Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Ингушетия

Адам МАЛЬСАГОВ

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ

в ноябре 1997 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.    Президент

1.1.1.    Обращения Р.Аушева

1 ноября президент Р.Аушев обратился к населению республики в связи с пятой годовщиной трагических событий осени 1992 года в Пригородном районе и городе Владикавказе Республики Северная Осетия — Алания (РСО-А): “Депортация, сопровождавшаяся массовым насилием, нанесла невосполнимый урон нашему народу. Но дух его не сломлен; в тяжелейших условиях и в кратчайший срок мы создали и укрепили свою государственность — построили республику”.

Президент отметил, что основной проблемой, стоящей перед республикой после событий 1992 года, является проблема возвращения депортированных ингушей в места постоянного проживания в Северной Осетии.

Несмотря на подписанные этой осенью Договор об урегулировании отношений и трехсторонней Программы совместных действий по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта, говорится в обращении, “ экстремистские силы в соседней республике продолжают нагнетать обстановку. Терракты, последних дней, являются подтверждением этому”.

Р.Аушев призвал граждан республики “быть особенно бдительными в эти дни, не поддаваться ни на какие провокации, попытки втянуть нас в противостояние с целью сорвать все достигнутые ранее договоренности” [[1]].

В этот же день Руслан Аушев направил письмо президенту Северной Осетии Ахсарбеку Галазову: “Ряд террористических актов, совершенных в последние дни в отношении ингушского населения в Северной Осетии и на прилагающей территории Ингушетии... показывают, что в Северной Осетии есть деструктивные силы, пытающиеся сорвать достигнутые договоренности об урегулировании двухсторонних отношений”. Перечислив все инциденты последнего месяца, президент Ингушетии призвал своего североосетинского коллегу “принять исчерпывающие меры по пресечению провокаций со стороны экстремистских сил Северной Осетии” [[2]].

1.1.2.    Встреча президента с главами местных администраций

20 ноября Р.Аушев провел совещание с главами администраций населенных пунктов РИ.

Обсуждалось исполнение указов и распоряжений президента на местах, а также ситуация в учреждениях образования и здравоохранения в сельских населенных пунктах.

Заслушан доклад о результатах проверки правительственной комиссией социально-экономического положения в населенных пунктах Назрановского, Сунженского, Малгобекского районов республики и муниципальных округов г.Назрань [[3]].

1.1.3.    Совещание руководителей силовых структур

19 ноября Р.Аушев провел совещание. На совещании подробно обсуждалась деятельность МВД и прокуратуры республики

В связи с неудовлетворительной работой правоохранительных структур Р.Аушев объявил выговор и.о.министра внутренних дел Дауду Коригову и строгий выговор прокурору республики Сергею Белову [[4]].

1.1.4.    Кадровые перестановки

Указом президента РИ Мусса Дахкильгов назначен заместителем начальника управления Федеральной налоговой полиции РФ по РИ. Другим указом Р.Аушев освободил от должности главу администрации населенного пункта Мужичи (Сунженский района) Зяудина Долакова по его просьбе [[5]].

Р.Аушев своим указом назначил Костоева Абубукара Султановича первым заместителем министра внутренних дел — начальником криминальной милиции РИ, освободив его от должности начальника Назрановского районного отдела внутренних дел. Исполняющему обязанности министра внутренних дел РИ Д.Коригову поручено представить кандидатуру А.С.Костоева в МВД РФ для утверждения в должности [[6]].

1.1.5.    Встреча президента со специалистами-нефтяниками

В городе Малгобеке (центре нефтяной отрасли РИ) состоялась ранее дважды откладывавшаяся встреча Р.Аушева с руководством и специалистами государственного объединения “Ингушнефтегазпром” (присутствовали также главы администраций г.Малгобек и Малгобекского района).

В короткой речи Р.Аушев информировал собравшихся об усилиях руководства республики, направленных на поддержание нефтяной отрасли. Увеличение объемов добычи нефти и ее переработки в республике Р.Аушев определил как стратегическую цель руководства Ингушетии. Полное покрытие потребностей Ингушетии в сырой нефти и продуктах ее переработки за счет собственной добычи реально, уверен Р.Аушев [[7]].

1.2.    Народное Собрание — Парламент РИ

В начале ноября в Народном Собрании — Парламенте РИ обсужден внесенный президентом РИ проект закона РИ “О мировых судьях”. После обсуждения принято решение опубликовать данный законопроект в СМИ РИ для “предварительного широкого обсуждения” [[8]].

20 ноября состоялось очередное заседание Народного Собрания — Парламента РИ. Депутаты приняли законы: “О внесении изменений и дополнений в Закон “О выборах президента РИ” и Закон РИ “О внесении изменений и дополнений в Закон РИ “О референдуме РИ”. Во втором чтении парламентарии приняли законопроект “О мировых судьях РИ”, в первом чтении принят законопроект РИ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” [[9]].

15 ноября вступил в силу после официального опубликования Закон РИ “Об организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях”. Указанный Закон был принят Народным Собранием — Парламентом РИ 3 июля с.г. и подписан президентом РИ Р.Аушевым 10 октября 1997 года [[10]].

1.3.    Другие органы власти и управления

За годы после образования республики сложилась и начала функционировать система правоохранительных органов Ингушетии. “Для нас создание министерства юстиции, верховного и Арбитражного судов, прокуратуры, МВД, Коллегии адвокатов стало большим событием. Люди проникаются сознанием того, что у нас есть государство, есть органы, готовые встать на защиту их интересов” — заявил в интервью газете судья Назрановского района Амир Ужахов.

А.Ужахов выделил два основных комплекса наиболее часто рассматриваемых судами республики дел: гражданских — незаконное увольнение специалистов без проведения аттестации и уголовных — незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов.

А.Ужахов выразил тревогу в связи с тем, что в последнее время в республике получили распространение хранение и сбыт наркотиков. Отвечая на вопрос о возможности введения в судебную практику некоторых норм шариата, А.Ужахов заявил, что “у нас существуют комиссии при Муфтиате, которые оказывают нам большую помощь в выполнении части нашей работы. Муфтиат рассматривает дела о разделе наследственного имущества, об отобрании детей, о возмещении ущерба” [[11]].

Народное собрание — Парламент Ингушетии вынес на обсуждение принятой в первом чтении проекта Закона РИ “О мировых судьях Республики Ингушетия”. Проект был внесен Президентом РИ Р.Аушевым 10 октября 1997 года [[12]].

1.3.1.    Центризбирком РИ

В связи с готовящимися (1 марта 1998 года) выборами президента РИ заместитель председателя Центризбиркома РИ Магомед Боголов дал подробные разъяснения по проведению предвыборных собраний избирателей по выдвижению кандидатов. Закон представляет право на выдвижение кандидатов зарегистрированным в министерстве юстиции РИ политическим партиям, общественным организациям и движениям, республиканским организациям общероссийских политических партий, а также трудовым коллективам и коллективам учебных заведений, собраниям военнослужащих, рабочих и служащих воинских частей, расположенных на территории РИ, собраниям граждан РИ по месту жительства. В последнем случае на собрании должно присутствовать не менее 300 человек. Выдвинутым считается кандидат, получивший поддержку более половины собравшихся. Для регистрации кандидата в президенты Центризбиркомом РИ члены инициативной группы должны собрать пять тысяч подписей граждан РИ, обладающих избирательным правом [[13]].

2.    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

1 ноября 1997 года в администрации президента РИ состоялось совещание, посвященное итогам деятельности правоохранительных органов РИ за 10 месяцев 1997 г. Выступивший на совещании с докладом и.о. министра внутренних дел РИ Дауд Коригов сообщил о снижении преступности в республике, в сравнении с тем же периодом прошлого года, на 19,4%. Раскрываемость преступлений составила 83,77%.”Число убийств снизилось с 44 до 31, краж — на 35%, случаев хулиганства — на 33%. Вместе с тем отмечен рост тяжких преступлений; так, участились похищения людей с целью получения выкупа — таких преступлений зарегистрировано 27. В результате проведенных оперативных мероприятий были освобождены 33 человека, но по-прежнему удерживаются в заложниках 8 человек. С начала года сотрудниками милиции изъято 12 кг наркосодержащих веществ” [[14]].

4 ноября 1997 года состоялась пресс-конференция министра внутренних дел РИ Дауда Коригова. Охарактеризовав деятельность министерства как “в целом успешную”, Д.Коригов уделил особое внимание ходу расследования по делам об убийстве заместителя министра внутренних дел РИ Х.Дзейтова и заместителя министра внутренних дел РИ Рашида Аушева.

“Что касается убийства Дзейтова, — сказал он, — то это дело будет закрыто в ближайшее время в связи с тем, что обвиняемого в этом преступлении Хадзиева уже нет в живых. Дело об убийстве Аушева находится в расследовании, и говорить о версиях не позволяют интересы следствия”.

Касаясь кадровой политики в министерстве, Дауд Коригов сообщил, что МВД испытывает нехватку квалифицированных кадров, в связи с чем более 160 сотрудников милиции Ингушетии направлены на учебу в различные учебные заведения. “За 10 месяцев с.г. мы уволили из системы 670 человек как несоответствующих занимаемой должности и иным критериям. Общая численность сотрудников милиции составляет на сегодня 4 тысячи человек”. По мнению Д.Коригова, этого, учитывая ситуацию в регионе, недостаточно [[15]].

Как отмечено выше, 19 ноября на совещании у президента РИ “в связи с неудовлетворительной работой” Р.Аушев объявил строгий выговор прокурору республики Сергею Белову и выговор и.о.министра внутренних дел Дауду Коригову [[16]].

Госавтоинспекция Малгобекского ГОВД за 10 месяцев 1997 г. оштрафовала около 4 тысяч водителей (в основном, за превышение скорости); общая сумма штрафов составила 150 млн. рублей [[17]].

3.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

3.1.    Предвыборная кампания по выборам Президента РИ

1 ноября 1997 года началась компания по выборам президента РИ, которые назначены на 1 марта следующего года.

19 ноября общее собрание работников культуры и искусства РИ обратилось к Руслану Аушеву с призывом: “Во имя сохранения стабильности в Ингушетии и на Северном Кавказе, суверенитета и территориальной целостности нашей республики призываем Вас дать свое согласие баллотироваться на очередной срок на пост Президента РИ” Обращение подписали 412 человек.

20 ноября инициативная группа провела собрание жителей села Экажево Назрановского района. Собрание выдвинуло кандидатом на пост президента РИ известного юриста Иссу Костоева [[18]].

3.2.    Конгресс интеллигенции Республики Ингушетия

В Назрани состоялось учредительное собрание Конгресса интеллигенции Республики Ингушетия. Открывая собрание, председатель Народного Собрания — Парламента РИ Руслан Плиев выразил сожаление, что все последние годы с момента образования республики, отсутствовала общественная организация, объединявшая интеллигенцию. “Из-за отсутствия организованности интеллигенция не была сколь-нибудь влиятельной силой в обществе”, — сказал Р.Плиев.

На собрании избран руководящий совет конгресса из 15 человек, а также избраны делегаты на первый съезд Конгресса интеллигенции России. Ими стали: доктор филологии, профессор Фируза Озиева и кандидат исторических наук, директор Ингушского НИИ гуманитарных исследований Тамерлан Муталиев [[19]].

До 10 ноября закончится обновление состава студенческих комитетов Ингушского государственного университета, Назранского совхоза-техникума, Института экономики и права, других учебных заведений. После обновления студкомов пройдет собрание Ассоциации студентов Ингушетии (АСИ). План работы АСИ на 1997—1998 гг. уже согласован советом Ассоциации с Госкомитетом по делам молодежи, спорту и туризму Ингушетии [[20]].

4.    ИНГУШЕТИЯ И ДРУГИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

4.1.    Дагестан

В Ингушетию прибыли члены Международного комитета по Шамилевским премиям. Возглавляет делегацию Магомед Эльдаров, являющийся неофициальным (по крайней мере, пока неофициальным) представителем Республики Дагестан в Республике Ингушетия.

Члены делегации вручили Горскому кадетскому корпусу юбилейную медаль по случаю 200-летия имама Шамиля.

Тесные контакты с Ингушетией у общественных движений Дагестана установились после депортации ингушей из Северной Осетии осенью 1992 года. В Ингушетию была доставлена гуманитарная помощь, все студенты-ингуши из североосетинских вузов были приняты в махачкалинские. Врачи из Дагестана регулярно выезжали в Назрань для консультаций и помощи своим ингушским коллегам. М.Эльдаров выразил сожаление о том, что быстро развивавшиеся отношения между республиками были затруднены полуторалетней войной на территории Чечни, разделяющей Дагестан и Ингушетию.

При содействии вузов Дагестана в Назрани открыт Ингушский институт экономики и права. Подписаны договоры между министерствами культуры, осуществляются совместные программы и обмен кадрами, налаживается сотрудничество телерадиокомпаний, по соглашению между ними намечается регулярный обмен информацией.

В 1997 году Горский кадетский корпус принял первую группу детей из Дагестана.

“Крайне неприятно то, — заявил М.Эльдаров, — что готовится закрытие границы со стороны Дагестана. Силы, которые хотят раздора на Кавказе, делают свое дело. Но это не значит, что мы должны опустить руки” [[21]].

4.2.    Северная Осетия

Распоряжением Р.Аушева в целях организации скоординированной работы органов государственной власти РИ по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой совместных действий органов государственной власти РФ, Северной Осетии и Ингушетии по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта, создана оперативная группа во главе с председателем правительства РИ Беланом Хамчиевым.

Группе, в которую вошло 17 руководителей министерств и ведомств РИ, поручено в двухнедельный срок разработать план мероприятий по реализации программы в части, касающейся органов государственной власти РИ [[22]].

Было констатировано, что “после депортации осени 1992 года в Пригородный район Северной Осетии вернулось не более 6100 ингушей” — вопреки утверждением главы местного самоуправления Пригородного района РСО Павла Тедеева, утверждающего, что в районе находится 11 тысяч ингушских беженцев [[23]].

В представительстве Президента РФ во Владикавказе состоялась встреча делегаций деловых кругов РИ и РСО.

Участники встречи положительно отнеслись к идее представительства организовать единый компьютерно-информационный маркетинговый центр. “Взаимные контакты принесут не только экономическую, но и, в определенной степени, политическую выгоду” — заявил участвовавший во встрече президент международного финансово-промышленного объединения Алихан Амирханов (Ингушетия). “Пока политики спорят, мы претворяем в жизнь три простых принципа — доверие, сотрудничество, диалог”, — отметил председатель Союза предпринимателей Северной Осетии Руслан Кастуев. По итогам встречи представители деловых кругов и предпринимателей Ингушетии и Северной Осетии приняли совместное коммюнике [[24]].

25 ноября в Назрани состоялась встреча правительственных делегаций РИ и РСО во главе с председателями правительств Беланом Хамчиевым и Юрием Бираговым. Федеральное руководство представлял на встрече и.о. полномочного представителя Президента РФ в РИ и РСО-А Владимир Каламанов. Предметом обсуждения на встрече стало исполнение сторонами Программы действий по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта, подписанной президентами республик и председателем Правительства РФ Виктором Черномырдиным 15 октября 1997 года. Стороны признали недопустимость разночтений и новых толкований пунктов Программы. Принято решение опубликовать до 10 декабря сведения о денежных средствах, якобы использованных на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта. Эта работа возложена на аппарат полномочного представителя Президента РФ в РИ и РСО-А.

На 10 декабря намечена новая встреча правительственных делегаций во Владикавказе [[25]].

4.3.    Чеченская Республика Ичкерия

Столкновение сотрудников правопорядка Ингушетии с вооруженными лицами из Чеченской республики произошло 26 ноября в 7-45 утра на приграничном посту Магас-20. Захвачено в заложники 9 ингушских милиционеров. Президент ЧРИ Аслан Масхадов взял под личный контроль расследование дела. В ночь на 28 ноября все девять милиционеров возвращены в Ингушетию [[26]].

5.    Ингушетия и федеральный Центр

Стоило прибыть Анатолию Куликову весной этого года во Владикавказ, как вдоль границы Северной Осетии с Ингушетией появились столбы с колючей проволокой. Отвечая на вопросы ингушских телезрителей о работах на границе, полномочный представитель Президента РФ в РИ и РСО-А Александр Ковалев заявил, что блок-посты и рвы на границе появились “в соответствии с решением №1 от 26 февраля 1997 года расширенного выездного заседания оперативного штаба МВД России. Проводятся работы по дооборудованию КПП и КМП, для которых определяется запретная зона, огораживается проволочными заграждениями, обеспечивается круговая оборона — рвы и насыпи, стены из железобетонных блоков. Этим же решением на осетино-ингушской границе (Черменский круг) оборудуется КПП таможенной службы РФ” [[27]].

Политика федерального Центра не встречает поддержки в общественном мнении Ингушетии. Вот две красноречивые цитаты из одного номера газеты “Сердало”:

“Трагедии, подобные той, которая постигла нас пять лет назад, происходят с такой удручающей последовательностью, что невольно кажется, будто мы и не двигаемся во времени, а если движемся, то такими дьявольскими путями, что снова и снова попадаем в адский котел войны, геноцида, депортаций и прочих прелестей, коими щедро нас одаряет близкое знакомство с одной бывшей сверхдержавой”.

“Те кто ныне голосит (с полным основанием) о том, что Россия теряет Кавказ, должны понять, что ее, России, действия здесь способствуют этому сильнее, чем происки НАТО и исламского фундаментализма вместе взятых” [[28]].

Выступая на учредительном собрании Конгресса интеллигенции РИ, председатель Парламента РИ Руслан Плиев сказал:

“Перспективы в социально-экономическом, политическом плане в России пока далеко не радужные, и нет каких-либо заметных тенденций к их улучшению. Все это тяжело сказывается на обстановке здесь, на Юге России — Северном Кавказе. Россия ничего для изменения ситуации сделать не может, значит, автоматически приходится обращаться к рынкам Запада, Юга, арабского Востока. А экономические связи повлекут за собой и политические, значит, и подлинную самостоятельность. Вот чего боятся в России. А поэтому она делает все, чтобы держать регион в напряжении, без конца сталкивает народы, республики. Это целенаправленная политика, и у нас в республике много явлений и процессов, навязываемых Центром” [[29]].



Источники

[1]. Сердало. — 1997. — №72. — 4 ноября.

[2]. Сердало. — 1997. — №72. — 4 ноября.

[3]. Голос Назрани. — 1997. — №37. — 27 ноября.

[4]. Голос Назрани. — 1997. -N 37. — 27 ноября.

[5]. Голос Назрани. — 1997. — №37. — 27 ноября.

[6]. Сердало. — 1997. — №72. — 4 ноября.

[7]. Сердало. — 1997. — №79. — 27 ноября.

[8]. Сердало. — 1997. — №74. — 8 ноября.

[9]. Голос Назрани. — 1997. — №37. — 27 ноября.

[10]. Ингушетия. — 1997. — №48. — 15 ноября.

[11]. Сердало. — 1997. — №80. — 29 ноября.

[12]. Сердало. — 1997. — №74. — 8 ноября.

[13]. Голос Назрани. — 1997. — №36. — 20 ноября.

[14]. Сердало. — 1997. — №72. — 4 ноября.

[15]. Ингушетия. — 1997. — №48. — 15 ноября.

[16]. Голос Назрани. — 1997. — №37. — 27 ноября.

[17]. Сердало. — 1997. — №77. — 20 ноября.

[18]. Голос Назрани. — 1997. — №37. — 27 ноября.

[19]. Сердало. — 1997. — №80. — 29 ноября.

[20]. Сердало. — 1997. — №72. — 4 ноября.

[21]. Сердало. — 1997. — №78. — 22 ноября.

[22]. Сердало. — 1997. — №72. — 4 ноября.

[23]. Сердало. — 1997. — №77. — 20 ноября.

[24]. Сердало. — 1997. — №78. — 22 ноября.

[25]. Сердало. — 1997. — №80. — 29 ноября.

[26]. Сердало. — 1997. — №80. — 29 ноября.

[27]. Сердало. — 1997. — №74. — 8 ноября.

[28]. Сердало. — 1997. — №78. — 22 ноября.

[29]. Сердало. — 1997. — №80. — 29 ноября.