|
Новое на сайте |
Ахмет Иванов
республика татарстан
в октябре 1997 года
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РТ
1.1. Ситуация в РТ по итогам 9 месяцев 1997 года
Пресс-центр Госкомстата опубликовал данные экономического и социального развития за январь — сентябрь текущего года [[i]].
Обощающей характеристикой состояния дел в экономике Татарстана, как и России в целом, с известной долей условности можно назвать стабилизацию как результат подавления инфляции и снижения платежеспособного спроса как в сфере производства, так и на потребительском рынке.
Индекс потребительских цен в нынешнем сентябре составил относительно декабря 1996 г. 113,6%, цен предприятий-изготовителей — 111,3%, цен в капитальном строительстве — 109,1%, индекс тарифов грузовых перевозок — 102,1%.
На протяжении уже двух лет наблюдается заметное снижение цен на
плодоовощную продукцию.
Цены на некоторые продукты питания заметно разнились в Татарстане и в соседних регионах (рублей за килограмм, литр, десяток):
Таблица
1
|
Казань |
Нижний Новгород |
Самара |
Саранск |
Улья-новск |
Уфа |
Чебок-сары |
Говядина |
15167 |
16346 |
16800 |
12857 |
14182 |
13556 |
13747 |
Мясо птицы |
14688 |
15654 |
18100 |
13855 |
13133 |
15076 |
13900 |
Масло сливочное |
18122 |
18140 |
22500 |
19979 |
17496 |
18949 |
21128 |
Масло подсолнечное |
11171 |
10600 |
9800 |
9688 |
8864 |
9898 |
9593 |
Молоко |
2156 |
2900 |
2900 |
1974 |
2550 |
2847 |
2133 |
Яйца |
4841 |
4121 |
5100 |
4043 |
4626 |
4062 |
4906 |
Сахар-песок |
4108 |
4236 |
4200 |
4798 |
4588 |
4412 |
4906 |
Рис |
4599 |
3995 |
5280 |
4988 |
4455 |
4209 |
4406 |
Мука |
2768 |
2887 |
3000 |
2827 |
2570 |
2505 |
2744 |
Хлеб и хлебобу-лочные изделия из муки 1 с. |
3733 |
3056 |
3200 |
3125 |
3799 |
3799 |
3429 |
Хлеб ржано-пшеничный |
2660 |
2768 |
2800 |
2718 |
1778 |
3155 |
3089 |
Картофель |
872 |
1725 |
1600 |
1172 |
1336 |
838 |
1333 |
Капуста свежая |
1201 |
1935 |
1800 |
1517 |
1743 |
1190 |
1380 |
Лук репчатый |
1845 |
2364 |
1500 |
2217 |
2000 |
2088 |
2147 |
Яблоки |
3850 |
5990 |
5000 |
5463 |
4587 |
6185 |
4712 |
Водка |
26120 |
40093 |
37160 |
32551 |
34500 |
33480 |
35787 |
Стоимость набора из 25 наименова-ний, тыс. рублей |
178,3 |
205,1 |
208,1 |
180,2 |
178,8 |
191,7 |
185,5 |
Разительный перепад цены на водку, при том, что Татарстан занимает второе место по цене на первосортный хлеб и третье — на говядину и на яйца, а также отсутствие данных об удельном весе тех или иных продуктов (в частности, той же водки) в “корзине” примениельно к различным социальным группам — все это делает весьма затруднительным сколь-либо предметный комментарий. Возможно, что речь идет об определеной протекционистской политике по отношению к производителям алкоголя из соседних регионов.
Всероссийский центр уровня жизни на основе данных мониторинга доходов и расходов опубликовал сравнительную таблицу покупательной способности населения (соотношения прожиточного минимума и среднего денежного дохода) различных регионов страны. Уровень покупательной способности в Москве измеряется индексом в 9,02; в Тюменской области — 6,00; В Ямало-Ненецком авт. округе — 4,93; Ханты-Мансийском авт.округе — 4,63; в СанктПетербурге — 3,03. Республика Татарстан занимает в этом списке 15-е место (с индексом 2,31), уступая из республик Карелии и Коми, но опережая Удмуртию (2,00), Башкортостан (1,98), Чувашскую республику (1,80), Мордовию (1,64), Мари Эл (1,48), Ингушетию (0,74) и др. [[ii]].
Ситуация в промышленном производстве характеризуется ростом объемов производства по сравнению с аналогичным прошлогодним перодом на 2,7% (в химической и нефтехимической промышленности — на 7,2%, в машиностроении и металлообработке — на 4,1%). В электроэнергетике, топливной промышленности, деревообработке происходило дальнейшее сокращение выпуска продукции, особенно ощутимо — в легкой промышленности (почти на 20%).
Промышленный потенциал республики по-прежнему зиждится на трех столпах: топливной промышленности (22,6% общего объема призводимого продукта), химии и нефтехимии (26,7%) и машиностроении и металлообработке (17,5%).
Отмечается отставание объемов отгруженной продукции от произведенной на 12,5%.
Накблюдается тенденция роста строительства жилья: за 9 месяцев текущего года предприятиями и организациями всех форм собственности построено 7311 благоустроеных квартир (рост по сравнению с прошлогодними показателями за тот же период — 8,2%).
1.2. Рекордный урожай зерна в Татарстане
Сельскохозяйственный год в республике отмечен небывалым урожаем зерновых. Татарстан вышел на первое место в России, оставив позади по валовому сбору зерна и урожайности Кубань. Собрано 6,2 миллиона тонн зерна, что означает превышение планки 1,6 тонны зерна на душу населения. Как известно, уровень 1 тонны зерновых на душу населения по мировым меркам считается гарантией продовольственной безопасности страны.
Впервые в истории республики средняя урожайность зерновых культур в республике превысила 37 центнеров с гектара. В Арском районе урожайность составила 55 центнеров с гектара, в Бальасинском и Азнакаевском — свыше 50. В целом около двухсот хозяйств республики получили на круг по 40-50 центнеров. Также впервые в валовом обмолоте 2,5 миллиона тонн составила пшеница (из этого объема — 700 тыс. тонн пришлось на пшеницу продовольственных сортов; по другим данным, — 1,5 млн. тонн.).
Площадь зернового клина в РТ составляет 3,5% от общероссийского, а удельный вес республики по валовому сбору зерна — свыше 7%. Республика расположена в зоне рискованного земледелия, в условиях ограниченного количества осадков. Более 60% — нечерноземные почвы. На этом фоне успехи выглядят по-особому впечатляюще.
За годы экономических реформ среднегодовое производство зерна в Татарстане увеличилось на 40%.
Этим достижениям были посвящены грандиозные празднества, состоявшиеся в Казани 10 октября. В своем выступлении перед участниками торжеств Минтимер Шаймиев сформулировал некое кредо аграрной политики, ориентированной на “становление цивилизованного рынка”:
— создается необходимая правовая база для регулирования земельных отношений, включая права на частную собственость с правом купли и продажи;
— складываются различные формы собственности и многоукладность в отрасли;
— развивается процесс интегрирования;
— жизненно необходимыми становятся продовольственные рынки, начала функционировать республиканская продовольственная биржа, заработал лизинговый фонд;
— постепено создается единая информационная цепь.
Президент говорил и о необходимости республиканской маркетинговой инфраструктуры, основанной на эффективных информационных технологиях, об острой нужде в “высококвалифицированных кадрах новой формации”. Особое беспокойстов было выражено в связи с проблематикой свободной продажи урожая нынешнего года, продажей с наибольшей выгодой и за “живые” деньги.
В целом, наряду с приподнято-поздравительными интонациями выступление М.Шаймиева, как никогда, было пронизано акцентированно прорыночной риторикой, призывами к обучению “прибыльной хозяйственной деятельности”. “Привычную для нас цепь “поле — магазин” мы должны рассматривать в обратном порядке. Ведь в конечном счете именно потребитель, его платежеспособность, вкусы, покупательские традиции определяют производство” [[iii]]. Весь пафос президентских слов подтверждает его намерение внедрить рыночный менталитет в выпестованную им самим агробюрократическую элиту, прежде всего — в среду глав районных администраций, по-прежнему назначаемых из Казанского кремля. Модернизаторские стремления М.Шаймиева по крайней мере в плоскости зернового производства, уже увенчаны зримыми плодами. Однако вся диалектичность ситуации и состоит как раз в том, что и дальше потребуется сочетать традиционные методы управления с рыночным стилем поведения...
Было бы крайне однобоко рисовать картину республиканского сельского хозяйства только лишь в виде “благорастворения воздухов и изобилия плодов земных”. Так, производство (реализация) мяса скота и птицы в колхозах, совхозах и новых формированиях, как отмечается в данных статистики, по сравнению с 9 месяцами прошлого года снизилось на 11,6%, яиц — на 0,7%. В некоторых районах снижение производства мяса достигло 32-38%. В целом такое снижение охватило 32 района. В качестве одной из главных причин здесь приводится сокращение поголовья скота (крупного рогатого скота стало меньше по сравнениюс 1996 годом на 65,9 тысячи голов; свиней — на 47,7 тыс. голов; овец и коз — на 61,7 и птицы на 1380,5 тысячи голов). вместе с тем несколько уменьшился падеж. Несколько утешает также и то, что неблагоприятные тенденции не коснулись животноводства в личном подсобном хозяйстве. А это — почти треть стада крупного рогатого скота (в том читсле — 38% коров), 14% — поголовья свиней и 77% — овец и коз. Реализация же мяса скота в этом секторе составила 42% от общереспубликанской.
1.3. Экспорт и импорт товаров в январе-августе 1997 года
По данным Пресс-центра Госкомстата РТ, внешнеторговый оборот республики за 8 месяцев текущего года достиг $1385,4 млн., уменьшившись по сравнению с прошлогодним на 14,3%, в том числе экспорт — $996,3 млн. (18,4%), импорт $389,1 млн. (1,9%).
Торговое сальдо активное в размере $607,2 млн. против $824,1 млн. — за соотвествующий период 1996 года.
Таблица
2
Объемы
экспорта и импорта товаров, $ млн.
|
Январь-август |
Январь-август |
1997 г. в % к |
Доля стран в % к |
|
|
1996 г. |
1997 г. |
1996 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Внешнеторго-вый оборот |
1617,1 |
1385,4 |
85,7 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ |
1011,5 |
1044,6 |
103,3 |
62,6 |
75,4 |
Страны СНГ |
605,6 |
340,8 |
56,3 |
37,4 |
24,6 |
из него: |
|
|
|
|
|
Экспорт |
1220,6 |
996,3 |
81,6 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ |
780,8 |
776,9 |
99,5 |
64,0 |
78,0 |
Страны СНГ |
439,8 |
219,4 |
49,9 |
36,0 |
22,0 |
Импорт |
396,5 |
389,1 |
98,1 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ |
230,7 |
267,7 |
116,0 |
58,2 |
68,8 |
Страны СНГ |
165,8 |
121,4 |
73,2 |
41,8 |
31,2 |
Таблица
3
Товарный
состав экспорта
|
Январь-август 1996 г. |
Январь-август 1997 г. |
1997 г. |
||||
|
кол-во |
$, млн. |
в% к итогу |
кол-во |
$,млн. |
В% к итогу |
в% |
Экспорт |
- |
1220,6 |
100,0 |
- |
996,3 |
100,0 |
81,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
нефть сырая, |
6127,9 |
616,9 |
50,5 |
5458,9 |
558,2 |
56,0 |
90,5 |
нефтепродукты, |
705,7 |
54,3 |
4,5 |
678,1 |
55,0 |
5,5 |
101,3 |
машины, оборудова-ние, приборы и транс-портные средства |
146,1 |
12,0 |
— |
74,0 |
7,5 |
50,7 |
|
Остальные товары |
403,3 |
33,0 |
— |
309,1 |
31,0 |
76,6 |
|
Таблица 4
Импорт
товаров
|
Январь-август
1996 г. |
Январь-август
1997 г. |
1997 г. |
||||
|
кол-во |
$, млн. |
в% к итогу |
кол-во |
$, млн. |
в% к итогу |
в% к 1996 г. |
Импорт, |
|
|
|
|
|
|
|
мясо, тонн |
1127,3 |
2,0 |
0,5 |
979,7 |
1,5 |
0,4 |
75,0 |
зерновые культуры |
— |
8,1 |
2,1 |
— |
4,6 |
1,2 |
56,8 |
пшеница, тыс. тонн |
18,7 |
2,7 |
0,7 |
3,9 |
0,4 |
0,1 |
14,8 |
ячмень, тыс. тонн |
5,4 |
0,7 |
0,2 |
6,9 |
0,7 |
0,2 |
100,0 |
кукуруза, тыс. тонн |
2,7 |
3,9 |
1,0 |
0,9 |
1,3 |
0,3 |
33,3 |
сахар, тыс. тонн |
17,3 |
9,2 |
2,3 |
7,7 |
2,9 |
0,8 |
31,5 |
напитки алк. и безалког. |
— |
3,3 |
0,8 |
— |
3,2 |
0,8 |
97,0 |
медикаменты, тонн |
233,2 |
5,9 |
1,5 |
274,4 |
6,7 |
1,7 |
113,6 |
черные металлы, |
— |
15,1 |
3,8 |
— |
13,0 |
3,3 |
86,1 |
трубы, тыс.тонн |
56,6 |
31,0 |
7,8 |
56,3 |
34,1 |
8,8 |
110,0 |
машины, оборудование, приборы и транспорт-ные средства |
— |
166,4 |
42,0 |
— |
222,2 |
57,1 |
133,5 |
автомобили легковые, шт. |
829,0 |
4,0 |
1,0 |
3016,0 |
29,9 |
7,7 |
750,0 |
автомобили грузовые, шт. |
118,0 |
2,8 |
0,7 |
39,0 |
0,5 |
0,1 |
17,9 |
остальные товары |
— |
155,5 |
39,2 |
— |
100,9 |
25,9 |
64,9 |
Редакционный заголовок к материалу с данными Госкомстата, напечатанному на страницах газеты “Время и деньги” получился вполне говорящим — “нефть в обмен на иномарки” [[iv]].
1.4. “Шевроле-Блейзер” и Ту-324 остаются без инвестиций
В первый день октября было обнародовано постановление Правительства России, делающее перспективу принципиальнейших для Татарстана проиводственных проектов весьма неблагоприятной. Речь идет о самолете Ту-324, предполагаемом к выпуск на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова, и об автомобиле “Шевроле-Блейзер” — на Елабужском автозаводе (ЕлАЗе). Принятое решение фактически лишает названные предприятия инвестиций, ожидавшихся за счет гарантированных поставок нефти на экпорт, что и было закреплено соотвествующими решениями российского Правительства в феврале и мае 1996 года. сегодня квота анулирована “во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1997 года №693 “О мерах по снижению задолженности предприятий нефтяного комплекса по платежам в федеральный бюжет и государственные внебюджетные фонды”. Положение несколько смягчается поручением о поиске источников финансирования елабужского проекта, которое дано В.Черномырдиным и предполагает месячный срок исполнения. В целом же ситуация, особенно в связи с самолетостроением, расценивается весьма и весьма пессимистически.
2. Реакция на заявление Николая Гончара
Известное заявление депутата Госдумы Николая Гончара о том, что Татарстан поддерживает “своеобразные” бюджетные отношения с Российской Федерацией и практикует “обходные” методы финансирования Чечни, вызвало контр-заявление депутатов Госдумы от Татарстана О.Морозова, И.Сайфуллина, В.Альмяшкина, В.Алтухова, Г.Багаутдинова, Д.Каримовой, А.Хамаева. Депутаты расценили слова Гончара как “стереотип имперского мышления”.
В интервью “Интерфакусу” М.Шаймиев был достаточно резок: утверждения о том, что Татарстан финансирует Чечню в счет своих долгов в федеральный бюджет — полная и безответственная ложь. Как “бессовестную ложь” президент расценил ссылку на договор о дружбе и сотрудничестве между Татарстаном и Чечней, в котором, по словам М.Шаймиева, нет даже косвенного упоминания об оказании Казанью финансовой помощи Грозному. Далее, он напомнил, что обращался в Правительство РФ с предложением оказать помощь в восстановлении нефтехимического комплекса Чечни. Речь шла о том, чтобы работы проводились предприятиями РТ в счет их отчислений в федеральный бюджет, что представлялось вполне рациональным и преемлемым из-за нехватки средств, испытываемой федеральным Правительством. Последнее не прислушалось к предложению, в связи с чем М.Шаймиев выразил сожаление. Затрагивая тему долгов Татарстана федеральному бюджету в связи с демаршем Гончара, глава республики подчеркнул, что за девять месяцев Казань перечислила Москве более 2,6 триллионов рублей, что в 1,2 раза больше, чем за весь прошлый год. Было сказано: “Мы расчитываемся вовремя с центром, и у нас нет никаких долгов перед федеральным бюджетом” [[v]].
3. Страсти по паспорту
Вопрос о российском паспорте нового образца получил в середине октября весьма острую и динамичную тематизацию. 15 октября в Казани отмечали традиционный день поминовения защитников Казани, павших в 1555 году при штурме города войсками Ивана Грозного. В мероприятии приняли участие, по некоторым оценкам, около 3 тыс. человек, значительное число из них составили прибывшие из Набережных Челнов, где национально-радикальные круги имеют более прочные позиции, чем в Казани. Акция запомнилась символическим сожжением планшета с изображением российского герба в знак протеста против введения паспортов с “имперской” символикой. Прибывшие демонстранты требовали “отказаться от получения паспортов с двуглавым орлом на обложке”.
Степень массовости этой акции нуждается в дополнительной проверке. Вряд ли последовали бы сколь либо энергичные проявления публичного протеста, если бы решение о паспортах не совпало бы с траурной годовщиной.
Но уже на следующий день ситуация получила новую динамику во время работы сессии “малого” парламента. В повестку дня был включен вопрос “О выдаче паспортов РФ нового образца на территориии Татарстана”. Речь пошла уже не только о символике, но прежде всего об упразднении графы о национальности, а также об одноязычном исполнении документа. Прозвучала информация вице-министра внутренних дел.
Состоялись достаточно эмоциональные прения: “Это делается в интересах международного капитала”, “Российские нации решено уничтожить не физически, а путем приведения к общему знаменателю” и проч. и проч. Заместитель спикера Госсовета Зиля Валеева признала вопрос настолько серьезным, что его придется выносить в повестку дня пленарной сессии Госсовета. “Мне кажется, на наших просторах все делается не столько из-за существования какой-то идеологии, сколько по недомыслию и глупому подражательству. В данном случае я просматриваю попытку американизировать Россию... Это у них — “американец японского происхождения”, а наши народы — коренные в Российской Федерации... Складывающаяся ситуация дает хороший повод для продвижения вопроса о татарстанском гражданстве. Думаю, что в новом паспорте должна быть специальная обязательная страница с удостоверением гражданства Татарстана, отпечатанная Гознаком на двух языках” [[vi]].
Председатель постоянной комиссии по законодательству, законности, правопорядку и депутатской этике Госсовета РТ Рашид Вагизов в газетном интервью говорил: “Я считаю, что подписанное В.Черномырдиным положение о новом паспоте в корне противоречит всем мировым международным нормам, в частности, Всеобщей декларации прав человека, и международному пакту о гражданских и политических правах. Больше того — оно противоречит и российской Конституции, статья 26 которой гарантирует каждому граданину РФ право на национальную самоидентификацию. Это юридически крайне безграмотный документ...” [[vii]].
Озабоченность своих колег по Госсовету разделяет, как сообщалось, и Василий Лихачев, согласившийся с тезисом о потенциальной дестабилизирующей роли решения об отмене “пятого пункта”. По словам спикера Госсовета и вице-председателя Совета Федерации, республики, ставшие в 90-е годы полноценными национально-государственными оразованиями, “считают национальную составляющую одной из основных в понятии “суверенитет”. Мало того, национальная приналдежность в условиях современной Российской Федерации является определяющей и для развития самой Федерации” [[viii]].
Сессия 16 октября приняла постановление, в котором говорится: “Министерству внутренних дел РТ до принятия решения пленарной сессией не приступать к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации на территории Республики Татарстан”.
22 октября М.Шаймиев дал интервью телекомпании НТВ, в котором недоумевал по поводу действий Москвы, в “год примирения и согласия” не удосужившейся сгласовать свои действия с республиками, по поводу сохраняющегося “имперского мышления”. О путях выхода из сложившейся ситуации было сказано: во-первых, надо соблюдать 26-ю статью Конституции РФ (“...между тем в республиках есть еще и такая норма, как двойное гражданство”). “...Мне показалось, что этот вопрос будут поднимать не только татары. Возможно, в чисто русских областях и краях этот вопрос может и не обостряться. Но сегодня, когда началась дискуссия, уже и русские задумались... Я считаю, что нынешняя ситуация — недоразумение. Точнее, хочу, чтобы это оказалось недоразумением. А если что-то другое здесь заложено, то это вовсе непонятно”. Относительно официального двуязычия М.Шаймиев сказал: “В Татарстане два государственных языка... Я думаю, что это тоже недоразумение и люди, котроые занимались данным вопросом, должны исправить положение. В противном случае мы вынуждены будем действовать в одностороннем порядке. Тем более, что скоро этот, на первый взгляд, формальный вопрос столкнется с вопросом о купле-продаже. Потому что с началом земельной реформы на каждой территории появятся различные ограничения и т.д.”. Вместе с тем М.Шаймиев несколько неопределенно говорил о том, состоялись или не состоялись у него переговоры с президентами других российских республик по этому поводу: “В то время, когда в Совете Федерации отдельные республики уже начали распространять обращения, в том числе и к Борису Николаевичу Ельцину, чтобы он рассмотрел этот вопрос, я еще не сформулировал своего мнения (курсив — А.И.)” [[ix]].
Ясно, что и в политическом, и в экспертном планах позиции
по данной проблематике могут весьма пространно варьироваться. Помимо
центристского — “что же нам стыдиться своей национальности” (Г.Селезнев) будут
и неизбежные поляризации.
Валерий Тишков предупреждает об опасности, исходящей от “этнических предпринимателей”, которые “при нехватке способностей и умений” будут всячески стремиться извлечь свой профит из истории с паспортами. Он же предуперждает: в результате записи национальности в паспорте “убудет и татар, и русских”. Значительное число татар назовут себя в паспортах булгарами, мишарями, кряшенами, калмаками, нагайбаками. Часть астраханских татар перейдет в ногайцев. Появится около десятка новых национальностей из числа сибирских татар. Несколько миллионов могут недосчитаться и русские, часть которых запишется казаками, колымчанами, поморами... “Если власть уступит в этом вопросе, Россия будет еще 30-40 лет заниматься своим государствостроительством, причем с неясным исходом” [[x]].
Очевидно, что роль татарского фактора в развитии событий вокруг новых паспортов будет в ряду определяющих. От поведения Татарстана во многом будет зависеть мера политизации вопроса.
Сценарий по жесткому варианту чреват новым раундом этнополитического противостояния центра и республиканских элит. Какие рычаги будут при этом использованы, можно только догадываться. Компромиссная модель предполагает учет интересов тех кругов, которые способны привести в действие этнические механизмы мобилизации. Решающее значение принадлежит тому, какую позицию выберет для себя Минтимер Шаймиев, располагающий всеми необходимыми организационными респурсами для эффективного регулирования и направления и интенсивности проявления этого кризиса. По меньшей мере, он имеет возможность смикшировать негативные последствия нарастания конфликта.
4. Новый инцидент с казанскими авиаторами
“Кажинный раз на энтом самом месте” — это присловие вполне подходит как эпиграф к сюжету об аресте в конголезском потровом городе Пуэнт-Нуаре 16 иностранцев-летчиков, шестеро из которых — казанцы.
За два последних года это третий случай с пилотами из Татарстана, подозреваемыми в транспортировке оружия и боеприпасов в зоне ведения боевых действия. Первый эпизод начинался в августе 1995, когда боевики-талибы пленили экипаж ИЛа-76 казанской авиакомпании “Аэростан”. “Кандагарская эпопея” длилась больше года и увенчалась громким побегом, прославившим семерку казанцев, которые впоследствии были удостоены высоких правительственых награнд. Второй случай — вынужденная посадка самолета Ан-26, принадлежавшего казанским вертолетостроителям и державшего путь в Непал, в аэропорту Нью-Дели по ошибочному подозрению в работе на сепаратистов. Тогда казус был быстро разрешен, а летчики с извинениями отпущены.
И вот третий случай: 22 октября по телеканалам ОРТ, РТР и НТВ прошел информационный сюжет о захвате экипажа самолета “Ан-32” RA-69309, принадлежащего АО “Казанское моторостроительное производственное объединение” и переданного в аренду московской компании “Транс Чартер эйрлайнз”. Работник последей, житель Казани также оказался среди плененных. Пришедшие к власти силы обвинили пилотов то ли в транспортировке оружия, то ли в бомбардировке инсургентов, т.е. в участии в боевых действиях на стороне правительственных сил, потерпевших поражение.
Особенностью конголезского случая явилось то, что летчики в конечном счете были освобождены исключительно усилиями российского МИДа, а не казанского департамента внешних связей, как это имело место в истории с кандагарскими пленниками. Причем на этот раз в адрес летчиков звучали не только нотки сочувствия. Если их и не обвиняли впрямую, то на некоторые меры росийских властей предупредительного характера мидовцы периодически ссылались. Замдиректора департамента Африки МИД РФ Валерий Липняков напоминал о распоряжении Федеральной авиационной службы России, которая еще 10 июня запретила все полеты в Конго. Всем российским авиакомпаниям было предписано немедленно эвакуировать людей. Однако на частные авиакомпании это распространяется лишь в виде рекомендации [[xi]].
Рукводство же “Транс Чартера” настаивало на том, что борт был занят перевозкой гуманитарной помощи — рыбы из Намибии.
Как бы то ни было, ситуация благополучно разрешена. Что, впрочем, не дает никаких гарантий на будущее...
5. Визит Джорджа Сороса в Казань
В середине октября в Татарстане побывал председатель правления института “Открытое общество”, финансист и филантроп и, как сказано в сообщении “Татар-информ”, — мыслитель Джордж Сорос. Поездка предпринята в рамках турне, посвященного десятилетию открытия фонда имени Сороса.
Гость был принят М.Шаймиевым. Применительно к такой знаковой фигуре, как Сорос, этот шаг вновь свидетельствует о тяге руководства Татарстана к самостоятельным действиям во внешнем мире. Десятилетний юбилей деятельности фонда не встретил в Москве сколь-либо заментной реакции со стороны высших должностных лиц и инстанций. Прием же в Казани был устроен “согласно законов гостеприимства”. Помимо обмена комплиментами (Сорос высоко отозвался, в частности, о “глубоком понимании идеалов открытого общества” со стороны М.Шаймиева), и традиционного обсуждения проектов подключения к сети “Интернет”, ряда других гуманитарных инициатив и образовательных программ были затронуты и потенциальные перспективы инвестиционной деятельности Сороса в Татарстане.
Был подписан протокол о сотрудичестве между правительством Татарстана и институтом “Открытое общество”.
“Единственное о чем мы пожалели сегодня, — резюмировал М.Шаймиев, — это о том, что не встретились 10 лет назад”.
Гость был удостоен звания почетного профессора Казанского университета.
[ii]. Известия. — Москва, 1997. — 25 октября.
[iii]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 11 октября.
[iv]. Время и деньги. — Казань, 1997. — 7 октября.
[v]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 18 октября.
[vi]. Площадь свободы. — Казань, 1997. — Октябрь. — №30.
[vii]. Казанское время. — Казань, 1997. — 17-23 октября.
[viii]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 22 октября.
[ix]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 25 октября.
[x]. Известия. — Москва, 1997. — 4 ноября.
[xi]. Вечерняя Казань. — 1997. — 29 октября.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований