Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

Рязанцев И.П.,

Германов И.А.

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

на территории Пермской области

1.    НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1.    Национально-этнический состав населения Прикамья

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. на территории Пермской области проживало 3 091 481 человек в общей сложности более 100 национальностей.

Пермская область граничит или расположена в непосредственной близости к Башкортостану, Татарстану, Удмуртии; на ее территории расположен Коми-Пермяцкий автономный округ. Это обстоятельство оказывает определенное влияние на состав населения области. Наиболее значительно представлены русские (2600 тыс.), татары (150 тыс.), коми-пермяки (123 тыс.), башкиры (52 тыс.), украинцы (45 тыс.), удмурты (33 тыс.), белорусы (18 тыс.).

Возрастная структура населения отдельных национальностей различается весьма значительно. Среди самых крупных национальностей наиболее благоприятное сочетание возрастных групп наблюдается среди русских, башкир, татар, коми-пермяков, поскольку численность и доля детей до 16 лет превышает соответствующие показатели по лицам в возрасте старше трудоспособного.

В области из 837,1 тысяч семей 105 тысяч полиэтничны, остальные (84,2% от общего количества семей) моноэтничны — все члены семьи принадлежат к одной национальности.

Анализ удельного веса лиц, родившихся на территории области, по отдельным национальностям говорит, что уроженцами области является большая часть русских, коми-пермяков, башкир и лишь пятая часть украинцев и белорусов, постоянно проживающих на территории Прикамья. В сельской местности доля родившихся среди общей численности населения данной национальности выше — сельское население на 86,3% состоит из коренных пермяков.

Значительные отличия между этническими группами существуют по соотношению между городским и сельским населением.

 

Соотношение городского и сельского населения
среди национальных групп

 

Национальность

Городское население

Сельское население

Русские

52%

48%

Татары

62%

38%

Башкиры

30%

70%

Украинцы

73%

27%

Удмурты

51%

49%

Белорусы

69%

31%

Коми-пермяки

18%

82%

 

Абсолютное преобладание городского населения зафиксировано у немцев, чувашей, евреев и мордвы.

Особая ситуация сложилась в поселках с преобладанием смешанного населения, которые создавались вблизи мест заключения на севере области. В них при сельском в целом укладе жизни национальные особенности в значительной мере унифицированы.

1.2.    Деятельность администрации области в сфере межнациональных отношений

Несмотря на то, что на протяжении многих лет в Пермской области не проявлялось каких-либо обострений межнациональных отношений, областное руководство уже в конце 80-х годов обратило внимание на то, что, кроме множества экономических вопросов, в регионе есть немало проблем в сфере этнического развития: количество национальных школ на территории области невелико, изучение в них этнической истории и культуры поставлено слабо, в некоторых районах компактного расселения различных национальностей не только разговорный, но и литературный родной язык утрачивают свой престиж; книг на языках народов Прикамья издается крайне мало; бытовые национальные традиции практически всех этнических групп области, в том числе и русского народа, находятся в состоянии стремительного исчезновения (уже в 40-е годы 20 века у большей части населения прервались традиции ношения национального костюма, стала исчезать национальная кухня); повсеместно происходит угасание естественных форм бытования традиционного фольклора, который характеризует состояние традиций на начало 20 века; отсутствуют устойчивые культурные связи с основными центрами коми, татарской, башкирской и удмуртской культур; подавляющая часть средств массовой информации работает на русском языке, передачи на языках народов Прикамья в телерадиоэфире практически отсутствуют. Поэтому руководство области уже в начале 90-х годов начало принимать активные меры по возрождению национальных культур народов Прикамья, урегулированию межнациональных отношений.

В 1990 году Главным управлением народного образования и областным Институтом усовершенствования учителей была разработана Комплексная программа “Национальная школа (1990-1995 гг.)”. К 1991 году в области работали 2 удмуртские, 85 татаро-башкирских, 65 коми-пермяцких национальных школ [[1]]. Заключены были договоры с вузами Казани и Уфы о приоритетном приеме абитуриентов из городов и районов Прикамья. В г.Оса в педучилище начало работу отделение по подготовке воспитателей для национальных детских садов [[2]]. В 1991 году в администрации области был создан специальный отдел по координации социально-культурной сферы и национальных проблем (ныне отдел социальных вопросов), позднее внутри него выделен специальный сектор по национальным вопросам, который, опираясь на крупные научные центры города — Пермский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Пермский государственный педагогический университет, Пермский государственный институт искусств и культуры — уже в 1992 году сформулировал концепцию, а на ее основе разработал и целевую комплексную Программу поддержки развития национальных культур Прикамья. Основными приоритетами этой программы стали:

 улучшение состояния социально-культурного и духовного развития народов, населяющих область;

 усиление внимания вопросам развития национальных культур отдельных этнических групп;

 преодоление практики некомплексности подхода к решению национальных проблем в регионе;

 координация работы государственных органов и общественных организаций в национальных вопросах [[3]].

Для осуществления этой программы в 1993 году был сформирован Координационный совет по национальным вопросам, объединивший довольно широкий круг лиц: кроме специалистов администрации, в него вошли ведущие разработчики Программы из перечисленных выше учреждений, представители национальных культурных центров, администраций районов, где значительную долю населения составляют коми-пермяки, татары, башкиры, марийцы, удмурты и другие народы.

1.3.    Национальные культурные и общественные организации

В начале девяностых годов в области зарегистрированы и начали работу Татаро-Башкирский общественный центр (1991 г.) и его филиалы во многих районах и городах области, Пермский областной славянский культурный центр (1992 г.), Культурно-просветительское общество корейцев Пермской области “Ариран” (1992 г.), Пермская еврейская община, издающая с 1994 года свою газету “День за днем”, Пермский центр русской музыки на базе ПГИИК (1993 г.), Пермский центр польской культуры (1994 г.), Коми-пермяцкий межнациональный центр, Удмуртский культурный центр Куединского района (Больше-Гондырский сельский совет). В области на национальных языках ведет трансляции творческое объединение “Истоки” Пермской государственной телерадиокомпании “Т-7”, на коми-пермяцком и русском языках издается детский иллюстрированный журнал “Силькан” (“Колокольчик”), на татарском языке — областная газета “Халык чишмэсе”, в ряде районных центров действуют национальные коллективы самодеятельного творчества [[4]].

Однако, по мнению авторов “Концепции возрождения и развития культуры народов Прикамья”, существующие самодеятельные коллективы ориентированы лишь на воспроизведение унифицированных образцов национальной традиционной культуры. Опасность межнациональных конфликтов видятся в том, что массовая культура бытует на сегодняшний день только в русскоязычном варианте. Отношение же к ней, особенно в среде носителей традиционной культуры, далеко не однозначно, а отрицание ее может быть автоматически перенесено на русских.

1.4.    Отношения с Коми-Пермяцким автономным округом

В декабре 1992 года был заключен Договор “О разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти и управления Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа”. В числе заложенных в Договоре принципов должно назвать: единство системы государственной власти; нахождение Коми-Пермяцкого автономного округа в составе Пермской области, а не объединение одного с другим; сохранение единого экономического пространства; равноправное партнерство и взаимное уважение; рациональное распределение полномочий и их эффективное осуществление, вытекающее из того, что органы власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа “в пределах своих полномочий самостоятельно осуществляют эту власть”, и, наконец, единство прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечисленные принципы, разработанные в Пермской области задолго до парламентских слушаний на эту тему, в целом вполне соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Однако в ряде положений юридическая сила договорных норм была явно завышена. Так, например, согласно 6-ой статье рассматриваемого Договора, “Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей”. Координация внешнеэкономической деятельности, как известно, находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Это специально зафиксировано в одном из пунктов статьи 72 Конституции Российской Федерации. Еще один пункт этой статьи гласит: “Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами” находятся также в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Между тем норма, заложенная в статью 4 Договора, явно выходит за рамки полномочий субъектов РФ: “Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, животным миром, водными, лесными и другими природными ресурсами, находящимися на территории автономного округа, — говорится в этой договорной статье, — относятся к компетенции органов власти округа” [[5]].

Признание важности роли этнического и этонокультурного факторов в социально-экономических и политических процессах, проходящих в регионе, проявилось в договорных нормах, предусматривающих представительство Коми-Пермяцкого автономного округа в органах государственной власти Пермской области, а также содержание за счет собственных средств полномочного представителя округа при администрации Пермской области (ст. 7) [[6]].

1.5.    Национальные конфликты

Материалы местной периодической печати свидетельствуют, что Пермская область была и остается территорией, на которой межнациональные конфликты случаются крайне редко. Так, в октябре 1992 г. хулиганские действия приезжих грузин, а также бездействие местных силовых структур привели к вспышке недовольства в г.Суксун — около 200 молодых людей устроили погром на рынке и разгромили пивной бар, принадлежащий грузину [[7]]. Газета “Труд” в 1992 году сообщала, что Пермь спешно покидают торговцы с Кавказа. По мнению некоторых специалистов правоохранительных органов, это было связано с действиями местных криминальных структур [[8]].

По мнению корреспондента газеты «Пермские новости», наиболее опасной с точки зрения возможности межнациональных столкновений была ситуация, связанная с деятельностью Центра пермских татар и башкир (ТБОЦ). В феврале 1991 года лидер Центра Р.Хаплехамитов выступил на пленуме с осуждением позиции руководства РСФСР по отношению к суверенитету Татарстана, вскоре после этого активисты центра провели акцию против установки в одном из районов Перми памятника Ермаку. В 1992 году ТБОЦ выступил инициатором реорганизации Бардымского района в национальный либо автономный район. В одной из резолюций Центра указывалось: “...Центр призовет татарское и башкирское население области к массовым акциям протеста».

Со сменой руководства ТБОЦ начался новый этап жизни общества. Вновь пришедшие лидеры заявили о своем принципиальном отказе от участия в политических акциях. Основными видами его деятельности избраны театрально-концертная, издательская, религиозно-просветительская, спортивно-оздоровительная. На качественно иной основе решаются проблемы межрегиональных контактов, образования, изучения истории, литературы [[9]].

2.    МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.    Вынужденная миграция

С 1992 года — с момента открытия Миграционного отдела администрации Пермской области — службой было зарегистрировано 7368 вынужденных переселенцев. Наибольшее количество зарегистрированных зафиксировано в 1995 году (1917 человек). Из-за неблагоприятных климатических условий, высокого уровня социальной напряженности, отсутствием свободных рабочих мест (что вызвано конверсией оборонных предприятий) Прикамье признано неперспективным для размещения переселенцев [[10]]. Поэтому в отчете о работе миграционной службы указывается, что, как правило, люди приезжают в Пермскую область потому, что имеют здесь родственников или знакомых. Почти 70% прибывших размещены в Перми и других крупных городах области, 25% — в сельской местности.

Основную часть переселенцев составляют русские (68-73%), далее следуют татары — (5-10%). Доля других национальностей не превышает 4%. В 1992-1993 гг. значительную часть переселенцев составили армяне (10%), но в последующие годы их доля существенно уменьшилась (1994 — 5%; 1995 — 1%).

От 44 до 47% переселенцев составляют мужчины; женщины, соответственно 53-56%.

Доля трудоспособного населения среди прибывших, остававшаяся стабильной на уровне 55 — 58%, в 1996 году увеличилась до 62%.

Данные по регионам выхода вынужденных переселенцев отражают довольно устойчивую тенденцию. Если в 1992 — 93 гг. наиболее высокие показатели у Таджикистана (40%) и Грузии (23%), то начиная с 1994 г. наибольшее количество прибывших регистрируется с территорий Узбекистана (1994 — 34%; 1995 — 25%; 1996 — 23%) и Казахстана (1994 — 12%; 1995 — 37%; 1997 — 41%).

Из общего количества зарегистрированных семей (на 1.07.97 — 2712 семей) 16% относится к категории малообеспеченных. Каждая пятая семья желает получить ссуду. Всего принято к рассмотрению 573 заявления, по данным на 1.07.97 г. ссуды выданы 319 семьям.

В миграционной службе на получение жилья стоит в очереди 305 семей, в 1996 г. 44 из них оказана помощь. Жилье предоставляется преимущественно в неблагоустроенных домах и общежитиях.

В областной программе “Дети Прикамья” выделен раздел “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, в 1996 г. 132 детям оказана помощь. Достигнута договоренность с управлением здравоохранения по медицинскому обслуживанию детей из семей переселенцев по месту их временного проживания. Оказывается постоянное содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения и школы.

В 1996 году наблюдалось некоторое снижение миграционной подвижности населения. Общий миграционный оборот составил 128 тыс. человек и уменьшился по сравнению с 1995 годом на 18,7 тыс. человек (13%).

На долю миграционного оборота с регионами России в 1996 году пришлось 31%, число выбывших и прибывших по этому показателю примерно одинаково. Миграционный оборот с государствами ближнего зарубежья в прошедшем году снизился на 22% и составил 7,4 тыс. человек против 9,6 тыс. человек в 1995 г. Приток населения из стран ближнего зарубежья в 3 раза превысил отток в эти регионы. Миграционный обмен со странами дальнего зарубежья составил менее 1%, количество выбывших из области в эти государства в 6 раз превысил долю прибывших из них. В 1996 г. рассмотрены 15 заявлений иностранных граждан о предоставлении им статуса беженца, по 7 принято положительное решение. В Центре временного размещения иммигрантов в г.Очере (ЦВРИ “Очер”), действующем с 1993 года, в настоящее время проживает 18 семей (81 человек).

В минувшем году продолжилась работа с трудовыми мигрантами. Всего миграционной службой иностранным гражданам выдано 1455 подтверждений на право трудовой деятельности, в том числе в 1996 г. — 466 подтверждений. Среди трудовых мигрантов преобладают граждане Турции, Югославии, Германии. 85% иностранных рабочих заняты в строительстве.



Источники

[1]. Дорохова Л. И масленица, и сабантуй... // Учительская газета. — М.: 1991. — № 10. — 5-12 марта. — С. 2.

[2]. Рахматуллин М. Свеча остается в тени // Звезда. — Пермь, 1991. — № 206. — 22 октября. — С. 1-2.

[3]. Целевая комплексная программа поддержки развития национальных культур народов Прикамья на 1993-1995 гг. // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации Пермской области. Т.1.
/ Ответственный редактор: Дубова Н.А. — М., 1996. — С. 42-86.

[4]. Концепция возрождения и развития народов Прикамья // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации Пермской области. Т.1. / Ответственный редактор: Дубова Н.А. — М., 1996. — С. 30.

[5]. Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации Пермской области. Т.1. / Ответственный редактор: Дубова Н.А. М., 1996. — С. 11.

[6]. Договор о разграничении предметов веления и полномочий между органами власти и управления Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа // Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности Администрации Пермской области. Т.1. / Ответственный редактор: Дубова Н.А. — М., 1996. — С. 176-180.

[7]. Куличкин А. Карабах районного масштаба // Звезда. — Пермь, 1992. — 20 октября. — С. 1.

[8]. “Спрут” против кавказцев // Труд. — 1992. — 17 декабря. — С. 2.

[9]. Гладышев В. Исэнмэ сез! // Пермские новости. — Пермь, 1997. — № 128. — 19 августа. — С. 3.

[10]. Березина О. Тыл встретит неприветливо // Вечерняя Пермь. — Пермь, 1993. — 21 сентября. — С. 2.