Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна барандова

АРХАНГЕЛЬСКая область

в октябре-ноябре 1997 года

1.    Визит в.булгака

Визит в область вице-премьера Правительства РФ В.Булгака 8-9 октября был связан с посещением алмазного месторождения им. Ломоносова и передачей решения правительства о рассекречивании алмазных запасов месторождения. С октября 1997 года (а начало работы в этом направлении относится к 1992 году) все сведения об алмазном месторождении перестали быть государственной тайной и перешли в разряд коммерческой тайны предприятия ОАО “Севералмаз” под руководством гендиректора Виталия Фортыгина. Это произошло в канун принятия областного закона “Об инвестициях...”

9 октября В.Булгак встретился с руководителями предприятий. Встреча проходила в здании обладминистрации и была посвящена формированию бюджета. Несколько наиболее любопытных цитат из выступления [[1]]:

 

О справедливости

 

Большие споры вызывает финансовая поддержка регионов за счет федерального бюджета. Все настаивают, чтобы было по справедливости. Но понятие это трактуют по-разному.

Одни считают так: самая что ни на есть справедливость — это когда общую сумму разделить на численность населения страны, высчитать, сколько приходится на одного человека, и помножить на количество жителей каждого региона. Другие говорят, что незачем поднимать тех, кто лежит. Поддерживать надо тех, кто поднялся и потихоньку идет. А они уж за собой остальных вытянут.

В общем, споры вокруг справедливости упираются в одну цифру: если в нынешнем году на поддержку регионов шло 15 процентов, то в будущем предполагается 13 процентов. Разница будет 5,6-5,7 триллиона рублей.

 

“О завозе грузов на Север

 

В 1994-1995 годах северным регионам были даны субсидии для завоза грузов. Регионы по идее должны были бы вернуть в бюджет эти суммы с процентами. Однако правительство решило, что возвращать их не нужно — оставляйте у себя и за счет них в 98-м году завозите на Север продукты, товары и все остальное. Возможно, будет небольшая надбавка из федерального бюджета.

 

О социальной сфере

 

Сейчас действует тысяча с лишним льгот, которые охватывают около ста миллионов человек. Эта система досталась нам от Советов. В тех условиях она могла работать, но не сейчас. В этом направлении мы будем добиваться, чтобы количество льгот было уменьшено или переведено на компенсационную основу. Должен действовать минимальный социальный стандарт, включающий в себя набор бесплатных услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры.

 

О науке

 

Если наука и будет помирать, то не от реформ, а от их отсутствия. Научные работники должны это понять. Никто не собирается давать распоряжения о сокращении в научной сфере. Но принцип финансирования “всем понемногу” действовать не будет. Мы будем выделять деньги не на вывески и учреждения, а на их деятельность. У нас в России более четырех тысяч научных учреждений. Что скрывается за названиями — очень скоро узнаем. Все они должны будут пройти аккредитацию, которая начнется в четвертом квартале.”

 

Перед окончанием визита 9 октября в 22.00 с космодрома Плесецк была запущена ракета-носитель “Союз” с искусственным спутником “Фотон”, предназначенным для биологических исследований. В пресс-службе обладминистрации выдали информацию о том, что на спутнике установлена аппаратура России, Германии, Франции и Европейского космического агентства. Кроме главы администрации области А.Ефремова и упомянутого выше В.Булгака на запуске присутствовали гендиректор ракетно-космического агентства Юрий Коптев, главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Владимир Яковлев, помощник президента по авиации и космонавтике Евгений Шапошников. Известно, что обсуждался вопрос развития космических частей, расположенных на территории области. Напомним, что еще в предвыборной “антикризисной программе” содержались размышления главы администрации области и его команды об идее “коммерческих туристических программ” на территории космодрома. Создающаяся “среднесрочная программа развития области”, по нашим сведениям, также включает в себя эту идею.

2.    9-я сессия облсовета

12 ноября состоялась 9-я сессия областного Совета.

Были рассмотрены в окончательной редакции законы “О статусе главы муниципального образования в Архангельской области”, “О формировании и государственном учете объектов недвижимости” (согласно ему в ведение комитета по земельным ресурсам и землеустройству попадает не только земля, но и все объекты на ней расположенные).

Был принят закон “Об энергосбережении и понижении энергозатрат на территории Архангельской области”, предусматривающий строгий контроль и стимулирование участников энергосберегающих программ. В защиту закона активно выступил председатель профильной депутатской комиссии Александр Грачев. Скептически отнеслись к этому проекту председатель правительства области Николай Малаков и депутат Александр Иванов, мотивировали они свое отношение тем, что соответствующий федеральный закон на региональном уровне можно принимать только после подписания договора о разграничении полномочий между органами власти РФ и области. Законопроект “О культурной политике Архангельской области” был снят с обсуждения.

Глава администрации отчитался об итогах работы за истекший период.

При закрытых дверях был принят областной закон “Об уточнении показателей областного бюджета на 1997 год” (опубликован под грифом “для служебного пользования” в сборнике “Архангельские областные ведомости”). Основной смысл документа состоит в значительном повышении расходов на содержание управленческого аппарата за счет иных бюджетных статей. Для справки: расходы областной власти обошлись в 1995 году почти в 15 млрд. рублей, в 1996 году — в 25 млрд., в 1997 году уже составляет 34 млрд. (плюс добавленная в новом законе сумма в 13 млрд. рублей). Новый бюджет 1998 года предполагает расходы на содержание аппаратчиков около 56 млрд. рублей. В процентном отношении сумма расходов — 4,4% к расходной части бюджета (прежде не превышала 2,5%). Доходы населения согласно статистике за последние 9 месяцев повысились не больше, чем на 9% (без учета 7%-й инфляции). По нашим данным, сюжет об этом постановлении (не в пользу облсобрания и администрации) дважды не был пропущен в телеэфир.

3.    Архангельский городской Совет депутатов

С 25 по 28 октября проходила 10-я сессия горсовета. К рассмотрению было представлено 18 вопросов, среди которых наибольший интерес представлял вопрос об исполнении городского бюджета за 9 месяцев и ожидавшееся принятие Устава г.Архангельска (согласно решению первой сессии этого созыва городского Совета с момента принятия Устава города необходимо провести перевыборы руководства представительного органа местного самоуправления).

Бюджет на 1998 год был принят в первом чтении, а окончательное его принятие перенесено на период после принятия областного бюджета (см. приложение 2).

Накануне сессии в прессе разразился скандал по поводу возможного рассмотрения еще одного любопытного вопроса — штатного расписания представительного органа. Начался он с публикации в областной газете “Правда Севера” информации под названием “Уютный город” может спать спокойно”, в которой был приведен проект этого расписания на сумму около двух миллиардов рублей. Оказалось, что данного вопроса в повестке дня этой сессии не поставлено, а в плане его обсуждение внесено на ноябрьскую сессию. Приводим комментарий по данному вопросу одного из сопредседателей (пока) горсовета члена ОО “Уютный город” (ЛДПР) Юрия Антрушина [[2]]:

“Считаю, что цель данной публикации — опорочить группу депутатов от “Уютного города” и вообще весь горсовет. Во-первых, никто из “Уютного города” не имеет к разработке проекта окладов никакого отношения. Его подготовил для рассмотрения на постоянной комиссии по экономике, финансам, бюджету и муниципальной собственности председатель этой комиссии Виктор Мошарев, который, в свою очередь, не имеет никакого отношения к “Уютному городу”. Во-вторых, на заседании комиссии данный проект штатного расписания одобрен не был. Непонятно, как рабочий документ попал в газету.

А вообще, что касается величины окладов, то все познается в сравнении. Не так давно, например, на сессии депутаты утвердили новый оклад мэру. Это 30 минимальных размеров оплаты труда. Со всеми надбавками его зарплата сейчас действительно соответствует тому уровню, который приведен в проекте штатного расписания — уровню руководителя горсовета.

Принципиальная позиция “Уютного города” и группы депутатов — представителей КПРФ, которые вместе составляют половину Совета, — иметь сильный Совет и руководителя Совета, который по политическому весу был бы практически равен мэру города — в рамках своей компетенции. И оклад у него, соответственно, должен быть такой же, как у мэра. Я не считаю, что это много, что это плохо. И у мэра достаточно забот и ответственности, и у руководителей горсовета. В проекте штатного расписания приведено 30 должностей. Но я убежден, что никогда 30 депутатов в Архангельском горсовете на постоянной основе работать не будут. Примерно половина депутатов имеет такую работу, которую им нельзя оставить ни на год, ни на три.

Таким образом, публиковать проекты подобных документов следовало бы осмотрительнее, с необходимыми комментариями, чтобы не разжигать попусту страсти и не вводить читателей в заблуждение”.

 

Также в повестку дня оказались включены вопросы: о выполнении Закона РФ “Об образовании”, о тарифах на бытовые услуги, о целевых программах — санитарно- эпидемиологической, по развитию культуры, обеспечению пожарной безопасности, о подготовке города к зиме, о погашении задолженности по зарплате работникам бюджетных учреждений. Во время прений по последнему вопросу обстановка внезапно накалилась: выступила руководитель забастовочного комитета работников образования города Татьяна Борзова, зачитав открытое письмо в адрес депутатов от имени учителей школ (см. приложение 1). После бурных дебатов депутаты приняли решение в адрес директора департамента экономики и финансов Л.Скаковской погасить задолженность за 11 месяцев 1997 года до 1 января 1998 года, не будучи однако уверенными в исполнении своего решения.

Работа над Уставом города проходила в рамках рассмотрения поправок комиссии Облсобрания депутатов и администрации области по рассмотрению проектов уставов муниципальных образований. Окончательное принятие Устава перенесено на ноябрьскую сессию.

 

Сессия рассмотрела также ряд экономических вопросов [[3]]:

 

АО “Бусиновский мясоперерабатывающий комбинат” (г.Москва) предложил создать совместное с мэрией Архангельска акционерное общество на базе продовольственного магазина №9 (ул.Обводный канал, 22). Сессия признала возможным создание открытого АО на условиях, при которых департамент муниципального имущества войдет в АО передачей в качестве 49 процентов уставного капитала здания и оборудования бывшего магазина №9, а АО “Бусиновский МПК” войдет в состав учреждаемого АО стоимостью ремонта и переоборудования помещений магазина №9 (которое отвечало бы современным стандартам и требованиям), что составит 51 процент уставного капитала.

Заявлено, что учреждение нового АО сулит реализацию проекта обеспечения населения Архангельска высококачественными отечественными продуктами питания. Кроме того, город от перечисления основных налогов и платежей в результате деятельности АО ежегодно сможет получать 914 миллионов рублей. К тому же дополнительно будет создано 30-35 рабочих мест.

Затем было утверждено положение о порядке владения, пользования и распоряжения находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) хозяйственных обществ, товариществ.

Депутаты решили утвердить и два налоговых соглашения, направленных на финансовую поддержку ценных для города предприятий, оказавшихся в весьма затруднительном положении, а именно — соглашения между мэрией и АО “Мясомолторг”, а также АООТ “Хладокомбинат №2”.

Решением освободить от арендной платы Архангельскую епархию РПЦ и предоставить льготу по арендной плате ООО “Предприятие Архангельской епархии” отозвались депутаты на ходатайство епископа Архангельского и Холмогорского Тихона”.

4.    пресс-конференция руководителя гни

28 октября провела пресс-конференцию руководитель областной налоговой инспекции Наталья Уланова, ознакомив с результатами девятимесячной работы ведомства в 1997 году [[4]]:

 

Как сказала Наталья Владимировна, собираемость налогов в нашей области за этот срок оставалась на уровне среднероссийской. При этом прослеживается устойчивая тенденция ее роста, что благоприятно влияет и на сбор “живых” денег. Но на фоне таких положительных моментов растут недоимки в бюджеты всех уровней. Если на первое января они составляли 59 миллиардов рублей, то на начало октября выросли до 743. Основными должниками остаются предприятия химико-лесного комплекса и “оборонки” из Северодвинска.

Налоговая инспекция ведет постоянную работу с предприятиями. По ее представлению в течение года поданы документы в арбитражный суд на признание банкротами 18 предприятий, за которыми числятся недоимки на общую сумму в 380 миллиардов рублей. Еще на 16 уже введено арбитражное управление. На 24 бывших руководителя объявлен розыск. А вот из 60 крупнейших предприятий области, которые фактически “тянут” всю основную тяжесть бремени налогов, 11 готовят документы на самоликвидацию. Тревожит налоговиков и прохождение платежей в бюджет через местные банки. Только за девять месяцев набралось 17 тысяч случаев задержек проводки этих платежей на общую сумму 84 миллиарда рублей. За что банкам предъявлены пени около 23 миллиардов. Впрочем, нарушениями с налогами грешат не только банки, но и многие юридические лица.

Как отметила Наталья Владимировна, в области за 1995 год было подано около 24 тысяч деклараций о доходах физических лиц. За год их количество выросло до 34 тысяч. Конечно, доходы, которыми граждане делятся с бюджетом, еще погоды не делают, но отрадно то, что таких состоятельных граждан становится все больше.

В области 77 человек сдали свои декларации за 1996 год, в которых указанные суммы доходов превысили 300 миллионов рублей. А один архангелогородец продекларировал даже 1,4 миллиарда рублей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

забастовочного комитета работников образовательных учреждений города Архангельска депутатам Архангельского городского Совета

 

Уважаемые депутаты!

В сфере образования города Архангельска сложилась критическая ситуация с выплатой заработной платы и погашением задолженности. Долг на сегодня составляет 42 млрд.рублей, в том числе:

— 30,5 млрд.рублей по заработной плате;

— 8,2 млрд.рублей по книгоиздательской продукции;

— 4,0 млрд.рублей по отпускам;

— 1,2 млрд.рублей по проезду к месту отдыха.

Из средств массовой информации известно, что Архангельская область находится в числе пяти наиболее неблагоприятных регионов по выплатам заработной платы, по выполнению Федерального закона “Об образовании”, Закона “О северах”. В городе искусственно занижается уровень заработной платы работников образовательных учреждений: оплата по ЕТС 1-го разряда — 60,0 тыс. рублей при минимальной заработной плате 83,490 тыс. рублей по стране.
Такая непродуманная политика областных и городских властей в ближайшее время может привести к социальному взрыву. Причину кризиса мы видим в отсутствии бюджетной политики, основанной на жестких нормативах.

Не выполняется график погашения задолженности, составленный начальником финансового управления мэрии Скаковской Л.Я. и утвержденный мэром города Балакшиным П.Н. Всего 30% образовательных учреждений города получили зарплату за апрель 1997 года. Невыплаченными частично остаются июнь, июль, август, сентябрь, ноябрь 1996 года, апрель-сентябрь 1997 года.

Положение в системе образования нашего города может еще более ухудшиться в случае перехода на новые нормативы, разработанные областным департаментом образования на 1998 год по ценам 1993 года без учета реальных потребностей образовательных учреждений города. Около четырех лет не выделяются средства на поддержание и развитие материально-технической базы школ и дошкольных учреждений, на приобретение учебников и учебных пособий, на питание детей. В результате этого ни одно здание муниципальных школ города не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, что приводит к резкому ухудшению здоровья учащихся и преподавателей. И это в Год охраны жизни и здоровья детей, и это в год, когда вами, уважаемые депутаты, принята программа “Семья и дети”.

Уважаемые народные избранники!

Тысячи архангелогородцев в декабре 1996 года доверили вам право решать важнейшие вопросы жизнедеятельности нашего города, одним из которых является бюджетное финансирование социальной сферы. Как вы собираетесь отчитываться по этому вопросу перед избирателями?

Вызывает недоумение и тот факт, что до сих пор в Уставе города не прописан механизм отзыва мэра города и депутата городского Совета.

Предлагаем:

1. Пересмотреть в рамках своих полномочий оплату 1-го разряда по ЕТС работникам образовательных учреждений, сделав ее не ниже минимальной заработной платы по России.

Продумать механизм повышения заработной платы работников образовательных учреждений.

2. Не принимать решение о нормативном финансировании, пока не будут просчитаны потребности каждого образовательного учреждения города в реальных ценах.

Требуем, чтобы ни один депутат, ни один работник аппарата мэрии не получал зарплату до тех пор, пока не будет погашена задолженность по заработной плате перед бюджетниками. Повышение заработной платы чиновникам, в том числе и депутатам, считаем преждевременным.

Требуем опубликовать в печати отчет о поступлении и расходовании бюджетных средств в течение недели со дня начала сессии. В противном случае будем вынуждены обратиться к коллективам образовательных учреждений с предложением выразить недоверие руководству города и депутатам городского Совета.

Т.Борзова,
председатель забастовочного комитета
работников образовательных учреждений.
27.10.97 г.

 

КОМЕНТИРУЕТ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МЭР АРХАНГЕЛЬСКА ПАВЕЛ БАЛАКШИН

 

Такая форма, конечно, приемлема, но я предпочитаю работать не методом ультиматумов, а методом совещаний договоренностей в тех случаях, когда речь идет о решении таких вопросов — заметил мэр. Меня не было месяц по болезни, но после того я уже две недели работаю, и никто не обращался ко мне — ни руководитель отраслевого городского профсоюзного комитета работников образования, ни стачком. Да и появляться-то было бы незачем — ведь председатель забастовочного комитета на сессии заявила, что они знают конкретно по каждому дню, сколько в мэрию поступило “живых” денег и сколько переведено департаменту гуманитарной сферы.

У нас в мэрии ежедневно ведется учет до рубля и можем сказать любому, кто пожелает, куда эти деньги расходуются.

В целом по году на департамент гуманитарной сферы, куда входят дошкольные учреждения, учреждения образования, летние оздоровительные мероприятия, спортивные, музыкальные школы, учреждения культуры, физкультуры и спорта, запланировано по уточненному городскому бюджету 188,8 миллиарда рублей. За 9 месяцев по этому департаменту исполнено 136,5 миллиарда рублей. Теперь будет уместно привести такие примеры. Вот эти 188,8 млрд.рублей в целом в бюджете города составляют удельный вес 24,9 процента, а 136,5 миллиарда за 9 месяцев составляют удельный вес в общем бюджете 27,9%. Теперь такие цифры: “живых” денег получено за 9 месяцев мэрией всего 176 миллиардов. Народному образованию выделено 67 миллиардов, то есть 38,1%. Из них на зарплату ушло 63,7 миллиарда рублей, то есть 92%. Вот теперь сравните, если вся бюджетная сфера составляет 24%, а учителя 17%, то мы им выделили на уровне 92% зарплаты. Поэтому говорить, что учителей обижают, будет неверно. У нас это направление — образование — стоит на первом месте. И своим решением городской Совет обязал мэра 60% живых денег направлять на погашение заработной платы учителям. Что мы и делаем, притом направляем даже больше, чем 60%, — за 9 месяцев направлено 72,3%.

Но мы не можем ведь все бюджетные “живые” деньги направить только на погашение зарплаты учителям, чтобы тем самым полностью “зарубить” финансы городскому хозяйству!

Если взять весь бюджет за 100 процентов, то зарплата всех бюджетников составляет где-то 17,5%. А мы финансируем по решению сессии на уровне 62-63%. И выходит, что заведомо губим все остальное, погашая только задолженности по зарплате.

В открытом письме авторы упрекнули горсовет в том, что готовящийся устав города не предусматривает процедуры отзыва депутатов и мэра.

— Это утверждение не соответствует действительности, — заметил депутат Горсовета Виктор Мошарев, — Статья 19 Устава так и называется: “Досрочное прекращение полномочий мэра”, а статья 16 именуется “Досрочное прекращение полномочий городского Совета”.

 

 

КОММЕНТАРИЙ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ МЭРИИ ЛИДИИ СКАКОВСКОЙ

 

Подобная ситуация существует уже не первый год. Корень проблемы в том, что на школы и учащихся дают недостаточно ассигнований. Если в прошлом году этих ассигнований было дано мизерное количество, то сумма, которая предусмотрена в проекте бюджета области на 1998 год, еще меньше - 160 миллиардов. Что такое 160 миллиардов? По бюджету на 1997 год на образование было отпущено 190 миллиардов (на 30 миллиардов больше!), и то этих средств сейчас катастрофически не хватает.

Если сегодня погасить всю задолженность по заработной плате, то на многие статьи (хозяйственное содержание помещения, питание учащихся, приобретение оборудования и и т.д.) вообще не останется ни одной копейки. Только на одну зарплату и хватает.

В общем, если облсобрание утвердит бюджет Архангельска в том виде, в каком он формируется в областном бюджете, то учителя будут еще в более бедственном положении.

Поэтому я считаю так: перед принятием бюджета областные власти должны обратить внимание на бедственное положение наших школ. При этом необходимо учесть, что у нас областной центр, значит, у нас есть гимназии, лицеи, вспомогательные школы для учащихся. Вот эти учреждения насчитывают более 4 тысяч учащихся, а это составляет к общему числу учащихся более семи процентов. И обучение в этих школах гораздо дороже.

Почему бы все деньги не направлять на зарплату?

Существует определенная планка. Тогда мы город совсем обескровим — не будем делать финансовых вливаний в городское хозяйство. Техника, которая убирает город, требует бензина. А кто бензин даст без наличных денег? Авария на Ленинградском, 107, тоже потребовала наличных денег. И речникам на переправы (мы содержим пять переправ) тоже требуется дизельное топливо... Поэтому совсем не направлять в городское хозяйство наличных денег — это просто невозможно.

Эти цифры под контролем забастовочного комитета?

Да, он в курсе дела. Ко мне часто приходит руководитель профсоюзного комитета работников образования, приходит забастовочный комитет. Бывают они и у Павла Николаевича. Никаких секретов у нас нет. Я считаю, что большего, чем мы делаем для образования, мы сделать не можем.

Как тратятся “живые” деньги, которые ежедневно поступают в бюджет?

Все находится под моим личным контролем ежедневно. Пусть любая комиссия приходит проверяет — все прозрачно. Каждый день мы теперь составляем специальные данные о том, куда тратятся наличные деньги. За 9 месяцев более 60% направлено на защищенные статьи, как и предписывалось нам в решении нашего городского Совета депутатов. Причем 53% из этой суммы (большая половина) идет именно на заработную плату бюджетникам. Департамент образования 92% “живых” денег направляет на заработную плату.

 

 

Приложение 2

 

Архангельский городской совет депутатов. Девятая сессия двадцать второго созыва

РЕШЕНИЕ

О городском бюджете на 1998 год

Архангельский городской Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить городской бюджет на 1998 год по доходам и расходам в сумме 1143 млрд. рублей в первом чтении.

2. Установить, что доходы городского бюджета в 1998 году формируются за счет:

— налога на прибыль предприятий и организаций (включая прибыль от посреднических операций и сделок), налога на прибыль бирж, брокерских контор, страховых организаций, банков и иных кредитных организаций по ставке — 17%;

— 20 процентов доходов от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из государственного фонда драгоценных камней Российской Федерации;

— 100 процентов отчислений от подоходного налога с физических лиц;

— 50 процентов налога на имущество предприятий;

— 25 процентов акцизов на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия, производимые на территории города Архангельска;

— 100 процентов от акцизов на остальные товары, за исключением акцизов на нефть, газ, бензин автомобильный, автомобили и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

— налога с розничных продаж по ставке 5 процентов;

— прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в городской бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 37 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” просить областное Собрание депутатов утвердить на 1998 год установленные городским Советом депутатов нормативы отчислений от федеральных и областных налогов и доходов и считать их необходимыми для минимальной бюджетной обеспеченности города.

4. Учесть в городском бюджете на 1998 год поступление доходов по основным источникам в следующих суммах:

 

Доходы

млн. руб.

4.1. Налоговые доходы: всего

 609000

в том числе:

 

Налог на прибыль

 84000

Подоходный налог с физических лиц

 300000

Транспортный налог

 600

Сбор на нужды образовательных учреждений

 600

Целевой сбор с граждан, предприятий и организаций на содержание муниципальной милиции, благоустройство территорий, противопаводковые мероприятия

 300

Налог на добавленную стоимость

 82000

Акцизы

 10000

Лицензионные сборы

 6000

Налог на имущество предприятий

 50000

Налог на имущество с физических лиц

 1000

Плата за воду

 500

Земельный налог

 9000

Госпошлина

 2000

Налог на содержание жилищного фонда

 7000

Налог на рекламу

 1000

Налог с розничных продаж

 55000

4.2. Неналоговые доходы - всего

 31000

в том числе:

 

Доходы от приватизации

 1000

Прочие неналоговые доходы

 30000

4.3. Трансферт на осуществление отдельных федеральных полномочий и полномочий субъекта РФ

 503000

 

5. Установить функциональную структуру расходов городского бюджета на 1998 год:

 

Расходы

 Финансирование расходов (млн. руб.)

 

по осуществлению местного самоуправления

 по выполнению Федеральных полномочий и полномочий субъекта РФ

5.1. Органы местного самоуправления

 32800

1200

- содержание аппарата отделов социальной защиты населения по начислению и выплате пенсий

-

 1200

5.2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

 1100

 -

5.3. Промышленность, энергетика и строительство

 3200

 -

5.4. Сельское хозяйство — расходы по содержанию станции по борьбе с болезнями животных

 

 800

5.5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

 50000

 35000

из них:

 

 

- компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам, военнослужащим, судьям и другим категориям граждан в соответствии с действующим законодательством

 

 35000

5.6. Развитие рыночной инфраструктуры

 500

 

5.7. Жилищно-коммунальное хозяйство

 142000

 333000

из них:

 

 

- компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам, военнослужащим, судьям и другим категориям граждан в соответствии с действующим законодательством

 

 40000

- погашение кредиторской задолженности, возникшей в связи с повышением тарифов на теплоэнергию по решению региональной энергетической комиссии на 1995-1996 гг.

 

 293000

5.8. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации

 

 4500

5.9. Образование

 157000

 38000

- возмещение расходов педагогическим работникам в соответствии с Законом РФ и областным Законом “Об образовании”

 23000

 -

- возмещение расходов в соответствии с Законом РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям”

 

 15000

5.10. Культура

 6000

 

5.11. Здравоохранение

 152000

 35000

- возмещение расходов на бесплатное и льготное приобретение медикаментов и зубопротезирование в соответствии с Постановлением правительства РФ от 30.07.94 №890

 — 25000

 

- возмещение расходов на бесплатное питание детей в соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.08.92, №610

 6000

 

- возмещение расходов в соответствии с Законом РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям”

 

 4000

5.12. Физическая культура

 500

 500

5713. Социальная политика

 5000

 55000

из них:

 

 

- компенсации на детей

 

 55000

5.14. Прочие расходы

 60000

 -

5.15. Капвложения

 20000

 -

 

6. Просить областное Собрание депутатов выделить городу Архангельску трансферт в сумме 503 млрд. руб. для компенсации расходов городского бюджета, связанных с выполнением отдельных федеральных полномочий и полномочий субъекта Российской Федерации. Финансирование вышеуказанных полномочий осуществлять после получения трансферта из вышестоящего бюджета.

Мэр города Архангельска П.Балакшин.

23 сентября 1997 г. №94

Минимум. И нет резервов

 

По просьбе редакции этот документ прокомментировал председатель постоянной комиссии по бюджету, финансам и муниципальной собственности горсовета Виктор МОШАРЕВ:

— Городской бюджет-98 разработан в соответствии с Законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” и со статьей 37 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, где, в частности, предусматривается, что минимально допустимая бюджетная обеспеченность города должна соблюдаться в любом случае.

- Что имеется здесь в виду?

— Это те минимально необходимые затраты по здравоохранению, городскому хозяйству, образованию, транспорту, которые необходимы для функционирования города. Все эти потребности мы и учли в бюджете в пределах тех возможностей, которые предусматривает законодательство — и не выше. Скажем, налог на прибыль определили в 17 процентов, а подоходный налог в городской бюджет включен в объеме 100 процентов, как и в прошлом году. Отчисления от НДС запланированы в 20 процентов, а с акцизов на ликеро-водочные изделия, производимые в Архангельске, — 25 процентов. Еще 25 процентов пойдут в областной бюджет, оставшиеся 50 процентов — в Федеральный. В минувшем году, например, город не имел от этого акциза ни копейки, вся половина уходила в областной бюджет. Хотя Законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено оставление части акцизных сборов в местном бюджете.

Словом, доходы при всех отчислениях составят всего 640 миллиардов рублей. Этого далеко не достаточно. Поэтому в бюджете выделено финансирование тех затрат, которые город вынужден нести, выполняя полномочия области, и — федеральные.

— Поясните.

— Например, это касается содержания отделов социальной защиты населения, станции по борьбе с болезнями животных, городского транспорта. Здесь же — расходы, связанные со льготами ветеранам, инвалидам, военнослужащим, судьям и другим категориям граждан в соответствии с законодательством. Там же льготы и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. То есть законодатели при издании тех или иных законов о льготах предусматривали передачу финансирования компенсации этих льгот в местные бюджеты. Поэтому мы вправе требовать эти законные деньги от федерального бюджета в качестве трансферта через областной бюджет.

Других источников город в настоящее время просто не имеет.

— Нет ли в нынешних условиях возможности увеличения доходов?

— Нет. Она появится только тогда, когда заработают в должную силу предприятия и появится зарплата, пойдет с нее подоходный налог, а с реализованной продукции — налог на прибыль. Финансовое благополучие будет возможно у нас при выздоровлении промышленности.

 

 

РЕШЕНИЕ

о внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

 

В связи с необходимостью разработки и принятия отдельного Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков в городе Архангельске, охватывающего вопросы всех форм пользования земельными участками и затрагивающего интересы всех групп землепользователей, Архангельский городской Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Приостановить действие раздела VIII ”Порядок предоставления в пользование (аренду) земельных участков” Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов 25 июня 1997 года №73, до принятия Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков в городе Архангельске.

2. Департаменту муниципального имущества (Галкин В.Ф.), управлению архитектуры (Яскорский Д.С.) разработать Положение о порядке предоставления и изъятия земельных участков в городе Архангельске и представить для рассмотрения на сессии городского Совета депутатов в IV квартале 1997 года.

Мэр города Архангельска П.Балакшин

23 сентября 1997 года №101.

 

Комментарий от Горсовета:

 

В указанной главе VIII оказался измененным ранее практиковавшийся порядок выделения земельных участков. Согласно требованиям этой главы, соискателям участков надлежит обращаться в департамент муниципального имущества, а затем для согласования — к главному архитектору города. В то время как логичнее обращение вначале к главному архитектору, знающему всю картину земельных участков и характер их использования.

Приостановив действие указанной главы VIII, горсовет тем самым вернул порядок соискания земельных участков к тому положению, которое существовало до 25 июня 1997 года.

Кроме того, сочтя назревшей необходимость в целом разрешить комплекс вопросов о земле города, горсовет поручил главному архитектору города Д.С.Яскорскому разработать и подготовить весь пакет необходимых документов, чтобы вынести их в виде своеобразного городского Земельного кодекса на рассмотрение одной из сессий городского Совета депутатов.

 

 


Приложение 3

 

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Об уточнении показателей областного бюджета на 1997 год

 

Статья 1. Утвердить изменение по доходам и расходам областного бюджета на 1997 года: по доходам — 7446 млн. руб., по расходам — 7446 млн.рублей.

Статья 2. Дополнить статью 5 областного закона “Об областном бюджете на 1997 год” абзацем следующего содержания.

“- 40 процентов налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”.

Статья 3. Уточнить размеры поступлений налоговых доходов и областной бюджет в 1997 году по основным источникам в следующих суммах:

                                                                                                                                                                                           млн. руб.

10301. Налог на добавленную стоимость                                                                                                            — 20673

10303 Акцизы                                                                                                                                                         + 15000

10404 Спецналог                                                                                                                                                       +3829

10306

10308 Лицензионные сборы                                                                                                                                      +3900

10310 Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте                                                                                                               + 450

10501 Плата за недра                                                                                                                                                -9952

 

Статья 4. Внести изменения в суммы ассигнований из областного бюджета в 1997 году на следующие цели:

                                                                                                                                                                              млн. руб.

0100 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ                                                                                                         +13696

из них:

0101 функционирование системы законодательной власти                                                                                        +942

0102 функционирование системы исполнительной государственной власти                                                        +12754

 

1100 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО                                                                                              -2042

1103 прочие структуры коммунального хозяйства (газовое хозяйство)                                                                  -2042

3000 прочие расходы                                                                                                                                                 -1600

в том числе:

областной фонд борьбы с преступностью                                                                                                             — 1000

региональная программа по обеспечению пожарной безопасности                                                                            600

 

0600 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО                                                                — 17500

в том числе:

Строительство, архитектура и градостроительство                                                                                                -17500

из них:

Государственные инвестиции                                                                                                                              — 17500

 

Глава администрации области                                                                                  А.Л.Ефремов



Источники

[1]. Архангельск. — 1997. — 11 октября.

[2]. Каткин И. Вопрос не из повестки дня // Архангельск. — 1997. — 25 октября.

[3]. Чесноков И. Сессия утвердила, освободила... // Архангельск. — 1997. — 30 октября.

[4]. Харитонов Н. Богатых стало больше // Архангельск. — 1997. — 10 октября.