Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в марте 1998 года

1.    вокруг выборов

1.1.       В парламенте

Самой обсуждаемой темой, как ни странно, в марте была тема предстоящих выборов в Государственный совет республики, которые должны состояться в июне этого года.

Дело в том, что законодательной базы для этих выборов, удовлетворяющей требованиям федерального избирательного законодательства, в республике нет. Нынешний состав Госсовета ЧР избран по территориальным и административно-территориальным округам, причем «городской» депутат от административно-территориального округа может представлять в парламенте в 10 раз больше избирателей, чем депутат «сельский». Чтобы устранить это и другие противоречия местного законодательства о выборах с Федеральным, необходимо было внести изменения или принять новые законы «О Государственном совете Чувашской республики», «О выборах депутатов Государственного совета Чувашской Республики» и о поправках и Конституции Чувашии.

По вполне понятным причинам делать эту работу до президентских выборов, состоявшихся в декабре прошлого года, Госсовет не спешил. Если бы по итогам этих выборов победу одержал не Николай Федоров, а председатель Госсовета Валентин Шурчанов, расклад сил, а значит, и тактика Госсовета в этом вопросе были бы совершенно другими. Но президентом остался Федоров, и депутатам срочно пришлось заняться «выборными» законами.

На очередной сессии Госсовета, состоявшейся 12 февраля, несмотря на отрицательное заключение минюста ЧР, вышеупомянутые законопроекты были приняты и направлены на подпись президенту, который, в свою очередь, их отклонил. Так как до истечения срока полномочий нынешнего состава депутатского корпуса времени осталось совсем немного, Госсовет попал в цейтнот — если он не определится окончательно с избирательными законами и не назначит дату проведения выборов депутатов, это будет вынуждена сделать уже центральная избирательная комиссия.

10 марта состоялась внеочередная сессия Госсовета, на которой депутаты первым делом попытались преодолеть вето президента по всем трем законам. Попытка не удалась. Пришлось снова браться за обсуждение законопроектов, соглашаться с предложениями президента.

Вот как описывает это сам В.Шурчанов в интервью «Республике»: «В основном разногласия возникли по трем моментам. Во-первых, могут ли главы исполнительной власти баллотироваться в представительный орган власти. Во-вторых, по явочной планке избирателей и в-третьих, по количеству депутатов, работающих на постоянной основе. Сейчас все разногласия устранены. Что касается участия глав местного самоуправления в выборах в Госсовет — мы дали им такую возможность. Пусть проверят себя, насколько они пользуются доверием народа. Но, насколько мне известно, многие главы уже сейчас отказываются от этой почетной обязанности. По вопросу явки избирателей. Мы полагали, что нужно записать в законе: выборы считаются состоявшимися, если явится 20% населения. Президентская сторона настаивала на 25%.

Вообще, конечно, логика в этом есть: такое количество избирателей, пришедших на участии, предусматривается и при выборах в Госдуму, и в органы местного самоуправления. Но мы исходили из реалий: летом, в пору отпусков в городе собрать больше 20 процентов населения никогда не удалось. Да и федеральное законодательство устанавливать планку нам не запрещает. Но мы решили согласиться и по этому моменту. Придется кандидатам работать над явкой своих избирателей. И наконец, о количестве депутатов, работающих на постоянной основе. Конечно, самым лучшим вариантом было бы, чтобы все депутаты были бы освобожденными, но республика на это денег не имеет. Мы считаем, по мере возможности Госсовет мог бы регулировать число освобожденных депутатов. Сейчас решено зафиксировать это имело — 20 человек. ... Я все принятые документы подписал, передал на подпись президенту. Если до 17 марта законы получат одобрение, у Госсовета будет возможность объявить выборы нового парламента».

Как видно из текста, Госсовет был вынужден уступить президенту по всем пунктам. Даже когда такие уступки в перспективе вели к ослаблению позиций парламента. Что значит «летом, в пору отпусков, в городе собрать больше 20% населения (имелось в виду, очевидно, 20% избирателей. — С.Ю.) никогда не удавалось»? Из этого следует, что если выборы состоятся в конце июня — июле, то новый депутатский корпус наверняка будет сформирован не больше, чем наполовину по причине низкой активности городских избирателей. Придется назначать довыборы, а это новые расходы и лишний повод вспомнить о невысокой популярности Госсовета.

Предполагалось, что после уступок Госсовета президент подпишет все три законопроекта и на следующей сессии парламента, 17 марта, уже можно будет назначить дату выборов. Однако и к 17-му числу президент не поставил своей подписи под этими документами.

20 марта Валентин Шурчанов провел пресс-конференцию, посвященную работе Госсовета с блоком «выборных» законопроектов. По мнению Валентина Сергеевича, причина задержки с их подписанием в том, что исполнительную власть не устраивает и намечающаяся дата проведения выборов — 28 июня. Как раз в эти дни республика будет отмечать Дни государственности. Поэтому президенту предпочтительнее вариант центризбиркома, который наверняка назначит выборы на начало июля. Однако глава парламента считает, что президент все-таки подпишет эти законы в ближайшее время. Кроме того, Валентин Сергеевич сообщил, что собирается баллотироваться в Госсовет нового созыва.

Однако дни шли за днями, президент по прежнему не подписывал «выборных» законопроектов, а в симпатизирующей Николаю Федорову «Советской Чувашии» продолжали появляться статьи о несовершенстве разработанного Госсоветом пакета «выборных» законов. Сообщалось, например, что Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики, «О Государственном совете Чувашской Республики», принятый Госсоветом 10 марта, президент вернул парламенту без рассмотрения в связи с возвратом в Госсовет Закона «О поправках и Конституции (Основному Закону) Чувашской республики». А этот закон, в свою очередь, президент не подписал ввиду его противоречия Конституции ЧР: она не предусматривает внесения в нее поправок, «ибо в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 92 и статьей 161 Конституции в Основной Закон вносятся лишь изменения и дополнения», а никакие не поправки.

В общем, до конца месяца президент так и не подписал пресловутых законопроектов, Госсовет потерял право назначить дату выборов, и «эстафетная палочка» в этом вопросе перешла к центризбиркому ЧР.

1.2.       В Центризбиркоме

Тем временем в ЦИКе разворачивались не менее любопытные события. В середине марта по состоянию здоровья подал в отставку председатель этого органа Михаил Киселев.

Ситуация складывалась деликатная. Центризбирком Чувашской Республики состоит из 14 членов, сформирован он на равноправной основе президентом и Госсоветом республики (по 7 человек от каждой стороны). М.Ф.Киселев, генерал-майор милиции, бывший министр внутренних дел республики, представлял в ЦИК президентскую сторону. Имея ввиду, что в середине лета должны состояться выборы депутатов Госсовета, легко было предположить, что за председательское кресло развернется борьба не на жизнь, а на смерть. Конечно, выдвигались разного рода версии причин отставки Киселева, но по слухам, дело тут действительно в пошатнувшемся здоровье Михаила Федоровича. Говорят, что у него был инсульт, а с таким диагнозом руководить выборами в Чувашии, мягко говоря, непросто.

Как и ожидалось, выборы нового председателя проходили непросто. На эту должность были выдвинуты кандидатуры заместителя председателя Людмилы Линик, членов ЦИК Леонида Шимина, Сергея Чехова, Юрия Тимофеева и Анатолия Чурбакова. Первые трое сразу взяли самоотвод. Выборы проходили в два тура. По итогам первого 5 голосов получил Тимофеев, 6 — Чурбаков, двое проголосовали против всех. Второй тур (при этом в бюллетени вносилась лишь одна фамилия): Чурбаков — 6, против — 7. Председатель не избран.

Надо пояснить, что кандидатуру Тимофеева предложил Киселев. Разумеется, что Юрий Тимофеев введен в состав ЦИК по предложению президента, а Чурбаков — Госсовета.

2.    Акция протеста — без профсоюзов

В последние годы профсоюзы республики играли заметную роль в проведении разнообразных акций протеста: «День действий» 27 марта 1997 года, когда на Красной площади Чебоксар, по разным оценкам, собиралось от 5 до 15 тысяч человек, был организован как раз в основном усилиями профсоюзов. Коммунисты, тоже приложившие к этому руку, были как бы слегка в стороне — их роль была не так заметна. С прошлого года положение дел в промышленности республики в лучшую сторону заметно не изменилось, но правительству, тем не менее, удалось уговорить руководство рессовпрофа не принимать участия во Всероссийской акции протеста 9 апреля.

По сообщениям прессы, дело было так. 13 марта в Чебоксарском Доме союзов состоялась встреча профсоюзного актива с вице-президентом и председателем кабинета министров Чувашии Львом Кураковым. Лев Пантелеймонович пришел не один, а привел с собой чуть ли не половину своего кабинета — министров финансов, здравоохранения, социальной защиты, экономики, труда и занятости, физической культуры и спорта, госимущества. Премьер сразу заявил — он не может сказать, что доволен работой министров, время от времени некоторые министерства придется обновлять. Сменять нужно, по его мнению, очень многих нерадивых пьянствующих руководителей предприятий, и тут свою роль должны сыграть профсоюзы. Министры ответили на вопросы присутствующих, а под конец Кураков высказал пожелание, что республика не должна быть забастовочной и митингующей, и предложил 9 апреля вести переговоры, а не митинговать. Тут же профсоюзный босс Петр Ивантаев сообщил, что принято решение в течение 100 дней после назначения правительства Чувашии, никаких акций не проводить и решать проблемы путем переговоров.

Отказ рессовпрофа от участия во Всероссийской акции протеста еще раз был закреплен через несколько дней при подписании очередного трехстороннего соглашения о социальном партнерстве. Этот документ, в отличие от аналогичных, должен действовать не один, а целых два года: 1998 и 1999. Кроме того, со стороны правительства его подписал не заместитель председателя правительства, а сам премьер, Лев Кураков. Ивантаев на этом мероприятии заявил, что 9 апреля профсоюзы Чувашии будут участвовать в акции протеста. Но форма этого участия выбрана другая — «сесть за стол переговоров и вести предметные разговоры с конкретными людьми, ответственными за ту или иную проблему. От уровня отдельного завода до республиканского масштаба».

Вне всякого сомнения, Лев Пантелеймонович хороший оратор, умеет зажечь аудиторию и убедить ее в своей правоте. Но представляется сомнительным, что в истории с отказом рессовпрофа от участия во Всероссийской акции протеста обошлось без предварительного разговора с профсоюзными лидерами. Вполне возможно, что им в обмен было что-то предложено. С другой стороны, сговорчивость профлидеров можно понять — год назад впереди была полная неопределенность, впереди маячили президентские выборы, а теперь на ближайшие четыре года ситуация довольно предсказуема...

3.    ЭКОНОМИКА

Ситуация в экономике республики, как, наверное, и по всей России, неоднозначная. Судя по отрывочным сведениям, собираемость налогов в первые месяцы года очень низка, вновь стала расти задолженность по зарплате бюджетникам (около двух месяцев задержки) и по выплате пособий на детей. Доходило до крайностей — 11 марта одна из городских магистралей более чем на час была перекрыта женщинами, требовавшими выплаты детских пособий, которые они не получали с августа прошлого года. Им пообещали якобы выплатить все долги за полгода специальными чеками, которые можно отоварить в прикрепленных магазинах. Однако вдруг выяснилось, что платить будут только за август, выдача чеков начнется только после обеда (не успели подготовить списки). После этого толпа женщин, с утра собравшихся у районного центра социальной помощи семье и детям, отправилась перекрывать дорогу.

К месту происшествия тут же прибыли районные и городские власти, женщинам пообещали, что товары в закрепленных магазинах в обмен на чеки будут выдаваться по нормальным, а не завышенным ценам, что есть возможность получить пособия с августа по март путем зачета долгов по коммунальным услугам. В конце концов женщин удалось столкнуть с проезжей части, а после обеда в этот же день началась выплата пособий за август. Тем не менее на следующий день похожая история повторилась в другом районе Чебоксар. В последние месяцы власти на местах, особенно в столице республики, усиленно ищут способы «развязаться» с детскими пособиями. В частности, применяется метод зачета пособий в качестве коммунальных платежей, выдача продовольственных чеков и так далее. Как видим, даже с их применением избежать массовых волнений удается не всегда.

В предыдущих выпусках мониторинга уже рассказывалось, что правительство республики взяло курс на смену руководства неэффективно работающих производств. Процедура введения внешнего управления проведена на таких крупных предприятиях, как завод промышленных тракторов, акционерное общество «Химпром» и многих других. Очевидно, первые результаты введения внешнего управления оказались удовлетворительными, потому что правительство готовится инициировать процесс введения внешнего управления еще на целом ряде крупных градообразующих предприятий, таких как алатырский завод «Электроавтомаш», Чебоксарский мясокомбинат и Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат, а возможно и столичный агрегатный завод.

Особенно сложная ситуация сложилась на хлопчатобумажном комбинате. Последние несколько лет предприятие практически не работает, кредиторская задолженность его катастрофически растет, а руководство комбината во главе с генеральным директором ООО «ЧХБК» В.А.Заворзаевым занимается по сути не выводом завода из кризиса, а поиском виноватых и подозрительными операциями с его имуществом. Например, с июля по октябрь 1996 года стоимость основных средств ООО «ЧХБК» уменьшилась на 249 812 млн. руб., то есть практически вдвое. В связи с этим арбитражный суд ЧР даже остановил производство по делу о несостоятельности комбината, чтобы выяснить, не пахнет ли тут преднамеренным банкротством. Правоохранительные органы около года пытались разобраться в этом вопросе. Оказалось, что имущество комбината, в том числе прядильно-ниточная, отделочная, швейная, прядильно-ткацкая фабрики, торговый центр и торгово-производственное объединение «Ивушка», гаражи, прачечная и т.п. передано физическим и юридическим лицам (была использована хорошо продуманная схема, предварительно внесены изменения в устав и учредительный договор). Прокуратура республики в конце концов пришла к выводу, что действия руководства комбината противоречат закону, отрицательно влияют на производственную и хозяйственную деятельность предприятия, а также затрагивают интересы участников общества. Результатом же этого годичного разбирательства, по сообщению «Советской Чувашии» было всего лишь предложение со стороны прокуратуры индивидуальному предпринимателю Колотушкину Н.А. (которому досталась заметная часть собственности комбината. — С.Ю.) устранить выявленные нарушения закона.

Тем не менее, по слухам, введение внешнего управления на ЧХБК — вопрос решенный, а на роль управляющего уже подобран подходящий кандидат, фамилии которого, правда, никто не называет.

Если говорить о практике внешнего управления на предприятиях Чувашии, то самым удачным его вариантом называют чаще всего новочебоксарский «Химпром», арбитражным управляющим на котором работает Виктор Кисин. На сегодня этот крупнейший в Европе химкомбинат постепенно сокращает задолженность по выплате зарплаты работникам с одновременным ее увеличением, успешно осваивает производство новых видов продукции. «Химпром» является российским лидером по производству новейших средств защиты растений, гербицидов семейства сульфанилмочевин. Создается совместное российско-американское предприятие по производству средств защиты растений с известной компанией «Дюпон де Немур» — «Дюпон-Химпром». Американцы вкладывают в предприятие солидные деньги, на которые местная строительная фирма, «Стройтрест №4», построит завод по расфасовке продукта и административное здание на территории «Химпрома».

Вообще правительство республики и президент довольно активно ищут пути оздоровления экономики республики. На это направлены множество указов, постановлений и распоряжений о налоговых льготах, взаимозачетах, выпуске ценных бумаг и так далее и тому подобное. Последним нововведением в этой области, на которое наблюдатели возлагают большие надежды, стало постановление Кабинета Министров, предусматривающее заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между правительством ЧР и промышленными предприятиями. С помощью таких соглашений правительство Чувашии надеется найти выход из тупика, порожденного приватизацией по Чубайсу, когда руководители предприятий практически не зависят ни от государства, ни от акционеров. Институт представителей государства в акционерных обществах в этом смысле мало себя оправдывает — их пакет акций чаще всего слишком мал, чтобы реально влиять на ситуацию.

Смысл соглашений о социально-экономическом сотрудничестве заключается в том, что правительство и администрации предприятий будут договариваться о согласованных действиях как в области производства, так и по соблюдению законных прав коллективов предприятий. Предполагается, что акционерное общество возьмет на себя обязательства «обеспечить прирост физических объемов промышленного производства и продаж» в течение года не менее, чем на 5%, «сохранить количество рабочих мест» в соответствии с программой реструктуризации, своевременно выдавать зарплату, вносить платежи в бюджеты, увеличить производство экспортной продукции и т.д.» (цитируется по «Советской Чувашии»). Правительство, со своей стороны, фиксирует в соглашении свои обязательства по реструктуризации задолженности предприятия в бюджет, выделению льготного кредита, размещению госзаказа и т.п.

Конечно, все эти меры воздействия на предприятия — льготные кредиты, налоговые льготы, угроза ввести внешнее управление и многое другое, существовали и раньше. Но одно дело, когда это происходит, так сказать, в единичном порядке, и совсем другое — «комплексный подход», система. Уже известно, что первое такое соглашение правительство заключит с АО «Контур», финансовое состояние которого давно оставляет желать много лучшего.

4.    Национальные проблемы

4.1.       Юбилей И.Яковлева

Самой обсуждаемой темой в этой области является приближение 150-летнего юбилея чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева.

Иван Яковлев — основатель Симбирской чувашской учительской школы, из стен которой вышло множество преподавателей, на собственные деньги и средства спонсоров построил в Поволжье и на Урале большое количество школ, перевел на чувашский язык Библию. В своем «духовном завещании» призывал чувашей жить в мире и дружбе с русским народом.

24 июня 1997 года, в День государственности Чувашской Республики постановлением правительства была утверждена обширнейшая программа мероприятий по проведению юбилея Ивана Яковлева и приуроченных к нему Дней чувашской культуры в Москве, которые должны состояться с 20 по 22 апреля. Программа предусматривала достройку нового здания Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева, реставрацию здания бывшей Симбирской Чувашской школы, развитие инфраструктуры Тепиошского района Татарстана, откуда родом просветитель, проведение праздников детского творчества в местах компактного проживания чувашей и т.д. Дни чувашской культуры в Москве — тоже достаточно заметное событие, мероприятия в его рамках должны пройти в государственном концертном зале «Россия», Центральном Доме народного творчества, Концертном зале им. П.И.Чайковского и других не менее престижных местах, ожидается присутствие Юрия Лужкова и Олега Сысуева.

Финансирование программы празднования юбилея и Дней чувашской культуры в Москве должно осуществляться в основном из двух источников — федерального и республиканского бюджетов. За год с момента утверждения программы сделано довольно много, но в основном осуществлялись мероприятия, требующие относительно скромных затрат — изданы труда И.Яковлева, книги о самом патриархе и его деятельности. Зато на строительство здания пединститута в Чебоксарах согласно смете, утвержденной правительственным постановлением, требуется 20 млн. рублей новыми. Выделено же из федерального бюджета 200 тыс. рублей, то есть ровно один процент. Министерство образования РФ отказывается профинансировать детские празднки, потому что якобы нет статьи, по которой можно выделить на это средства.

Наблюдатели отмечают, что подавляющую часть нагрузки по организации юбилея И.Яковлева, действительно уважаемого в чувашском народе деятеля, взяли на себя правительство и президент республики. Роль Чувашского национального конгресса, Партии чувашского национального возрождения, Чувашского общественно-культурного центра и других национально ориентированных организаций, насколько можно судить по местной прессе, в этом деле очень незначительна.

4.2.       «Деловые чуваши» со всей России — в Чебоксарах

19 марта в Чебоксарах открылся семинар — совещание руководителей предприятий и организаций, чувашей по национальности.

Встреча была организована, чтобы наладить связи с экономически активными представителями чувашской диаспоры в регионах России. В работе семинара приняли участие президент республики, и.о. главы кабинета министров Энвер Аблякимов, несколько министров.

4.3.       Татарская автономия в Чувашии

В начале марта в татарском селе Урмаево Комсомольского района ЧР состоялась учредительная конференция татарской национальной автономии в Чувашии. Прибыли на конференцию представители пяти татарских общественно-культурных центров, действующих в Чувашии. Объединение создано согласно федеральному закону о национально-культурных автономиях и будет заниматься вопросами культуры, языка, образования татарской диаспоры в Чувашии (татары составляют 2,7% от общей численности населения республик).

Источники

1.  В Чувашии учреждена татарская национальная автономия // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №45.—
5 марта. — С. 1.

2.  Депутаты не смогли преодолеть вето и пошли на мировую // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №49. —
11 марта. — С. 1.

3.  Осипов С. За детскими пособиями мамы вышли на большую дорогу // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №50. — 12 марта. — С. 1.

4.  Смажна Л. Новые рабочие места и иностранные инвестиции, откроют Новочебоксарску второе дыхание // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №51. — 13 марта. — С. 1.

5.  Васильев Н. Деятельность Госсовета Чувашии грозит завершиться глубоким парламентским кризисом // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №51. — 13 марта. — С. 1.

6.  Васильев Н. Наступит ли президент на горло собственной песне? // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №52. — 14 марта. — С. 1.

7.  Кузьмин Б. С людьми правительства профсоюзной акции протеста не будет // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №53. — 17 марта. — С. 1.

8.  Васильев Н. Хлопчатобумажный комбинат повис на ниточке. А управленцы все манипулируют имуществом // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №53. — 17 марта. — С. 1.

9.  Горчаков О. Госсовет переходит на законотворчество с предвыборным прицелом // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №55. — 19 марта. — С. 1.

10.Горчаков О. Деловой мир чувашской диаспоры России в Чебоксарах // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №56. — 20 марта. — С. 1.

11.Алексин В. насыщенная программа с «белыми пятнами» // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №56. —
20 марта. — С. 1.

12..Арсюхин Е. Московские чиновники пытаются бойткотировать «Яковлевскую программу» // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №57, 58. — 21 марта. — С. 1.

13.Горчаков О. Спикер не видит парламентского кризиса. А председатель Центризбиркома уходит в отставку // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №57, 58. — 21 марта. — С. 1.

14.Петров Н. Хорошим депутатам мешают акции исполнительной власти // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №57, 57. — 21 марта. — С. 1.

15.Васильев Н. Госсовет не справился со своей задачей. Конституционные сроки депутатских выборов упущены // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №59. — 24 марта. — С. 1.

16.Петров Н. Президент не подписал законы // Советская Чувашия. — Чебоксары, — 1998. — №61. — 26 марта. — С. 1.

17.Соловьев А. Найдет ли правительство согласие с предприятиями? // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №61. — 26 марта. — С. 1.

18.Кузьмин Б. Социальное партнерство продлено. Вместо протеста — переговоры // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №62. — 27 марта. — С. 1.

19.Вронская Г. Буря в стакане воды // Республика. — Чебоксары, 1998. — №11. — 12-18 марта. — С. 1.

20.Все, что могли... // Республика. — Чебоксары, 1998. — №11. — 12-18 марта. — С. 2.

21.Вронская Г. Талон на выживание // Республика. — Чебоксары, 1998. — №12. — 19-25 марта. — С. 3.

22.Надеждина Н. «Дюпон» сильно рискует // Республика. — Чебоксары, 1998. — №12. — 19-25 марта. — С. 1.

23.Пашкова А. Кризиса нет. И проблем // Республика. — Чебоксары, 1998. — №13. — 26 марта — 1 апреля. — С. 1.

24.Васильев А. Стареющий парламент молодит на глазах // Чаваш ен. — Чебоксары, 1998. — №11. — 21-28 марта. — С. 1.