Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в апреле 1998 года

1.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

1.1.       Назначение

Губернатор В.Густов назначен председателем Наблюдательного совета Северо-Западного регионального фонда президентских программ. В составе фонда более 30 предприятий и объединений, в том числе «Ленгазтеплострой», «Мостострой-6», «Ленэнерго», «Союз нефтегазопромышленников РФ», «Спецгидроэнергомонтаж». 2 апреля в Доме правительства Ленинградской области прошло первое заседание совета. Была заслушана информация по некоторым программам, в том числе по одному из приоритетных для области направлений – программе газификации Ленинградской области.

1.2.       Предложения новому правительству РФ

В.Густов сообщил журналистам свое мнение в связи с полученным из правительства РФ запросом о том, какими, по мнению областной администрации, должны быть первые шаги нового состава кабинета. Он считает, что «не надо ничего выдумывать, надо начинать с Ленинградской области». Здесь прежде всего имеются в виду следующие вопросы:

— Переработка и транспортировка нефти. В частности, реконструкция предприятия «КИНЕФ» для углубления переработки нефти тормозится отсутствием необходимой нормативной базы. Это создает проблемы с приобретением оборудования иностранного производства (при отсутствии отечественного) из-за непосильных таможенных сборов. В правительстве области подготовлен проект распоряжения премьер-министра РФ, В.Густов намерен добиваться его принятия уже в мае.

— Проблема порта в Приморске. В.Густов говорит, что необходимо принять волевое решение. В настоящее время заканчивается формирование акционерного общества по строительству Балтийской трубопроводной системы, в котором будет и доля Ленинградской области. Следующим шагом, как считает В.Густов, должно стать строительство нефтепровода от Киришей до Приморска на 6 млн. тонн — такой объем уже сейчас может идти без ущерба для сырьевого обеспечения нефтеперерабатывающего производства в Киришах. Это позволит ускорить и удешевить строительство порта. Областное правительство сейчас привлекает к этому проекту компанию «ЮКОС».

— Запуск двух других портов в Финском заливе. Для запуска порта в Усть-Луге (первая очередь может быть открыта уже в августе-сентябре) необходимо, чтобы правительство РФ выступило гарантом кредита на 166 млн. долларов для строительства угольного терминала и выделило 360 млн. рублей на государственные объекты. О ситуации с портом в бухте Батарейная: если удастся добиться от правительства РФ распоряжения о реконструкции «КИНЕФ», то до конца мая будет подписан договор с Ханты-Мансийским автономным округом и компанией «Сургутнефтегаз» о начале интенсивного строительства продуктопровода и порта.

 

В этом месяце у Ленинградской области появилась надежда на ускорение застопорившегося решения проблем строительства портов. Президент РФ Б.Ельцин в связи с вопросом об экономических санкциях в отношении Латвии потребовал от правительства РФ принять организационные и финансовые меры по реализации указа президента от 6.06.97 «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива» с целью, в частности, диверсификации направления экспорта российской нефти.


1.3.       Инвестиции

По данным отдела анализа инвестиций областной администрации, объем инвестиций по итогам 1997 года составил 4,7 трлн. рублей. Объем иностранных инвестиций – 110 млн. долларов и 348 млрд. рублей. По некоторым оценкам, по этому показателю Ленинградская область занимает 7-е место среди регионов РФ. Соотношение иностранных и отечественных инвестиций – 1:5 (в Санкт-Петербурге — 1:7). По объему инвестиций на душу населения область занимает 4‑е место в РФ. На душу населения приходится в 2 с лишним раза больше инвестиций, чем в Санкт-Петербурге.

Привлеченные инвестиции превысили размер всей доходной части консолидированного бюджета 1997 года [[1]].

В значительной степени эти успехи стали возможны благодаря принятому в июле 1997 года областному закону об инвестиционной деятельности (см. [[2]]), который считается одним из самых либеральных в РФ. Теперь, когда в Санкт-Петербурге тоже наконец подошли к законодательному стимулированию инвестиционной деятельности (см. [[3]]), многие эксперты сравнивают петербургские законопроекты с областным законом. В администрации Санкт-Петербурга (которая весьма ревниво относится к инвестиционной активности соседнего субъекта РФ) распространено мнение, что областное инвестиционное законодательство не так уж и либерально, как об этом принято говорить. В качестве преимуществ петербургских законопроектов отмечают тот факт, что льготы инвесторам предоставляются независимо от одобрения администрации, тогда как в областном законе предусмотрено предоставление администрацией режима наибольшего благоприятствования инвестиционным проектам. Несколько меньший объем льгот в петербургских законопроектов по сравнению с областным законодательством петербургские чиновники объясняют тем, что эти льготы вполне достаточны, так как Санкт-Петербург и без того является вполне привлекательным регионом.

1.4.       Земельная политика

В комитете по земельным ресурсам Ленинградской области разработан проект инвестиционного земельного займа. Проект не касается земель сельскохозяйственного назначения. Предполагается выкуп участков у государства либо купля-продажа между гражданами. Предполагается формирование фонда имущественного обеспечения займа, организация кадастровых работ для определения стоимостных характеристик территорий, связанных с имущественным обеспечением. Проект поддержан Госкомитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Предполагается, что инвестиционной привлекательностью в данном случае будет возможность развития любых энергоемких производств, так как Ленинградская область относится к 9-ти энергоизбыточным регионам РФ – стоимость электроэнергии для промышленных потребителей здесь одна из самых низких в стране. Считается, что будут привлекательными также инфраструктурные проекты – транспортные и телекоммуникационные.

1.5.       Реорганизация органов власти

Губернатор издал постановление «О реорганизации структуры органов исполнительной власти Ленинградской области» с целью усовершенствования системы управления и сокращения штатной численности структурных подразделений правительства. В целом сокращаются более 70 штатных единиц. Упразднены две должности вице-губернаторов: по промышленности, топливно-энергетическому, лесному комплексам и природопользованию, а также по межрегиональным связям. Одновременно введена должность вице-губернатора по агропромышленному комплексу. Утверждена новая схема управления органами исполнительной власти и распределение обязанностей между губернатором – председателем правительства области, вице-губернаторами и заместителем председателя правительства, представляющим интересы Ленинградской области в Москве.

1.6.       Социально-экономические итоги прошедшего года

По данным комитета по экономике и инвестициям, макроэкономические показатели 1997 года практически остались на уровне 1996 года. Увеличились показатели уровня доходов населения, среднего душевого дохода (по последнему показателю область поднялась с 24-го на 16-е место среди субъектов РФ). В целом, по оценке председателя комитета Г.Дваса, говорить о стабилизации не приходится, скорее, наступило неустойчивое равновесие. В комитете считают, что для перелома ситуации необходимы прорывы на двух главных направлениях: нормализация деятельности существующих предприятий и привлечение инвестиций для открытия новых.

Финансовая ситуация также остается сложной. Для выхода из сложившегося в 1997 году кризиса неплатежей между предприятиями были разработаны схемы взаимозачетов, но заметного оздоровления в финансовой сфере не произошло [[4]].

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Острую дискуссию в ЗС вызвал внесенный администрацией законопроект «О государственных информационных ресурсах Ленинградской области» (внесен комитетом по информатизации и системам телекоммуникаций). При первом представлении законопроект был отклонен. На следующее заседание администрация вновь представила его без изменения текста, но с приложением пакета документов, включающего правовую концепцию закона, предложения о разработке нормативных актов и разъяснения о предусмотренных затратах. Законопроект вновь встретил возражения. В частности, многие депутаты выступают категорически против защищенного характера отдельной строки бюджета, выделяемой, согласно законопроекту, на формирование системы государственных информационных ресурсов [[5]]. В итоге проект был принят в первом чтении.

В первом чтении принят законопроект «О социальном партнерстве в Ленинградской области», который призван определить правовые основы организации, развития и функционирования системы социального партнерства, порядок и формы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними социально-экономических интересов участников этих отношений.

Депутаты взяли под свой контроль выплату детских пособий. По итогам обсуждения доклада первого вице-губернатора С.Сусекова принято постановление ЗС, в котором правительству области поручено в срок до 20 мая ликвидировать задолженность по выплате детских пособий за 1998 год, а в срок до 1 июня — ликвидировать задолженность за 1996 год. Правительству совместно с двумя комиссиями ЗС поручено подготовить предложения по внесению поправок в закон о бюджете на 1998 год, которые позволил бы нормализовать выплату пособий во втором полугодии текущего года. Органам местного самоуправления предложено использовать для этого систему взаимозачетов по местным бюджетам. Депутаты постановили, что впредь информация о ходе выплат детских пособий будет заслушиваться на каждом заседании ЗС.

Вступил в силу закон «О государственной поддержке организаций федеральной почтовой связи, расположенных на территории Ленинградской области». Закон предусматривает освобождение от областных налогов на имущество предприятий, налога с владельцев транспортных средств, налога на землю и некоторых других сборов; освобождение от арендной платы за помещения. В случае закрытия сельского почтового отделения без письменного согласия местной администрации узел связи лишается льгот по налогообложению. Органам местного самоуправления рекомендовано освободить данные организации от ряда налогов. Региональной энергетической комиссии предписано решить вопрос об установлении для организаций федеральной почтовой связи тарифов на электроэнергию на уровне сельскохозяйственных предприятий. Действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1.10.97.

3.    ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

Общественная палата при полномочном представителе Президента РФ в Ленинградской области, участие которой в прошедших в декабре 1997 года выборах ЗС с треском провалилось (вопреки широковещательным заявлениям на старте кампании), теперь озаботилась выборами в Государственную Думу, а ее руководитель — представитель Президента РФ Федор Шкруднев продолжает выступать с весьма нестандартными инициативами.

Ф.Шкруднев от имени Общественной палаты обратился в областное ЗС. Он предложил ЗС и губернатору обратиться к президенту РФ и Государственной Думе о внесении поправок в федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» в части изменения соотношения числа депутатов, избираемых в одномандатных округах и по партийным спискам (предлагается соответственно 75% и 25%). Предлагается также снизить барьер прохождения по спискам до 2-3%.

Если данное предложение не выходит за пределы инициатив, продвигаемых в последнее время президентской стороной, то второе предложение Ф.Шкруднева гораздо более оригинально и выглядит весьма странно. Законодательному собранию области предлагается выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы из числа действующих депутатов ЗС и обеспечить их безусловную поддержку на выборах со стороны ЗС, правительства и Общественной палаты области.

По утверждению Ф.Шкруднева, это позволит решить по крайней мере две задачи: провести в депутаты здравомыслящих людей, способных отстаивать приоритетные задачи области, и создать ситуацию, когда избранные депутаты Государственной Думы будут подотчетны не только избирателям, но также ЗС и Общественной палате области.

Здесь уместно напомнить, что срок полномочий депутатов ЗС истекает без малого через 4 года, а выборы в Государственную Думу состоятся не позднее декабря 1999 года. Следовательно, в случае реализации идеи Шкруднева придется проводить новые выборы депутатов ЗС, поскольку совмещение мандатов невозможно.

Ф.Шкруднев сообщил прессе, что у него есть уверенность в положительном решении в ЗС поставленных им вопросов. Однако, как представляется, эта уверенность, по крайней мере в части второго предложения, явно преждевременна — достаточно вспомнить полный провал его инициативы по созданию из Общественной палаты избирательного объединения для занятия всех 50 мест в областном ЗС на выборах в декабре 1997 года (см. [[6]]).

4.    СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ВЫБОРГСКОГО ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА

О конфликтной ситуации на Выборгском ЦБК сообшалось в предыдущем обзоре [[7]]. Владелец Выборгского ЦБК – английская компания «Нимонор Инвестментс Лтд» сделала заявление в связи с создавшейся ситуацией. В нем говорится, что компания приняла решение предпринять все необходимые законные действия для получения в собственность приобретенного имущества и сделать все для запуска предприятия в возможно короткие сроки. Единственным препятствием для выполнения обязательств договора купли-продажи является то, что стачечный комитет ЦБК не допускает на предприятие собственную службу безопасности владельца. Для поиска решения компания приняла предложение правительства Ленинградской области по введению на предприятии временной службы безопасности, которую будет обеспечивать вневедомственная охрана.

Коллектив ЦБК оказался расколот. 29 апреля состоялось собрание коллектива ЦБК, где было принято обращение к депутатам ЗС, где говорится, что работники устали от беспредела, творящегося в поселке Советский и на комбинате; что стачком ЦБК вместе с «народным директором» Ванториным и отдельными депутатами Выборгского муниципального собрания дестабилизируют ситуацию в поселке, постоянно нагнетая атмосферу недоверия и вражды между его жителями, чинят препятствия законному владельцу ЦБК и призывают граждан к различным противоправным действиям. В обращении говорится о самовольном и незаконном захвате представителями стачкома эфира местной телестудии. Работники ЦБК просят депутатов ЗС принять меры по разрешению конфликтной ситуации.

Это обращение послужило основанием для обсуждения ситуации вокруг ЦБК на заседании ЗС с участием членов правительства области и представителей правоохранительных органов. Перед депутатами выступил заместитель начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области А.Серов, который сообщил, что по факту самоуправства представителей стачкома возбуждено уголовное дело. В обсуждении приняли участие лидер стачкома О.Кикибуш и один из его сторонников, депутат муниципального собрания Выборга В.Киряков. Они убеждали депутатов не принимать поспешных решений. Однако депутаты приняли постановление, в котором правительству области предложено обратить внимание на отсутствие последовательности в принятии решений по обеспечению законных прав и интересов владельца ЦБК; областной прокуратуре предложено дать правовую оценку действиям стачкома, чинящего препятствия собственнику ЦБК, в том числе по допуску владельца на предприятие, по передаче имущества, по управлению комбинатом. Прокуратуре области и ГУВД предложено принять меры к физическим и юридическим лица, организующим трансляцию по кабельным сетям в поселке Советский без лицензии. Руководству компании «Нимонор Инвестмент Лтд.» предложено опубликовать график работы ЦБК.

5.    ПРОФСОЮЗНАЯ АКЦИЯ ПРОТЕСТА 9 АПРЕЛЯ

9 апреля представители предприятий Ленинградской области приняли участие в манифестации и митинге на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Среди участников были, в частности, работники Ленинградской атомной электростанции.

Учителя Ленинградской области (100-200 человек) пикетировали здание областной администрации в Санкт-Петербурге (долг по зарплате учителям превышает 43 млн. рублей). С пикетчиками встретился губернатор В.Густов, который сообщил собравшимся, что правительство намерено ужесточить политику в отношении глав местных админстраций, которые не рассчитываются с бюджетниками. В.Густов заодно подверг критике федеральное правительство в связи с затягиванием решением проблемы строительства порта в Приморске, который мог бы дать сотни млн. рублей налоговых поступлений.

В городах Ленинградской области прошли митинги.

Особо следует отметить акцию протеста на объединении «Ленинградсланец». На шахте «Ленинградская» эта акция продолжалась более 3 суток, в течение которых шахтеры отказывались подняться из шахты, требуя погасить задолженность по зарплате с декабря 1997 года, выплату отпускных и вознаграждения за выслугу лет за 1996 год. После приезда в г.Сланцы вице-губернатора области В.Сердюкова требования рабочих были частично удовлетворены.



Источники

[1]. Архипов И. Область дождалась капиталов? // Вечерний Петербург. — СПб, 1998. – 22 апреля. — №72. — С. 3.

[2]. Драбкина Т. Ленинградская область в июле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №7 (66).

[3]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в феврале-марте 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №4.

[4]. Безбородова О. // Вести. – СПб, 1998. – 16 апреля. — №42. – С. 2.

[5]. Бычкова А. Выплата детских пособий — под контролем депутатов // Вести. — СПб, 1998. — 30 апреля. — №48. — С. 3.

[6]. Драбкина Т. Ленинградская область в августе 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №8.

[7]. Драбкина Т. Ленинградская область в феврале-марте 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №4.