не имели статуса государственного служащего. В том числе налоговой инспекции, управления федерального казначейства, управления юстиции. Одна из основных функций представителя президента — координация деятельности федеральных структур на территории области. Но этой работе препятствует один основополагающий фактор — нет единого подхода к государственному строительству. Сегодня региональный уровень строит одну систему управления, федеральный — другую. По мнению И.Шмидта, необходимо решить триединую задачу. Часть федеральных структур нужно сделать единообразными, на их основе создать федеральные округа. Часть — ликвидировать, как выполняющие дублирующие функции. Часть — передать в ведение субъектов Федерации. Эти меры необходимы для того, чтобы не терялась управляемость государством. Рассматривается вопрос о создании на территории области региональной коллегии федеральных органов. Это будет совещательный орган, утверждаемый представителем президента РФ из состава руководителей федеральных служб. Одна из основных задач этого коллегиального органа — контроль за поступлением и распределением федеральных бюджетных средств на территории [[4]].

1.2.    Представительная власть

1.2.1.    Выборы в областной Совет

26 августа был опубликован закон Новосибирской области “О границах избирательных округов по выборам депутатов Новосибирского областного Совета депутатов”, что фактически означает начало избирательного марафона. Всего “нарезано” 49 округов, от каждого в областной совет предстоит избрать 21 декабря по одному депутату. По мнению аналитиков, организаторов предвыборных кампаний, в декабрьских выборах за депутатский мандат будет бороться от 5 до 10 кандидатов в округе.

26 общественных региональных отделений всероссийских политических партий и общественных движений, а также местных организаций подписали договор об образовании союза общественных объединений и избирательного блока. В обращении, принятом членами “Союза”, говорится: “Мы объединились с тем, чтобы помочь честным и достойным людям, патриотам Новосибирской области объединиться и работать в составе областного Совета, чтобы возродить Сибирь и вернуть ей былую славу процветающего края, когда-то кормившего пол-Европы”. В состав “Союза”, в частности, входят: НОО “Земля Сибирская” (“Наш дом — Россия”), “Союз возрождения Сибири”, “Новосибирский демократический фронт”, областные организации ДПР, ПРЕС, а также федерация греко-римской борьбы г.Бердска, ассоциация “Колыбель Сибири” и другие.

Избирательная комиссия зарегистрировала пока следующие избирательные блоки: “Гражданское согласие”, “Лебедь-Явлинский”, “Союз”, “Третья сила”.

Во Дворце культуры электровакуумного завода действует общественная приемная объединения “ЯБЛОКО”. Новосибирцы могут обратиться туда со своими предложениями “для подготовки программы выведения города и области из кризиса, а также формирования объединенной программы кандидатов в депутаты облсовета. Региональное объединение начинает акцию “Народ предлагает — “ЯБЛОКО” выдвигает”. Действия движения направлены на разъяснение основного лозунга экономической программы: “Решение социальных вопросов — через развитие промышленности, науки, предпринимательства”.

Состоялось расширенное заседание областного совета Аграрной партии России, на котором рассматривался вопрос о месте и роли областной партийной организации в избрании нового состава областного Совета. Договорились о проведении областной конференция, на которой будет образовано избирательное объединение в составе областных организаций АПР, КПРФ, Агропромышленного союза, ветеранского движения. А до этого члены областного совета АПР вместе с представителями Народно-патриотического союза России (НПСР) побывают в каждом районе и, учитывая мнения активистов снизу, предложат своих кандидатов в депутаты. Образованное избирательное объединение выдвинет их в качестве полномочных кандидатов в депутаты облсовета. Требование областной организации АПР одно — чтобы депутатами стали люди, которые “знают, умеют, могут улучшить социально-экономическую ситуацию в области” [[5]].

По мнению одного из новосибирских социологов, борьба на выборах в областной Совет с самого начала разворачивается не столько за депутатские места (это само собой разумеется), сколько за пост председателя областного Совета. Судя по публикациям местной прессы, к этой цели идут шесть команд. Для этого необходимо провести как минимум 25 “своих” депутатов.

Тот политический пасьянс, который вырисовывается на областном уровне, не оставляет места приверженцам наивного демократического романтизма. На арене борьбы остаются только крупные и очень крупные политические силы. Одна из возможных команд — команда нынешнего мэра Новосибирска Виктора Толоконского. Вторая — команда бывшего губернатора Новосибирской области Ивана Индинка. У последнего, по слухам, есть притязания на роль политического лидера Сибири. Нынче он работает в банковских структурах и потому вполне можно предположить поддержку его команды со стороны финансово-экономических кругов области. Надо учитывать и то, что Толоконский и Индинок — люди одной команды. Но место председателя областного Совета одно. Еще одна сила — нынешний губернатор Виталий Муха. Ему далеко не все равно, каким будет областной Совет и кто его будет возглавлять. С нынешним составом депутатов и его председателем главе областной администрации удается находить взаимопонимание и проводить законодательные решения, которые устраивают обе стороны. Совсем по-другому сложатся обстоятельства, если во главе облсовета встанет Толоконский или Индинок со “своим” составом депутатов. Тем более, что Толоконский уже открыто заявил, что многое в работе нынешнего состава облсовета и областной администрации его не устраивает. Преждевременно сбрасывать со счетов и фигуру нынешнего председателя облсовета Анатолия Сычева [[6]].

Пока подписи не собраны и рано говорить о реальных претендентах на места в областном Совете, местные обозреватели обратили внимание на состав окружных избирательных комиссий. Из 49 (по количеству избирательных округов) окружных избиркомов представители ЛДПР в качестве их членов присутствуют в 21, представители “Нашего дома — России” и “Союза возрождения Сибири” — каждый в пяти округах, КПРФ имеет представителей в 4 окружкомах, “аграрники”- в 3. На основе анализа распределения “партийцев” по избиркомам, делаются определенные выводы. Во-первых, о том какое количество депутатских мандатов планируют “взять” наиболее крупные партии. Ибо не секрет, что “партийные” представители усиленно проводятся в избирательные комиссии для контроля за подсчетом “своих” голосов. Для более адекватной оценки ситуации стоит напомнить, что местная НДР фактически является своеобразным “кадровым филиалом” “Сибирской партии” экс-губернатора Ивана Индинка, а местная КПРФ предпочитает большинство своих людей заявлять не от себя, а от имени ветеранских организаций или “собраний избирателей по месту жительства”. В то же время анализ “партийного” состава избиркомов дает повод говорить о том, что КПРФ и ЛДПР договорились о разведении своих кандидатов по округам — ни в одном округе представители “жириновцев” и “зюгановцев” не пересекаются. Фактически речь идет о союзе внешне “непримиримых” партий. В то же время в двух “идеологически важных” округах сторонники Жириновского и Зюганова выставили своих членов избиркома на паритетных началах: в округе №24 г.Бердска (где баллотируется первый секретарь ОК КПРФ Виктор Кузнецов) и в округе №28, где нынешний депутат-центрист, директор школы №10 Наталья Ярославцева, имеет все шансы на переизбрание.

ЛДПР в преддверии выборов все активнее работает с избирателями. В ход идет все — от поездок руководителя Евгения Логинова до распространения по районам газеты “Сибирская застава” (кстати официально не зарегистрированной, но в то же время пользующейся, по мнению экспертов, благожелательностью руководства облсовета).

КПРФ, несмотря на внешнюю “тишину”, активно готовится к предвыборной баталии. Несмотря на откол части почуявших их бесперспективность нынешних депутатов облсовета (в частности — Александра Кисельникова, перешедшего в лагерь демократов), коммунисты планируют получить 10-11 мандатов.

Впервые за все время выборных схваток в условиях “демократии” на политической карте области появилось профессиональное и способное противопоставить свой потенциал “зюгановцам” и “жириновцам” объединение — “Третья сила”. На пресс-конференции 24 сентября зампред местного “ЯБЛОКА” Александр Лубенец охарактеризовал этот блок как впервые реально созданный союз “патриотических, центристских и демократических сил” [[7]]

1.2.2.    Областной Совет депутатов

17 сентября состоялась 34-я сессия областного Совета депутатов (первого созыва). В повестке дня были следующие вопросы: о проекте закона Новосибирской области “Об областном облигационном займе” (повторное рассмотрение); о проекте закона Новосибирской области “О муниципальной службе в Новосибирской области” (второе чтение); о программе стабилизации и структурной перестройки агропромышленного производства Новосибирской области на 1998-2000 гг.; о проекте закона Новосибирской области “О регулировании земельных отношений в Новосибирской области” (первое чтение); о проекте закона Новосибирской области “О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Новосибирской области”; о проекте закона Новосибирской области “О животном мире” (первое чтение); о проекте закона Новосибирской области “О внесении изменений и дополнений в закон Новосибирской области “О государственной службе в Новосибирской области” (первое чтение); о внесении дополнений и изменений в Положение о порядке управления и распоряжения пакетами акций и долями, находящимися в областной собственности”; о проекте закона Новосибирской области “Об областном заказе”(первое чтение); о внесении изменений и дополнений в Положение об управлении и распоряжении собственностью области, закрепленной за областными предприятиями и учреждениями; об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Совета депутатов (второго созыва) и другие.

В работе сессии областного Совета приняли участие губернатор В.Муха, его заместители В.Киселев, В.Леонов, Ю.Алаферовский, В.Матвеев, В.Абраров, полномочный представитель Президента РФ И.Шмидт, руководители правоохранительных органов, представители общественных организаций [[8]].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

В АСДГ действует единственная в России межрегиональная муниципальная сеть информации. В настоящее время ее пользователями являются более 250 городов и районов, информация в которые поступает по электронной почте АСДГ и ГАС “Выборы”. 63 города представляют информацию в компьютерный банк “Нормативно-распорядительные документы городов Сибири и Дальнего Востока”, в котором представлены более 15000 документов. Документы имеют жесткую классификацию по разделам, что позволяет пользователям быстро находить необходимые данные. В настоящее время специалисты АСДГ ведут экспертную оценку проектов и работы по созданию собственной корпоративной сети. Проводятся подготовительные мероприятия по созданию обобщенной информационной базы Сибири и Дальнего Востока в сети “Интернет”. Кроме того, специалистами информационной сети АСДГ проведены работы по созданию собственной электронной почты на базе каналов Х.25. Пользователями этой почты станут все городские администрации, в чьих городах существуют узлы сетей Глобал Один (Спринт), Инфотел, Роспак, Роснет. Создание собственной почтовой службы, а не использование существующих электронных почт экономичней: стоимость канала Х.25 в несколько раз дешевле междугородного телефонного тарифа, график и доступ к информации полностью контролируется собственной службой эксплуатации, что создает предпосылки для обмена служебной информацией. Уже закуплены необходимое оборудование и программное обеспечение, установлена выделенная линия и проводятся экспериментальные работы. Запуск в промышленную эксплуатацию предполагается осуществить в четвертом квартале этого года [[9]].

2.2.    “ЯБЛОКО”

Стараясь не повторить ошибок, допущенных в ходе прошлогодней кампании по выборам в Новосибирский горсовет, демократическое объединение “Третья сила” активно готовится взять реванш на декабрьских выборах депутатов облсовета. Правда, шесть организаций, входящих в этот блок, проводят свою предвыборную кампанию разными способами. Например, при Новосибирском региональном отделении общественного объединения “Яблоко” уже месяц работает общественная приемная для жителей области. Первые итоги ее работы были подведены на пресс-конференции, которая состоялась 24 сентября в штаб-квартире новосибирского “Яблока”. По словам руководителя новосибирских “яблочников” Виктора Медведко, работа приемной показала, что люди разуверились еще не во всем. За это время в приемную обратилось 85 человек. Новосибирцы вносили предложения по кандидатурам, предлагали различные дополнения к программе по выводу города и области из кризиса, просили организовать через приемную консультации специалистов по вопросам жилищно-коммунальной реформы, транспорта и связи, разных социальных льгот и т.д. Обращались и по сугубо личным проблемам. Более всего обратившихся в общественную приемную новосибирцев беспокоит состояние и проблемы предприятий ВПК, систематические невыплаты зарплат и социальных пособий. Ожидается, что в ноябре в Новосибирск приедет Г.Явлинский. А пока начинается выдвижение кандидатов от блока “Третья сила” [[10]].

2.3.    КРО

В Новосибирске по приглашению местного отделения “Конгресса русских общин” (руководитель А.Люлько) в течении трех дней находилась делегация Белорусского патриотического союза молодежи во главе с В.Янчевским. Гостей принимал заместитель главы администрации области В.Нехорошков. Цель визита — углубление интеграционных процессов между Россией и Белоруссией, налаживание сотрудничества непосредственно с областями, прорыв существующей, по мнению белорусов, информационной блокады, установление контактов через “Сибирское соглашение” с другими областями [[11]].

2.4.    Общественная палата

15 сентября состоялось очередное заседание Новосибирской общественной палаты — консультативного органа, состоящего из представителей ведущих политических партий и общественных движений. Основное внимание было уделено предстоящим выборам. Палата обратилась ко всем участникам избирательной кампании, заявив: “...мы берем на себя обязательство вести избирательную кампанию ... честно и достойно, и призываем к этому других участников предстоящей политической борьбы — политические партии, общественные движения, кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, журналистов, избирателей”. Участники заседания обсудили ситуацию на рынке труда и занятости населения области. Сообщение по данному вопросу сделал А.Черноверский, представитель социалистической партии трудящихся. Активное участие в дискуссии приняли представители “Демократического выбора России”, Сибирской партии, ПРЕС, “Яблока” и другие. Было сделано немало интересных предложений, которые вошли в итоговый документ, предлагающий пути решения проблемы. Участвовавший в работе Общественной палаты губернатор В.Муха взял эти рекомендации на заметку и обещал содействие в реализации законодательной инициативы в Совете Федерации по принятию закона о занятости и рынке труда.

В.Муха предложил также членам Общественной палаты обсудить его бюджетное послание областному Совету депутатов на 1998 г., после чего оно будет направлено на утверждение. Предложение губернатора было встречено с удовлетворением. Участники заседания заслушали сообщение начальника главного планово-экономического управления администрации области П.Решедько о ходе выполнения решения Общественной палаты от 27.02.97 г. “О предлагаемых мерах по обеспечению безопасности продуктов питания”.

Участники заседания вывели из состава палаты Партию самоуправления трудящихся (основатель — Святослав Федоров) в связи с прекращением ее деятельности на территории области и приняли в свой состав Сибирскую партию, недавно официально зарегистрированную в органах юстиции [[12]].

2.5.    Профсоюзы

Новосибирский отраслевой региональный совет профсоюза работников оборонной промышленности обратился в ФНПР, в ЦК всероссийского профсоюза оборонной промышленности, федерацию профсоюзов Новосибирской области с предложением провести в октябре-ноябре нынешнего года массовые акции протеста — митинги, шествия, пикетирования с требованиями изменения курса реформ в интересах человека труда, отставки Президента и Правительства РФ. Именно так оборонщики уже ставили вопрос еще в 1992 году. Ассоциация российских профсоюзов оборонных отраслей поддержала предложение и приняла решение о начале всероссийской акции протеста 22-26 сентября. Пикетирование “оборонщики” начнут в Москве с правительственных учреждений, в регионах — со зданий администраций. Поддержат или нет независимые профсоюзы эту акцию — пока неизвестно.

Известно, что предприятия оборонного комплекса занимают в экономике Новосибирской области ведущее место. Это прежде всего авиационный завод имени Чкалова, “Сибсельмаш”, ПО “Приборостроительный завод им.Ленина” и другие. Государство за уже выполненный заказ на предприятиях ВПК Новосибирской области должно 300 млрд. рублей [[13]].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Таможня

В Западно-Сибирском таможенном управлении состоялась пресс-конференция. План перечислений в федеральный бюджет выполнен на 90,24%. Задание по перечислению средств, полученных от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, выполнено на 115,4%, что составило 17304,8 млрд. руб. (при плане 15000 млн. руб.). Таможенники стали чаще выявлять нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. При этом отмечается тревожная тенденция роста экономических преступлений. Среди них правонарушения, связанные с подакцизными товарами, валютными ценностями и наркотиками. В ближайшее время будет сформирован консультативный совет таможенников и деловых кругов. Это шаг к укрепления конструктивного взаимодействия с сибирскими предпринимателями, дальнейшему сближению стиля и методов работы таможенной службы с нормами и стандартами, принятыми в международной практике. Переход к новым компьютерным технологиям требует повышения профессионального уровня работников таможенных органов [[14]].

3.2.    Аукционы

В Новосибирске состоялся специализированный закрытый аукцион по продаже 10-процентного пакета акций АО “ВИНАП”. По неофициальным данным, в торгах участвовало около 10 претендентов, одним из которых стал шведский миллиардер Ханс Раусинг (его состояние оценивается почти в 3 млрд. фунтов стерлингов), предложивший за пакет акций $3 млн. Свои личные средства господин Раусинг инвестирует в российскую экономику впервые [[15]].

3.3.    Метро

Мэр Новосибирска Виктор Толоконский отправился в Москву, где намерен поднять вопрос о финансировании Новосибирского метрополитена. В результате секвестирования федерального бюджета инвестиции на его развитие были урезаны со 186 до 43 млрд. руб. По словам генерального директора ОАО “Новосибирскметрострой” Евгения Коноплева, строительство метро не финансируется уже 8 месяцев и все работы осуществляются только благодаря энтузиазму строителей. Сейчас работы ведутся только на двух станциях: “Березовая роща” и “Площадь маршала Покрышкина”. Причем за выполненные работы с метростроевцами рассчитались только за апрель [[16]].

3.4.    Геология

Экспедиция новосибирских геологов провела поисково-оценочное бурение в окрестностях поселка Егорьевского Маслянинского района и на глубине более 40 метров обнаружила золото. По предварительным оценкам, концентрация драгоценного металла достаточна для его промышленной добычи. О размерах месторождения можно будет судить после дополнительных разведочных работ [[17]].

3.5.    Экономика и наука

В новосибирском Академгородке прошел российско-германский семинар по проблемам развития Сибири в условиях экономической реформы и совершенствования федеральных отношений. Его организаторы — Министерство РФ по делам национальностей, межрегиональная ассоциация “Сибирское соглашение”, Сибирское отделение РАН, Институт экономики СО РАН, германский фонд имени Фридриха Эберта и другие. Пленарные заседания семинара были посвящены таким актуальным проблемам, как Сибирь в процессе модернизации российской экономики, отношения сибирского региона с центром (прежде всего финансово-бюджетным отношениям), техническому и интеллектуальному потенциалу Сибири, социальным проблемам развития. В работе семинара наряду с российскими учеными приняли участие специалисты Германии, США и других стран [[18]].

3.6.    Международные контакты

В двадцатых числах августа по приглашению торгово-промышленной группы “Неоком” Новосибирск посетил президент российско-корейской компании “КОМОС” Ли Чанг Сун. В результате переговоров достигнута цель двухдневного визита господина Ли — договоренность о дальнейших поставках в город продуктов питания, текстиля, одежды и других товаров народного потребления корейского производства. Договор заключен на год, сумма договора — несколько миллионов долларов [[19]].

Внешнеторговый оборот Западной Сибири (без учета челночной торговли) составил в этом году $2,6 млрд., причем экспорт превышает импорт почти на $900 млн. По сообщению Западно-Сибирского таможенного управления, такой вывод сделан по результатам анализа таможенной статистики внешней торговли, недавно введенной в таможенном управлении в соответствии с международными нормами. Круг основных торговых партнеров Сибири не изменился — в основном это Казахстан, США и Китай. В результате контроля за происхождением товаров свыше 150 сертификатов признаны недостоверными, в связи с чем довзыскано платежей на сумму около 2 млрд. руб. и $14 тыс. Недостоверное декларирование, связанное с неправильной классификацией товаров, принесло в казну государства еще 4 млрд. рублей [[20]].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Прожиточный минимум

По данным Облкомстата на 1 августа 1997 г. по половозрастным группам бюджет прожиточного минимума составил (в тысячах рублей): в среднем на душу населения — 502,1; мужчины 16-59 лет — 580,3; женщины 16-54 лет — 499,1; пенсионеры — 373,1; дети до 6 лет — 441,0; дети 7-15 лет — 509,4. В структуре бюджета прожиточного минимума (в среднем на душу населения) расходы на питание составляют 56,6%; на непродовольственные товары — 19,6%; на услуги — 17,6%; на налоги и другие обязательные платежи — 6,2% [[21]].

4.2.    Забастовки

Закончилась самая длинная в истории Новосибирска 107-дневная забастовка работников АО “Сибэлектротерм”. В забастовке приняло участие до 180 из 900 работников предприятия, главным образом рабочих основного производства. Поэтому предприятие фактически остановилось. Лишь спустя два месяца администрация решила приступить к переговорам всерьез. Они шли долго и трудно: администрация надеялась на стихийное прекращение забастовки из-за отсутствия у профсоюза средств на поддержку бастующих. Несмотря на все трудности участники акции не дрогнули, и в результате было подписано соглашение между генеральным директором АО “Сибэлектротерм” Эдуардом Тумасовым и председателем месткома профсоюза Сергеем Мешковым об урегулировании коллективного трудового спора. Администрация обязалась погасить задолженность по заработной плате (за ноябрь 1996 - август 1997), пособиям на детей, компенсациям и некоторым другим выплатам, не применять дисциплинарных мер к участникам забастовки и обеспечить их работой после приостановки акции [[22]].



Источники

[1]. Подведены итоги, определены задачи // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 17 сентября. — №179. — С. 1.

[2]. Тяботин В. Что год грядущий нам готовит // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 29 августа. — №166. — С. 2.

[3]. В администрации области // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 19 сентября. — №181. — С. 1.

[4]. Жаринов А. Эпоха “комиссаров” уходит // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 17 сентября. — №179. — С. 2.

[5]. Выборы-97 // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 30 августа. — №167. — С. 5; Приглашает “ЯБЛОКО” // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 4 сентября. — №170. — С. 1; Григорьев А. Определят приоритеты // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 4 сентября. — №170. — С. 1; Григорьев А. Где пусто, где густо // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 17 сентября. — №179. — С. 1.

[6]. Новокрещенов А. По заявленным сценариям? // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 сентября. — №172. — С. 5.

[7]. Крестинин А. Уж полночь близится... // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 26 сентября. — №36. — С. 2.

[8]. Сычев А.П. О созыве 34-й сессии Новосибирского областного Совета депутатов // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 сентября. — №172. — С. 3; 34-я сессия областного Совета // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 18 сентября. — №180. — С. 1.

[9]. Зайцев Н. Информация из 63-х городов // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 18 сентября. — №180. — С. 1.

[10]. Кузнецов А. Месячные итоги акции “ЯБЛОКА” // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 26 сентября. — №36. — С. 2.

[11]. Алиев P. Гости из Белоруссии // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 сентября. — №172. — С. 2.

[12]. На совет общественной палаты // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 13 сентября. — №177. — С. 2; Три часа без перерыва // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 17 сентября. — №179. — С. 1; Жаринов А. Партиям тоже не вредно учиться // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 18 сентября. — №180. — С. 1.

[13]. Югрина А. “Оборонка” идет в наступление // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 17 сентября. — №179. — С. 2.

[14]. К международным стандартам // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 сентября. — №172. — С. 3.

[15]. За пакет акций — 3 млн. долларов // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 13 сентября. — №177. — С. 2.

[16]. Долго ли продержишься на энтузиазме? // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 6 сентября. — №172. — С. 2.

[17]. Есть золотая жила // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 11 сентября. — №175. — С. 1.

[18]. Сибирь и центр // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 9 сентября. — №173. — С. 1.

[19]. После визита // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 30 августа. — №167. — С. 3.

[20]. Из Сибири стали больше вывозить // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 10 сентября. — №174. — С. 3.

[21]. В основном тратим деньги на питание // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 30 августа. — №167. — С. 2.

[22]. Закончилась рекордная забастовка // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1997. — 9 сентября. — №173. — С. 1.