Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. РЫЖКОВ

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

в декабре 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

18 декабря состоялась XXXII сессия Народного Хурала РК. В повестке дня стояло восемнадцать вопросов. Два вопроса парламентарии рассматривали вместе: “Об утверждении временных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности для формирования консолидированного бюджета РК на 1998 год” и “О проекте консолидированного бюджета РК на 1998 год”.

Доходная часть предлагаемого проекта бюджета была сформирована с учетом основных показателей социально-экономического развития республики в 1996 году, и, как было сформулировано заместителем министра финансов РК Л.Ивановой, рядом иных обстоятельств, влияющих на объем поступлений налоговых платежей. Сумма доходов оценивается в размере 475 млрд. рублей, в том числе средств Агентства развития и сотрудничества при президенте РК (АИС) — 160 млрд. рублей (Надо отметить, что никогда раньше эти деньги в расчет не брались и ими единолично распоряжался президент. Теперь, вероятно под давлением федеральных властей, в том числе Генеральной прокуратуры РФ, которая проводила недавно проверку деятельности АИСа, эти “закрома Родины” власти вынуждены были включить в бюджет республики. — И.Р.).

И хотя бюджет России еще не принят, калмыцкие финансисты планируют получить в 1998 году трансфертов на сумму 450 млрд. рублей, в том числе дотацию фонда обязательного медицинского страхования — 50 млрд. руб. Доходную часть бюджета на 94% будут составлять налоги, в том числе косвенные — 37,6%. Заметно снижается удельный вес налоговых доходов от приватизации. Принципиальным отличием от прежних бюджетов явилось то, что расходы формировались не на основе заявленных потребностей, исходя из реальных возможностей республики. Главным критерием стали временные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности на базе данных 1996 года. Не планируется и увеличение расходов на социальные нужды. Вообще расходы планируются в сумме 925 млрд. рублей. Расходы на образование формируются исходя из принципа “на одного жителя”, правильность и справедливость которого в условиях Калмыкии вызывает большие сомнения, так как в этом случае сельские образовательные и культурные учреждения окажутся в ущемленном положении. Еще одна особенность проекта бюджета и его отличие от предыдущего в том, что планируется почти в два раза сократить объем дотаций федерального правительства [[1],[2]].

А до заседания Народного Хурала состоялось заседание Правительства, где этот же проект бюджета обсуждался и где можно было услышать намного больше реальных фактов о положении в экономике республики. Оказывается, проект бюджета основан на прогнозе стабилизации аграрно-промышленного комплекса республики. Прогнозируется рост производства зерна на 12,4%, подсолнечника на 11,3%, овощей на 50%, грубых кормов для животноводства на 32%. Намечается стабилизация поголовья скота и рост его продуктивности. Предполагается увеличить производство мяса на 4,5%, молока на 2,4%, яиц на 4,9%, шерсти на 11,7%. Для всего этого предполагается в очередной раз реформировать 76 хозяйств. Объем капвложений должен составить 992,6 млрд. руб., из них 629,1 (64%) — это реализация заданий федеральной целевой программы социально-экономического развития республики и национально-культурного возрождения калмыцкого народа. В 1998 году продолжится строительство второй очереди фабрики первичной обработки шерсти, парогазовой электростанции в г.Элисте и ее ввод в строй. Предусматривается ввод в действие 10 км автодорог, 50 тыс. кв. метров жилья. В целом объем инвестиций в 1998 году прогнозируется с ростом в 3,4 раза и вследствие этого прогнозируется увеличение объема подрядных работ в 2,9 раза [[3]].

Надо отметить, что подобного увеличения объемов производства и широты планов не было даже в годы победных пятилеток. Поможет ли политико-экономический популизм калмыцких влас-тей вернуть государству 193 млрд. рублей — покажет время. А пока так и остаются невыполненными обещания по выплате зарплаты бюджетникам. Долги по детским пособиям достигли с декабря прош-лого года суммы около 100 млрд. рублей. Министр финансов Дорждеев призывает ждать, когда день-ги придут из федерального центра [[4]]. Выступивший 29 декабря в средствах массовой информации председатель правительства В.Богданов мягко намекнул, что Калмыкия свои обязательства перед своим населением выполнила и что остаток невыплат лежит на федеральном центре [[5]].

2.    ПОЛИТИКА

4 декабря в срочном порядке была созвана и начала заседать в 18 часов вечера внеочередная сессия Народного Хурала РК. В ее работе приняли участие президент РК, председатель правительства, председатель Совета старейшин, руководитель администрации президента, члены правительства, представители президента в районах, руководители правоохранительных органов, другие приглашенные. Первый вопрос повестки дня, “О состоянии выплаты пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы”, не занял много времени. Депутатов, вероятно, мало беспокоил данный вопрос, так как они ограничились информацией министра финансов и приняли ее к сведению. Все прекрасно понимали, что главный вопрос другой и они уже готовы были его активно обсуждать. Второй раз за последние несколько месяцев Калмыцкий парламент “защищает” права человека от “злого” УФСБ по Калмыкии. Первый раз это было “телефонное дело” в июле 1997 года [[6]].

Теперь это отнюдь не является продолжением того дела, как это хотят представить власти. Сейчас это все больше похоже на то, чтобы добиться абсолютной свободы в отношениях с Центром для окончательного установления абсолютной власти К.Илюмжинова. Суть очередного обострения отношений властей Калмыкии и ФСБ в том, что против одного из членов команды президента В.Уфимова (генерального директора АО “Электросвязь”) было возбуждено уголовное дело по факту разглашения государственной тайны. Для объективности его ведения оно было передано Генеральной прокуратурой Ставропольскому управлению ФСБ. В течение 4 месяцев подследственный Уфимов уклонялся от явки на допрос, и тогда из Ставрополя прибыла группа из двух человек, которая имела санкции в том числе и на арест Уфимова. Эти вооруженные сотрудники ФСБ и “взволновали” парламентариев, а особенно министра юстиции А.Манджиева: “Мне, жителю Элисты, даже страшно подумать, что посреди ночи в городе могла возникнуть перестрелка”. Интересно, почему нашего боязливого министра не напугал так даже приезжавший летом 1997 года в Элисту с “дружественным” визитом тогда еще глава Ичкерийской службы безопасности (естественно, вместе с вооруженной охраной) А.Мовсаев, заместитель Басаева при проведении знаменитого террористического акта.

Возмутило депутатов и то, что сотрудники Ставропольского управления ФСБ, в соответствии с законом, попытались привлечь в качестве свидетелей председателя Народного Хурала К.Максимова и его заместителя В.Сергеева, а также провести ряд следственных действий в аппарате Парламента. На заседании парламента была проведена публичная “порка” начальника УФСБ по РК В.Тимофеева в духе лучших традиций “охоты на ведьм”. И его, и ФСБ обвиняли в том, что: “В народе уже начинают говорить о тридцать седьмом годе”, что существовала попытка органов “поставить себя выше Президента и Парламента одного из субъектов РФ”, что органы “пытаются сейчас вбить клин в хорошие, дружественные отношения между нашими регионами” (Ставрополем и Калмыкией. — И.Р.). Говорили, что “Невольно напрашивается вывод, что кому-то не по душе мир и спокойная стабильная ситуация в Калмыкии. Наш степной народ- мирный и терпеливый. Но ведь всякому терпению может прийти конец”. Вспомнили и роль “органов” в выселении калмыцкого населения более полувека назад, предложили приостановить деятельность, а затем и упразднить ФСБ в Калмыкии.

Итак, попытка ФСБ исполнить российское законодательство встретила организованный отпор уже сложившейся калмыцкой политической элиты, которой, вероятно, уже есть, что терять и которая решила защищать до конца каждого своего члена. Принято постановление парламента, в соответствии с которым депутаты обращаются к прокурору Ставропольского края Ю.Лушникову с просьбой о проверке обоснованности возбуждения уголовного дела против должностных лиц РК, а также ставят перед директором ФСБ РФ В.Ковалевым вопрос об освобождении от должности начальника УФСБ по РК В.Тимофеева. Для того, чтобы более объективно посмотреть на суть конфликта, можно привести слова из выступлений главных фигур сегодняшнего противостояния.

1. Президент РК К.Илюмжинов, выступление на сессии парламента: “Деятельность ФСБ в нашей республике в последнее время носит откровенно провокационный характер. Когда-то, еще в 1993 году, идея закрыть КГБ на амбарный замок, упразднить эту структуру была одним из пунктов моей предвыборной программы... Но как показывает время, сущность ФСБ, перенявшей худшие традиции карательных органов советского периода, осталась прежней. Демократические преобразования происходящие во всем обществе, как будто бы обходят стороной это ведомство: все те же принципы работы, основанные на страхе, недоверии, ненависти. Как когда-то в тридцатые, сороковые годы органы безопасности были против своего народа, так и сейчас... Сейчас в коллективе управления ФСБ в республике сложный, противоречивый морально-психологический климат. Фактически коллектив как единый организм перестал существовать, расколот на два лагеря. Меня как Президента республики это беспокоит, так что определенную работу по оздоровлению морально-психологического климата в коллективе УФСБ нужно начинать незамедлительно.” Это была наиболее связная часть речи президента.

2. Начальник УФСБ по республике Калмыкия В.Тимофеев о своем участии в заседании парламента: “Безусловно, когда мне было предоставлено время для выступления, мне было интересно смотреть в зал и видеть лица, на которых возбуждены уголовные дела, на ранее осужденных за совершенные преступления, на тех руководителей, сотрудники которых совершили уголовные преступления и не по одному, в том числе были задержаны за взятки, я уже не говорю о проступках. Некоторые улыбались, и даже победоносно, на мой взгляд. А я отчитывался за проступок своего офицера. Второй раз на Народном Хурале. Ничего нового не произошло за это время. Конечно, сопоставив все эти факты, трудно сделать вывод, что это было беспристрастное и независимое разбирательство само по себе... В то время как в других ведомствах происходят и массовые хищения, и нецелевое использование многомиллиардных средств, и невозврат валюты, и получение взяток и убийства... Не стали эти факты предметом рассмотрения ни Народного Хурала, ни комиссии по правам человека... У нас же по 80-90 убийств в год совершается, сплошь и рядом нанесение тяжких телесных повреждений, у нас незаконные аресты производятся, незаконные задержания, но ни разу комиссия по правам человека или Народный Хурал не рассмотрел эти факты как нарушение конституционных норм. Я думаю, родственники сотен убитых за последние годы тоже имеют право знать как соотносится это с Конституцией. Вы смотрите, в расчете на душу населения мы же прочно занимаем в Северокавказском регионе первое место по убийствам, тяжким телесным повреждениям, второе место по изнасилованиям... Я могу сказать, что здесь опять, в очередной раз нас пытаются противопоставить народу. Я отнюдь не считаю, что тот же Уфимов или целый ряд лиц проходящих по уголовным делам, представляют народ. А вот упоминание о 37 и 43 годах правомерно, но с точностью до наоборот. В 37-м как раз на таких собраниях и решали по указанию сверху: этого убрать, того наказать, не вникая в существо дела, а, самое главное, не глядя в Конституцию, которая существовала и в 36-м году. Хорошая в целом Конституция была, но кто на нее смотрел” [[7],[8]].

3.    Другие события

Гражданин США калмыцкого происхождения, Почетный гражданин Калмыкии Джаб Наминов-Бурхинов издал книгу “Борьба за гражданские права калмыцкого народа”. В начале 50-х годов Бурхинов в США возглавил Калмыцкий комитет по освобождению депортированных в СССР калмыков. В 1953 году добился приема калмыцкой делегации в Госдепартаменте США и в ООН, где вручил меморандум в котором предлагалось, чтобы Комиссия по правам человека при ООН добилась от Советского правительства сведений относительно местонахождения и состояния калмыков, чеченцев, карачаевцев, крымских татар, ингушей и балкарцев, и настояла на том, чтобы освободить уцелевших от поголовной депортации. В середине 1954 года Бурхинов выступил на Бангдунской конференции глав азиатских и африканских государств и обратился к мировой общественности с петицией по освобождению калмыцкого и других депортированных народов. В конце концов его правозащитная деятельность увенчалась успехом. В 1957 году Советским правительством было принято решение о возвращении калмыков в родные края. 14 декабря в Элисте состоялась презентация книги [[9]].

Д.Бурхинов — это особая личность в Калмыкии. Для него нет тайн, ему открыты все двери. Этот американский гражданин по приглашению К.Илюмжинова присутствовал на заседании Народного Хурала, где рассматривался вопрос о деятельности ФСБ. Наблюдатели были удивлены и задаются вопросом, возможно ли, чтобы в США при слушании в Конгресса деятельности спецслужб присутствие иностранных граждан? Как считают информированные источники, это объясняется тем, что на Д.Бурхинова Президент Илюмжинов возложил миссию организации его встречи с президентом США Б.Клинтоном, где он мог бы от имени калмыцкого народа выразить благодарность США за возвращение калмыцкого народа из мест ссылки.

 

Информированные источники из Правительства РК сообщили, что готовится проект Указа об административной реформе в Калмыкии. Предполагается, что вместо существующих 13 районов будет организовано шесть улусов. Примерно такое административное деление было в 1957 году, после возвращения калмыков из ссылки.

 

В Элисту назначен новый прокурор. Это советник юстиции Александр Безлепкин. Закончил Харьковский юридический институт, работал в Мценске Орловской области, Осетии, Чечне, Ингушетии. В 1996 году награжден орденом мужества. В ноябре 1997 года приказом Генерального прокурора РФ назначен прокурором г.Элисты. А уже в декабре президент Калмыкии К.Илюмжинов подарил городской прокуратуре 150 млн. рублей и автомобиль [[10]]. Когда-то Илюмжинов преподнес в подарок ФСБ сто тысяч долларов, еще раньше “мерседес” министру ВД, а теперь вот дошла очередь и до городской прокуратуры.



Источники

[1]. Проект бюджета принят в первом чтении. // Известия Калмыкии. — 1997. — 20 декабря. — №266-267.

[2]. Известия Калмыкии. — 1997. — 23 декабря. — №268

[3]. Ткачев С. В конце тоннеля появился свет. // Известия Калмыкии. — 1997. — 17 декабря. — №264.

[4]. Малякина А. Как помочь учителю и школе // Там же.

[5]. Калмыцкое радио. — 1997. — 29 декабря.

[6]. Рыжков И. Республика Калмыкия в июле 1997 года. "Республика Калмыкия против ФСБ” // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №7.

[7]. Гаряева Н. Органы безопасности снова против своего народа? // Известия Калмыки. — 1997. — 9 декабря. — №259.

[8]. Парламент заказал музыку, но следователь "играет" по нотам закона" // Советская Калмыкия. — 1997. — 16 декабря. — №6.

[9]. Цеджинов С. Джаб Бурхинов — правозащитник" // Новая неделя. — 1997. — 19 декабря. — №51.

[10]. Маева М. Элистинский прокурор получил от Президента Калмыкии богатые новогодние подарки // Известия Калмыкии1997. — 26 декабря. — №269.