Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1997 года

Уходящий год стал для Самарской области временем жарких политических баталий и борьбы за перераспределение власти. Отъезд мэра Самары Олега Сысуева в Москву смешал карты не в одной политической колоде.

Победа Георгия Лиманского привела к радикальным изменениям кадрового состава мэрии и районных администраций. Новый глава провел максимальную централизацию всех властных функций.

Важным событием прошедшего года стали выборы депутатов Губернской Думы. Учитывая популярность новой городской власти, аналитики предполагали, что в состав Думы второго созыва войдут представители команды Лиманского, которые, вероятно, будут оппонировать команде сторонников губернатора. Однако предположения не оправдались — состав губернского парламента свидетельствует о том, что революций не предвидится.

В 1997 году был подписан договор о разграничении полномочий между администрацией Самарской области и Правительством РФ. Этот документ позволил начать подготовку соглашений с федеральным Центром по различным направлениям. Однако работа по конкретизации соглашений так и не была завершена.

Подписание договора совпало с улучшением социально-экономической ситуации в регионе. В нашей области наметилась устойчивая тенденция экономического роста. За 10 месяцев валовоый внутренний продукт возрос более, чем на 5%, прирост в промышленности составил 7%.

Благодаря политической и экономической стабильности Самарская область стала более привлекательной в инвестиционном плане. Визиты вице-президента США Альберта Гора и президента Германии Романа Херцога стали свидетельством внимания к нашей области как в Москве, так и за рубежом.

1.    ВЫБОРЫ В ГУБЕРНСКУЮ ДУМУ

1.1.    Итоги голосования

7 декабря состоялись выборы Самарской Губернской Думы (СГД). Жителям области предстояло избрать 25 депутатов из 147 кандидатов. В целом в голосовании приняли участие 38,0% избирателей, в Самаре — 33,15%. Наибольшую активность проявили в день выборов жители сельских районов. В Исаклинском, например, проголосовали 88,20%, в Клявлинском — 74,19% избирателей. Это самые высокие показатели по области. Выборы признаны состоявшимися во всех избирательных округах, хотя 25-процентный рубеж явки не везде дался легко.

 

Итоги выборов депутатов Самарской губернской Думы [[1]]

 

Округ

Приняло учас-тие в голосова-нии (%)

Победил

Краткие сведения о депутате

%
набранных
голосов

Железнодорожный №1

34,47

Казаков Н.Ю.

Председатель бла-готворительного фонда “Содействие”

19,81

Самарский №2

32,42

Белоусов А.Н.

Проректор Самарского Аэрокосмичского университета

51,29

Советский №3

34,60

Дурова Л.И.

Зам. начальника управления соцзашиты населения области

33,01

Октябрьский №4

33,15

Сивиркин Д.В.

Директор Самарского Дома печати

32,42

Кировский №5

30,48

Середавин В.Д.

Главный врач областной клинич. больницы им.Калинина

23,78

Безымянский №6

32,86

Козленков В.В.

Секретарь Самарского обкома КПРФ

30,75

Промышленный №7

30,73

Боброва Н.А.

Депутат губернской Думы; блок ”Социальная справедливость”

31,23

Солнечный №8

28,70

Лиманский Г.С.

Глава г.Самары, депутат губернской Думы

65,43

Красноглинский №9

39,86

Чернавин В.Ф.

Директор АО “Аэропорт Самара”

34,95

Куйбышевский №10

46,08

Дьяченко О.Б.

Зам. гендиректора АО “Волгапром-газ”

67,94

Автозаводской №11

29,78

Барышников И.А.

Председатель производственного совета АО “АвтоВАЗ”, депутат губернской Думы

42,27

Приморский №12

29,05

Ренц Н.А.

Директор МО “МедВАЗ”, депутат губернской Думы

 54,62

Татищевский №13

28,86

Степанов В.В.

Зам. пред. правле-ния Волжского социального банка

44,32

Центральный №14

36,21

Степанов А.А.

Председатель городского отделения НДР

36,26

Комсомольский №15

38,09

Уткин Н.Д.

Зам. мэра Тольятти, депутат губернской Думы

76,28

Жигулевский №16

36,61

Балахонов С.Г.

Глава администрации г.Жигулевска

60,76

Сызранский №17

38,85

Янин В.Г.

Глава администрации г.Сызрани

73,41

Усинский №18

40,51

Павлов П.А.

Председатель колхоза “Россия”, член АПР

44,73

Новокуйбышевский №19

33,00

Нефедов А.П.

Глава администра-ции г.Новокуйбы-шевска

61,42

Чапаевский №20

37,35

Малахов Н.П.

Помощник депутата Госдумы (КПРФ), учитель ср.шк.№4

38,42

Южный №21

51,66

Ковальский Л.И.

Председатель Самарской губернской Думы

50,44

Кинельский №22

42,20

Звягин Г.М.

Директор АО “Самаратрансгаз”, депутат губернской Думы

42,22

Отрадненский №23

45,32

Роккель А.И.

Глава администрации г.Отрадного

57,43

Похвистневский №24

59,21

Потякин В.В,

Глава администрации Исаклинского района

50,12

Сергиевский №25

58,45

Кислов А.И.

Директор област-ного филиала “Межрегионгаз”

58,41

 

1.2.    О некоторых особенностях кампании

Прошедшая избирательная кампания была весьма напряженной и скандальной.

Попытку опротестовать результаты выборов предпринимали не только проигравшие кандидаты, но и прокурор области А.Ф.Ефремов, считающий, что закон запрещает представителям исполнительной власти работать одновременно и в законодательной. Не находя поддержки в регионе, он пообещал “дойти до Москвы” и добиться, чтобы руководящим работникам администраций было отказано в праве баллотироваться в органы власти законодательной. Если Генеральный прокурор РФ поддержит позицию облпрокуратуры, то он направит протест в Верховный суд, который вправе отменить решение Самарской губернской Думы. В этом случае пройдут довыборы депутатов.

В облизбирком и прокуратуру направлено более трех десятков заявлений от избирателей, партий, движений, общественных объединений, инициативных групп. Претензии и обвинения выдвигались самые разные: от подкупа избирателей и агитации в последние сутки перед голосованием до разжигания межнациональной вражды [[2]].

Так, по утверждению ряда кандидатов, систематически занимались подкупом избирателей руководитель “Волгопромгаза” Олег Дьяченко и начальник областного Пенсионного фонда Александр Косарев, которые раздавали гражданам коробки конфет, газовые баллоны и даже деньги.

Интерес облизбиркома вызвала агитационная кампания некоторых кандидатов, сопровождавшаяся беспрецедентными по масштабам акциями “благотворительности”.

Секретарь избирательной комиссии Федор Садчиков официально заявил, что движение средств на счетах всех кандидатов будет тщательно проверено. Можно предположить, что некоторых экс-кандидатов ждут неприятности.

По мнению председателя облизбиркома, одним из самых сложных случаев является обвинение в адрес заместителя главы администрации Самары по соблюдению законности и защите прав человека Олега Киттера в разжигании межнациональной вражды. Требование запретить выходцам с Кавказа занимать посты в муниципалитете и на госслужбе содержались в одной из его предвыборных листовок, а также в интервью корреспонденту газеты “Губернский вестник” [[3]].

Привлечь автора к ответственности будет нелегко, так как кандидат может отказаться от этих слов, утверждая, что предосудительная листовка была издана без его согласия, а газета исказила его высказывание.

Широко использовались в ходе предвыборной борьбы и анонимные агитационные печатные материалы.

Примером провокации с использованием анонимных листовок стал случай, произошедший в последний день перед выборами в Октябрьском избирательном округе Самары. Здесь были расклеены листовки с утверждением, что директор Дома печати Дмитрий Сивиркин якобы снял свою кандидатуру. Чуть позже эта же информация прозвучала и по телевидению. На спешно созванном заседании облизбиркома было решено опровергнуть ложное сообщение. Но после того, как опровержение прошло в телеэфире бегущей строкой, под ударом оказался сам избирком. Соперник г-на Сивиркина г-н Никологорский направил протест в прокуратуру, утверждая, что произошло нарушение закона: имя Сивиркина прозвучало в эфире в последние сутки перед голосованием, когда запрещена всякая агитация [[4]].

В Самаре не обошлось без происшествий и в день голосования. В 9 часов 35 минут неизвестный сообщил о том, что избирательный участок, расположенный в Доме печати, заминирован. Немедленно прибывшие на место представители спецслужб взрывных устройств не обнаружили. На этот раз не пришлось эвакуировать находившихся в здании людей.

Выборы СГД второго созыва журналисты поспешили окрестить “чиновничьими”. Тем не менее, не всем кандидатам данной категории улыбнулась фортуна.

Самой большой неожиданностью минувших выборов стал проигрыш команды тольяттинских муниципальных чиновников во главе с мэром С.Жилкиным. Сам Сергей Федорович допустил ряд серьезных тактических просчетов в ходе кампании и получил всего 12% голосов избирателей. Победу одержали представители “АвтоВАЗа” И.А.Барышников и Н.А.Ренц, депутаты первого созыва. Два соперника Сергея Жилкина на прошлогодних выборах мэра — Николай Уткин и Анатолий Степанов — победили в своих округах с заметным преимуществом.

Ставка мэра на скандальную кампанию оказалась неудачной. Напомним, что весьма широкий резонанс получили разоблачения по поводу утечки денег ВАЗа рубеж, от которых С.Жилкину вскоре пришлось публично отказаться. Местные СМИ, обвиненные в искажении слов мэра, словно по команде обрушили на него град разнообразных обвинений. Накануне выборов городская Дума поспешно внесла изменения в Устав Тольятти, позволяющие мэру баллотироваться. Однако депутаты роптали: Автоград подошел к декабрю с пустой казной. Вдобавок городские мусорщики, не получавшие жалования с сентября, объявили забастовку.

Еще один скандал разразился, когда первый заместитель мэра Виталий Зыков рассказал о финансовых злоупотреблениях своего начальника. С благословения мэра коммерсанты, выгребая из казны живые деньги, или вовсе их не возвращали, или расплачивались взаимозачетами, векселями, сомнительной ценности имуществом каких-то лопнувших фирм [[5]].

Провал тольяттинских чиновников дополнился поражением первого заместителя главы администрации Самары Олега Киттера, которого некоторые аналитики считали фаворитом в Безымянском округе Самары.

Зато главы администраций малых городов и сельских районов одержали убедительную победу. Теперь в Думе представлены мэры Самары, Сызрани, Новокуйбышевска, Отрадного, Жигулевска и глава Исаклинского района.

Итак, выборы показали все возрастающую активность представителей исполнительной власти. При этом мотивы участия большинства из них в избирательной кампании сводились к защите своих интересов при распределении средств областного бюджета.

1.2.1.    Цели кандидатов-мэров

С.Жилкин шел в Думу под лозунгом: “Нам нужны места в губернской Думе, и мы возьмем эти места!”. Тольяттинская мэрия выступила против консолидированного бюджета области, считая, что город-донор, дающий около 50% областного бюджета, должен иметь более справедливое распределение средств.

Однако, казалось бы, патриотическая позиция мэрии не встретила поддержку в городе, и прежде всего со стороны руководства ВАЗа. Победивший на выборах председатель Производственного совета АО “АвтоВАЗ” И.А.Барышников отличался более взвешенной позицией и заявлял, что Тольятти не может существовать в отрыве от интересов всей области, так как сегодня лишь Самара, Тольятти и Сызрань являются донорами, а стальные города и районы области — дотационные.

Глава Самары Георгий Лиманский обусловил свое участие в борьбе за депутатское место лишь фактом личного участия в выборах глав администраций других городов.

Георгий Сергеевич считает, что необходим закон об особом статусе Самары, который обеспечит городу достойное финансирование и решение многих социальных проблем. Мотив вхождения в Думу — участвовать в принятии важных решений, отстаивать интересы города. 28 процентов, получаемые городом от налогов, уплачиваемых им в областной бюджет, — дополнительный аргумент в пользу увеличения в облбюджете “доли” Самары.

Такая мотивация вхождения муниципальных служащих во власть косвенно говорит об определенном недоверии к тем службам и лицам в администрации области, которые составляют бюджет. Недостаточная прозрачность его статей, келейность при подготовке и предварительном обсуждении, отсутствие должного контроля за бюджетно-финансовой деятельностью обладминистрации — ключевые составляющие недоверия муниципальной исполнительной власти к областной. Нерешенность многих местных вопросов, отсутствие правовой защищенности побуждает этих лидеров лично проводить законотворческую и представительскую работу в Думе [[6]].

1.2.2.    Промышленники на выборах

В выборах участвовало значительное число промышленников. И, хотя руководители крупных производственных предприятий (за исключением ВАЗа) не получили мест в Думе, повышение их политической активности можно назвать отличительной чертой прошедшей кампании.

В последние годы директора предприятий уклонялись от публичной политики, считая главной задачей решение экономических проблем своих коллективов. Однако надежда на то, что законодатели без непосредственного участия промышленников будут отстаивать их интересы, не оправдалась. (Так, из 101 законодательного документа, принятого губернской Думой первого созыва, лишь 4 касались вопросов промышленности.) Для исправления ситуации руководители некогда могущественных предприятий двинулись в политику. Отсутствие достаточных средств для ведения агитации, а также весьма короткий срок, отпущенный на кампанию, не позволили им одержать победу.

На этом фоне нельзя не отметить триумф газовиков: кроме Г.М.Звягина, депутатами избраны также А.И.Кислов и О.Б.Дьяченко. Представители ТЭК, напротив, имели хорошую финансовую базу и заблаговременно подготовились к выборам. Они сумели договориться с некоторыми соперниками о снятии кандидатур в свою пользу. Таким образом был достигнут разумный компромисс работников сопредельных отраслей в Сергиевском округе.

1.2.3.    Общая характеристика нового депутатского корпуса

Из депутатов предыдущего состава свои места сохранили 10 человек. Напомним, что в Думу первого созыва было избрано всего четыре депутата распущенного облсовета. Спикер СГД первого созыва Леон Ковальский поставил своеобразный рекорд: его избирают депутатом третий раз подряд.

Практически неизменным остался и политический облик законодательного собрания. Взамен проигравшего депутата-коммуниста В.С.Грома избраны члены КПРФ В.В.Козленков (г.Самара) и Н.П.Малахов (г.Чапаевск). А вот ЛДПР, выставившая 13 кандидатов, не смогла провести ни одного. К неудачникам можно также отнести аграриев, которым достался только один мандат. Одни мандат — у НДР.

Таким образом, большинство депутатов, как и прежде, составят беспартийные профессиональные политики и хозяйственные руководители (среди последних явное преимущество за представителями топливно-энергетического комплекса). По мнению губернатора, это не предвещает каких-либо осложнений в отношениях между двумя ветвями власти.

Качественный анализ состава нового депутатского корпуса дает основания полагать, что как минимум 20 из 25 избранных парламентариев можно занести в актив губернатора. Эти люди гарантированно станут его опорой при решении в Думе каких-либо принципиальных вопросов, что, конечно, не исключает возможности лоббирования ими и других интересов.

Лишь четыре человека, судя по предвыборным лозунгам, составят как бы оппозицию: это коммунисты Валерий Козленков, Николай Малахов, аграрий Павел Павлов и, возможно, Наталья Боброва — с одной стороны, человек вполне демократических убеждений, но с другой — избравшаяся при поддержке левого движения “За социальную справедливость”. Мэр Самары Лиманский вряд ли станет сторонником губернатора, но в то же время маловероятно, чтобы он предпринял попытки оппонировать областной исполнительной власти в одиночку.

Отсутствие среди депутатов непримиримых противников губернатора составляет самое серьезное отличие новой губернской Думы от ее предшественницы. В составе вполне карманного парламента первого созыва все же был, по крайней мере, один стойкий оппозиционер — коммунист Владимир Гром, подвергавший критике все без исключения законопроекты, предложенные обладминистрацией [[7]].

1.3.    Первые заседания Самарской губернской Думы

Председателем СГД единогласно и без выдвижения альтернатив был избран Л.Ковальский. Можно предположить, что определенную роль в решении первого заседания обновленной Думы сыграла прошедшая накануне пресс-конференция Констатнтина Титова, прямо заявившего, что как губернатору ему было бы значительно проще работать именно с Ковальским, с которым за три года пребывания последнего в должности спикера СГД они пришли к полному взаимопониманию.

Заместителями председателя СГД по предложению Л.Ковальского единогласно избраны Николай Уткин — вице-мэр г.Тольятти, депутат губернской Думы первого созыва (ранее возглавлявший бюджетный комитет) и Людмила Дурова — заместитель начальника управления социальной защиты населения администрации Самарской области.

Состоялось организационное заседание Самарской губернской Думы, на котором решался вопрос о составах комитетов. В СГД первого созыва их было шесть. При этом каждый из депутатов в соответствии с законом мог работать в двух с правом голоса. Практически же каждый участвовал в деятельности всех комитетов, но уже на правах совещательных.

Некоторые вновь избранные депутаты попытались изменить число комитетов, но ”старожилам” удалось сохранить статус кво.

На этом заседании СГД утвердила состав следующих комитетов:

1. По бюджету, финансам и налогам (председатель Н.Уткин).

2. По местному самоуправлению (А.Белоусов).

3. По сельскому хозяйству и продовольствию (П.Павлов).

4. По вопросам промышленности, строительству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, экологии (Г.Звягин).

5. По здравоохранению, образованию, социальной политике и защите прав граждан (Н.Ренц).

Вопрос о формировании законотворческого комитета остался нерешенным, его ждет повторное обсуждение [[8]].

2.    ПРИНЯТ БЮДЖЕТ-98

На заключительном заседании Самарской губернской Думы первого созыва впервые за всю постсоветскую историю области закон о бюджете был принят за месяц до наступления нового финансового года. Можно предположить, что определяющим фактором при этом стало стремление обладминистрации принять закон со “старыми” депутатами, известными своей лояльностью к губернатору.

На заседаниях согласительной комиссии, образованной сразу после принятия бюджета в первом чтении, работники обладминистрации вынуждены были согласиться с пожеланиями депутатов по целому ряду пунктов.

В отличие от бюджета-97, названного “социальным”, бюджет-98 охарактеризован его авторами как “реальный”. Его дефицит составит лишь 5,7% от общего числа расходов. Уменьшение дефицита достигается благодаря прогнозируемому увеличению доходов. Поводом для оптимизма может служить рост промышленного производства и активизация работы с неплательщиками.

В бюджет заложена и новая для региона схема покрытия дефицита — через заимствования. Только еврооблигационный заем должен, по прогнозам, принести в декабре 350-400 млн. долларов, что с лихвой перекрывает имеющийся “минус”. Именно эти средства пойдут на реализацию инвестиционных проектов на возвратной основе и обеспечат, по словам директора департамента по финансам обладминистрации Вячеслава Аронина, ”инвестиционный прорыв” в экономике области.

Основные параметры областного бюджета 1998 года (в ценах 1997 года): доходы областного бюджета — 5,3 трлн. (в 1997 — 3,9 трлн.); расходы — 5,6 трлн. (в 1997 — 4,5 трлн.); доходы консолидированного бюджета области — 10,08 трлн. (в 1997 — 9 трлн.); расходы консолидированного бюджета — 10,7 трлн. (в 1997 — 10,5 трлн.); дефицит бюджета установлен на уровне 5,7% от общего объема расходной части бюджета (в 1997 — 15%) [[9]].

3.    КОЛЛЕГИЯ ОБЛАДМИНИСТРАЦИИ

На коллегии администрации области было принято решение создать на территории одного из самых экономически депрессивных районов области — Похвистневского — особую экономическую зону.

Об этих намерениях было заявлено еще год тому назад, но лишь теперь областной департамент по экономике представил проект положения об ОЭЗ. Согласно документу, экономику Похвистнево можно вывести из кризиса, обеспечив льготный режим налогообложения его предприятиям, а также форсировав интеграцию города и района в единый экономический организм.

Сегодня Похвистнево имеет одно градообразующее предприятие — подразделение АО ”Самаранефтегаз”. Постоянный спад нефтедобычи ведет к росту безработицы и общему ухудшению экономической ситуации в городе и районе.

Предполагается, что инвестиционные проекты, представленные в органы управления особой экономической зоны, позволят снизить зависимость экономики города от нефтедобычи и использовать имеющиеся трудовые и лесные ресурсы.

Представленный на коллегию проект постановления об особой экономической зоне не был утвержден, так как, по мнению Константина Титова, в нем отсутствовал ряд важных пунктов. В частности, до сих пор не определено, какие именно налоговые льготы должны получить резиденты экономической зоны. Департаменту экономики предложено разработать конкретный нормативный документ на эту тему в трехмесячный срок. Одним из важных его пунктов должна стать система управления особой экономической зоной [[10]].

4.    СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В ГУБЕРНИИ

В начале декабря в Самаре проходил Всероссийский семинар-совещание “Об опыте работы администрации Самарской области по реализации Указа Президента РФ от 14.05.96 г. №712 “Об основных направлениях государственной семейной политики”. Поучиться опыту самарских сотрудников “семейного комитета” прибыли их коллеги из многих городов России — около шестидесяти регионов страны прислали своих представителей на этот семинар. В форуме принимала участие и представитель Президента России депутат Государственной Думы Екатерина Лахова.

Собравшиеся заслушали выступления губернатора К.А.Титова и председателя областного комитета по вопросам семьи, материнства и детства Г.И.Гусаровой.

Семейная политика в области реализуется через специально созданную структуру — областной комитет по вопросам семьи, который существует уже пять лет. Сегодня имеется сеть специализированных учреждений для детей и родителей. Каждый самарский житель вправе обратиться туда со своей проблемой, и ему не откажут. А помощь оказывается большая: бесплатные путевки для детей из малообеспеченных семей, лечение детей-инвалидов и их родителей на курорте “Сергиевские минеральные воды”, пособия приемным семьям на опекаемых детей-сирот, реабилитационные центры для малышей, имеющих тяжелые заболевания. Ведется масштабная работа по устройству детей-сирот в благополучные семьи. В последние годы закрыты два детских дома и один дом ребенка. Благодаря работе самарского Центра усыновления уже около двух тысяч малышей обрели семьи.

В Самарской области стали принимать новые законы и программы, выделять на них деньги. Впервые в России стали покупать круглым сиротам квартиры (на эти цели местные власти расходуют около трех миллиардов рублей ежегодно), передали функции по выплате “детских” пособий в систему социальной защиты и не имеют долгов, нет очередей на усыновление и т.д.

Таким образом, в настоящее время область является для всей России образцом в отношении благополучного решения многочисленных семейных проблем [[11]].

Заслуги К.А.Титова в этой области в последние дни уходящего года были отмечены президентом России.

5.    ВИЗИТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСТЕЙ

В декабре Самару и Тольятти посетила делегация правительства Финляндии во главе с послом этой страны в России Маркусом Люра. Визит носил ознакомительный характер.

Губернатор К.А.Титов попытался убедить гостей в том, что область является одной из немногих в России, куда можно выгодно и безопасно вкладывать деньги. Он подчеркнул, что защита инвестиций является приоритетом политики областной администрации, вкладывающим в губернию деньги предоставляются налоговые льготы. Глава обладминистрации назвал социально-экономическую ситуацию в области “достаточно стабильной”, напомнив о наметившемся в регионе росте производства. “Мы строим капитализм и не скрываем этого, — заявил губернатор гостям, — но мы еще только в начале пути”.

В мае 1998 года в Самаре пройдет форум “Финский бизнес-98”, участвовать в котором изъявили желание более сотни компаний. Это мероприятие должно способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества региона с Финляндией и выправить имеющийся сегодня дисбаланс во внешней торговле. Г-н Титов привел цифры, удивившие многих: за первое полугодие 1997 года объем экспорта из Самарской губернии в Финляндию составил 180 млн. долларов, в то время как товаров оттуда ввезено всего на 8 миллионов долларов [[12]].

В немецком национально-культурном центре “Надежда” прошел учредительный съезд делегатов немецких общин нашей губернии. В его работе приняли участие 34 делегата. Было объявлено о создании Самарской областной автономии немцев. Съезд самарских немцев был приурочен к Всероссийскому учредительному съезду по созданию Федеральной национально-культурной немецкой автономии [[13]].

С 16 по 18 декабря впервые в Самаре прошло заседание межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. Комиссия была сформирована еще в 1992 году для объединения усилий двух стран в разрешении проблем российских немцев. То, что Самара стала местом проведения девятого заседания комиссии, свидетельствует о ее растущей роли в политико-экономической жизни страны и успешном соперничестве за лидерство в Поволжье.

На заседании присутствовали уполномоченный правительства ФРГ по делам переселенцев Хорст Ваффеншмидт и министр РФ по делам национальностей Вячеслав Михайлов. Самару представлял первый вице-губернатор Юрий Логойдо.

На итоговой пресс-конференции руководители делегаций отметили, что главной задачей сотрудничества двух стран остается борьба за сохранение этноса российских немцев. Серьезный поворот в ее решении связан с тем, что интерес к немецкому “возрождению” и серьезную инициативу стали проявлять руководители регионов.

Уже несколько лет Самарская губерния проводит целенаправленную политику поддержки немецких переселенцев, строятся деревни, создается инфраструктура. По информации г-на Логойдо, всего с начала реализации этой программы уже освоено более 30 млрд. рублей. А в бюджете-98 под нее заложены 13 млрд. рублей. Предусмотрено выделение под проекты поддержки российских немцев 75 млн. марок из бюджета ФРГ.

В ходе заседания комиссии обсуждался вопрос о создании немецких национальных районов на Волге. При всей осторожности оценок, были отмечены определенные сдвиги: интерес к созданию нацрайонов проявляют не только руководители, но и население. А это свидетельствует о том, что происходит психологический перелом по отношению к проблеме [[14]].



Источники

[1]. Волжская коммуна. — Самара, 1997. — 9 декабря. — №268. — С. 1.

[2]. Киселев В. Выбор сделан // Самарская газета. — Самара, 1997. — 9 декабря. — №185. — С. 1.

[3]. Подлесова И. Чиновник по правам человека считает, что права кавказцев надо ограничить // Губернский вестник. — Самара, 1997. — 5 декабря. — №49. — С. 5.

[4]. Самая громкая избирательная кампания завершилась // Самарское обозрение. - Самара,1997. — 8 декабря. — №49. — С. 2.

[5]. Субботин Г. С.Жилкин во власти не жилец? // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — 5 декабря. — №266. — С. 1.

[6]. Деревякин Г. В демократию — шагом, шагом... // Самарская газета. Самара, 1997 — 17 декабря. — №188. — С. 4.

[7]. Перла А., Лебедев В. Единогласие // Самарское обозрение.Самара, 1997. 15 декабря. — №50. — С. 2-3.

[8]. Волжская коммуна.Самара, 1997. — 17 декабря. — №272-273. — С. 1.

[9]. Перла А. Новой губернской Думе не оставили наследства // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 8 декабря. — №48. — С. 4.

[10]. Перла А. Похвистнево попадает в “особую зону” // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 15 декабря. — №50. — С. 4.

[11]. Бледнева М. В семейной политике мы впереди России всей // Самарская газета. — Самара, 1997. — 4 декабря. — №183. — С. 1.

[12]. Афанасьев С. Финнам сказали, что мы строим капитализм // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 15 декабря. — №50. С. 4.

[13]. Волжская коммуна. Самара, 1997. — 9 декабря. — №268. — С. 1.

[14]. Ланге К. В Самаре думали про российских немцев // Самарское обозрение. Самара, 1997. — 22 декабря. — №51. — С. 3.