Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь РОДИОНОВ

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

в марте 1998 года

1.    деятельность органов власти и
местного самоуправления

1.1.       Глава Республики

Практически с момента своего переизбрания Глава республики взялся за структурные перестановки в правительстве. Изменения, который произошли в составе мордовского правительства только на первый взгляд кажутся не особо значимыми. Очевидно, что призванные во власть самим Николаем Меркушкиным политические деятели начинают сегодня играть в правительстве все более серьезную роль, а те, кто возвысились еще при Швецове, сдают одну позицию за другой. Кроме того, как было сказано на сессии, немало руководителей Министерств и Госкомитетов получили последнее предупреждение — либо их работа соответствует взглядам Главы на ту или иную сферу деятельности правительства, либо на их месте появятся новые люди. На сессии мордовского парламента Николай Меркушкин провел несколько существенных замен в составе действующего кабинета министров, сразу на трех министерстких постах появились новые люди. Министром был назначен, в частности, Александр Замотаев — пост он получил в результате деления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Возросло число вице-премьеров с пяти до девяти человек. К прежним присоединились: Сергей Вдовин, назначенный на должность вице-премьера правительства, курирующий сферу науки и новых технологий, министры экономики и финансов и председатель объединенных Фонда имущества и Госкомимущества.

В докладе Главы Республики были отмечены следующие проблемы:

1. Некомпетентность руководства ряда республиканских предприятий в экономических вопросах.

2. Медленное продвижение строительства Мордовской ГРЭС.

3. Слабость местных коммерческих банков (как вариант исправления ситуации — слияние некоторых из них между собой или с крупными российскими банками).

4. Нецелевое использование средств, в том числе, и представителями государственных структур (по фактам нецелевого использования средств, задержек при прохождении, финансирования сверхустановленной нормы — персональная ответственность).

5. Слабая отдача института представителей государства в акционерных обществах.

6. Высокая доля убыточных хозяйств в аграрном секторе республике.

7. Низкая эффективность работы всего корпуса глав районных администраций. Руководителю аппарата Главы Республики Николаю Крутову предписано провести аттестацию всех глав районных администраций.

8. Неудовлетворительная работа по сбору налогов.

9. Отсутствие самостоятельности у вице-премьеров в решение ряда вопросов.

10. Невыполненные установки по сокращению штатов мордовского чиновничества (должно было подпасть под сокращение 70 штатных единиц, а в итоге сокращено только 38).

11. Проникновение организованной преступности в экономическую и кредитно-финансовую сферу Мордовии. Попытки установления контроля со стороны криминальных структур над республиканскими предприятиями, легализация преступного капитала.

12. Коррупция. На руководство «Мордовавтодора» заведено уголовное дело по факту махинаций с векселями на сумму 2 млрд. рублей. Векселя передавались частным фирмам — в том числе не существующим. К этому делу были причастны руководители не только из «Мордовавтодора».

13. Практика поборов на вступительных экзаменах на некоторых факультетах мордовского университета.

Глава республики предложил ряд мер для выхода из кризиса:

1. Рост производства в 10-12% к уровню прошлого года. Для отдельных предприятий, если они задумываются о перспективах, этот показатель должен быть в два-три раза выше.

2. Выход за пределы Мордовии с максимально большим количеством продукции республиканских предприятий.

3. Предприятия, взявшие кредиты, должны нести самостоятельно ответственность за их использование, возврат и уплату процентов.

4. Создание Фонда развития республики.

5. Активно внедрять хозрасчет в сельское хозяйство.

6. Контролировать расходование средств в муниципальных бюджетах.

7. Произвести 10-процентное сокращение аппарата управления в республике.

8. Повысить координирующую роль Совета Безопасности.

9. Ответственность за выполняемую работу со стороны руководителей учреждений, предприятий и организаций — персональная. Руководителю администрации Главы республики Николая Крутову в недельный срок предписано подготовить положение, согласно которому человек, увольняемый с государственной службы из-за служебного несоответствия, теряет все права и льготы, установленные Законом о государственной службе.

10. Для повышения эффективности социальной защиты населения, поддержку социально незащищенных категорий перевести исключительно на адресную основу. Составить списки людей, нуждающихся в социальной поддержке, которые должны уточняться ежеквартально.

1.2.       Программы новых вице-премьеров

Сергей Вдовин, вице-премьер правительства, курирующий сферу науки и новых технологий, заявил о намерении провести глубокую инвентаризацию в области науки и новых технологий. По его словам, предстоит очень много заниматься реализацией программы информатизации Мордовии. Сейчас уже существует республиканский информационный центр, определена концепция информатизации, разработана программа. Надо активизировать этот процесс. А что касается условий — необходимо создать экономическую, правовую и организационную базу, стимулирующую научную и инновационную деятельность в республике.

Николай Калиниченко, министр внешнеэкономических связей, заявил: «Возглавляя фирму «Анцек», я занимался, главным образом, внешнеторговой деятельностью. Это близко и по стилю работы, и по задачам, которые ставятся сегодня перед министерством». Он заявил о намерении содействовать экспорту местной водки, продукции «Лисмы», «Биохимика», Кабельного завода. Пять лет назад, по его словам, была предпринята попытка вторгнуться с лампочками «Лысмы» на рынок Латинской Америки, и тут же «Дженерал электрик» вдвое снизила цены на свою продукцию на всем латиноамериканском рынке. Также он выразил уверенность в высокой экспортоспособности пенька-заводов.

1.3.       Отставка российского правительства:
отражение в республиканском масштабе

Александр Пыков, заместитель председателя правительства Республики Мордовия, отозвался об отставке правительства РФ нейтрально.

Полномочный представитель президента России в Республике Мордовия Валентин Конаков считает, что произошедшая отставка правительства и формирование нового кабинета отразятся на республике исключительно благотворным образом.

1.4.       Прокуратура

Как стало известно из хорошо информированных источников, со дня переизбрания Главы пустует кресло прокурора города Саранска. Его последний хозяин Василий Терешкин Указом Главы Республики назначен на должность заместителя министра юстиции Республики Мордовия.

Хотя официальный пятилетний срок полномочий прокурора истекает лишь в июле, В.Терешкин вскоре займет новую должность. Его последователем на посту городского прокурора почти наверняка станет сегодняшний прокурор Пролетарского района Валерий Юртайкин, чья кандидатура была практически единогласно (против 1 голос) одобрена на заседании Коллегии прокуратуры Республики. Однако последнее слово останется за Москвой.

23 марта в Мордовию приехали сразу пять высоких чинов из Генеральной прокуратуры России. Они пробыли в республике до 1 апреля. Генпрокуратуру очень интересует работа мордовской милиции по линии госавтоинспекции и проблемы преступности среди несовершеннолетних. Проверка носит плановый характер, однако впервые регион посещает такое большое число высокопоставленных чиновников. Последуют ли после отъезда москвичей какие-либо «оргвыводы», покажет время.

1.5.       Сессия Саранского горсовета

12 марта состоялась очередная 20-я сессия Саранского городского Совета.

Были признаны полномочия двух новоизбранных депутатов — Юнира Биктякова и Сергея Разуваева. Мэр города Саранска Иван Ненюков собственноручно вручил им депутатские удостоверения.

Депутаты утвердили в должности заместителя мэра города по экономике Семена Шатохина, а на должность начальника жилищного отдела — г-на Васягина. Жаркие споры и дебаты разгорелись по поводу бюджета 1998 года. В бюджете заложен дефицит в размере почти 44 миллиона рублей. Серьезным изменениям подвергся пункт о предоставлении рассрочек по бюджетным платежам. Подобные льготы теперь будут предоставляться только тем предприятиям, которые обеспечивают рост объемов производства продукции. Но и они должны будут сами внести в бюджет определенную плату в виде процентов за пользование этой рассрочкой. Фактически этим предприятиям предоставляется кредит на льготных условиях.

2.    Социально-экономическая ситуация

2.1.       Налог с продаж

Со 2 апреля на территории Мордовии отменяется закон «О налоге с продаж» (от 20 января 1996 г.), который на протяжении всего срока действия вызывал бурные дебаты среди бизнесменов. 10 марта Госсобранием РМ принят новый местный налог с розничных продаж.

Пятипроцентным налогом с продаж облагается продукция, которую производят предприятия на территории Мордовии, а также предметы роскоши, деноминированная стоимость которых больше 15 тысяч рублей. В список, помимо новых автомобилей иностранного производства и ювелирных изделий из драгметаллов, камней, жемчуга, теперь отнесена дорогая мебель и бытовая электронная техника. По определению ведущих экономистов из министерства финансов РМ, новый налог должен стимулировать торговые предприятия к тому, чтобы не повышать цену товара. Однако вероятнее, что оформление сделок по покупке дорогих автомобилей будет совершаться в соседних с Мордовией областях.

Десятипроцентный налог введен на ввозимые в Мордовию товары из числа тех, которые республика сама производит в достаточном количестве и обеспечивает население в полном объеме самостоятельно. Это — мясо птицы, яйцо, колбасные изделия, животное масло и т.д. 15% ставка берется с пива и плодово-ягодных вин, ввозимых в Мордовию. Самым большим налогом местные власти решили обложить водку и ликероводочные изделия, ввозимые в Мордовию — 50%. Вообще не будут облагаться налогом с продаж хлеб и молоко, производимые на территории Мордовии, а также детская одежда, обувь, школьные принадлежности, детское питание, лекарственные препараты, товары медицинского назначения. Мордовия — первый регион России, где вводится такой налог.

2.2.       Обучение за границей

Еще летом президент Ельцин выступил с предложением отправить для обучения за границу пять тысяч молодых людей. Вскоре регионам определили квоту, Мордовии досталось 30 мест.

11 февраля в газете «Известия Мордовии» было опубликовано положение об отборе и создана комиссия, которую возглавил первый вице-премьер Виктор Акишев. Заявки на обучение принимались до 11 февраля. Высокопоставленные чиновники стремились включить в заветные списки претендентов своих знакомых и родственников, вчерашних выпускников университета, а ныне работников банков, служащих госучреждений, правительственного аппарата. Однако Борис Немцов, курирующий отбор «пятитысячников» на федеральном уровне, прислал телеграмму, в которой требовал посылать за границу только производственников. В итоге из семидесяти желающих осталось двадцать девять. Все они, по мнению руководства комиссии, удовлетворяли четырем формальным требованиям, имея: 1) возраст до 35 лет; 2) высшее образование; 3) опыт практической работы; 4) знание иностранного языка (английского или страны предполагаемой стажировки).

Отобранным предстояло пройти тестирование. Тестирование проводилось по трем предметам: иностранному языку, психологии и специальности. Как оказалось, претенденты на поездку за рубеж показали очень слабые знания иностранного языка. Тестирование по английскому проводилось по так называемому «Оксфордскому минимуму», допустимой нормой считалась 140-балльная оценка, а претенденты набрали 60-70 баллов, как исключение можно назвать 100-балльную оценку.

Показавшие слабое владение языком пройдут шестимесячные обучающие курсы, скорее всего в Саранске в институте повышения квалификации Мордовского университета. И уже только после этого отправятся в Англию, Францию, Италию, Японию, США и другие страны.

Уже сейчас можно сказать, что в числе 29-ти в действительности очень мало производственников-практиков. Зато очень много среди соискателей вчерашних студентов вузов — детей директоров ряда промышленных предприятий, представителей правительства и Госсобрания.

2.3.       Долги по зарплате

Ежемесячно Госкомстат РМ отслеживает ситуацию с задолженностью по зарплате работникам ряда отраслей экономики.

По состоянию на 1 марта долги по зарплате составили 245,1 миллиона новых рублей. По сравнению с прошлым месяцем долг вырос на 3,5%. Налицо тенденция к увеличению задолженности по зарплате. Интересно, что задолженность по зарплате быстрее увеличивалась на государственных предприятиях.

Кстати, из общей суммы долга 7% составляют бюджетные долги. В абсолютном выражении это составляет 18,1 миллиона рублей. Как поясняют работники Госкомстата, долги по зарплате бюджетникам оставались и по итогам 1997 года, полностью они не погашались.

В производственной сфере положение еще хуже. В строительстве зарплата не выдавалась в среднем шесть месяцев, в сельском хозяйстве — семь.

2.4.       Оплата труда

Госкомстат РМ опубликовал очередные данные об оплате труда за январь 1998 года. Банковские работники лишь замыкают тройку самых обеспеченных. Их опередили железнодорожники и представители черной металлургии. По-прежнему самыми низкооплачиваемыми являются сферы сельского хозяйства, культуры, искусства и образования.

Средняя зарплата в январе, если бы она вовремя выдавалась, составила бы 533 рубля, что на 20% больше, чем в январе прошлого года. По сравнению с декабрем 1997 года она снизилась почти на 30%.

В среднем в январе социальные выплаты в расчете на одного работника составили 12 рублей. Как правило, это материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам.

2.5.       Разное

В течение нескольких дней жители ряда сел республики оставались без электроэнергии.

В последнее время «Мордовэнерго» всерьез вознамерилось проучить должников. Тех, кто не заплатил за электроэнергию, решили просто отключить от сети.

По действующему закону если энергетическая организация не может обеспечить раздельное питание предприятий и зависящих от них домов, то прибегать к отключению оно не имеет права. Это, кстати, напомнил на последнем хозактиве председатель правительства Волков, назвав действия «Мордовэнерго» недопустимыми.

Мордовия оказалась в числе регионов, где интенсивно распродаются детские сады.

Сегодня в Саранске действует 92 детских сада, тогда как всего несколько лет назад их было около 130. По данным городского управления образования, только за последние 6 лет было закрыто 26 детских дошкольных учреждений, в основном ведомственных.

Перепрофилирование детских садов является действием, противоречащим существующим федеральным нормативным актам.