Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1998 года

1.    Экономика и финансы

29 июля коллегия обладминистрации рассмотрела вопрос об экономическом положении в области в первом полугодии 1998 года и о состоянии финансов региона в свете открывающихся перспектив после подписания в июне договора с Центром об оздоровлении финансов.

По сравнению с тем же периодом прошлого года объем внутреннего областного продукта составил 95,6%, в промышленности — 100,6, в сельском хозяйстве — 93, инвестиции в основной капитал, с учётом всех источников, составили 97% к уровню прошлого года. Просроченная кредиторская задолженность предприятий превышает дебиторскую в 2,4 раза, прибыль составила 47% от уровня 1997 года. Тенденция спада в экономике не преодолена, наметившиеся в начале года признаки стабилизации сведены на нет российским финансовым кризисом.

В финансовой сфере показатели таковы: консолидированный бюджет по доходам исполнен на 35% от годового плана, по расходам — на 33%, дефицит бюджета составляет 98 млн. рублей. По областному бюджету данные следующие: доходы — 29%, расходы — 32%, дефицит — 92 млн. рублей. Но если в консолидированном бюджете дефицит был запланированным, то в областном он «возник из-за перекредитации сельхоздолгов» [[1]]. Главный областной финансист Виктор Ситников после общения с московским начальством приобрёл твёрдое убеждение (во всяком случае, он его публично демонстрирует), что недоимки в бюджете — следствие активно применяемых взаимозачётов на уровне районов. Такого рода объяснения вызвали бурный протест со стороны глав наиболее «крепких» районов: главы Анненского района Василия Авдеева и главы Лискинского района Виктора Шевцова. Они были возмущены подписанным с Центром соглашением. Шевцов категорически против сокращения числа работающих бюджетников (предусматриваемое соглашением сокращение грозит увольнением 100 тысячам жителей области[1]. «Ладно, Лиски — подытожил Шевцов, — мы выживем, но если решение областной Думы[2] будет работать, 5-6 районов исчезнут вообще» [1].

Проблему взаимозачётов главный областной финансист предлагает решать, например, с помощью уплаты налогов векселями банков.

Соглашение об оздоровлении финансов требует привести зарплату бюджетников к единой тарифной сетке. По словам Ситникова, «в области лимит зарплаты бюджетников превышен на 30-40%, поскольку жалование всех разрядов, начиная с 6-го, никак не увязывалось с размером минимальной зарплаты» [[2]]. Раньше на это смотрели сквозь пальцы, а вот новое правительство настаивает на соблюдении лимита. Как считает глава областного финансового управления, при существующих 2-х вариантах решения проблемы зарплат бюджетников теоретически существуют 2 выхода, — «либо уменьшать оклады, либо сокращать». Но «можно сочетать обе меры» [[3]].

Похоже, областное руководство, которое неоднократно выказывало стремление держать уровень безработицы на низком уровне, не может решиться на столь масштабный выброс лишних рабочих рук на биржи труда.

Как выразился Ситников, «обладминистрация готова показать районам, как надо действовать, разобравшись со своими подразделениями» [3].

Глава областного финансового управления также считает, что отвергнуть предложение Центра было невозможно, область автоматически лишилась бы трансферта (почти половины областных финансов), и районы сидели бы без дотаций. Даже те районы, которые в дотациях не нуждаются, не могут возразить против соглашения — во-первых, в случае подписания обладминистрация может пролонгировать им бюджетные ссуды и предоставить новые, а в них нуждаются даже районы-доноры, во-вторых, никто из глав районов не захочет портить отношений с финансовым управлением и обладминистрацией.

Процесс подписания на практике оказывается процедурой длительной. В частности, областной центр (главный донор областного бюджета) с подписанием договора об оздоровлении финансов с областью не торопится. В комментарии обозревателя «Воронежского курьера» Германа Полтаева говорится: «Сложилось впечатление, что в финуправлении не вполне уверены в успешном исходе акции» [3].

2.    административная реформа в мэрии Воронежа

3 и 7 июля 13 сессия городского муниципального Совета Воронежа утвердила новую структуру управления городом и новые кадровые назначения в ближайшем окружении мэра Воронежа. (Рассмотрение обоих вопросов должно было состояться ещё в начале года). Суть реформы схемы управления городом состоит в отказе от «территориально-отраслевого» принципа с эволюционной заменой его на «функциональный». Формально разработка новой административно-управленческой схемы происходила в недрах аппарата городской администрации во главе с её начальником Иваном Образцовым. В действительности, к реформированию городских структур приложил также свою руку директор Института развития города при горадминистрации Владимир Суховей[3]. Кроме того, проект курировался столичной (будто бы близкой к Администрации Президента) аналитической и консалтинговой фирмой «Империал менеджмент сервис» (руководитель — Олег Алексеев) , что давало повод коммунистической оппозиции мэру в городском муниципальном Совете говорить о бессмысленных тратах средств, идущих на содержание как чиновников, так и вообще неизвестно кого.

Следует отметить, что существовал и альтернативный управленческий проект, исходивший от первого вице-мэра Дмитрия Жукова, курировавшего в городской администрации, сформированной в апреле 1997 г., всю совокупность экономических вопросов. Проект Жукова предполагал создание правительства города по образцу московского.

Обозреватель воронежского еженедельника «Берег» Рауф Ахмедов, кажется, нашел весьма удачное историческое сравнение, стремясь передать смысл происходящих в воронежской мэрии институциональных преобразований: «новая структура горадминистрации чем-то смахивает на петровскую систему коллегий: вместо многочисленных комитетов и комиссий стало всего 7 департаментов, разделённых на 2 блока.» [[4]] (Семь возглавивших департаменты муниципальных чиновников получили статус «рядовых» вице-мэров при двух «первых»).

Первый управленческий блок был назван самим воронежским мэром «блоком развития». В его составе оказались 4 департамента: программ городского развития (директор Владимир Суховей), экономики и финансов (Валентина Козлова), управления городской недвижимостью (Александр Сысоев), муниципального заказа (Сергей Кравченко).

Первым вице-мэром, отвечающим за «блок развития», назначен ещё один выходец из обладминистрации[4], профессиональный и, как утверждают в один голос пресса, аналитики, и его коллеги-специалисты, высококвалифицированный экономист Леонид Селитренников, слухи о переходе которого в мэрию упорно ходили ещё зимой.

Второй блок — «содержания и обеспечения города», возглавил Дмитрий Жуков. В блок входят: департамент потребительского рынка и защиты прав потребителей (директор — Олег Кузнецов), социальной политики (Владимир Попов), городского хозяйства (Сергей Гребцов).

Из девяти вице-мэров[5], включая двух «первых», четверо — Селитренников, Суховей, Сысоев, Кравченко — новички на должностях такого ранга в городской администрации, Сысоев и Кравченко — депутаты городского муниципального Совета, председатели комиссий.

Александр Сысоев, в короткий срок снискавший уважение представителей властных структур города и области, 33-х-летний интеллигентный и обаятельный бизнесмен, которого можно охарактеризовать как представителя здешнего «народного капитализма[6]«, с момента избрания сделавший политическую ставку на мэра и не менявший своей позиции (несмотря на то, что Сысоев не был обязан мэру своим избранием в муниципальный Совет), — возглавлял в горсовете комиссию по предпринимательству. Сергей Кравченко — педагог по образованию, 1941 года рождения, в 1992-96 годах, при губернаторе Александре Ковалёве, работал в контрольном управлении обладминистрации, в свое время был кандидатом в губернаторы, член ЛДПР, возглавлял в горсовете ключевую бюджетную комиссию.

Сысоев объяснил своё назначение просто — мэр доверил эту должность именно ему, потому что у него «не липкие руки» [4].

Кравченко дал комментарий с учётом ситуации назначения и перспективы пребывания на должностях: «я и Сысоев, вступая в исполнительную власть, ставим себя под определённый удар, но надо на практике использовать те наработки, что были сделаны в нашем бюджетном комитете. Я хочу реальной нормальной работы, где есть и власть, и ответственность» [4].

Фракция коммунистов в городском Совете, собрав 9 подписей, настояла на тайном голосовании по обоим вопросам. Главным объектом их критики было совмещение должностей на уровне городской исполнительной власти депутатами муниципального Совета; спор об этом всё тянется, несмотря на решение суда в пользу мэра (нынешнему закону такое совмещение не противоречит). В итоге были утверждены все претенденты, как и сама структура управления городом.

По оценке главного редактора газеты «Воронежский курьер» Дмитрия Дьякова, происшедшие изменения в структуре управления городом, — «это кадровый ответ Цапина на нарастание социальной напряжённости в городе за последние месяцы» [[5]]. Как явствует из аналитической статьи Дьякова, «урезание полномочий» затронуло в первую очередь первых вице-мэров — Дмитрия Жукова и Олега Кузнецова.

Кроме того, в новой властной обойме не нашлось места вице-мэру по строительству Виктору Лунёву, чья судьба решится, скорее всего, в августе-сентябре.

3.    кандидаты в губернаторы

За последние полгода 40-летний Геннадий Макин — уже второй воронежец[7], работавший в структурах федеральной исполнительной власти, счёл целесообразным для продолжения своей политической карьеры вернуться на историческую родину и «попытать счастья» на губернаторских выборах 2000 или 2001 года[8].

Геннадий Макин, курировавший сельское хозяйство и АПК в ранге «второго» первого вице-губернатора при Ковалёве, обязанный своим должностным возвышением поддержке областного Совета (как утверждают, не без личного участия тогдашнего спикера Совета, ныне губернатора Ивана Шабанова), в январе 1997 г., не найдя поддержки у прежнего состава областной Думы при голосовании по его кандидатуре, ушёл на повышение в Москву, заняв (как говорят, по рекомендации Шабанова), кресло заместителя министра сельского хозяйства РФ.

Совсем недавно, уже после отставки кабинета Черномырдина, Макин стал доктором экономических наук, защитив диссертацию на тему: «Организация управления АПК в переходный период».

Стоит отметить странности в биографии Макина-учёного. В случае Макина высшее образование предшествует среднему специальному. Сначала Макин, студент исторического факультета Воронежского пединститута, перевелся на заочное отделение в связи с переходом на ответственную комсомольскую работу. Завершив обучение на заочном отделении истфака, Макин получил назначение директором совхоза, после чего поступил на заочное отделение техникума экономико-сельскохозяйственного профиля, и позднее закончил его.

По возвращении в Воронеж Макин занял должность 1-го заместителя директора НИИ экономики и организации сельского хозяйства ЦЧР, и обратил на себя внимание в Воронеже телезаявлением -- интервью ведущему регионального государственного телеканала Михаилу Петрову (по утверждениям знатоков телекухни, заказчик интервью — сам Макин) о своей готовности бороться за губернаторское кресло.

Однако, спустя некоторое время Макин стал активно открещиваться от сказанного им по ТВ и принялся поправлять журналистов, «сделавших сенсацию из рядового публичного интервью». При этом в нескольких интервью печатным СМИ Макин повторил дословно одно и то же: слова истолковали превратно, а относительно его губернаторских намерений говорить рано и неэтично при действующем сильном губернаторе (см.: [7], [8]), он также сообщил, что в качестве члена команды Шабанова себя не видит.

Г.Макин в одном из интервью недвусмысленно разъяснил своё политическое кредо. На прямой вопрос: «Какой партии вы отдаёте предпочтение в нынешнее смутное время?», Макин без раздумий ответил — «Только партии коммунистов России (впрочем, именно с таким названием сегодня нет ни одной компартии, но это даже хорошо, есть возможность для манёвра в случае раскола КПРФ — Д.О.), вместе со здравомыслящими партиями патриотов (какими партиями, каких патриотов — тоже непонятно — Д.О.). Я считаю, что это наиболее организованная политическая сила России, способная не только взять власть в свои руки, но и вывести страну из глубокого экономического кризиса» [[6]].

В своём комментарии «Воронежский курьер» указал на давние номенклатурные связи Г.Макина и поддержку финансовых кругов (правда, без указания конкретных названий финансовых структур) [[7]].

«Перед тем, как идти «на Думу», я решил посоветоваться с отдельными депутатами», комментирует Макин события 1997 года. «В личных беседах 25-и из них я задал 3 вопроса. «Если Шабанов выдвинет Макина, Вы его поддержите? Если будет нужно, выступите? Каково ваше отношение к моему выдвижению в целом?» 25 человек сказали, что однозначно положительно, пообещав проголосовать за это открыто или тайно». Некоторые, по словам Макина, попросили, «если можно, то мы не будем выступать, но бюллетени обязательно подпишем». Эти люди слово сдержали, действительно, их 3 бюллетеня оказались с подписями, они были «за». Результат же в целом: 9 — «за», 28 — «против». «Знаю, что определённые лица боялись и сегодня боятся усиления моего влияния. Не думаю, что меня надо бояться» — прокомментировал Геннадий Макин [[8]].

4.    контакты с беларусью

На рубеже июня-июля в Воронеже прошла национальная выставка «Белоруссия — Черноземью», которую открыли 1-й вице-губернатор Воронежской области Александр Москвитин и заместитель министра промышленности Республики Беларусь Владимир Бобров. В работе выставки приняло участие 71 белорусское предприятие.

Вместе с тем, по результатам работы выставки были подписаны лишь 2 протокола о намерениях.

«Гомельсельмаш» готов разместить сборку своей продукции на «Воронежсельмаше» и сделать это предприятие дилером по реализации своей продукции на территории России. Белорусскую сторону, в свою очередь, заинтересовали зерноочистительные машины, на выпуске которых специализировался «Воронежсельмаш», переживающий сейчас тяжелые времена.

Второй протокол был подписан между минским заводом «Горизонт» (радиоэлектронный комплекс) и тремя родственными воронежскими предприятиями: ВЗПП, «Видеофон», ВЭЛТ. Обе стороны надеются, что этот протокол скорее всего станет частью российско-белорусской программы «Союзный телевизор» по производству телевизоров пятого поколения. Сейчас цены на минские телевизоры в 2-2.5 раз ниже, чем на аналогичные импортные модели. Воронежские электронщики рассчитывают в течение двух лет совместно с белорусским заводом выйти на годовой уровень производства телевизоров до 2-2.5 млн. штук.

Однако, Воронеж, явно рассчитывал на большее. Так, вице-спикер Воронежской областной Думы Александр Сысоев после посещения Белоруссии воронежской делегацией в июне 1998 года и встречи с президентом РБ поделился с корреспондентом «Молодого коммунара» надеждами на экономическое сотрудничество: «Недавно у нас родилась такая идея: почему бы нам не поставлять наше подсолнечное масло на их масложировые комбинаты. В Воронежской области есть база по переработке подсолнечника, и для воронежских перерабатывающих предприятий хватит, и Белоруссию обеспечим» [[9]].

Шел также разговор о производстве совместно с «Бобруйсксельмашем» косилок [[10]].

В целом, белорусская выставка в Воронеже получила положительные, а местами и восторженные отклики в прессе [9], [[11]].



[1] Может быть, именно в Воронежской области живёт половина тех лишних 200 тысяч бюджетников страны, чьё сокращение обещал провести ещё весной заместитель министра финансов РФ Кудрин?

[2] Имеется в виду решение областной Думы о сокращении бюджетного финансирования районов области, принятое экстренно после подписания договора об оздоровлении финансов. Показательны масштабы дотационных сокращений субъектам региона. Например, Богучарский район из 17 млн. трансфертов (сумма утверждена на сессии районного совета) получит только 4, Верхнемамонскому и Петропавловскому районам дотации от плановых 16,8 млн. каждому уменьшаются соответственно на 10,2 и 14,1 млн. р.. Предполагают, что кто-то из глав районов может обратиться в суд, поскольку областная Дума, как представляется, нарушила федеральный закон о местном самоуправлении.

   Этим же решением областной Думы вновь сокращены нормативы отчислений Воронежу по налогу на прибыль. Собранные таким путём средства пойдут на погашение кредитов, которые брались для поддержки областного агрокомплекса под гарантии облбюджета.

[3] Возглавлявший де факто во время губернаторских выборов 1996 г. предвыборный штаб нынешнего мэра, Владимир Суховей, чьё назначение проходило на нынешней сессии «со скрипом», возможно, в силу того, что новый директор департамента программ городского развития: а) гуманитарий, не имеющий длительного опыта хозяйственной/управленческой работы (в прошлом комсомольский работник, затем преподаватель вуза, кандидат исторических наук), б) за ним закрепился образ политического менеджера-неудачника, не сумевшего во время губернаторских выборов 1996 г. обеспечить победу Цапина, полагает: «реформирование Воронежа должно быть длительным и эволюционным». Он публично отказался обещать что-либо к какому-то определённому сроку и определил сам себя в качестве переходной фигуры на месте директора департамента программ городского развития.

[4] Последним по времени «перебежчиком» был Иван Образцов; после поражения А.Цапина на губернаторских выборах в декабре 1996 г. Образцов перешел в мэрию. Несколько раз «туда-сюда» в 1993-97 гг. переходил и мэр Цапин. Своё должностное перемещение из «простых» вице-губернаторов в кресло Первого вице-мэра Л.Селитренников объяснил так: «Я пытался искренне работать (в обладминистрации — Д.О.). Многое не удавалось, я знаю, что и почему. Город мне привлекателен тем, что он социально силен»

[5] Кроме того, должность руководителя Аппарата городской администрации, которую занимает И.Образцов, приравнена к вице-мэрской.

[6] Термин «народный капитализм» указывает на источник происхождения капитала, не связанный с приватизацией.

[7] Первым вернулся в Воронеж и заявил о своих предвыборных амбициях экс- губернатор и экс-представитель Президента в Северной Осетии и Ингушетии Александр Ковалёв (. см. «Политический мониторинг №6, 1998, Д.Осокин. Воронежская область в июне 1998 года).

[8] Губернаторские выборы 1996 г. состоялись 8 декабря, через 11 дней прошла инаугурация губернатора, следовательно, срок полномочий Ивана Шабанова истекает только 20 декабря 2000 г.. Не исключено, что в будущем, областные законодатели найдут предпочтительным провести выборы в январе 2001 года.



Источники

[1] В.Бахметьев Эпоха великих экономических «открытий» // Берег — 1998. — № 31 — 31 июля.

[2] Ю.Максимов. Передел, переходящий в беспредел// «Воронежский курьер», — 1998.— № 77 — 14 июля

[3] Г.Полтаев. Соглашайтесь, а то будет хуже./»Воронежский курьер». — 1998. — №80 — 21 июля

[4] Р.Ахмедов. 7 департаментов на 13-ю сессию//Берег. — 1998. — №28 — 10 июля

[5] Д.Дьяков Реформы под видом структуры// Воронежский Курьер, — 1998. — № 73 — 4 июля

[6] Г.Макин: «Партбилет я не сжигал, храню»//»Коммуна», — 1998. — №132 — 17 июля

[7] А.П. Доктор первого ранга//»Воронежский курьер», — 1998. — № 75 — 9 июля

[8] В.Антонов Хождение в большую власть не обходится без «ран». Уважаемый политик области о себе и людях // «Молодой коммунар», № 98 — 25 июля

[9] Т.Карабут. Старый друг лучше новых 2-х.// «Молодой коммунар». — 1998. — 7 июля

[10] В.Султанов От Москвы до Бреста 24 июня открылась выставка Белоруссии// «Воронежский курьер». — 1998. — № 68. — 25 июня

[11] Л.Санина Белоруссия -Черноземье: шаг навстречу//Берег. — 1998. — № 27. — 3 июля.