Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий Осокин

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1997 года

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЛИЦ ОБЛАСТИ: ВЛАСТЬ И ЗЕМЛЯ

Из множества публичных заявлений первых лиц области, произнесенных ими в последнее время, обращают на себя внимание следующие три, быть может, не первостепенной важности для сегодняшнего развития событий в области, однако способные иметь долговременное развитие. Затирагиваемая в них проблематика останется главной для страны и для региона на протяжении ближайших месяцев и даже лет.

Первое. Губернатор Иван Шабанов 10 октября во время очередной пресс-конференции вновь скороговоркой упомянул вопрос необходимости реформирования законодательного (представительного) органа власти региона путем создания верхней палаты из числа глав территориальных образований, т.е. районов и городов, являющихся согласно конституционным положениям органами местного самоуправления, не входящими в единую вертикаль исполнительной власти.

Губернатор (в бытность спикером облдумы до декабря 1996 г.), уже начиная с принятия областного Устава летом 1995 г., который существенно ограничил права губернатора[1], неоднократно высказывался в пользу подобного оформления отношений между областью и входящими в ее состав административными образованиями. Политический alter ego губернатора — нынешний спикер Воронежской облдумы Анатолий Голиусов — декларировал в качестве одной из приоритетных целей областного руководства создание исполнительной вертикали в регионе.

Стоит также отметить, что в нынешнем составе облдумы, избранной в марте 1997 г., представительство глав районных администраций сведено к минимуму (1 человек). Это является следствием, с одной стороны, той модели легитимизации статуса первых лиц административных образований, которую избрало для себя большинство руководителей аграрного районного звена (через выборы в состав районного депутатского корпуса, и только после этого избрания — утверждения в должности главы), так и, с другой стороны, степени влияния нынешнего губернатора на руководителей аграрных районов области, который настоятельно рекомендовал главам районных администраций перед последнеими выборами в облдуму отказаться от борьбы за депутатские мандаты высшего законодательного института области.

Второе. 27 октября И.Шабанов, выступая в программе регионального государственного ТВ “Час исполнительной власти”, поделился своими соображениями в отношении первоочередных мер пополнения областного бюджета сельскохозяйственными районами. Он пообещал, что уже в следущем календарном году администрация области намерена переложить обеспечение нужд сельхозпроизводства (техникой, удобрениями, горюче-смазочными материалами) на плечи самих районных администраций, которым будет вменено в обязанность самостоятельно изыскивать кредитные ресурсы для отраслей, призводящих сельхозпродукцию. Таким образом, администрация области снимает с себя обязанности гаранта кредитного обеспечения аргарного сектора Воронежской области, чем она занималась все постперестроечные годы.

Третье. 4 ноября в интервью областному государственному телеканалу председатель облдумы Анатолий Голиусов дал оценку законодательной инициативе саратовской облдумы, решившейся в одной отдельно взятой губернии пойти на легализацию купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Голиусов сначала заметил, что, дескать, ничего в Саратове из этой затеи не выйдет — прокурор (только неясно какого уровня) опротестует. После чего — в развитие темы — спикер стал рассуждать о невозможности работы на земле в отсутствие кредитной поддержки. Звучало это так, что, в общем, он и не против частной собственности, только вот условий государство не создает. Закончился разговор на злободневную тему упованием на круглый стол Президента с сенаторами.

Выводы.

1. Все три заявления сенаторов от Воронежской области объединяет то, что они имеют отношение к аграрной проблематике. Даже такая сугубо государственно-правовая проблема, как структура местного парламента, оказывается в условиях региона теснейшим образом связанной с решением аграрных вопросов.

2. Предвидя развитие событий в Центре и зная о настроениях части сенаторов, и прежде всего спикера СФ Егора Строева, по вопросу купли-продажи земли, региональная элита не готова вступать а конфликт с Президентом, правительством и главой Совета Федерации (что вполне типично для поведения первых лиц Воронежской области).

3. Вместе с тем налицо стремление областного руководства не выпустить из под контроля властных структур низового сельхозтоваропроизводителя (конкретного председателя колхоза, директора ООО/ТОО etc.), для чего задумывается реформа кредитования сельскохозяйственных отраслей и прежде всего полеводческих, непосредственно связанных с землей. В подобной ситуации главы сельских администраций превращаются в надежного союзника губернатора. Областной центр со своей городской партией власти “управленцев-прагматиков”, считающейся если не оппозиционной областной власти, то, по крайнем мере, держащейся независимо от последней, автоматически окажется в заложниках синклита районных сельских глав.

Вообще же сама идея, высказанная И.Шабановым, вполне разумна, если учесть, что на данном этапе источником пополнения бюджетов как отдельных территорий области (на все 100% аграрных), так и субъекта Федерации в целом, должен быть этот сектор экономики, даже несмотря на то, что он известен своей устойчивой дотационностью в структуре производства любой страны.

В общих чертах последствия земельной реформы по-воронежскому образцу выглядят в самом первом приближении к проблеме таким образом: открыто противодействовать новациям в сфере поземельных отношений не решится никто из представителей высшего и среднего административно-управленческого звене региона, но, вместе с тем, реформа еще больше укрепит позиции на селе областной и сельских районных административно-управленческих элит. Правда, подобное усиление позиций сельских районных администраций чревато скорым изменением механизма легитимизации власти на уровне сельского района, — неизбежно в составе экс-надзирателей за колхозной собственностью (“предколхозов”), которые в советское время находились в одинаковом отношении к собственности, произойдет имущественная дифференциация, что приведет к нарушению сложившихся за постперестроечные годы способов легитимизации власти на самом низовом (базовом) уровне.

2. НАЗНАЧЕНИЕ

В начале 1997 г. произошла “смена караула” у руля Управления внутренних дел Воронежской области. Преемником Виктора Ильича Тройнина, отправленного приказом министра МВД на заслуженный отдых, был назначен уволенный перед этим с должности начальника Главного управления МВД по борьбе с экономическими преступлениями (в ранге заместителя министра МВД) генерал-лейтенант Дементьев Александр Семенович, 1948 г.р., человек, который имеет в своей биографии воронежский “след”. Во второй половине 1960-х гг. новый начальник Воронежского УВД учился на юридическом факультете Воронежского госуниверситета.

Представлять нового шефа воронежской милиции приезжал лично министр Анатолий Куликов, который, хотя и покритиковал подведомственные ему областные структуры за низкие показатели работы, отметил, что событие, заставившее его приехать в Воронеж 2 октября, вполне ординарное. По стране ежегодно происходит кадровая замена 10-12 руководителей региональных служб УВД.

Приезд Куликова совпал с заседанием облдумы, которая, согласно областному Уставу, должна согласовывать и утверждать кандидатуру начальника УВД. Естественно, никаких предварительных переговоров с облдумой никто из представителей МВД не вел. В федеральном Законе о милиции прописана совершенно иная процедура назначения руководителя такого ранга — участниками предварительных консультаций по предстоящему назначению являются министр и глава исполнительной власти субъекта Федерации, органу же представительной власти субъекта Федерации отводится второстепенная роль — утвердить назначение.

На несоответствие назначения нового начальника областного УВД букве местного закона обратил внимание, как явствует из газетных сообщений [[i]], депутат Наквасин, руководитель региональной государственной телерадиокомпании, в апреле нынешнего года претендовавший на кресло спикера облдумы и рассматривающийся, по некоторым данным, одной из группировок в администрации Президента РФ в качестве перспективного функционера с перефирии. (В Воронеже Алексей Наквасин чаще всего упоминается в последние полгода в качестве кандидата на самые разные должности, — то представителя Президента на несколько областей Черноземного центра, то высокого должностного лица в Совбезе, то крупного аппаратчика в Госдуме).

Сомнения депутатов разрешил на следующий день губернатор Шабанов, представивший на утверждение облдуме нового начальника воронежской милиции: существует реальное несоответствие между региональным и федеральным законодательством.

Комментарий.

1. Назначение Дементьева лишний раз свидетельствует о неизменности и “вечности” сложившейся в советские времена кадровой политики Центра во взаимоотношениях с регионами. Москва делает ставку на тех персон, которые будут приняты местными административно-управленческими элитами. В качестве “зацепок” используется биографическая связь соискателя должности в провинции с конкретным регионом.

2. Возможно, Центр, прежде чем подписать договор о разграничении предметов ведения с Воронежской областью, назначением начальника УВД дает понять, что предлагаемая Воронежской областью концепция договора, предусматривающая координацию деятельности на территории субъекта Федерации “силовиков” первым вице-губернатором никоим образом не может устроить наиболее влиятельную на сегодняшний день группу в администрации Президента и Правительстве, которая демонстрирует жесткий стиль во взаимоотношениях с регионами.

Русский аграрный дотационный регион в нынешних условиях (когда Центр все отчетливее демонстрирует попытки ограничить республиканские суверенитеты) рассматривается столицей в качестве своеобразной “государевой вотчины”, “государева тыла”.



[1] Воронежская область по ныне действующему Уставу является де-факто парламентско-президентской республикой: глава администрации даже не подписывает законы, принимаемые областной Думой.



Источники

[i]. Рузанова Е. Новый воин поля Куликова // ВК. — 1997. — №111. — 4 октября. — С. 1.