Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1997 года

1. власть

1.1. Губернатор о российской политике

В период октябрьского политического кризиса в РФ (постановка в Государственной Думе вопроса о вотуме недоверия правительству) губернатор В.Густов высказал свое видение ситуации. Он уверен в том, что никакой отставки не будет. В.Густов заявил, что правительство РФ допустило ошибку, не получив санкции Думы на секвестр бюджета, однако после выступления президента появился шанс быстро исправить эту ошибку. По мнению В.Густова, необходимо по-новому взглянуть на прерогативу Государственной Думы принимать бюджет. Он считает, что нижняя палата должна заниматься только законодательством, а бюджет должна принимать верхняя палата, так как ее члены — губернаторы и председатели законодательных органов — знают, что такое реальный бюджет. Такой порядок принятия бюджета страны, по мнению В.Густова, позволит избавить бюджетный процесс от излишней политизированности. Результатом политического давления он считает принятие в предыдущие годы не просчитанных социальных и аграрных статей бюджета, что, в свою очередь, дискредитирует исполнительную власть на местах в глазах народа. В.Густов заметил также, что в силу неразвитости в России многопартийной системы на следующих парламентских выборах нужно отдать предпочтение мажоритарной системе [[i]].

1.2. Губернатор о реституции

В.Густов высказал идею о необходимости возвращения финнам — бывшим хозяевам ныне разрушенных усадеб на территории Ленинградской области, возврата остатков их имущества. В частности, в Выборгском районе около 4 тысяч заброшенных финских хуторов. Губернатор считает, что необходимо провести инвентаризацию таких хуторов и разработать механизм их возврата бывшим владельцам.

1.3. КУГИ

В связи с недавним преобразованием Госкомимущества РФ в Министерство госимущества РФ должен быть пересмотрен статус региональных КУГИ, которые до сих пор были территориальных подразделений бывшего ГКИ РФ, а назначение председателей происходило в ГКИ РФ по представлению губернатора. Председатель областного КУГИ Любовь Совершаева приняла участие в состоявшемся в Москве расширенном совещании руководителей региональных КУГИ и фондом имуществ. По итогам дискуссии сформировались 2 подхода: преобразование региональных КУГИ в территориальные управления нового министерства с жестким подчинением центру или сохранение двойного подчинения. Ленинградская область в лице Л.Совершаевой (по согласованию с губернатором В.Густовым) выступила за второй вариант: предлагается: чтобы КУГИ остался областным комитетом и заключал договор с министерством о делегировании полномочий. Л.Совершаева включена в состав комиссии по выработке решения.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

13 октября был принят в первом чтении бюджет на 1998 год.

Перед рассмотрением проекта бюджета от имени правительства был внесен законопроект о внесении изменений в закон “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области”, который предусматривал повышение предельного размера бюджетного дефицита с 10% до 30% (в представленном правительством проекте бюджета заложен дефицит 29,7%). Депутаты приняли этот законопроект сразу в первом чтении и в целом.

Депутатам пришлось рассмотреть протесты прокурора Ленинградской области на Устав Ленинградской области и на закон о статусе депутата. Претензии в закону о статусе депутата касались депутатской неприкосновенности; о содержании претензий к Уставу не сообщается. Депутаты отклонили оба протеста. По вопросу об исключении из закона о статусе депутата статьи о депутатской неприкосновенности “за” проголосовали 7 депутатов, против — 5, воздержались 2. Однако на последнем октябрьском заседании ЗС закон о внесении изменений в закон о статусе депутата был принят в первом чтении (о содержании изменений не сообщается).

Принят в целом закон “О льготном налогообложении предприятий сланцедобывающей промышленности на территории Ленинградской области”.

Принят в целом закон “О государственных гарантиях по обеспечению граждан Ленинградской области бесплатной медицинской помощью”. В законе утвержден перечень заболеваний, видов и объемов медицинской помощи, входящих в соответствующую территориальную программу государственных гарантий и территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Принят в целом закон “Об обязательном библиотечном экземпляре документов на территории Ленинградской области”.

Принято постановление о предоставлении ОАО “Компания Усть-Луга” и ОАО “Росхимтерминал” гарантии возвратности кредита под поручительство правительства Ленинградской области для реализации в 1998-99 гг. проекта строительства перегрузочного комплекса для минеральных удобрений.

В первом чтении принят ряд важных законов:

— “О предоставлении льгот по уплате государственной пошлины российским гражданам, прибывающим из стран Балтии, при получении заграничного паспорта” (переселенцы из Прибалтики освобождаются от уплаты этой пошлины);

— “О туристской деятельности в Ленинградской области” (проект рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики области и направлен на создание современной туристской индустрии; предусмотрены налоговые льготы для операторов и агентов, занимающихся туризмом в Ленинградской области);

— “Градостроительный кодекс Ленинградской области”.

Вновь были внесены отклоненные месяц назад законопроекты, связанные с урегулированием территориальных споров между муниципальными образованиями. Речь идет об установлении границ новых муниципальных образований — поселков Кузнечное и Коммунар (подробности см. [7]). Присутствовали представители всех конфликтующих сторон. Разгорелись ожесточенные споры. Часть депутатов выступала решительно против какого бы то ни было вмешательства в территориальные споры до того, как стороны придут к компромиссу; отмечалось, что ЗС не вправе решать судьбу жителей этих территорий в обход закона, требующего в подобных случаях проведения референдума. Другие депутаты настаивали на установлении предложенных границ, так как в противном случае спор может продолжаться вечно. В итоге законопроект об установлении границ поселка Кузнечное был принят в первом чтении при 13 голосах “за” и 6 “против”. Второй законопроект — об установлении границ поселка Коммунар — был отклонен (5 голосов “за” и 13 “против”) [[ii]].

ЗС отклонило предложение депутата С.Модестова принять решение о проведении референдума в муниципальном образовании Тихвинский район, где также назревает конфликтная ситуация в связи с обнаружением несоответствия областному законодательству Устава этого муниципального образования (см. ниже).

ЗС Ленинградской области и Верховный Совет Автономной республики Крым заключили соглашение о сотрудничестве. Речь идет о межпарламентских связях для обмена опытом и совместной работы, в частности, по вопросам экологии. Парламенты договорились о защите интересов этнических групп, проживающих на их территориях.

3. НАЧАЛО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Проходит выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного собрания второго созыва (выборы 14 декабря). Уже выдвинуто более 100 человек. По оценкам областной избирательной комиссии, за один мандат будут бороться 10-15 кандидатов.

Ассоциация специалистов пресс-служб Ленинградской области провела круглый стол общественных движений и партий с участием представителей избирательной комиссии. Принято совместное обращение к избирателям и СМИ, в котором содержится призыв к проведению избирательной кампании цивилизованными методами, созданию условий для предотвращения проникновения в ЗС представителей криминальных структур, к недопущению манипуляции сознанием избирателей с помощью инсинуаций, клеветнических выпадов и т.п. Обращение подписали представители местных отделений ДВР, РХДП, НДР, СПТ, движения “Гражданская инициатива-96”, Союза защиты военнослужащих и членов их семей “Щит”.

Что касается тактики областного правительства, то ставка сделана на выдвижение в качестве кандидатов заместителей действующих глав местных администраций. Губернатор В.Густов заявил, что он заинтересован в продолжении работы депутатов действующего ЗС (из них намерены баллотироваться на второй срок 18 человек).

Главным действующим лицом, обеспечивающим продвижение кандидатов, лояльных политике губернатора В.Густова, является полномочный представитель президента РФ в Ленинградской области Федор Шкруднев (см. [[iii]]). Он провел встречу с лидерами профсоюзов учреждений социальной сферы, на которой стороны договорились о единой тактике и стратегии в предвыборной борьбе и о согласованном выдвижении кандидатов от профсоюзов и Общественной палаты. Профсоюзные лидеры считают, что в новом составе ЗС должно быть не менее 10% представителей работников социальной сферы.

Как известно, большую активность проявляет Совет Общественной палаты, руководимый Ф.Шкрудневым (см. [3]). Первоначально предполагалось выдвинуть группу кандидатов от зарегистрированного избирательного объединения “Совет Общественной палаты Ленинградской области”, включающую, по словам члена Совета, координатора РХДП по Северо-Западу Г.Габриэляна, “абсолютно все конструктивные политические силы Ленинградской области” (как известно, признаком “конструктивности” в данном случае служит поддержка программы губернатора В.Густова) и претендующую на получение чуть ли не всех 50-ти мандатов. Однако, по словам того же Г.Габриэляна, Совету пришлось сделать “очередной шаг к взаимодействию”: не все “значимые” организации, входящие в Общественную палату, являются членами названного избирательного объединения. В результате кандидатуры от партий утверждались на Совете Общественной палаты. Пришлось сократить число кандидатов от партий, рекомендованных Советом. Был сформирован небольшой согласованный список. Г-н Габриэлян, излагающий в прессе эту информацию, не счел нужным сообщить ни о величине, ни о составе этого списка. [[iv]]. Однако можно предположить, что сократить список пришлось в связи с упомянутым выше курсом областной администрации на продвижение в ЗС заместителей глав местных администраций, а также в связи с соглашением между Шкрудневым и лидерами профсоюзов.

Уже началась “раскрутка” некоторых еще не зарегистрированных кандидатов от Совета Общественной палаты в прессе Санкт-Петербурга (в газете “Смена”). Со своими программами выступили председатель правления Межрегиональной социал-демократической партии А.Касаткин, руководитель Независимого профсоюза военнослужащих в частях ВМФ Санкт-Петербурга и Ленинградской области Г.Жигулин.

27 октября официально объявил о начале своей избирательной кампании общественно-политический блок Санкт-Петербурга и Ленинградской области “Балтика”, созданный весной в Санкт-Петербурге и участвовавший (неудачно) в выборах депутата ЗС Санкт-Петербурга по 45-му округу (см. [3]). В состав блока входят несколько десятков мелких партий и движений центристского, либерального и патриотического толка, не представленных в ЗС Санкт-Петербурга и вошедших в состав Политического консультативного совета Санкт-Петербурга. Похоже, что именно этот блок вызывает главную “головную боль” у представителя Президента РФ в Ленинградской области Ф.Шкруднева и контролируемого им избирательного объединения “Совет Общественной палаты”: по спискам “Балтики” собирается баллотироваться бывший губернатор Ленинградской области А.Беляков (хотя некоторое время тому назад появилось сообщение о его отказе от участия в выборах, но, возможно, это была недостоверная информация). Кроме А.Белякова, по спискам “Балтики” собираются баллотироваться некоторые представители бывшей областной администрации, а также петербургские политики Виктор Югин (бывший народный депутат РФ, бывший председатель ГТРК “Петербург — 5-й канал”) и Юрий Дорофеев (лидер какой-то новой мелкой партии). Лидер блока, председатель Политического консультативного совета СПб Владимир Белозерских определил позицию блока по отношению к действующей областной администрации как конструктивную оппозицию. Ключевым пунктом программы блока на выборах будет идея объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый субъект РФ. “Балтика” уже создала инициативную группу по запуску процедуры референдума по вопросу объединения.

В.Белозерских высказал опасение, что на выборах может сложиться альянс старой и новой номенклатуры. Эту тревогу разделяют и представители областных отделений “ЯБЛОКА” и ДВР [[v]].

4. экономика

4.1. Строительство портов

27 октября на строительстве порта в Усть-Луге состоялась закладка терминала по перевалке металла и металлолома. Решение о начале строительства было принято в конце сентября по соглашению между ООО “Компания Усть-Луга” и уральской фирмой “Ставан-Трансмет”.

Внесена ясность в судьбу строительства нефтеналивного порта в Приморске. Председатель правительства РФ В.Черномырдин подписал два распоряжения, в которых предусмотрена прокладка единой трубопроводной системы от поселка Харьяга в Коми до Приморска и строительство терминала для перевалки сырой нефти; разрешено начать строительство комплекса мощностью 4,5 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Решение по нефтепроводу готовилось год. Здесь сказалось противодействие со стороны Финляндии и Эстонии, лоббировавших проведение трубопровода до своих портов. Определенные притязания высказывались со стороны Мурманска.

Распоряжение В.Черномырдина предоставляет правительству Ленинградской области права производить землеотвод на 54 гектарах бывших лесов. Таким образом, все препятствия к началу строительства сняты [[vi]].

4.2. Поддержка промышленности

Вступил в силу принятый по представлению областного правительства областной закон “О внесении дополнения в областной закон “Об областном бюджете Ленинградской области на 1997 год”. Ведена новая статья, которая гласит: “С целью стимулирования развития производства Ленинградской области предоставлять предприятиям льготу по налогу на имущество предприятий в части, поступающей в областной бюджет, в виде снижения на 0,1 пункта размера ставки налога за каждый процент роста реализации продукции по сравнению с 1996 годом в сопоставимых ценах”. Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1997 года.

4.3. Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат

Разрешилась сложная ситуация вокруг Выборгского ЦБК (см. [[vii]]). Высший арбитражный суд отклонил иск бывшего владельца ЦБК — американской компании “Альянс Целлюлоза ЛТД” о незаконности назначения конкурсного управляющего. Тем самым обрели законную силу результаты недавно состоявшихся торгов. Подписан договор купли-продажи с новым владельцем — английской фирмой “Нимонор Инвестмент ЛТД”.

5. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

5.1. Конфликт между Ломоносовским районом и городом Сосновый Бор

Между муниципальными образованиями Ломоносовский район и город Сосновый Бор развивается территориальный конфликт. Спор идет о принадлежности двух деревень, расположенных в прибрежной полосе Финского залива — Мустово и Систа-Палкино. Около 25 лет назад эти деревни были переведены из районного административного подчинения в подчинение г. Сосновый Бор (город областного подчинения, сейчас — самостоятельное муниципальное образование). В конце 1991 года областной Совет народных депутатов утвердил новую городскую черту Соснового Бора, при этом обе деревни опять отошли к Ломоносовскому району. Однако, приняв это решение, Совет не отменил предыдущего решения, что дает основание рассматривать его как формально действующее. В период регистрации уставов муниципальных образований в 1996 году Сосновый Бор не высказал претензий на эти территории, которые остались в составе Ломоносовского района. Однако жители обеих деревень голосовали на референдуме за принятие устава другого муниципального образования — Соснового Бора (поддержали устав большинством голосов); они также участвовали в выборах мэра Соснового Бора Валерия Некрасова и поддержали его. Тогда этому недоразумению никто не придал значения. Теперь же В.Некрасов использовал это обстоятельство в борьбе за переподчинение деревень.

Мэр аргументирует свое требование защитой интересов жителей деревень: они находятся вблизи Соснового Бора, но очень далеко от Копорской волости, в которую входят обе деревни; многие жители деревень работают в Сосновом Бору, их дети учатся в этом городе, там же жители пользуются медицинскими, коммунальными и другими услугами. Но более существенным фактором, видимо, являются территории деревень — прекрасная рекреационная зона, которую власти Соснового Бора уже начали осваивать под строительство коттеджного поселка для работников Ленинградской атомной электростанции.

Власти Ломоносовского района имеют свои контраргументы: потеря территорий обернется потерей земельного налога и платежей за аренду землю, изъятие из бюджета налогов на воспроизводство лесов, исчезнет перспектива развития данных территорий.

Необходимо заметить, что стороны конфликта имеют разные “весовые категории”: Ломоносовский район — преимущественно сельскохозяйственный, т.е. депрессивный, а Сосновый Бор (на территории которого находится ЛАЭС) — один из доноров областного бюджета.

По вопросу подчинения деревень работала межведомственная комиссия областного правительства во главе с первым вице-губернатором В.Климовым. Комиссия вынесла решение в пользу Соснового Бора. Однако на заседании областного правительства это решение не было утверждено. Четко обозначились две позиции: большинство мэров городов областного подчинения поддержали мэра Соснового Бора (при этом ссылались, в частности, на прецедент, когда в свое время власти г. Волхов отдали часть своей территории соседнему г. Кириши, где было построено теперешнее нефтеперерабатывающее предприятие КИНЕФ, являющееся главным плательщиком в областной бюджет). Напротив, главы районных администраций, солидарные со своим коллегой — главой Ломоносовского района В.Гусевым, расценили данный конфликт как весьма нежелательный прецедент административного передела земельной собственности.

По-видимому, для решения вопроса властям придется провести в спорных деревнях референдум [[viii]].

5.2. Тихвинский район

Юридический комитет областного правительства провел проверку Устава и других документов муниципального образования Тихвинский район. Были обнаружены многочисленные несоответствия текстов документов и порядка их принятия областному законодательству. Это создает угрозу судебного признания незаконности Устава Тихвинского района, а, значит, и нелегитимности органов местного самоуправления. Депутат Законодательного собрания от Тихвина Сергей Модестов внес в ЗС предложение выступить с инициативой по проведению референдума на территории Тихвинского района по вопросу об Уставе муниципального образования, совместив референдум с выборами ЗС 14 декабря. Однако предложение не было принято. Председатель постоянной комиссии ЗС по вопросам местного самоуправления С.Юркова выступила категорически против проявления такой инициативы со стороны ЗС до того, как Устав будет признан незаконным в судебном порядке. В итоге ЗС ограничилось постановления, в котором содержится обращение к депутатам Тихвинского районного совета, которым предлагается выступить с инициативой проведения референдума [[ix]].

5.3. Некоторые общие оценки

Как сообщил директор Государственного экспертного института регионального законодательства С.Сергевнин [[x]], по данным проведенного Государственной Думой анализа, Ленинградская область вошла в число субъектов РФ, достигших наилучших результатов в осуществлении реформы местного самоуправления. Такая оценка в значительной мере определилась тем, что в отличие от многих субъектов РФ Ленинградская область располагает значительным правовым заделом: в 1995-96 гг. принят первый пакет из 6 законов, посвященных регулированию вопросов административно-территориального устройства, выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядка проведения местных референдумов, осуществления прав законодательной инициативы местного самоуправления, порядка регистрации уставов муниципальных образований. В 1997 г. принят закон о муниципальной службе.

Вместе с тем в представленном С.Сергевниным анализе отмечен существенный недостаток содержащегося в областном законодательстве концептуального решения проблемы местного самоуправления — отсутствие понимания необходимости программного подхода к решению данной проблемы. В документах не выделены базовые, учредительные законы и основанные на них дополнительные законы, регулирующие специальные отраслевые вопросы в сфере местного самоуправления. Здесь указывается на то, что в областном законодательстве ставится фундаментальная постановка вопроса об административно-территориальном устройстве, тогда как в соответствии с федеральным законодательством, отделяющим местное самоуправление от государственной власти, следует вести речь о муниципальном устройстве. Следовательно, необходима разработка закона о порядке образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения границ. Автор анализа считает целесообразным восполнить пробел, возникший в связи с явным увлечением политическими и организационными аспектами местного самоуправления при нерешенности экономических вопросов — муниципального бюджетного процесса, формирования муниципальной собственности, механизма финансирования передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий. Затягивание решения этих вопросов может превратить систему местного самоуправления в пустую формальность и при этом нагрузить областной бюджет дополнительным бременем расходов на местное самоуправление. Положительно оценен выбор региональными властями концепции территориального подхода при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Ленинградской области.

6. БЕЗРАБОТИЦА

По состоянию на середину октября число официально зарегистрированных безработных составило 39743 человека и уменьшилось по сравнению с началом месяца на 548 человек. Средний уровень безработицы по области по-прежнему составлял 5,1% от экономически активного населения. Самая высокая безработица по-прежнему отмечена в Тихвинском, Подпорожском районах и Ивангороде (от 12,6 до 15,4%). Уровень безработицы выше 10% остается в городах Новая Ладога и Пикалево. Вместе с тем в Шлиссельбурге, Колтушской волости и поселке Сертолово безработица составляет всего 1%. На одну вакансию в центре занятости претендуют в среднем 24 человека (против 71 в начале года). Задолженность по выплате пособий и стипендий безработным после кратковременного улучшения ситуации вновь возросла и достигла к 17 октября 79 млрд. 193 млн. рублей; задержка выплат составляет около 8,5 месяцев [[xi]].



Источники

[i]. Фомичева Л. Вадим Густов: бюджет должны формировать регионы // Вести. — СПб, 1997. — 18 октября. — №118. — С. 1.

[ii]. Бычкова А. Законы принимать легче, чем делить территории // Вести. — СПб. -1997. — 30 октября. — №123. — С. 1.

[iii]. Драбкина Т. Ленинградская область в августе 1997 года. // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №8.

[iv]. Габриэлян Г. Областные политики пытаются “шагать в ногу” // Смена. — СПб, 1997. — 5 ноября. — №248. — С. 7.

[v]. Кореневский М. Беляков во главе “Балтики” // Вечерний Петербург. — СПб, 1997. — 28 октября. — №204. — С. 1.

[vi]. Юрьев Ю. Порту в Приморске — быть! // Вести. — СПб, 1997. — 28 октября. — №122. С. 2.

[vii]. Драбкина Т. Ленинградская область в сентябре 1997 года. // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №9.

[viii]. Филимонов А. Деревни просятся в город // Невское время. — СПб, 1997. — 17 октября. — №190. — С. 1.

[ix]. Бычкова А. Понедельник продолжается в четверг // Вести. — СПб, 1997. — 18 октября. — №118. — С. 1.

[x]. Сергевнин С. Некоторые вопросы регионального законодательства в сфере местного самоуправления // Вести. — СПб, 1997. — 30 октября. — №123. — С. 3.

[xi]. Cтепанов Н. Безработица — вниз, долги — верх // Вести. — СПб, 1997. — 23 октября. — №120. — С. 1.