Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С.Ю.

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в июле 1998 года

1.    ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

1.1.       Подготовка к выборам

Выборы депутатов Государственного Совета ЧР 12 июля во многом разительно отличались от проводившихся в республике ранее. Прежде всего, их исход был, пожалуй, не менее важен, чем исход президентских выборов, состоявшихся в конце декабря прошлого года. В декабре решался вопрос, остается ли у руля республики Николай Федоров и, в этом случае, все в общих чертах будет по-прежнему, или его сменит первый секретарь рескома КПРФ Валентин Шурчанов со всеми вытекающими отсюда последствиями. В июле — сохранится ли сложившаяся за последние четыре года в Чувашии «двуполярная» политическая конструкция со ставшей уже привычной «подковерной борьбой», войной компроматов и прочими соответствующими атрибутами, или президент получит возможность опираться на Госсовет, а не воевать с ним.

В отличие от президентских, финансировались парламентские выборы из рук вои плохо. Хотя и Николай Федоров, и министр финансов республики Николай Смирнов не раз публично заявляли, что избирательная кампания будет профинансирована в полном объеме, практически до самых выборов на счет Центризбиркома Чувашии не поступило ни копейки. Впрочем, «живых» денег исполнительная власть и не обещала — было заявлено, что наличные деньги будут выделены только на зарплату членам избиркомов разных уровней, а остальные расходы возместят взаимозачетом. «...Вся организационная и техническая работа избирательными комиссиями проведена в условиях отсутствия финансовых средств. В связи с этим в окружных избирательных комиссиях сложилась крайне напряженная обстановка, нет средств даже на приобретение канцелярских принадлежностей. Центральная избирательная комиссия Чувашской республики убедительно просит Вас, Николай Васильевич, оказать содействие в получении финансовых средств на подготовку и проведению выборов» — это выдержка из письма Центризбиркома президенту республики. Письмо аналогичного содержания было направлено также в адрес Госсовета ЧР и в правительство.

Закон о выборах депутатов Госсовета ЧР предусматривает и иную форму финансирования избирательной кампании — за счет банковского кредита. Центризбирком попытался реализовать этот вариант, но безуспешно — ни один банк не выделил необходимой суммы без гарантий Минфина ЧР, а Минфин отказался давать такие гарантии, так как возвращать деньги пришлось бы с процентами.

Министр финансов объяснял невозможность своевременного и в наличной форме финансирования выборов чрезвычайно сложным положением со сбором налогов, задолженностью по пенсиям, зарплате бюджетникам и т.д. Что в принципе полностью соответствовало действительности — лето-98 по всей России, как известно, выдалось нелегким для этих категорий населения.

Кстати о дате выборов. В 1994 году парламентские выборы состоялись в марте, но лишь к июню удалось доизбрать недостающих до кворума депутатов, и первая сессия Госсовета первого созыва состоялась 21 июня. Выборы 1998 года по ряду причин (см. обзор за июнь) были назначены на 12 июля. Лето, отпуска, огороды — иными словами, дата выборов была избрана чрезвычайно неудачно с точки зрения вероятной избирательской активности. Это стало еще одной причиной (помимо плохого финансирования) того, что вся избирательная кампания проходила на фоне постоянных опасений — вдруг выборы вообще не состоятся.

Кроме того, здорово запутывала ситуацию неясность с законодательной базой выборов. Во-первых, новый закон «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской республики» появился очень поздно (президент два раза возвращал его депутатам на доработку), и поэтому право назначить дату выборов перешло к Центризбиркому. Во-вторых, реализацией идей о двухпалатном парламенте, в который входили бы глава администрации, высказанной в процессе обсуждения проекта новой Конституции, стал компромисс — снятие запрета на совещание депутатских полномочий и должности главы местного самоуправления. Местным правоведам это решение показалось достаточно спорным — даже председатель Центризбиркома Людмила Линик в одном из интервью заявила, что Конституционный суд РФ в случае соответствующего обращения вполне может признать недействительными депутатские мандаты глав администраций, вероятность такого исхода дела, по ее мнению, «50 на 50». А раз так, то вполне реальной была перспектива конфликтов и судебных процессов после выборов, даже если они пройдут успешно.

1.1.1.      Агитация

Характерной чертой нынешней избирательной кампании стало очень малое количество агитационных материалов на улицах и в прессе. Скорее всего, это объясняется отсутствием денег у большинства кандидатов. Центризбирком не смог выдать даже полагающегося каждому из них на агитацию минимальную сумму. Какое-то подобие агитационной кампании из организованных избирательных объединений смогли провести только коммунисты. В частности, за два месяца до выборов начала выходить газета «Чебоксарская правда», орган Чувашской республиканской организации КПРФ. До выборов вышло 9 номеров, причем последний, с агитационными материалами кандидатов-коммунистов, — на 16 полосах и рекордным для республики тиражом в 140 000 экземпляров. Его раздавали бесплатно прохожим и раскладывали по почтовым ящикам. В этом номере, кстати, был опубликован полный список кандидатов в депутаты Госсовета ЧР, «выдвинутых и поддерживаемых Чувашской республиканской организацией КПРФ и народно-патриотическими силами республики».

Этот список состоял из 71 кандидата соответственно по 71 округу (всего округов, напомним, в республике 87). По результатам выборов из них стали депутатами 16 человек, в том числе первый секретарь рескома КПРФ Валентин Шурчанов, не выиграли выборов в тех округах, где выборы состоялись — 35 человек, 20 кандидатов баллотировались в тех округах, где выборы признаны несостоявшимися по причине низкой активности избирателей.

1.2.       Итоги выборов

Активность избирателей в целом по республике была невысокой — в голосовании приняли участие 34,2% от списочного состава. В сельских округах явка по традиции была гораздо выше, чем в городских — до 57%. Особенно мало избирателей проголосовало во втором по величине городе республики Новочебоксарске — на разных участках от 17 до 22%. В результате в 23 из 87 округов выборы признаны несостоявшимися по причине низкой явки (закон требует участия в выборах не менее 25% от списочного состава избирателей).

В числе 64 избранных депутатов — одиннадцать глав местных самоуправлений (всего их выдвигалось 14 человек), а также Председатель Кабинета Министров ЧР Лев Пантелеймонович Кураков и его заместитель, вице-премьер Энвер Азизович Аблякимов. Самый громкий скандал (которому, впрочем, так и не дали разрастись) произошел в Южном избирательном округе № 57. Наблюдатели одного из кандидатов, главного врача республиканской глазной больницы Александра Федоровича Пуршева, обнаружили на своем участке 104 дополнительных, нигде не учтенных избирательных бюллетеней. На заседании Центризбиркома, проводившемся утром 13 июля, тем не менее было решено признать результаты выборов по округу действительными, а материалы по поводу лишних бюллетеней направить в прокуратуру. Победителем в этом округе стал Вадим Алексеевич Спирин, председатель правления банка «Мегаполис». Кандидат Пуршев занял третье место. Наблюдатели, обнаружившие лишние бюллетени, зафиксировали на других участках округа еще несколько достаточно серьезных нарушений и ожидали, что эти факты послужат основанием для отмены результатов. Они уверены, что результаты выборов, во всяком случае по округу № 57, фальсифицированы, а прокуратура спустит дело «на тормозах».

1.3.       После выборов

17 июля состоялось очередное заседание Центризбиркома ЧР, в повестку дня которого входила регистрация избранных депутатов Госсовета ЧР, назначение повторных выборов и вопрос о финансировании прошедших. Сразу возник спор о возможности регистрации Льва Куракова и Энвера Аблякимова — совмещать депутатские полномочия с работой в правительстве они, согласно федеральному законодательству, не имеют права. Вопрос разрешился быстро — членам ЦИК раздали копии заявлений Льва Пантелеймоновича и Энвера Азизовича о намерении оставить государственные должности, несовместимые с депутатским статусом. Таким образом, стало очевидным, что один из них (если не оба сразу) будет претендовать на пост председателя Госсовета ЧР, и впереди — борьба с коммунистами, которые вряд ли отдадут без боя кресло спикера, ранее принадлежавшее Валентину Шурчанову.

Первый раунд этой борьбы состояли на этом же заседании Центризбиркома, когда решался вопрос, регистрировать или не регистрировать в качестве депутатов Госсовета глав самоуправления, одержавших победу на выборах. Вопрос этот, естественно, носил принципиальный характер — во многих округах, где победили главы администраций, вторые места достались коммунистам. Поэтому отказ в признании полномочий избранных глав самоуправления автоматически увеличил бы представительство коммунистов в Госсовете нового созыва, одновременно делая маловероятным избрание спикером Куракова или Аблякимова. После долгой дискуссии ЦИК решил признать депутатские полномочия глав самоуправления, так как прямого запрета на совещание постов в федеральном законодательстве нет, а ограничения, существовавшие в местном законодательстве, сняты депутатами первого созыва.

Кроме того, Центризбирком назначил повторные выборы депутатов Госсовета по 23 округам на 1 ноября.

2.    Госсовет ЧР

Итак, на первый план вышла проблема выборов председателя Госсовета ЧР, имеющего по конституции республики широкие полномочия. Напомним, что в течение срока полномочий предыдущего состава ГС его спикеру Валентину Шурчанову нередко удавалось влиять на принятие решений депутатами, не говоря уже о том, что именно председатель формирует аппарат Госсовета. Для избрания спикера согласно местному закону необходимо, чтобы за его кандидатуру высказались не менее половины списочного состава депутатов, то есть как минимум 44 человека. Учитывая, что в состав Государственного Совета было избрано лишь 16 коммунистов, им срочно пришлось искать способ не доводить дело до голосования в надежде на то, что после проведения повторных выборов фракция пополнится.

Президентской же стороне, наоборот, выгоднее было провести первую сессию Госсовета и выборы его председателя как можно быстрее.

2.1.       Попытки созыва сессии

Сразу после того, как  стали известны результаты выборов, согласно официальному сообщению, «в целях обеспечения непрерывности законотворческого процесса в условиях чрезвычайно тяжелой социально-экономической ситуации в стране, а также с учетом обращений граждан и избранных депутатов», Президент Чувашской республики Николай Федоров обратился с письмом к председателю Госсовета ЧР с просьбой созвать первую сессию Госсовета ЧР второго созыва 21 июля 1998 года.

В.Шурчанов получил это письмо 14 июля, а наследующий день отправил президенту ответ, в котором, по заявлению пресс-центра Госсовета, «заблаговременно известил Н.В.Федорова о проблемах, связанных с созывом первой сессии Госсовета в сроки, предложенные президентом республики», напомнив, что «на 17 июля назначено заседание Центризбиркома ЧР, на котором должны быть рассмотрены вопросы о регистрации избранных депутатов при условии выполнения ими требований о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственного Совета Чувашской Республики». Таким образом, завершает свое ответное послание В.Шурчанов, «когда не выполнены основные требования действующего законодательства по официальному опубликованию итогов выборов и передаче необходимых документов, а также при неопределенности общего количества зарегистрированных депутатов ...созыв первой сессии Государственного Совета Чувашской республики второго созыва 21 июля 1998 года не представляется возможным».

О результатах заседания Центризбиркома 17 июля уже было сказано выше. Можно добавить, что на нем были зарегистрированы 63 избранных депутата из 64. Итоги голосования по железнодорожному избирательному округу № 4, где больше всего голосов набрал Филянин Петр Акимович, должен был определить суд. В прессе очень невнятно сообщалось о причинах конфликта в этом округе, но, по слухам, на одном из участков в переносном ящике для голосования оказалось бюллетеней больше, чем заявок на голосование вне избирательного участка. Впрочем, через несколько дней решение суда состоялось, и Центризбирком зарегистрировал П.А.Филянина, директора школы, в качестве депутата.

Несмотря на протест В.Шурчанова, 21 июля состоялось собрание депутатов Госсовета второго созыва. Председательствовал на нем Наиль Нежеметдинович Айнетдинов, генеральный директор «Чувашэнергогаза». В зале присутствовали 47 депутатов. Айнетдинов сообщил, что инициативная рабочая группа вновь избранных депутатов предлагает собрать сессию Госсовета второго созыва на следующий день, 22 июля. Провести это решение сразу не удалось, пришлось пригласить в зал В.Шурчанова. Тот заявил, что по закону сессию созывает не собрание депутатов и не инициативная группа, а действующий председатель парламента, то есть он сам. А он не может ее созвать, так как на сегодняшний день неизвестно, сколько депутатов избрано. Предстоят суды по Железнодорожному округу № 4 (на тот момент судебное решение по П.Филянину еще не было вынесено) и о признании депутатских полномочий Аблякимова и Куракова, которые, по мнению В.Шурчанова, фактически еще не сложили своих полномочий главы и заместителя главы правительства республики, так как нет указов президента Чувашии об их отставке. И, наконец, газеты и радио просто не успеют объявить о созыве сессии.

Прояснить ситуацию попросили председателя Центризбиркома Л.Линик. Она сказала, что законом не оговаривается, какой орган принимает решение о созыве первой сессии Госсовета нового созыва, это вправе сделать и рабочая группа. В результате депутаты проголосовали за созыв сессии 22 июля.

2.2.       Ход сессии

22 июля в зале заседаний Госсовета ЧР собралось 53 депутата при необходимом для кворума минимуме в 58 человек. Проект повестки сессии включал признание полномочий депутатов, избрание председателя Госсовета и его заместителей, утверждение перечня и состава парламентских комитетов, утверждение структуры аппарата Госсовета.

К трибуне пробился депутат от Чувашской республиканской организации КПРФ и народно-патриотических сил Игорь Юрьевич Моляков. Он зачитал заявление, подписанное его отсутствующими в зале коллегами, из которого явствовало, что коммунисты считают незаконной регистрацию Центризбиркомом ЧР депутатов Л.Куранова, Э.Аблякимова, глав местных администраций и намерены дождаться соответствующего разъяснения Конституционного Суда РФ. А до тех пор отказываются принимать участие в работе Госсовета.

Когда стало ясно, что кворума в этот день не собрать, речь зашла о новой дате созыва сессии. В.Шурчанов настаивал на том, чтобы собрать сессию 30 июля (по закону, она должна быть созвана не позже, чем через 20 дней после выборов, то есть до 2 августа), руководитель администрации президента П.Краснов предложил собрать сессию в конце недели, так как, по его словам, позднее у Н.Федорова назначен ряд встреч в правительстве России и он не сможет принять участие в работе сессии. В итоге было решено созвать сессию в пятницу, 24 июля.

24 июля, однако, кворума в парламенте также не было. Присутствовавший в зале президент Чувашии произнес речь, в которой обвинил их в умышленном вредительстве интересам республики, так как для того, чтобы защитить их во время формирования федерального бюджета на следующий год, необходимо уже сегодня работать в Москве и ему, и спикеру парламента. По его словам, тактику, избранную коммунистами, он считает предательством общих интересов республики в пользу частных интересов группы людей. Президент предложил объявить перерыв и за это время попробовать отыскать отсутствующих депутатов.

Отыскать их, однако, так и не удалось, но под давлением депутатского «общественного мнения» (депутаты из районов не хотели тратить время на лишнюю поездку в Чебоксары) В.Шурчанова удалось уговорить согласиться созвать сессию 27 июля.

27 июля депутаты собрались в полном составе, за исключением только И.Ю.Молякова, который был в командировке. Чтобы председатель Госсовета был избран, претендент должен, по республиканскому закону, набрать не менее 44 голосов. Как и ожидалось, было выдвинуть две кандидатуры — Валентина Сергеевича Шурчанова и Льва Пантелеймоновича Куракова. По итогам тайного голосования Шурчанов набрал 17 голосов, Кураков — 43, два голоса были поданы против всех кандидатов.

Последовало новое выдвижение, выдвинуты те же кандидатуры. Повторное голосование — 15 за Шурчанова, 44 из Куракова, три голоса — против всех. Председателем Госсовета стал Лев Кураков.

После подведения итогов выборов председателя Госсовета Л.Кураков заявил, что ему нужно подумать о кандидатурах на должности заместителей и структуре аппарата и попросил объявить перерыв в работе сессии, не назначая срока ее продолжения. Это решение было поддержано большинством депутатов.

2.2.1.           Итоги первой сессии с точки зрения развития политической ситуации в Чувашии

Бойкотируя первую сессию Госсовета ЧР второго созыва, депутаты-коммунисты преследовали более серьезные цели, чем просто демонстрация своей мощи и сплоченности. Очевидно, они надеялись таким образом добиться изменения баланса сил в свою пользу. В частности, в № 27 газеты «Республика» опубликован ответ на запрос председателя Госсовета ЧР Конституционного Суда России, подписанный заместителем председателя Конституционного суда РФ Т.Морщаковой: «...Вы ставите вопрос о возможности совмещения муниципальной должности главы местного самоуправления (главы местной администрации) с мандатом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Правовая позиция недопустимости одновременного осуществления государственно-властных и муниципальных функций выражена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 января 1997 года». Как уже говорилось выше, если бы это письмо было официальным ответом Конституционного Суда России, а не частным мнением судьи, депутаты-главы самоуправления вынуждены были бы сдать свои мандаты, а их места заняли бы преимущественно выдвиженцы коммунистов. В обращении группы «депутатов-саботажников», зачитанном при одной из попыток созвать сессию депутатом И.Ю.Моляковым, упоминалось о том, что в Конституционный Суд РФ уже направлены жалобы кандидатов в депутаты, занявших в своих округах вторые места. Очевидно, именно ответа на эти обращения и дожидались коммунисты, оттягивая начало работы первой сессии.

Кроме того, как оказалось, вопрос о законности совмещения выборной должности в органах местного самоуправления со статусом депутата рассматривался в феврале 1998 года на совещании судей РФ. Верховный Суд пришел к мнению, что такое совмещение возможно, никаких ограничений в Федеральном законодательстве нет.

Несколько другая ситуация сложилась вокруг Льва Куракова, так как он является не только главой Кабинета Министров, но и вице-президентом. Конституция ЧР прямо запрещает вице-президенту быть депутатом Госсовета. С другой стороны, та же Конституция не предусматривает процедуры отрешения вице-президента от должности. Очевидно, эта проблема еще всплывет в ходе работы Госсовета.

Если говорить о результатах «бойкота», то они оказались обратными ожидаемым — во-первых, главой Госсовета стал Кураков, во-вторых, колеблющиеся депутаты поддержали сторонников президента — очень уж явной била политическая подоплека бойкота.

Смена руководства Госсовета будет иметь далеко идущие последствия. Если раньше реском КПРФ использовал в своих интересах возможности аппарата Госсовета (в одном из телефонных справочников даже значится как рескомовский телефон приемной председателя Госсовета), то теперь это ему вряд ли удастся с тем же успехом. Сам Госсовет, вероятно, уже не будет рассматриваться, как постоянный оппонент исполнительной власти. Наверняка поредеют ряды сторонников КПРФ и пошатнутся позиции Валентина Шурчанова среди единомышленников.

С другой стороны, Лев Кураков снова становится самостоятельной политической фигурой. Сегодня он во всем поддерживает Николая Федорова, но вряд ли он забыл события четырехлетней давности, когда был главным соперником Николая Васильевича на президентских выборах. После тех выборов долгое время их отношения были совсем не дружескими, дело доходило чуть ли не до взаимных оскорблений...

3.    Социально-экономическое положение

Положение дел в экономике республики продолжает оставаться очень тяжелым. По данным Госкомстата, индекс физического объема производства продукции в июне составил 86% к июню прошлого года, за первое полугодие по сравнению с первым полугодием прошлого года — 95,1%. Просроченная задолженность по зарплате в республике на 1 июля составила 432,3 млн. рублей и увеличилась за месяц на 42,4 млн. рублей, или на 10,9%. Реальные располагаемые доходы в июне по сравнению с июнем прошлого года уменьшились на 30,9%.

В начале июля на очередном заседании Кабинета Министров президент республики потребовал от правительства проведения самой жесткой экономики финансовых ресурсов, в первую очередь за счет резкого сокращения управленческих расходов. Предложено на 15-20% сократить управленческие расходы, а также установить жесткий контроль за использованием служебного автотранспорта. Чиновникам Федоров порекомендовал почаще пользоваться общественным транспортом.

Тогда же, «с учетом необходимости усиления работы Кабинета Министров ЧР по выплате пенсий, обеспечению занятости населения и большой социально-экономической значимости для республики промышленных предприятий г.Чебоксары», президент своим указом ввел в состав Кабинета Министров Кондратьеву Розу Алексеевну, управляющую Отделением Пенсионного фонда РФ по ЧР, Валицкую Крету Лазаревну, главу Департамента Федеральной службы занятости населения по ЧР, и Игумнова Анатолия Александровича, главу самоуправления столицы республики.

Одновременно с этим указом было подписано Распоряжение Президента ЧР об итогах проверки деятельности налоговых органов г.Чебоксары по сбору налогов. В нем констатируется, что «в городе не принято достаточных мер по улучшению собираемости налогов, в результате чего не обеспечивается выполнение поставленной задачи по мобилизации доходов от недоимщиков в соответствующие бюджеты». В связи с этим президент распорядился отстранить от занимаемой должности руководителя налоговой инспекции по городу Чебоксары с последующим увольнением его из налоговых органов (рядовые работники налоговых служб считают, что он просто попался «под горячую руку»), а также обеспечить сокращение численности работников налоговой службы, увольняя сотрудников, не способных добиваться практических результатов по реализации заданий Правительства Российской Федерации.

Так как председатель Кабинета Министров Лев Кураков по известным причинам сложил свои полномочия, правительство, согласно указу президента от 27 июля дружно отправилось в отставку, продолжая исполнять свои обязанности до формирования нового состава Кабинета Министров. Другим указом президент в соответствии со статьей 109 (5) Конституции ЧР возложил исполнение обязанностей Председателя Кабинета Министров на себя. Долго ли продлится формирование правительства, какие в нем будут изменения и кто его будет возглавлять — пока неизвестно.

4.    визиты

17 июля в Чебоксары прибыл министр внутренних дел РФ С.Степашин. В городе состоялось совещание руководителей органов внутренних дел Приволжского региона, на котором были подведены итоги полугодовой работы Министерства внутренних дел Чувашии. В совещании принял участие С.Степашин. Он также вручил МВД Чувашии Знамя и грамоту Президента РФ.

Министр, в частности, сообщил, что в стране будет проводиться эксперимент по созданию не входящей в структуру МВД муниципальной милиции. Чувашия войдет в число семи-восьми регионов, где намечено провести этот эксперимент.

 

В конце июля в Чувашию прибыл министр транспорта РФ С.Франк. Он посетил шлюзовое хозяйство Чебоксарской ГЭС, чебоксарское троллейбусное управление и автотранспортное предприятие, речной порт. Подписано соглашение о взаимных обязательствах между Министерством транспорта РФ и правительством ЧР. Ожидается, что министерство поддержит транспортников, участвующих в конкурсе на участие в проекте реформы системы городского общественного транспорта, финансируемом Европейским Банком Реконструкции и Развития. Министерство также намерено участвовать в финансировании работ по обеспечению безопасного состояния гидротехнических сооружений ГЭС.

Источники

1. Васильев В. Турецкое влияние в Чувашии вызывает новые вопросы. Уже у турков // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 128, с.2. — 1 июля.

2. Режим жесткой экономии органам власти следует начать с себя // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 129, с.1. — 2 июля.

3. Горчаков О. Исход выборов решили селяне // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 137, с.1. — 14 июля.

4. Горчаков О. Депутаты получили мандаты // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 140, с.1. — 18 июля.

5. Горчаков О. У чувашской милиции — новое знамя // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 141, с.1. — 21 июля.

6, Петров Н. Новый Госсовет начинает работу вопреки нежеланию спикера // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 142. — с.1. — 22 июля.

7. Васильев Н. Большинство депутатов готово к работе //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 143, с.1. — 23 июля.

8. Чекушкин В. Чем хуже народу, тем лучше партийным депутатам // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 144, с.1. — 24 июля.

9. Васильев Н. Почему Госсовет Чувашия не может приступить к нормальной работе // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 145-146, с.1- 25 июля.

10. Герчаков О. Лев Кураков. Эпоха политических игр завершается // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998.-№ 148, с.1. — 29 июля.

11. Полугодие приобретений и потерь // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 148, с.2. — 29 июля.

12. Кабинет Министров республики уходит в отставку. Обязанности премьера исполняет президент // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 149, с.1. — 30 июля.

13. Германов А. Транспортный комплекс Чувашии оживет с помощью Минтранса России //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — № 150, с.1. — 31 июля.

14. Конституционный суд России: чиновнику не быть депутатом // Республика. — Чебоксары. — 1998. — № 27, с.3. — 2-8 июля.

15. Обращение Центризбиркома ЧР к президенту ЧР Федорову Н.В. // Республика. — Чебоксары. — 1998. — № 28, с.4. — 9-15 июля.

16. Заявление пресс-центра Госсовета Чувашской республики // Республика. — Чебоксары. — 1998. — № 29, с.2. — 16-22 июля.

17. Пашкова А. Первая попытка созвать сессию Госсовета // Республика. — Чебоксары. — 1998. — № 30, с.2. — 24-29 июля.

18. Киселев Н. Между первой и второй перерывчик небольшой // Республика. — Чебоксары. — 1998. — № 30, с.2. — 24-29 июля.

19. На предприятиях — ситуация чрезвычайная // Чаваш Ен. — Чебоксары. — 1998. — № 28, с.1. — 18-25 июля.

20. Радиченко А. Истории еще предстоит оценить мудрость народа Чувашии // Чаваш Ен. — Чебоксары. — 1998.-№ 28, с.3. — 18-25 июля.

21. Белов А. Лев Кураков: Вместе решать проблемы // Чаваш Ен. — Чебоксары. — 1998. — № 30, с.1-2. — 1-8 августа.