Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Àõìåò èâàíîâ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в ноябре 1997 года

1.    СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РТ

1.1.    13-я пленарная сессия Госсовета

13-я пленарная сессия Госсовета республики состоялась 13 ноября. Были согласованы предложения президента М.Шаймиева по кандидатурам на должность министра образования РТ — Ф.Ф.Харисова, на должность министра торговли и потребительских услуг РТ — И.З.Тимергазеева, да должность председателя Государственного комитета РТ по геологии и использованию недр — Ф.М.Хайретдинова.

Первым пунктом повестки дня, прения по которому заняли весь день работы сессии до того, как она была прервана на неделю, был вопрос “О паспорте гражданина Российской Федерации и других актах гражданского состояния”. Вопрос готовился специальной рабочей группой. По докладу министра внутренних дел И.Галимова и содокладу председателя комиссии по вопросам законодательства, законности, правопорядка и депутатской этики Р.Вагизова и после многочасового обсуждения было принято постановление Госсовета РТ “О паспорте гражданина Российской Федерации”.

Выступая в прениях, Минтимер Шаймиев настаивал на необходимости отразить в паспорте нового образца федеративное содержание, на чем он намерен настаивать “где угодно и перед кем угодно”, поскольку он является гарантом Конституции Республики Татарстан. Василий Лихачев полагает, что дискуссии вокруг нового паспорта однозначно показали существование в Российской Федерации политических сил, которые являются носителями антифедералистской идеологии, антифедералистского менталитета. Спикер Госсовета предложил вариант решения — “законсервировать ситуацию” до тех пор, пока не будет разработан федеральный закон, в котором со всей определенностью оговаривались бы все вопросы, связанные с гражданством, государственной символикой и другим моментам, “которые сильно подогревают общество”.

За предложение некоторых депутатов ввести собственные татарстанские паспорта проголосовали 38 из 130 депутатов.

Принятое постановление гласит: “Введение паспорта гражданина Российской Федерации, в котором отсутствуют указание на гарантированное Конституцией Республики Татарстан и Законом Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” гражданство Республики Татарстан, записи на на государственных языках Республики Татарстан, возможность указывать свою национальную принадлежность, вызвало негативную реакцию многих граждан республики... Государственный совет Республики Татарстан постановляет:

1. Считая вкладыш к паспорту ограничивающим права человека, предусмотреть в паспорте гражданина Российской Федерации страницы (четвертую и пятую), где указать на государственных языках республик Российской Федерации фамилию, имя, отчество его владельца, пол, дату и место его рождения, республиканское гражданство; предусмотреть возможность указывать по желанию гражданина свою национальную принадлежность. В верхней части этих страниц помещается изображение государственных гербов этих республик.

2. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть и внести в его постановление от 8 июля 1997 года No 828 “Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации”, а также в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации изменения и дополнения, вытекающие из пункта первого настоящего постановления.

3. Поручить кабинету министров Республики Татарстан приостановить выдачу паспортов гражданина Российской Федерации нового образца до решения вопросов, связанных с реализацией данного постановления. Внести данные вопросы на рассмотрение правительства Российской Федерации.

4. Считать целесообразным дополнить принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации федеральный Закон “Об актах гражданского состояния” положением о внесении в свидетельство о рождении и в запись акта о рождении ребенка по достижении им совершеннолетия сведения о его национальной принадлежности (по желанию заявителя).

...

6. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить ратификацию международной Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года [[1]].

Таким образом, из 26 тысяч бланков новых паспортов, завезенных в республику, ни один так и не попал в руки владельца.

Комментируя казус с паспортами в целом, еженедельник “Новое время” пишет, что реакция Казани на введение нового документа заставляет вспомнить времена подписания договора между федеральным Центром и Татарстаном. “Тогда, — говорится в статье “На пятом пункте они споткнулись...” — политическая верхушка республики блестяще использовала националистические выступления в своем тылу для пробивания в Москве совершенно “непроходимых” с точки зрения российской Конституции пунктов договора. Возможно, и теперь требование включить в паспорт специальный вкладыш на татарском (или другом национальном) языке и вернуть пункт “национальность” — всего лишь прикрытие для более серьезных претензий к федеральному правительству. Это тем более правдоподобно, что президент только что продемонстрировал готовность к уступкам — значит надо воспользоваться моментом, ведь на повестке дня — обсуждение столь важных для субъектов Федерации предметов, как Налоговый кодекс и бюджет-98” [[2]].

1.2.    Продолжение работы сессии Госсовета

21 ноября пленарная сессия Госсовета продолжила свою работу. Во втором чтении были рассмотрены проекты законов РТ “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О преобразовании государственной и комунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)” и “О государственной программе приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества Республики Татарстан на период до 2000 года”.

Дискуссия о том, кому заниматься приватизацией земельных участков под предприятиями — Госкомимуществу РТ или же Земельному комитету, — завершилась принятием предложения о вынесении вопроса за рамки обсуждаемых законом и о рассмотрении их далее в контексте Земельного кодекса РТ.

Наиболее жаркие дискуссии разгорелись по следующему поводу: не целесообразно ли продавать государственные доли акций важнейших для республики предприятий исключительно с разрешения Госсовета РТ. Сторонники положительного решения настойчиво предлагали распространить регулирующие функции парламента (в частности, на предмет ставок налогов или страховых тарифов предоставления льгот) на отношения собственности. Противники напоминали о Конституции, четко разграничивающей полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти. Звучали также серьезные опасения в том отношении, что республика не защищена от ситуаций, когда имуществом придется рассчитываться за долги перед кредиторами. Упоминалась и недавняя “газовая война”, и акционирование КамАЗа без достаточного контроля со стороны республики. Депутат Фандас Сафиуллин предупреждал: “Республика уже поставлена на одно колено из-за КамАза”.

Итог спорам подвел Минтимер Шаймиев, уточнивший, что акционирование КамАЗа шло по законам Союза ССР. В предлагаемой же поправке президент усмотрел не что иное, как желание Госсовета “побольше управлять”, вмешиваясь в полномочия правительства.

По результатам обсуждения оба законопроекта были приняты в целом.

Депутаты отложили решение вопроса об образовании депутатской комиссии по усановлению идентичности текстов законов на обоих государственных языках — русском и татарском. Самые рьяные возражения прозвучали из уст тех депутатов, чьи кандидатуры рассматривались на предмет включения в состав новопредлагаемого органа. Большинство из них категорически отказались “быть переводчиками”, настаивая на том, что речь в действительности должна идти о реально двуязычном процессе законодательствования...

2.    МОСКОВСКИЕ КОНТАКТЫ МИНТиМЕРА ШАЙМИЕВА

Ноябрь продемонстрировал возросшую активность М.Шаймиева на столичной почве. 10 ноября состоялась его встреча с Виктором Черномырдиным, в ходе которых были затронуты проблемы экономики Татарстана. Участвовавший в обсуждении первый татарстанский вице-премьер (и по совместительству председатель совета директоров ОАО “КамАЗ”) разъяснял главе российского Правительства положение дел на автозаводе, получив в ответ обещания поспешествовать в реструктурировании долгов завода и в привлечении средств для инвестирования в производства микролитражки “Ока” и новых моделей большегрузов. В.Черномырдин обещал также поддержку проекта “Дженерал моторс-ЕлАЗ” по выпуску автомашин “Шевроле-Блейзер” в Елабуге, планов создания лизинговой компании по эксплуатации самолетов ТУ-214 и выдачи гарантий российского Правительства для привлечения кредитных ресурсов с целью выйти на производство самолета ТУ-324. Эти же темы обсуждались во время встреч М.Шаймиева с Я.Уринсоном и А.Чубайсом. Кроме того, рассматривались вопросы строительства моста через Каму, реконструкции Казанского международного аэропорта, обработки алмазов на Казанском оптико-механическом заводе.

25 ноября М.Шаймиев провел пресс-конференцию в “Интерфаксе”. Превалировали два сюжета: отношение гостя информационного агентства к кадровым перестановкам в правительстве в связи с делом “союза писателей” и ситуация в Татарстане с точки зрения инвестиций и экономических перспектив.

Отвечая на вопросы, М.Шаймиев выразил полную уверенность в том, что Россия станет такой федерацией, которая устроит “всех и вся”. Он предостерег от попыток педалировать проблемы федерализации во избежание “остаточного напряжения”, которое еще есть в России. “Нельзя рассчитывать на то, что процесс гармонизации федеративных отношений произойдет у нас очень скоро”. Говоря о вкладе Татарстана в достижение этих целей, М.Шаймиев отметил: “Не было бы в свое время неудобной позиции Татарстана, когда шел мучительный процесс согласования позиций федеральной и татарской стороны по выработке договора о разграничении полномочий и предметов ведения между Москвой и Казанью, трудно сказать, на какой стадии федерализма находились бы мы сегодня”.

Касаясь ситуации в Татарстане, М.Шаймиев обратил внимание на то, что за последние годы отмечен рост промышленного производства на 2-3 процента, но говорить о заметном повышении уровня жизни населения республики преждевременно. “Для этого потребуется не один и не три года. Впереди нас ждут еще нелегкие времена в части социального положения населения, не только в Татарстане, но и по России в целом”.

По словам М.Шаймиева, Татарстан, несмотря на обвинения в консерватизме, не отступил от линии государственного регулирования в экономике. “Этот принцип оправдывает себя по жизни. И хорошо, что меры государственного регулирования, которые принимаются федеральным правительством в стране, дают результаты”, — говорил президент РТ [[3]].

Правительство РТ, по словам М.Шаймиева, твердо намерено поддержать строительство на территории республики нефтеперерабатывающего завода и готово гарантировать для него поставки местной нефти. Идет поиск инвесторов для завода, заложенного близ действующего предприятия “Нижнекаскнефтехим”. При этом, руководство Татарстана будет приветствовать участие иностранного капитала: “Пусть там будет хоть 80 процентов иностранного участия, — сказал президент, — главное, чтобы республика могла перерабатывать добываемые на ее территории нефтепродукты”. Сегодня доля их переработки непозволительно мала: 400-500 тонн из ежегодно добываемых 25 млн. тонн.

Комментировалась и проблема долга федеральному бюджету. Татарстан, как на том настаивал М.Шаймиев, не ходит в должниках у федерального бюджета [[4]].

В отчете с пресс-конференции, опубликованном в газете “Коммерсант-Daily”, особо выделяется позиция М.Шаймиева по кризису в команде младореформаторов. “Пожалуй, столько добрых слов, сколько произнес Минтимер Шаймиев в адрес Анатолия Чубайса, в последнее время о вице-премьере не говорили даже его близкие соратники. По мнению Шаймиева, Чубайсу присущи такие завидные качества, как “смелость, целеустремленность”. К тому же “он быстро прогрессирует”, а “его реформаторскую роль никто не может отрицать”. Историю же с книгой о приватизации Шаймиев назвал просто “казусом”. Президент Татарии напомнил о том, что уже предсказывал возвращение Чубайса после отставки с поста вице-премьера в январе прошлого года, и выразил надежду, что реформаторы по-прежнему сохранят свои позиции.

Похвала в адрес Чубайса — одного из наиболее ярких сторонников усиления роли центра в управлении субъектами федерации — из уст известного борца за права регионов звучит несколько необычно. Хотя своему кредо президент Татарии не изменил: он по-прежнему ратует за суверенизацию и самостоятельность субъектов федерации.

Причину симпатии Шаймиева к Чубайсу (еще два-три года назад их позиции, например, в отношении методов приватизации, различались) следует искать в далеко идущих планах Татарии по привлечению иностранных инвестиций. Обещал ли первый вице-премьер президенту Татарии помощь в привлечении инвестиций, Шаймиев не сказал. Однако выразил уверенность в том, что инвестиции будут значительные: “Если я так говорю, значит, я имею основания”, — заинтриговал Шаймиев присутствующих. “Может быть, мы получим $600-700 млн. уже в будущем году”, — добавил он.

Всего в планах республики 52 инвестиционных проекта. Особенно Минтимер Шаймиев надеется на строительство нефтеперерабатывающего завода, который займется переработкой исключительно татарской нефти... Тем более, что создание самодостаточной схемы добычи и переработки нефти сделает Татарию еще менее зависимой от кадровых перестановок в федеральном правительстве” [[5]].

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РТ

“По показателям покупательной способности и среднему душевому денежному доходу Республика Татарстан в нынешнем году занимает 15-е место среди городов и регионов России”, — сообщил во время своего доклада перед комиссией по бюджетно-финансовым вопросам Госсовета РТ министр экономики республики Дамир Бикбов. По названным параметрам республика уступает Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской, Пермской, Мурманской, Самарской и другим областям.

Наибольшую тревогу вызывает разрыв между богатейшим и беднейшим децилями населения, составивший в августе нынешнего года 9,3 раз. В докладе указывается, что пороговое значение экономической безопасности составляет 8-кратный разрыв.

Доходы ниже прожиточного минимума имеют 15,5% населения — предельно допустимое значение превышено более чем в 2 раза. Доля жителей, недотягивающих до среднего уровня среднедушевых денежных доходов, равняется 62%. Статус официально зарегистрированных безработных имеют 38 тыс. человек, тогда как скрытая безработица охватывает 12% экономически активного населения, или 217 тыс. человек.

Некоторый рост физических объемов промышленого производства наблюдается на фоне сохранения низких показателей реализации произведенного продукта — 82,4%. Это в свою очередь порождает задолженность по выплате зарплаты: около 3,5 тысяч предприятий накопили приблизительно 1,8 трлн. руб. долга перед работниками. Бюджет имеет задолженность по оплате труда в 74 млрд. рублей, что означает пятипроцентный рост по сравнению с сентябрем.

При этом прогноз развития в социально-экономической сфере на 1998 год достаточно оптимистичен: инфляция должна опуститься до 7,4%, выработка электроэнергии — увеличиться на 2,6%, нефтедобыча — на 1,2%, производство синтетических каучуков — на 46%, грузовых автомобилей — на 37,5%, легковых — на 25,7%. Обещано сформировать республиканский госзаказ на 4 миллиарда рублей. Предполагается пополнять бюджет РТ за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству, размещения республиканских облигаций и т.п.

Ожидается рост денежных доходов населения, который, по прикидкам специалистов, должен составить 15%, или 760 деноминированных рублей в месяц на душу населения. При этом доля населения,располагающаяся ниже отметки среднедушевых доходов должна сократиться с 62% до 57% [[6]].

4.    КОММЕНТАРИИ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ НИКОЛАЯ ГОНЧАРА

В республике продолжают раздаваться критические отклики на октябрьские выступления депутата Госдумы Николая Гончара относительно того, что Татарстан имеет “секретные” бюжетные соглашения с федеральным центром и продолжает нарушать взятые налоговые обязательства.

Как подчеркивается в газетной публикации отвественного сотрудника Мнфина РТ Михаила Захарова, между республикой и центром не существует “закрытых” взаимотноошений по вопросам налогового устройства. Последние регламентируются договором от 15 февраля 1994 года между Москвой и Казанью и Соглашением о бюджетных взаимоотношениях, срок действия которого с 1994 г. по 1998 г. Этим документом предусматривается передача Татарстаном в федеральный бюджет трех видов налогов:

— налога на прибыль по ставке 13%;

— подоходного налога с физических лиц по ставке 1%;

— налога на добавленную стоимость по нормативу, определяемому в ежегодных соглашениях между министерствами финансов России и Татарстана.

Автор указывает на то, что нет никакого секрета в том, что Татарстан оставляет себе 50% НДС, тогда как другие субъекты федерации — лишь 25%. Однако, на финансирование статей собственно республиканского бюджета из этих 50% идут лишь 25%, тогда как оставшиеся 25% — на финансирование федеральных программ, которые осуществляются на территории республики. Это позволяет избегать встречных финансовых потоков, что особенно актуально из-за отсутствия в РТ федерального казначейства. В 1995 году на нужды федеральных программ было направлено 605 млрд. рублей НДС, в 1996 году — 645 млрд. рублей.

Резкое обвинение в неграмотности снискал тезис Н.Гончара, гласивший, что Татарстан оставляет себе 37,1% налога на прибыль, в то время, как другие регионы — лишь 22%. В действительности же прибыль во всех регионах страны облагается по единым ставкам в размере 35%, из которых 22% остаются в регионах, а 13% — отчисляются в федеральный бюджет. Переведя эти процентные ставки на процентные доли, как показывает М.Захаров, можно увидеть, что 37,1% начисленного налога на прибыль уплачивается в федеральный бюджет, а 62,9% оставляется в распоряжении субъектов федерации, в том числе — в Республике Татарстан.

Далее со ссылкой на справку Главного управления федерального казначейства от 26 сентября с.г. поясняется, что Республикой Татарстан за январь-август 1997 года в федеральный бюджет в денежной форме внесено налогов в сумме 647 млрд. рублей, сумма же невыплат составляет 38 млрд. рублей (но не 900 млрд., как то утверждает Н.Гончар).

Помимо денежных выплат, задолженность в федеральный бюджет погашается в форме взаимозачетов: за указанный девятимесячный период их объем составил 2 трлн. рублей. В том и в другом видах платежей Татарстан внес в федеральный бюджет:

в 1994 году — 405 млрд. рублей;

в 1995 году — 1848 млрд. рублей;

в 1996 году — 2213 млрд. рублей;

за 9 месяцев 1997 года — 2615 млрд. рублей.

По утверждениям Н.Гончара, в текущем году Татарстан при плане 1 трлн. 590 млрд. рублей осуществил платежи в бюжет РФ в сумме лишь 736 млрд. рублей, при этом недовыплаты составили 845 млрд. Данные же казначейства и налоговой инспекции гласят: за нынешний год в федеральный бюджет уже внесено 2 трлн. 615 млрд. рублей или втрое больше, чем полагает критик. Ожидаемый же объем отчислений за весь год составляет 3,3 трлн. рублей, что на 2,2 трлн. рублей больше, чем центр направляет на бюджетное финансирование своих объектов и программ на территории республики.

Резюме из предпринятого анализа данных: Татарстан был и остается регионом-донором и одним из самых крупных налогоплательщиков страны. При этом автор цитирует статью “Откуда берутся деньги на учительскую зарплату” в газете “Российские вести” (№ 185): “Почти половина всех поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет в 1996 году приходилось на 7 (из 89) регионов: Москву (19,7 процента), Ханты-Мансийский автономный округ (7,4), Московскую область (4,4 процента), Самарскую область (3), Ямало-Ненецкий автономный округ (2,7) и Республику Татарстан (2,5 процента)” [[7]].



Источники

[1]. Республика Татарстан. — 1997. — Казань. — 15 ноября.

[2]. Цит. по: Вечерняя Казань. — 1997. — 13 ноября.

[3]. Время и деньги. — 1997. — 26 ноября.

[4]. Республика Татарстан. — 1997. — Казань. — 27 ноября.

[5]. Коммерсантъ-Daily. — 1997. — 26 ноября.

[6]. Время и деньги. — 1997. — Казань. — 30 октября.

[7]. Время и деньги. — 1997. — Казань. — 15 ноября.