Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов *

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1997 года

1.    Власть

1.1.    Закон “О земле” и “новая региональная идеология”

В декабре 1997 года в жизни Саратовской области впервые за весьма продолжительное время отсутствовало какое-либо центральное событие, превращаемое в пропагандистскую доминанту. Декабрь стал месяцем своеобразного подведения итогов. Поэтому весьма закономерно, что именно теперь саратовский губернатор Дмитрий Аяцков позволил себе поднять вопрос о “новой региональной идеологии”.

Произошло это 6 декабря, когда под председательством губернатора в областном правительстве состоялось совещание с участием членов этого правительства, глав администраций районов, руководителей крупнейших промышленных предприятий, ректоров вузов и т.д. Встреча носила название “О ходе реализации Закона саратовской области “О земле” (закон вступил в силу, кстати сказать, 4 декабря).

Центральным событием мероприятия стало выступление губернатора, в котором и прозвучали слова о той идеологии, которая должна стать фундаментом деятельности его команды. Назвав ее основой региональный закон “О земле”, Дмитрий Аяцков затронул и некоторые практические аспекты “новой идеологизации”. Впрочем, названные им приемы выглядели для советского человека весьма знакомо. Как выразился губернатор, “нужно довести идеологию до каждого”. Для этого предполагается создать еще более мощную, чем уже имеющаяся, пропагандистскую машину, включающую в себя, в частности, структурную вертикаль. Как заметил Аяцков, министерство информации с этой задачей не справилось. Хотя “Кузьмин (министр информации и печати области. — Д.Ф.) хороший, порядочный человек, но нужен другой подход”. “И скоро вы узнаете об изменениях”, — сказал губернатор.

В контексте этого заявления губернатор выразил неудовольствие тем, что в области еще есть руководители, которые сидят под портретами Ленина и красными флагами, и предложил таким ехать в другие регионы. “Каждый, кто проповедует социализм и коммунизм и сидит под портретом Ленина, работать не будет”, — заключил он. Попутно Дмитрий Аяцков высказал еще две сентенции, дополнительно раскрывающие существо декларируемой им идеологии власти: “Демократия кончается тогда, когда опускаешь бюллетень в урну” и “От феодализма в сельском хозяйстве — к социальному капитализму”.

Завершая разговор, губернатор заявил: “В губернии сделан революционный шаг, хватит ходить по кругу, прошли времена списывания долгов. Хватит крестьянину стоять на коленях в драных штанах, показывая прелести. Нужен класс собственников. Да, будут и батраки, но они будут ездить на наших авто. А чтобы закон “О земле” заработал — нужно желание”.

1.2.    Бюджет

1.2.1.    Меры к исполнению бюджета 1997 года

Как всегда, в конце года в центре внимания саратовских органов власти оказались бюджетные проблемы. Экстренные меры были приняты для того, чтоб выправить печальное положение областного бюджета-97 путем привлечения в него дополнительных доходов и тем самым обеспечить погашение задолженности по оплате труда работников организаций, финансируемых из этого бюджета.

Губернатор отдал министерству собственности и банкротства области распоряжение — до 1 января разработать и представить два пакета предложений: один — по приватизации объектов госсобственности области, включая продажу закрепленных за нею пакетов акций и передачу вышеуказанных объектов в залог коммерческим организациям под кредитование ими бюджета, второй — по продаже и передаче в аренду на конкурсной основе нежилых помещений, являющихся собственностью области и не используемых по прямому назначению бюджетными организациями.

Кроме того, областным министерствам и комитетам в течение трех месяцев предстоит разработать совместно с предприятиями, которые находятся в тяжелом финансовом положении и имеют крупные задолженности перед областным бюджетом, проекты по реструктуризации их долгов. Министерство собственности и банкротства рассмотрит вопрос о применении процедуры банкротства к предприятиям, не приступившим к реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, а министерство ЖКХ до 1 января должно было разработать мероприятия по снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг. Министерству торговли области дано отдельное распоряжение — усилить контроль за выполнением распоряжения губернатора “Об упорядочении реализации алкогольной продукции”, изданного в январе 1997 года.

Наконец, всем областным министерствам и ведомствам, а также главам муниципальных образований предписано обеспечить приобретение продукции для государственных, областных и муниципальных нужд исключительно на конкурсной основе.

1.2.2.    Областной бюджет — 98

В повестку дня шестого заседания Саратовской областной думы, состоявшегося 19 декабря, было внесено 13 вопросов. Основным из них стало рассмотрение в первом чтении проекта закона “Об областном бюджете на 1998 год”. В процессе слушаний стало ясно, что трудности текущего года мало чему научили авторов проекта. Бюджет вновь предлагалось принять бездефицитным. Величина его была определена в 2 715 308,3 тыс. руб. Формирование доходной части должно происходить в основном за счет налогов (1 659 791,3 тыс. руб.). На втором месте трансферты (700 000,0 тыс. руб.). Неналоговые доходы составят 295 296,0 тыс. руб.

В строках расходной части средства распределены следующим образом:

1. Социальная политика — 237 767,2 тыс. руб.

2. Сельское хозяйство и рыболовство — 230 323,8 тыс. руб.

3. Здравоохранение и физическая культура — 212 632,0 тыс. руб.

4. Государственное управление — 127 344,4 тыс. руб.

5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика — 120 003,7 тыс. руб.

6. Промышленность, энергетика и строительство — 84 888,3 тыс. руб.

7. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности — 66 970,5 тыс. руб.

8. Культура и искусство — 52 555,0 тыс. руб.

9. Образование — 49 621,0 тыс. руб.

10. Охрана окружающей среды и ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия — 46 128,6 тыс. руб.

11. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий — 7338,2 тыс. руб.

12. Средства массовой информации — 5565,0 тыс. руб.

13. Жилищно-коммунальные хозяйства — 4465,9 тыс. руб.

14. Прочие расходы — 55 067,7 тыс. руб.

При обсуждении проекта выступавшему с основным докладом по этому вопросу областному министру финансов Павлу Большеданову депутатом Думчевым (руководителем ЖКХ Саратова) был задан вопрос по поводу заложенного в проекте бюджета двукратного (по сравнению с 1997 годом) сокращения расходов на обслуживание жилищно-коммунальной сферы Саратова (по словам Думчева, реальная цифра должна равняться 700 млн. руб.). Думчев спрашивал о том, где взять дотации на покрытие остальных расходов, но ответа не получил.

В этой связи, кстати, становится все менее ясным, каким же это образом областные власти собираются претворять в жизнь заявление губернатора, будто осуществление реформы ЖКХ не ударит по карману граждан области (потолком расходов была указана сумма в 30% от дохода семьи; сейчас эта доля в Саратове составляет 26%).

После обсуждения проект бюджета приняли в первом чтении, а для его проработки была создана согласительная комиссия, которая, учтя замечания депутатов, должна была вынести проект на обсуждение во втором чтении 26 декабря.

26 декабря депутаты единогласно приняли в целом бюджет 1998 года. О результатах работы согласительной комиссии рассказал Павел Большеданов. По его словам, было учтено 80% предложений, высказанных на предыдущем заседании облдумы. В итоге произошло увеличение доходной части бюджета — за счет пересмотра налогооблагаемой базы. А именно: было принято решение изъять в виде поступлений в бюджет недоимку, составившую на конец года триллион рублей, и обязать муниципальные образования погасить ее. Кроме того, удалось дополнительно найти еще 415 млрд. руб. Где именно нашли — докладчик не сказал.

И все же, несмотря на предпринятые меры по увеличению доходной части, в целом депутаты удовлетворения не испытали. В прениях прозвучало много риторических вопросов по поводу скудости бюджета, который, как оказалось, не превышает 67% от уровня нынешнего года (без учета трансфертов). И ответы министра (“мы погасим задолженность по зарплате”; “мы шли не от потребности, а от возможностей”) не убедили, кажется, никого.

Наиболее резко высказался по поводу бюджета мэр Саратова Юрий Аксененко, высказавший недоумение по поводу того, что для работы в согласительной комиссии по поправкам, предложенным депутатами на предыдущем заседании думы, не были приглашены представители областного центра. При этом после работы комиссии положение города ухудшилось по сравнению с текущим годом. “А мы, — сказал мэр, — просили всего-навсего сохранить цифры 1997 года. Но этого не случилось”.

По словам Аксененко, в окончательном варианте доля “живых” денег, предусмотренных бюджетом области для Саратова, уменьшилась в 1998 году на 35%. И это в обстоятельствах, когда есть задолженность коммунальщикам (56 млрд. руб.) и когда на город “повесили” в качестве долга кредит, взятый на окончание строительства домов ЖСК. Мэр также утверждал, что министр финансов вводит в заблуждение депутатов, говоря, что снижение доли Саратова связано, в частности, с переводом милиции на обеспечение из областного бюджета — в 1997 году город уже не финансировал ее. На это министр Большеданов, правда, возразил, что его информация касалась сравнения двух чтений бюджета, а финансирование милиции забрали не из Саратова, а из районов.

Сомнения депутатов в жизнеспособности бюджета в обобщенном виде сформулировал вице-губернатор Вячеслав Володин, подчеркнувший, что пока лица у бюджета нет, но он — стратегия на весь год, а дума и правительство должны взять на себя ответственность за его исполнение.

1.3.    Областное правительство и губернатор

1.3.1.    Заседание 11 декабря. Война с таможней

11 декабря центральным вопросом очередного заседания правительства Саратовской области стало утверждение программы приватизации государственного имущества области в 1998 году. Представлявший ее заместитель председателя областного правительства, министр собственности и банкротства Николай Владимиров сообщил: несмотря на то, что объектов приватизации в области осталось уже совсем немного, в будущем году все же планируется получить за счет их передачи в частные руки около 39 млрд. руб. Среди предназначенных к приватизации объектов такие крупные, как ПО ”Корпус”, Еланский племенной конезавод, завод “Медтехника”, а также едва ли не все основные объекты птицепрома области. Особо Владимиров коснулся приватизации Саратовского государственного проектного института (где в настоящее время арендует помещение обком КПРФ) и института “Приволжскагропромпроект”. Он выразил возмущение тем обстоятельством, что многие институты, пройдя приватизацию, занимаются сдачей в аренду своих площадей и “хорошо живут” за счет этого. В случае с двумя упомянутыми учреждениями областное руководство не намерено допускать подобного развития событий. Решено, что первый из двух институтов получит в собственность не более двух этажей занимаемого здания, а остальное перейдет в госсобственность Саратовской области (уже давно ведутся разговоры о том, что и это здание станет местом дислокации структур областного правительства, постоянно расширявшего в 1997 году используемые площади — Д.Ф.); что же касается “Приволжскагропромпроекта”, то здесь вообще планируется провести приватизацию только имущества — тем более, что сейчас проходит отселение института. Сама же новая программа предполагает некоторые изменения в практике приватизации. Так, например, инвестиционные конкурсы будут заменены на коммерческие с инвестиционными и социальными условиями.

Но гораздо более остро протекало обсуждение вопроса о совершенствовании таможенного контроля на российско-казахстанской границе, докладчиком по которому выступил начальник саратовской таможни Борис Хорошилов.

Хорошилов рассказал о весьма плачевном состоянии двух обслуживающих границу со стороны Саратовской области таможенных постов — в Озинках и Александровом Гае. По его словам, необходимо срочное принятие мер по их надлежащему оснащению и благоустройству, что ускорит движение товаров и транспортных средств через границу. Он также сообщил, что выходил на федеральное руководство ГКТС с предложением о строительстве еще одного поста в Перелюбском районе — его обещано создать в 1998 году, но уверенности в простом решении этой проблемы нет.

Однако все просьбы таможни натолкнулись на крайне неприязненную реакцию губернатора, который отметил, что из 230 млрд. руб., ставших за минувший год финансовым результатом работы таможни в области, ни копейки не попало в областной бюджет (все эти средства поступили в бюджет федеральный). На этом основании губернатор назвал таможню “клещом, пьющим кровь области” и заявил, что ей “не выгодно заниматься нашей границей”. С другой стороны, он обвинил таможенников в том, что они не обеспечивают надлежащий контроль за прохождением через границу наркотиков, оружия и т.п. (действительно, итоги их работы, приведенные Хорошиловым выглядят довольно бледно — за год задержано 7 единиц оружия, 18,375 кг марихуаны, 54 кг ядовитых веществ (фенола), а также психотропные вещества: 22.812 таблеток, 1.560 ампул, 1.143 сильнодействующих лекарственных препаратов). Дмитрий Аяцков также заявил, что таможенники не участвуют в выполнении поручений, данных Президентом РФ в ходе его визита в Саратовскую область. Резюмируя, он сообщил, что на ближайшей встрече с Виктором Черномырдиным он намерен “жестко ставить вопрос” об этом.

В конце концов, губернатор предложил перенести рассмотрение вопроса о совершенствовании таможенного контроля на более поздний срок — пригласив для участия в нем специалистов из федерального Центра. “Вопрос не готов!” — заявил Аяцков.

Рассматривался и вопрос о государственном областном облигационном займе, величину которого облдума определила в триллион рублей. Перед членами правительства выступили представители компании “Альфа-капитал”, которая выиграла конкурс с участием еще шести претендентов (в том числе “Российского кредита”), предложив области такие выгоды, как организация за счет “Альфа-капитала” рекламной кампании и использование местных инфраструктур. Представляли компанию управляющий Алексей Калинин и президент летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза генерал Алексей Леонов. Их выступления были восприняты участниками заседания с заметным одобрением.

Наконец, в разделе “Разное” члены правительства заслушали информацию о подготовке области к деноминации российского рубля и утвердили перечень вопросов, которые будут обсуждаться на заседаниях правительства в I квартале будущего года.

1.3.2.    Заседание 25 декабря. Провал министерства недропользования

25 декабря состоялось последнее в 1997 году заседание правительства Саратовской области, в ходе которого предполагалось рассмотреть два вопроса — “О мерах по повышению эффективности использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Саратовской области” и “О положении дел, связанных с оказанием ритуальных услуг в области”.

Однако слушание первого из них фактически сорвалось в связи с отсутствием министра нефти, газа и недропользования области Владимира Константинова, который должен был выступить с докладом (причина его отсутствия прямо названа не была, однако можно было сделать вывод, что перед началом заседания министр почувствовал себя плохо). Не смог выступить и первый его зам. В результате с докладом выступил представитель министерства Владимир Морозов, сообщивший немало интересного о состоянии и перспективах разработки недр области, особенно много внимания уделив нефти и газу, но не сумевший ответить на первый же вопрос — об экономическом эффекте предлагаемой программы. В итоге губернатор в очередной раз заявил, что “вопрос не готов”. Произошедшее он прокомментировал фразой: “У одного резко закружилась голова от поездки за границу или от очередной взятки, у другого голова не работает, у третьего вообще не знаю...” Дальнейшие слушания, после нелицеприятной критики деятельности министерства, были прекращены и перенесены на март, когда к ним будет привлечен широкий круг ученых и специалистов. Конфуз еще более усугубило то обстоятельство, что на заседании присутствовал российский министр недропользования г-н Десятников.

Таким образом, центральным оказался вопрос о ритуальных услугах. С докладом выступил начальник соответствующего управления министерства ЖКХ Геннадий Солод. Коснувшись состояния дел в похоронной сфере — как было подчеркнуто на заседании, эта тема никогда ранее на таком уровне не обсуждалась — он рассказал о имеющихся проблемах. Сейчас ритуальные услуги предлагает целый ряд фирм и организаций, многие из которых не имеют нужного опыта, не соблюдают существующие технологии, работают в неприспособленных помещениях. В результате гражданам приходится терпеть немало издержек. Немало проблем и на кладбищах, которых, по словам Солода, в области 1 400: большинство из них лишено ограждений, подъездных путей и освещения, не благоустроено; лишь на некоторых имеются или строятся часовни. Для решения проблем Солод предложил создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела, приобретать необходимый транспорт; в Энгельсе, Балашове, Калининске, Красноармейске, Степном и Татищеве назрела необходимость открытия новых кладбищ. Отметил Солод и имеющиеся успехи — разработана методическая литература, проводятся консультации, начата работа по лицензированию похоронной деятельности, разработана проектно-сметная документация по строительству кладбища в Энгельсе с учетом возможного переоборудования части помещений под крематорий (относительно кремирования было сказано, что предпринимаются усилия к его внедрению в нашей области, но пока этот вопрос еще не решен). В Саратове продолжается строительство Елшанского кладбища, где ныне воздвигается часовня; часовни строятся также в Балашове, Красноармейске и Энгельсе. Вниманию присутствующих был предложен и календарный план мероприятий на будущий год.

Затем слово было предоставлено депутату областной думы, начальнику саратовского департамента ЖКХ Николаю Думчеву и ряду других участников заседания. Они затронули еще некоторые проблемы, существующие в ритуальной сфере — необходимость обеспечения доступности погребальных услуг, существование задолженности по “похоронным” пособиям, плохая охрана кладбищ, скверное содержание могил даже наших знаменитых земляков. В конце концов губернатор поручил Солоду подготовить постановление с учетом всех сделанных замечаний и пообещал после этого подписать его.

Завершилось заседание заслушиванием информации о ликвидации в области медицинских вытрезвителей (о которой губернатор накануне заявил на всю страну в передаче НТВ “Герой дня без галстука”), с которой выступил председатель областной комиссии по правам человека Александр Ландо. Несмотря на некоторую дискуссию, возникшую после его выступления, губернатор вновь повторил, что медвытрезвители в области предстоит ликвидировать.

1.3.3.    Ликвидация медвытрезвителей

В отсутствии громких событий, занимающих внимание жителей области и привлекающих к ней внимание федерального Центра и соседних регионов, в самом конце декабря саратовским губернатором было предпринято нечто вроде попытки компенсировать это упущение. 24 декабря в передаче НТВ “Герой дня без галстука” на всю Россию прозвучало его заявление о ликвидации в области системы медицинских вытрезвителей. А утром следующего дня “Доброе утро”, повторив эту сенсационную новость, назвало даже стоимость услуги, которая будет взиматься “Службой помощи” за доставку чуть тепленьких граждан к их чадам и домочадцам для вытрезвления — 100 деноминированных рублей.

Однако все попытки журналистов, связавшись с правоохранительными органами, выяснить, каким будет механизм этой работы и что представляет собой его правовая база, не увенчались успехом. Работники милиции отвечали, что им ничего не известно на этот счет, кроме того, что ныне существующий штат системы вытрезвителей будет сохранен. Ожидалось, что все прояснится буквально на днях. Одновременно появились панические слухи. Например, возник вопрос о том, каким образом “Служба помощи” будет доставлять по месту жительства тех, кто уже не способен назвать свой адрес? Легко предположить, что таковые будут оставлены замерзать на снегу. Интересен и ответ на вопрос о том, каким образом будут взиматься деньги за оказанную услугу. Многие предполагают, что ныне существующая практика “захвата” слегка подвыпивших и прилично выглядящих граждан с целью обеспечения плана лишь расширится.

Вопрос об этой экзотической реформе, как уже было сказано выше, был поднят на заседании правительства Саратовской области. При этом сложилось впечатление, что если не все члены правительства, то, по крайней мере, значительная часть из них узнали о нововведении из телепередач. Дабы подробнее осветить ситуацию, слово было предоставлено председателю областной комиссии по правам человека Александру Ландо.

Тот сообщил, что само существование системы вытрезвления в ее нынешнем виде противоречит статье 22 Конституции РФ, ибо предполагает несанкционированное лишение граждан свободы на срок до 24 часов. Затем прозвучали негативные оценки технической стороны работы упомянутой службы. По словам Ландо, степень опьянения сплошь и рядом определяется ее медицинскими сотрудниками “на глазок”, от чего часто страдают люди, того не заслуживающие. Было рассказано и об итогах социологических опросов, проводившихся Поволжской академией госслужбы. По словам Ландо, 46% опрошенных заявили, что лично были свидетелями незаконных препровождений в вытрезвитель. Идея же губернатора с заменой “препровождений” на доставку нетрезвых граждан домой и последующей оплатой ими этой услуги (точная сумма на заседании названа не была, но характеризовалась как крупная) понравилась 60%. Выступающий подчеркнул, что все названные новшества не относятся к нарушителям порядка — их следует задерживать и помещать с остальными правонарушителями в изолятор временного содержания. Он также сообщил, что период, когда вытрезвители себя успешно кормили, все равно миновал — ныне задолженность по недоимке составляет здесь более 6 млрд. руб.

Александру Ландо попытался оппонировать заместитель секретаря областного совета безопасности Александр Косыгин, призвавший не вводить участников заседания в заблуждение и заступавшийся за медработников медвытрезвления — те, по его словам, являются квалифицированными специалистами и регулярно повышают свой уровень, а потому следует тщательно позаботиться об их будущем, например, просто передав в подчинение Минздраву. Кроме того, он подчеркнул, что в обычный изолятор временного содержания пьяных помещать нельзя — там место лишь трезвым правонарушителям — и нужно подумать о том, куда их все-таки девать.

Приводились и другие контраргументы, но губернатор, выслушав их, остался при своем мнении и все так же решительно заявил, что медвытрезвители следует не реформировать, а ликвидировать, создав вместо них некую альтернативную систему.

1.3.4.    Высший экономический совет при губернаторе

Новая структура была создана в декабре при губернаторе Саратовской области — Высший экономический совет. В функции этого органа входят разработка и реализация основных направлений социально-экономического развития области, оперативного рассмотрения и подготовки решений по вопросам экономических преобразований и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Губернатор сам возглавил эту новую структуру, заместителем его стал вице-губернатор Вячеслав Володин, а ответственным секретарем совета назначен Станислав Прокофьев, заместитель областного министра экономики и инвестиционной политики, начальник управления экономических реформ и финансовой политики.

Помимо значительного числа замов и первых замов председателя областного правительства, а также других высокопоставленных государственных чиновников, в совет вошли Юрий Колесников (председатель правления Саратовского банка Сбербанка России), Вадим Крючков (заведующий лабораторией Института социально-экономических проблем развития аграрно-промышленного комплекса РАН), Владимир Южаков (ректор Поволжской академии государственной службы, депутат областной думы), Владимир Динес (и.о. ректора Саратовской государственной экономической академии), Юрий Зеленский (председатель правления муниципального ипотечного банка “Радоград”), Нина Тихонова (президент Поволжской инвестиционной компании), Александр Удалов (директор некоммерческого партнерства “Саратовская фондовая биржа”), Владимир Давыдов (президент Саратовской губернской Торгово-промышленной палаты, депутат областной думы), Федор Шимчук (генеральный директор ОАО ”Нефтемаш-Сапкон”), Александр Либерман (генеральный директор ОАО ”Саратовстекло”).

1.4.    Областная дума

1.4.1.    Заседание 5 декабря

5 декабря Саратовская областная дума провела очередное заседание. Повестка дня, состоявшая из 28 пунктов, была рассмотрена полностью. Единственным подвергшимся реальному обсуждению оказался вопрос “О поддержке создания мощностей по производству легковых автомобилей”. Однако возражения депутатов касались не существа этого вопроса, а того, что не было проведено его обсуждение в комитетах, да и самих документов по нему никто не видел. И все-таки выступившему первому заместителю председателя правительства области Владимиру Кайлю удалось убедить депутатов, что время дорого, так как в Балакове уже ждут комплектующие для сборки 10 500 автомобилей фирмы “Хендай”. А представитель таможни подтвердил, что все необходимые документы на получение необходимых таможенных льгот готовы (именно отсутствием этих льгот депутаты мотивировали свой отказ выделить налоговый кредит балаковским автосборщикам кредитованием при рассмотрении вопроса об этом на предшествовавшем заседании).

Остальные вопросы были рассмотрены в ускоренном темпе. Среди принятых документов — законы “О потребительском рынке” (в первом и во втором чтениях), “Об отмене Закона Саратовской области “О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Саратовской области” (в первом и во втором чтениях), “Об автомобильных дорогах Саратовской области” (в первом чтении), “О здравоохранении Саратовской области” (в первом чтении), “О правовых актах органов государственной власти Саратовской области” (в первом и во втором чтениях), “О внесении изменений в Закон Саратовской области “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Саратовской области” (в первом и во втором чтениях). Последний был принят в соответствии с решением Саратовского областного суда.

Были приняты к рассмотрению: проект Закона Саратовской области “Об областном бюджете на 1998 год” и протест облпрокуратуры на закон Саратовской области “О целевом сборе с реализации нефти, нефтепродуктов и электроэнергии на территории Саратовской области”.

Депутаты также утвердили перспективный план подготовки нормативных актов Саратовской областной думы на 1998 год, приняли Положение о специальном (резервном) фонде думы, утвердили перечень государственных учреждений федеральной формы собственности, предлагаемых к передаче в государственную собственность Саратовской области, и другие документы.

8 декабря в областной думе прошла пресс-конференция ее председателя Александра Харитонова по итогам описанного выше заседания. Из вступительной речи спикера явствовало, что он весьма доволен работой депутатов, сумевших без проволочек принять положительные решения сразу по 28 пунктам повестки дня. Отвечая на вопрос одного из журналистов: не является ли это следствием соглашательской политики думы по отношению к областному правительству? — Харитонов ответил отрицательно, пояснив, что хорошее голосование — результат большой предварительной работы с документами в комитетах.

1.4.2.    Отказ облдумы от своей газеты

Последним, но далеко не самым маловажным в повестке дня заседания облдумы 5 декабря стал вопрос о выходе из состава соучредителей областной газеты “Саратов”.

В предложенном депутатам проекте постановления говорилось: “В связи с изменением газетой “Саратов” организационно-правовой формы без согласования со своим учредителем, Саратовской областной думой, повлекшим за собой нарушение договора об издании газеты и устава редакции, принятых на заседании Саратовской областной думы 23 мая 1995 года №13-159, что является грубым нарушением Закона “О средствах массовой информации”, Саратовская областная дума постановляет выйти из состава соучредителей газеты “Саратов”.

Комментарий к проекту сделал председатель думы Александр Харитонов. Он высказал мнение, что сегодня, когда у Дмитрия Аяцкова, в отличие от его предшественника, есть право подписи принимаемых думой законов и есть газета “Саратовские вести”, которая исправно публикует официальные документы, необходимости в собственной отдельной газете у облдумы нет. Последовала реплика из зала: “Значит, мы сдаем свои позиции?”. “Нет, — ответил Харитонов, — просто экономим средства”. Проект был поставлен на голосование и принят единогласно.

Единственным недовольным решением облдумы оказался главный редактор газеты “Саратов” Евгений Акимов, посетовавший, что ему даже не дали выступить по данному вопросу. В дальнейшем он, впрочем, предпочитал делать вид, что очень доволен происшедшим. В том, что это действительно так, заставляло усомниться его слишком откровенно проявлявшееся в последующие дни желание восстановить добрые отношения с депутатским корпусом и под тем или иным предлогом лично переговорить с его председателем.

На последовавшей за заседанием облдумы пресс-конференцией ее председателя Александра Харитонова журналисты попросили его дать комментарий к происшедшему. Харитонов пояснил, что “газета получила то, что хотела”, что “она и не была выразителем облдумы; хотя мы неоднократно обсуждали этот вопрос, но ничего не менялось”, что “деньги на ветер мы не хотим выбрасывать”. “Если будет необходимость, мы учредим другую газету”, — сказал спикер.

Такое отношение облдумы к соучредительству газеты “Саратов” можно объяснить двояко: либо депутаты считают, что теперь, когда редакция газеты стала фактически частным предприятием главного редактора, о каком-либо влиянии на издание газеты не может быть и речи (однако никто не мешал думе формировать свою политику в газете, используя договор, Устав и редколлегию), либо законодательная власть в Саратовской области (вопреки закрепленному Конституцией РФ принципу разделения властей) настолько срослась с исполнительной, что мыслит себя неким ее структурным подразделением.

1.4.3.    “Сексуальное постановление”

19 декабря вторым по важности событием на заседании Саратовской областной думы (первым все же следует считать рассмотрение в первом чтении бюджета области на 1998 год) стало принятие по предложению представителя областного правительства в облдуме без предварительного обсуждения в комитетах постановления “О мерах по ограничению размещения в средствах массовой информации Саратовской области объявлений, публикаций, предполагающих предоставление сексуальных услуг”.

Проект его был предложен губернатором области и направлен в думу 18 декабря. По сведениям, полученным в министерстве информации и печати правительства области, поводом для его появления послужило то обстоятельство, что в последнее время объявления рекламного характера об услугах, предоставляемых фирмами, организующими так называемые “отдых, досуг и презентации” (на самом деле основным видом их деятельности является оказание именно услуг интимного характера, о чем свидетельствуют данные периодических проверок таких фирм правоохранительными органами), стали появляться не только в традиционном месте — газете “Телеком”, — но и в других изданиях Саратова и даже энгельсской “Новой газете”.

В спешно принятом думой постановлении “в целях укрепления нравственности, морального здоровья населения, в том числе детей и юношества” предлагается “приостановить размещение в средствах массовой информации области” подобных объявлений “до принятия соответствующего нормативного правового акта органов государственной власти Саратовской области”, а также “рекомендовать комитету по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями Саратовской областной думы совместно с правительством области разработать мероприятия по подготовке нормативных правовых актов Саратовской области, регулирующих распространение на территории области производства, сбыта продукции, услуг, зрелищных мероприятий сексуального характера”.

Намерение авторов постановления “принять правовые акты” выглядит по меньшей мере странным, поскольку еще в 1995 году облдумой был принят документ такого рода, не противоречащий, кстати, закону РФ о средствах массовой информации. О каком еще правовом акте может идти речь — остается только догадываться. С другой стороны, запрет на публикацию в СМИ объявлений упомянутых фирм нельзя считать законным, поскольку с формальной точки зрения у таких фирм обычно все в порядке (и даже имеются соответствующие лицензии на предоставление услуг по организации досуга, презентаций и т.п.).

Впрочем, как оказалось, еще до появления думского постановления, например, представители типографии №1, где печатается саратовская газета “Пресс-парк”, обязала его редакцию снять с полос объявления, показавшиеся им подозрительными, в противном случае пригрозив, что газета печататься не будет. Подобная информация поступала и из редакции “Новой газеты”. Таким образом, думское постановление лишь подкрепило уже складывавшуюся в последнее время практику, которая, по всей видимости, возникла как следствие давления, оказанного на типографии местными властными органами — те давно и болезненно обеспокоены проблемами общественной нравственности.

1.5.    Саратовская городская дума

25 декабря прошло 14-е заседание Саратовской городской думы. Вел его сам мэр Юрий Аксененко. Практически без обсуждения единогласно были приняты следующие постановления: “Об уточнении бюджета г. Саратова на 1997 год”; “О временном порядке погашения задолженности по уплате налогов и сборов в городской бюджет в натуральной форме”; “О внесении дополнений в решение Саратовской городской думы от 05.02.97 №3-13 “О льготах по налогам и сборам, действующим на территории г.Саратова в 1997 году”; “Об утверждении тарифов МУПП ”Саратовводоканал”; “Об утверждении прейскуранта цен г. Саратова на услуги муниципальных бань”; “О внесении изменений и дополнений в решение Саратовской городской думы от 20.08.97 №8-83 “Об организации мелкорозничной торговли на территории города Саратова”; “О работе контрольно-счетной палаты Саратовской городской думы”; “О снятии с контроля решений Саратовской городской думы по формированию окружных и участковых избирательных комиссий по выборам в Саратовскую городскую думу и по дополнительным выборам в Саратовскую городскую думу от 27.06.97 №6-67, от 16.07.97 №7-68, от 23.10.97 №11-94, от 18.11.97 №13-107”. Открытым остался лишь вопрос “О председателе постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения”.

Одним из наиболее важных был вопрос о территориальном общественном самоуправлении в Саратове, по поводу которого между думой и Ассоциацией самоуправляемых территорий (АСТ) города давно существует серьезный конфликт — депутаты давно выражают намерение добиться резкого сужения прав КТОС и фактического лишения их основ финансовой самостоятельности. Поскольку данная проблема обсуждалась уже несколько раз, то устав и положение о ТОС были приняты на заседании практически без особых прений и существенных поправок. Перед этим попросил слово заместитель председателя АСТ Василий Поляев, хотевший рассказать собравшимся о том, “что творилось на прошлых заседаниях гордумы по этому вопросу”, — но большинством голосов ему в выступлении было отказано, и он тут же покинул зал.

Ознаменовалось заседание и довольно экзотическим скандалом. Последним в его повестке дня стоял вопрос “О председателе постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения”. На эту должность было выдвинуто два претендента: депутаты Нелли Черненко и Владимир Таллер. Однако позже Черненко сняла свою кандидатуру, заявив о том, что Таллер, учитывая его авторитет и опыт работы как руководителя, имеет больше прав на этот пост.

Однако после тайного голосования выяснилось, что большинством голосов депутаты высказались против единственного претендента — известного в городе руководителя концерна “Телеком”, контролирующего, в частности, радиостанцию “Европа плюс Саратов” и телеканал “Телеком ТВ”. Пост председателя комиссии остался вакантным.

2.    Электоральные кампании

2.1.    Довыборы в Саратовскую городскую думу

Довыборы по пяти округам в Саратовскую городскую думу, о подготовке к которым сообщалось в предыдущем выпуске мониторинга, состоялись 22 декабря. Проходили они как бы совершенно вне массового сознания и остались незамеченными за пределами голосовавших округов. Именно это позволило еще более, чем обычно, ужесточить стиль их проведения командой губернатора, увеличив прессинг на нежелательных конкурентов (прежде всего, разумеется, коммунистов). В итоге 18 декабря двое кандидатов в депутаты (Магомет Батажов по округу №8 и Андрей Латков по округу №26) заявили, что отказываются от участия в выборах. Оба кандидата поддерживались местными организациями КПРФ (а Латков является активистом партии). В штаб-квартире компартии удалось получить комментарий к произошедшему. Там сообщили, что на обоих кандидатов было оказано давление по политическим мотивам: аспиранту Экономической академии Латкову пригрозили сложностями с защитой диссертации, а Батажову — исключением с III курса из Академии права. По этому поводу лево-патриотическими силами было принято специальное заявление.

По некоторые сведениям, кандидатура Батажова могла не устраивать организаторов выборов еще и потому, что в нем видели серьезного соперника продвигаемому губернатором в гордуму генеральному директору “Ликсара” Гулади Пипии. Наблюдатели склонны считать, что именно это является главной причиной давления на Батажова, в то время, как на преподавателя Высшей школы МВД Геннадия Макаренко (округ №15), также поддерживаемого КПРФ, никакого воздействия не оказывалось.

Подведение предварительных итогов довыборов показало, что в каждом из них выборы состоялись. Тем не менее, следует указать на ряд весьма красноречивых деталей. Например, как явствует из протокола территориальной избирательной комиссии Саратова, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования, равнялось 18.508, а число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках, — 9.139. Таким образом, вне избирательных участков проголосовала почти 1/3 от всех участников выборов, причем на некоторых участках число проголосовавших за их пределами избирателей превышает число явившихся непосредственно к урнам в полтора и более раза. Такая пропорция выглядит, мягко говоря, необычно и наводит на мысль об осуществлении специально санкционированной и организованной процедуры посещения работниками участковых избирательных комиссий тех избирателей, кто, находясь в добром здравии, решил не участвовать в голосовании. И если бы не настойчивость организаторов, то выборы вполне могли оказаться несостоявшимися.

Наблюдатели отмечают и другие допущенные нарушения. Наиболее полный их перечень был составлен председателем Ассоциации самоуправляемых территорий (АСТ) Саратова Александром Джашитовым, распространившим этот перечень среди журналистов (к моменту подготовки данного обзора материал Джашитова опубликован только в сводке новостей Поволжского информационного агентства, массовому читателю по определению недоступной). Председатель АСТ отмечает, в частности, что 11,4% всех проголосовавших граждан сделали это досрочно (это почти в шесть раз больше, чем на выборах в тех же округах в декабре 1996 г.). В то же время пункт 2 статьи 32 Закона Саратовской области “О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области” гласит, что право такого голосования предоставляется только по уважительной причине — например, в связи с отъездом. В действительности же отмечены случаи досрочного голосования целыми организациями. Кроме того, 1% избирателей унесли свой бюллетень с собой, еще 10,6% от общего числа проголосовавших высказались против всех кандидатов, и, наконец, 2,8% из них сделали свои бюллетени недействительными.

Сложение всех приведенных цифр, а также данных по голосованию через переносные урны позволило Джашитову заявить, что “голосование... 54,9% от числа граждан, взявших бюллетени для голосования в руки, либо под вопросом с юридической точки зрения, либо не было произведено за конкретного кандидата”.

Председатель АСТ приводит и другие случаи нарушений закона на выборах: в них участвовали граждане, не проживающие в голосующих округах, временно находились там, проходя лечение; большинство кандидатов было лишено права равного доступа к средствам массовой информации; их представителям отказывалось в праве ознакомиться с подписными листами соперников и т.д. Наконец, в выборах активно участвовали и вели агитацию работники органов исполнительной власти, что прямо запрещено законом.

Делая выводы, Джашитов заявляет: “Диктатура администрации... — это наша реальность...”. “Появились новый вид насилия — насилие над волеизъявлением на выборах пожилых и немощных граждан; новый вид вымогательства — вымогательство волеизъявления на выборах граждан...; новый вид подкупа — подкуп волеизъявления граждан на выборах материальными подачками и всевозможными обещаниями”. “Общество, в котором проходят такие, так называемые, выборы, не является демократическим, а государство — правовым”, — заканчивает Джашитов.

По результатам голосования, в округе №8 (Октябрьский район) при явке 30,67% на выборах победил генеральный директор “Ликсара” Гулади Пипия, в округе №15 (Волжский район) при явке 28,86% — консультант пресс-службы областной думы Николай Телегин, в округе №16 (Волжский район) при явке 27,72% — зам председателя ГТРК ”Саратов” Людмила Баранова, округе №19 (Кировский район) при явке 34,19% — гендиректор международного интеллектуального центра “Уникласс” Алексей Чернышов, а в округе №26 (Ленинский район) при явке 35% — гендиректор ассоциации фермеров “Поволжье” Виктор Кофтин. Средняя явка по всем пяти округам равна 31,43%, что, вопреки ожиданиям, даже несколько выше уровня прошлогодних выборов в гордуму (31,05%).

2.2.    Будущие выборы депутата Государственной Думы РФ

Как известно, Центральная избирательная комиссия России назначила в одномандатном Балаковском избирательном округе №156 досрочные выборы депутата Госдумы. Сделано это в связи со смертью депутата Александра Максакова (Героя Социалистического Труда, генерального директора “СаратовГЭСстроя”, члена КПРФ, входившего в группу “Народовластие”). Выборы пройдут 29 марта 1998 года. О начале предвыборной кампании говорить кажется еще преждевременным, однако, судя по поступающей информации, подготовка к ней уже началась.

Инициативной группой в Балакове выдвинут уже и первый “кандидат в кандидаты”. Это Николай Сухой, заместитель руководителя представительства Саратовской области при Правительстве РФ. Ранее он работал заместителем министра мелиорации и водного хозяйства России, избирался депутатом первой Госдумы РФ от АПР. Судя по всему, Сухой станет “официальным” кандидатом в этом округе, что при существующих в Саратовской области условиях делает его избрание фактически неизбежным. Собрания трудовых коллективов, выражающие ему поддержку, уже проходят в настоящее время в Балаковском и соседних районах.

3.    Политическая жизнь

3.1.    Оппозиция

В декабре отмечался общий спад политической активности. Особенно этот спад был заметен применительно к оппозиции, которая, несмотря на состоявшиеся довыборы в саратовскую гордуму, вела себя намного менее решительно и была намного менее заметна, чем месяцем ранее. При этом вся активность, в основном, проявлялась маргинальными оппозиционными группировками, тогда как КПРФ, например, даже не удосужилась распространить в прессе официальное заявление по поводу отказа двух своих депутатов от участия в довыборах — хотя отказ этот произошел в результате прямо оказанного на депутатов давления. Все это позволяет говорить о деморализации КПРФ и ее ближайших союзников.

Маргиналы же, напротив, несколько активизировались, но результаты роста их активности едва ли можно оценить как сколь-нибудь значительные. Так, 6 декабря в Саратове прошла “восстановительная областная конференция” КПСС (Анпилова). На ней присутствовали делегаты из Саратова, Энгельса, Балакова (всего — 25 человек), которые представляли различные коммунистические партии: РКРП, ВКПБ, КПРФ, а также часть тех, кто после запрета КПСС остался беспартийным. После открытия конференции, выборов президиума и утверждения повестки дня состоялся первый прием в члены восстановленной КПСС. Временный партийный билет был вручен Л.Завертяеву, бывшему работнику объединения “Алмаз”.

С докладом выступил член ЦК КПСС (Анпилова) от Саратовской области, позже избранный первым секретарем обкома этой партии майор запаса Виктор Ошкин, рассказавший о восстановительном съезде КПСС, состоявшемся 1-2 ноября в Москве.

Им же были впоследствии организовано два крайне малолюдных митинга, прошедших 8 и 30 декабря в пешеходной зоне Саратова, на проспекте Кирова (сам Ошкин пытался настоять на своем праве провести их на Театральной площади, вблизи здания областного правительства, но поддался на уговоры представителей мэрии — видимо, сказалась память о недавнем силовом разгоне пикета протеста против принятия областной думой закона “О земле”).

Что касается еще одной организации, заявляющей себя как оппозиционная —государственническом Саратовском земском союзе (СЗС), то ее роль как представителя некоммунистической оппозиции в городе с момента получения места в областной думе ее неформальным лидером, предпринимателем Сергеем Макаровым окончательно сошла на нет (хотя критика курса федерального руководства со стороны СЗС и продолжает звучать). А в конце декабря произошел еще один весьма красноречивый инцидент, демонстрирующий, как представляется, действительный статус этой организации.

24 декабря состоялось заседание редколлегии газеты “Земское обозрение”, фактически являющейся органом СЗС и финансируемой Макаровым, на котором была удовлетворена просьба об отставке главного редактора газеты Дмитрия Чернышевского (впрочем, в номере, вышедшем в этот же день, а следовательно, подготовленном заранее, уже появилось сообщение о его “переходе на другую работу”, подписанное Сергеем Макаровым и еще одним реально влияющим на политику газеты предпринимателем Николаем Якушевым).

Причина ухода Чернышевского пока не вполне ясна — в отличие от более определенной картины увольнения из газеты ряда сотрудников, недовольных, по их собственному признанию, действиями администрации издания. Однако распространившиеся в самое последнее время слухи о неприятностях, возникших у главного редактора в связи с его публикацией в номере от 17 декабря, озаглавленной “Уедет ли Аяцков в Москву?”, кажется, нашли в этом уходе свое вполне реальное подтверждение. Осведомленные источники также склонны связывать отставку Чернышевского именно с ними. Причем утверждается, что речь идет не о неком давлении на учредителей со стороны властных структур, а о недовольстве прежде всего самого Макарова, посчитавшего, что материал должен быть согласован с ним (говорят, что во время выхода номера он был в отъезде). Статья, видимо, не понравилась ему тем, что выглядит попыткой представить саратовского губернатора как временщика, занявшего свой пост как трамплин перед переходом в Москву.

При этом Чернышевский пока остается формальным председателем СЗС, но в условиях реального лидерства Макарова в этой организации этот статус значит не много.

3.2.    Попытка активизации НДР

В декабре из Саратовской областной думы поступила информация о намерениях ее депутатов — членов движения “Наш дом — Россия” создать собственную официальную фракцию. Причины, подтолкнувшие НДРовцев к такому решению, остались неизвестными, но само оно вызвало некоторый политический переполох, поскольку никому не было понятно и то, для чего вообще можно создавать фракцию в монолитной и политически крайне мало значимой облдуме.

Так, в ходе пресс-конференции, речь о которой шла выше, отвечая на вопрос о своем отношении к данному намерению, председатель облдумы Александр Харитонов прямо выразил недоумение: “Право у них есть, но необходимости в этом я не вижу. Что, разве у нас с ними различные взгляды? Чьи интересы они собираются защищать в думе: правительства РФ или местного?”

Однако шум вокруг намерений НДР вскоре затих. Возможно, причиной этого стали некоторые изменения, произошедшие в середине месяца в составе областной избирательной комиссии. Распоряжением губернатора ее членом был назначен Сергей Казаков, председатель исполнительного комитета политического совета Саратовского регионального отделения движения “Наш дом — Россия”.

3.3.    “Демократическая диктатура”

Самым крупным, пожалуй, неофициальным политическим событием месяца стал “круглый стол”, заседание которого состоялось в редакции газеты “Саратовская мэрия” 19 декабря. Назывался он “Демократическая диктатура в Саратовской губернии: миф или реальность?” Участниками “стола” были представители руководства местных СМИ, политические обозреватели, политологи. Ожидался и губернатор, но он оказался занят с гостями из Москвы. Федеральную власть репрезентировал представитель Президента РФ по области Петр Камшилов, вел встречу главный редактор “Саратовской мэрии” Владимир Спирягин.

Два часа продолжались попытки выяснить, что за власть существует в Саратовской области и как она соотносится с федеральной. П.Камшилов подтвердил, что саратовский политический режим вписывается в Конституцию РФ, и сообщил всем, что демократию нельзя утвердить указами, она должна вызреть. В области же, по его мнению, царит атмосфера общественного согласия, а левая оппозиция просто не имеет конструктивных предложений и потому теряет силу. Камшилов отметил, что саратовский режим устремлен в будущее и, как сказал губернатор на своей состоявшейся незадолго перед тем встрече с профсоюзными лидерами, впереди нас ждет “диктатура закона, а не только демократии”.

Пресс-секретарь губернатора Юрий Санберг, получивший полномочия сделать анализ почты из приемной Дмитрия Аяцкова, рассказал, что саратовцы сами хотят “жесткую руку”. Они выражают надежду, что та положит конец беззаконию и произволу чиновников. Санберг сформулировал даже нечто вроде “национальной идеи”: “Нормальные люди в нормальной стране”. Правда, ему так и не удалось объяснить присутствующим, кто будет определять “нормальность”.

Редактор “Земского обозрения” Дмитрий Чернышевский не согласился с самим определением “демократическая диктатура” (надо заметить, что терминологические споры на этой встрече вообще преобладали). Он назвал политическое устройство Саратовской области централизованным авторитарным режимом, при этом определил областное правительство как гарант стабильности.

Литературный редактор газеты областного правительства “Саратовские вести” собкор “Независимой газеты” Сергей Сергиевский и вольный журналист Юрий Чернышов настаивали на том, что на местном уровне функционируют механизмы не диктатуры, а делегативной демократии, но Сергиевский оказался весьма непоследователен в своих взглядах. Сегодня, по его словам, “губернатору некому сказать “охлаждающее” слово, чтобы он не наломал дров”. Кроме того, отметил Сергиевский, “добрая диктатура долго не существует; нельзя на танке возить пассажиров”. В пример была приведена история с освобождением от должности ректора Экономической академии Ивана Германа (тот незадолго перед тем вынужден был оставить свой пост и сделал при этом официальное заявление, что причиной ухода стало недовольство губернатора его коммунистическими взглядами).

Политический аналитик областного правительства Олег Фомин поддержал выступление представителя президента, указав на переходный характер современного периода. Его он разделил на три этапа. Первый — примирение ветвей власти, второй — нахождение контактов с оппозицией, третий — закрепление этих достижений законодательным путем, включая принятие закона об оппозиции. Завершится переходный период установлением сильной бюрократической власти.

Выступление областного министра информации и печати Ивана Кузьмина носило оптимистический характер. “Все идет как надо, — сказал он, — рабочие за порядок и дисциплину”. По его мнению, свобода не должна быть свободой от закона. Человек должен быть исполнительным, а для выражения мнений есть Общественная палата при губернаторе, заседания которой открыты для всех.

Редакторов оппозиционных газет “Коммунист Поволжья” Виктора Уханева и “Богатей” Владимира Горбачева объединило то, что оба считают местный режим тоталитарным. Горбачев высказал претензии к власти по поводу удушения малого и среднего бизнеса и ряда местных газет. По его же мнению, политическая жизнь в Саратове угасла после “покупки” лидеров некоторых партий министерскими и другими должностями.

Социолог Владимир Санатин, член Партии любителей пива, на материале опросов доказал присутствующим, что власть полностью соответствует чаяниям народа. И это не что иное, как авторитаризм. По его данным, только 1/3 населения желает демократии, а 2/3 — как раз за авторитарный режим.

Несмотря на столь бурную полемику, “круглый стол” фактически завершился ничем, поскольку никаких выводов по его итогам решили не делать, а вместо этого продолжить дискуссию с привлечением еще более широкого круга специалистов.

4.    Контакты

Выше уже сообщалось о том, что конкурс по проведению областного облигационного займа выиграла московская фирма “Альфа-капитал”. Однако это было не единственное событие, отметившее собою сохранение руководством области тенденции решения имеющихся финансовых проблем при помощи всевозможных заимствований, в частности, привлечения в регион московского капитала.

Так, 2 декабря правительство Саратовской области заключило соглашение о сотрудничестве с КБ ”Пробизнесбанк”. Целью соглашения декларировалась мобилизация финансовых и материальных ресурсов для структурной перестройки экономики, стабилизации финансово-кредитного рынка, социального развития Саратовской области, а также ее сельского хозяйства и строительной отрасли.

По мнению президента “Пробизнесбанка” Сергея Леонтьева, стратегически важным представляется факт, что в соглашении предусмотрены такие формы сотрудничества, как консалтинговые услуги и поддержка в изыскании иностранных инвестиций.

После подписания соглашения губернатор Дмитрий Аяцков и Сергей Леонтьев ответили на многочисленные вопросы саратовских и столичных журналистов. Как выяснилось, для стабилизации саратовской экономики и решения всех вопросов надо $2,5 млрд., а пока на I квартал 1998 года ожидается всего 300 млн. Несмотря на это, по словам Аяцкова, для привлечения иностранных инвесторов и их комфортного пребывания в Саратове будет построен бизнес-центр, улучшены дороги, связь и т.д. На данные цели выделяется $500 тыс. Впрочем, это не единственный проект, который будет финансироваться за счет средств банка. Например, в сельском хозяйстве разработаны программы “Сахар”, “Кукуруза”, “Индейка”. Для приобретения сельскохозяйственной техники на будущий год будет выделено $25 млн. — чтобы область смогла выполнить данное федеральному центру обещание собрать 10 млн. тонн зерна.

Особое внимание губернатор уделил балаковскому “социальному автомобилю”, который должен завоевать не только саратовский, но и московский рынки. Аяцков выразил намерение пересадить в него столичных чиновников (в пику Немцову с его “Волгой”). Проект “Саратовский автомобиль” (речь идет о сборке в области автомобилей корейской фирмы “Хендай”) заинтересовал “Пробизнесбанк”. Леонтьев заметил, что, считая Саратовскую область выгодным рынком, банк готов на 1-м этапе развития автомобильного производства выделить “живые” деньги, на 2-м этапе создать аккредитивную линию, а на 3-м кредитовать дилеров. На вопрос: “Как вы относитесь к тому, что в Саратовской области работают и другие банки?” он сказал, что задача его банка — финансировать выгодные проекты, а не создавать региональные отделения, как у других. “И вообще, в Саратовской губернии банку понравилась деловая команда правительства, отсутствие бюрократических замашек и ее менталитет, который как у нас,” — сказал Леонтьев. Рассказывая о ближайших планах, он сообщил, что в скором будущем “Пробизнесбанк” предполагает создать хлебную биржу, а в Саратове им будет открыт дочерний банк.

В продолжение “автомобильной” темы губернатор сообщил присутствующим, что он через Ельцина передал канцлеру ФРГ Колю бизнес-план сотрудничества Саратовской области с концерном “Фольксваген”.

Впрочем, не все попытки установления контактов были столь удачны. 11 декабря в Правительстве Саратовской области не состоялось намеченное на этот день подписание договора с фирмой “Ренессанс-капитал”, дочерним предприятием известного “ОНЭКСИМбанка”. Судя по разъяснениям, полученным в правительстве области, причиной этого стало неприбытие в Саратов делегации фирмы, по некоторым сведениям, отправившейся вместо этого в Ростов. Никаких официальных комментариев по поводу случившегося нет, возможная дата, когда подписание договора все же состоится, неизвестна. Не известно даже, состоится ли оно вообще.

 

5.    в заключение

5.1.    Газ

С 10 декабря в Саратове суточный лимит по газу был сокращен на 2 млн. куб. м. Данное решение вызвано тем, что за последнее время резко упала платежеспособность районных ЖКХ. Их задолженность за газ только в течение одной недели возросла на миллиард рублей. Всего ЖКХ Заводского района задолжал 2,824 млрд. руб. (долг вырос на 200 млн. руб.); Ленинского — 983 млн. руб. (на 500 млн.); Кировского — 4,315 млрд. (на 200 млн.); Волжского — 4,725 млрд. (на 100 млн.); Октябрьского — 3,261 млрд. (на 200 млн.); Фрунзенского — 2,504 млрд. (на 74 млн.).

5.2.    Детские пособия

В Саратове закончилась кампания по переходу на новую систему выплаты детских пособий. По постановлению губернатора области №404 от 22 мая 1997 г. и постановлению №524 городской администрации Саратова от 25 августа 1997 г. создана единая система назначения и выплаты государственных ежемесячных пособий для детей.

До принятия этих постановлений выплаты производились из двух источников — Управления социальной защиты населения (УСЗН) для социально незащищенных групп населения и по месту работы одного из родителей для всех остальных. Теперь все дела, связанные с детскими пособиями, переданы в ведение УСЗН. Выплата денег гражданам будет проходить в Сбербанке. При этом, если у получателя имеется сберкнижка, то деньги будут поступать на нее, а если нет — то счет открывает сам банк.

По словам специалиста УСЗН Натальи Музуровой, такая система более удобна с точки зрения контроля. В том числе она поможет избежать возможности получать деньги сразу из двух источников, которой пользовались некоторые предприимчивые граждане, и добиться экономии денег — та часть населения, чей доход намного выше среднего прожиточного минимума, возможно, будет отказываться от выплат, поскольку сумма их невелика.

Общий долг населению по “детским деньгам” составляет 24 млрд. руб. по работающим и 35 млрд. по неработающим гражданам. Решено, что задолженности будут гаситься за счет подоходного налога, но только перед работающими. На сегодняшний день погашено 15 млрд. руб.

Пока остались нерешенными вопросы о выплате остальной части долга. Неясно также, где граждане будут получать пособия за 1997 год. Не все ясно также и с магазинами, где желающие могут получить пособия “натурой”. Музурова утверждает, что в Саратове они так и не приступили к нормальной работе, поскольку не был представлен механизм взаиморасчетов.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ НА 1998 ГОД

 

Комитет по бюджетно-финансовой политике, налогам и использованию собственности области

 

I полугодие:

1. Проект Закона Саратовской области “Об областном бюджете на 1998 год”.

2. Проект Закона Саратовской области “О бюджете областного дорожного фонда на 1998 год”.

3. Проект Закона Саратовской области “Налог на имущество предприятий”.

4. Проект Закона Саратовской области “Лесной налог”.

5. Проект Закона Саратовской области “Транспортный налог”.

6. Проект Закона Саратовской области “Региональные лицензионные сборы”.

7. Проект Закона Саратовской области “Налог на использование региональной символики”.

8. Проект Закона Саратовской области “Об исполнении областного бюджета за 1997 год”.

9. Проект Закона Саратовской области “Об исполнении бюджета областного дорожного фонда за 1997 год”.

10. Проект Закона Саратовской области “Об автомобильных дорогах Саратовской области”.

11. Проект Закона Саратовской области “О финансово-промышленных группах в Саратовской области”.

12. Проект Закона Саратовской области “О долговых обязательствах Правительства области”.

13. Проект Закона Саратовской области “О сельскохозяйственных кредитных кооперативах”.

14. Проект Водного кодекса Саратовской области.

 

II полугодие:

1. Проект Закона Саратовской области “О финансовых основах местного самоуправления в Саратовской области”.

2. Проект Закона Саратовской области “О бюджетной классификации в Саратовской области”.

3. Проект Закона Саратовской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Саратовской области”.

4. Проект Закона Саратовской области “О реструктуризации задолженностей предприятий и организаций в областной и муниципальные бюджеты”.

5. Проект Закона Саратовской области “О порядке, условиях и особенностях эмиссии и обращения ценных бумаг на территории Саратовской области”.

6. Проект Закона Саратовской области “Об особенностях распоряжения объектами социального назначения и их использования в Саратовской области”.

7. Проект Закона Саратовской области “Об обязательном страховании имущества, находящегося в областной собственности”.

8. Проект Закона Саратовской области “Об областном бюджете на 1999 год”.

9. Проект Закона Саратовской области “О бюджете областного дорожного фонда на 1999 год”.

10. Проект Закона Саратовской областной думы “Об утверждении программы приватизации государственного имущества Саратовской области”.

11. Пакет нормативных актов к Закону Саратовской области “О реструктуризации задолженностей предприятий и организаций в областной и муниципальные бюджеты”.

 

Комитет по вопросам социальной сферы

I полугодие

1. Закон Саратовской области “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Саратовской области” (второе чтение).

2. Проект Закона Саратовской области “О социальном партнерстве”.

3. Проект Закона Саратовской области “О физической культуре и спорте в Саратовской области”.

4. Проект Закона Саратовской области “О здравоохранении Саратовской области”.

5. Проект Закона Саратовской области “О прожиточном минимуме населения Саратовской области”.

6. Проект Закона Саратовской области “О сохранении редких и исчезающих видов диких животных, обитающих в Саратовской области”.

7. Проект Закона Саратовской области “О библиотечном деле в Саратовской области”.

8. Проект Закона Саратовской области “Об обязательном экземпляре документов”.

9. Проект Закона Саратовской области “Об организации опеки и попечительства в Саратовской области”.

10. Проект Закона Саратовской области “О тарифном регулировании оплаты труда”.

11. Проект Закона Саратовской области “О питьевой воде”.

12. Проект Закона Саратовской области “О защите прав и интересов детей на территории Саратовской области”.

13. Об областной комплексной программе “Молодежь Саратовской области” на 1998-2000 годы.

14. О концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области на 1998-2000 годы.

15. О программе содействия занятости населения Саратовской области на 1998 год.

16. Об областной целевой программе “Питание детей в образовательных учреждениях” на 1998-2000 годы (дополнение к областной программе “Дети Саратовской области”).

17. О программе обязательного постоянного экологического образования и воспитания населения Саратовской области.

18. О программе Саратовской области “Анти-Вич”.

19. О программе Саратовской области “Сахарный диабет”.

20. О комплексной программе Саратовской области о фундаментальных и прикладных исследованиях, финансируемых из областного бюджета, на 1998-2000 годы.

 

II полугодие

1. Проект Закона Саратовской области “Об основах жилищной политики в Саратовской области”.

2. Проект Закона Саратовской области “О реализации государственной молодежной политики в Саратовской области”.

3. Проект Закона Саратовской области “О недропользовании в Саратовской области”.

4. Проект Закона Саратовской области “О социальной защите населения в Саратовской области”.

5. О программе Саратовской области “О поддержке научных школ, ведущих ученых и изобретателей Саратовской области на 1998-2000 годы”.

6. О целевой программе по борьбе с туберкулезом в Саратовской области на 1998-2000 годы.

7. О положениях о лицее, гимназии, классах с углубленным изучением предметов в общеобразовательных учреждениях и других инновационных образовательных учреждениях.

 

Комитет по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями

I полугодие

1. Закон Саратовской области “О статусе областного центра Саратовской области города Саратова” (второе чтение).

2. Закон Саратовской области “О негосударственных пенсионных фондах на территории Саратовской области” (второе чтение).

3. Закон Саратовской области “Об охране и охранной деятельности на территории Саратовской области” (второе чтение).

4. Закон Саратовской области “О добровольном дактилоскопическом учете”.

5. Закон Саратовской области “О законодательном (представительном) органе государственной власти в Саратовской области” (второе чтение).

6. Проект Закона Саратовской области “О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области”.

7. Проект Закона Саратовской области “О благотворительной деятельности в Саратовской области”.

8. Проект Закона Саратовской области “О закрытом административно-территориальном образовании”.

9. Проект Закона Саратовской области “О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций”.

10. Проект Закона Саратовской области “Об участии населения области в охране правопорядка и профилактике преступности”.

11. Проект Закона Саратовской области “О регистрации ведомственных нормативных актов исполнительных органов государственной власти на территории Саратовской области”.

12. Проект Закона Саратовской области “О возмездной добровольной сдаче гражданами незаконно хранящегося оружия”.

13. Проект Закона Саратовской области “О муниципальных органах охраны общественного порядка в Саратовской области”.

14. О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области “О выборах Губернатора (главы Правительства) Саратовской области”.

15. О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области “О выборах в Саратовскую областную Думу”.

16. О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области “О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области”.

17. Проект постановления Саратовской областной думы “О порядке отнесения, использования и охраны земель особо охраняемых территорий областного значения”.

18. Проект постановления Саратовской областной думы “Об утверждении перечня земельных участков, отнесенных к категории особо ценных земель”.

19. Проект постановления Саратовской областной думы “О порядке передачи муниципальных земель в частную собственность в городских поселениях”.

20. Проект постановления Саратовской области “Об организации деятельности детских и молодежных клубов, центров по месту жительства граждан”.

21. Проект постановления Саратовской области “О порядке пользования придомными земельными участками многоквартирных жилых домов”.

 

II полугодие

1. Проект Закона Саратовской области “О пограничной страже в Саратовской области”.

2. Проект Закона Саратовской области “Об избирательной комиссии Саратовской области”.

3. Проект Закона Саратовской области “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации”.

4. Проект Закона Саратовской области “О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Саратовской области”.

5. Проект Закона Саратовской области “Об уставном суде Саратовской области”.

6. Об изменениях и дополнениях в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации (законодательная инициатива).

7. Проект постановления Саратовской областной думы “Об упорядочении оборота средств самообороны”.

8. Проект постановления Саратовской областной думы “О порядке оформления документов на приватизацию земельного участка гражданами и юридическими лицами”.

9. Проект постановления Саратовской областной думы “Об утверждении перечня особо ценных продуктивных земель, изъятие которых не допускается”.

 


Комитет по экономической политике

I полугодие

1. Проект Закона Саратовской области “О финансово-промышленных группах в Саратовской области”.

2. Проект Закона Саратовской области “Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг на территории Саратовской области”.

3. Проект Закона Саратовской области “О Саратовской губернской торгово-промышленной палате”.

4. Проект Закона Саратовской области “О долговых обязательствах Правительства области”.

5. Проект Закона Саратовской области “О сельскохозяйственных кредитных кооперативах”.

6. Проект Закона Саратовской области “Об участии субъектов малого предпринимательства в реструктуризации крупных производств”.

 

II квартал

1. Проект Закона Саратовской области “Об участии субъектов малого предпринимательства в областном заказе”.

2. Проект Закона Саратовской области “Об обязательном страховании имущества, находящегося в областной собственности”.

3. Проект постановления Саратовской областной думы “О развитии крестьянско-фермерских хозяйств на территории Саратовской области”.

 

 

 



* Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.