Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Свердловская область

Н.В. Русакова

ВЫБОРЫ депутатов законодательного собрания СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

12 апреля 1998 года

1.    законодательство

1.1.       Субъекты законодательной власти в Свердловской области

Законодательная власть в Свердловской области осуществляется:

— народом посредством референдума;

— Законодательным собранием, состоящим из палат: Областной Думы и Палаты Представителей.

1.2.       Народное обсуждение и референдум (народное голосование)

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы общественной жизни в порядке, установленном Уставом и законами Свердловской области, могут быть вынесены на народное обсуждение, а также ставиться на референдум (народное голосование).

Народное обсуждение назначается Палатой Представителей.

Референдум назначается Палатой Представителей Законодательного собрания, а также по письменному предложению не менее ста тысяч проживающих в области граждан, обладающих избирательным правом, или одной трети представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений Свердловской области.

Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее четверти граждан, обладающих избирательным правом и постоянно проживающих на территории Свердловской области.

Закон или решение на областном референдуме считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участвовавших в голосовании, но не менее четверти граждан, имеющих право на участие в референдуме.

1.3.       Компетенция Законодательного собрания

Законодательное собрание Свердловской области:

а) вносит изменения и дополнения в Устав Свердловской области;

б) принимает законы Свердловской области, вносит в них изменения, дополнения и осуществляет контроль за их выполнением;

в) принимает решения об изменении границ Свердловской области с учетом мнения населения; устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Свердловской области; образует административно-территориальные единицы и населенные пункты;

г) законодательно регулирует бюджетно-финансовую систему, налогообложение, утверждает областной бюджет и контролирует его исполнение, вносит изменения в бюджет, устанавливает областные налоги и сборы, образует Счетную палату, действующую на основании областного Закона;

ä) законодательно регулирует отношения собственности, организацию управления областным хозяйством и социальной сферой, оплату труда и ценообразование, охрану окружающей среды и использование природных ресурсов; принимает законы в сфере административно-процессуальных, административных, трудовых, семейно-брачных отношений, а также других отношений, подлежащих регулированию законодательством Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области;

е) устанавливает основы организации и деятельности областных органов государственной власти;

ж) законодательно регулирует вопросы местного самоуправления;

з) учреждает награды, устанавливает почетные и специальные звания, премии и стипендии Свердловской области;

и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом области.

1.4.       Состав и порядок формирования палат Законодательного собрания

1. Областная Дума состоит из 28 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Каждые 2 года переизбирается половина депутатов Областной Думы.

2. Переизбрание половины депутатов Областной Думы не приостанавливает ее полномочий.

3. Палата Представителей состоит из 21 депутата, избираемых сроком на 2 года.

1.5.       Условия избрания депутатов Областной Думы и Палаты Представителей

1. В Областную Думу может быть избран любой гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов 21 года и постоянно проживающий на территории Свердловской области.

2. В Палату Представителей может быть избран любой гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов 21 года и проживающий на территории соответствующего избирательного округа, а в городах Екатеринбурге и Нижнем Тагиле — на всей территории муниципального образования.

3. Никто не может быть одновременно депутатом обеих палат Законодательного собрания.

1.6.       Выборы депутатов Областной Думы и Палаты Представителей

1. Выборы депутатов в Областную Думу осуществляются на основе системы пропорционального представительства.

2. Депутаты Областной Думы избираются по общеобластному избирательному округу. Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, иными избирательными объединениями, а также группами граждан в соответствии с областным законом. Установленное областным законом о выборах депутатов палат Законодательного собрания минимальное количество голосов избирателей, необходимое для избрания депутатов по списку кандидатов избирательного объединения — 5% действительных голосов.

3. Выборы депутатов в Палату Представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области. Кандидаты в депутаты палаты выдвигаются представительными органами местного самоуправления, а также группами граждан.

1.7.       Условия выполнения депутатами своих обязанностей

1. Депутаты Областной Думы выполняют свои функции на постоянной профессиональной основе. Депутаты Палаты Представителей выполняют свои функции на неосвобожденной основе, кроме председателя и его заместителей.

2. Депутат соответствующей палаты за свою деятельность на постоянной профессиональной основе получает жалование и не может состоять на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания и депутатом органа местного самоуправления, осуществлять предпринимательскую деятельность.

3. Депутат не может быть отозван.

1.8.       Права депутатов Областной Думы и Палаты Представителей

Депутаты Областной Думы и Палаты Представителей имеют право:

а) представлять законопроекты и предложения по их разработке;

б) вносить депутатские запросы о деятельности любых органов и должностных лиц Свердловской области;

в) выступать на заседаниях палат, комитетов, комиссий;

г) выдвигать кандидатуры на выборные должности в палатах, комитетах, комиссиях;

д) участвовать в образовании и деятельности депутатских групп и фракций;

е) осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом и законами Свердловской области.


1.9.       Депутатская неприкосновенность

1. Депутат Областной Думы и депутат Палаты Представителей имеет право выражать свое мнение, голосовать по своему убеждению.

2. Депутат Областной Думы и депутат Палаты Представителей не может преследоваться за мнения, выраженные им при исполнении своих функций.

1.10.    Порядок деятельности Законодательного собрания

1. Законодательное собрание собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей установленного численного состава Палаты Представителей.

2. Законодательное собрание работает, как правило, раздельно по палатам не менее восьми месяцев в году. Палаты собираются совместно для заслушивания посланий и докладов губернатора, Правительства области, а также для рассмотрения иных вопросов в соответствии с Уставом области.

3. Внеочередное заседание Законодательного собрания созывается по предложению губернатора, председателей обеих палат либо по обращению не менее одной трети депутатов, избранных в каждую палату.

1.11.    Заседания палат

1. Областная Дума и Палата Представителей проводят открытые заседания. По предложению одной третьей части депутатов палаты или Председателя палаты проводятся закрытые заседания палат.

2. Заседание палаты правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей депутатов от численного состава соответствующей палаты. Первое заседание палаты открывает старейший депутат.

3. Председатель палаты руководит подготовкой заседания, ведет заседание, подписывает протоколы и постановления.

1.12.    Полномочия Областной Думы

1. К ведению Областной Думы относятся:

а) принятие, передача для одобрения законов в Палату Представителей;

б) признание полномочий депутатов Думы, а также их досрочное прекращение;

в) избрание из числа депутатов Думы Председателя Думы, его заместителей, а также образование и избрание из числа депутатов Думы комиссий и комитетов;

г) дача согласия на назначение и освобождение Председателя Правительства Свердловской области и на назначение руководителей управлений внутренних дел, финансов, социальной защиты и комитета по управлению государственным имуществом;

д) решение вопроса о доверии Правительству Свердловской области;

е) избрание по представлению губернатора судей Уставного Суда Свердловской области;

ж) иные полномочия в соответствии с Уставом области.

2. По вопросам, отнесенным к ее ведению, Областная Дума принимает постановления большинством от установленного численного состава Думы, если иное не установлено Уставом области.

1.13.    Полномочия Палаты Представителей

1. К ведению Палаты Представителей относятся:

а) одобрение законов, принятых Областной Думой;

б) признание полномочий депутатов Палаты Представителей, а также их досрочное прекращение;

в) принятие постановлений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации от имени области по вопросам, относящимся к ведению Законодательного собрания;

г) назначение выборов губернатора Свердловской области в соответствии с областным законом;

д) отрешение губернатора Свердловской области от должности по представлению Областной Думы и на основании заключения Уставного суда области либо Свердловского областного суда; принятие отставки губернатора по личному заявлению;

е) представление для утверждения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации кандидатуры в состав региональной областной избирательной комиссии;

ж) принятие решений о проведении областного референдума, утверждение состава областной комиссии референдума;

з) назначение выборов в органы местного самоуправления;

и) ратификация и денонсация договоров о хозяйственном и ином сотрудничестве Свердловской области с субъектами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти;

к) принятие постановлений об обращении в суд об отмене противоречащих законодательству решений представительных органов местного самоуправления;

л) иные полномочия в соответствии с Уставом области.

2. По вопросам, относящимся к ее ведению, Палата Представителей принимает постановления большинством от установленного численного состава палаты, если иное не установлено Уставом области.

1.14.    Роспуск Областной Думы

1. Областная Дума может быть распущена губернатором в случае, предусмотренном статьей 54 Устава.

2. В случае роспуска Областной Думы в порядке, предусмотренном статьей 54 Устава области, губернатор назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Областная Дума собралась на свое первое заседание не позднее чем через 3 месяца с момента роспуска. В этом случае порядок переизбрания депутатов Областной Думы через два года для обеспечения ротации устанавливается областным законом.

3. Областная Дума не может быть распущена в течение шести месяцев до окончания срока полномочий губернатора, а также после выдвижения Областной Думой обвинения против губернатора.

2.    Политическая история

Несмотря на то, что Свердловская область относится к числу наиболее политизированных регионов, собственно областной политической жизни как самостоятельного феномена вплоть до середины 90-х годов практически не существовало. Положение изменилось лишь в 1994-1995 гг., в ходе первых выборов Областной Думы и Губернатора области, когда внутриэлитная борьба довольно быстро переместилась в плоскость публичной политики. Главными действующими лицами на политической сцене в этот период стали: с одной стороны, тогдашний спикер Думы Э.Россель, снятый в 1993 г. с поста главы администрации за попытку провозглашения «Уральской республики», с другой стороны, сменивший Росселя в качестве главы областной администрации назначенный Б.Ельциным А.Страхов. Вокруг этих фигур возникли первые серьезные партийные структуры областного масштаба — соответственно «Преображение Урала» и местное отделение НДР (1995 год). После победы Росселя на выборах Губернатора в августе 1995 г. это противостояние ушло в прошлое, однако политическое структурирование не только не приостановилось, но даже ускорилось.

Дополнительным импульсом для этого послужили состоявшиеся в апреле 1996 г. выборы депутатов Законодательного собрания, особенно его нижней палаты, так как в последнем случае они впервые проводились по партийным спискам.

В результате к настоящему времени в общих чертах определились контуры партийно- политической структуры области. В ней выделяются несколько групп партий и объединений:

1. Областные модификации «партии власти», безусловно доминирующие на местной политической арене. К их числу относятся играющее роль правящей партии объединение «Преображение Урала», а также главные силы парламентской оппозиции — блоки «Наш дом — наш город» и «Горнозаводский Урал». Все эти политические структуры имеют центристскую либо правоцентристскую ориентацию.

2. Региональные объединения — аутсайдеры, претендующие на вхождение в областной политический истеблишмент. Наиболее характерный представитель этой группы — «Зяблицев-фонд».

3. Областные отделения общенациональных партий, не вошедшие ни в один из блоков. Как правило, они маловлиятельны. Единственным исключением являются областные организации КПРФ Г.Зюганова и РКРП В. Тюлькина и В.Анпилова, создавшие единый блок.

3.    предвыборная кампания

Выборы Законодательного Собрания Свердловской области (Палаты Представителей и половины Областной Думы) были назначены на 12 апреля 1998 года. Одновременно проходили повторные выборы депутата Госдумы по округу в Екатеринбурге (прежний депутат, Галина Карелова, перешла на работу в Правительство РФ).

3.1.       Кандидаты

3.1.1.      Орджоникидзевский округ № 165 по выборам депутата Госдумы

Выдвинуто 6 кандидатов: предприниматели Д.Голованов, В.Щукин, В.Терлецкий, А.Хабаров, лидер местной организации РКРП Н.Сарваров, научный сотрудник Института теплофизики РАН С.Шардыко. К 12 февраля стало известно, что при сборе подписей сторонники А.Хабарова оказывают давление на избирателей, особенно на торговцев городских рынков.

15 февраля завершился прием подписных листов от претендентов на мандат депутата Госдумы по округу 165. К назначенному сроку документы сдали Дмитрий Голованов, Валерий Терлецкий и Александр Хабаров.

Директор ГП «Продовольственная корпорация Урала» Владимир Щукин и научный сотрудник Института теплофизики сняли свои кандидатуры на выборах в Госдуму. Два кандидата не сдали подписей и приняли решение баллотироваться в Палату Представителей, третий, вице-президент баскетбольной команды «Уралмаш» Александр Хабаров, не был зарегистрирован кандидатом в депутаты, так как подписи, собранные в его поддержку, оказались некачественными. В результате в округе осталось два кандидата. — Д.Голованов и В.Терлецкий.

3.1.2.      Кандидаты по выборам в Палату Представителей
Законодательного Собрания

Было зарегистрировано 110 кандидатов в Палату Представителей. В период сбора подписей отсеялось около 50 человек, больше всех среди них выдвиженцев от избирательного объединения «Социальная помощь и поддержка». Кандидаты в депутаты по одномандатным округам наполовину — руководители предприятий и фирм, по численности следом идут работники науки и образования, 11 глав муниципальных образований, 8 госслужащих, почти каждый пятый — депутаты разного уровня. 5 спортивных функционеров, 1 юрист, 1 пенсионер, 9 женщин.

3.1.3.      Избирательные объединения по выборам в Областную Думу Законодательного собрания

Первые «тройки» списков:

1. «Наш дом — наш город»:

Чернецкий Аркадий Михайлович

Татаркин Александр Иванович

Лобанова Светлана Николаевна

2. «Промышленный союз»:

Гайсин Малик Файзиевич

Баков Антон Алексеевич

Борисов Андрей Александрович

3. Свердловская региональная организация ВОПД «Наш дом — Россия»:

Язев Валерий Афанасьевич

Гвоздева Светлана Николаевна

Зяблицев Евгений Геннадьевич

4. Средне-Уральская региональная организация «ЛДПР — партия Жириновского»:

Иванчин-Писарев Александр Александрович

Попов Анатолий Викторович

Кукушкин Сергей Михайлович

5. Общественное региональное движение «Горнозаводской Урал»:

Трушников Валерий Георгиевич

Измоденов Андрей Константинович

Дудкин Федор Юрьевич


6. «Социальная помощь и поддержка»:

Голованов Дмитрий Сергеевич

Шилов Василий Георгиевич

Сатовский Артем Владиславович

7. Общественное объединение работников образования и учащихся Свердловской области:

Суетин Паригорий Евстафьевич

Рябухина Надежда Александровна

Ветошкин Владимир Васильевич

8. «Преображение Урала»:

Сурганов Вячеслав Алексеевич

Спектор Шлема Ицькович

Соколкина Вера Александровна

9. Свердловское областное отделение Социалистической партии России:

Воробьев Сергей Викторович

Козлов Александр Алекандрович

Данилик Сергей Юрьевич

10. «Коммунисты и аграрии Свердловской области»:

Кадочников Владимир Дмитриевич

Новоселов Валерий Павлович

Останин Дмитрий Дмитриевич

 

Всего в списках 132 кандидата. 46 из них — руководители промышленных и сельхозпредприятий, фирм и компаний. 20 — представители научных кругов, 10 — депутаты различного уровня, 8 представителей общественных организаций и 7 профсоюзных работников. От спортивной общественности — 4 человека, 2 юриста, 2 студента, столько же рабочих и по одному представителю от фермеров, детективов, инженеров и служащих банка. Половина кандидатов — из Екатеринбурга, 22 — женщины.

В регистрации общеобластных списков отказано избирательным объединениям «Коммунисты РКРП — за власть трудящихся, за Советский Союз», «Уральское региональное общественное объединение «ЯБЛОКО», избирательному блоку «Союз патриотических сил». Причиной отказа послужило то, что после исключения недостоверных подписей избирателей в подписных листах их общее число оказалось менее 25 000, необходимых для регистрации.

4.    предвыборная агитация

4.1.       Решения областной избирательной комиссии

По решению облизбиркома, политическая реклама не должна была составлять более 10% эфирного времени, предоставленного избирательному объединению, блоку или кандидату. Коммунисты поддержали это решение.

Избирательное объединение «Наш дом — наш город», напротив, обратилось в облизбирком с просьбой об отмене этой нормы, поскольку федеральным и областным законодательством она не предусмотрена. Примечательно, что объединение НДНГ нашло в этом вопросе поддержку у своего главного оппонента — избирательного объединения «Преображение Урала». Однако НДНГ было отказано, поскольку, как было заявлено, на этот счет существует инструкция Центральной избирательной комиссии.

Избирательному объединению «Наш дом — наш город» также отказано в увеличении норматива формирования избирательного фонда.

В Октябрьском округе Екатеринбурга, городе Алапаевске большое распространение получили факты подкупа избирателей. Это подтолкнуло облизбирком к принятию строгих мер: 8 апреля были признаны недействительными бюллетени, заполненные при досрочном голосовании в Октябрьском районе Екатеринбурга и Алапаевске. В облизбирком поступило 23 заявления от избирателей Октябрьского района, а также объяснения жителей Алапаевска на 32 листах, в которых они сообщили, что их просили выполнить свой гражданский долг за спиртное, деньги, услуги. Накануне выборов получили предупреждение облизбиркома избирательные объединения «Промышленный союз» и «Социалистическая партия» в связи с нарушениями законодательства при распространении печатной предвыборной продукции. В последнюю неделю перед выборами Социалистическая партия России лишена права участвовать в выборах в Законодательное собрание Свердловской области ввиду многочисленных нарушений в ходе ведения кампании.

4.2.       События, влиявшие на ход кампании и результаты выборов

Несомненно, на ход и результаты выборов не могло не повлиять то, что одновременно с выборами Законодательного Собрания области проходили и выборы депутата Госдумы по Орджоникидзевскому избирательному округу (за три месяца до этого выборы в Госдуму были признаны несостоявшимися по причине низкой явки избирателей).

К событиям, негативно влиявшим на ход избирательной кампании, бесспорно относится всплеск криминальной активности.

3 марта был убит депутат Палаты представителей Георгий Степаненко, баллотировавшийся на второй срок от движения «Наш дом — наш город». Наблюдатели называли Г.Степаненко наиболее вероятным победителем в его округе. Некоторые политики области, в том числе лидер НДНГ Аркадий Чернецкий, заявили, что убийство не носит политического характера, так как убитый выступал на судебных процессах в качестве адвоката представителей уралмашевской ОПГ. Однако, на специально созванной конференции объединения «Наш дом — наш город» было заявлено, что Г.Степаненко «умер как кандидат и как член НДНГ».

В ночь на 5 апреля в Екатеринбурге был убит кандидат в депутаты Палаты представителей по Красноуфимскому избирательному округу №14, вице-президент АОЗТ «ЕДИАР» («Екатеринбургский дом инвалидов армии») Геннадий Меркулов. Он баллотировался как самовыдвиженец.

В Орджоникидзевском округе Екатеринбурга, где значительное число мелких предпринимателей контролируется уралмашевской ОПГ, осуществлось, по ряду свидетельств, давление на эту категорию избирателей. Ни одного документа, свидетельствующего о давлении на граждан, в избирательную комиссию не поступило.

Не могло не повлиять на результаты выборов и то, что в области ожидали приезда президента РФ Бориса Ельцина, канцлера ФРГ Гельмута Коля и президента Франции Жака Ширака. На визит руководители области возлагали большие надежды, на его организацию затрачены немалые средства. Визит представлялся немаловажным по двум причинам. Во-первых, на фоне освещения саммита средствами массовой информации померкла бы любая предвыборная агитация любого оппозиционного губернатору Росселю избирательного объединения. Во-вторых, визит российского президента в регион позволил бы решить насущные экономические и социальные проблемы области. Окружение губернатора усиленно муссировало информацию о том, что в результате визита будет подписан пакет президентских указов, способных обеспечить приток инвестиций на крупнейшие предприятия области, например, на НТМК, и ликвидировать задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы. Перенос встречи из Екатеринбурга в Москву ощутимо отразился на имидже губернатора и, возможно, на результатах выборов для «Преображения Урала». Пошли разговоры о том, что центральные властные структуры обеспокоены растущим влиянием свердловского губернатора и потому противодействуют многим его начинаниям.

5.    результаты выборов

5.1.       Выборы депутата Госдумы

Выборы депутата Государственной Думы в 165-м Орджоникидзевском округе Екатеринбурга были признаны состоявшимися, несмотря на то, что большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов. Депутатом стал Дмитрий Голованов, считавшийся ставленником губернатора области.

Член облизбиркома с правом совещательного голоса от Социалистической партии России Евгений Костицын заявил, что выборы депутата Государственной Думы в 165-м округе Екатеринбурга должны быть признаны несостоявшимися. Он сослался на федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан. Статья 58 гласит, что выборы признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, больше, чем за любого из кандидатов. В Орджоникидзевском округе против всех проголосовало 40% — больше, чем за каждого из кандидатов. В областной комиссии считают, что в случае с выборами в 165-м округе действует закон о выборах депутатов Государственной Думы, где число голосов, поданных против всех, не влияет на результаты выборов.

5.2.       Итоги выборов в Областную Думу Законодательное собрание

После подведения итогов голосования 14 разыгрывавшихся в ходе выборов мандатов были распределены следующим образом:

Таблица 1

 

Кол-во мандатов

%

«Наш дом — наш город»

4

20,62

«Коммунисты и аграрии Свердловской области»

2

11,83

«Преображение Урала»

2

9,26

«Наш дом — Россия»

2

8,18

«Горнозаводской Урал»

2

7,58

«Промышленный Союз»

1

6,14

«Социальная помощь и поддержка»

1

5,10

 

Таким образом, в обновленном составе Думы ни одна из политических сил не располагает даже простым большинством и принятие решений возможно только на основе коалиций, тактических союзов и компромиссов. По результатам выборов в нижней палате Законодательного собрания представлено 7 депутатских групп, хотя в дальнейшем не исключено объединение некоторых из них (в частности, уже сейчас намечается создание единой группы НДР и СПиП).

 

Состав Областной Думы после ротации

Таблица 2

 

Кол-во мандатов

%

«Преображение Урала»

8

28,57

«Наш дом — наш город»

7

25,00

«Коммунисты Свердловской области» +
«Коммунисты и аграрии Свердловской области»

5

17,86

«Горнозаводской Урал»

4

14,29

«Наш дом — Россия»

2

7,14

«Промышленный Союз»

1

3,57

«Социальная помощь и поддержка»

1

3,57

 

По результатам выборов соотношение сил в политическом пространстве Свердловской области существенно изменилось. К числу наиболее значительных из происшедших изменений могут быть отнесены:

1) Смена лидера среди политических сил области, участвовавших в выборах («Наш дом — наш город» (НДНГ) вместо «Преображения Урала»).

2) Значительное уменьшение абсолютного и относительного разрыва между движением-лидером и его соперниками, занявшими второе-третье места. (20,62% у НДНГ против 11,83% у блока коммунистов в 1998 г. по сравнению с 35,4% у «Преображения Урала» против немногим более 15% у НДНГ и блока коммунистов в 1996 г.).

3) Увеличение степени консолидации избирателей вокруг партий «второго эшелона», что привело к заметному росту количества списков, преодолевших 5% барьер (7 в 1998 г. против 4 в 1996 г.).

4) Появление на политической сцене области регионального отделения НДР, способного отныне влиять на соотношение сил в областной Думе.

 

Список депутатов областной Думы Законодательного собрания Свердловской области,
избранных 12 апреля 1998 года

 

1. Гайсин Одис Фавзавиевич, г. Екатеринбург, АО «Среднеуралькое», директор — ИБ «Промышленный Союз»;

2. Измоденов А.К., г. Сухой Лог, филиал некоммерческого фонда «Горнозаводской Урал», руководитель — ИО «Горнозаводский Урал»;

3. Лобанова Светлана Николаевна, р.п.Шаля, глава администрации — ИО «Наш дом — наш город»;

4. Останин Дмитрий Дмитриевич, г. Екатеринбург, организационное управление Законодательного собрания Свердловской области, консультант — ИБ «Коммунисты и аграрии Свердловской области»;

5. Пинаев Юрий Григорьевич, г. Екатеринбург, Областная Дума Законодательного собрания Свердловской области, заместитель Председателя — ИО «Преображение Урала»;

6. Порунов Евгений Николаевич, г. Екатеринбург, ЗАО «Северный Шарташ», генеральный директор — ИО «Наш дом — наш город»;

7. Примаков Владимир Петрович, г. Екатеринбург, Ассоциация юристов Свердловской области, председатель исполкома — ИО «Наш дом — Россия»;

8. Рукачев Игорь Владимирович, ТОО «Девон», директор — ИБ «Коммунисты и аграрии Свердловской области»;

9. Сатовский Артем Владиславович, ОАО «Уральская горнорудная компания», генеральный директор — ИО «Социальная помощь и поддержка»;

10. Севастьянов Геннадий Валентинович, г. Сухой Лог, муниципальное образование «Сухоложское», управление по культуре, молодежной политике и спорту, начальник — ИО «Наш дом — наш город»;

11. Соколкина Вера Александровна, г. Первоуральск, Ассоциация деловых женщин, президент — ИО «Преображение Урала»;

12. Трушников Валерий Георгиевич, г. Екатеринбург, некоммерческий фонд «Горнозаводской Урал», президент — ИО «Горнозаводской Урал»;

13. Цыпленков Владимир Леонидович, г. Екатеринбург, экологический фонд «Твой город», региональный представитель — ИО «Наш дом — наш город»;

14. Чойнзонов Банзаракца Лхамацыренович, г. Екатеринбург, ТОО «Атриум», президент — ИО «Наш дом — Россия».

1.1.       Итоги выборов в Палату представителей Законодательного собрания

Согласно Уставу Свердловской области, Палата Представителей в ходе прошедших выборов переизбиралась полностью. Было избрано 20 депутатов, в одном округе (Орджоникидзевский №9 г. Екатеринбурга) выборы признаны несостоявшимися, так как против всех кандидатов было подано наибольшее число голосов (напомним, что по этому округу и за кандидатов в Госдуму также «против всех» проголосовало больше избирателей, чем за кандидата-победителя).

Как и следовало ожидать, по своему составу Палата оказалась значительно менее политизированной, нежели Областная Дума. Открыто свою политическую принадлежность обозначило лишь 6 депутатов из 21, причем из них 4 было выдвинуто движением «Наш дом — наш город», 1 — «Горнозаводским Уралом» и 1 — «Промышленным Союзом». Таким образом, НД-НГ на сегодняшний день принадлежит 19,05% мандатов в верхней палате, ГЗУ и «Промышленному Союзу» — по 4,76%. Следует также учитывать, что как минимум 8 депутатов Палаты Представителей ЗС были избраны при неофициальной поддержке «Преображения Урала».

В составе верхней палаты преобладают промышленники, предприниматели, главы муниципальных образований.

 

Список депутатов Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области,
избранных 12 апреля 1998 года

 

1. Асбестовский избирательный округ №1.

Крупин Николай Михайлович, г. Асбест, отделение Сбербанка, управляющий.

2. Алапаевский избирательный округ №2.

Мельников Иван Анатолиевич, Алапаевский район, колхоз им. Чапаева, директор.

3. Богдановичский избирательный округ №3.

Бессонов Сергей Юрьевич, г. Екатеринбург, областной центр программ экономического развития, начальник.

4. Верх-Исетский избирательный округ №4.

Нижечик Юрий Соломонович, г. Екатеринбург, городской центр переливания крови «Сангвис», директор.

5. Железнодорожный избирательный округ №5.

Силин Яков Петрович, г. Екатеринбург, городская Дума, председатель.

6. Кировский избирательный округ №6.

Чернецкий Аркадий Михайлович, г.Екатеринбург, Глава города.

7. Ленинский избирательный округ №7.

Овчинникова Лидия Андреевна, г. Екатеринбург, заместитель главы администрации Ленинского района.

8. Октябрьский избирательный округ №8.

Ковпак Игорь Иванович, г. Екатеринбург, супермакет «Кировский», директор

9. Чкаловский избирательный округ №10.

Гусев Владимир Владимирович, г. Екатеринбург. АО «Комбинат мясной Екатеринбургский», директор.

10. Каменск-Уральский избирательный округ №11.

Якимов Виктор Васильевич, г. Каменск-Уральский, Глава города;

11. Кировградский избирательный округ №12.

Никитин Владимир Федорович, г. Новоуральск, Югорская строительная компания, президент.

12. Краснотурьинский избирательный округ №13.

Михель Виктор Егорович, г. Краснотурьинск, Глава города.

13. Красноуфимский избирательный округ №14.

Голенищев Петр Ефимович, Красноуфимский район, ТОО «Криулинское», председатель.

14. Кушвинский избирательный округ №15.

Бурков Александр Леонидович, г. Екатеринбург, Правительство Свердловской области, заместитель Председателя;

15. Дзержинский избирательный округ №16.

Диденко Николай Наумович, г. Нижний Тагил, Глава города.

16. Ленинский избирательный округ №17.

Исаева Валентина Павловна, г. Нижний Тагил, политехническая гимназия, директор.

17. Первоуральский избирательный округ №18.

Кучерюк Владимир Данилович, г. Первоуральск, АО «Первоуральскгаз», генеральный директор.

18. Серовский избирательный округ №19.

Иванников Александр Иванович, г. Лесной, Глава города.

19. Сысертский избирательный округ №20.

Бурматов Иван Григорьевич, г. Ревда, Ревдинское учебно-производственное предприятие ВОС, директор.

20. Туринский избирательный округ №21.

Никифоров Валерий Сергеевич, Ирбитский район, колхоз «Урал», председатель.

1.2.       Комментарии

Предположение политологов о том, что выборы в Законодательное собрание могут быть признаны недействительными из-за нарушений, не подтвердилось.

Две трети депутатов представляют оппозиционные избирательные объединения. Таким образом появилась возможность поставить вопрос об импичменте губернатора, отставке правительства области, спикера Думы, изменить устав, считает политолог Илья Горфинкель. Впрочем, отметил он, отрешение губернатора от власти сегодня не представляется возможным — по Уставу областная Дума двумя третями голосов выдвигает обвинение против главы исполнительной власти, а Палата представителей на основании заключения областного или уставного суда двумя третями голосов принимает решение. Причем, как гласит закон, губернатор может быть смещен лишь в случае совершения преступления, либо грубого умышленного нарушения устава и законов области.

Однако, в областной Думе крупнейшей фракцией остается «Преображение Урала» — восемь мест. Семь депутатов будут теперь представлять «Наш дом — наш город», четыре — «Горнозаводской Урал». Эти объединения составят ядро оппозиции. Коммунисты и аграрии (4 мандата) и «Наш дом — Россия» (2 мандата), по его мнению, будут действовать по ситуации. Так же, видимо, поступят новые объединения «Социальная помощь и поддержка» и «Промышленный союз», которые будут торговаться при каждом голосовании.

Как сообщил И.Горфинкель, девять из 20 избранных сенаторов, выдвинутых избирателями, неофициально поддерживают «Преображение Урала». Четыре места у движения «Наш дом — наш город», по одному — у движения «Наш дом — Россия» и «Горнозаводской Урал», два депутата нейтральны, трое близки к «Промышленному союзу».

Однако, по словам заместителя председателя обкома профсоюза работников АПК Валерия Новоселова, избранного в областную Думу, представители блока «Коммунисты и аграрии Свердловской области», занявшие второе место на выборах в Законодательное собрание, готовы сотрудничать в областной Думе со всеми движениями, кроме «Преображения Урала».

Он также заявил, что успех движения «Коммунисты и аграрии Свердловской области» на выборах не является случайностью. Несмотря на то, что во время предвыборной кампании на рекламу было затрачено всего 15 тысяч рублей, в двадцати городах и районах области коммунисты и аграрии заняли первое место. По его мнению, это говорит о том, что люди не верят тем движениям, которые тратили большие средства на предвыборную рекламу, немаловажной была и поддержка партийных структур и профсоюзов.

Как представляется ряду аналитиков, на реальную расстановку сил в Думе повлияют не столько партийная принадлежность, сколько личные взаимоотношения депутатов, прагматические интересы, а также тот факт, что некоторые из избранных вошли в списки, руководствуясь теми же прагматическими соображениями. Например, Игорь Рукачев, предприниматель, был избран по списку «Коммунистов и аграриев», однако есть большая вероятность предполагать, что он не будет подчиняться партийной дисциплине и решениям пленума обкома КПРФ. Второй пример —деловые интересы крупного предпринимателя, члена НДР Б.Чонзонова, чей бизнес (фирма «Атриум») в большой степени зависит от областных властей... Не исключено, что ряд депутатов от «Преображения Урала» призыва 1996 года скорректирует свои подходы и политические воззрения из-за победы НДНГ.

Оппозиции все же не удалось в полной мере выполнить задачу, которая ставилась 2-3 месяца назад: поставить под контроль деятельность Законодательного собрания Свердловской области и превратить его в своеобразный штаб по выборам губернатора Свердловской области.

В процессе голосования проявился ряд новых для региона особенностей.

1. Небывало высокий для региональных выборов в Свердловской области уровень активности — явка на выборы составила свыше 36%.

2. Беспрецедентно высокий процент голосов, поданных против всех списков — 13,53%.

3. Весьма решительный отпор, который избиратели дали партийным спискам и кандидатам, чья репутация имела криминальный оттенок.

Последнее, бесспорно, говорит о том, что политические трансформации в регионе еще впереди.

2.    Начало работы нового состава Законодательного собрания

2.1.       Областная Дума

20 апреля шестнадцатью голосами против десяти депутаты областной Думы отстранили от должности спикера Вячеслава Сурганова. Вопрос об этом поставила группа депутатов из тринадцати человек. Среди них — представители объединений «Наш дом — наш город», «Горнозаводской Урал». В своих выступлениях Валерий Трушников (ГЗУ) и Николай Воронин (НДНГ) отметили, что замена председателя необходима, поскольку Дума обновилась, причем значительное число мест получили представители оппозиционных движений. После оглашения итогов тайного голосования В.Сурганов объявил, что заседание закрывается, и ушел к себе в кабинет. Еще до голосования он сообщил, что в случае отстранения не задержится в Белом доме и двух дней. По его словам, он не собирается работать в Думе простым депутатом, хотя его полномочия истекают в 2000 году.

В.Сурганов пришел в политику в 1990 году, когда был избран делегатом на съезд народных депутатов РСФСР. В 1994 году стал депутатом областной Думы первого созыва и заместителем председателя Думы Эдуарда Росселя. После избрания Э.Росселя губернатором в 1995 году занял место спикера. В 1996 году был вновь избран спикером.

22 апреля второе заседание областной Думы в новом составе началось под председательством Вячеслава Сурганова, несмотря на то, что 20 апреля тайным голосованием депутаты отстранили его от должности. Однако соответствующего постановления принято не было, кроме того, часть депутатов считает, что решение об отставке спикера было принято с нарушением регламента, поэтому В.Сурганов продолжал исполнять свои обязанности.

Вопрос об отставке В.Сурганова обсуждался с подачи тринадцати депутатов, среди которых — пять представителей объединения «Наш дом — наш город», два коммуниста, два депутата от движения «Наш дом — Россия» и четыре представителя «Горнозаводского Урала».

Депутаты от «Преображения Урала» и часть коммунистов обратились с предложением создать рабочую группу и проверить законность освобождения спикера. В конечном итоге решено было прерваться до 28 апреля и провести консультации между фракциями. Во время обсуждения часть депутатов выразила сожаление, что в Думе нет Семена Спектора[1]. Он шел вторым в списке «Преображения Урала» и получил место в Думе, однако согласился с мнением товарищей по партии и отказался от мандата. По словам В.Сурганова, это решение поддержали губернатор Эдуард Россель и председатель правительства области Алексей Воробьев. Между тем, представители ряда фракций, в том числе НДНГ, высказывают мнение о том, что кандидатура С.Спектора на пост спикера могла бы устроить большинство депутатов. Депутаты пришли к решению: получить юридическую экспертизу своим действиям в прокуратуре и Уставном суде.

Несостоявшаяся отставка В.Сурганова активно комментировалась в СМИ. Так, «Уральский рабочий» дал глубокий анализ происшедшему в областной Думе. Позитивным моментом газета считает то, что Дума прежнего состава не превратилась в политический клуб, хотя вначале такие попытки были. Сегодня в нижней палате восемь представителей «Преображения Урала», семь — «Наш дом — наш город», пять — коммунистов, четверо — «Горнозаводского Урала». То есть политическое размежевание проступает достаточно четко, хотя большинства нет ни у кого. Однако то, что за отставку проголосовало 16 человек, говорит о том, что и сам В.Сурганов стал терять контакт с депутатами, слишком поверил в себя, в незыблемость своего лидерства. Этим и воспользовалась оппозиция. Но, по мнению газеты, минусов в спешной отставке председателя все же больше, чем плюсов. Вряд ли новый председатель, отмечает «Уральский рабочий», сумеет консолидировать депутатов. Вряд ли найдет достаточно быстро общий язык с правительством области, ведь от слаженной работы двух ветвей власти зависит их эффективность. Видимо, перемены коснутся и аппарата Думы.

28 апреля областная Дума признала недействительными заседания 20 и 22 апреля, на которых был отправлен в отставку спикер Вячеслав Сурганов. Депутаты заслушали заключения областной прокуратуры, Уральской государственной юридической академии и Уральского института регионального законодательства о процедуре отставки. Эксперты нашли немало нарушений федерального, областного законодательства и регламента Думы в действиях депутатов. Затем приступила к работе согласительная комиссия, которая предложила считать первые громкие заседания Думы депутатскими собраниями. С решением комиссии не согласился депутат Александр Долинин («Наш дом — Россия»), воздержались депутаты Николай Воронин («Наш дом — наш город») и Валерий Трушников («Горнозаводской Урал»). Следующее заседание областной Думы состоится 12 мая. Очевидно, на нем вновь будет поставлен вопрос о смене спикера.

В Законодательное собрание внесено письмо тринадцати депутатов с требованием отставки В.Сурганова. На этот раз оппозиция опирается не на устав области и регламент Законодательного собрания, в которых не прописана процедура отстранения спикера, а на федеральный закон о краевом, областном совете 1992 года. Как утверждает депутат Николай Воронин («Наш дом — наш город»), закон действует до сих пор, и в нем оговаривается возможность отставки председателя Думы.

2.2.       Палата Представителей

20 апреля в Белом доме состоялось первое заседание Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области. Главным вопросом повестки дня первого заседания были выборы председателя палаты. Из пяти кандидатов, выдвинутых на эту должность, трое взяли самоотвод, так как не хотели работать на постоянной основе. Двое оставшихся готовы были пожертвовать основным местом работы: Петр Голенищев — должностью председателя ТОО «Криулинское» Красноуфимского района, Александр Бурков — председательством в Свердловском областном комитете по управлению государственным имуществом. Эти две фамилии и были внесены в бюллетени для тайного голосования, причем Александр Бурков мотивировал свое желание отказаться от полномочий члена областного правительства несогласием с политикой правительства. Но ни один из кандидатов не набрал большинства голосов (за А.Буркова — 4, за П.Голенищева — 7). Более того, против обоих кандидатов голосов был подано больше, чем за каждого в отдельности. Решение вопроса о председателе было отложено до 29 апреля.

29 апреля сенаторам во второй раз не удалось избрать спикера. Выдвигались кандидатуры Владимира Никитина («Наш дом — Россия») и Петра Голенищева («Горнозаводской Урал»). На заседании присутствовало 18 из 21 депутата. За В.Никитина проголосовали восемь депутатов, за П.Голенищева — шесть. Как отметил депутат Валерий Никифоров, если бы не партийная принадлежность В.Никитина, ему, возможно, было бы отдано больше голосов. Сенаторы хотят видеть на посту спикера более нейтральную кандидатуру. Между тем лишь немногие сенаторы готовы оставить ответственные посты, которые они занимают, и пойти на освобожденную парламентскую работу в ущерб личному достатку (зарплата председателя палаты составляет 3,5 тысячи рублей). Заседание прервано до 14 мая.

 

 

 



[1] 30 апреля С.Спектор ушел с поста вице-премьера областного правительства и из госпиталя, которым руководил 25 лет. Поводом послужило интервью руководителя департамента финансов областного правительства, который почти напрямую обвинил его в финансовых злоупотреблениях в госпитале. Неизвестно, связаны ли эти события. — Ред.