Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. рыжков

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

в сентябре 1997 года

1.    экономика

В Элисте прошло очередное республиканское экономическое совещание. Выступивший первым министр финансов РК нарисовал плачевную картину — растет задолженность по зарплате, выплате пособий, падают доходы, увеличиваются неплатежи. Задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы составила более 47 млрд. рублей, по пособиям семьям, имеющим детей — 65 млрд. рублей. Заговорил министр и о реформировании сельского хозяйства. Например, что аграрная реформа не должна сводится к изменению правовой формы сельскохозяйственных предприятий, а что она глубже и заключается:

“— Во-первых, в соединении работников с собственностью, преодолении их отчужденности от земли и других средств производства, формировании на этой основе нового, более эффективного мотивационного механизма внутри сельскохозяйственных предприятий. Во-вторых, это усиление рыночной ориентации хозяйств, их нацеленности не только на производство, но и на реализацию продукции. В-третьих, это структурная перестройка производства в соответствии со складывающимися рыночными условиями с целью минимизации затрат и максимализации (именно так. — И.Р.) доходов”.

Странно было это слышать от члена правительства, в частности, потому, что самим же правительством недавно была создана компания — монополист по закупке сельхозпродукции в республике. Кроме того, “минимизация затрат”, то есть упрощение сельскохозяйственных технологий, экономия на минеральных удобрениях и ядохимикатах уже принесла свои “результаты” в этом году: почти вся продовольственная пшеница урожая 1997 года оказалась низкого качества. Однако при этом расходы бюджета РК в первом полугодии на сельское хозяйство составили около 3% всех расходов (около 14 млрд. рублей), тогда как расходы на управление и правоохранительные органы — около 8%.

О проблемах народнохозяйственного комплекса говорил и выступивший заместитель министра экономики РК. И хотя эти проблемы обсуждаются только в 1997 году уже в третий раз, а правительство РК приняло более полутора десятков документов, ситуация становится все хуже. Объем ВРП за полугодие составил 569 млрд. руб., что меньше прошлогоднего на 23,6%. То есть обвальный спад продолжается. Прошедшее полугодие предприятия и организации промышленности, строительства и транспорта закончили с убытком более чем в 26 млрд. рублей. Это в 2,3 раза больше прошлогоднего. Кредиторская задолженность этих предприятий составила 884 млрд. рублей. Закончил свое выступление заместитель министра знаменательными словами: “Итоги работы народнохозяйственного комплекса в первой половине 1997 года не дают оснований для оптимистического прогноза его развития в 1997 году и прогнозирования на 1998 год”.

Неблагоприятную картину нарисовал и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РК. Кроме сентенций типа “расходовать средства необходимо не по потребностям, а соизмерять расходы с возможностями хозяйства”, в его речи содержались некоторые цифры. За восемь месяцев расходы сельскохозяйственных предприятий по содержанию социальной сферы составили 22 млрд. руб., а компенсировано из них лишь пятьсот миллионов. В республике семнадцать недееспособных сельхозпредприятий. Если их сегодня продать с молотка, то этих средств не хватит даже на то, чтобы погасить их долги. Выход из создавшейся ситуации заместителю министра видится в реорганизации хозяйств, для чего при Минсельхозпроде РК надо создать еще и центр реформирования АПК, а в районах — районные группы реформирования. Одно из таких реформирований Минэкономики РК, Минфин РК, Минсельхозпрод РК и районная администрация пытаются провести в Юстинском районе. Подготовлена программа под названием “Обеспечение стабилизации и комплексного развития экономики Юстинского района на 1997-2000 годы”. Суть ее в следующем: в процессе реформирования совхозов из 602 тыс. га сельхозугодий, закрепленных за ними, 335 тысяч (более половины) будет передано вновь созданным акционерным обществам. Высвобожденные угодья перейдут в спецземфонд района. Из 73 тыс. гектаров земельных угодий, закрепленных за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 27 тысяч гектаров, уже длительное время не используемые, перейдут в тот же спецземфонд. Все 295 тыс. гектаров этого фонда должны вовлечь в хозяйственный оборот муниципальные образования, чтобы каждый из них давал максимальную отдачу. На этих землях будут образованы новые сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства граждан, часть его передадут в аренду предпринимателям на долговременной основе для производства сельскохозяйственной продукции. Предполагается упор делать на производство зерна, для чего планируется выращивать пшеницу на орошаемых землях.

Еще дальше пошло руководство Яшалинского района: “Для повышения эффективности производства в районе будет создана свободная экономическая зона. Она предполагает регистрацию новых фирм, организаций и предприятий. Деньги, полученные от регистрации их, будут направлены на развитие производства и социальной сферы”. Вот так, ни больше и ни меньше.

По результатам совещания, как обычно, была принята резолюция. Специалисты отмечают, что вывод из работы совещания можно сделать только один: выхода из ситуации правительство республики не видит и поэтому экономику в ближайшее время ждут новые потрясения [[1]].

В сентябре состоялась и 29-ая сессия Народного Хурала РК, которая рассмотрела 23 вопроса. Главные из них также были связаны с экономикой.

Хурал заслушал отчет правительства об исполнении консолидированного бюджета РК за первое полугодие. Уже с начала года стало понятно, что бюджет переживает кризис, и сейчас правительство констатировало этот факт. Резко увеличилась кредиторская задолженность, стало крайне сложно финансировать даже небольшие расходы и программы. Вызвано это в первую очередь, как считает правительство, тем, что финансовая помощь России составила в первом полугодии 120,2 млрд. руб., то есть всего 25% от намеченного. Продолжается рост задолженности предприятий и организаций по налоговым платежам в бюджет всех уровней из-за отсутствия денежных средств на счетах. Недоимки по сравнению с прошлым годом возросли в 1,4 раза и составили более 148 млрд. рублей.

Расходная часть бюджета характеризовалась правительством следующим образом. Расходы на поддержку отраслей и отдельных объектов народного хозяйства — 15,7%, расходы на агропромышленный комплекс — 3,2%. В то же время ГУП “Агрофинансовая компания” выделено более 17 млрд. руб., то есть на 5 млрд. руб. больше всех затрат на сельское хозяйство. Расходы на социально-культурные мероприятия составили 37%. Короткий отчет правительства, как это ни странно, не вызвал вопросов у депутатов, хотя озвученные цифры требовали — как минимум — уточнений.

По инициативе президента на рассмотрение сессии был вынесен проект Закона “О выпуске облигаций РК 4-го выпуска”. В 1995-1997 гг. для финансирования дефицита бюджета в РК были выпущены простые векселя правительства РК, однако теперь принятие Закона РФ “О переводном и простом векселе” резко ограничило субъектам Федерации возможности операций с векселями. Закон предлагает оформлять заимствования в форме республиканских облигаций 4‑го выпуска на 100 млрд. руб. со сроком погашения четыре года. Форма подписки — открытая. Минимальная цена их покупки предполагается на уровне 35-46% от номинала. Без долгих прений закон как “нужный” был принят.

Приняты также законы “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РК”, “О дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в республиканский и местный бюджеты РК”, согласно которому 20% от дополнительно выявленных, доперечисленных сумм налогов, штрафов, пеней предполагается направлять на финансовую поддержку налоговых инспекций.

Принят закон “Об особенностях налогообложения отдельных категорий физических лиц”, проект которого вносился также по инициативе президента РК. Этот закон, направленный на стимулирование налоговых поступлений от физических лиц, предусматривает льготу по уплате подоходного налога в виде частичного освобождения от его уплаты определенной категории налогоплательщиков, а именно лиц с совокупным доходом не менее десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Непременным условием предоставления льготы является уплата налога в бюджет Калмыкии и направление средств на реализацию программ социально-экономического развития РК. Таким образом, идея создания в Калмыкии оффшорной зоны для физических лиц, высказанная президентом Калмыкии, нашла воплощение в данном законопроекте. Как отмечали депутаты, льгота — уплата подоходного налога в размере 25% от ставок, установленных федеральным законодательством — будет привлекательна для многих крупных бизнесменов. Правовой стороной вопроса никто из депутатов не интересовался. Вероятно, в скором времени надо будет ждать, что в республику потянутся для регистрации в качестве налогоплательщиков чиновники российского правительства, а там, может быть, стоит ждать особо законопослушных “братков” из солнцевской и других организаций.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.    Народный Хурал

На 29-й сессии Хурала приняты законы РК “О государственной службе”, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

До принятия федерального закона депутаты повременили с принятием предложенного законопроекта “О казачестве”.

Были внесены изменения и дополнения в действующее законодательство РК о местном самоуправлении. Основная часть поправок касается правового статуса собраний и сходов граждан как формы осуществления местного самоуправления в республике. По сути дела, закон пытались привести в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Однако Народный Хурал не посчитал нужным высказаться по поводу правового статуса нынешних органов местного самоуправления, избранных по ныне исправленному закону.

На сессии рассмотрены были также вопросы о рекомендации к назначению судей судов РК. Такая постановка вопроса уже сама по себе является прогрессом в правовой культуре депутатов. Раньше они пытались взять на себя тяжкие полномочия Президента РФ и решать вопросы о назначении и смещении судей. Налицо явный прогресс законодателей [[2]].

2.2.    Молодежное управление — новая инициатива К.Илюмжинова

12 сентября опубликовано очередное обращение К.Илюмжинова к соотечественникам. На этот раз посвящено оно было идее молодежного управления республикой. Президент объявил, что в соответствии с его Указом 16-17 сентября в республике проводятся “дни молодежного самоуправления”. На это время свои руководящие посты временно покинут высшие должностные лица, руководители министерств и ведомств, районов и г.Элисты. Их места на двое суток займут депутаты Молодежного парламента, члены молодежного правительства, выпускники высших и средних учебных заведений. Как сказано в обращении, подобная акция не имеет аналогов ни в мировой, ни в российской практике [[3]].

13 сентября было опубликовано распоряжение Президента РК о проведении 16-17 сен-тября 1997 года дней молодежного самоуправления. Согласно распоряжению, все руководители в республике, которые назначаются президентом РК или назначения которых согласовываются с президентом РК (то есть уровни управления вплоть до директоров совхозов), заменяются дублерами в возрасте до 25 лет. Создан оргкомитет по проведению дней молодежного самоуправления [[4]].

Хронология этой эпопеи наводит на размышления. Из Москвы 15 сентября прибывала комиссия по проверке законности расходования федеральных финансовых средств. Не поэтому ли срочно, в течение буквально трех дней, подготовлена была нормативная база по передаче государственной власти в руки дублеров? Впоследствии власть дублеров была продлена еще на два дня, и по сути дела республика в течение недели находилась без ответственного и законного руководства — без президента, без правительства и без законодательных органов власти. Надо отметить, что в результате работы в недавнем прошлом такой же федеральной комиссии К.Илюмжинов вынужден был отправить в отставку правительство РК. Не исключено, что наученное горьким опытом правительство решило преподнести федеральным контролерам сюрприз — а поработайте-ка с дублерами.

Правительство, сдав дела молодому поколению, 15 сентября отправилось в Крым — в Форос. Как сказал перед отлетом председатель правительства РК В.Богданов, там состоится очень серьезное совещание по вопросам перевода народнохозяйственного комплекса на новые рельсы управления. Министры также надеются проработать в Форосе проекты многих указов президента РК. В работе этого форосского совещания примут участие около ста руководящих работников республики. Вице-президент пообещал 18 сентября приступить к работе, но, к сожалению, не выполнил своего обещания и продолжил кропотливую работу в Форосе еще два дня [[5]].

В республике же тем временем полномочия президента были возложены на Наталью Куликову (25-летнюю зам. министра юстиции РК), парламент возглавил 21-летний Сергей Сомьянов (студент 4-го курса инженерного факультета Калмыцкого университета), председателем правительства стал 24-летний главный специалист отдела экономического анализа правительства РК [[6]]. Дублер президента Н.Куликова, наверное, лучше всех справилась со своей новой ролью, так как даже переняла у Илюмжинова стиль управления Республикой. В роли президента она первым делом в торжественной обстановке вручила ключи от автомобиля ВАЗ-2106 (из президентского резерва) службе криминальной милиции [[7]].

Комиссию, прибывшую из Москвы для проверки расходования средств федерального бюджета, возглавляет работник Генеральной прокуратуры России Минаев В.И.; в ее составе более десяти человек. Как стало известно, ее больше всего интересует деятельность Минфина РК, налоговых служб, благотворительного фонда К.Илюмжинова, агентства по развитию и сотрудничеству при президенте РК (АРИС). Скорее всего, комиссия продолжит свою работу до октября.

2.3.    Новые назначения

Представителем президента РК в г.Элисте назначена О.Умгаева, ее заместителем — Р.Бурулов, являющийся в то же время заместителем мэра г.Элисты. Братские узы муниципалитета и исполнительной власти неразрывны. Практика совмещения двух должностей — в органах местного самоуправления и в государственной власти — одним лицом продолжается [[8]].

3.    ПРОЧИЕ СОБЫТИЯ

19-20 сентября в Элисте проходил региональный семинар по проблемам федерализма в России. Организаторами были: Совет Европы, Комиссия европейских сообществ, МИД РФ, Международная академия регионального развития и сотрудничества, Народный Хурал, администрация президента РК, правительство РК. На семинаре присутствовали политический советник Совета Европы И.Фогль, главный ученый секретарь Международной академии регионального развития и сотрудничества С.Артоболевский, директор Института сравнительных исследований и права эксперт Совета Европы М.Лесаж. Было предложено более 20 докладов. На семинаре выступили: сотрудник Академии Востока из г.Люнебурга (Германия) доктор Р.Марк, член Президентского совета РФ Л.Смирнягин, советник Президента РФ Э.Паин, начальник департамента по правовым вопросам федеративных отношений Миннаца РФ Т.Теребилина, эксперт Конституционного Суда РФ Л.Умнова, представители органов власти Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Волгоградской и Ростовской областей, эксперт по вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ Т.Самолетова [[9]].

Семинар проходил в зале заседаний Народного Хурала РК, где всего 60 мест, вследствие чего многие специалисты и ученые республики не имели возможности поучаствовать в дискуссии и заслушать доклады с официальными точками зрения на проблему федерализма московских и региональных чиновников. Как заявил заведующий организационным отделом аппарата Парламента РК Ю.Ваеткаев, семинар проводился в таком маленьком помещении из-за проходящего в Элисте чемпионата России по шахматам среди женщин, которому было предоставлено помещение большого зала Парламента РК.

Стали известны результаты проходившего в Кишиневе 18-го конгресса ФИДЕ. Генеральная Ассамблея ФИДЕ единогласно утвердила Элисту местом проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады, которая пройдет 25 сентября — 10 октября 1998 года. Президент Калмыкии сделал на конгрессе заявление, что Элиста снимает свою кандидатуру на проведение полуфинала олимпиады, чего ранее она так настойчиво добивалась. Илюмжинов сообщил на конгрессе и о том, что последующие десять чемпионатов мира будут одним из благотворительных фондов (фонд не назван) обеспечены каждый призовой суммой в 5 млн. долларов США, а также, что будут проведены 10 чемпионатов мира среди женщин с призовым фондом 500 тыс. долл. [[10]].

4.    ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

22 сентября в Крыму подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Крым и Республикой Калмыкия. Договор подписали Председатель Верховного Совета республики Крым А.Гриценко и председатель правительства А.Франчук и председатель Калмыкии К.Илюмжинов [[11]]. Текст договора пока в Элисте не опубликован.



Источники

[1]. Ткачев С. “Узлы, которые предстоит развязать” // Известия Калмыкии. — 1997. — 1 сентября. — №191.

[2]. Абушинов А. После каникул депутаты поработали плодотворно // Известия Калмыкии. — 1997. — 9 сентября. — №190.

[3]. Официальная хроника // Известия Калмыкии. — 1997. — 12 сентября. — №193.

[4]. Известия Калмыкии. — 1997. — 13 сентября. — №154-155.

[5]. Шакуев В. На совещание в Форос // Известия Калмыкии. — 1997. — 17 сентября. — №197.

[6]. Известия Калмыкии. — 1997. — 16 сентября. — №196.

[7]. Ключи от машины — из рук дублера президента // Известия Калмыкии. — 1997. — 18 сентября. — №198.

[8]. Известия Калмыкии. — 1997. — №198.

[9]. Элистинский прошел плодотворно // Известия Калмыкии. — 1997. — 23 сентября. — №202.

[10]. Бедминов С., Колдаев Б. Элиста — столица шахматной олимпиады // Известия Калмыкии. — 1997. — 12 сентября. — №193.

[11]. Официальный отдел // Известия Калмыкии. — 1997. — 24 сентября. — №203.