Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1997 года

В сентябре состоялся визит президента Германии Романа Херцога в Самару. Наша область стала первым российским регионом, где побывал г-н Херцог, равно как и он сам стал первым лидером европейской державы, ступившим на самарскую землю. В прошедшем месяце в Самаре состоялось выездное заседание межправительственной комиссии Гор — Черномырдин, которое стало еще одним свидетельством растущего политического веса губернии.

1.    ВНЕШНИЕ СВЯЗИ РЕГИОНА

В последние пять лет произошли существенные изменения во взаимоотношениях Самарской области с зарубежными странами. Еще недавно закрытый регион стал быстро превращаться в один из центров международного взаимодействия. С 1993 года обладминистрация предприняла ряд шагов для установления внешних экономических связей. Самой первой акцией стало проведение в Самаре в 1993 году международной конференции “Инвестиции в России”, а в 1995 и 1996 гг. — в Зальцбурге (Австрия) и Риме прошли выставки-презентации Самарской области.

1995 год можно назвать “годом прорыва”. О нашей области узнали. Резко возросло число официальных визитов высокого ранга. В 1996-1997 гг. были подписаны соглашения о сотрудничестве с канадской провинцией Квебек, Познаньским воеводством в Польше, провинцией Хэнань в Китае и кантоном Фрибур в Швейцарии. Сегодня в процессе подготовки находятся соглашения с провинцией Южные Пиренеи (Франция) и землей Северный Рейн — Вестфалия (Германия).

На территории области зарегистрированы более 300 предприятий с иностранными инвестициями из более чем 60 государств.

По результатам рейтинга, проведенного Торгово-промышленной палатой Германии, Самарская область входит в шестерку наиболее надежных и рекомендованных для инвестирования российских регионов. Банк Австрии определил политический и экономический климат области как наиболее благоприятный для иностранного инвестирования [[1]].

1.1.    Визит президента ФРГ

Самым весомым утвердительным ответом на вопрос о существовании “продвинутого” позитивного имиджа области за пределами нашей страны явился недавний визит федерального президента ФРГ Романа Херцога, в начале сентября с представительной немецкой делегацией посетившего Самару.

Президент ФРГ провел переговоры с губернатором Константином Титовым. В ходе визита не было подписано ни одного документа и не принято ни одного конкретного решения.

День немецкой экономики, в открытии которого принимал участие высокий гость, прошел в Самаре с огромным успехом. В этом мероприятии приняли участие 82 немецкие фирмы (в прошлом году их было всего 28), хотя организаторы с немецкой стороны ожидали участия всего 50. Самарскую область представляли 175 фирм и предприятий.

Главным итогом можно считать решение компании “Siemens” об открытии в Самаре своего представительства в Поволжском регионе с филиалом в Тольятти. Большой интерес проявили к сотрудничеству с самарскими предприятиями (вели переговоры об изготовлении деталей для своих производств) такие известные фирмы, как “Daimler Benz”, “Volkswagen”, ”Krupp”, “Mannesmann” и другие.

В начале октября в Самаре ожидается еще одна немецкая экономическая миссия — на этот раз приедут бизнесмены земли Северный Рейн — Вестфалия [[2]].

1.2.    Заседание комиссии Гор — Черномырдин

В сентябре в Самаре состоялось выездное заседание межправительственной комиссии Гор — Черномырдин.

На переговорах, проходивших за закрытыми дверями, с американской стороны присутствовали министры энергетики и торговли США Федерико Пенья и Уильям Дейли, высокопоставленные чиновники американского правительства, президент “Pepsi International Bottlers” Лэрри Хершфилд, вице-президент “Dresser Industries” Джефф Карфанкл, вице-президент банка “Goldman Sacsh” (главного менеджера по проведению самарского еврооблигационного займа) Сергей Станковски, коммерческий директор “General Motors” Ольга Пурингтон, исполнительный директор “General Electric” Пер Джонсон и другие.

С российской стороны присутствовали высокие чиновники из министерств, глава Российского космического агентства Юрий Коптев, представители Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской областей, первые лица известных своей экспортной активностью предприятий области: АО “Самэко”, “Самарская кабельная компания”, “Авиакор”, “СНТК имени Кузнецова”, ГП “ЦСКБ-Прогресс”, АО “АвтоВАЗ”.

В ходе “круглого стола” обсуждались общие проблемы инвестирования в регионы, конверсии оборонных предприятий, охраны окружающей среды, энергосбережения.

В своей речи губернатор Самарской области обратил внимание гостей на высокий уровень промышленного развития региона и его активное экономическое сотрудничество с США. Оказалось, что объем экспорта из губернии в Штаты составил почти 100 млн. долларов (из общих 800 млн. долларов российского ввоза в США). Особенно привлекательной для иностранных инвесторов нашу область делает значительный сырьевой потенциал, удобное географическое положение, высокая квалификация рабочей силы и сравнительно высокий платежеспособный спрос населения. Особо губернатор подчеркнул стабильность политической и социальной обстановки в регионе — это означает минимум некоммерческих рисков для инвесторов. К.Титов заявил, что он активно работает над законодательным регулированием инвестиционного процесса.

Участники заседания выразили понимание того, что Самара является базисным регионом для инвестиций федерального бюджета и правительства США по развитию регионов. К.Титов констатировал, что наша область “уже сегодня находится на первом месте в России по объему привлеченных американских инвестиций. Следующий этап — это Макдональдс, авиационно-космическое производство, инвестиции в реформу жилищно-коммунальной сферы”. До конца тысячелетия Самара должна получить 1,5-2 миллиарда долларов, включая еврооблигации (на 500 млн. долларов).

В ходе пресс-конференции вице-президент Гор отметил, что процесс реформ в Самаре продвинулся гораздо дальше, чем в других регионах, что и приводит к ее процветанию и приходу в регион таких предприятий, как “Дженерал моторс” и “Корнинг”. Вице-президент сделал городу комплимент, назвав его “российским Чикаго” [[3]].

На следующий день после визита в Самару Виктора Черномырдина и Альберта Гора губернатор провел пресс-конференцию. К.А.Титов не стал раскрывать подробности заседания комиссии Гор-Черномырдин, сославшись на то, что большая часть документов, подготовленных по итогам этого совещания, еще не подписана всеми его участниками. Основным итогом встречи губернатор назвал то, что “Самарская область будет облагодетельствована деньгами федерального бюджета США”. Причем в отличие от других регионов, где американские деньги придется направлять на покрытие (в том числе) бюджетных долгов, в Самаре, где не существует задолженности по обязательным платежам, эти средства пойдут исключительно на инвестиционные программы [[4]].

2.    Экономика

Областная администрация провела совещание, в ходе которого были подведены итоги развития экономики Самарской области в первом полугодии 1997 г. Была отмечена устойчивая тенденция роста в промышленности, торговле и в сфере услуг населению, однако с ней контрастирует тенденция к уменьшению инвестиционной активности.

За первое полугодие прирост валового продукта составил 2%, а рост объемов промышленного производства — 6%. Причем рост производства происходил не только за счет автомобилестроения, но и в других сферах, в том числе в нефтехимии и полиграфии. В связи с этим произошел рост реальной зарплаты (на 17% за полгода) и покупательной способности населения. В наибольшей степени эти тенденции свойственны Тольятти, где средняя заработная плата в промышленности сегодня составляет более 1,7 млн. рублей. Стабилизация и рост происходили не во всех отраслях. В наиболее тяжелом положении находилось сельское хозяйство.

В целом показатели самарской экономики выгодно отличаются от показателей соседей по ассоциации “Большая Волга”, где общий спад производства по разным регионам составляет от 3 до 20% [[5]].

На этом же совещании вице-губернатор Габибулла Хасаев обнародовал прогноз экономического развития области в 1998 году.

Специалисты полагают, что в 1998 г. валовой прирост продукции в области составит 3% при росте объемов производства на 4% и низком уровне инфляции. Одновременно примерно на 1,5% увеличится количество безработных. Их общее число составит 120 тыс. человек.

Одной из основных прогнозируемых тенденций является рост инвестиций в промышленность области, которые будут спровоцированы политикой обладминистрации и составят примерно 500 млн. долларов. В целом докладчик определил 1998 г. как “год экономического эксперимента”.

В середине сентября на совещании губернатора с представителями муниципальной власти был представлен проект областного бюджета на 1998 год. По мысли его создателей, на смену “социальному” бюджету нынешнего года должен прийти “реальный” — с дефицитом всего в пять процентов.

Начальник областного финансового управления Вячеслав Аронин в своем выступлении заявил, что в Самарской области нет даже элементов того бюджетного кризиса, который испытывает федеральное правительство. Впрочем, при исполнении бюджета-97 обладминистрация все-таки сталкивается со значительными трудностями, причина которых в слишком большой цифре дефицита, составившей в этом году 15% от общей суммы бюджета области.

По словам г-на Аронина, планируемый дефицит на уровне 5% может быть полностью компенсирован за счет проведения облигационного займа Самарской области 1998 года, положение о котором уже одобрено губернатором. По мнению обладминистрации, проведение займа должно принести области около 315 млрд. руб. При этом планируется, что доходы областного бюджета в следующем году выйдут на уровень 9 трлн. 707 млрд. руб., а общая цифра расходов превысит 10 трлн. руб.

Обсуждение бюджета было бурным. Основные возражения мэров вызвало намерение губернатора в 1998 г. сосредоточить в руках обладминистрации финансирование среднего образования. Мэр Тольятти Сергей Жилкин заявил, что централизация финансирования образования просто незаконна, так как нарушает федеральный закон о местном самоуправлении.

Мэр Новокуйбышевска Александр Нефедов затронул также проблему реформирования ЖКХ. По его словам, области необходимо точно определиться с нормой оплаты жилья, так как сегодня неясно, какую часть реальной стоимости услуг должны оплачивать граждане — 35%, 40%, 50% или 60%. Эта тема была особенно актуальна в связи с сенсационным снижением квартплаты в областном центре. Здесь с 1 сентября соотношение расходов граждан и муниципалитета по оплате жилья и коммунальных услуг вместо 60 к 40 возвращено к уровню прошлого года — 40:60.

Отвечая мэрам, Константин Титов согласился временно отложить решение вопроса о централизации расходов на образование на год. Что же касается общих для губернии социальных стандартов, то их установлением, по мнению губернатора, следует заняться немедленно [[6]].

3.    ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

Состоялось первое после депутатских каникул заседание Губернской Думы. Наиболее важным решением областного парламента стало принятие закона “Об одномандатных избирательных округах для проведения выборов депутатов Самарской губернской Думы второго созыва”, без которого невозможно было бы начать избирательную кампанию. Закон был утвержден единогласно. Принятая нарезка избирательных округов лишь незначительно отличается от той, которая существовала на момент прошлых выборов в Думу. Избирателей в 25 округах насчитывается 2 425 810 человек — чуть больше 97 тысяч на каждый округ. Самым значительным изменением стало увеличение Красноглинского избирательного округа за счет части Волжского и Красноярского районов, благодаря чему число избирателей в округе достигло предусмотренной законом цифры около 100 тыс. человек.

Затем Дума занялась текущими делами законотворчества. Депутаты согласились рассматривать и регистрировать Уставы районов Самарской области в порядке поступления и приняли в первом чтении проект областного закона “О местном референдуме в Самарской области”. Согласно этому законопроекту районный референдум может проводиться по требованию жителей или общественных организаций без согласования с областными организациями.

Затем обсуждалась программа содействия занятости населения. Центру занятости было предложено сосредоточиться вместо выплаты пособий на создании новых рабочих мест. После оживленной дискуссии депутаты все-таки приняли программу без существенных поправок [[7]].

4.    САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Депутаты городской Думы выступили с инициативой по принятию закона об особом статусе города Самары. Эта идея была одним из козырей предвыборной кампании Георгия Лиманского. В своих выступлениях он не раз говорил, что Самара вправе претендовать на некое особое положение, сравнимое с положением Москвы или Санкт-Петербурга.

Выполнение этого предвыборного обещания получилось несколько странным — в разработанном городской Думой законопроекте вроде бы нет ничего “особого”. Фактически суть этого документа состоит в том, что происходит закрепление в законодательном порядке уже существующего статуса областного центра. Проект явно не вызовет неприятия у областных властей, поскольку город не добивается ничего такого, чего у него еще нет. Формально выполняя свое предвыборное обещание, Георгий Лиманский лишь в минимальной степени беспокоит устоявшуюся систему взаимоотношений города и области.

Впрочем, мэр Самары, добиваясь определения статуса города, безусловно, создает прецедент. До сих пор подобные законы принимались лишь на федеральном уровне — в отношении Москвы и в Башкирии — об Уфе. Комментируя проект, председатель комитета по местному самоуправлению городской Думы Николай Скобеев подчеркнул, что самарские законодатели даже в далекой перспективе не видят Самару в качестве одного из субъектов Федерации и определяют лишь ее роль внутри губернии.

Одной из немногих конкретных проблем, которая может быть решена с помощью закона о статусе, является вопрос о субвенциях — средствах, выделяемых городу из областного бюджета, как центру области. Если областному центру удастся добиться признания необходимости субвенций, то его бюджет может ощутимо пополниться. Размер субвенций в законопроекте определен на уровне 3% от областного бюджета.

Рассматривать закон, вероятно, будет уже Губернская Дума нового созыва [[8]].

5.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ В ГУБЕРНСКУЮ ДУМУ

5.1.    Спор по поводу Закона о выборах депутатов

Сентябрь стал месяцем предварительной подготовки к выборам в губернскую Думу второго созыва. 16 октября начнется официальная регистрация кандидатов. Поэтому вопрос о том, имеют ли право мэры или работники районных и городских администраций одновременно исполнять обязанности депутатов, потребовал немедленного решения.

Ленинский районный суд г. Самары отклонил иск областной прокуратуры по поводу Закона о выборах депутатов губернской Думы.

Суть разногласий между Думой и прокуратурой состоит в разнице толкования депутатами и служителями закона понятий “муниципальные” и “государственные” служащие. С точки зрения федерального законодательства, государственные служащие не могут одновременно исполнять обязанности депутатов. Это означает, что в случае своего избрания они должны покинуть прежнее место работы.

Согласно принятой губернской Думой поправке к Закону о выборах работники муниципальных органов власти не считаются государственными служащими. Дума полагает, что возможно совмещение деятельности мэра города или работника одного из подразделений городской или районной администрации с обязанностями депутата губернской Думы. Фактически депутаты закрыли путь в Думу лишь для сотрудников областной власти.

Эта поправка к закону вызвала протест прокуратуры, специалисты которой полагают, что, принимая решение, депутаты превысили свои полномочия и нарушили принцип разделения властей, содержащийся в Конституции РФ.

Представители губернской Думы отстаивали свою позицию, заявляя, что в федеральном законодательстве нет четкого определения спорных понятий, а принятие точки зрения прокуратуры сужает правовую базу губернского парламента. С этими доводами согласился и судья Михаил Кондаков. Впрочем, у прокуратуры есть шанс доказать свою правоту в областном суде [[9]].

5.2.    Кандидаты и команды

О составе новой губернской Думы строить предположения еще рано. Однако уже сегодня ясно — конкурс претендентов на каждое из 25 депутатских кресел будет не маленький.

По мнению аналитиков, предстоящая кампания должна стать состязанием кланов (команд), а не борьбой личностей (и отчасти — общественных движений), как это было в 1994 году.

В списке претендентов окажутся уже действующие депутаты. О своем нежелании участвовать в выборах пока заявили лишь двое из них. Чуть более половины депутатского корпуса столь же твердо намерены продлить свои полномочия. Эту группу возглавляет нынешний спикер законодательного собрания Леон Ковальский. Активизировали свою деятельность в избирательных округах также депутаты Наталья Боброва и Владимир Гром.

Пока не заявляют о своем желании баллотироваться депутаты — главы местного самоуправления городов Сызрани, Новокуйбышевска и Чапаевска. Можно предположить, что сомнения этих депутатов вызваны затянувшимся конфликтом законодателей с прокуратурой, которая считает незаконным совмещение исполнительного и законодательного постов [[10]]. Однако несомненно, что среди потенциальных лидеров — главы местного самоуправления, которые лишь недавно победили в своих городах и имеют все шансы получить вновь депутатский мандат. Особое место здесь занимает Георгий Лиманский. Его победа на недавних выборах мэра областного центра нарушила годами складывавшийся баланс сил на губернском Олимпе. Впервые за последние пять лет областная администрация заполучила в соперники опытного, честолюбивого и, безусловно, талантливого политика.

Необходимость лоббирования интересов города при формировании бюджета, разработке и принятии законопроектов — весьма удачный лозунг для проведения предвыборной кампании. Несомненно, что Георгий Лиманский постарается провести в Думу как можно больше своих сторонников.

Отметим, что новому мэру Самары удалось не попасть в капкан собственных предвыборных обещаний. Снизив квартплату, он получил право на порцию популистских посулов, исполнения которых можно ждать в случае его очередного политического успеха. Жизнеспособность подобной тактики уменьшается с увеличением срока нахождения у власти, но применить ее на данном этапе не мешает Лиманскому практически ничто. Сегодня можно говорить об отличной готовности самарской мэрии к предстоящим выборам. Сам Георгий Сергеевич заявил, что примет участие в выборах, если на это пойдут другие главы местного самоуправления.

В числе предполагаемых кандидатов данной группы ожидается нынешний глава Самарского района города Владимир Зубков, нынешний депутат губернской Думы, бывший глава администрации Волжского района Василий Явон, заместитель главы горадминистрации Олег Киттер.

Желание г-на Лиманского укомплектовать губернскую Думу своими людьми не может не вызвать беспокойства “Белого дома”. В последнее время в прессе появляются самые разнообразные слухи по поводу персонального состава команды губернатора. Можно предполагать, что она будет сформирована из достаточно известных людей — крупных бизнесменов, активистов местного отделения НДР, глав городов и районов области.

К выборам готовятся представители оппозиции. Предполагается, что на этот раз КПРФ и НПСР выступят единым фронтом. В ряде случаев к ним присоединятся представители профсоюзов. Трудности коммунистических кандидатов будут связаны прежде всего с продолжающимися разногласиями в их рядах.

Представители Аграрной партии собираются идти на выборы отдельно от коммунистов. К числу их кандидатов можно отнести представителей нынешнего “аграрного лобби” губернской Думы — Геннадия Кирдяшева (возглавляющего самарскую АПР), Сергея Афанасьева, Павла Павлова и Василия Илякина. Директора прибыльных сегодня бывших колхозов и совхозов вполне могут рассчитывать на победу в своих сельских округах, где конкуренцию им способны составить лишь главы местных администраций.

Кандидаты от ЛДПР, по утверждению местного партийного руководства, будут представлены в каждом избирательном округе. Ожидается, что поддерживать их незадолго до выборов приедет сам Владимир Жириновский.

Декабрьские выборы станут демонстрацией сил финансово-промышленных кланов области.

Набирает силы “газовое лобби”: деньги, связи по горизонтали и вертикали, контроль над многими электронными и печатными СМИ, протекционизм областной администрации. Сегодня “газовикам” не хватает только реальной власти. Поэтому довольно зримой перспективой встает потенциальная возможность получения этим лобби контроля над Думой [[11]].

Определенно заявил о желании участвовать в предвыборной борьбе генеральный директор “Самаратрансгаза” депутат Геннадий Звягин. Возобновление членства в органе законодательной власти для него означает возможность влияния на некоторые важнейшие вопросы губернской экономики, а также усилит его личное политическое влияние. Последнее ему особенно необходимо в связи с имевшими место этой зимой разногласиями с руководством областной организации НДР. Тогда на областной конференции “Нашего дома” Константин Титов заявил, что созданная Геннадием Звягиным общественная организация “Единство” противодействует НДР. Так как дело не дошло ни до исключения Звягина из “партии власти”, ни до расформирования “Единства”, то вполне возможна ситуация, когда кандидат получит поддержку от обеих структур.

В прессе также появилась информация о том, что на выборах единым блоком выступит финансово-промышленная группа “Двигатели НК” и АО “ЭЛРосс”. Создается единый штаб, который будет координировать избирательную кампанию четырех кандидатов. Предположительно это: генеральный директор АО “ЭЛРосс” Андрей Лазарев (в Красноярском районе), президент АО “ЭЛРосс” Олег Эрнезакс, руководитель АО “Металлист-Самара” Владимир Китайкин. Четвертая кандидатура пока уточняется.

Позиции энергетиков сегодня представляют нынешние депутаты, директора Тольяттинской и Самарской ТЭЦ Лев Горчаков и Борис Ягудин. От энергетиков собирается выдвигаться руководитель Волжской ГЭС Александр Романов, который будет избираться по Ставропольскому району. Скорее всего, к этой группе примкнет и директор “Электрощита” Владимир Егоров, чье предприятие активно работает с РАО “ЕЭС России”.

Еще двумя мощнейшими финансово-промышленными блоками, которые будут влиять на выборы в Думу, станут “АвтоВАЗ” и корпорация “Тольяттиазот” и группирующиеся вокруг него структуры — “Тольяттихимбанк”, “Волгоцеммаш” и другие, которые связывают с именем бывшего главы Центрального района Тольятти Анатолия Степанова, проигравшего на выборах мэра автограда. В выборах также собирается принять участие тольяттинский предприниматель — глава корпорации “Экос” Владимир Кожухов, которого, как и Анатолия Степанова, относят к группе кандидатов, поддерживающих Титова [[12]].

 

Судя по итогам последних выборов в Самаре, пришло время капитализации власти. У независимых кандидатов-одиночек практически не остается шансов.

5.3.    Цена кампании

К предстоящим выборам готовятся СМИ, а также столичные и местные фирмы, уже имеющие опыт работы на выборах в регионе.

В прессе появляются первые прогнозы относительно стоимости предвыборной кампании. Учитывая тот факт, что численность избирателей в одном округе невелика — примерно 100 тыс. человек, можно предположить, что некоторые претенденты смогут обойтись сравнительно небольшими вложениями в избирательную кампанию. Главным условием при этом будет выработка их аналитическими группами эффективного проекта ее проведения. По мнению директора Самарского центра экономико-политических исследований “Эксперт” Юрия Кочкина, минимальный уровень затрат на успешную избирательную кампанию по выборам в губернскую Думу составит примерно 1 млрд. рублей. Причем он уверен, что КПД кампании не будет увеличиваться прямо пропорционально количеству затрат [[13]].

Иной точки зрения придерживаются представители масс-медиа. Глава концерна “Будни” Александр Князев оценил стоимость депутатского мандата в сумму от 1 до 1,5 млн. долларов, “причем без гарантии победы”. По его мнению, “выборы — это пора большой денежной “косьбы” для СМИ, и они будут работать с теми, кто будет больше платить”. Больше, считает А.Князев, платить будут в мэрии, значит и сторонников из числа СМИ будет больше на стороне Георгия Лиманского [[14]].

6.    МИТИНГ

13 сентября на центральной площади Самары состоялся митинг оппозиции. Первоначально предполагалось, что в нем совместно с коммунистами и представителями профсоюзов примут участие и национал-патриоты. Этого не произошло. Вместо них присутствовали довольно сиротливые представители самарской Партии диктатуры пролетариата, стоявшие особняком под неувядаемым лозунгом “Все начальники — сволочи”.

Митинг протекал традиционно. Примерно полторы тысячи сторонников КПРФ, собравшиеся на площади, привычно призывали к отставке президента и правительства. Было принято обращение к президенту Белоруссии Александру Лукашенко, в котором участники митинга поддержали его действия в отношении ОРТ.

Была затронута и тема выборов в губернскую Думу. Припомнив опыт недавних выборов в Саратовской области, где никто из коммунистов не прошел в областной парламент, оппозиционеры призвали своих сторонников голосовать за кандидатов КПРФ. Окончательных решений по поводу выдвижения конкретных кандидатов коммунисты и представители профсоюзов так и не приняли [[15]].

7.    ВИЗИТ ЛЬВА РОХЛИНА

Самара стала 39-м городом России, который посетил с агитационными целями председатель комитета Государственной Думы по обороне, лидер общественного движения в поддержку армии и оборонной промышленности (ДПА) генерал Лев Рохлин.

На встрече с журналистами и представителями общественности города генерал в очередной раз резко отозвался о политике российского правительства по отношению к армии и заявил, что начавшаяся сейчас военная реформа представляет собой “голое сокращение” Вооруженных Сил. По словам генерала, если она продолжится в ее нынешнем варианте, к 2010 году Россия полностью потеряет силы ядерного сдерживания, а также возможность их когда-либо восстановить.

В отличие от Народно-республиканской партии Лебедя, Рохлин объявил ДПА свободным от политики и подчеркнул, что его члены могут придерживаться самых разнообразных политических взглядов, так как движение не преследует политические цели, а лишь радеет об обороноспособности России. Именно поэтому НПСР было отказано в приеме в ДПА в качестве коллективного члена.

В Самаре на встрече с лидером ДПА не было ни одного из видных деятелей местных НРПР и ЧР. Был депутат губернской Думы Василий Явон, в последнее время замеченный в тесной близости к Георгию Лиманскому (возглавляющему “партию Лебедя” в Самаре). Поэтому он может рассматриваться в роли “засланного” для сбора информации.

КПРФ и НПСР представлял депутат Госдумы, первый секретарь обкома КПРФ Валентин Романов, занявший место в президиуме.

Главным итогом визита Льва Рохлина стало создание Самарского отделения ДПА, которое возглавил бывший заместитель командующего ПриВО, генерал в отставке Анатолий Шаповалов.

8.    ВОЛЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

Трудно переоценить роль Волжского автозавода в экономике нашей области. До недавнего времени с этим предприятием были связаны надежды на процветание и рост промышленного потенциала губернии.

Около двух лет тому назад обладминистрация выдвинула идею превращения области в “Новый Детройт”. В основу проекта была положена идея развития автомобилестроения и сосредоточения на территории губернии львиной доли производства комплектующих для Волжского автозавода.

Жизнь показала утопичность этих планов. В феврале в Тольятти проходило большое совещание поставщиков ВАЗа, существующих и потенциальных. Однако оно так и не привело к ожидаемым результатам. По большому счету, ни одно из самарских предприятий не оказалось в состоянии конкурировать со “старыми” поставщиками. При примерно одинаковом качестве продукция самарских предприятий зачастую стоит дороже, чем у украинских или башкирских поставщиков. Поэтому так и не произошло смены основных партнеров автозавода.

В последнее время особенно остро встал вопрос о дальнейшей судьбе самого автогиганта, продукция которого составляет 2/3 продаж авторынка России.

Реальная угроза банкротства ВАЗа и передачи контрольного пакета акций стороннему инвестору зазвучала в 1996 году. Уже с начала 1995 г. южнокорейская корпорация “Daewoo” пыталась склонить ВАЗ к совместным проектам, но сотрудничество не получилось: корейцы требовали контрольного пакета в совместных производствах, вазовцы не соглашались.

25 ноября 1996 года на заседании оперативной комиссии правительства РФ тогдашний первый вице-премьер Владимир Потанин поставил вопрос о начале процедуры банкротства ВАЗа. Предложенный проект президентского указа предусматривал продажу пакета акций стороннему инвестору за счет дополнительной эмиссии. В числе потенциальных инвесторов просматривалась корейская компания. При этом роль проводника интересов этой компании взял на себя г-н Березовский.

Вскоре конфликт удалось притушить.

Весной этого года была достигнута договоренность о выпуске дополнительных акций и передаче их в залог государству. За это правительство должно было заморозить на 5 — 10 лет долг в размере 2,8 трлн. рублей с условием, что ВАЗ будет платить текущие налоги и постепенно погашать долги. Тем не менее соглашение по реструктуризации так и не было подписано.

23 сентября вице-премьер правительства России Борис Немцов выступил с заявлением: “Если до 1 октября не будет принято решение о реструктуризации долгов “АвтоВАЗа”, следующими вопросами будут административные санкции, а дальше вступит в силу закон о банкротстве”. На том же заседании стало ясно, что единственным препятствием к подписанию постановления о реструктуризации долгов завода является отсутствие визы самарского губернатора. Получение этой визы вроде бы было делом уже решенным, однако 25 сентября сам Константин Титов заставил в этом усомниться.

Самарский губернатор полагает, что даже если программа реструктуризации будет подписана, Волжскому автозаводу будет трудно выдерживать график платежей в бюджеты всех уровней. Регулярно вносить текущие платежи в размере 100 млрд. рублей в месяц ВАЗ явно не в состоянии.

По словам К.Титова, областные власти пытались облегчить участь предприятия, предложив его руководству выплатить в областной бюджет 70% долга, с тем чтобы 30% были оформлены в качестве инвестиционного кредита. Однако губернатор до сих пор не получил ответа на эти предложения, и поэтому его “отношение к руководству ВАЗа начинает меняться”. Даже несмотря на то, что г-н Титов в свое время активно выступал в защиту “АвтоВАЗа”, предприятие так и не стало платить свои долги областному бюджету, расплачиваясь в основном только с федеральной и тольяттинской муниципальной казной. В последнее время губернатор неоднократно гневно указывал на это, но никаких изменений в отношениях между руководством завода и областным центром так и не произошло.

Когда рассматривался вопрос о долгах Волжского автозавода области и городу Тольятти, губернатор не согласился с тем, что в постановлении правительства долги ВАЗа федеральному бюджету отражены, а о долгах перед региональным бюджетом нет ни слова. В начале августа Константину Титову удалось добиться принятия предложенной им в Госкомимущество схемы. Она выглядит следующим образом: при вторичной эмиссии пакет акций, находящийся в залоге у государства, может быть продан на аукционе, а средства, полученные от этой продажи, пойдут на погашение долга — из них 32,2% в федеральный бюджет и 18,8% — в бюджеты Самарской области и города Тольятти. “Наши позиции должны найти свое отражение. В противном случае мы всегда оставляем за собой право обратиться в арбитражный суд по банкротству “АвтоВАЗа”, чего бы нам очень не хотелось”, — сообщил тогда самарский губернатор.

25 сентября Константин Алексеевич заявил, как и прежде, о своей готовности защищать автогигант от нападок правительства, однако тут же заметил, что его отношение к руководству завода “начинает меняться” и что он “постепенно становится сторонником” продажи предприятия корейскому концерну “Daewoo”. Обосновывая необходимость такого шага, он заметил, что в мире имеется положительный опыт подобных продаж и, по его мнению, для ВАЗа оказалось бы благом сотрудничество с корейцами на условиях сохранения своей торговой марки и перспективных моделей автомобилей. Таким образом, самарский губернатор неожиданно фактически объявил себя сторонником известной правительственной группировки, давно стремящейся завладеть “АвтоВАЗом” или его дилерской сетью [[16]].



Источники

[1]. Соколов А. Этот имидж создавали, как могли... // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — 23 сентября. — №212. — С. 1.

[2]. Подлесова И. День немецкой экономики дает реальные результаты // Губернский вестник. — Самара, 1997. —
12 сентября. — №37. — С. 2.

[3]. Ланге К. Гор и Черномырдин рекламировали Самару // Самарское обозрение. — 1997 — 29 сентября. — №39. — С. 2,4.

[4]. Перла А. Денег много, а вложить некуда // Самарское обозрение. — 1997. — 29 сентября. — №39. — С. 3.

[5]. Перла А. Область даст отсрочки по долгам в бюджет // Самарское обозрение. — 1997. — 15 сентября. — №37.— С. 9.

[6]. Перла А. “Белый дом” представил проект бюджета-98 // Самарское обозрение. — 1997. — 22 сентября. — №38. — С. 2.

[7]. Платонова Н. Дума дала старт избирательной кампании // Самарское обозрение. — 1997. — 22 сентября. — №38. — С. 4.

[8]. Наумов Н. Самара претендует на особый статус // Самарское обозрение. — 1997. — 22 сентября. — №38. — С. 3.

[9]. Подтверждено: мэр может быть депутатом // Самарское обозрение. — 1997. — 29 сентября. — №39. — С. 3.

[10]. Соларев А. Наступление на Думу пойдет несколькими колоннами // Дело. — Самара, 1997. — 23 сентября. — №32. — С. 12.

[11]. Дело. — Самара, 1997. — 8 июля. — №30. — С. 8.

[12]. Перла А., Барсуков А., Сурьянинов Д., Кочкин Ю. Губернская элита готова к штурму парламента // Самарское обозрение. — 1997. — 15 сентября. — №37. — С. 4,6.

[13]. Московские имиджмейкеры уже работают в Самаре // Самарское обозрение. — 1997. — 15 сентября. — №37. — С. 8.

[14]. Самарское обозрение. — 1997. — 15 сентября. — №37. — С. 3.

[15]. Коммунисты открыли политический сезон // Самарское обозрение. — 1997. — 15 сентября. — №37. — С. 9.

[16]. Силантьев В. Последняя осень “АвтоВАЗа”? // Самарское обозрение. — 1997. — 29 сентября. — №39. — С. 5.