Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь РОДИОНОВ

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

в ноябре 1997 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.    Выборы

28 ноября постановлением сессии государственного собрания официально назначена дата выборов главы республики. Пройдут они 15 февраля 1998 года.

Практически сразу же после оглашения постановления и голосования по нему трибуной сессии завладел Александр Замотаев, открыто признавшийся депутатам, что будет участвовать в борьбе за пост главы республики.

Центральной избирательная комиссия пока хранит гробовое молчание по поводу того: кто собирается баллотироваться на этот пост. Однако некоторые потенциальные кандидаты уже высказались по этому поводу:

Александр Замотаев: “Свои шансы оцениваю весьма высоко. Если, конечно, мне не будут мешать, я одержу победу”.

Николай Бирюков: “Скорее всего я буду участвовать в предвыборной борьбе, точнее можно будет сказать после оформления всех юридических формальностей”.

Сергей Сорокин: “Окончательно я еще не решил. Но знаю, что моя точка зрения по многим вопросам находит понимание в народе и это вселяет в меня уверенность”.

Виктор Скопцов: “Скорее всего в предвыборной борьбе я принимать участие не буду”.

Василий Гуслянников: “Бороться за пост главы республики я не собираюсь. Нет смысла состязаться с ныне существующей властью, у меня на этих выборах не будет ни одного шанса”.

Николай Медведев: “Если выборы будут законными, то буду участвовать. Если нет — я не хочу иметь с этим ничего общего”.

Николай Медведев также пространно высказал свое “особое мнение”: “Сегодняшняя ситуация в Мордовии развивается архинедемократично. Представители властей обзванивают организации, которые хотят выдвинуть меня или других кандидатов, просят, чтобы не выдвигали. Я думаю, что мы будем протестовать по поводу такого поведения администрации. Плюс к этому Центризбирком и многие депутаты возмущены сроками назначенных выборов. Они назначены в нарушение ряда законов Российской Федерации. По закону дата выборов должна быть определена не меньше чем за 90 дней. Это первое. Второе, по закону о гарантиях избирательных прав граждан сейчас вообще запрещено проведение досрочных выборов. И как мне сообщил председатель Центризбиркома России, Мордовия на эти выборы ни копейки не получит. Третье, самое, на мой взгляд главное, — незаконно само Госсобрание, назначившее выборы. Его полномочия истекли год назад. Отсюда вытекает и то, что назначенные ими выборы незаконны. Я думаю, что здесь будут разбираться определенные органы и, возможно выборы будут отменены. На мой взгляд, Меркушкин очень поспешил и это может сильно повредить республике.”

 

Время для получения необходимого сегодня Николаю Меркушкину весомого народного мандата выбрано не самое плохое. Запас прочности у нынешней мордовской власти весьма значителен, несмотря на ряд не самым популярных экономических реформ. И достигнут этот запас во многом благодаря хитроумной, скрупулезной и прагматичной внутренней политике Николая Меркушкина.

Впрочем, не только эти соображения толкают сегодня Главу республики на досрочные выборы. Свою лепту внесли и неутомимые местные политические бузотеры, преимущественно, левой ориентации. Их постоянная угроза вынести в Конституционный Суд РФ вопрос о восстановлении гарантий избирательных прав граждан Мордовии сыграла не самую последнюю роль в объявлении досрочных выборов. Напомним, что своего нынешнего поста Николай Меркушкин добился в прошлом году не в результате выборов, а при помощи Конституционного Собрания, насчитывавшего полторы тысячи депутатов различных уровней. Всенародные выборы позволят устранить даже теоретическую возможность зацепиться за юридическую несостоятельность мордовской власти.

Не исключено, что и Николай Медведев, у которого в последнее время заметно охладились взаимоотношения с политическими лидерами республики, может быть причастен ко всей этой “выборной” истории. Во всяком случае, такая ситуация вряд ли идет вразрез с его интересами и его позицией по отношению к политической обстановке в Мордовии.

В свою очередь, Госсовет парламента республики, что называется, “без звука” принял решение о включении в повестку дня сессии вопроса о выборах главы республики.

Рассуждать о будущих конкурентах Николая Меркушкина за президентское кресло в Мордовии пока рано. В республике становится уже естественным такое состояние, когда политическая ситуация кардинально меняется в течение одной недели. Поэтому только к моменту окончания регистрации кандидатов можно будет с уверенностью определить круг соискателей. Хотя на первый взгляд ни у одного из видимых на сегодня конкурентов Николая Меркушкина особо серьезных шансов на победу не наблюдается. Как видно, практически все сколь-нибудь конкурентоспособные политические деятели республики готовы сегодня вступить в схватку. Обращает на себя внимание пустота, которая зияет на месте претендента от местного народно-патриотического блока. Она отчетливо высвечивает дефицит крупных фигур, которых могли бы предложить избирателю коммунисты.

1.2.    7 ноября

Празднование 80-летнего юбилея Октября в Саранске было ознаменовано двумя митингами — официальным и коммуно-патриотическим. И тот и другой претендовали на массовость.

На официальном митинге с поздравительным словом выступил Глава республики Николай Меркушкину. В своем выступлении он был весьма осторожен в оценках. Да, Великий октябрь в конечном итоге позволил мордовской нации обрести свою государственность. Да, страна сильно шагнула вперед в результате выстрела “Авроры”. Но современные реалии не приемлют революционной логики поступков, напротив — выдвигают на передний план задачу консолидации общества.

В это же время около Вечного огня проводила свой альтернативный митинг оппозиция. Открыл митинг депутат Государственной думы, лидер местных коммунистов Евгений Костерин. Далее последовала череда выступающих. Свое отношение к Великому октябрю высказали и “красный” директор “Приборостроительного завода” Чубуков, и лидер местных “рохлинцев” Карпухин, и экс-депутат Думы Людмила Иванова. Завершил выступления депутат Госдумы Евгений Газеев, зачитавший резолюцию митинга, в которой было означено, что правительство ведет пагубную для народа политику, из-за проведения которой народные массы нищают.

На альтернативном митинге присутствовало чуть менее тысячи человек, и хотя народ бросал косые взгляды в сторону митинга “правительственного”, инцидентов не было.

 

1.3.    Кадры

Согласившись на предложение Николая Меркушкина, одна из самых ярких фигур среди республиканских коммунистов Людмила Иванова заняла кресло министра труда и занятости населения. Новый министр довольно откровенно поделился своими соображениями на этот счет:

“Я могу быть министром на 75 дней, но я бы не хотела чтобы мое назначение было данью коньюнктуре. Я никогда не ходила во власть ради своего “я”. В этом случае, я бы могла воспользоваться двумя годами проведенными в Москве в Совете Федерации. Но не стала бы повторять путь многих моих предшественников, которые, заполучив статус, оставались в Москве. Хотя предложения остаться в столице у меня были неоднократно, я все же вернулась в Мордовию. Ситуация с моим назначением не связана с выборами. Просто необходимо чтобы в правительство Мордовии пришли люди, для которых главное — работа, а все остальное потом. В самом первом разговоре с Н.И.Меркушкиным я сказала, что я коммунист и мало того, я действующий коммунист. И я понимаю, что такое политика. Любая должность — это в первую очередь опять политика. Одно дело — защищать обездоленных, другое — выступать на митингах. И мои сторонники это понимают. Второй момент — я сказала Николаю Ивановичу, что если Вы рассматриваете мое участие в работе правительства только как работу второго секретаря рескома, то я категорически против. Если это попытка создать коалиционное правительство, тогда я согласна, хотя могу предположить, что немало окажется стрел, направленных против меня. И третье условие при моем назначении было согласие секретариата рескома. Все члены президиума дали добро. Наши оппоненты могут сказать все что угодно и это нормально. Я должна просчитать ситуацию на пять шагов вперед. На конференции мордовского рескома КПРФ, я приму участие и, если возникнут вопросы, дам все необходимые разъяснения. Назначение министром несомненно будет началом политического торга перед выборами. И это правильно, потому что любой кандидат обязательно должен ставить свои условия. И поэтому я хочу верить, то что мое назначение только начало. Я не раз говорила, что не нужно набирать людей в правительство, как говорится с улицы, там должны работать подготовленные профессионалы. На выборах в феврале буду всеми доступными средствами агитировать за представителя народно-патриотических сил.”

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Бюджет-98

Представленный на утверждение сессии Госсобрания республиканский бюджет-98 стал предметом пристального рассмотрения согласительной комиссии.

Отметим основные параметры бюджета. Расходы — 1 трлн. 645 млрд. рублей (в 1997 году — 1 трлн. 649 млрд.рублей). Точно такая же ситуация с доходами — 1 трлн. 493 млрд. в будущем году и 1 трлн. 475 млрд. в текущем.

Согласно проекту нового бюджета сокращаются расходы на культуру и искусство. Если ранее на эти цели выделялись 18,9 млрд.рублей, то теперь 18,5. Предполагается уменьшить расходы на здравоохранение и физкультуру (было 138 млрд. рублей, теперь — 124 млрд.). Как отмечают правительственные чиновники, “бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по охране здоровья граждан республики на 1998 год определены всего в 43% от имеющихся потребностей”. Точно такая же ситуация с финансированием образования (67,6% от необходимого), культуры и искусства (54,2%).

Расходы на содержание бюрократического аппарата возросли (с 44,2 млрд. до 58,3 млрд. рублей), причем наиболее заметно возросли затраты на исполнительную власть (с 32,7 до 44,2 млрд. рублей.). Если почти по каждому разделу в специальной брошюре дается пояснение, то по параграфам о расходах на государственное управление их нет.

Начавшееся в этом году стремительное повышение тарифов будет непременно продолжено в следующем году. Правительство ставит задачу довести долю населения в затратах на жилищно-коммунальное хозяйство с 30% (задача текущего года) до 50%. А это означает, что жилищно-коммунальные тарифы в 1998 году должны возрасти еще почти в два раза.

Сокращение бюджетных затрат затронет и пассажирский автотранспорт. Недостающие средства для поддержания транспорта решено получить за счет пассажиров. В пояснительной записке к бюджету прямо записано: “Доходы будут увеличены за счет повышения тарифов”. И тут же говорится о “получении дополнительных доходов пассажирским транспортом примерно в 1 млн. (новых) рублей за счет отмены льготного проезда пассажиров на дачных маршрутах”.

Серьезные изменения касаются межбюджетных отношений. Почти на 40% (на 269 млрд. рублей) уменьшается сумма российских трансфертов. Правительственные чиновники по этому поводу воздерживаются от комментариев. Пояснение дает депутат Государственной Думы Николай Медведев в интервью газете “Новая Мордовия”. Согласно его мнению, причины уменьшения помощи Москвы состоят в том, что во-первых, Мордовия, “нахватала уйму долгов” (если соседние субъекты федерации должны федеральному центру за взятые ссуды по 20, 30, 40 млрд.рублей, то Мордовия — 108 млрд.). Во-вторых, руководство республики поспешило во всеуслышание заявить о своих успехах в экономике. В результате в Москве сложилось мнение, что Мордовия вполне может обойтись своими силами.

Самым крупным городам, Саранске и Рузаевке, уменьшили долю оставляемых у себя налогов. Если в 1997 году они оставляли себе 25% собранного НДС, то в 1998 — только 10%. Такая же ситуация с налогом на прибыль, подоходным налогом (снижение с 36% до 5%), налогом на имущество предприятий.

Существенные изменения затронули и раздел о налоговых льготах. В 1998 году “в связи с ограниченностью финансовых ресурсов отменяются все льготы по налогам и сборам, ранее предоставленные юридическим лицам постановлениями Госсобрания” (в 1997 году льготы представлялись Всероссийскому обществу слепых, предприятиям системы министерства здравоохранения, проектным и научным учреждениям).

Тем не менее, льготы по отдельным видам налогов (на прибыль и имущество) предоставляются, но обговариваются рядом условий.

2.2.    Совещание экономических чиновников

В Саранске в октябре с официальным визитом побывали высокопоставленные чиновники министерства экономики РФ и правительств соседних с Мордовией областей и республик.

Дело в том, что Мордовия в этом году оказалась в числе тех регионов, что уверенно демонстрируют положительные темпы промышленного производства. По итогам девяти месяцев экономический рост в республике составил около 106%, что очень близко к прогнозным показателям. Последний факт был очень высоко оценен минэкономики РФ, которое и задумало провести в Саранске представительное межрегиональное совещание с участием ведущих специалистов поволжских регионов. Состоявшаяся встреча была посвящена вопросам прогнозирования.

2.3.    Налог с продаж

Рассмотрение в Верховном суде РМ дела о незаконности налога продаж по иску, который предъявил к Главе Мордовии частный предприниматель из Саранска, уже трижды откладывается. Одна из причин — неявка на судебное разбирательство представителя Николая Меркушкина.

Как известно, с начала года бюджет уже получил 2 миллиарда рублей в результате поборов, которые, по единодушному мнению большинства юристов республики, не соответствуют российскому законодательству, а значит — незаконны. В то же время, на одном из недавних заседаний Николай Меркушкин выразил твердое желание сделать налог с продаж важнейшей статьей бюджетных поступлений республики. Поэтому совсем неудивительно, если дело об иске упрямого предпринимателя будет благополучно “спущено на тормозах”.

Бесспорно, налог с продаж в республике введен не от хорошей жизни. Этой мерой Глава Мордовии стремится защитить местных товаропроизводителей от конкуренции сторонних предприятий, сохранить рабочие места и обеспечить приток финансовых ресурсов в республиканский и районные бюджеты. Введение этого налога уже дает свои результаты, возросли доходы бюджета, причем на значительную сумму, кроме того, республиканские торговые предприятия стали заметно больше ориентироваться на местные комбинаты, фабрики и фирмы.

3.    национальности

В октябре из Таллинна возвратилась делегация из Мордовии, которая принимала участие в четвертом Конгрессе молодежных организаций финно-угорских народов “МАФУН”. От России в форуме приняли участие посланцы тверских карел, удмурты, марийцы, коми, карелы. Дальнее заграничье представляли финны и венгры. Участники заслушали отчет руководства Конгресса о проделанной за год работе. Новым председателем “МАФУН” избран господин Яаак Прозес, который возглавляет эстонский целевой фонд “Финноугрия”.

Возглавлявший нашу делегацию заместитель председателя Комитета Госсобрания РМ по науке, культуре, образованию, гласности, межнациональным отношениям и делам молодежи В.Зверков, с пользой для республики посетил Таллинн. В частности, с эстонской стороной достигнуто соглашение по неограниченности обмену студентами, владеющими финно-угорскими языками. Сейчас по этому поводу между правительством Мордовии и Эстонии готовится специальный договор.