Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в октябре 1997 года

1. СЪЕЗД УДМУРТОВ. ЯВЛЕНИЕ ТУБЫЛОВА

5-6 ноября в Ижевске состоялся третий (шестой) Всеудмуртский съезд. Главным его итогом стали выборы нового президента ассоциации “Удмурт Кенеш”. Им стал Валентин Тубылов, бывший председатель Верховного Совета, один из лидеров оппозиции сегодняшнему руководству Госсовета Удмуртской Республики. Накануне съезда в прессе развернулась кампания по поводу этой персоны, без указания причин такого ажиотажа. “Неделя Удмуртии” и “МК в Ижевске” опубликовали не один материал, в которых убеждали читателей, что Тубылов — фигура вчерашнего дня, то он уже ни на что не способен. Вообще такого рода заявления по поводу человека, который после проигрыша на выборах председателя Государственного совета почти никак себя не проявлял и в прессе не выступал, по меньшей мере странно. В защиту Тубылова выступили “АИФ Удмуртии” и косвенно “Известия Удмуртской Республики”, опубликовав (не имея права не сделать этого) заявление ряда депутатов с осуждением материалов газеты “Неделя Удмуртии”, порочащих честь и достоинство известного человека.

На съезде в голосовании приняло участие 393 делегата. Из них 273 — за Тубылова, 65 — за Василия Осипова, исполняющего обязанности президента, заступившего на этот пост полгода назад. Последний известен лишь тем, что является членом руководящего органа движения “Удмуртия”. Остальные проголосовали за Светлану Смирнову, председателя комитета по делам национальностей при правительстве Удмуртской Республики, чье выдвижение на руководящий пост лидера национального движения по меньшей мере странно.

Сняли свои кандидатуры профессор Виктор Туганаев и председатель общества удмуртской культуры “Дэмен” Орехова. Последняя — в пользу Тубылова.

2. ВИЗИТЫ

2.1. Визит Юрия Лужкова

4 октября состоялся однодневный визит в Ижевск мэра Москвы Юрия Лужкова. В составе делегации были, кроме чиновников мэрии, Шафраник (президент Московской топливной компании) и Борис Вишняк (генеральный директор ОАО “ТВ Центр”). В программе визита значилось посещение “Ижмаш-авто”, выставки промышленных товаров, стрельбища “Строитель”, где гость пострелял из новых видов стрелкового оружия в присутствии генерального конструктора Михаила Калашникова, встреча с “республиканским активом”. Цель визита — подписание договора и соглашения между правительством Удмуртской Республики и Москвой о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве.

Удмуртское руководство рассчитывало продвинуть продукцию местных предприятий на московский рынок, установить выгодные контакты с предприятиями и организациями Москвы. Пресса, освещая визит и его итоги, обильно описывала перспективы открытия торгового дома Удмуртской Республики в Москве, магазина стрелкового оружия, выставки промышленной продукции удмуртских предприятий. Все это было подтверждено и мэром Москвы. Особая тема, на которой сошлись руководители регионов — стремление поддерживать отечественных товаропроизводителей. При этом Лужков настаивал на том, то все соглашения о поставках той или иной продукции надо строить без посредников. “Посредники — это шпана”, — сказал он.

Интерес вызвала у Лужкова, судя по прессе, продукция предприятия “Ижмолоко”. Говорят, у стендов этого предприятия на выставке он вспомнил о необходимости удмуртского торгового дома в Москве. Заинтересовала его информация о разработках на “Чепецком механическом заводе” в Глазове электромобиля, выпуск здесь солнечных батарей. Заинтересовало Лужкова чугунное литье “Ижстали” и автомагнитолы Сарапульского радиозавода, система безопасности движения поездов Ижевского радиозавода, которая, кстати была удостоена государственной премии Удмуртской Республики за 1997 год. Речь шла также о развитии контактов удмуртских наукоемких производств с московскими КБ и НИИ. Тут же на месте Лужков отдал распоряжение председателю главного управления здравоохранения Москвы Сельцовскому о необходимости закупки дефибрилляторов и электрокардиографов производства ижевского завода “Акион”. Решились вопросы о поставках в Москву продукции сельского хозяйства, в частности партии картофеля. В завершение визита был подписан двухсторонний договор.

2.2. Визит Виктора Черномырдина

29 октября в Ижевск прибыл министр экономики России Яков Уринсон, открывший визит высоких московских гостей. По сообщениям СМИ, Уринсон должен был до приезда 1 ноября Виктора Черномырдина собрать информацию о состоянии основных промышленных предприятий и возглавить оргкомитет по проведению торжеств, посвященных празднованию 50-летия автомата Калашникова и 190-летия начала производства оружия в Ижевске. Именно Уринсону местная пресса приписала выражение, ставшее здесь крылатым: “...праздник должен быть не только для гостей, но и для рабочих”. В результате “Ижмашу” частично погасили долги за поставленную продукцию. Визит Черномырдина проходил по тому же сценарию, что и у Лужкова: музеи, “Ижмаш”, выставочный комплекс “Ижмаш-авто”, стрельбище “Строитель” и т.д. На стрельбище, кстати, Виктор Степанович, как и Лужков, с удовольствием пострелял. Местная газета “Панорама” даже опубликовала на первой полосе его фотографию, где он целится из пистолета-пулемета “Бизон”. Разница лишь в том, что Лужков стрелял вместе с женой, причем изрядно, как сообщают, уступив ей в прыти, и по арбузам. Черномырдин же стрелял по кирпичам, с удовольствием наблюдая, как они превращаются в пыль.

Что касается итогов визита, то о них много не сообщалось. Складывалось впечатление, что результаты приезда премьера, может быть, будут известны позднее. Известно только, что Черномырдин в Ижевске подписал постановление Правительства России о создании в Удмуртии федерального научно-производственного центра стрелкового оружия[1] и о придании статуса объекта федерального значения строящемуся музею знаменитому конструктору Калашникову. Сам же Михаил Тимофеевич 31 октября был изрядно обрадован. Дело в том, что на состоявшейся в этот день научно-технической конференции по развитию производства оружия в России Калашникову вручили патент на изобретение его автомата, которого он еще не имел. Вопрос решила швейцарско-российская патентная служба “Руспа-АГ”. Пока патент действителен только в девяти странах бывшего СССР, но, как сообщают, работа ведется и по его международной защите.

3. БАНКИ

3.1. Информация Национального банка

Согласно справке Национального банка Удмуртской Республики, опубликованной в газете “Известия Удмуртской Республики” от 9 октября, в Удмуртии работает 17 местных банков, при этом филиальная сеть иногородних коммерческих банков остается в количественном отношении на уровне начала года. Число вновь появившихся филиалов уравновешивается числом “выбывших”. В этом году на удмуртский банковский рынок вступили два филиала московских банков: “ИнтерТЭКбанк” и “Внешторгбанк”. С начала года, отмечается в материале, местными кредитными учреждениями не осуществлялись крупные проекты по увеличению уставного капитала через эмиссию акций. В результате совокупный объявленный уставный капитал комбанков возрос на 0,4% и составил 190 миллиардов рублей, фактически сформированный — на 0,9% и составил 181 миллиард рублей.

Общая сумма ресурсов, которыми располагают коммерческие банки, включая филиалы коммерческих банков других регионов России, составила на 1 августа более 2 триллионов рублей, увеличившись с начала года на 8%. Наибольшими темпами росли ресурсы самостоятельных комбанков по сравнению с филиалами: 9,4% против 7,6%. Обеспокоенность у авторов справки вызывает тенденция снижения доли собственных средств банков в общей сумме ресурсов. За семь месяцев она уменьшилась с 21,6% до 16,4%. В обратной пропорции возрос объем привлеченных средств. 86% привлеченных средств составляют свободные средства предприятий и населения. Причем, если остатки средств на счетах юридических лиц с начала года возросли на 10% (до 422 миллиардов рублей), то вклады населения — на 28% (до 925 миллиардов рублей). Предпочтение население по прежнему оказывает Удмуртскому банку Сберегательного банка России. На 1 августа 64% всех частных вкладов было аккумулировано именно там. Правда, темп роста вкладов населения в коммерческих банках выше, чем в Сбербанке: 39% и 23% соответственно.

Объем централизованных кредитных ресурсов снизился на 7%, и составил около 10 миллиардов рублей, из которых 2,7 миллиарда — ломбардный кредит.

За семь месяцев текущего года произошло сокращение остатков средств на корреспондентских счетах банков — на 43% до 55 миллиардов рублей. Как положительный факт отмечается снижение на 71% суммы неоплаченных в срок расчетных документов клиентов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных учреждений. На 1 августа сумма картотеки составила 35 миллиардов рублей.

Отмечается также, что за семь месяцев ряд банков сработали в убыток, общая сумма которого порядка 21 миллиарда рублей, при этом регистрируется рост кредитных учреждений, получивших убытки.

3.2. Кризис в “Ижладабанке”

Смена руководства “Ижладабанка” имела солидную прессу в УР. Оценки в СМИ были самыми различными. Именно поэтому дальнейшее изложение проблемы будет опираться на конкретные статьи и казаться противоречивым. В сюжете с банком и в самом деле многое неясно.

В чем привлекательность темы кризиса в “Ижладабанке” для СМИ?

Во-первых, прекративший работать с частными вкладчиками банк, возбудил внимание общественности благодаря реальной опасности для двадцати тысяч человек потерять свои деньги.

Во-вторых, в результате кадровых перестановок из банка ушел С.Бобогло. Депутат Государственного совета, не слишком активный в зале заседания, он, тем не менее, по неподтвержденным сведениям, являлся политическим инвестором оппозиции А.Волкова. По крайней мере, его личная позиция такова.

В прессе, в кулуарах, с трибун и экранов были высказаны версии, которые можно свести к четырем.

Версия первая (политическая). Единственный, кто ее озвучил в прессе — обозреватель газеты “АИФ Удмуртии” С.Щукин. По его мнению, крушение банка приводит к выключению из сферы публичной политики Сергея Бобогло. Можно согласиться с этим но добавить, что банк, который возглавлял Бобогло, финансировал оппозиционную Волкову телекомпанию “Новый Регион”. Однако по распространившимся в последнее время среди журналистов сведениям, работники “НР” утверждают в беседах, что уже давно сами себя окупают. Здесь можно сказать, что в сознании политически озабоченных ижевчан здание НИТИ “Прогресс”, где располагается и “Ижладабанк”, и Международный восточно-европейский университет (созданный при деятельном участии опального Владимира Подопригоры, который периодически наведывается туда почти инкогнито), и многое другое — все это оплот контрэлиты, противостоящей сегодняшнему руководству республики. Стало быть, и кризис в “Ладабанке” — результат козней республиканского руководства. Прецеденты тому были.

Версия вторая. В процессе укрупнения банков, передела сфер влияния, “Ижладабанк” оказался попросту затерт конкурентами, чьи разные векторы интересов создали на банк суммарное давление.

Версия третья (самая простая). Банк и в самом деле “влип”, опрометчиво дав кредиты. А что касается разнообразной трактовки в прессе — то не могут же все писать одинаково скучно.

Версия четвертая (местническая). “Ижладабанк” пал в борьбе местных банков с проникающими в регион иногородними, и прежде всего московскими.

Каждая из указанных версий, безусловно, основана на реально существующих фактах, но скорее всего, ни одна не верна.

Итак, 17 сентября “Ижладабанк” прекратил обслуживание частных клиентов.

28 сентября произошла смена руководства “Ижладабанка”. Вместо Александра Федорова, на пост председателя совета директоров стал Евгений Богомольный. Новым президентом банка стал Дмитрий Якушев, сменивший Сергея Бобогло. Якушев с 1994 по июль 1995 года возглавлял московский банк “Экснет”. Упоминаемая в одной из листовок, распространяемой вкладчиками, фирма “Экснефть” являлась “родственной структурой” банка “Экснет”. Затем Якушев возглавлял фирму “Приват-аудит”, занимающуюся банковским аудитом, а до занятия должности президента “Ижладабанка” управлял ижевским банком “Азвесь” (кстати, банк известен, кроме всего прочего, тем, что одном из пунктов резолюции второго Всеудмуртского съезда, проходившего 4 ноября 1994 года, говорится о придании банку “Азвесь” статуса удмуртского народного банка. Съезд просил правительство республики оказать содействие этому банку. (см. Политический мониторинг ИГПИ №11/1994). Не стоит, однако, сегодня искать здесь связи с удмуртским национализмом. В настоящее время у банка “Азвесь” отозвана лицензия на осуществление банковских операций. “Азвесь” еще не рассчитался со своими вкладчиками).

29 сентября руководство “Ижладабанка” распространило пресс-релиз, где говорилось, что “предварительные оценки финансового положения “Ижладабанка” показали, что никаких особых проблем в банке нет”. Здесь можно вспомнить о том, что летом нынешнего года намечалось слияние трех удмуртских банков: “Уральского трастового”, Уникомбанка и “Ижладабанка”. В этот период “контролируемая “Ижладабанком” телекомпания “Новый Регион” сообщала, что вопрос о слиянии уже решен. Однако “через месяц” стало известно что “Ижладабанк” выпадает из этой троицы. При этом было непонятно: то ли сам “Ижладабанк” не захотел входить в складывающийся альянс, то ли, предчувствуя обвал, его просто не приняли в эту компанию.

2 октября “Известия Удмуртской Республики”, комментируя ситуацию в “Ижладабанке”, отмечают, что банк занимает вторую позицию в “табели о рангах” удмуртских банков по величине уставного капитала и сумме активов. Кроме того, банк — крупнейшее в республике кредитное учреждение по величине частных вкладов. Ссылаясь на московский журнал “Профиль”, В.Чиньков, автор материала в газете “Известия Удмуртской Республики”, называет сумму, которую аккумулирует “Ижладабанк” от частных вкладчиков — 53 миллиарда рублей. Еще недавно, напоминает автор, банк усиленно рекламировал “рождественский вклад” повышенной доходности. Но на состоявшейся 7 октября пресс-конференции новый председатель Совета директоров банка Евгений Богомольный назвал это мероприятие ошибкой.

Валерий Чиньков отмечает, что с момента прекращения работы с клиентами вокруг банка сразу же образовалась постоянно присутствующая “стайка” вкладчиков. На дверях заведения висела бумажка успокаивающего зеленого цвета, где сообщалось, что в связи с “продолжающимся ремонтом компьютерной сети и невозможностью получения информации по счетам клиентов банк не работает”. Ссылаясь на тот же журнал “Профиль”, автор материала в газете “Известия Удмуртской Республики” указывает, что за семь месяцев “Ижладабанк” сработал в убыток на 9 941 208 000 рублей.

7 октября состоялась пресс-конференция Е.Богомольного, генерального управляющего АО “Удмуртнефть”, ставшего 28 сентября председателем совета директоров банка. Евгений Исаакович заявил: “Мы не дадим банку упасть. Приложим усилия, чтобы выполнить обязательства перед клиентами и вкладчиками. По поводу вкладчиков, собиравшихся 3 октября у здания банка и начавших составлять самодеятельные списки на выплату вкладов, Богомольный сказал, что согласно объявлению, вывешенному руководством банка, 8 октября начнется не выплата вкладов, а работа самого банка. Списки, подчеркнул Богомольный, конечно будут составляться руководством банка. Назначенному недавно вице-президентом банка А.Элькину как раз это и поручено, а он еще по работе в НИТИ “Прогресс” известен своим внимательным отношением к людям. В первую очередь будут удовлетворены нужды наиболее нуждающихся вкладчиков. Богомольный высказался за создание ассоциации вкладчиков и огласил номер “горячего телефона”, который был впоследствии обнародован в СМИ.

Богомольный вспомнил, что в 1995 году в “Ижладабанке” складывалась похожая ситуация. Тогда доля личных вкладов уменьшилась с 65 до 10 миллиардов. Однако, реализовав высоколиквидные ценные бумаги, банк смог рассчитаться со всеми желающими, которые, к сожалению Евгения Исаковича, понесли полученные деньги в другие банки. А зря, поскольку, когда ситуация стабилизировалась, они все равно вернулись. И сегодня “физических” вкладчиков в банке насчитывается около 20 тысяч человек.

Объясняя причину создавшегося положения, Богомольный сказал, что финансовая ситуация в банке ухудшилась с февраля текущего года. “Пришлось делать оргвыводы”. Поскольку “Удмуртнефть” является главным кредитором “Ижладабанка”, то логично, что Е.Богомольный стал председателем совета директоров...

По данным Национального банка Удмуртской Республики (филиал Центробанка России), основные причины тяжелой ситуации — в невозврате ранее выданных кредитов. Богомольный назвал крупнейшими должниками московский “Ялос-банк” и санкт-петербургскую фирму “Элана”, где речь идет о $4 млн. На момент пресс-конференции, как сообщил Богомольный, специалисты банка намерены провести представителя “Ижладабанка” внешним управляющим в “Ялос-банк”. Как отмечает автор отчета о пресс-конференции в газете “Удмуртская правда”, “по некоторым данным примерно 80% персонала “Ижладабанка” уволилось”. Уволились они по “собственному желанию”.

7 октября “Золотая провинция” сообщила некоторые подробности в деле “Ижладабанка”. Во-первых, автор, Лада Иж, выдвинула версию причин кризиса. По ее мнению, банк должен основному кредитору (АО “Удмуртнефть”) 40 млрд. рублей. Именно поэтому “Удмуртнефть” будет прилагать все свои силы, чтобы возродить банк, ибо в противном случае, после признания банка банкротом, его деньги и имущество пойдет на удовлетворение требований вкладчиков. По мнению автора, новый президент банка, г-н Якушев — человек “Удмуртнефти”, поставленный главным кредитором для того, чтобы контролировать ситуацию и вернуть свои деньги. Автор также сообщает, что Якушев сообщил домашний телефон своего предшественника г-на Бобогло вкладчикам банка, что бы те “трясли” свои деньги у Бобогло.

8 октября “Ижладабанк” возобновил свою работу, еще не начиная выплат по вкладам.

9 октября Валерий Чиньков в “Известиях Удмуртской Республики”, ссылаясь на новое руководство “Ижладабанка”, сообщает, что у банка достаточно активов, чтобы насчитаться со всеми вкладчиками. Это подтверждает и председатель Национального банка УР Равиль Каримов, давший информацию депутатам Госсовета на 13 сессии 2 октября 1997 года. Однако, отмечает автор материала, активы банка уже реализованы. Остались выданные банковские кредиты. Далее Чиньков сообщает, что руководство банка намерено подвергнуть вкладчиков банка реструктуризации, дав приоритет малообеспеченным, пенсионерам и участникам войны.

Анализируя ситуацию с банком, автор материала отмечает следующие моменты. Отставка старого руководства банка обострила отношения между ним и хозяевами банка. По версии старой администрации, виноваты именно хозяева, и прежде всего “Удмуртнефть”, стремящаяся вернуть свои деньги в ущерб частным вкладчикам. Хозяева утверждают, что именно пагубная политика старой банковской администрации привела к таковым результатам, что и стало причиной ее отставки. Впрочем, и те и другие, по интерпретации Чинькова, исключают политический аспект проблемы. Автор статьи также отмечает, что поведение “Ижладабанка” на рынке банковских услуг было в последнее время “достаточно агрессивно”... “Поэтому логично предположить, что конкуренты будут только рады возникшим у соперника проблемам”... “Жители республики, обжегшись (причем не единожды) на том, что доверяют свои деньги банкам республики, могут “полюбить” другие банки — иногородние. Впрочем, их филиалы уже сегодня завоевывают удмуртский рынок. Вопрос в том, насколько с пользой для республики”.


ИЗ ОБРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА “ИЖЛАДАБАНКА”.

Мы наблюдали, как, начиная с февраля 1997 года, после проведения последнего собрания акционеров, правление банка, возглавляемое С.М.Бобогло, предпринимало все усилия для стабилизации финансовой ситуации в банке. Все действия по увеличению уставного капитала, капитализации долгов, взысканию средств с дебиторов, облегчению бремени налоговых штрафов и пеней согласовывались Советом банка и закреплялись соответствующими решениями. Но принятые решения акционерами банка не исполнялись. Когда подобное поведение собственников обострило финансовую ситуацию, совет директоров резко изменил действующий состав органов управления. Законы логики принуждают нас подобную реакцию объяснить сложившимся противостоянием двух крупнейших кредиторов банка — вкладчиков и ОАО “Удмуртнефть”, которое, видимо, ожидает получить таким образом решение своих проблем (мы предполагаем отсутствие политических мотивов такого решения).

Первые действия новых руководителей банка, принявших сегодня бремя власти, на наш взгляд, показывают, что у них отсутствуют представления о возможных подходах и путях в действиях для выхода из сложившегося финансового положения. Предпринимаемые ими сегодня шаги могут еще более усугубить существующее положение.

 

14 октября газета “АИФ Удмуртии” дает подборку по итогам пресс-конференции Е.Богомольного, занявшего пост председателя совета директоров “Ижладабанка”, и нового президента банка Д.Якушева. Подборка строится по принципу “вопрос читателя — ответ редакции”. Некто (фамилия скорее всего вымышленная) спрашивает о личности нового президента “Ижладабанка” и о справедливости информации, якобы распространенной фракцией “Коммунисты Удмуртии” о том, что Якушев имеет прямую связь с чеченцами. Редакция отвечает, перечислив некоторые факты из послужного списка банкира, что, по словам Якушева, связей с чеченцами он не имеет, однако в руководстве многих крупных банков есть лица чеченской национальности, но все они — бывшие сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью г. Грозного, переехавшие на постоянное место жительства в Москву сразу после прихода к власти Дудаева. Никаких махинаций с банком “Экснет” г-н Якушев не проводит, а наоборот, с этим банком он судится.

28 октября “Золотая провинция” сообщила о приказе Президента “Ижладабанка” С.Бобогло, подписанного 17 сентября 1997 года за №225 “Об утверждении Положения о порядке начисления и выдачи компенсационных выплат при увольнении работников банка”. Указанное положение вводится с 1 октября. Согласно ему при увольнении работников банка (по перечню должностей) им выплачивается компенсационная выплата согласно установленных коэффициентов.

Выплаты полагались: председателю правления банка и его членам, главному бухгалтеру и директорам управлений, лицам, занимающим должности, устанавливаемые решением правления банка. Выплата производится за счет прибыли.

Расчет выплаты производился в процентах от расчетной величины дохода за время работы банка. При этом председатель правления — 20% от указанной величины, главный бухгалтер — 10%, члены правления — по 5%, прочие должности — по 10%.

В результате расчетов получалось всего к выплате 1539,2 миллиона рублей. При этом г-н Бобогло получал 555 миллионов, а минимальная сумма, приведенная газетой — 28 миллионов рублей. В случае невозможности выплаты этих сумм деньгами, банк выплачивает их чем-то другим, вплоть до имущества.

3.3. Бюджетная ссуда Евроазиатскому банку экономического развития

12 сентября правительство Удмуртской Республики приняло постановление “О бюджетной ссуде Евроазиатскому банку экономического развития”. В первом пункте документа говорится: “Предоставить Евроазиатскому банку экономического развития — банку-агенту Правительства Удмуртской Республики бюджетную ссуду в размере 50 миллиардов рублей сроком до 31 декабря 1997 года с уплатой процентов в размере одной третьей ставки Центрального банка Российской Федерации”.

25 сентября президиум Госсовета УР своим постановлением согласился с постановлением правительства УР, и  принял постановление “О бюджетной ссуде Евроазиатскому банку экономического развития” (Постановление №841 от 12 сентября 1997 года (970912). (Постановление №392-1).

16 октября вопрос был внесен в Госсовет и 22 октября рассмотрен в сессионном заседании.

Надо сказать, что в пакете документов, розданном депутатам, были тексты постановления правительства УР, президиума Госсовета, а также письма председателя Госсовета и председателя правительства УР Б.Ельцину от 23 июля 1996 года с визой С.Дубинину “прошу решить” и А.Чубайсу от 3 июня 1997 года с визой в Минфин РФ “Прошу предоставить договор”. В письме Ельцину, в частности, говорится: “...АКБ “Евразия” является банком-агентом Правительства Удмуртской Республики и обслуживает счета республиканского бюджета и бюджетов администраций городов республики. На обращение Государственного совета и Правительства Удмуртской Республики в Ваш адрес 27 февраля 1996 года было дано соответствующее поручение Центральному Банку Российской Федерации (Дубинину С.К.) о поддержке.

К сожалению, Центральным Банком по сути просьбы было отказано<...>

В связи с вышеизложенным, убедительно прошу Вас, Борис Николаевич, оказать содействие в предоставлении банку-агенту Правительства Удмуртской Республики стабилизационного кредита Центрального Банка Российской Федерации в сумме 100 миллиардов рублей сроком на один год.”

В письме Чубайсу, подписанном П.Вершининым, говорится: <...> Рассмотрев обращение, Президент Российской Федерации поручил решить этот вопрос Председателю Центрального Банка РФ. На основании этого поручения (от 24 июля 1996 года) совет директоров Центробанка России принял решение о предоставлении кредита в сумме 50 миллиардов рублей под гарантию Минфина РФ.

Обратившись в Правительство РФ с просьбой о предоставлении вышеназванной гарантии, руководство Удмуртской Республики получило поддержку у председателя Правительства РФ В.Черномырдина, который подписал постановление “О предоставлении Министерством финансов Российской Федерации гарантии по кредиту, привлекаемому банком-агентом Правительства Удмуртской Республики (от 30 декабря 1996 года (прилагалось к депутатскому пакету, розданному на сессии)). Центральным банком России, после подписания указанного постановления, был подготовлен договор поручительства, поступивший в феврале 1997 года на согласование в министерство финансов Российской Федерации (Поручение министерства финансов Российской Федерации от 21.02.97). После некоторой доработки 21 марта 1997 года документ был направлен на повторное согласование в Центральный банк России. Уточнив отдельные статьи договора, 13 апреля 1997 года Центральный банк вновь передал его для подписания в Министерство финансов Российской Федерации. На основании выше изложенного Государственный совет и Правительство Удмуртской Республики убедительно просят Вас подписать договор поручительства”. Напомним, что виза Чубайса на это: “Прошу представить договор”.

Надо отметить также, что проект постановления Госсовета несколько отличался от постановлений правительства УР и президиума Госсовета. Здесь было добавлено: “... в счет средств, выделенных Министерством финансов Российской Федерации на покрытие временного планового кассового разрыва, согласно поручения первого заместителя министра финансов Российской Федерации Петрова В.А.” Надо полагать, что к моменту рассмотрения этого вопроса сессией деньги были уже выделены и потрачены. Однако в депутатском пакете документов не было ни сведений о том, что деньги из федерального центра пришли, не было заключения ни одной депутатской комиссии. А заключения меж тем были. 12 сентября, в день принятия постановления правительства о выделении бюджетной ссуды ЕАБЭР, министр экономики УР Е.Аверьянов подписал заключение по поводу проекта правительственного постановления. Министр экономики, посчитав целесообразным принятие данного постановления, отметил, что “данный проект постановления подготовлен на основе “Плана санации АКБ “Евразия” на 1997 год”, утвержденного Советом директоров банка и рассмотрено Советом директоров Центрального банка России, и “Экономического обоснования предоставления, размещения, доходности и возврата предоставленных ресурсов Евроазиатскому банку экономического развития Министерством финансов Удмуртской Республики. <...>

Запрашиваемая бюджетная ссуда в сумме 50 миллиардов рублей будет направлена на предоставление ссуд предприятиям и организациям, а также будет размещена в ценные бумаги для получения дохода и поддержания ликвидности баланса. Предполагаемый доход от использования бюджетной ссуды за 3 месяца составит 3 миллиарда рублей. Гарантией возврата бюджетной ссуды является заключенный между Министерством финансов УР и АКБ “Евразия”, договор о залоге от 15 июля 1997 года на сумму 1238 миллиардов рублей.”

Перед заседанием президиума Госсовета были подписаны еще два заключения. Первое, принадлежало правовому управлению Госсовета: “предоставление кредитов и ссуд из республиканского бюджета на основании статьи 30 (именно на эту статью ссылается Правительство в своем постановлении) — И.Е.) Закона Удмуртской Республики “О бюджете Удмуртской Республики на 1997 год” должно осуществляться в соответствии с утвержденным бюджетом Удмуртской Республики. Согласно приложению №5 к Закону Удмуртской Республики “О бюджете Удмуртской Республики на 1997 год” бюджетные ссуды предусмотрены в сумме 58055 миллионов рублей, при этом их распределение закреплено в расходах бюджета (код 3004)”. Далее юристы Госсовета отмечают, что в бюджете на ссуду ЕАБЭР деньги не предусмотрены, следовательно, теперь только Госсовет может принять решение об изменении бюджета.

17 сентября 1997 года председатель постоянной комиссии по бюджету Олег Кузьменко подписал заключение своей комиссии. В нем говорится, что всего бюджетом Удмуртской Республики предусмотрено выделение бюджетных ссуд на сумму 58 миллиардов рублей. По состоянию на 1 июля 1997 года общая сумма выделенного кредита уже составила 66,3 миллиарда рублей, то есть правительство нарушает Закон УР.

“Кроме того, — отмечается в заключение, — в представленных документах вообще отсутствует договор о займе денежных средств, нет гарантий возврата, не приложен упоминающийся в тексте договор о залоге от 15.07.97 года на сумму 123,8 миллиарда рублей. Считаю, также необходимым до рассмотрения вопроса предоставить заключение Правительства по эффективности использования предоставленных ранее Правительством и Президиумом Государственного совета налоговых льгот и отсрочек, и Удмуртского отделения Центробанка Российской Федерации по текущему финансово-экономическому состоянию банка. Оформление данного решения возможно только через поправки к Закону Удмуртской Республики о бюджете, проведение его через постановление Президиума будет прямым нарушением законов Удмуртской Республики.”

Тем не менее президиум Госсовета принял решение. Однако на сессию вопрос был все же вынесен.

На 13-й сессии Госсовета, в последний день ее работы, 22 октября О.Кузьменко отметил, что имел на президиуме особое мнение, которое заключалось в вынесении вопроса на сессию и оглашение позиции Национального банка УР по этому вопросу. Председатель Национального банка УР Равиль Каримов заявил, что коли руководство УР определило особый статус для ЕАБЭР — надо помочь. К тому же, отметил Р.Каримов, в ближайшее время республике придется решать проблемы крупных банков. Примерно в этом же смысле выразился председатель Госсовета Александр Волков, напомнив, что в уставном капитале ЕАБЭР 51% — государственные, и его нельзя рассматривать как простой коммерческий банк.

Наибольшее противодействие принятию этого решения оказали представители так называемой “антиволковской группы” — депутаты Сергей Протазанов, Николай Нагорных и, конечно, отставной банкир Сергей Бобогло, бывший президент “Ижладабанка”. Сергей Михайлович вспомнил, что некогда и он приходил за помощью и с предложениями в государственные кабинеты руководства Удмуртии, его сторонники поддержали его риторическим вопросом: а почему бы в самом деле в столь трудное для “Ижладабанка” время не оказать помощь ему? После выступления Каримова, правда, Бобогло согласился с позицией председателя удмуртского центробанка, но все же отметил, что у руководства республики нет концепции развития кредитно-финансовой системы в республики. “Посмотрите, — говорил он, — по каким критериям проходил конкурс на положение банка-агента... Я давно говорил, что надо противостоять московским банкам...”

Известный в Удмуртии предприниматель и депутат Сергей Чикуров отметил, что свободная конкуренция в банковской сфере чревата социальными последствиями... “В свое время, — выступил председатель правительства Павел Вершинин, — у нас были Сбербанк, Агропромбанк и Промстройбанк. Я думаю, что по спирали мы к этому вернемся...”

Дискуссия на сессии плавно ушла от вопроса о том а выделил ли на самом деле Центробанк ссуду для ЕАБЭР. Именно так представил дело при открытии обсуждения председатель правительства Павел Вершинин. Поначалу у депутатов возникли вопросы, почему не приложены документы о выделении федеральных денег, а если они выделены, почему они оформляются как бюджетная ссуда УР? И к чему все это обсуждение, если ссуда уже выделена, как признал тот же Вершинин?

“Когда счета бюджета УР будут переведены в федеральное казначейство?” — заявил было Николай Нагорных. “Нам же только “рекомендовано”, — парировал Вершинин. “Не нарушаете ли Вы указ Президента, запрещающий держать бюджетные деньги в коммерческих структурах?” — осторожно поинтересовалась Алла Чишквская, руководитель благотворительного фонда “Ижладабанка”. “Нам же только рекомендовано,” — вежливо отвечал ей Вершинин...

Короче говоря, 52 депутата проголосовали за постановление Государственного совета “за основу” и 55 — “в целом”.

Сюжет с ЕАБЭР не сорвал только прессы, сколько сорвал “Ижладабанк”. Про второй писать проще, а первый, все-таки — банк-агент правительства. В основном СМИ воздержались от комментариев. И только неугомонный Щукин, политический обозреватель газеты “АИФ Удмуртии”, высказался сразу по двум банковским сюжетам октября. Мы приведем лишь его оценку, касающуюся ЕАБЭР. “Сейчас, наконец, можно констатировать, что Центробанк РФ не предоставит ЕАБЭР ни 100, ни 50 миллиардов рублей. Последняя сумма придет из нашего же, республиканского бюджета, который с прошлого года обслуживает правительственный банк-агент. <...> Откуда же появятся эти деньги? Схема решения, многократно трансформировавшаяся с прошлого года, в конечном итоге приобрела нынешний вид, видимо, где-то в середине августа. Именно тогда была окончательно согласована сумма федеральной бюджетной ссуды, направлявшейся в Удмуртию исключительно для погашения долгов по зарплате бюджетников. Согласно договоренности с Минфином РФ, из почти 12 трлн. рублей, выделяемых в масштабах России на эти цели, в Удмуртию до конца года должны прийти 200 миллиардов рублей, из них 60 миллиардов — в сентябре. Деньги эти не только целевые но и возвратные. Удмуртия должна их вернуть Москве в следующем году. По аналогии с прошлым годом можно предположить, что республика деньги, конечно, не вернет, но трансферт будущего года уменьшится еще и на эту сумму. В общем, ссуду “Евразии” выделят за счет денег, которые получат в долг из федерального бюджета и полагающихся для выплат работникам бюджетной сферы. Срок кредита — до конца нынешнего года, условия — 8 процентов годовых.” Кстати, в этом же материале Щукин назвал сумму долга ЕАБЭР республиканскому бюджету. Председатель Правительства Павел Вершинин на сессии не стал отвечать на вопрос депутата об этом, ссылаясь на вред, который он тем самым может нанести банку. Сумма долга, которую назвал “АИФ Удмуртии” — 13 млрд. рублей.

Источники

1. Чиньков Валерий. Вкладчики штурмуют “Ижладабанк”. В банке “все спокойно”? // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №151. — 2 октября.

2. Кирилин А. Не дадим банку упасть // Удмуртская правда. — 1997. — № 152-153. — 8 октября.

3. Лада Иж // Ижладабанк”: ренессанс или финита ля комедия? // Золотая провинция. — 1997. — №38. — 7 октября.

4. Чиньков Валерий. На первый-второй рассчитайсь! Погоревших вкладчиков “Ижладабанка” будут реструктурированы // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №155. — 9 октября; Пухов Боря. Если банки “падают” — значит это кому-нибудь нужно? // Золотая провинция. — 1997. — №41. — 28 октября.

5. Итоги работы удмуртских банков вызывают обеспокоенность. По материалам, подготовленным Национальным банком Удмуртской Республики // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №155. — 9 октября.

6. Щукин Сергей. В банковском кризисе Удмуртии много странных совпадений, и даже сумма вклада для “Евразии” почти совпала с суммой пропавших вкладов в “Ижладабанке” // АИФ Удмуртии. — 1997. — №73. — 3 октября.

7. Васильев Алексей. Пристрелка” Юрия Лужкова // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №154. — 7 октября.

8. Васильев Алексей. Виктор Черномырдин: “Ижмаш” — университет российского оружейного искусства” // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №154. — 7 октября.

9. Корепанова Лиля. Виктор Черномырдин на ижевской “Орбите”: траектория полета в пределах нормы // Московский комсомолец в Ижевске. — 1997. — №12. — 6-13 ноября.

10. Снегирева Т. Мера Ответственности // Удмуртская правда. — 1997. — № 120-121. — 14 августа.

11. Щукин Сергей. Виктор Черномырдин рассмотрел президентские визы. Превращение предложений Удмуртии в деньги по-прежнему вопрос не сегодняшнего дня // АИФ Удмуртии. — 1997. — №59. — 16 августа.

12. Герасимов Владимир. Еще один шаг к цели // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №125. — 15 августа; Пресс-служба Государственного совета Удмуртской Республики. Встреча с премьером // Удмуртская правда. — 1997. — №118. — 9 августа.

13. Васильев Алексей. Ижевский прорыв. У нашего оружия появился собственный герб // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №116. — 30 июля.

 



[1] Работа по аккредитации Государственного испытательного центра Удмуртского центра стандартизации и метрологии по испытанию гражданского, служебного оружия и патронов к нему была завершена 30 июля 1996 года. Сейчас на всем оружии, проходящем через этот центр, появится свое “тавро”, удостоверяющее не только национальную принадлежность продукции, но и его качество. Впервые клеймо оружия Ижевского производства было поставлено сто пятьдесят лет назад. Это было изображение герба Вятской губернии с луком и стрелой. Сейчас клеймо представляет из себя сочетание стрелы и стилизованного герба Удмуртской Республики. Отмечается, что появление этой эмблемы являет собой настоящий прорыв в экспортной политике отечественных производителей гражданского оружия. Ранее для каждой мелочи при утверждении в серийное производство нового образца приходилось регулярно, чуть ли не еженедельно, ездить в ЦНИИ “Точмаш”, расположенный в подмосковном городе Климовск. Сегодня все задачи, от разработки до рекламы и реализации, будут решаться на месте. Кроме того, в Ижевске смогут проходить сертификацию своих изделий другие аналогичные предприятия России и даже иностранных государств. Практически не вызывает сомнения признание Ижевского центра в постоянной международной комиссии Брюссельской конвенции, в которую входят ведущие производители оружия. Это значительно расширяет экспортные возможности Удмуртии. Включение российского (удмуртского) клейма в кадастр Конвенции даст дополнительную валютную выручку и позволит не тратить средства на вторичные испытания в странах-членах Конвенции.

12 августа 1996 года состоялась пресс-конференция председателя Государственного совета Удмуртской Республики Александра Волкова по итогам встречи руководителей республики с Виктором Черномырдиным. Встреча оказалась приуроченной к торжественной церемонии вступления в должность Президента России. Разговор с премьером касался создания в Удмуртской Республике Федерального научно-производственного центра стрелкового оружия (тема была продолжена после беседы Волкова с Ельциным в Барвихе 24 июля 1996 года). Итогом разговора стало поручение председателя Правительства России подготовить проект постановления. По словам Александра Волкова, решение данного вопроса позволит проводить в Ижевске выставки стрелкового оружия, в том числе и международные, улучшит финансовое положение республики.