Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чеченская Республика

Тимур МУЗАЕВ

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЧКЕРИЯ

в июле 1998 года

1.    Военно-политический кризис

Обострение ситуации в Чечне, которое 22 июня привело к вводу в республике чрезвычайного положения и установления комендантского часа (см. Чеченская Республика Ичкерия в июне 1998 года), в июле вылилось в военно-политический кризис.

Операция подразделений Национальной гвардии, Министерства шариатской государственной безопасности и Службы национальной безопасности в Гудермесском районе, направленная на разоружение незаконных вооруженных формирований, окончилась 14-15 июля столкновениями правительственных войск с ваххабистами в Гудермесе. В ходе боев погибло несколько десятков человек. В Гудермес выехали президент и члены правительства.

Представители руководства ЧРИ в официальных заявлениях утверждали, что операция в Гудермесе была направлена исключительно против уголовников, занимавшихся грабежами и похищениями людей. Однако, как отмечают независимые наблюдатели, в столкновениях с правительственными войсками участвовали боевики Шариатской гвардии и Исламского полка особого назначения, которые находятся под влиянием ваххабитов. Президент по местному телеканалу выступил с резким обсуждениями деятельности исламских радикалов и потребовал, чтобы главари ваххабитов в течении 24 часов покинуть территорию республики. Он также обещал, что все сторонники ваххабитов будут уволены из правительства (российские mass-media по этому поводу предсказывали отставку министра иностранных дел М.Удугова, возглавляющего проваххабистскую организацию «Исламская нация», однако данное пророчество до конца июля так и не сбылось).

17 июля А.Масхадов продлил действие режима ЧП и комендантского часа в Чечне. В информационном сообщении пресс-службы главы государства отмечалось, что за время действия ЧП правоохранительные органы достигли «определенных успехов» в наведении порядка, однако ситуация требует активизации борьбы с преступностью. Президент призвал на действительную военную службу бывших участников Сопротивления, состоящих в резерве Вооруженных сил Ичкерии (около 5 тыс. человек). По официальной версии, мобилизация резервистов была проведена для организации борьбы с хищениями нефти и нелегальной продажей бензина. Одновременно было объявлено о новых назначениях в военном руководстве: бригадный генерал Ш.Басаев, занимавший до начала июля пост премьер-министра, стал заместителем Главнокомандующего Вооруженными силами ЧРИ и руководителем мобильных отрядов ополченцев; а его соратник по Буденновскому рейду бригадный генерал А.Исмаилов, являвшийся министром строительства, назначен военным комендантом Ичкерии.

Местные обозреватели расценили призыв резервистов и назначение популярных полевым командиров на командные должности как подготовку силовой операции против ваххабитских формирований и их военных баз (наиболее известные военные базы ваххабитов находятся в Урус-Мартановском и Веденском районах республики).

20 июля президент А.Масхадов своим указом объявил о расформировании Шариатской гвардии и Исламского полка и о разоружении бойцов этих формирований. Министр государственной шариатской безопасности генерал А.Арсаев в выступлении по местному телеканалу заявил, что бывшие бойцы Шариатской гвардии и Исламского полка, задержанные с оружием, будут арестованы, а в случае сопротивлении — уничтожены.

Одновременно президент подписал указы о лишении полномочий двух членов Верховного Шариатского суда, которые выступали в поддержку ваххабитов, а также о высылке из республики их и еще двух ваххабитских проповедников (чеченцев-реэмигрантов из Иордании), которых обвинили в антиправительственной пропаганде и разжигании внутрирелигиозной розни. Позже, по неофициальным данным, А.Масхадов отложил исполнение указа о высылке ваххабитов по личной просьбе Ш.Басаева.

В селении Старые Атаги (южная часть Грозненского района), где проживает бывший президент ЧРИ З.Яндарбиев и его родственники, стали собираться бойцы распущенных формирований и ваххабитские боевики (около 50 человек). В Старых Атагах начался митинг, участники которого протестовали против действий президента А.Масхадова и его администрации и требовали восстановления Шариатской гвардии и Исламского полка. Фактическим лидером антиправительственных выступлений стал З.Яндарбиев, не упускающий случая подвергнуть критике администрацию А.Масхадова.

По поводу митингов в Старых Атагах Генеральная прокуратура ЧРИ направила предупреждение З.Яндарбиеву о недопустимости проведения массовых мероприятий в период действия ЧП, а генеральный прокурор Х.Сербиев заявил, что виновные в организации беспорядков будут привлечены к уголовной ответственности.

В ночь на 22 июля военный комендант А.Исмаилов издал указ о запрете деятельности частных телекомпаний в Грозном. Данная мера была направлена против вещания проваххабитских станций, которые критиковали действия властей. Цензура в печати введена не была.

22 июня из крупного военного центра ваххабитов в Урус-Мартане (Урус-Мартановский джамаат) были освобождены 9 дагестанских милиционеров, которые были захвачены еще в декабре 1997 года во время нападения дагестанских и чеченских боевиков на российскую войсковую часть в Буйнакске. Освобожденные милиционеры сообщили журналистам, что ваххабиты терроризируют местное население и укрепляют военную базу, опасаясь нападения правительственных войск.

По неофициальным сведениям, в дни наибольшего обострения конфликта между руководством Ичкерии и ваххабитами (20-21 июля) Ш.Басаев встречался с начальником военного учебного центра «Кавказ» полковником Э.аль-Хаттабом и другими ваххабитскими лидерами. Вероятно, в ходе этих консультаций было достигнуто соглашение об освобождении заложников.

22 июля известный полевой командир генерал С.Радуев, возглавляющий вооруженное формирование «Армия Джохара Дудаева», выразил поддержку действий властей и заявил, что готов участвовал в борьбе против ваххабитов. Таким образом, С.Радуев не присоединился к своему главному союзнику и коллеге по руководству общественно-политическим движением «Кавказская Конфедерация» З.Яндарбиеву, который в конфликте между республиканским руководством и ваххабитами поддержал последних.

23 июля произошло покушение на президента А.Масхадова. В 11.20 кортеж автомашин президента двигался в центре Грозного по Старопромысловскому шоссе, когда взорвалась стоявшая на обочине автомашина «УАЗ» без номеров. Машину разнесло на мелкие куски; ударной волной несколько тяжелых автомобилей, в т.ч. бронированный «шевроле» А.Масхадова, отбросило в сторону и перевернуло. Машины загорелись, но А.Масхадову и его охранникам удалось выскочить. От многочисленных ранений погиб один телохранитель президента, еще несколько человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Джип сопровождения и машина президента полностью сгорели.

В тот же день состоялась пресс-конференция А.Масхадова. Лидер Ичкерии заявил, что считает ответственными за покушение «спецслужбы некоторых иностранных государств», которые действуют «руками своих местных агентов, жаждущих власти и денег». Хотя президент и его пресс-секретарь М.Вачагаев категорически отвергли возможность причастности к покушению ваххабитов, однако Верховный Шариатский суд в первую очередь потребовал явки для дачи показаний по делу о покушении на А.Масхадова лидеров ваххабитов и их союзников: экс-президента З.Яндарбиева, бывшего командира Исламского полка особого назначения А.Бараева и главы Урус-Мартановского джамаата Р.Ахмадова.

24 июля З.Яндарбиеву пришлось пройти процедуру допроса в Верховном Шариатском суде, после которой с него были сняты подозрения в причастности к организации покушения. И.о. председателя суда Р.Саттаев заявил, что А.Бараев и Р.Ахмадов, отложившие визит в суд, будут доставлены для дачи показаний силой.

Ведущие полевые командиры Чечни, в т.ч. Ш.Басаев, Р.Гелаев, А.Закаев и др., выразили поддержку А.Масхадову.

Вечером того же дня правоохранительные органы Ичкерии сообщили, что установлена квартира, где было сделано взрывное устройство, а также задержаны 4 человека, подозреваемые в причастности к покушению на президента.

24 июля власти Чечни объявили о прекращении трансляции в республике трех российских телеканалов: ОРТ, РТР и НТВ. По словам пресс-секретаря президента, главной причиной репрессий в отношении российских телеканалов стали репортажи о митингах сторонников оппозиции в Старых Атагах, которые правительство Ичкерии сочло «провокационными» и «искажающими информацию о ситуации в республике». Не исключено, что на самом деле руководство ЧРИ стремилось ограничить распространение информации о выступлениях оппозиции. Впрочем, уже на следующий день вещание российских телеканалов в Грозном было возобновлено.

25 июля в Грозном состоялся Конгресс мусульман Северного Кавказа, инициатором созыва которого стал муфтий Чечни А.-Х.Кадыров. Несколько тысяч участников форума осудили ваххабизм. Они объявили, что ваххабистское учение не имеет ничего общего с исламом и обвинили российское руководство в «косвенной поддержке» ваххабитов.

26 июля военно-политический кризис в Чечне окончательно разрешился. Бывший командующий Шариатской гвардией генерал А.-М.Межидов, бывший командир Исламского полка генерал А.Бараев и глава Урус-Мартановского джамаата Р.Ахмадов заявили о лояльности президенту А.Масхадову. В телевизионном выступлении президент порекомендовал бывшим бойцам расформированных отрядов устраиваться на работу и включаться в мирную жизнь.

28 июля власти Ичкерии объявили об отмене режима ЧП и комендантского часа. По информации пресс-службы президента, режим ЧП позволил стабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике и добиться значительных успехов в борьбе с преступностью. За месяц с небольшим правоохранительным органам и спецслужбам Чечни при поддержке регулярных формирований Национальной гвардии удалось ликвидировать несколько крупных бандитских группировок, занимавшихся грабежами и похищениями людей. В результате операции в Гудермесском районе задержаны 47 человек, подозреваемых в соучастии в преступлениях; более 30 дел уже переданы следственными органами в шариатский суд.

2.    Органы власти

2.1.       Президент

В результате осуществления режима ЧП и мероприятий по разоружению незаконных формирований 22 июня — 28 июля А.Масхадов существенно укрепил свое положение и сосредоточил в своих руках основные рычаги управления. Президент вновь лично возглавил правительство и непосредственно подчинил себе все силовые структуры и вооруженные формирования.

2.2.       Правительство

3 июля и.о. премьер-министра и первый вице-премьер Ш.Басаев подал заявление об отставке своего правительства президенту А.Масхадову. Причиной отставки правительства названы неудачи кабинета министров в осуществлении программы экономических преобразований, однако, не исключено, что одной из причин отставки Ш.Басаева было его несогласие с решительными действиями властей по разоружению незаконных формирований ваххабитов.

Кабинет министров возглавил сам президент. По мнению местных наблюдателей, ведущая роль в новом правительстве принадлежит первому вице-премьеру генералу Т.-А.Атгериеву, возглавляющему пропрезидентское общественно-политическое движение «Чеченское исламское государство».

До конца июля других существенных изменений в составе правительства не произошло.

В начале июля в Кабинете министров ЧРИ состоялось совещание с префектами районов республики. Темой совещания было обсуждение структуры, штатов и должностных окладов в управлении администраций районов.

Министр финансов С.И.Курбанов заявил, что единственным выходом из экономического кризиса является сокращение штатов администрации до оптимального уровня и уменьшение зарплаты в два раза. Эти меры дадут возможность ежемесячно или один раз в 2 месяца выплачивать реальную зарплату.

Министр экономики М.Моллаев предложил утвердить структуру и штат ведомств без существенного сокращения штатного аппарата. Он считает, что важно сохранить экономические и административно-канцелярские структуры районных администраций. На встрече был представлен проект положения о наличии техногенных залежей на территории Чечни и их обороте. В документе, в частности, отмечается, что использование техногенный залежей без согласования с Минтопэнерго республики запрещено.

Выступивший на совещании бывший глава правительства Ш.Басаев заявил, что республика находится «на последнем испытательном этапе», происходит «последний российский штурм Чечни». Если на этом этапе чеченский народ сумеет сохранить единство и веру, то будущее Чечни обеспечено [[1]].

2.3.       Парламент

Парламент ЧРИ на своем заседании 7 июля по просьбе президента А.Масхадова утвердил решение о передаче Службы национальной безопасности Ичкерии под прямое президентское подчинение. Отныне глава государства имеет право самостоятельно, без согласия правительства и депутатов, назначать и снимать руководителей СНБ, решать кадровые, организационные и другие вопросы.

Парламент не отказался от права контроля за деятельностью СНБ, но, по мнению специалистов, теперь осуществлять этот контроль депутатам будет гораздо труднее [[2]].

В парламенте ЧРИ создана специальная комиссия по контролю за нефтедобычей и реализацией нефтепродуктов. В состав комиссии вошли депутаты, специалисты нефтекомплекса и эксперты. Главой комиссии избран заместитель председателя Парламента И.Темиров. В интервью агентству «Чеченпресс» И.Темиров заявил, что главной задачей комиссии является поиск ответа на вопрос: куда девается основное богатство страны? В республике ежесуточно добывается от 4 до 5 тыс. тонн нефти, которая по мировым ценам стоит примерно 200 тыс. долларов. Парламентариям предстоит также разобраться с незаконным захватом нефтескважин и незаконной переработкой нефти в ущерб окружающей среды. Ожидается, что предварительные результаты работы комиссии будут обнародованы через месяц [[3]].

Заместитель председателя парламента ЧРИ С.Бешаев по просьбе депутатов распространил информацию для республиканских средств массовой информации, в которой опроверг слухи об огромных окладах парламентариев, их машинах и спутниковых телефонах.

Оклад председателя парламента составляет 2,4 тыс. рублей, депутата — 1,9 тыс. рублей, работника аппарата парламента — до 1 тыс. рублей. За 1,5 года депутаты получили зарплату всего 4 раза: три раза по 500 рублей и один раз по 1 тыс. рублей. Многие депутаты не могут выехать на лечение, а другие — восстановить жилье, разрушенное во время войны.

В Парламенте 30 машин и один телефон на всех депутатов [[4]].

Более 200 жителей семи сел Шаройского района республики, от которых в Парламент Чечни был избран депутат У.Батаев, обратились в сельские избирательные комиссии и в редакцию газеты с требованием отзыва депутата, поскольку «он доверия избирателей не оправдал».

Скандал вокруг избрания У.Батаева депутатом парламента ЧРИ от Шаройского района начался еще в марте 1997 г., когда Национальная служба безопасности республики по результатам проверки выборов депутатов парламента заявила о многочисленных нарушениях закона во время выборов в Шаройском районе. Центральная избирательная комиссия и парламента республики никак не отреагировали на заявление НСБ и выступления газеты «Ичкерия» по поводу незаконности утверждения У.Батаева депутатом Парламента ЧРИ [[5]].

3.    Cпецслужбы и правоохранительные органы

3.1.       Служба безопасности

И.о. руководителя Службы национальной безопасности ЧРИ бригадный генерал М.Кориев, назначенный после убийства главы СНБ Л.Хултыгова 21 июня, в интервью газете «Кавказская хроника» заявил, что генерал Хултыгов «пал жертвой антигосударственного заговора с целью захвата власти в ЧРИ». По данным СНБ, организаторы попытки переворота 21 июня кроме здания телецентра планировали также захватить президентский дворец, здания СНБ, МВД и др.правительственные объекты. «Те, кто готовили переворот, надеялись, что население, доведенное до отчаяния социальными и экономическими неурядицами, поддержит их, пойдет за ними... Ценой своей жизни Леча спас жизни сотням обманутым», — заявил генерал М.Кориев. Глава СНБ обещал, что «организаторы и исполнитель этого убийства получат в скором времени по заслугам» [[6]].

Начальник Управления Службы национальной безопасности ЧРИ подполковник безопасности У.Озниев в интервью газете «Грозненский рабочий» заявил, что Чечня является «шпионским клондайком». По информации СНБ, в республику засылают массу шпионов разведки стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.

«Контингент — интернациональный, — отметил У.Озниев. — Попадаются и свои, доморощенные — наследники и продолжатели дела национал-предателей Завгаева, Хаджиева, Бугаева и др. Все они получают по заслугам».

Кроме обезвреживания иностранной агентуры СНБ занимается профилактикой и предупреждением террористических актов и диверсий, пресечением деятельности антиправительственных сил, участием в наведении порядка и укреплении законности в республике [[7]].

3.2.       Правоохранительные органы

Районный отдел Государственной шариатской безопасности (ГШБ) Ножай-Юртовского района в рамках общереспубликанской операции по борьбе с преступностью «Нийсонан тур» («Меч справедливости») провел оперативные мероприятия по обнаружению и уничтожению плантаций конопли и опийного мака. Специальная опергруппа из 45 сотрудников обследовала десятки гектаров лесов и полей: наркосодержащие растения были скрыты в лесных массивах, в междурядьях кукурузы, лука, др. огородных культур.

Наркоплантации были обнаружены на территориях близ сел Старый Замай-Юрт, Замай-Юрт, Галайты, Мескеты и др. Всего было обнаружено более 20 участков общей площадью более 2 гектаров. Жителям сел предложили самим уничтожить плантации, однако призыв правоохранительных органов не был услышан. В назначенный день опергруппа райотдела ГШБ выехала на установленные места и уничтожила посевы конопли и опийного мака.

Начальник райотдела ГШБ полковник безопасности М.Янгулбаев, руководивший операцией, заявил, что по каждому факту возбуждено уголовное дело, после проведения следствия материалы будут переданы в Шариатский суд. В борьбе против наркодельцов помощь правоохранительным органам оказывают префект района У.Болтукаев и имамы местных мечетей.

В Управлении ГАИ Министерства шариатской государственной  безопасности ЧРИ прошла очередная аттестация сотрудников. По информации службы пропаганды ГАИ МШГБ, часть сотрудников по итогам аттестации уволена по причине профессиональной непригодности.

На работу приняты новые сотрудники — в основном, участники русско-чеченской войны 1994-1996 гг. Глава Управления ГАИ полковник безопасности Х.Янгульбаев, отметил, что хотя новым сотрудникам не хватает профессиональных знаний и навыков, они «проникнуты чувством ответственности и долга, полны решимости навести порядок на дорогах республики» [[8]].

4.    Внешняя политика

4.1.       Вопрос о мандате миссии ОБСЕ

Министр иностранных дел ЧРИ М.Удугов обратился к Группе содействия ОБСЕ в Чечне с заявлением, в котором потребовал, чтобы миссия ОБСЕ в течении 15 дней обратилась к правительству Ичкерии с просьбой о получении мандата. По мнению М.Удугова, миссия ОБСЕ не может действовать на территории Ичкерии без мандата чеченского правительства.

2 июля и.о. главы Группы содействия ОБСЕ в Чечне Л.Васчинский встретился с президентом ЧРИ А.Масхадовым. На встрече обсуждались вопросы, возникшие после заявления МИДа республики. Как сообщил журналистам Л.Васчинский, беседа была трудной, но плодотворной. Окончательного соглашения достигнуто не было. Для решения этих проблем Ичкерию должна посетить представительная делегация ОБСЕ, которая продолжит переговоры о мандате миссии ОБСЕ в Чечне [[9]].

Заместитель главы Группы содействия ОБСЕ в Чечне И.Михайловски в интервью газете «Голос Чеченской Республики» отметил, что миссии ОБСЕ в своей практике не используют дипломатические мандаты (агреманы), получаемые от властей регионов или государств. Сотрудники ОБСЕ действуют, исходя из принципа консенсуса государств — членов Организации.

Группа содействия ОБСЕ в Чечне получила мандат в Вене. Возражений из Москвы или Грозного не было. Поэтому миссия ОБСЕ в Грозном не имеет специальных мандатов российских или чеченских властей.

И.Михайловски отверг обвинения министра иностранных дел Ичкерии в том, что возглавляемая им миссия занимает «пророссийскую позицию». «Если в начале своей деятельности представители ОБСЕ ставили задачу содействовать прекращению боевых действий и процессу переговоров по мирному урегулированию ситуации, — отметил заместитель главы Группы содействия ОБСЕ, — то сейчас приоритет отдается вопросам ликвидации последствий войны, гуманитарной и иной помощи населению Чечни».

По мнению И.Михайловски, резкое заявление М.Удугова объясняется тем, что власти Ичкерии желают использовать миссию ОБСЕ для ускорения процесса признания суверенитета Чечни мировым сообществом. «Но такое вопросы не входят в сферу нашей деятельности...» — подчеркнул представитель ОБСЕ [[10]].

Министр иностранных дел М.Удугов в интервью газете «Кавказская хроника» заявил, что позиция МИД республики по вопросу мандата миссии ОБСЕ остается неизменной, хотя последнее слово по этому поводу должны сказать президент и Парламент [[11]].

4.2.       Российско-чеченские отношения

Внутриполитический кризис в Чечне стал причиной перерыва в переговорах между Москвой и Грозным.

В июле представители чеченского правительства продолжали добиваться выплаты из бюджета РФ компенсаций чеченцам, депортированным в 1944 году в Казахстан и Среднюю Азию. Такие компенсации уже получили ингуши, балкарцы, калмыки, немцы и представители других репрессированных народов России.

Заместитель председателя Государственной реабилитационной комиссии при Правительстве ЧРИ Б.Шоипов сообщил, что всем чеченцам, депортированным в 1944 г., будет выплачена компенсация за нанесенный материальный и моральный ущерб. Выплата компенсаций будет осуществляться на основании постановления Парламента республики «О компенсации материального и морального ущерба в связи с репрессиями 1944 года».

Б.Шоипов уточнил, что деньги для выплаты компенсаций, которые должно направить в республиканский бюджет правительство РФ, пока не выделены. Между Грозным и Москвой идут предварительные переговоры [[12]].

4.3.       Кавказская политика

Власти Ичкерии укрепляют связи с официальными органами и общественно-политическими организациями республик Северного Кавказа.

Указом президента ЧРИ Представительство Ичкерии в Карачаево-Черкесской Республики, созданное еще в декабре 1996 г., утверждено в качестве официального представительства президента ЧРИ.

Представительство возглавляет М.Нуралиева, инженер-технолог легкой промышленности, работала в сфере бытового обслуживания, на швейном производстве. В январе 1995 г. организовала госпиталь для бойцов сопротивления в селении Новые Атаги, принимала участие в обеспечении армии Д.Дудаева медикаментами. В феврале 1995 г. выехала в Карачаево-Черкессию, распространяла информацию о ситуации в Чечне и позиции сторонников независимости.

Представительство ЧРИ занималась организацией транспортировки в Чечню гуманитарных грузов; из КЧР в Грозный были доставлены детская одежда, мука, медикаменты и медицинское оборудование на сумму в десятки миллионов рублей. В вузах КЧР обучаются 12 студентов из Чечни; в 1998 г. будут направлены еще 30 студентов.

Штат представительства состоит из 4 человек: представитель, заместитель представителя по экономическим вопросам, заведующий сектором идеологической работы и связей с общественностью, секретарь-референт.

Сотрудники представительства проводят встречи с руководством и активистами общественно-политических партий Карачаево-Черкессии — Международной организации «Адыге Хасэ», межрегиональной карачаевской ассоциацией «Алан» и др. Представители Ичкерии регулярно выступают по республиканскому телевидению и радио, на страницах республиканских газет.

Представительство ведет переговоры с администрацией г. Черкесска по вопросу проведения мероприятий по установлению побратимости городов Джохар (Грозный) и Черкесск [13].

4.4.       Перспективы внешней политики Ичкерии

Советник председателя Кабинета министров ЧРИ, директор Института гуманитарно-политических технологий им. А.Авторханова А.-Х.Султыгов выступил в правительственной газете «Ичкерия» с обширной запиской, озаглавленной «Тезисы открытого доклада Кабинету министров, Верховному Шариатскому суду и Парламенту ЧРИ, Меджлису Конгресса народов Ичкерии и Дагестана «Альтернативная противоракетная оборона — 2000».

Автор полагает, что «Россия в принципе не в состоянии удержать ядерный паритет ни по количеству, ни по качеству, предполагающему постоянную модернизацию» ядерного оружия. Таким образом, «нейтрализация и ликвидация российского потенциала массового уничтожения является... фактором, провоцирующим усиление старых и возникновение новых центров противостояния в мире».

«Альтернативу губительному сценарию развития человечества», отмечается в докладе, должен предложить исламский мир. «Моральное право исламского мира на эту миротворческую миссию оправдано тем, что исламский мир не причастен к идеологии массового уничтожения и практике создания соответствующих средств и технологий», — считает А.-Х.Султыгов.

Общие принципы становления нового миропорядка, по мнению автора, таковы:

1) мирное сосуществование христианской, мусульманской и восточной (индийско-китайской) цивилизаций;

2) отказ от силового вмешательства или угрозы вмешательства во внутренние дела цивилизаций, в т.ч. в вопросы внутрицивилизационной интеграции;

3) уважение прав человека и народов на цивилизационный выбор.

Глава Института гуманитарно-политических технологий предлагает реорганизовать «антагоническое межгосударственное сообщество» — ООН в международную организацию, «способную гарантировать международный мир и безопасность». Главным условием реорганизации ООН названо «консолидированное представительство исламской цивилизации в Совете безопасности ООН» [[13]].

4.5.       Отклик на смерть генерала Л.Рохлина

Проправительственная газета «Кавказская хроника» отметила известие о смерти генерала Л.Рохлина, который был убит в ночь на 3 июля, заметкой «Собаке собачья смерть». Газета напоминает, что генерал Л.Рохлин командовал северной группой федеральных войск, штурмовавших г. Грозный в декабре 1994 - январе 1995 гг. За многочисленные потери среди солдат подчиненных ему войск, в частности, известна гибель большой колонны бронетехники северной группировки, расстрелянной из гранатометов и полностью уничтоженной сторонниками независимости недалеко от грозненского железнодорожного вокзала, Л.Рохлина прозвали «Мясником». Прокуратурой ЧРИ было возбуждено уголовное дело против генерала по фактам военных преступлений, которые не имеют срока давности.

«Война, от которой Рохлин пытался скрыться, все-таки настигла генерала», — отмечает газета [[14]].

5.    Общественно-политическая ситуация

5.1.       Национально-радикальная оппозиция

В течение июля продолжались выступления представителей национально-радикальных организаций и групп, которые являются союзниками ваххабитов.

4 июля на военной учебной базе «Кавказ» в с.Сержень-Юрт (руководитель — полковник Э.аль-Хаттаб) состоялось выездное заседание Маджлиса Конгресса народов Ичкерии и Дагестана (КНИД), а также «смотр миротворческих сил Конгресса». В заседании и торжественных мероприятиях участвовали амир КНИД Ш.Басаев, его заместители М.Удугов и А.Алиев.

На заседании Маджлиса обсуждалась миротворческая политика КНИД в Кавказском регионе, а также дальнейшие планы конгресса по урегулированию конфликтных ситуаций между кавказскими народами.

Участники заседания в сопровождении полковника Э.аль-Хаттаба прошли вдоль строя курсантов учебной базы [15].

Во второй половине июля глава КНИД Ш.Басаев выступил посредником между руководством республики и лидерами ваххабитов (см. раздел 1).

Фактическое поражение ваххабитской оппозиции в результате кризиса 20-25 июля серьезно ослабило позиции национал-радикалов. Глава Организации исламского единства З.Яндарбиев был вынужден отказаться от организации массовых выступлений против правительства; глава движения «Путь Джохара» С.Радуев выступил с заявлением о поддержке президента и его администрации (см.раздел 1); деятельность КНИД (Ш.Басаев — М.Удугов) оказалась парализована репрессиями против ваххабитов.

5.2.       Пропрезидентское движение

Общественно-политическое движение «Чеченское исламское государство» (ЧИГ), возглавляемое первым вице-премьером генералом Т.-А.Атгериевым, становится полуофициальной организацией, которая оказывает существенное влияние на деятельность республиканских властей. В штабе ЧИГ проходят обсуждения проблем государственной политики и встречи представителей руководства Ичкерии с просителями.

Так, в штабе ЧИГ состоялась встреча с преподавателями Чеченского Государственного педагогического института. Во встрече принимали участие главный специалист экономического отдела администрации президента С.Решиев и представители руководства движения.

Преподаватели обратились с просьбой о помощи в связи с решением Кабинета министров о закрытии пединститута и передаче его фондов госуниверситету. По мнению работников ЧГПИ, это решение является непродуманным и чревато тяжелыми последствиями для развития науки и образования в Чечне. В чеченских селах катастрофически не хватает учителей. Реализация решения о закрытии пединстиута окончательно уничтожит республиканскую систему образования.

Доводы представителя администрации президенте не убедили преподавателей.

Заместитель председателя движения «Чеченское исламское государство» С.-А.Сайдулаев заявил, что он понимает и разделяет беспокойство коллектива ЧГПИ. Он пообещало, что доведет мнение и аргументы педагогов до сведения президента А.Масхадова [15].

В июле в штабе ЧИГ также состоялся круглый стол, посвященный вопросу о принципах проведения приватизации в Чечне. В обсуждении принимали участие заместитель министра финансов Р.Гужаев, главный специалист администрации президента С.Решиев, помощник первого вице-премьера А.Хамзаев, представители Аналитической службы ЧИГ и ученые-экономисты.

Сторонники проведения приватизации аргументировали свою позицию необходимостью восстановления разрушенного войной потенциала республики, ибо у государства нет на это средств. По их мнению, только частная собственность поможет эффективно использовать имеющиеся в республике ресурсы и реально повысить эффективность и рентабельность производства. Приватизация также может остановить крупномасштабное расхищение государственных средств и имущества.

Оппоненты приватизации отмечали, что у подавляющего большинства населения Чечни нет средств для участия в процессе разгосударствления. По мнению противников приватизации, чеченский народ может оказаться в кабале у нескольких десятков предпринимателей, которые в военное и послевоенное время успели наворовать огромные состояния и теперь используют приватизацию для присвоения награбленного.

Не отрицая необходимость приватизации, ее противники говорят о преждевременности шагов в этом направлении. Сначала надо провести подготовительную работу, определить объекты, подлежащие приватизации, определить их стоимость, а самое главное — дать возможность рядовым гражданам также принять участие в разгосударствлении.

После бурных дискуссий участники круглого стола решили продолжить обсуждение вопроса о приватизации на следующей встрече [15].

5.3.       Обострение аграрных противоречий

Обозреватель газеты «Голос Чеченской Республики» Я.Султыгов отмечает, что в республике обострились земельные противоречия: «...В нескольких местах одновременно идут нешуточные споры за землю, на людей оказывают давление, требуя покинуть то или иное село; противостояние идет при полной военной экипировке». Так, по информации газеты, ожесточенные споры за землепользование происходят в селениях Старые Атаги, Новые Варанды, в Староюртовском, Веденском, Курчалоевском районах. Административные границы, произвольно определенные в советское время, оспариваются сторонниками общинно-тайпового землевладения.

Государственный секретарь ЧРИ Р.Магомадов считает, что противоборство за перераспределение земли угрожает стабильности Чеченского государства. Администрация президента проводит работу по разрешению конфликта, к которой привлекаются префекты районов и имамы местных мечетей. «... Должен быть жестко пресечен любой произвол по отношению к людям, не по своей воле ныне проживающим на «чужой» земле, — заявил Р.Магомадов. — ...Сегодня только законы Чеченского Государства могут быть аргументом в спорах за землю. Иначе они не прекратятся и превратятся в кровь, которой земля наша с избытком пропитана».

В частности, госсекретарь отметил, что еще в 1993 году президент Д.Дудаев подписал указы «О приостановлении изменений границ землепользования в Чеченской Республике» и «О приостановлении действия положения «О порядке возвращения гражданам Чеченской Республики домовладений, муниципализированных по постановлению СНК от 30 марта 1944 г.», а в 1944 году — указ «Об уголовной ответственности за самовольный захват земли».

Признавая, что «в каждом случае земельных споров должно учитываться естественное право тайпов на свои земли», Р.Магомадов призвал участников аграрного противоборства к терпению и выдержке [[15]].

5.4.       Конгресс русскоязычного населения

В июле состоялось очередное заседание Координационного совета Конгресса русскоязычного населения ЧРИ, на котором обсуждались методы решения производственных, жилищных, бытовых и др.проблем русскоязычного населения Чечни.

По ходатайству Конгресса руководство республики приняло решение о создании специального цикла телепередач для русскоязычного населения ЧРИ. Передачи будут транслироваться два раза в неделю, продолжительностью до 30 минут. Главная цель таких программ — информирование население о ситуации в республике и о деятельности ведомств и организаций, помогающих в решении социально-экономических проблем [[16]].

КРН решил издавать собственную газету. На первых порах она будет выходить как приложение к популярной республиканской газете «Грозненский рабочий». Предполагается, что на страницах нового издания будут подниматься проблемы русскоязычного населения республики, разъясняться государственная национальная политика, а также письма читателей «на разнообразную тематику». Инициатором создания газеты выступил советник президента ЧРИ по делам русскоязычного населения А.Митрофанов [[17]].

Справка

Конгресс русскоязычного населения ЧРИ (КРН) основан в феврале 1997 г. Он объединяет более 20 тыс. индивидуальных и коллективных членов. Председателем КРН является Н.Назаренко; один из руководителей Конгресса А.Митрофанов занимает пост советника Президента ЧРИ по делам русскоязычного населения.

В состав КРН входят общества казаков, украинцев, дагестанцев, немцев, азербайджанский культурный центр и др.организации.

По данным КРН, в настоящее время в Чечне проживает более 150 тыс. человек, составляющие русскоязычного население. Кроме этнических русских в республике живут украинцы, белорусы, грузины, армяне, немцы, азербайджанцы, татары и др., всего представители более 20 национальностей.

5.5.       Попытка давления на прессу

Редактор газеты «Грозненский рабочий» М.Мурадов сообщил, что его газета, которая печатается в издательстве «Кавказская здравница», г.Минеральные Воды Ставропольского края, находится под пристальным наблюдением минераловодских правоохранительных органов. В типографии редактору сообщили, что «представители местных правоохранительных органов внимательно изучают каждый номер газеты» и часто выражают недовольство ее содержанием. Особенно раздражает милицейских чинов публикации воспоминаний о зверствах и преступлениях российских оккупантов против мирного населения Чечни в 1994-1996 годах.

Местные власти и правоохранительные органы Минвод оказывают давление на издательство с целью заставить отказаться от печатания газеты «Грозненский рабочий», однако руководство издательство сообщило М.Мурадову, что газеты будет печататься на основе ранее заключенного договора [[18]].

6.    Экономика

6.1.       Бюджет и налоги

Министерство финансов ЧРИ сообщило, что за первый квартал 1998 года бюджет Ичкерии исполнен на 40%. Из российского бюджета в бюджет республики поступило 30 млн. «новых» рублей, что составило 20% от необходимого общего бюджета за указанный срок.

За счет бюджета были частично профинансированы министерства образования и здравоохранения, жилищные хозяйства, правоохранительные органы и другие ведомства.

По информации министра финансов ЧРИ С.-И.Курбанова, российская сторона еще должна Чечне 30 млн. «новых» рублей за транзит азербайджанской нефти за 5 месяцев. Премьер-министр Ш.Басаев еще в июне направил письмо на имя премьер-министра РФ С.Кириенко с требованием в 10-дневный срок погасить задолженность. Власти Ичкерии предупреждают, что если Москва будет саботировать платежи, то нефтепровод может быть перекрыт [[19]].

Парламент ЧРИ утвердил представленные правительством Ставки основных налогов и платежей, действующих на территории ЧРИ в 1998 году (см. Приложение А) и Нормативы отчислений от ставок налогов и платежей по уровням бюджетов на 1998 год (см. Приложение Б).

В связи с отсутствием средств в бюджете и хроническими неплатежами указом президента ЧРИ создана Межведомственная комиссия по координации работы с предприятиями-недоимщиками при Государственной налоговой службе Ичкерии. Председателем комиссии назначен начальник налоговой службы В.Ибрагимов, в состав вошли министр финансов С.-И.Курбанов, министр экономики М.Моллаев, генеральный прокурор Х.Сербиев, председатель Национального банка А.-Р.Закаев.

Главной задачей комиссии названа «координация работы органов государственного управления по обеспечению взыскания в бюджет недоимок по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды». Решения комиссии, согласно указу президента, «являются обязательными к исполнению для всех руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории ЧРИ» [[20]].

Начальник Налоговой службы ЧРИ по Наурскому району, советник 1 ранга С.Чимиева в интервью газете «Ичкерия» сообщила, что за весь 1997 г. в районный бюджет поступило 2 млрд. 379 млн. рублей; за первый квартал 1998 г. собрано 920 тыс. «новых» рублей, что составило 107,8% от государственного задания. Наурский район оказался в числе немногих в республике, справившихся со сбором налогов.

Нормальному поступлению налогов в бюджет мешает большое количество налоговых льгот, которые раздаются различными властными структурами, в т.ч. теми, которые не имеют права давать такие льготы. Сбору налогов препятствуют вооруженные группировки, которые контролируют предприятия и фирмы.

Основной источник пополнения бюджета — налоговые поступления от юридических лиц. Однако, финансово-экономическая блокада со стороны России и последствия войны привели к спаду производства. Многие предприятия не в состоянии платить налоги.

Недоимки по платежам в бюджет по предприятиям и организациям Наурского района на июль 1998 г. составили свыше 33 млн. «новых» рублей. Основная причина возникновения задолженностей — переход предприятий на бартерные сделки, несовершенство ценообразования. Причитающиеся суммы налоговых платежей от реализации продукции не поступают на расчетный счет, а используются на внутрихозяйственные нужды, поэтому платежные документы на перечисление в бюджет налогов остаются без движения в банках. Министерства, утверждая цены на продукцию, не предусматривают акциза и лицензионного сбора, а работники налоговой службы производят доначисления больших сумм, в которые также входят финансирование санкции.

Налоговая служба Наурского района использует различные методы изъятия недоимок, применяя строгие санкции к предприятиям-должникам, вплоть до наложения административного ареста на денежные средства, продукцию и имущество должника [[21]].

6.2.       Промышленность

Правительственная программа по пуску промышленных предприятий Чечни постепенно реализуется. В июле благодаря правительственным кредитам пущены в действие Аргунский мукомольный комбинат и Чири-Юртовский цементный завод. Аргунский комбинат посетил президент А.Масхадов, цементный завод — и.о. премьер-министра Ш.Басаев. Последний отметил, что цемент — это «хлеб стройиндустрии», который сейчас «как воздух необходим в восстановлении разрушенной войной Ичкерии».

По данным правительства республики, для восстановления всей промышленной инфраструктуры ЧРИ потребуется, по меньшей мере, 300-400 млн. «новых» рублей. Таких средств в бюджете Чечни нет, поэтому в первую очередь будут восстанавливаться предприятий социальной ориентации.

В ближайшее время планируется выделить государственные кредиты на пуск объектов продовольственного и строительного комплекса [[22]].

6.3.       Торговля нефтепродуктами

В Грозном быстро растет число частных автозаправочных станций. Продолжается продажа бензина, солярки и автомасел в баллонах, канистрах и бочках, хотя власти ЧРИ неоднократно запрещали такую торговлю. Бензин и другие ворованные нефтепродукты продаются по более низким ценам, чем на государственных АЗС.

По информации Госконцерна по реализации нефтепродуктов, за первое полугодие 1998 года государственными АЗС было продано нефтепродуктов в 10 раз меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Нефтепродукты воруют из нефтепроводов и прямо с нефтеперерабатывающих заводов. В хищениях часто замешана охрана предприятий, которая пропускает «левые» автоцистерны с бензином и соляркой [[23]].

6.4.       Сельское хозяйство

Департамент сельского хозяйства ЧРИ в преддверии уборочной кампании подводит итоги посевной по районам республики и по отдельным сельхозкультурам.

В Шалинском районе из 9 тыс. гектор общей посевной площади засеяно меньше половины. Озимый клин составляет 3227 гектаров пшеницы, яровыми культурами (кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, ячмень) засеяно 1193 гектара. Будущий урожай озимых составит, по оценке местного управления сельского хозяйства, не менее 15 центнеров на круг. Под сезонные огороды переданы 1193 гектара; более 1 тыс. гектаров еще не разминированы.

Земля малоплодородна из-за отсутствия минеральных удобрений, ядохимикатов и органики. В госхозах района нет ни одной головы крупного рогатого скота — коров извели еще во время военных действий. Ввиду отсутствия скота молочные фермы района разобраны местными жителями на стройматериалы.

Одна из основных проблем госхозов — запчасти к автотехнике. В шести госхозах района из 119 тракторов в исправном состоянии только 58, из 83 грузовых машин — 35, из 23 комбайнов — лишь 16. По мнению специалистов, этой техники недостаточно для завершения уборки [[24]].

Одной из важнейших технических культур, которая выращивалась в Чечне, является сахарная свекла. Переработка сахарной свеклы создавала дополнительные рабочие места и позволяла сокращать завоз сахара в республику. По информации Департамента сельского хозяйства ЧРИ, за последние годы сократилась площадь посевов, уменьшилась урожайность сахарной свеклы, вследствие чего возросла зависимость республики от импорта сахара.

В 1998 году было посеяно 2012 гектаров сахарной свеклы, что, по мнению специалистов, очень мало. Не хватает техники — часть уничтожена во время войны, часть — растащена. Нужна новая техника, удобрения, средства защиты растений.

В связи с уменьшением сбора сахарной свеклы сахарный завод в 1998 году будет работать только один месяц. Изготовленный сахар покроет лишь десятую часть потребностей республики [[25]].

7.    Социальные проблемы

7.1.       Здравоохранение

В связи с острой необходимостью упорядочения обеспечения населения Чечни лекарствами и медикаментами, правительство ЧРИ ввело некоторые ограничения по продаже и ввозу в республику лекарственных препаратов.

В частности, категорически запрещено заниматься фармацевтической деятельностью лицам, не имеющим специального образования и лицензии с правом реализации товаров. Запрещено также совмещать работу в государственных и коммерческих аптечных организациях и реализовывать медикаменты без заключения контрольно-аналитической лаборатории ПО «Чечечнфарммедтехника». Запрещено открывать коммерческие точки по реализации лекарственных средств без наличия соответствующих условий хранения, реализовывать спирт, а также препараты, содержащие наркотические, ядовитые и психотропные вещества, сильно действующие анаболики и производные 8-оксилинолина.

Контроль за фармацевтической деятельностью в Чечне поручено осуществлять Министерству шариатской государственной безопасности, Генеральной прокуратуре и Налоговой службе ЧРИ [[26]].

В связи с недостатком оборудования для очистки и хлорирования питьевой воды с наступлением лета в городах и селах Ичкерии возникли условия для возникновения инфекционной заболеваемости острыми кишечными инфекциями. Заболеваемость населения по сравнению с 1996 годом возросла на 43%, а среди детей — в 2 раза. В значительной степени рост заболеваемости определили острые кишечные инфекции (на 40,6%), бациллярный туберкулез (в 1,8 раза), острые респираторные заболевания (на 55,8%). Рост кишечных инфекций вырос в Грозном на 47,1%, в Шалинском районе — на 31,5%, Гудермесском районе — в 2,3 раза, Грозненском районе — в 3,5 раза.

По мнению специалистов Департамента санэкологического надзора ЧРИ, основными причинами, поддерживающими на высоком уровне инфекционную заболеваемость, являются массовое загрязнение почвы, воды, воздуха многочисленными мини-установками по переработке нефти, свалками; крайне недостаточное обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, высокий уровень загрязненности воды, неудовлетворительная работа канализационных, насосных и очистных сооружений; массовая реализация пищевых продуктов сомнительного качества без санитарной и ветеринарной экспертизы [[27]].

4 июля в Старопромысловском районе г.Джохар (Грозный) состоялось открытие новой клиники, которую возглавил известный врач и общественный деятель республики, вице-президент Академии Наук Ичкерии С.Айсханов. На открытии присутствовал первый вице-премьер Т.-А.Атгериев. Он поблагодарил С.Айсханова за самоотверженный труд и огромный вклад в развитие здравоохранения [[28]].

7.2.       Распространение наркомании

Психотерапевт и нарколог К.Идрисов на страницах газеты «Грозненский рабочий» предупредил об опасности «эпидемии наркомании» в Чечне. Он отмечает, что активное распространение наркотиков в республике началось в 1991 году, после «чеченской революции», когда существовавшие административные и правоохранительные органы были разрушены, а новые только создавались. «...За короткий срок в Чеченской Республики родился огромный и дешевый рынок наркотиков», — отмечает К.Идрисов.

Распространению наркотиков способствовала война 1994-1996 гг. «Немало бойцов чеченского Сопротивления, — отмечает врач, — пользовались марихуаной для снятия психологического напряжения и стрессов во время боевых действий и сохранили эту привычку после окончания войны». Автор рассказывает о случае, когда во время обыска у одного из распространителей наркотиков был обнаружен один из высших боевых орденов Ичкерии. Оказалось, что его заложил бывший боец сопротивления за несколько доз наркотиков.

Основная часть наркотиков поступает в республику извне, однако в высокогорных районах в последнее время возникли плантации мака и конопли.

К.Идрисов, отметив, что точной статистики распространения наркомании в республике нет, полагает, что от 30 до 50 процентов молодежи «с разной степенью периодичности» употребляют наркотики [[29]].

7.3.       Гуманитарная помощь

В числе немногих гуманитарных организаций, продолжающих свою деятельность на территории Чечни, входит Агентство восстановления и развития (АВР).

Эта организация основана летом 1995 года чеченским бизнесменом, проживающим в Нидердандах, Б.-А.Исмаиловым и несколькими голландскими бизнесменами с целью оказания помощи детям Чечни, пострадавшим от войны.

АВР действует в 12 населенных пунктах ЧРИ. Агентство доставляет продукты питания и медикаменты, проводит работу по психологической реабилитации детей. В основе деятельности АВР лежит методика помощи детям, разработанная палестинскими специалистами. В населенных пунктах создаются группы, меняющие свой состав по мере выздоровления детей.

Руководит работой агентства в Чечне опытный детский врач Л.Арчакова [[30]].

8.    Проблемы горных районов

Правительственная комиссия по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий сообщила, что в результате оползневых процессов весной этого года в Ножай-Юртовском районе республики полностью разрушено 207 домов, эвакуировано 225 семей, что составляет 1190 человек. В опасной зоне находятся еще 604 дома, а всего оползневыми процессами охвачены 24 населенных пункта.

Пострадавшим от стихии была погашена задолженность по пенсиям и по зарплате за 5 месяцев, а также оказана единовременная материальная помощь по 1 тыс. «новых» рублей. Переселенцам также выделена гуманитарная помощь: около 70 тонн муки, около 13 тонн сахара, 1 тонна риса, 5 тонн кукурузы, 400 литров масла, 42 тыс. литров бензина, 51 тыс. литров дизтоплива, а также одежда, постельные принадлежности и пр.

Префект Ножай-Юртовского района У.Болтукаев в интервью газете «Голос Чеченской Республики» отметил, что правительственная комиссия пока не решила вопрос о выборе нового места для строительства жилья для переселенцев. Был вариант выделения земельных участков в Шелковском районе. Министерства экономики и финансов, которым поручено разработать и внести предложения по этому вопросу, никаких проектов комиссии пока не представили. Префект отметил, что необходимо решать проблему жилья до наступления осенних холодов. Он намерен обратиться к президенту в связи со сложившейся ситуацией [[31]].

Практически во всех горных селениях закрылись фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), где можно было получить первичную медицинскую помощь. В ряде сел закрылись даже крупные больницы, как, например, в селе Саясан, где закрыта больница, основанная еще в 30-х годах. Врачи разъехались, помещения опустели.

Вместо больниц и ФАПов в горных селах активно действуют знахари, которые за небольшую плату берутся предсказывать будущее и лечить любые болезни [[32]].

9.    Образование

Кабинет министров ЧРИ рассмотрел вопрос о реорганизации системы высшего и профессионального образования республики. По предложению министерства образования и науки правительство приняло решение о закрытии Чеченского педагогического института, который, по мнению властей, «дублировал» Чеченский госуниверситет. Вся материальная база и штат пединститута переданы университету. Сокращено пять факультетов и 36 кафедр. Административно-управленческий аппарат объединенного вуза сокращен на 1443 штатные должности.

Нефтяной техникум включен в состав Грозненского нефтяного института, который переименован в Чеченский государственный технический университет.

Из 9 средних специальных учебных заведений остались 6, а из 14 профтехучилищ сохранено 8. Остальные закрыты решением республиканского правительства [[33]].

Парламент, рассмотрев решение правительства о закрытии пединститута, не утвердил его. На рассмотрение депутатов представлен проект постановления, согласно которому педагогический институт необходимо сохранить под названием Государственный педагогический институт имени Т.Эльдарханова. Предполагается, что парламент утвердит это предложение [[34]].

Пока правительство пытается закрыть пединститут, в Грозном открываются частные коммерческие учебные заведения. Так, в июле объявил об открытии и приеме студентов на 1998-1999 учебный год Грозненский филиал Современного гуманитарного института (СГИ) по специальностям «юриспруденция» (юрист-правовед, юрист-менеджер, инспектор) и «экономика» (бухгалтер-финансист, коммерция, организация управления, банковское дело). Кроме общеобразовательных и специальных дисциплин в Грозненском филиале СГИ введены «дисциплины, отвечающие потребностям республики»: чеченский и арабский языки, вайнахская этика, основы ислама, шариатское право и др. Грозненский филиал СГИ уже объявил об открытии отделений в Гудермесском, Урус-Мартановском и Надтеречном районах республики.

Современный гуманитарный институт основан в Москве в 1997 году, имеет филиалы в 103 городах России и стран СНГ. Обучение ведется по методикам, разработанным в Гарвардском университете (США) [[35]].

Руководство Ичкерии приняло решение об открытии Чеченского гражданского авиационного колледжа. 1 сентября учащиеся нового учебного заведения приступят к занятиям. Преподаватели колледжа будут подготовлены в Авиационной академии Санкт-Петербурга. Авиаконцерн «Ичкерия» предоставил для практических занятий учебно-тренировочный самолет И-1Л, подаренный Луховицким машиностроительным заводом. Предполагается, что в колледже будут обучаться мальчики с 7 лет. С 9-го класса предусмотрены авиационные спецдисциплины [[36]].

Приложение 1

 

Ставки основных налогов и платежей, действующих на территории ЧРИ в 1998 году

1. При формировании бюджета Чеченской Республики Ичкерия исходить из следующих ставок налогов и платежей в бюджет:

1.1. Налог на добавленную стоимость:

а) продовольственные товары, кроме подакцизных, по перечню10%;

б) товары для детей по перечню10%;

в) подакцизные продовольственные товары20%;

г) остальные товары, работы и услуги20%.

1.2. Налоги на прибыль:

а) предприятия и организации государственной и муниципальной собственности25%;

б) банки, кредитные учреждения, страховые организации, посреднические операции30%;

в) предприятий и организации других форм собственности.

1.3. Размер ставок дорожных налогов исчисляется в соответствии с Законом «О дорожном фонде ЧР».

1.4. Налог на недвижимость с физических лиц:

- от стоимости домовладения, превышающей 10000-кратный минимальный месячный размер оплаты труда2%;

- от стоимости автомашины, превышающей 1500-кратный минимальный месячный размер оплаты труда2%;

1.5. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы1,5%.

1.6. Поступления от реализации туристических путевок и услуг от выручки7%,

из которых подлежат зачислению:

- в бюджет ЧРИ4%;

- в Пенсионный фонд ЧРИ2%;

- в Дорожный фонд1%.

1.7. Отчисления в бюджет на социальное страхование5,4%.

Отчисления в бюджет на социальное страхование используют на финансирование расходов, связанных с реабилитацией участников русско-чеченской войны, а также на оплату лечения граждан Чеченской Республики Ичкерия за пределами республики и на социальное страхование неработающих граждан.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и на погребение производится за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а бюджетным организациям — за счет источников финансирования без образования фонда социального страхования на эти цели.

1.8. Единый налог для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности:

- от валовой выручки7%,

- от совокупного дохода20%.

2. Арендная плата, взимаемая органами Госимущества ЧРИ:

- в бюджет70%,

- арендодателю (юридическое лицо-балансодержатель)30%.

3. Отчисления в бюджет от платных услуг, оказываемых паспортно-визовой службой и УГАИ и от штрафных санкций по всем органам МВД, от общей суммы поступлений80%.

4. Налог на имущество юридических лиц2%.

5. Средние ставки налогов на землю с юридических лиц, за исключением пахотных земель (за 1 кв. метр):

5.1. г.Джохар (Грозный) 1 руб. 20 коп,

5.2. г.Гудермес 0 руб. 50 коп,

5.3. г.Аргун 0 руб. 40 коп,

5.4. г.Шали 0 руб. 40 коп,

5.5. г.Урус-Мартан 0 руб. 50 коп.

6. Освободить юридических лиц, зарегистрированные в ЧРИ, от уплаты следующих налогов, платежей и сборов в бюджет ЧРИ:

- налога на имущество в части разрушенного имущества в ходе военных действий 1994-1996 гг. при наличии документального подтверждения;

- сбора на нужды образовательных учреждений;

- транспортного налога;

- отчислений в фонд обязательного медицинского страхования;

- фонд занятости населения.

7. Освободить все бюджетные учреждения от отчислений в Пенсионный фонд ЧРИ и на социальное страхование по выплатам по статье «заработная плата», а также от уплаты всех видов штрафных санкций с момента образования задолженности, за исключением административных штрафов с руководителей бюджетных организаций.

[...] Отменить, за исключением оплаченных, штрафы и пени по налогам и платежам в бюджет и во внебюджетные фонды с даты получения средств на оплату труда.

8. Разрешить предприятиям, организациям и учреждениям перечислять налоги и платежи в бюджет и во внебюджетные социальные фонды с даты получения средств на оплату труда.

9. Освободить предприятия малого бизнеса, занимающихся производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции, от уплаты всех видов налогов, за исключением подоходного налога и пенсионных отчислений с физических лиц при условии, что их уставной фонд составляет 100% частного капитала и выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 90% от общей выручки за отчетный период. Для данной категории предприятий сохраняется установленный порядок ведения кассовых операций.

10. Освободить от уплаты подоходного налога при наличии соответствующих документов:

- инвалидов и участников войны на территории ЧРИ в 1994-1996 гг.;

- родителей и супругов (если они не вступили в повторный брак) лиц, погибших на войне в ЧРИ в 1994-1996 гг. [38]

 

Приложение 2

 

Нормативы отчислений от ставок налогов и платежей по уровням бюджетов на 1998 год

 

п/п

Виды налогов и платежей

Процент отчислений в республиканский бюджет

Процент отчислений в местный бюджет

1.

Налог на прибыль

 

 

 

- предприятия, организации и учреждения

50

50

 

- предприятия с иностранными инвестициями

100

-

 

- банки, биржи, брокерские конторы, кредитные учреждения и страховые организации по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок

100

-

 

- доходы от видеосалонов (включая  доходы от аренды и иных видов использования видеосалонов)

100

-

 

- дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, выпущенным предприятиями

100

-

 

- дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, выпущенным банками и приобретенными предприятиями

100

-

2.

Транспортный налог (недоимка)

100

-

3.

Налог на добавленную стоимость:

 

 

 

- продовольственных товаров (кроме подакцизных), товары детского ассортимента

100

-

 

-сельхозпродукция продовольственного назначения для промышленной переработки

100

-

 

- остальные товары (работы, услуги, продовольственные подакцизные товары

100

-

4.

Акцизы

100

-

5.

Таможенные ввозные и вывозные пошлины, поступления средств от централизованного экспорта и прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности

100

-

6.

Плата и природные ресурсы

100

-

7.

Лицензионный сбор

100

-

8.

Дорожные налоги:

 

 

 

- на реализацию ГСМ

100

-

 

- на пользователей автодорог

100

-

 

- с владельцев транспортных средств

100

-

 

- на приобретение транспортных средств

100

-

9.

Подоходный налог с физических лиц

70

30

10.

Налог на имущество юридических лиц

50

50

11.

Налог на недвижимость физических лиц

50

50

12.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы

-

100

13.

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью

-

100

14.

Плата за патенты с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

 

 

15.

Государственная пошлина

100

-

16.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения

50

50

17.

Налог на рекламу

-

100

18.

Земельный налог

50

50

19.

Специальный налог (недоимка)

100

-

20.

Единый налог от валовой выручки или совокупного дохода

70

30

21.

Арендная плата, взимаемая органами Госимущества ЧРИ

70

30

22.

Отчисления в бюджет от платных услуг и штрафных санкций по органам МВД

100

-

23.

Отчисления в бюджет на социальное страхование

100

-

24.

Прочие налоговые и неналоговые платежи в бюджет

60

40

 



Источники

[1] Кавказская хроника (Грозный). - № 15. - 1998. - Июль.

[2] Грозненский рабочий (Грозный). - № 29. - 1998. - 16-22 июля.

[3] Ичкерия (Грозный). - № 14. - 1998. - Июль.

[4] Кавказская хроника (Грозный). - № 15. - 1998. - Июль.

[5] Ичкерия (Грозный). - № 13. - 1998. - Июнь-июль.

[6] Кавказская хроника (Грозный). - № 16. - 1998. - Июль.

[7] Грозненский рабочий (Грозный). - № 28. - 1998. - 9-15 июля.

[8] Грозненский рабочий (Грозный). - № 27. - 1998. - 2-8 июля.

[9] Кавказская хроника (Грозный). - № 17. - 1998. - Июль.

[10] Голос Чеченской Республики (Грозный). - № 15. - 1998. - 9 июля.

[11] Кавказская хроника (Грозный). - № 17. - 1998. - Июль.

[12] Защитник Отечества (Dajmoxk Larbarxo) (Грозный). - № 10. - 1998. - Июль.

[13] Ичкерия (Грозный). - № 13. - 1998. - Июнь-июль.

[14] Кавказская хроника (Грозный). - № 17. - 1998. - Июль.

[15] Голос Чеченской Республики (Грозный). - № 16. - 1998. - 15 июля.

[16] Грозненский рабочий (Грозный). - № 27. - 1998. - 2-8 июля.

[17] Грозненский рабочий (Грозный). - № 29. - 1998. - 16-22 июля.

[18] Грозненский рабочий (Грозный). - № 26. - 1998. - 25 июня - 1 июля.

[19] Грозненский рабочий (Грозный). - № 29. - 1998. - 16-22 июля.

[20] Ичкерия (Грозный). - № 14. - 1998. - Июль.

[21] Ичкерия (Грозный). - № 13. - 1998. - Июнь-июль.

[22] Грозненский рабочий (Грозный). - № 27. - 1998. - 2-8 июля.

[23] Голос Чеченской Республики (Грозный). - № 15. - 1998. - 9 июля.

[24] Ичкерия (Грозный). - № 13. - 1998. - Июнь-июль.

[25] Ичкерия (Грозный). - № 14. - 1998. - Июль.

[26] Кавказская хроника (Грозный). - № 17. - 1998. - Июль.

[27] Грозненский рабочий (Грозный). - № 28. - 1998. - 9-15 июля.

[28] Кавказская хроника (Грозный). - № 17. - 1998. - Июль.

[29] Грозненский рабочий (Грозный). - № 26. - 1998. - 25 июня - 1 июля.

[30] Голос Чеченской Республики (Грозный). - № 16. - 1998. - 15 июля.

[31] Голос Чеченской Республики (Грозный). - № 15. - 1998. - 9 июля.

[32] Грозненский рабочий (Грозный). - № 28. - 1998. - 9-15 июля.

[33] Ичкерия (Грозный). - № 14. - 1998. - Июль.

[34] Грозненский рабочий (Грозный). - № 29. - 1998. - 16-22 июля.

[35] Грозненский рабочий (Грозный). - № 26. - 1998. - 25 июня - 1 июля.

[36] Грозненский рабочий (Грозный). - № 29. - 1998. - 16-22 июля.