Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов *

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1997 года

1.    Власть

1.1.    Новая областная Дума

1.1.1.    Первое заседание Думы

В сентябре приступила к работе Саратовская областная Дума второго созыва. Это событие не стало определяющим фактором местной политической жизни, да и вообще произошло довольно незаметно. Сколько-нибудь интересных комментариев в местной периодике оно не вызвало, и даже круглый стол саратовских независимых аналитиков, очередное заседание которого состоялось в сентябре и было заявлено как посвященное итогам выборов (а заседания этого круглого стола представляют обычно немалый интерес), не привлек на этот раз внимания многих из своих традиционных участников.

Собственно, начало работы нового состава думцев лишь подтвердило вывод, который многими местными аналитиками был сделан “заранее” — процесс формирования единой, централизованной и безальтернативной областной власти закончен, и все персоны и организации, не сумевшие вписаться в нее, автоматически превращаются в политических аутсайдеров. Оппозиция власти оказалась в области окончательно низведенной на внесистемный уровень, а сама власть, проецируя понятие политики на все сферы жизни области и одновременно сводя к минимальному объему сферу собственно политики с заменой ее на административно-управленческую деятельность, стала единственной доминантой в процессе формирования самого понятия системности.

4 сентября состоялось первое, организационное заседание Думы. В нем участвовали 32 из 33 избранных депутатов — балаковец Василий Шапошников все еще не полностью оправился к тому моменту после совершенного на него покушения. На заседании присутствовали губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, полномочный представитель Президента РФ Петр Камшилов и председатель областной избирательной комиссии Владимир Мустафин, а также прибывший из Москвы начальник управления по работе с территориями Администрации Президента РФ Сергей Самойлов.

После выступления губернатора и зачтения приветственных телеграмм депутаты приступили к рассмотрению вопросов повестки дня, первым из которых было утверждение новой структуры областной Думы. Губернатор, выступая с необходимыми пояснениями, сообщил, что хотел бы приблизить оргструктуру Думы к структуре областного правительства. Теперь у ее председателя, кроме двух заместителей, будет также освобожденный первый зам (губернатор назвал его “рабочей лошадью”), не загруженный работой в комитетах Думы и исполняющий обязанности председателя в периоды, когда сам спикер будет находиться на заседаниях Совета Федерации в Москве. Два же других заместителя будут одновременно руководить работой двух комитетов Думы — по социальной сфере и по бюджетно-финансовой политике, налогам и использованию собственности области. Кроме того, формируются еще два комитета: по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями и по экономической политике. Эта структура была утверждена сразу “в целом” без всякого обсуждения. После этого Аяцков, не сходя с трибуны, предложил и кандидатуру председателя Думы, которая, по словам губернатора, была обсуждена уже и с президентом Борисом Ельциным, и с председателем Совета Федерации Егором Строевым. Все эти стороны, как подчеркнул губернатор, сошлись во мнении, что председатель Саратовской областной Думы первого созыва Александр Харитонов еще не исчерпал свой потенциал. Как показали итоги голосования, того же мнения придерживаются и саратовские депутаты, большинством голосов (29 против 3) проголосовавшие за Харитонова.

Первым заместителем Харитонова избран Николай Гришин (31 “за”, 1 “против”). Заместителем председателя Думы, председателем комиссии по вопросам социальной сферы — бывший заместитель председателя правительства области, министр труда и социального развития Валентина Боброва (29 “за”, 3 “против”), заместителем председателя Думы, председателем комитета по бюджетно-финансовой политике, налогам и использованию собственности области — бывший заместитель председателя правительства области Владимир Чуриков (единогласно), председателем комиссии по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями — бывший председатель комитета областной Думы по социальной политике и связям с общественными организациями Николай Семенец (24 “за”, 8 “против”), председателем комиссии по экономической политике — Николай Чернобук (29 “за”, 3 “против”).

На этом повестка дня первого заседания была исчерпана и прямо в зале состоялась пресс-конференция Дмитрия Аяцкова и Александра Харитонова, вызвавшая довольно слабый интерес журналистов.

Поздравив Харитонова с избранием, губернатор выразил уверенность, что между областным правительством и Думой и далее будет царить согласие, которое поможет региону решить стоящие перед ним экономические проблемы. При этом он решительно отверг мысль о том, что законодательная власть должна быть противовесом исполнительной.

Харитонов, в свою очередь, отметил, что Думой первого созыва была сформирована в регионе законодательная база, важнейшим элементом которой является Устав Саратовской области. Именно эта база позволила, в частности, подписать договор о разграничении полномочий с Москвой; теперь же предстоит заняться реализацией подписанных соглашений. Как отметил далее Харитонов, в области заработало новое правило — все новые законодательные акты готовятся в правительстве, а затем передаются на обсуждение депутатов, которые затем принимают их и передают на утверждение губернатора. По мнению Харитонова, эта схема хороша и будет работать в ближайшие пять лет.

Отвечая на вопросы журналистов, Аяцков и Харитонов выразили надежду, что новая Дума избежит политических коллизий и “будет заниматься конкретными делами”. “Областная Дума — не полигон, где отрабатываются программы партий и движений, чем страдает Государственная Дума, — подчеркнул губернатор. — У нас со второго заседания пойдет конкретная работа. Уже есть около 50 законодательных инициатив правительства области. Думаю, они будут реализованы.” Харитонов положительно оценил то обстоятельство, что 8 депутатов прошлого состава сохранили мандаты. По его словам, к работе будут привлекаться и некоторые из бывших депутатов, не сумевших одержать победу на нынешних выборах — такие, например, как Владимир Шмаков. Их опыт может пригодиться при работе в аппарате Думы. Дмитрий Аяцков по этому поводу добавил: “Если не заберет Харитонов — заберет губернатор”.

Журналистами был задан вопрос: будет ли областная Дума второго созыва настаивать на инициативе Думы первого созыва по отмене пропорциональной системы голосования на выборах депутатов Государственной Думы РФ — с этой инициативой предыдущий состав Думы обратился в Конституционный суд. Александр Харитонов ответил: “Вопрос поднят, от нас его приняли... Мы его не снимаем и будем доводить до конца. Мы считаем — и выборы подтвердили это — что наша система выборов намного практичнее и справедливее”.

1.1.2.    Второе заседание Думы

Второе думское заседание, состоявшееся 18 сентября, выглядело еще выразительнее, чем первое. В нем приняли участие 25 из 33 избранных депутатов. Начало оно свою работу с того, что губернатор Дмитрий Аяцков лично вручил депутатское удостоверение председателю Думы Александру Харитонову. Следом за ним подобные документы получили и остальные присутствующие депутаты — уже от спикера.

Первым вопросом повестки дня стало согласование кандидатуры министра здравоохранения области Владимира Марона для назначения его первым заместителем председателя Правительства Саратовской области. Выступивший с комментарием Дмитрий Аяцков сообщил, что в новой структуре правительства будет четыре первых зама, каждый из которых возглавит определенный сектор. Борис Дворкин — аграрный, Владимир Кайль — промышленный, Вячеслав Володин — юридический и связанный с работой с районами области. Марону же предстоит возглавить социальный сектор. В этой связи ему придется оставить пост ректора медицинского университета. Выслушав самые положительные характеристики, которые губернатор дал кандидату, депутаты поддержали Марона единогласно.

Вторым вопросом в повестке дня стояло утверждение состава комитетов Думы, которое также прошло без всяких задержек. После этого депутаты должны были приступить к обсуждению Положений, регламентирующих работу сформированных комитетов, но Харитонов заметил, что еще не все они могли ознакомиться с существующими проектами, и предложил в этой связи раздать проекты депутатам, а вопрос перенести на следующее заседание. Это его предложение также было поддержано.

Затем депутаты приняли поправку к областному закону “О статусе депутата Саратовской областной Думы”. Отныне каждый депутат сможет иметь до пяти помощников, один из которых сможет работать на постоянной основе и получать в Думе заработную плату на уровне консультанта. Однако, как пояснил Александр Харитонов, после изменения местной избирательной системы все депутаты стали избираться от территорий, которые иногда включают в себя по нескольку районов области. Каждый из районов имеет свои специфические проблемы и в этой связи предложено было дать депутатам возможность брать на постоянную работу, если это необходимо, несколько человек — но только в рамках имеющихся средств. Поэтому теперь на единственную имеющуюся в распоряжении депутата ставку помощника тот сможет оформить до четырех человек, распределив между ними заработную плату по своему усмотрению.

Последний вопрос касался освобождения администрации Вольского муниципального образования от уплаты госпошлины по нотариальному оформлению договора залога здания гостиницы местному отделению Сбербанка РФ. Он также был решен положительно практически без всякого обсуждения.

Общая продолжительность заседания составила 27 минут.

1.1.3.    Подарок от губернатора

Еще одним знаменательным фактом, связанным с началом работы областной Думы нового созыва, стало получение ею от губернатора роскошного подарка.

Исторически в Саратове сложилась довольно странная ситуация, когда здание, в котором происходит вся работа областной Думы (на Радищева, 24а), и зал, где проводятся ее заседания, не только не принадлежали самой Думе, но даже и не находились формально в государственной собственности области.

8 сентября, вскоре после первого думского заседания в новом составе, положение наконец нормализовалось. Именно в этот день губернатор подписал постановление, которое предписывает областному министерству собственности и банкротства исключить из уставного фонда муниципального банка “Радоград” и передать в государственную собственность области нежилое четырехэтажное административное здание общей полезной площадью 2143,6 кв.м, ныне занимаемое облдумой, для дальнейшего использования в тех же целях. Также в госсобственность Саратовской области передается зал заседаний, где уже много лет ведется работа на сессиях прежде Саратовского городского совета, а ныне — областной Думы. Прежде этот зал, несмотря на регулярно проводимые в нем депутатами мероприятия, официально именовался “конференц-залом Саратовской городской администрации”.

При этом, видимо, в порядке обмена, в муниципальную собственность было передано здание Фонда имущества Саратовской области на Московской, 35 — для использования структурными подразделениями администрации Саратова.

1.1.4.    Дополнительные данные по итогам выборов Думы

В прошлом обзоре уже приводились некоторые комментарии различных заинтересованных сторон к итогам выборов в Саратовскую областную Думу. За месяц разного рода комментариев и вообще новых фактов появилось не так много. Некоторый интерес могут представлять, например, сведения, собранные в ходе голосования представителями КПРФ. Накануне выборов они провели проверку работы окружных и областной избирательных комиссий. В ее ходе обнаружились факты, представляющие некоторый специальный интерес. Так, например, в двух округах Ленинского района — №7 и №8 — количество досрочно проголосовавших было примерно равным — около 100 человек (как и в большинстве других округов Саратова). Но в соседнем с ними округе №6 досрочно проголосовали около 800 человек. Представители КПРФ склонны объяснять подобный феномен участием в выборах по этому округу вице-мэра, начальника департамента ЖКХ Саратова Николая Думчева, который и одержал победу. Аналогичная ситуация сложилась и в Октябрьском округе №9, где баллотировался руководитель ЖКХ района Василий Михайлов, ставший в итоге депутатом.

Представителям КПРФ также удалось выяснить, что в ряде окружных комиссий был заготовлен значительный запас бюллетеней, что категорически запрещается законом именно для окружных комиссий. Так, в комиссии Заводского округа Саратова №2 таких бюллетеней, по утверждениям коммунистов, обнаружено 14 000 штук.

Также, по их данным, победивший на выборах в облдуму по Кировскому округу №4 Вячеслав Мальцев (имеющий репутацию умеренного оппозиционера по отношению к губернатору), как выясняется, имел успех не во всех слоях электората. Так, из примерно 1600 принявших участие в голосовании в Саратовском следственном изоляторе (СИЗО) около 1300 отдали предпочтение представителю “партии власти” Раисе Осиной.

Вообще же итоги голосования в округах Кировского района Саратова произвели весьма неблагоприятное впечатление на губернатора области. Как стало известно из информированных источников, эти итоги серьезно осложнили дальнейшую судьбу главы администрации Кировского района Юрия Букреева. Нетрудно догадаться, что причиной послужил тот факт, что в законодательный орган власти области по Кировским округам прошли не те, кто поддерживался правительством. А именно: вместо бывшего депутата облдумы Владимира Шмакова, попавшего, несмотря на свою причастность к КПРФ, в правительственный список, депутатом стал начальник СВВКИУ Юрий Усынин, победивший воистину по-военному, набрав только по одному участку (на территории училища) 1300 голосов. Другим не очень нежелательным для исполнительной власти депутатом стал Вячеслав Мальцев, избранный на второй срок. Он сумел победить еще одну протеже правительства — Раису Осину, занимающую пост в министерстве труда и социальной защиты правительства области, а прежде являвшуюся главой администрации Кировского района. Опасения нынешнего главы администрации района за свое место совсем небезосновательны, поскольку прецеденты со смещением с должности за “неправильное” проведение предвыборной кампании уже имели место — не далее как на выборах в органы местного самоуправления в декабре 1996 года.

Что касается оценок итогов выборов, то, помимо позиции выигравшей “партии власти” и проигравших коммунистов, некоторую огласку получило только одно сделанное по этому поводу заявление. На прошедшем 10 сентября общем собрании членов Ассоциации самоуправляемых территорий Саратова (АСТ) эту оценку высказал ее председатель Александр Джашитов. По его мнению, не стоит разделять оптимизма ни тех, кто считает благом, что в новую Думу не прошел ни один из кандидатов, поддерживаемый КПРФ, ни тех, кто радуется, что в новом составе большинство — представители или властных структур, или бизнеса. С точки зрения Джашитова, есть большие сомнения, что эта Дума будет более эффективна, чем прежняя. Как он считает, 80% из ставших депутатами стремились получить мандат либо для лоббирования интересов небольших групп, либо для достижения “неприкосновенности”. К тому же более 50% новоиспеченных депутатов отнюдь не представляют из себя реформаторов. Все это, сказал Джашитов, вполне очевидно, потому что мы уже имеем подобный прецедент в лице Саратовской городской Думы — к тому же фактически нелегитимной, поскольку почти половина ее членов имеют депутатский мандат незаконно, по-прежнему работая в органах исполнительной власти.

1.2.    Областное правительство

1.2.1.    Структурная реформа

Выше уже говорилось о структурной реформе, которая началась в правительстве Саратовской области практически немедленно вслед за завершением выборов в областную Думу. Главные принципы этой реформы наиболее кратко изложил сам губернатор в ходе своего выступления на первом думском заседании (суть этого выступления изложена выше, в главе, посвященной этому заседанию). Кроме того, увеличилось число областных министерств (как правило, за счет придания министерского статуса комитетам при правительстве области), были произведены некоторые персональные замены, перераспределены должности заместителей и первых заместителей председателя правительства и т.д. Необходимо заметить, что реформа вылилась прежде всего в новую перетряску верхнего эшелона областного руководства — прежде подобные мероприятия уже проводились как сразу после назначения Дмитрия Аяцкова главой администрации области, так и после преобразования областной администрации в областное правительство, кроме того, процесс замен и перестановок осуществлялся более или менее интенсивно на протяжение всего года, прошедшего после победы Аяцкова на выборах, так что в итоге всех этих преобразований неизменным свой статус годичной давности сохранили лишь единицы из членов правительства. Наиболее существенные из изменений, произошедших в ходе нынешней реформы перечислены ниже.

Вместо занявшей пост заместителя председателя облдумы, председателя комиссии по вопросам социальной сферы Валентины Бобровой министром труда и социального развития области назначен бывший министр сельского хозяйства Николай Крюков. Министерство сельского хозяйства поручено первому заместителю председателя областного правительства Борису Дворкину, ранее — “министру без портфеля”. При этом если ранее министр труда и социального развития области был и заместителем председателя правительства, то теперь он лишен этого дополнительного статуса (впрочем, Крюков не имел его, будучи министром сельского хозяйства).

Что же касается должности заместителя председателя правительства Саратовской области — министра образования Владимира Чурикова, ныне ставшего заместителем председателя Саратовской областной Думы, то она была просто упразднена. Министром же науки и образования стал Геннадий Шевашкевич.

Комитет по международным отношениям и внешнеэкономическим связям преобразован в одноименное министерство, которое поручено возглавить бывшему министру промышленности области Борису Шинчуку. Его бывшее министерство временно было поручено курировать первому заместителю председателя правительства Владимиру Кайлю. Шинчук явно “пошел на понижение” — с переходом в новое министерство, имеющее громкое название, но не играющее в правительстве существенной роли, он лишился статуса первого зама. Впрочем, и Кайль не сохранил за собой это министерство — видимо, им достигнут “потолок” в процесс бурного карьерного роста — место Шинчука, который и сам занял этот пост менее года назад, перешло к Александру Калиниченко. Ранее новый министр руководил ЗАО ”Саратовмебель”.

Однако статус Калиниченко не будет точно соответствовать статусу его предшественника — в отличие от Шинчука, он не будет первым заместителем председателя правительства.

Одновременно понижение получил и Александр Жаворонский, ранее курировавший в областном правительстве сферу международных отношений — ему пришлось довольствоваться статусом руководителей одного из отделов нового министерства.

Как уже сообщалось выше, статус первого заместителя председателя правительства получил министр здравоохранения Владимир Марон. Напротив, министр труда и социального развития области, ранее одновременно являвшийся заместителем председателя областного правительства, после занятия этой должности Николаем Крюковым более заместителем являться не будет.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при правительстве Саратовской области преобразован в министерство жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Бывший руководитель комитета Павел Ворсунов повышен в статусе до министра жилищно-коммунального хозяйства. Изменен в сторону повышения и статус комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог. Отныне его возглавляет министр Саратовской области — председатель комитета, назначаемый и освобождаемый от должности губернатором. На должность министра-председателя назначен в порядке перевода Валерий Струговщиков, который и ранее возглавлял комитет.

Как наиболее значительное событие командой губернатора была преподнесена замена министра юстиции области. 12 сентября в правительстве Саратовской области его представление на должность состоялось при большом стечении официальных лиц и прессы. Министром стал Юрий Галкин, возглавлявший до этого заочный факультет Высшей школы милиции. Выступивший в начале встречи губернатор Дмитрий Аяцков сказал, что “саратовская модель структуры власти взята за основу на федеральном уровне, как самая прочная, когда все ветви работают вместе, а не выясняют отношения — и все это соответствует Конституции РФ и Уставу области”.

Перед тем, как представить нового министра юстиции, Дмитрий Аяцков сказал: “Раздумывая над дальнейшим совершенствованием структуры власти, я пришел к выводу, что нужно укрепить и юстицию. Итогом этого должен наступить конец вакханалии с правовыми актами, и перед подписью губернатора будет стоять подпись министра юстиции”. Губернатор пообещал минюсту новое помещение, а также сообщил, что в ближайшее время в Саратове, с одобрения Москвы, будет создан Центр законодательных инициатив областей и республик Поволжья.

Затем слово взял виновник акции. В коротком выступлении он обозначил два основных направления ближайшей работы министерства: принятие в ведение областного Минюста с 1 января 1997 года системы исправительных учреждений и создание института судебных приставов. К этому вице-губернатор Вячеслав Володин добавил, что министерство будет также заниматься регистрацией собственности на территории области. А полномочный представитель Президента РФ в Саратовской области Петр Камшилов выразил надежду, что, с введением института судебных приставов, минюсту удастся решить проблему исполнения судебных решений.

В целом вся эта бурная деятельность не производит впечатления тщательно планируемого и целенаправленного процесса. Как кажется, она связана в первую очередь с попытками методом перестановок бороться с имеющимися в области проблемами (другие методы, видимо, командой губернатора пока так и не выработаны) — по всей видимости, руководство области так и не сумело сформировать для себя более или хотя бы менее четкую программу действий на будущее и продолжает спонтанно бороться с раздражителями по мере их возникновения. С другой стороны, постоянные перемены и перестановки, видимо, помогают губернатору поддерживать в своей команде желаемую жесткую дисциплину, при которой даже самые высокопоставленные персонажи в правительстве вынуждены постоянно всеми методами бороться за то, чтобы удержаться на месте, а выход любого из них из повиновения просто исключен, поскольку грозит самыми скорыми ответными мерами, в результате которых провинившийся мгновенно покинет обойму статусных областных политиков и превратится в необратимого аутсайдера.

1.2.2.    Начало работы над бюджетом-1998

25 сентября состоялось очередное заседание правительства Саратовской области, главным вопросом повестки дня которого стало обсуждение процесса формирования областного бюджета на 1997 год. Министр финансов области Павел Большеданов сообщил, что бюджет будет “реальным” и “прозрачным”. Величина его доходной части определена в 4137 млрд. руб., что на 16% выше планируемого уровня этого года. Касаясь имеющихся трудностей, министр отметил, что одной из серьезно осложняющих процесс формирования бюджета проблем является наличие в области крупного внутреннего долга, который к концу года может достичь 1490 млрд. руб. Вопрос о том, кто и за счет каких источников будет погашать его, остается открытым.

Здесь интересно сказать несколько слов о том, каким образом образуется довольно значительная часть этого долга. Выступая с содокладом на заседании постоянно действующего совещания при мэре Саратова 10 сентября, зам начальника городского управления ЖКХ Валерий Васильев рассказал о причинах убыточности работы коммунальных предприятий города, долгах бюджета на покрытие расходов за содержание коммунальной сферы (покрыто только 40% от требуемого) и задолженности по зарплате работникам служб (35 млрд. руб.). При этом он сообщил также, что до сих пор коммунальщики не получили ни рубля за работу по благоустройству города и прочие работы как к приезду Президента РФ, так и к юбилею губернии. Управлению ЖКХ Саратова пока даже неизвестны и источники финансирования этих работ, поскольку они проводились и проводятся вне плана основных текущих мероприятий.

Что же касается дальнейшего хода выступления областного министра, то, закончив говорить о внутренних долгах, он подверг критике областные министерства за недостаточно ответственное отношение к экономии средств через сокращение числа неэффективных учреждений — ими тут же формируется новая сеть, сводящая экономию на нет. Министр заметил, что в принципе ничего не имеет против этого процесса, но считает, что искать средства для финансирования новой сети следует на федеральном уровне. Он настаивал на более ответственном подходе к формированию бюджета со стороны глав районных администраций.

Вице-губернатор Вячеслав Володин, также выступивший по данному вопросу, отметил, что в этом году стоит учесть ошибки, допущенные при формировании предыдущего бюджета. Он сообщил, что в прошлый раз была завышена планка при оценке величины поступлений, и этого не следует повторять. “Надо, чтобы прогноз соответствовал действительности”, — подчеркнул Володин. Он также призвал активнее использовать внутренние резервы области, а не только надеяться на Москву. По его мнению, многие вопросы можно решить за счет проведения облигационных займов или общего сокращения затрат.

1.3.    Губернатор

На протяжении сентября губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков продолжал сохранять высокую активность, как бы пребывая в состоянии боя с неким противником, который, впрочем, после ухода с политической арены коммунистов совершенно перестал быть видимым. Соответственно, все более причудливый характер приобретала сама борьба, в речи губернатора все чаще стали звучать довольно странные утверждения. Так, на своей пресс-конференции 1 сентября он фактически обвинил одного из недостаточно лояльных к нему бывших депутатов областной Думы Олега Карпова (ныне занятого созданием Союза национального освобождения России) в том, что тот готовил покушение на президента Бориса Ельцина в ходе его визита в Саратовскую область (!?!). Карпов эти обвинения категорически отверг, однако с обеих сторон не было предпринято никаких шагов для доказательства своей правоты. Кроме того, в выступлениях губернатора стала звучать мысль о безымянных недоброжелателях из числа федеральных политиков, которые пытаются то воспрепятствовать визиту в область президента, то принизить роль празднования мнимого 200-летия Саратовской губернии. В этом же ключе (то есть происками столичных недоброжелателей) местные СМИ объяснили отсутствие фамилии Аяцкова в списке наиболее влиятельных политиков РФ по итогам опросов экспертов, публикуемых “Независимой газетой”. Заметим, что вообще-то Аяцков в рейтингах “Независимой газеты” никогда и не был постоянной персоной.

В то же время губернатор продолжал расширение собственных полномочий на региональном уровне. Так, мотивируя свои действия многочисленными жалобами и обращениями трудовых коллективов акционерных обществ на то и дело проводимые проверки компетентными структурами вопросов финансово-хозяйственной деятельности и законности приватизации предприятий, он распорядился впредь проводить вышеуказанные проверки только с его письменного согласия, а в случае его отсутствия — с согласия заместителя председателя правительства области, министра собственности и банкротства области Николая Владимирова. Распоряжение это касается всех осуществляющих подобные проверки структур — и местных, и федеральных. Руководителям акционерных обществ, созданных в процессе приватизации на территории Саратовской области, было предложено сообщать в аппарат губернатора области обо всех осуществляющихся проверках.

Аяцковым были предприняты новые шаги, направленные на регулирование регионального рынка алкогольной продукции и, в частности, на защиту интересов местных производителей спиртного. В сентябре принято постановление, которым — “временно, до установления лицензионных сборов федеральным законом” — устанавливаются следующие размеры оплаты за лицензирование деятельности по закупке и поставке этилового спирта, содержащих его растворов и алкогольной продукции:

за рассмотрение заявления — 0,1 минимального размера оплаты труда:

за оформление лицензии — 3 минимальных размера оплаты труда;

за поставку и закупку этилового спирта из пищевого сырья, произведенного за пределами области, и спиртосодержащих растворов — 1,5% минимального размера оплаты труда за литр;

за поставку и закупку алкогольной продукции, произведенной за пределами области, однородной выпускаемой предприятиями области — 25% минимального размера оплаты труда за литр.

Органам местного самоуправления предписано рассмотреть вопрос о дифференцировании ставок местного налога на право торговли винно-водочными изделиями, предусмотрев льготы для предприятий, реализующих продукцию, которая изготовлена местными товаропроизводителями. Информация о выполнении данного предписания должна быть представлена в областное министерство торговли области в месячный срок. Тем же постановлением для контроля за качеством спирта и алкогольной продукции вводится обязательное обследование “объектов, осуществляющих их производство и оборот”. Обязанности по организации обследования объектов лицензирования возложены на министерство торговли области.

Это далеко не первый нормативный акт, принимаемый на территории Саратовской области для частичного ограждения местных производителей алкогольной продукции (в первую очередь — АО ”Ликсар”) от конкурентов из других областей и республик РФ. Некоторые из ранее выпускавшихся документов такого рода уже становились предметами юридических споров, которые констатировали неправоту областных властей, но, видимо, не уменьшили желания губернатора создать ликсаровской водке условия “наибольшего благоприятствования”.

Наконец, губернатором было воплощено в жизнь его обещание месячной давности о снижении цен на хлеб. С 20 сентября подольский хлеб (600 г.) стоит в розницу 1500 руб., причем оптово-отпускная цена его равняется 1280 руб. Цена на муку ограничена 1520 рублями за килограмм. Заинтересованным областным министерствам предписано принять меры по оказанию помощи предприятиям мукомольной и хлебопекарной промышленности с целью снижения затрат на производство хлеба и до 1 октября добиться погашения перед ними задолженности всех уровней (данных о выполнении этого требования губернатора пока нет). Сами предприятия, выпускающие упомянутую продукцию, губернатор “считает необходимым” освободить от сборов в дорожный фонд (это решение еще должна утвердить областная Дума). Главам муниципальных образований области рекомендовано также освободить эти предприятия от местных налогов. Министерству торговли области предписано принять меры по своевременным расчетам за полученную магазинами хлебную продукцию, а продовольственной корпорации — выделить для мукомольных предприятий шестимесячную ссуду в виде пшеницы III класса в количестве 11 тыс. тонн.

2.    Мнимый юбилей Саратовской губернии

2.1.    Краткое описание

Наиболее заметным событием месяца стало, несомненно, празднование так называемого 200-летия Саратовской губернии (в официальных документах — “восстановления губернии”). Это широкомасштабное пропагандистское шоу, явно пристроенное “в кильватер” празднованию 850-летия Москвы, с самого начала задумывалось как центральное мероприятие года. Однако само мероприятие оказалось заметно диссонирующим с развернутой вокруг него шумихой. Изобилие агитационных материалов и праздничных лозунгов и листовок с текстом “Саратовской губернии — 200 лет” никак не отменяли того факта, что областной центр к началу праздников сумел подготовиться в основном лишь косметически — позже даже губернатор среди предпраздничных достижений упоминал прежде всего уборку и приведение в порядок спортивных сооружений. В очередной раз повсюду были побелены придорожные бордюры (которые при этом чаще всего даже не удосужились отремонтировать) и обновлена дорожная разметка, кое-где были заново заасфальтированы улицы. Даже качество праздничных лозунгов оставляло желать лучшего — массовость их была достигнута за счет бумажных листовок или самоделок предпринимателей, которых обязали за собственный счет украсить свои заведения праздничной символикой. Действительно качественных плакатов было немного, а уже непосредственно за пределами городского центра многие из праздничных текстов представляла собой просто надписи на заборах предприятий.

Одним из главных событий праздника стало прибытие на него звезд российского кино — Спартака Мишулина, Аристарха Ливанова, Натальи Крачковской, Анатолия Кузнецова, Александра Панкратова-Черного и др. — в рамках вторично проводящегося в Саратовской области фестиваля “Эхо Кинотавра”. “Звезды” должны были выступить не только перед саратовцами, но и перед жителями самых отдаленных районов области — они были распределены по районам на различные числа сентября, с 12-го по 14-е. При этом артистам приходилось постоянно переезжать из одного района в другой. В Саратове три кинотеатра в рамках того же фестиваля показали нашумевшие в последнее время российские фильмы — “Три истории” (К.Муратова), “Привет, дуралеи!”, (Э.Рязанов), “Ермак” (режиссер В.Краснопольский) и “Не валяй дурака” (режиссер М.Евдокимов).

Праздник также включал в себя обширную концертную и дискотечную программу, в которой приняли участие как приглашенные из Москвы популярные исполнители (“На-на”, “Мираж”, А.Вески, И.Гулькина), так и местные самодеятельные коллективы (общим числом 83). Гостем праздника стала Монсеррат Кабалье, давшая единственный концерт в саратовском оперном театре (отметим, что эта акция спонсировалась корпораций “British-American tobacco” вне всякой связи с юбилеем). Ночные дискотеки, проводившиеся непосредственно на Театральной площади перед правительством области и на Набережной Космонавтов, сопровождались фейерверками. На набережной днем 20 сентября состоялось большое шоу с демонстрацией фигур высшего пилотажа современными истребителями. В городском парке прошел самодеятельный рыцарский турнир, участники которого приехали из нескольких городов России. Состоялся также так называемый “Губернаторский бал” в театре оперы и балета, но на него допускался только очень узкий круг приглашенных.

Венцом праздника стало довольно скучное 5-часовое действо, проводившееся 21 сентября на стадионе “Локомотив”. Основу его составил так называемый “Парад земель”, в ходе которого представители всех районов области колонной прошли перед трибунами. Каждая делегация включала в себя не более сорока человек, из них пятеро — главы администраций сотоварищи. Было также оговорено, что сорок пригласительных билетов будут выдаваться только участникам “Парада земель” и не распространяются на различные художественные и хореографические коллективы, с которыми существует отдельная договоренность об участии в торжествах. Каждая “земля”, то есть район, проходя по стадиону, имела при себе соответствующее художественное оформление, причем символика Саратовской губернии была признана маложелательной — ее достаточно было и на трибунах. Заранее были строго запрещены подношения даров губернатору, что объяснялось большим количеством принимающих участие в шествии, а также недостатком времени. Вся колонна прошла по стадиону за три часа.

Практически все культурные учреждения города приурочили к 200-летию разного рода свои мероприятия. При этом для многих это были просто календарные составляющие их обычной программы, на сей раз получившие “в нагрузку” дополнительный смысл.

Кроме того, к празднику на Театральной площади перед IV корпусом СГУ был заложен камень в основу будущей часовни, которую решено было выстроить на месте разрушенной большевиками, а между правительством области и епархиальным управлением было подписано соглашение о сотрудничестве. Еще одним новшеством стало появление в холле областного правительства галереи бюстов саратовских губернаторов.

На празднование в Саратов прибыли представители Москвы, ряда субъектов Федерации и некоторых зарубежных государств.

2.2.    Оценка губернатором значения юбилея

Уже вскоре после окончания празднования так называемого 200-летия губернии, губернатор Дмитрий Аяцков выступил с самыми высокими оценками его значения для области, в частности, заявляя, что “такие праздники надо придумывать”.

На первом послепраздничном заседании правительства Саратовской области он поздравил всех его участников с окончанием юбилейных торжеств и поблагодарил за помощь, оказанную при их подготовке. Торжества эти, по его мнению, “пришли в каждую семью, прошли через каждое сердце, сознание”. По словам губернатора, в Москве теперь практически все говорят об этом празднике. “Как бы отдельные федеральные политики ни старались принизить роль 200‑летия — принизить ее нельзя!” — заявил губернатор.

Далее он сообщил, что в ближайшее время “наверняка состоится” визит в область президента Франции Жака Ширака, который необходим, в первую очередь, чтобы еще больше поднять авторитет нашего субъекта Федерации, улучшить в нем инвестиционный климат (визит, как и следовало ожидать, не состоялся). Губернатор считает: “Это будет свидетельствовать, что в Саратовской области ситуация стабильна или близка к стабильности”. Подводя итоги деятельности своей команды за год, Аяцков заметил, что своего рода “битва за Москву” ею уже выиграна. Но до “взятия Рейхстага” предстоят еще “Сталинград”, “Кенигсберг” и др.

В этой связи он особо подчеркнул важность серьезного отношения к бюджетному процессу, который станет надежным фундаментом на новом этапе его — и его команды — борьбы. Новый этап требует не голого энтузиазма, а систематической деятельности. Особо Аяцков подчеркнул положительное значение структурной реформы в областном правительстве и итогов выборов в областную Думу второго созыва. Первая, по его мнению, дает уверенность в том, что поставленные задачи будут выполнены, а вторые — что от решения этих задач “нас не будут отвлекать внутренние противоречия”.

Среди ближайших важных задач Дмитрием Аяцковым были названы решение проблем ВПК и границы с Казахстаном, работа над программой жилищно-коммунальной реформы и т.д.

2.3.    Некоторые специфические итоги

Подведение итогов торжеств стало поводом для многочисленных награждений. Так, к концу сентября были подведены итоги конкурса среди городов, районов, поселков и сел области на лучшее проведение работ по благоустройству к празднованию так называемого 200-летия. В городской номинации по итогам конкурса почетной грамотой губернатора и денежной премией награждены:

за I место (500 млн. руб.) — Энгельс;

за II место (300 млн. руб.) — Ртищево;

за III место (200 млн. руб.) — Маркс.


В номинации районных центров грамоты и денежные премии в тех же размерах получили:

за I место — Ивантеевка;

за II место — Балтай;

за III место — Базарный Карабулак.

Грамоты в сопровождении премий меньшего размера получили многочисленные села и поселки области.

Были отмечены и персональные заслуги. За успешную подготовку и проведение юбилея ряд руководителей областных министерств и ведомств, а также саратовской мэрии, принимавших непосредственное участие в подготовке и проведении этого мероприятия, были премированы в размере своего двойного месячного заработка. Им также было разрешено премировать специалистов, принимавших участие в подготовке и проведении празднества. Аналогичную рекомендацию от губернатора получило и руководство саратовской мэрии.

В “головной список” премированных попали первый заместитель председателя правительства области В.Володин, министр транспорта и связи А.Абрамов, управляющий делами правительства области С.Бойко, заместитель председателя правительства, министр финансов П.Большеданов, руководитель аппарата губернатора А.Дурнов, председатель комитета по внешнеэкономическим связям при правительстве области А.Жаворонский, начальник управления по взаимодействию с территориями и контрольной работе аппарата губернатора В.Зародин, министр строительства и архитектуры Н.Зенин, заместитель министра торговли П.Иванченко, министр культуры И.Кияненко, министр информации и печати И.Кузьмин, первый заместитель председателя правительства, министр здравоохранения В.Марон, заместитель мэра Саратова, начальник департамента градостроительства и землепользования, председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству И.Ненашев, начальник управления государственной автомобильной инспекции управления внутренних дел Саратовской области А.Реснин, министр по делам молодежи, спорту и туризму А.Россошанский, первый заместитель мэра Саратова А.Соколов, начальник управления по обеспечению общественного порядка облУВД П.Стрелков, заместитель мэра Саратова, начальник департамента социальной сферы О.Фадеев, начальник правового управления аппарата губернатора Г.Хазов, министр торговли Р.Халиков, министр образования Г.Шевашкевич, министр международных отношений и внешнеэкономических связей Б.Шинчук, первый заместитель министра экономики и инвестиционной политики А.Щербаков.

3.    Наука и культура

3.1.    Реформа вузов

В сентябре получили окончательное подтверждение долго циркулировавшие в Саратове слухи о слиянии и укрупнении ряда существующих в области вузов. Произошло это на заседании областного правительства, которое состоялось 25 сентября. Речь на нем, среди прочего, шла и о программе развития высшего профессионального образования и науки в области на 1997-2000 г.г. Доклад подготовил министр образования области Геннадий Шевашкевич. По его словам, вузы области сохранили свой материальный и кадровый потенциал, а об их престиже говорит тот факт, что в этом году на одно место в них претендовало в среднем 2,8 человека. Теперь настало время привести количество и качество готовящихся вузами специалистов в соответствие с требованиями рынка труда. Кроме того, проблемами являются параллелизм, когда специалистов одного профиля готовят сразу в нескольких вузах, отсутствие вертикальной интеграции между средней и высшей школой, разрыв связи между академической и отраслевой наукой.

Министр подчеркнул, что задача сокращения приема в вузы (в том числе — негосударственные) не ставится — авторы программы исходят из необходимости сохранить для всех возможность получения высшего образования. Программа не предусматривает и перехода от федерального управления и обеспечения вузов к региональному — предполагается сочетание обоих принципов. Однако предстоит сокращение числа самих вузов — в СГУ им.Чернышевского будут влиты два пединститута, сельскохозяйственные вузы объединятся, в технический университет предполагается включить некоторые техникумы. Выполняется эта работа по поручению президента. Шевашкевич также выразил намерение работать над созданием в области военной академии на основе всех саратовских военных училищ.

Надо заметить, что это несколько отличается от заявлений, сделанных ранее губернатором и сводящихся к тому, что в Саратове должно остаться четыре вуза — “гуманитарный университет”, “технический университет”, “сельскохозяйственный вуз” и “военная академия”. Видимо, в эту схему так и не удалось вписать Поволжскую академию госслужбы, академию права и экономическую академию (хотя окончательные выводы о распаде этой схемы делать еще рано — упорно ходят, например, слухи о вхождении экономической академии в СГУ). Однако, и нынешнее положение дел воспринимается во многих вузах без всякого энтузиазма — слияние грозит сокращением “параллельных кафедр”, увеличением нагрузки на преподавателей без адекватного повышения зарплаты и т.п. Более всего недовольны в СГУ им.Чернышевского, где возмущение у многих вызывает уже сам факт слияния с “непрофильными” вузами — по мнению недовольных, авторы концепции реформы просто не в состоянии понять существо различий между университетом и педагогическим институтом. При этом, именно это слияние может начать реформу — по новой распространившейся в академических кругах информации, оно может произойти еще до начала следующего учебного года. Механизм конкретного осуществления этой реформы до сих пор остается неизвестным.

Процесс реформирования коснулся не только вузов. Так, в Саратове появилось новое среднее специальное учебное заведение — Саратовское областное училище искусств, имеющее статус государственного учреждения среднего профессионального образования. Впрочем, общее число учебных заведений города при этом не увеличилось, а уменьшилось, поскольку новое училище создано путем слияния Саратовского музыкального и Саратовского хореографического училищ.

3.2.    Театр

9 октября саратовская Академдрама открыла свой новый, юбилейный, 195-й театральный сезон. Впервые за много лет театр начал его не только без своего художественного руководителя и главного режиссера Александра Дзекуна, но и без художественного руководителя вообще. В результате произошедших летом событий, в которых активное участие приняли областное министерство культуры и лично министр Илья Кияненко, Александр Дзекун был вынужден сложить с себя полномочия руководителя театра. Следует подчеркнуть, что именно он принес саратовской Академдраме российскую известность и, соответственно, фактически сформировал ее имидж и стиль. По неофициальным данным, знаменитый режиссер давно вызывал недовольство областного руководства тем, что ставил спектакли “непонятные народу” и не желал ставить ничего “веселого”.

Как рассказывают в театре, в середине месяца Дзекун принял окончательное решение и все-таки уволился из театра и с 16 сентября не числится больше его сотрудником. На этом фоне весьма примечательным кажется тот факт, что ранее развешанные афиши, посвященные началу театрального сезона, уже не содержали его имени. В настоящее время Александр Дзекун приглашен Новосибирским театром для постановки спектакля. О дальнейших его планах никакой информации не имеется. По все тем же неофициальным, не поддающимся полному подтверждению данным, один из высокопоставленных чиновников областного правительства на высказывание кого-то из сотрудников театра о том, что Дзекун — режиссер известный во всей России, заявил: “Вот пусть он и работает где-нибудь в России, а мы будет гордиться, что он имел отношение к нашему театру”.

Что же касается самой Академдрамы, то часть труппы не испытывает недовольства увольнением прежнего руководителя, имеющего славу не только талантливого постановщика, но и человека со сложным и весьма авторитарным характером, и живет предвкушением новшеств, которые принесет с собой новое руководство. Однако никого в театре не радует то обстоятельство, что ни каким будет это новое руководство, ни — главное — когда оно будет назначено областным Минкультом — совершенно неизвестно.

4.    Проблема территориального общественного самоуправления

В сентябре с неожиданной силой вспыхнуло давно тлеющее противостояние саратовской Ассоциации самоуправляемых территорий (АСТ) и Саратовской городской Думы по вопросу о распределении функций между районными администрациям и органами территориального общественного самоуправления.

10 сентября состоялось общее собрание членов АСТ. В его ходе председатель ассоциации Александр Джашитов затронул тему предстоящих слушаний гордумы, касающихся проблемы территориального общественного самоуправления. Он заявил, что “если Дума примет свой вариант нормативных документов по деятельности органов территориального местного самоуправления (фактически низводящий КТОСы в правах до уровня общественных организаций, лишающий их почти всех источников финансирования и оставляющий в их ведении минимум вопросов, таких, как уборка территории. — Д.Ф.), я обращусь в представительство Президента РФ в Саратовской области и к прокурору с протестом — в том числе относительно нелегитимности гордумы, поскольку 11 депутатов до сего времени имеют мандат незаконно, не сложив полномочия в органах исполнительной власти”. На заданный присутствующими вопрос: смогут ли председатели КТОС принять участие в слушаниях? — Джашитов сказал, что это в Думе еще не решено (!), но он поставил в известность заместителя постоянной комиссии по местному самоуправлению С.Петрова, что придут все.

23 сентября в Саратовской городской Думе прошли и сами слушания по теме “Местное самоуправление и территориальное общественное самоуправление: теория, практика, перспективы развития”. В них приняли участие 8 из 29 депутатов гордумы, представители облдумы, мэрии Саратова и районов города, академии права, академии госслужбы и комитетов территориального общественного самоуправления.

Поводом для встречи было то, что вот уже в течение полугода в гордуме идет подготовка нормативных актов, которые определили бы функционирование общественного самоуправления на территории Саратова. В ходе этой работы столкнулись интересы депутатов, считающих существующие КТОСы некими придатками местных органов власти и стремящихся ограничить их самостоятельность, с интересами представителей КТОС, проводящих свою политику через АСТ, которая наработала свой пакет документов, регламентирующих деятельность КТОС.

В ходе слушаний выяснилось, что разное отношение к проблеме местного общественного самоуправления возникает не из-за отсутствия четкой правовой основы, а из-за незнания депутатами и непонимания ими сути местного самоуправления. Юрист Леонид Лукашов указал на ошибочность стремления отнести органы территориального общественного самоуправления к чисто самодеятельным организациям, поскольку эта система упорядочена федеральными законами. В этом же русле высказалась и представитель академии госслужбы Валентина Рогожкина, подчеркнув, что КТОС выбирается населением для реализации права управлять территорией.

После внесения юристами ясности дальнейшее обсуждение проблемы с участием председателя АСТ Джашитова, главы администрации Фрунзенского района Ускова, депутата Папуши пошло вокруг главного камня преткновения — из чего должны складываться средства КТОС? Участникам обсуждения решение этой проблемы видится в формуле: власти должны давать деньги КТОС, но только на осуществление тех полномочий, которые передаются им самими властями. Остальные деньги должно дать само население.

В заключение слушаний было решено образовать согласительную комиссию, которая бы учла все замечания и предложения в окончательном варианте документа, а тот в дальнейшем будет вынесен на думское заседание.

5.    Социальная напряженность

5.1.    Несостоявшееся возмездие за акцию протеста

2 сентября закончилось “мировой” состоявшееся в Ленинском районном суде Саратова рассмотрение иска муниципального предприятия “Саргорэлектротранс” к стачкому АО”Рефлектор” о возмещении понесенного в связи с простоем городского общественного транспорта материального ущерба. Иск был на сумму 4 970 400 руб.

В феврале на базе АО”Рефлектор” был организован первый в Саратове стачком, добивавшийся выплаты работникам предприятия долгов по заработной плате. Тогда им было принято решение начать пикетирование областного правительства, закончившееся блокадой проходящей перед ним транспортной магистрали. Эти действия работников предприятия и стали причиной появления иска.

Однако за прошедшее с февраля время в “Саргорэлектротрансе” сменилось руководство, а новый руководитель пошел навстречу стачкому, решив не трогать людей, много месяцев не получавших зарплату. В итоге претензии было решено снять.

Однако само появление такого иска весьма знаменательно и при проведении следующей подобной акции заставит ее организаторов задуматься о возможных последствиях. В то же время, как показывает опыт, блокирование автомагистрали пред зданием областного правительства часто остается единственным способом привлечения внимания властей к проблемам работников предприятий города. Тот же стачком “Рефлектора” до того, как пойти на эту меру, долгое время проводили свои пикетирования не нарушая общественного порядка, но сдвиг в сторону выполнения его требований произошел только после того, как рабочие решились перекрыть улицу.

5.2.    “Микрошлиф”

16 сентября работники ОАО”Микрошлиф” числом до 50 человек, возглавляемые инициативной группой, пришли к зданию правительства области, чтобы в очередной раз выразить возмущение действиями администрации предприятия, не выплачивающей заработную плату с августа 1995 года.

Как сообщил руководитель инициативной группы Павел Калашников, проведенные в июле и августе акции протеста результата не дали, и вот теперь губернатору области было передано письмо с требованием воздействовать на администрацию завода. В случае, если до 18 сентября требования не будут выполнены, заводчане угрожали провести политическую акцию в день торжеств по случаю 200‑летия губернии. Письмо было немедленно передано губернатору, а депутацию принял первый заместитель председателя правительства области Владимир Кайль, который назначил встречу вечером того же дня для обстоятельной беседы в присутствии представителей администрации завода и АО”Нарат”, владеющего контрольным пакетом его акций.

На вопрос о том, из каких источников может быть погашен долг по зарплате в размере 2,4 млрд. руб., Калашников ответил: речь идет о том, что “Нарат” собирался взять кредит в Сбербанке под залог недвижимости, и намерены требовать, чтобы эти деньги пошли на погашение долга.

Что касается общей ситуации на заводе, то после прохождения процедуры банкротства арбитражным судом было введено внешнее управление, но управляющий вскоре почти перестал здесь появляться. С 29 июля всем работникам завода предложено было написать заявления о предоставлении отпуска без содержания до 1 января 1998 года, что, как известно, незаконно. По поводу загрузки предприятия члены делегации сообщили, что заказы есть, но администрация не может обеспечить производственный процесс всем необходимым.

Вечером назначенная Кайлем встреча состоялась. В ней участвовали представители трудового коллектива, первый вице-президент АО”Нарат” Григорий Маныгин, чиновники министерства промышленности (В.Мельников), министерства экономики (А.Щербаков) и министерства собственности и банкротства (В.Буров), а также директор территориального агентства по банкротству В.Филипченко. Итогом совещания было, в частности, решение:

1. Руководству АО”Нарат” до 22 сентября 1997 года оформить в сбербанке кредит в размере 5,1 млрд. руб.

2. Руководству АО”Нарат” начать выплату заработной платы работникам АО “Микрошлиф” с 24 сентября 1997 года.

17 сентября на заводе прошло собрание трудового коллектива, на котором, после оглашения всей информации, было определено, что в случае, если 24 сентября выплата зарплаты не начнется, работники возобновят акцию протеста.

24 сентября пришедшие в кассу заводчане были разочарованы: обещанных денег не было. Собравшись в тот же день в клубе завода, работники приняли решение вновь отправить своих представителей в правительство области. Здесь депутация от рабочих вновь имела беседу Владимиром Кайлем. Как рассказали участники беседы, им не было сказано ничего конкретного кроме того, что президент АО”Нарат” г-н Аблязов в отъезде и какое-то решение может быть принято не ранее 1 октября.

5.3.    “Саратовский ДСК”

На 26 сентября намечалась акция протеста работников АО”Саратовский ДСК” в форме митинга у здания правительства Саратовской области, о чем в администрацию Саратова было подано соответствующее уведомление за подписью председателя совета директоров АО В.Задворнова. Поводом для проведения акции (кстати, не первой) послужила задолженность предприятия своим работникам по зарплате в сумме 5 млрд. руб.

Однако, позже представители администрации Саратова сообщили, что за несколько дней до митинга в мэрию поступил протокол заседания совета директоров ДСК, прошедшего 22 сентября, на котором было изложено решение освободить от обязанностей председателя совета директоров В.Задворнова “в связи с болезнью” и отозвать подписанное им уведомление о проведении митинга. Также в решении указано, что “в дальнейшем уведомления о митингах подписываются советом директоров”.

Позже из информации, также полученной в администрации Саратова, стало известно, что Задворнов действительно был освобожден от обязанностей, но не на этом заседании, а 24 сентября. Причиной отстранения его от должности, по имеющейся информации, послужило то, что он, не считаясь с мнением членов совета директоров, подписывал уведомления о проведении работниками ДСК акции протеста против хронической невыплаты зарплаты на предприятии.

5.4.    Стачка автотранспортников

29 сентября на Театральной площади Саратова собралось не менее сотни владельцев и арендаторов пассажирских автобусов, занимающихся частным извозом. Привело их туда негодование по поводу устного распоряжения начальника транспортной инспекции Саратова г‑на Дорошина, обязывающего их всех (а прежде всего тех, чей маршрут проходит по Московской улице) перекрасить машины по предлагаемому образцу в цвета российского флага.

Как выяснилось, пикетчики в принципе возражают не против перекрашивания, а против того, что их обязывают осуществить его за собственный счет. Стоит перекраска от 4,2 млн. руб. за маленький автобус до 6,8 млн. за большой. К тому же потом придется платить также за перерегистрацию машин и прочее, что тянет еще примерно на миллион рублей.

Посланные к председателю комитета по транспорту, дорогам и связи правительства области Александру Абрамову представители вернулись с известием, что, по словам этого чиновника, ничего изменить нельзя, поскольку инициатива (также в устной форме) исходит от самого губернатора. После этого пикетчики перешли к зданию облдумы и сумели встретиться с замом ее председателя Николаем Семенцом. Выслушав гостей, он ограничился тем, что посоветовал написать прошение на имя председателя Думы Александра Харитонова и заместителя председателя правительства Владимира Кайля.

Тем не менее, автобусники заявили, что постараются добиться отмены, поскольку требование, предъявленное им, противоречит законодательству — хотя бы в том, что правилами технического осмотра не предусматривается иметь определенную окраску автобусов. Если и это не поможет, то водители готовы пойти на крайние меры. Пока же утром 29 сентября автобусам было запрещено выходить на линии. На следующий день они не вышли на линии уже по собственной инициативе — началась стачка. Итоги этого противостояния до сих пор остаются неясными.

 

 

 



* Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.