Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тверская область

Сергей глушков

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1997 года

1.    ОСНОВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКие СОБЫТИЯ

Важнейшим и даже переломным событием сентября можно считать вынесенное 12 сентября Тверским областным судом решение по жалобе губернатора Тверской области В.И.Платова на постановление областной избирательной комиссии от 28 мая с.г. о регистрации группы избирателей, инициировавших процедуру его отзыва. Широкая волна недовольства деятельностью губернатора, вызванная как его очевидными просчетами и ошибками (прежде всего в кадровой политике), так и общим обострением социально-экономической ситуации в области, связанной с невыплатами зарплат и пенсий, к концу лета уже пошла на спад. Поэтому решение областного суда, признавшего не соответствующим закону вышеназванное постановление облизбиркома и, как следствие, аннулировавшего выданное инициативной группе свидетельство о регистрации, не вызвало никаких актов протеста и вообще сколько-нибудь заметного возмущения. “Отзовисты” обратились с обжалованием этого решения облсуда в Верховный суд РФ. Но, тем не менее, все политические расчеты, связанные с возможностью отзыва губернатора Платова (что казалось вполне вероятным), ныне отброшены как противниками, так и сторонниками Платова.

Отчасти снизилась и протестная активность, наиболее ярким выражением которой в течение всего нынешнего года было проведение возле здания областной администрации каждый вторник несанкционированных пикетов и митингов, почти всегда сопровождающихся перекрытием движения городского общественного транспорта. Представителям администраций города и области удалось договориться с большей частью пенсионеров — участников акций протеста о прекращении этих пикетов и митингов с условием проведения периодических встреч руководителей города и области с пенсионерами. Первая такая встреча состоялась 23 сентября, хотя небольшая группа “непримиримых” из движения “Трудовая Тверь” все равно предпочла уличное пикетирование.

К числу нашумевших сентябрьских событий следует отнести и арест 15 сентября депутата Тверской городской Думы, председателя постоянной комиссии по муниципальной собственности Владимира Косых. Он уличен в получении 4500 долларов США в качестве выкупа за угнанный автомобиль. Принадлежность В.А.Косых к криминальному миру и прежде не была такой уж большой тайной. Став в октябре 1996 г. депутатом городской Думы в результате почти откровенного подкупа избирателей, он проявил недюжинную активность, добившись образования “под себя” новой постоянной комиссии и приложив немало усилий для того, чтобы установить фактический контроль над городской Думой. Его намерение баллотироваться в депутаты Законодательного собрания, как предполагают, побудило правоохранительные органы провести операцию, приведшую к его аресту. Помимо обвинения в вымогательстве ему, видимо, будут предъявлены обвинения и в других преступных действиях. Наблюдатели отмечают удивительное совпадение ареста В.А.Косых с объявлением общероссийской кампании по борьбе с проникновением криминалитета во властные структуры.

2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Никаких серьезных подвижек в экономической ситуации в сентябре не наблюдалось. Почти все крупные предприятия области, за исключением двух полиграфкомбинатов, а также некоторых стекольных заводов, остаются в “лежачем” положении. Кризис неплатежей по-прежнему не отпускает и крупнейшего в области должника всем бюджетам — Калининскую АЭС. Результатом этого кризиса стало фактическое банкротство последнего из тверских банков — “Прогресспромбанка”, заморозившего вклады десятков тысяч тверичей.

Статистика отмечает снижение в этом году уровня жизни в Тверской области. По данным областного комитета госстатистики, среднедушевой денежный доход по Тверской области с учетом индекса потребительских цен в июле 1997 г. по сравнению с июлем прошлого года снизился на 12%. Прожиточный минимум за тот же период вырос на 7,3% и составил 318,1 тыс. руб. Покупательная способность населения снизилась на пять процентных пунктов. В то же время численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась за год на 9,6% и составляла в июле 1997 г. 35,1% от общей численности населения. В июне она составляла всего 20,7%, то есть месячный скачок составил 14,4%.

Сентябрь определил также фактический отказ губернатора Платова от проведения бюджетно-налогового эксперимента в варианте, предусматривающем практическое выведение Тверской области из единого налогового и бюджетного пространства России с превращением областного бюджета в единственного уполномоченного плательщика федеральных налогов. После серии переговоров в правительстве предполагается перечисление в федеральный бюджет всего причитающегося с области налога на добавленную стоимость, оставив в распоряжении области все остальные налоги. Эта идея так же, как и предшествующий вариант эксперимента, уже подвергается критике. Выгодность такого распределения налогов для области вызывает сомнения у ряда экономистов.

3.    Накануне выборов ЗАКОНОДАТЕЛЬНого собрания

3.1.       Заседание Законодательного собрания.
Отношения исполнительной и законодательной власти

Переломным для губернатора оказалось 49-е заседание Законодательного собрания (ЗС) области, состоявшееся 17 сентября после долгого летнего перерыва. С самого избрания в декабре 1995 г. В.И.Платова губернатором взаимоотношения его команды с областными законодателями складывались очень сложно и в целом весьма неудачно для исполнительной власти. Большинство инициатив губернатора, направленных на укрепление губернаторской власти, встречали решительное сопротивление областных законодателей. Особенно стойкого противника своим намерениям превратить губернаторский пост в некое подобие российского президентского, стоящего и над исполнительной, и над законодательной властью, В.И.Платов нашел в лице заместителя председателя Законодательного собрания Валерия Нехаева, профессионального юриста, до своего избрания работавшего заместителем начальника управления юстиции администрации области. Чувствительны для губернатора были и не столь давние отказы ЗС изменить закон о порядке отзыва губернатора в сторону усложнения процедуры. Поэтому особое значение для него имеют назначенные на 14 декабря с.г. выборы в Законодательное собрание.

Ключевым вопросом повестки дня 49-го заседания было обсуждение предложений губернатора о внесении изменений в Закон Тверской области “Об особенностях правового статуса и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципальных образований Тверской области (муниципальных должностях категории “А”)”. Суть предлагаемых изменений сводилась к тому, чтобы разрешить главам местного самоуправления оставаться на своих должностях в случае избрания депутатами Законодательного собрания. Заинтересованность губернатора в этом разрешении связана с очевидной ныне финансовой зависимостью районных и городских администраций от областной исполнительной власти. Эта зависимость превращает глав местного самоуправления в послушных исполнителей губернаторской воли, а в случае их избрания в Законодательное собрание поможет губернатору практически подчинить себе представительную власть. Выборы в Законодательное собрание 1994 года показали, что у глав местных администраций практически не возникает проблем с избранием — все главы, выставившие свои кандидатуры, стали депутатами. Учитывая то обстоятельство, что в ходе прошлогодних выборов глав местного самоуправления губернатору удалось провести многих “своих” людей на эти посты, понятно его стремление закрепить этот успех и на выборах в Законодательное собрание.

Данное предложение уже обсуждалось прежде, но депутаты не решались тогда пойти на очевидное нарушение ст.60 федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”, согласно которой на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих. На нынешнем заседании Законодательного собрания об этом законе напомнил депутатам и первый заместитель прокурора области В.А.Федулов. Однако близость выборов, очевидная заинтересованность депутатов — глав администраций, а также предварительная “обработка” других депутатов, в первую очередь из числа предпринимателей, привели к тому, что на этот раз предложения губернатора были одобрены. Голосование проводилось поименно. Решение было принято 17 голосами против 8 при 1 воздержавшимся и 2 отсутствующих депутатах.

Уже через день, 19 сентября, прокурор Тверской области Владимир Парчевский направил в областной суд исковое заявление, в котором он предлагает признать данное решение ЗС недействительным как противоречащее двум федеральным и одному областному закону. Протест прокурора лишний раз подтвердил наметившееся практически с первых шагов губернатора расхождение в понимании законодательства между ним и областным прокурором. Таким образом, начавшееся 29 сентября выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного собрания вплоть до решения областного суда по иску прокурора будет проходить в условиях полной юридической и, соответственно, политической неопределенности.

Вторым по важности вопросом повестки дня стала нарезка избирательных округов. Споры по этой проблеме велись уже давно. В частности, Удомельский район, имеющий на своей территории одно из крупнейших предприятий области — Калининскую АЭС, протестовал против объединения в одном двухмандатном округе с более населенным Бологовским районом, что практически лишало атомщиков возможности получить своего представителя в областном Законодательном собрании. Возражения вызвало и предложение о создании многомандатных округов, в частности, в Твери. В итоге для избрания 33 депутатов Законодательного собрания было образовано 19 одномандатных и 7 двухмандатных округов. По одному из округов — Бологовскому, к которому вместо Удомельского был присоединен более малочисленный Фировский район — в связи с отклонением от средней численности избирателей более чем на 15% пришлось принимать специальный областной закон. Решение было принято 19 сентября — за день до последнего установленного законом срока. Надо отметить, что все принятые в отношении нарезки округов решения в общем соответствовали предложениям и точке зрения губернатора.

На этом же заседании губернатор добился непринятия решения об утверждении известного в области экономиста, бывшего председателя комитета по имуществу и заместителя главы предыдущей областной администрации Валерия Федорова председателем Счетной палаты. В.П.Федоров неоднократно выступал в печати с достаточно резкой критикой экономической деятельности губернатора и его команды, а также идеи налогового эксперимента, предлагаемого В.И.Платовым.

12 сентября состоялось первое заседание общественного консультативного совета при Законодательном собрании, в который вошли представители НДР, “Тверского ЯБЛОКА”, профсоюзных, ветеранских, предпринимательских и молодежных организаций. До этого времени аналогичный совет существовал только при губернаторе области.

3.2.    Предвыборная ситуация в области

Группа аналитиков интеллектуального клуба “Тверь — третье тысячелетие” при тверской Академии политической культуры провела экспресс-анализ ситуации перед началом выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного собрания.

1. Основная линия противостояния кандидатов — отношение к губернатору Платову. Опыт кампаний 1995 и 1996 гг. доказывает, что тверской избиратель вообще не склонен разделять кандидатов по партийным признаком. Ключевой признак для него (наряду с личными качествами) — отношение кандидата к существующей власти на том или ином уровне. Поэтому на выборах возможны несколько неожиданные альянсы между сторонниками КПРФ и НДР, в основном выступающими с жесткой критикой деятельности Платова, а также противостояние друг другу демократических кандидатов, поскольку среди сторонников демократических партий нет единства в отношении к губернатору, заявлявшему о себе как о демократе, но зачастую действовавшему далеко не демократическим образом.

2. Участие в выборах глав местного самоуправления (если его не остановит судебное решение) вряд ли оправдает ожидания губернатора, поскольку их главная цель — оказывать влияние на распределение бюджетных средств в свою пользу, и в усилении областной исполнительной власти в ущерб законодательной они объективно не заинтересованы. Поэтому даже если главы местных администраций получат половину или больше мест в Законодательном собрании, губернатор сможет проводить через них далеко не все устраивающие его решения.

3. В настоящее время можно считать сложившимися несколько предвыборных центров. Три из них партийные — КПРФ, НДР и объединенный центр демократических партий, который, однако, склонен к расколу, хотя теоретически демократы хотели бы объединиться. Этот последний центр пытается сплотить вокруг себя полномочный представитель Президента РФ в Тверской области Т.Т.Карякина. Еще три центра непосредственно связаны с существующими властными структурами. Главный из них — губернаторский. Ситуацию в девяти тверских округах будет пытаться контролировать мэр Твери А.П.Белоусов, которым уже подобрана команда для предвыборных действий. Более слабый центр во главе с заместителем председателя В.А.Нехаевым образуется в аппарате Законодательного собрания. И, наконец, последний центр, который можно определить условно, поскольку он никак не стремится себя обозначить. Это криминальные группировки, которые пытаются действовать как самостоятельно, так и через все легально действующие предвыборные штабы.

3.3.    Политические партии

Областная организация КПРФ неоднократно и по разным поводам подтверждала свое отрицательное отношение к деятельности губернатора Платова, не скрывая своей причастности к организации кампании по его отзыву. Коммунисты готовятся к выборам, но, несмотря на свою относительную многочисленность и наличие широкой сети организаций на местах, на большие победы рассчитывать не могут, потому что заметных и популярных лидеров — за исключением депутатов Госдумы Татьяны Астраханкиной и Владимира Баюнова — среди них нет. Причем в сентябре рейтинг Баюнова в его округе резко пошел вниз (по данным петербургской социологической службы “Медиа-стар”, упал с 40% до 20%) из-за истории с откровенным рекламированием им через “Российскую газету” (номер от 3 сентября) акционерного общества, занимающегося изготовлением и сбытом техники для производства алкогольных напитков. Попытка первого секретаря обкома КПРФ В.А.Зорькина защитить депутата через прессу ударила по престижу самого Зорькина и его организации.

Набирает активность перед выборами и тверская организация НДР. На сегодняшний день это единственная политическая партия, имеющая в Твери постоянно и хорошо оплачиваемый штат функционеров — исполком — во главе с опытным чиновником С.В.Скачковым, игравшим при прежнем главе администрации области В.А.Суслове роль “серого кардинала”. Не удивительно, что ТО НДР весьма прохладно относится к В.И.Платову, хотя и избегает открытой конфронтации с ним. Председатель организации депутат Госдумы А.А.Тягунов не скрывает своих губернаторских амбиций, хотя его личный рейтинг среди избирателей невысок (в Думу он попал по партийному списку НДР). К тому же негласное общественное мнение еще в советские времена относило его к “теневикам” и “мафиози”. НДР, действуя через учрежденный им “непартийный” Тверской народный дом, пытается сформировать единый список устраивающих его и в то же время “проходных” кандидатов антиплатовской ориентации.

18 сентября состоялось учредительное собрание Объединения тверской интеллигенции — организации в рамках создаваемого С.А.Филатовым Конгресса интеллигенции РФ. По мнению наблюдателей, новое объединение — еще одна мертворожденная организация, не имеющая никакой массовой опоры, каких только в Тверской области насчитывается не менее сотни. Прослеживается определенная связь вновь созданной организации с НДР.

Активизируется и созданное менее полугода назад “Тверское ЯБЛОКО”. В сентябре оно провело семинар своих сторонников по изучению предвыборных технологий. Пока оно явно не имеет возможности выдвинуть большое количество кандидатов, имеющих шансы на успех. Но потенциал его лидера Константина Клюшкина, имеющего и опыт административной работы, и связи в предпринимательских кругах, можно оценивать достаточно высоко.

Свой семинар, связанный с начинающейся предвыборной кампанией, провела в конце сентября и Тверская организация партии “Демократический выбор России”. В нем приняли участие представители десяти районов области. Побывал на нем и заместитель председателя ДВР Сергей Юшенков. До сих пор тверские “гайдаровцы” добивались представительства только на уровне местного самоуправления. Их способность провести хотя бы одного своего представителя в Законодательное собрание довольно сомнительна.

Другие политические организации Твери заметной активности в сентябре не проявляли.

К событиям околопартийным можно отнести решение Савеловского межмуниципального суда в Москве, устанавливающее самозванство известного в Твери политического авантюриста Н.Т.Шатохина, представлявшегося “председателем Крестьянской партии России”.

4.    ТВЕРЬ И МОСКВА

Празднование 850-летия Москвы в Твери оценено в целом довольно негативно. Тверские газеты не только отметили неуместную, на их взгляд, пышность праздника, но и поместили несколько статей, повествующих о “столичном эгоизме”, критикующих как деятельность московского мэра Ю.М.Лужкова, так и политику федерального центра по отношению к регионам. Судя по реакции на публикации, такого рода оценки разделяются большинством тверичей самой разной политической ориентации.

Не улучшила отношение тверичей к федеральной власти и попавшая в центральную прессу информация о нецелевом использовании в Тверской области 43 миллиардов средств из федерального бюджета. Как сообщил начальник финансового управления администрации области И.П.Райдур, эти средства, минуя областной бюджет, направлялись через Федеральную продовольственную корпорацию некоторым сельхозпредприятиям области и фактически использовались в интересах различных коммерческих структур в Москве.

5.    ВЛАСТЬ И ПРЕССА

Бурные события августа, когда налоговая полиция наложила арест на имущество городской газеты “Вече Твери”, сменились относительным затишьем. Городская газета выходит под измененным названием “Вече Твери сегодня”. Губернатор В.И.Платов выразил “Вече Твери” ”моральную поддержку”, одновременно постаравшись приостановить затянувшуюся с начала года конфронтацию с крупнейшей областной газетой “Тверская жизнь”. В целом он не отказался от идеи добиться создания послушных ему СМИ, оказывая бюджетную поддержку новым малотиражным газетам “Вечерняя Тверь” и “Тверские губернские известия” (созданным вместо обанкротившихся ранее).

Обратило на себя внимание и известие о предстоящем назначении руководителем телевизионной части телерадиокомпании “Тверь” чиновника обладминистрации, в недавнем прошлом замредактора газеты “Вече Твери” В.В.Смирнова.

Активность налоговой полиции по отношению к некоторым тверским изданиям — одна из особенностей Твери. 16 сентября газета “Тверская жизнь” проиграла в Санкт-Петербургском арбитражном суде иск о возвращении 110 миллионов рублей, изъятых по решению налоговой полиции за то, что в 1994 году газета продавалась ниже себестоимости. Странность обвинения, которое может касаться абсолютно всех газет, дотировавшихся из бюджета, побудила даже областную прокуратуру поддержать иск. Теперь он переносится в Высший арбитражный суд.

В то же время в сентябре администрация области и газета “Тверская жизнь” договорились об отзыве всех взаимных судебных исков. Газета по настоянию губернатора напечатала опровержение по поводу заявления Удомельского фонда поддержки и развития предпринимательства, содержавшего резкую критику деятельности В.И.Платова.