Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тверская область

Сергей ГЛУШКОВ

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1997 года

1.    ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Почти все события, происходившие в Тверской области в декабре 1997 года, так или иначе воспринимались всеми общественно-политическими силами в связи с проходившими 14 декабря выборами в областное Законодательное собрание.

Исключения немногочисленны. К ним относится происшедшая 6 декабря в Иркутске катастрофа самолета АН-124 “Руслан”, в экипаже которого были два офицера из Твери. Это происшествие заставило многих вспомнить о застарелой тверской проблеме: наличии вблизи города крупного аэродрома военно-транспортной авиации. В 1992 году в схожей ситуации (сразу ïîñëå взлета) потерпел катастрофу самолет АН-22 “Антей”, взлетавший, к счастью, по погодным условиям в сторону от города. Не только угроза безопасности, но и постоянный шум от заходящих на посадку прямо над городом тяжелых самолетов давно заставляют горожан требовать разворота взлетно-посадочной полосы. Òеперь требования такого рода зазвучали вновь, но никто из политиков или властей не решился в какой-либо форме подключиться к решению этой проблемы.

750-летие великого княжества Тверского, отмеченное научной конференцией, можно считать событием, выходящим за чисто историко-краеведческие рамки. Есть основания говорить о том, что в Тверской области идет процесс формирования собственной региональной идеологии, в рамках которой растущий интерес к существовавшему в XIII-XV вв. независимому Тверскому государству имеет особое значение. Укреплению и развитию этой идеологии и послужила конференция. С тем же процессом осознания региональных особенностей связано и еще одно событие декабря — официальная регистрация национально-культурной автономии тверских карел, состоявшаяся 8 декабря.

К некоторому изменению в расстановке политических сил в области может привести состоявшееся 10 декабря назначение депутата Госдумы А.А.Тягунова, председателя региональной организации НДР, заместителем председателя комитета по экономической политике Госдумы РФ. Однако лишь в том случае, если это назначение приведет к фактическому переходу потенциального претендента на губернаторский пост из региональной политической элиты в центральную.

Большие последствия может вызвать и наделавшмй много шума, в том числе и в центральных СМИ, арест кимрского предпринимателя Размика Саркисяна, обвиненного в нарушении налогового законодательства. Как и все подобные акции налоговой полиции, этот арест рассматривается многими как эпизод достаточно сложной политической игры. С этим арестом связывают и известие о предполагаемой в ближайшее время отставке первого заместителя губернатора Игоря Ялышева.

2.    Выборы в Законодательное собрание

2.1.       Характер предвыборной борьбы на заключительном этапе и основные итоги выборов

Как и предполагалось, на последнем этапе предвыборная борьба резко обострилась, при этом достаточно резко определилось разделение региональной политической элиты на три основных группы:

1. Безусловные сторонники губернатора Платова. К ним относятся представители новой бюрократии, пришедшей во власть в результате победы Платова на губернаторских выборах 1995 года и связанные с ними общими интересами предприниматели, как правило, полукриминального или даже откровенно криминального толка.

2. Безусловные противники губернатора. Несмотря на свою разнородность и идеологические расхождения, они проявили готовность к тактическому взаимодействию. Наиболее организованная их часть — коммунисты, не имеющие, однако, ярких лидеров. С ними смыкаются аграрии и представители старой бюрократии, утратившие часть своей власти и влияния в результате победы Платова. Особое место занимают сравнительно молодые политики (В.А.Нехаев, В.П.Федоров и лидер тверского “ЯБЛОКА” К.Г.Клюшкин), не пожелавшие подключаться к команде губернатора, слишком тесно связанной с полукриминальными предпринимательскими кругами, и рассчитывающие на лидерство в случае поражения Платова на выборах 1999 года.

3. Промышленники и крупные предприниматели, а также руководители бюджетных организаций, имеющие причины быть недовольными экономической и социальной политикой губернатора, но зависимые от этой политики и потому не желающие без крайней необходимости входить в конфронтацию с исполнительной властью. Эта группа наименее консолидирована.

Не лишены, видимо, оснований и слухи о финансовой поддержке предвыборных кампаний ряда кандидатов руководством РАО ВСМ. Однако непосредственно на ходе предвыборной борьбы проблема строительства ВСМ не сказалась.

Понятно, что наиболее острая борьба развернулась между двумя первыми группировками. Здесь в ход шел разнообразный “компромат”, политические нападки в прессе, распускание слухов и т.п. Третья группа либо держалась нейтрально, либо подыгрывала одной из первых двух (сторонникам губернатора, пожалуй, все же чаще).

Как и следовало ожидать, наибольшее число мест в Законодательном собрании досталось именно третьей группе, что, естественно, затрудняет прогноз в отношении  действий вновь избранного органа представительной власти. Особенно выделяется неожиданно большое количество врачей: в числе избранных депутатов оказалось шесть руководителей центральных районных больниц и (теперь уже бывший) начальник департамента здравоохранения областной администрации А.В.Косарев. Это можно считать своеобразным подтверждением тотального нездоровия населения Тверской области. Еще одной заметной группой депутатов стали руководители промышленных предприятий. Их избрано 8 человек. Из них только одного -Ю.М.Пархаева — можно считать безусловным сторонником губернатора. Позиция остальных пока неясна.

Итоги столкновения заведомых сторонников и противников губернатора можно считать ничейными. В одном из тверских округов наиболее последовательный критик экономической политики Платова В.П.Федоров победил С.В.Меденникова, известного как своими криминальными связями, так и поддержкой губернатора. Но В.А.Нехаев — лидер антиплатовской  оппозиции в прежнем ЗС —, выборы проиграл. Выиграли у противников губернатора — журналистов В.Я.Кириллова и Т.А.Водичевой — сподвижники Платова Дубов и Хасаинов, но их нежелание оставить посты глав местных администраций, видимо, приведет к вынужденному отказу от депутатских мандатов. В то же время 10 депутатов — коммунистов и аграриев —, вне всякого сомнения, будут противостоять любым попыткам исполнительной власти усилить свое влияние в ЗС.

 

2.2.    Исполнительная и законодательная власти после выборов

После решения Верховного Суда РФ, признавшего незаконным совмещение депутатских обязанностей и должностей руководителей местного самоуправления, из 11 глав районных и городских администраций (один из них заместитель главы  администрации), принимавших участие в выборах депутатов Законодательного собрания области, шестеро свои кандидатуры сняли. Из оставшихся только двое — О.И.Дубов и М.Ж.Хасаинов, известные своей близостью к губернатору Платову, — победили в своих округах. Они, однако, не подали в отставку со своих постов, что привело к непризнанию их депутатских мандатов на первом заседании избранного Законодательного собрания. Это решение мандатной комиссии, поддержанное большинством избранных депутатов, можно считать первым поражением исполнительной власти в Законодательном собрании второго созыва. Однако уже второе голосование по выборам председателя ЗС показало, что соотношение сил в  новом ЗС между сторонниками и противниками губернатора Платова определить довольно сложно.

Своим самым значительным успехом на выборах команда губернатора не без основания посчитала поражение в своем округе фактического лидера антигубернаторской оппозиции заместителя председателя ЗС первого созыва В.А.Нехаева. Его основному сопернику — ректору Тверского технического университета В.А.Миронову — администрация области помогала почти открыто. Не лишены, по всей видимости, основания и сведения о прямой финансовой поддержке областной администрацией Миронова. Поэтому его выдвижение на пост председателя ЗС имело для губернаторской команды еще и значение символа, как бы закрепляющего ее победу над оппозицией. Немаловажным был и факт выдвижения кандидатуры Миронова А.В.Щегловым, представителем директорского корпуса. Тем самым директора как бы обозначили свою готовность к сотрудничеству с исполнительной властью.

Альтернативой Миронову послужила выдвинутая лидером тверских коммунистов В.А.Зорькиным кандидатура председателя ЗС первого созыва В.Н.Курбатова. Поскольку в старом ЗС Курбатов фактически уступил лидерство В.А.Нехаеву, предполагалось, что и теперь, в случае его избрания, ключевой фигурой может оказаться его заместитель, которым теоретически мог оказаться В.П.Федоров, второй после Нехаева лидер антигубернаторской оппозиции. В итоге Курбатов получил 10 голосов депутатов, а Миронов — 20. Заместителем председателя был избран генерал Грибов, кандидатура которого также была согласована с губернатором. Таким образом, выборы председателя ЗС губернаторская команда может считать выигранными.

Однако делать из этой победы вывод о грядущем полном подчинении законодательной власти исполнительной было бы преждевременно. Вряд ли нового председателя ЗС — человека авторитетного и достаточно амбициозного — удовлетворит роль простого исполнителя губернаторской воли. Скорее всего, он, несмотря на обязанность “отблагодарить” исполнительную власть за свое избрание, будет стремиться играть самостоятельную роль. Полной победой губернатора над законодателями можно было бы считать избрание на руководящие посты в ЗС его прямых ставленников — Хасаинова или Дубова (слухи о том, что они и метили на эти посты, не были лишены оснований). Однако этим намерениям не было суждено осуществиться. Так что избрание Миронова председателем ЗС является своего рода компромиссом, результаты которого пока трудно предвидеть.

 

2.3.    Выборы в Законодательное собрание и политические партии

Как и предполагалось, основная борьба в период предвыборной кампании развернулась между сторонниками и противниками губернатора Платова. При этом все без исключения политические партии в ходе этой кампании проявили себя чрезвычайно слабо. Практически ни одна из тверских политических организаций, за исключением обкома КПРФ, не стала даже сколько-нибудь значимым центром избирательной активности. Но и коммунисты, сумевшие выставить своих кандидатов практически во всех округах, в итоге получили только шесть мандатов из 33-х. Как показало голосование на первом заседании ЗС второго созыва, даже привлекая своих явных и скрытых сторонников, коммунисты не могут собрать более 10 голосов.

Еще менее преуспели другие партии. Напрямую своих кандидатов выдвигало только движение “Честь и Родина”. Но из 6 кандидатур мандат депутата получил только Ю.М.Пархаев, опирающийся скорее на криминальные структуры, чем на политические силы. Руководитель же местной организации движения В.И.Сизов проиграл. Проиграли и руководитель местной организации Партии консолидации А.К.Калюжный и директор созданного НДР тверского Народного дома И.А.Кардаков, и представители ЛДПР, ДВР, “ЯБЛОКА”, движения “Вперед, Россия!”, некоммунистических участников Народно-патриотического союза России, других политических организаций. Фактически выборы продемонстрировали почти полное отсутствие сколько-нибудь заметного электорального влияния политических партий в области.

Результаты опроса, проведенного региональным информационно-аналитическим центром, свидетельствуют о том, что почти половина тверских избирателей даже не представляет, какая политическая сила защищает их интересы. Так, на вопрос “Чья победа в политической борьбе для вас предпочтительнее?”

32% респондентов затруднились ответить,

17,4% заявили, что им все равно, кто победит,

9% заявили, что их интересам отвечает политическая победа национал-патриотов,

10,1% — коммунистов,

12,4% — сторонников нынешней власти

и 15,2% — победа тех демократов, которые критикуют нынешнюю власть. Интересно, что на вопрос: “Если кто-либо будет нарушать ваши законные права, то к кому вы обратитесь за помощью и защитой?” ни один из опрашиваемых не ответил: “к политическим партиям, движениям”.

2.4.    Выборы и пресса

Впервые в тверской политической истории на выборах существенно сказалась деятельность имиджмейкеров, в качестве которых, как правило, выступали профессиональные журналисты. Работники прессы, неплохо знающие психологию избирателей и чувствующие преобладающие политические настроения, активно подключились к разработке предвыборных технологий, ориентированных на тверские условия. На предшествующих выборах попытки профессиональной организации предвыборных кампаний опирались преимущественно на приемы, принятые на Западе и, как правило, плохо работающие здесь.

Сами органы печати и электронные СМИ, естественно, тоже стали ареной предвыборной борьбы. Все районные газеты, получающие дотации из местного бюджета, жестко контролировались местной властью и доступ на их страницы  нежелательным для этой власти кандидатам был практически закрыт. Газеты областного центра разделились. Антигубернаторскую оппозицию активно поддерживали газеты “Тверская жизнь” и “Караван + “; коммунисты и их сторонники использовали газету “Позиция” и отчасти “Тверские ведомости”; “Вечерняя Тверь”, “Ва-банк”, “Тверские губернские  известия” активно сражались на губернаторской стороне. “Вече Твери” занимало промежуточную позицию. Электронные СМИ почти полностью контролировались исполнительной властью.

В то же время реальное воздействие местных СМИ на настроения избирателей трудно считать определяющим. Так, по данным уже упоминавшегося опроса, в качестве источники информации о положении дел в России 25,6% опрошенных назвали местные газеты, 12,8% — местное радио и 22,8% — местное телевидение. Центральное телевидение в качестве такого источника назвали 82,8%, центральные газеты — 34,4%. В то же время 40% опрошенных заявили, что вообще не доверяют российским СМИ, 19% затруднились определить свое мнение, а 7% оказались просто незнакомыми с их информацией. Лишь 34% респондентов сказали, что доверяют СМИ.

3.    Социально-экономическая ситуация

Прожиточный минимум в Тверской области на 1 декабря составил 314,4 тыс. рублей. Рост к предыдущему месяцу составил 103,8%, с начала года — 106,1%.

Никаких сколько-нибудь заметных сдвигов ни на одном из охваченных экономическим кризисом предприятий области пока не обнаруживается. Единственным позитивным событием, и то с определенной долей условности, можно считать установку на штатное место корпуса реактора энергоблока №3 на Калининской АЭС. Строительство этого энергоблока, начатое десять лет назад, было приостановлено на уровне примерно 80% готовности из-за отрицательного заключения общественной экологической экспертизы. Новому директору КАЭС Игорю Гребышеву удалось добиться возобновления строительства. На его завершение потребуется около двух миллиардов “новых” рублей. Запустить блок в эксплуатацию Минатом предполагает в 1999 году.

Ситуация на втором после КАЭС крупнейшем предприятии области — Тверском вагоностроительном заводе — осложнилась после вынесенного Арбитражным судом г.Москвы 17 декабря решения, признавшего недействительными  все решения годового общего собрания АО ТВЗ, в том числе и полномочия нового директора В.И.Светлова. Затянувшийся спор между совладельцами завода о путях его дальнейшего развития ведется на фоне значительного сокращения производства и массовых увольнений. В декабре положение на ТВЗ обсуждалось во время встречи губернатора В.И.Платова с В.С.Черномырдиным.

Осложнилась ситуация и на одном из крупных текстильных предприятий — прядильно-ткацкой фабрике им.Вагжанова, 92,5% акций которой с 1995 года принадлежат швейцарской компании “Штахер и Майер”. Оказавшаяся в трудном финансовом положении компания решила повысить рентабельность производства путем сокращения около двухсот работников, свертывания расходов на социальные нужды и т.п. В конфликт между владельцами и директором фабрики вмешалась администрация области. Пока положение остается неясным.

Не получил пока разрешения и конфликт, возникший на процветавшем до последнего времени ЗАО “Тверь-пиво”. Руководство пивзавода пытается оспорить обвинения в уклонении от налогов, выдвинутые против него налоговой полицией, считая, что они спровоцированы людьми из окружения губернатора Платова, пытающимися прибрать высокодоходное производство к рукам.

Начались выплаты вкладчикам реорганизованной страховой компании “Росгосстрах-Верхневолжье”. Возврат же вкладов в АКБ “Прогресспромбанк” по-прежнему затягивается.

В конце декабря губернатор Платов сообщил журналистам об окончательном согласовании с правительством РФ финансирования федеральной программы социально-экономического развития Тверской области, которая должна вступить в силу после соответствующего решения Президента РФ. При условии ежегодной выплаты 20% отпускаемых по программе средств область может получить примерно двойной бюджет. Средства предполагается использовать для развития газовой сети, строительства дорог и других инженерных сетей. Впрочем, не очень ясно положение с включением расходов по этой программе в бюджет 1998 года, хотя губернатор уверяет, что финансирование начнется уже в этом году.

4.    Местное самоуправление

Месяц был отмечен конфликтами между депутатами представительных органов и главами администраций в Удомельском и Ржевском районах. В Удомле 6 из 15 депутатов районного совета отказались участвовать во внеочередной сессии. обвинив работников администрации в сокрытии сведений о расходовании бюджетных средств. Депутаты Ржевского районного собрания заявили протест по поводу того, что проекты важнейших постановлений, в том числе и касающихся бюджета на 1998 год, были представлены им всего за два дня до сессии вместо положенных десяти. В итоге принятие бюджета было отложено.

Самой сложной проблемой, с которой в декабре столкнулись большинство органов местного самоуправления, была проблема энергообеспечения. Оплата за потребляемую тепловую и электрическую энергию составляет не более 50%. Это привело к ограничению отпуска энергии и даже к отключению некоторых потребителей. Так, более месяца без отопления в домах жило население Старицкого района. Тверская региональная энергетическая комиссия обратилась к собраниям депутатов и главам муниципальных образований, напомнив о необходимости предусмотреть соответствующую статью финансирования и предупредив, что с 1 января 1998 года отпуск энергии бюджетным организациям будет осуществляться строго на величину оплаты.

В начале декабря глава Твери А.П.Белоусов и председатель городской Думы В.М.Павлов на пресс-конференции выступили с заявлением о нарушении прав местного самоуправления руководством области, выразившимся в растущей консолидации средств в областной администрации. С 1992 по 1996 год в бюджете области было сосредоточено 25% консолидированного бюджета, в 1997 году — 41%, а в 1998 году планируется 48%. Не нашли взаимопонимания городские и областные власти и в отношении скорости проведения жилищно-коммунальной реформы.

Тверской институт экологии и права провел 18 декабря научно-практическую конференцию “Психологические и правовые аспекты местного самоуправления”, в которой приняли участие как специалисты, так и представители областной администрации и органов самоуправления Твери.

ПРиложение

Состав Законодательного собрания Тверской области
(по итогам выборов 14 декабря 1997 года)

Округ

ФИО

Кем поддержан кандидат

Место работы кандидата

1

Сахаров Александр Николаевич

КПРФ

Вагонный завод, мастер

2

Миронов Вячеслав Александрович

губернатор

ТГУ, ректор

3

Пархаев Юрий Михайлович

“Честь и Родина”, губернатор

АО “Элтор”, председатель совета директоров

4

Алябышева Наталья Михайловна

КПРФ

Тверской городской центр жилищных субсидий,начальник

5

Корниенко Лилия Нигматуловна

КПРФ

ОАО “Волжский пекарь”, генеральный директор

6

Потапов Сергей Степанович

КПРФ

АО “Мелькомбинат”, генеральный директор

7

Федоров Валерий Петрович

“ЯБЛОКО”, НДР

ТГУ, доцент кафедры экономической теории

8

Шамакин Евгений Александрович

“ЯБЛОКО”, НДР

ЗАО“СНС Тверь”,зам.ген.директора

9

Зорькин Вячеслав Алексеевич

КПРФ

газета “Позиция”, редактор.Секретарь обкома КПРФ

10

Курбатов Владимир Николаевич

КПРФ, НДР

Законодательное собрание Тверской области, председатель

11

Ражев Александр Васильевич

губернатор

ОАО “Завидово-Фетр”, генеральный директор

11

Первушкин Иван Иванович

КПРФ

КДСП “Завидово”, председатель

12

Косарев Анатолий Васильевич

губернатор

департамент здравоохранения обладминистрации

13

Ильин Константин Геннадьевич

АПР

совхоз кооператив”Семендяевский”, председатель

13

Щеглов Александр Васильевич

АПР

АО”САВМА”, генеральный директор

14

Данилов Владимир Васильевич

АПР

ЦРБ,зав.травматологическим отделением

15

Айзеншгат Лев Александрович

КПРФ

АО”Сонковоремтехснаб”

16

Шишова Людмила Александровна

КПРФ

Лихославльское муниципальное медицинское учреждение,зам.главврача

17

Милов Николай Александрович

КПРФ

Максатихинская маслосырбаза, директор

18

Аксенов Василий Иванович

КПРФ

Калининская АЭС, главный инженер

19

Корниевский Евгений Аркадьевич

КПРФ

ЦРБ, главврач

19

Хасаинов Марк Жанович

губернатор

глава города В.Волочек

20

Грибов Александр Викторович

губернатор

Режицкое Краснознаменное соединение, командир. Генерал

20

Лебедев Анатолий Михайлович

АПР

ТОО”Воля” Бологовского района, председатель

21

Иванов Олег Петрович

АПР

врач ЦРБ

21

Попов Николай Иванович

АПР

колхоз”Мир”, председатель

22

Козлов Александр Васильевич

КПРФ

Старицкий узел Федеральной почтовой связи, начальник

23

Маркаров Микич Рафаилович

КПРФ

ЦРБ, главврач

24

Гурьев Сергей Иванович

КПРФ

колхоз”Итомля”, председатель

24

Бездольный Александр Васильевич

губернатор

ГУ ЦБ по Тверской области, начальник

25

Дубов Олег Игоревич

губернатор

глава администрации района

25

Степанов Анатолий Евгеньевич

губернатор

Западнодвинский район, главврач ЦРБ

26

Захаров Валентин Иванович

АПР

АО”Величково” председатель