Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калужская область

Василий ЕВГЕНЬЕВ

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Промышленность

Согласно данным областного комитета статистики, в 1-м полугодии текущего года в промышленности области продолжалась кризисная тенденция. Признаки оживления производства практически отсутствуют, однако и темпы его падения значительно уменьшились.

Предприятиями промышленности области произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 2 млрд. 903 млн. рублей. Индекс физического объема производства промышленной продукции составил к 1-му полугодию 1997 г. 99,6% [[1]]. При этом на 2% увеличилось производство в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, на 11% — пищевой, на 45% — мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Отмечен также рост производства отдельных видов продукции других отраслей. В целом объем производства увеличился по каждому второму виду продукции.

На предприятиях машиностроения отмечалось увеличение производства: контрольно-кассовых машин в 2 раза, медицинской техники — в 1,9 раза, автомобилей со спецкузовами — в 1,7 раза. В то же время производство машин для текущего содержания железнодорожных путей сократилось на 44%, технологического оборудования для текстильной промышленности — на 32%

Среди товаров длительного пользования увеличилось производство радиоприемных устройств и электросоковыжималок в 1,3 раза, снизился выпуск телевизоров цветного изображения на 94%; мотоблоков и мотокультиваторов со сменными орудиями — на 61%, универсальных кухонных машин — на 45%.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности возрос выпуск клееной фанеры в 1,8 раза. Пиломатериалов и спичек на 11%, деловой древесины на — 9%, бумаги — на 3 %. Сократилось производство дверных блоков на 49%, паркета — на 44%.

В промышленности строительных материалов выпуск известняковой муки увеличился на 53%, панелей для крупнопанельного домостроения — на 4%. Из предметов домоустройства возросло производство санитарно-керамических изделий на 28%, отопительных котлов — на 21%.

В легкой промышленности наблюдалось увеличение выпуска почти всех изделий отрасли: платьев — в 11 раз, пальто — в 5,2 раза, трикотажных изделий — в 4,7 раза, костюмов — в 1,7 раза, шерстяных изделий — на 25%, хлопчатобумажных тканей — на 13%.

В пищевой промышленности возрос выпуск мясных консервов в 19 раз, растительного масла — в 4 раза, мороженого — в 1,6 раза, муки — в 1,5 раза, хлеба и хлебобулочных изделий — на 42 %, кондитерских изделий — на 37%.

1.2.       Строительство

В первой половине текущего года объем подрядных работ, выполненных организациями всех форм собственности, составил 481,9 млн. рублей (100,7% к уровню 1997 г.). В январе-июне крупными и средними организациями отрасли произведено товаров, работ и услуг на 325,9 млн. рублей, причем доля работ нестроительного характера составила 11,6%. На конец июня крупными и средними строительными организациями заключено договоров подряда и прочих заказов (контрактов) на сумму 309,9 млн. рублей. Это обеспечит работу строительных организаций на 4 месяца [[2]].

За 1-е полугодие на территории области предприятиями и организациями всех форм собственности построено 519 благоустроенных квартир общей площадью 39 тыс. кв. метров (42% к соответствующему периоду прошлого года).

По-прежнему основной объем жилищного строительства осуществлялся в городской местности, где введено 26,8 тыс. кв. метров жилья, что составляет 69% от общего объема.

Около 80% введенных в эксплуатацию жилых домов построено предприятиями и организациями негосударственных форм собственности. В частном секторе три четверти жилья построено индивидуальными застройщиками, ими введено 157 домов общей площадью 15,3 тыс. кв. метров (39% всего введенного по области жилья), что в 1,2 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Продолжалась децентрализация финансирования жилищного строительства. Доля ввода жилья из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в январе-июне 1998 года составила лишь 9%. В соответствующем периоде прошлого года — 19%, за счет собственных средств предприятий и организаций — соответственно 52% и 33%.

1.3.       Потребительский рынок

В первом полугодии общий объем розничного товарооборота, включая питание, составил 2 млрд. 236 млн. рублей. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года товарооборот увеличился на 0,8%, или на 16,4 млн. рублей (в сопоставимых ценах).

Продовольственных товаров продано на 1 млрд. 90 млн. рублей, что на 1,4% больше уровня полугодия 1997 года, непродовольственных товаров — на 1 млрд. 146 млн. рублей (на 1,1% больше). Предприятиями общественного питания реализовано продукции на 86 млн. рублей (на 10% меньше).

На вещевых, смешанных и продовольственных рынках реализовано товаров на 808 млн. рублей, или около 36% общего объема товарооборота.

Во втором квартале текущего года проведено выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности розничной торговли на 34 торгующих предприятиях. Установлено, что 56% обследованных магазинов указали на сокращение объема товарооборота, по сравнению с первым кварталом, 44% — на сокращение объема продаж в натуральном выражении, и лишь 2,9% — на рост объемов по этим двум показателям.

Обращает внимание на себя тот факт, что каждый второй респондент отметил увеличение конкуренции, причем 65% считает конкуренцию высокой и 21% — очень высокой.

Среди факторов, ограничивающих развитие своей деятельности, предприятия торговли отметили: высокий уровень налогов (68%), недостаточный платежеспособный спрос (59%), недостаток собственных средств (41%).

При оценке экономической ситуации своей организации респонденты определили ее неоднозначно: половина — удовлетворительно, а другая половина — неблагоприятной.

1.4.       Сельское хозяйство

За 1-е полугодие сельхозпредприятиями области (без прочих и подсобных) произведено 12 тыс. тонн мяса, что на 5% больше, чем за тот же период прошлого года, молока — 98 тыс. тонн, получено 64,8 млн. штук яиц, что меньше уровня прошлого года на 4% и 0,4% соответственно. Прирост производства мяса в области в основном произошел вследствие заметного улучшения показателей работы птицефабрики «Калужская» Дзержинского района. Несколько увеличилось также производство мяса в хозяйствах Малоярославецкого района и пригородных хозяйствах г. Калуги (на 2-5%). Производство молока увеличили хозяйства Боровского, Жиздриского, Жуковского, Кировского, Малоярославецкого, Перемышльского, Тарусского, Юхновского районов и пригорода г. Калуги (на 0,4-17%), яиц — Дзержинского районов (на 38%) и пригородные хозяйства г. Калуги (на 10%).

Вместе с тем значительно сократили производство мяса хозяйства Барятинского, Износковского, Людиновского и Ульяновского районов, молока — Износковского, Спас-Деменского, яиц — Ферзиковского районов.

Некоторый рост продуктивности скота происходил при одновременном падении его численности, что отразилось на показателях производства. К 1 июля в сельхозпредприятиях (без прочих и подсобных) имелось в наличии 230,6 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 89,8 тыс. коров), 18,9 тыс. свиней и 1,1 тыс. овец, это меньше, чем было на 1 июля прошлого года на 3-22%. Наибольше уменьшение численности крупного рогатого скота отмечалось в Барятинском, Износковском, Мосальском, Спас-Деменском и Ульяновском (на 22-35%) районах, свиней — в Боровском, Износковском, Куйбышевском, Мещовском, Спас-Деменском и Юхновском (на 44-98%), овец — в Ульяновском и Козельском (на 52-97%) районах.

Чтобы подержать хозяйства областное правительство области планирует сформировать региональный гарантированный заказ. На это направлено постановление о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в текущем году. В постановлении указаны объемы закупок и поставок сельхозпродукции — молока, мяса, яиц, зерна, льноволокна, сортовых семян, овощей, рыбы, плодов и ягод — для областных и федеральных нужд.

Департаменту сельского хозяйства и продовольствия поручено до 1 августа обеспечить заключение соответствующих контрактов с товаропроизводителями на конкурсной основе, а также найти возможность выделения разового стартового аванса на закупку животноводческой продукции и 50% финансирования растениеводческой продукции.

Департаменту финансов и бюджета предстоит предусмотреть в бюджете области на текущий год расходы на выплату дотации на животноводческую продукцию, в пределах имеющихся финансовых возможностей.

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.       Уровень жизни

По предварительным данным, средний денежный доход жителя области за 6 месяцев текущего года составил 588 рублей в месяц, что обеспечивает лишь 1,7 величины прожиточного минимума (в среднем по России — около 2,5).

Реальные располагаемые денежные доходы населения области (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) за январь-июнь 1998 года уменьшились по сравнению с январем-июнем 1997 года на 11,25%.

Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, в июне текущего года составила 348 рублей на человека (около 80% от среднероссийского показателя). Для пенсионера — 248,4 рубля в месяц.

По данным департамента социальной политики, прожиточный минимум на одного жителя Калужской области во 2-м квартале 1998 года составляет 351,04 рубля; для населения в трудоспособном возрасте — 406,87 рубля, для пенсионеров — 250,77 рубля и для детей до 16 лет — 344,01 рубля.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — около 22% от всей численности населения области (в 1997 г. — 22,8%, за 3 месяца 1998 г. — 22,1%).

Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода, по оценке за январь-май текущего года, сложилось так, что более 70% жителей (в 1997 — 74%) имеют доходы ниже двух стоимостей прожиточного минимума. Более 47% населения области с уровнем ПС менее 1,5. Это уровень крайней бедности. Около 23% населения с уровнем ПС от 1.5 до 2. Это вид бедности, когда угрозы недоедания нет, но любая покупка, будь то одежда или товары длительного пользования, наносит ущерб рациону семьи.

Низкая заработная плата, пенсии — основная статья денежных доходов пребывающих на нижних ступенях социальной лестницы. Предпринимательские доходы у них практически отсутствуют. Зато у расположившихся на верхних ступеньках — это главный источник поступлений.

Анализ структуры денежных расходов за 6 месяцев показывает, что значительно сократились расходы населения на оплату услуг — почти на 34%, в том числе на оплату жилищно-коммунальных — более чем на 55%. На 16,7% по сравнению с 1-м полугодием 1997 г. увеличились цены и тарифы на платные услуги населению, в том числе на жилищные услуги на 19%. В связи с этим задерживаются платежи. Во избежание отключения телефонов граждане вынуждены вовремя платить за услуги связи, цены на которые повысились почти на 62%.

Уровень жизни характеризует не только величина доходов, но и регулярность их получения. Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату в целом по области на 1 июля 1998 года составила 325 млн. рублей. В целом по промышленности задержка заработной платой на 01.07.98 г. превысила месячный фонд заработной платы в 4 раза. Задержка выплаты заработной платы в отраслях непроизводственной сферы составила от 1,2 (здравоохранение) до 2,5 месяцев (наука и научное обслуживание).

Задолженность по пенсиям имеет тенденцию к увеличению объемов На 08.07.98 г. профинансировано 9% потребности июня. В то же время вклады населения в банках растут, и на 1 июня 1998 г. на одного жителя области приходилось около 1 тыс. рублей.

Наличие сбережений, не говоря уже об их размерах, существенно различается в зависимости от дохода семьи. Семьи с низкими доходами тратят наличные деньги на текущие нужды. Средние по уровню дохода домохозяйства используют свои сбережения на потребительские товары, лечение и т.п., а наиболее состоятельные — на покупку квартиры, автомобиля и прочих дорогих вещей.

Анализ итогов декларационной кампании текущего года, по данным ГНИ по Калужской области, показал, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченного ими, из года в год растут [[3]].

Количество поданных деклараций о доходах с суммой совокупного дохода выглядит так:

-          от 12 до 48 млн. руб.                        11501 (рост по сравнению с 1996 г. в 1,2 раза);

-          от 48 до 300 млн. рублей                2955 (рост в 7 раз);

-          более 300 млн. рублей                    742 (рост в 6 раз).

Дифференциация доходов населения хоть и снижается, но остается еще высокой. В январе-мае 1998 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения области приходилось около 22% денежных доходов (в январе-мае 1997 года — 23%), а на долю 10% наименее обеспеченного — 3,6% (в 1997 г. — 3,2%).

2.2.       Безработица

В течение 1-го полугодия 1998 года в службу занятости области обратилось за содействием 104255 человек. Что в 1,2 раза больше, чем за шесть месяцев 1997 г. За период с января по июнь поставлены на учет как ищущие работу 12379 человек.

В структуре обратившихся в поисках работы женщины составляют 54%, мужчины — 46%, рабочие — 47%, ИТР и служащие — 24%. В общем потоке обратившихся по вопросу трудоустройства удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет составил 35%, уволенных в связи с высвобождением — 24%, пенсионеров и инвалидов — 6%.

За период с января по июнь общая численность граждан, имевших статус безработного, составила 17860 человек.

По данным на начало июля, в области на учете по безработице состояли 8805 человек, что составило 60% к соответствующему периоду прошлого года. Уровень безработицы к концу первого полугодия составил 1,6% против 2,7% первого полугодия 1997 года.

Наиболее высокий уровень безработицы 1 июля этого года был зафиксирован в Людиновском (4,5%), Думиниченском (4,4%), Дзержинском (3,5%), а самый низкий — в Барятинском (0,6%), Куйбышевском (0,6%), Мосальском (0,6%), Медынском (0,9%) районах [[4]].

3.    БЮДЖЕТ И ФИНАНСЫ

3.1.       Финансовые поступления

По сообщению департамента финансов и бюджета области, с начала текущего года в областной бюджет поступило 41,2 млн. рублей, в том числе трансферт из федерального бюджета на выплату отпускных работникам образования. — 21 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года собственных доходов удалось получить больше на 1,8 млн. рублей. Они составили 20,2 млн. рублей. Всего с начала года в областной бюджет поступило доходов свыше 258 млн. рублей.

3.2.       Выплаты

Полученные в июне доходы областного бюджета направлены: на заработную плату работникам бюджетных учреждений в размере 8,9 млн. рублей; в том числе в областные учреждения образования — 5,7 млн. рублей; в областные учреждения здравоохранения — 1 млн. рублей; областным учреждениям культуры — 348 тыс. рублей [[5]].

Кроме того, выделялись средства на капитальные вложения, текущее финансирование других департаментов, комитетов, управлений, находящихся на областном бюджете. Из фонда дотаций в бюджеты муниципальных образований перечислялись средства на выплату отпускных работникам образования.

В первых числах июля в области производилась выплата пенсий за май. Расходы на выплату пенсий в области за этот месяц по состоянию на 30 июня 1998 г. профинансированы Пенсионным фондом лишь на 77,9%.

Отделения связи города Калуги 1 июля 1998 года завершили выплату пенсий за 16 мая и начали выдачу пенсий за 17 число. Одновременно с 22 июня 1998 года начато и производится по мере поступлений выдача пенсий за май на вклады получателей в отделениях Сбербанка г. Калуги [[6]].

Управление пенсий и пособий департамента социальной политики сообщило, что 8 июля 1998 г. завершено финансирование расходов на выплату пенсий за май текущего года и начато их финансирование за июнь. Выплата пенсий за июнь в полном объеме в г. Калуге начато 10 июля. В муниципальных образованиях области выплаты начались 10-14 июля, с учетом поступающего финансирования.

Выплата ежемесячных пособий на детей в области практически (на 95%) завершена за март 1998 года. Пособия за апрель текущего года, а также оставшиеся невыплаченными пособия за март будут выплачиваться по мере поступления из средств областного бюджета предусмотренных на эти цели.

1 июля губернатор провел совещание по выплатам пенсий. Он обратил особое внимание всех служб на категорическую недопустимость грубого обращения с людьми, которые звонят и приходят в разные инстанции за информацией по пенсионным выплатам. Виновные в их допущении будут скоро наказываться вплоть до увольнения с работы.

Хронический дефицит средств на выплату пенсий в области заставляет искать нестандартные решения проблемы. Решено приступить к разработке схемы предоставления пенсионерам краткосрочного кредита (на 10 дней) Калужским отделением Сбербанка РФ.

3.3.       Налоги

В соответствии с решением Президента и правительства РФ по улучшению налоговой дисциплины, министр РФ — руководитель государственной налоговой службы РФ Б.Федоров — направил телеграммы руководителям государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации, указав на их личную ответственность за выполнение обязательств перед федеральным бюджетом по текущим налоговым платежам.

Действия, предпринимаемые Госналогслужбой России к недоимщикам, предполагают блокирование рублевых и валютных счетов предприятий — недоимщиков, арест имущества и готовой продукции, возбуждение процедуры банкротства.

Выполняя распоряжение министра, Госналогинспекция Калужской области направила 230 крупным предприятиям-должникам официальные уведомления о безусловном выполнении ими в срок до 01.07.98 года обязательств перед федеральным бюджетом по текущим налоговым платежам 1998 года. Ужесточен контроль за работой банков в части прохождения налоговых платежей в федеральный бюджет. Проводятся мероприятия по выявлению ликвидного имущества предприятий-должников. В июне текущего года в органы налоговой полиции области направлены постановления об аресте имущества 95 предприятий на сумму 204,5 млн. рублей, наложен арест на имущество 10 предприятий на сумму 8,7 млн. рублей, из которых реализовано и поступило в бюджет 4,8 млн. рублей.

Сначала года совместно с органами налоговой полиции произведено изъятие 9,9 млн. рублей наличных денежных средств. Предъявлено 1509 требований о погашении недоимки в бюджет на сумму 1484,9 млн. рублей, по 393 предприятиям вынесены постановления об аресте имущества на сумму 713,2 млн. рублей. Налоговой полицией арестовано имущество 93 предприятий-должников на общую сумму 65,9 млн. рублей. За 1-е полугодие 1998 г. реализовано имущества на сумму 6,4 млн. рублей [[7]].

Аналогичная работа ведется по мобилизации налоговых платежей в бюджеты территорий области в соответствии с требованиями губернатора.

3.4.       Поддержка АПК

Утвержден порядок предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку развития крестьянских хозяйств области. Средства выдаются на условиях срочности, возвратности, платности и целевого использования в размере не менее 5 и не более 100 тыс. рублей на срок до двух лет.

Денежные суммы предоставляются на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов, а также на приобретение техники, оборудования, семян, удобрений и скота. За счет них возможно оказание единовременной помощи семьям, переселившимся из городов в сельскую местность для ведения крестьянского хозяйства.

Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на поддержку развития крестьянских хозяйств, осуществляют департаменты сельского хозяйства и продовольствия, финансов и бюджета.

4.    Власть

4.1.       Контроль за финансами

В связи с ослаблением надзора за потоками наличного денежного оборота губернатор области издал в начале июля постановление об усилении контроля за сохранностью денежных средств [[8]]. Руководителям коммерческих банков и филиалов рекомендовано особо контролировать соблюдение клиентами кредитных учреждений правил работы с денежной наличностью, выдавать наличные деньги из банковских касс только на установленные нормативными актами цели, а также в течение года произвести проверку по данному вопросу не менее 50% предприятий.

Главному управлению Центрального банка РФ по Калужской области даны рекомендации по ужесточению требований к кредитным организациям. Они касаются соблюдения банками действующих нормативных указаний по вопросам организации кассовой работы и обеспечению гарантий сохранности их ценностей при оказании банковских услуг.

4.2.       Отношения с федеральным бюджетом

По мере обострения негативных тенденций в экономике и социальной сфере области губернатор В.Сударенков обратился с письмом к председателю правительства РФ С.Кириенко [[9]]. В нем затронуты наиболее острые для региона вопросы, требующие решения на федеральном уровне.

Первый — это ситуация в оборонном комплексе области. Задолженность местным предприятиям ВПК по госзаказу на 1 июня текущего года составила свыше 296 млн. рублей. Растет социальная напряженность в коллективах. В письме содержится просьба изыскать возможность погашения задолженности за выполненные работы по оборонному заказу. Оплата госзаказа денежными суррогатами не должна составлять более 30% от общего объема оплаты.

Второй серьезной проблемой являются долги федерального бюджета региону по содержанию объектов жилого фонда и социальной сферы, принятых в муниципальную собственность в 1996-1997 годах. Они составляют 335 млн. рублей. По мнению В.Сударенкова, на федеральном уровне необходимо решить вопрос по погашению этих долгов.

4.3.       Заседание комиссии по налогам

9 июля в присутствие губернатора области В.Сударенкова состоялось заседании рабочей группы по увеличению собираемости налогов. Эта группа — местный аналог чрезвычайной комиссии при правительстве страны, разбирающейся со «злостными» неплательщиками налогов. Заседание вел начальник Госналогинспекции по Калужской области В.Кисилев.

На заседании заслушано пять неплательщиков: АО «Гигант», ГП «КЭМЗ», АО «Темкаш», воинская часть №78761 и ОАО «Прогресс». Их задолженность в бюджеты разных уровней составляет на начало июля соответственно 6242 тыс., 16735 тыс., 3865 тыс., 15386 тыс., 3316 тыс. рублей.

Подход к выяснению обстоятельств образования задолженности и путей ее ликвидации был сугубо индивидуальным: одно дело «Гигант» (только в начале марта с него арбитражным судом снято внешнее управление и он приобретен московской фирмой «Славянская бумага», возглавляет которую известный калужанам г-н Блинов), и совсем другое — КЭМЗ. Долги которого, в большой части могут быть покрыты имеющейся встречной задолженностью ему государства за выполнение оборонного заказа.

Г-н Блинов не явился на заседание комиссии, хотя был своевременно извещен. Присутствовавший на комиссии главный бухгалтер АО вразумительного ответа на вопрос, почему не вносятся текущие платежи с начала года, дать не смог. Комиссия рекомендовала территориальному агентству по банкротству и оздоровлению обжаловать решение арбитражного суда, признавшего «Гигант» платежеспособным. Господина Блинова решено вновь пригласить на очередное заседание комиссии, причем, обеспечить его явку поручено налоговой полиции.

Воинской части строителей комиссия рекомендовала шире использовать взаиморасчет доля погашения задолженности, в частности, путем проведения ремонтных и строительных работ на объектах образования, культуры. социальной сферы, реализовать часть неиспользуемых помещений.

По АО «КЭМЗ» комиссия приняла к сведению предложенный директором Ю.Теленковым план-график погашения задолженности. Ему предложено составить план финансового оздоровления предприятия

АО «Темкаш» дана небольшая отсрочка для погашения, но поскольку перспектив у предприятия не видно, скорее всего, с таким графиком ничего не получится и территориальному агентству по делам о несостоятельности придется начинать процедуру банкротства.

АО «Прогресс» поставлено одно условие — погашение недоимки во все уровни бюджета до конца текущего года. При невыполнении — инициировать процедуру банкротства.

В.Сударенков отметил, что «ожидание предполагаемого вмешательства государства — так называемый «мертвый сезон» — парализовало многие коллективы, которые все еще ждут, что появится добрый дядюшка и решит за них все проблемы. Они готовы ждать годами, но никаких оттяжек. Отсрочек по уплате обязательных платежей не должно быть. В области сегодня 340 крупных недоимщиков. Все должны подчиняться единой финансовой дисциплине».

4.4.       Налоговый кредит

При правительстве области создана комиссия по предоставлению налогового кредита. Ее возглавляет директор департамента финансов и бюджета области В.Куреннов. Комиссия будет заниматься рассмотрением заявлений налогоплательщиков о предоставлении кредита, определяя обоснованность каждой просьбы, устанавливать размер кредита, принимать решения о предоставлении (отказе) запрашиваемых налогоплательщиком средств.

4.5.       Резервный фонд Законодательного собрания

Законодательное Собрания Калужской области постановило утвердить положение о своем резервом фонде [[10]]. Резервный фонд Законодательного собрания создается для финансирования непредвиденных расходов, которые не могут быть предусмотрены при составлении сметы расходов представительной власти. Сумма фонда постановлением не определяется.

Относительная стесненность в финансовых средствах и желание казаться благодетелями, отдавая «свои деньги» на социальные мероприятия, подтолкнули депутатов к принятию такого положения. Теперь Законодательное собрание вправе выделять финансовые средства из своего фонда, как и исполнительная власть.

4.6.       «Межрегионгаз»

В письме, направленном генеральным директором межрегиональной компании по реализации газа «Межрегионгаз» В.Никишиным в адрес губернатора В.Сударенкова, содержится требование о принятии руководством Калужского региона срочных мер по расчетам за газ.

Сообщается, что Госналогслужба РФ прекратила действие ранее подписанных соглашений между российским Правительством и РАО «Газпром» о поэтапных платежах в федеральный бюджет. Руководитель ООО «Межрегионгаз», ссылаясь на невыполнение Калужской областью своих обязательств за поставленное топливо, объясняет, что вынужден значительно ограничить его поставки потребителям-должникам, включая бюджетных потребителей, вплоть до полного их отключения, за исключением населения.

В письме содержится просьба принять все меры по ускорению расчетов региона за газ и увеличить денежные платежи за него, начиная с июля текущего года как минимум на 20% [[11]].

С четом сложившейся ситуации губернатор дал соответствующие поручения директорам департаментов области.

5.    ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

5.1.       Регистрация имущества

В правовом поле области появилась тенденция, направленная на повышение контроля за собственностью граждан и государства, прежде всего, за недвижимостью.

Так, Губернатором В.Сударенковым подписано постановление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Образована комиссия по разработке мероприятий, связанных с осуществлением органами исполнительной власти области соответствующих полномочий, утверждено положение о ней. Комиссию возглавляет руководитель администрации Губернатора Евгений Моисеев.

Ряду областных департаментов и комитетов дано поручение создать на территории области единую систему учета зданий, сооружений, строений и помещений на базе государственного унитарного предприятия «Бюро оценки и технической инвентаризации».

Вновь созданной комиссии поручено представить предложение по созданию областного учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До его создания регистрацию прав на землю и сделок с ней осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.

Государственное унитарное предприятий «Бюро оценки и технической инвентаризации» будет заниматься регистрацией прав на здания, сооружения, строения, помещения, предприятия как имущественный комплекс и сделок с ним.

5.2.       Закон о реестре

Приобрел силу закон Калужской области «О реестре государственной собственности Калужской области», подписанный 25 июня губернатором и обнародованным в начале июля [[12]]. Данный закон определяет порядок формирования и ведения реестра государственной собственности региона, полномочия и ответственность организаций, участвующих в формировании и ведении реестра.

В реестр включаются:

а) имущество, находящееся в ведении юридических лиц — областных государственных унитарных предприятий и учреждений как имущественных комплексов, с указанием входящего в их состав имущества;

б) объекты недвижимости и движимое имущество областной собственности, находящееся в пользовании юридических лиц по договору;

в) доли участия области в хозяйственных обществах и товариществах;

г) минеральные ресурсы;

д) результаты интеллектуальной деятельности;

е) культурные ценности;

ж) транспортные коммуникации.

Для формирования реестра и контроля за государственным имуществом создается уполномоченный орган правительства области. Уполномоченный орган, согласно закону, обладает довольно широкими полномочиями, имеет право запрашивать и получать информацию у органов регистрации сделок с недвижимостью, у налоговых органов, у всех областных унитарных предприятий, у фонда имущества области о зарегистрированных предприятиях, организациях, акционерных обществах, с долями участия (акции, вклады, паи) области; о зарегистрированных объектах недвижимости, находящихся в собственности области, правах на эти объекты, а также сделках с ними.

Уполномоченный орган обязан представлять в Законодательное собрание области по его запросу сведения из реестра, включающие анализ использования имущества и объектов областной собственности. По своему функциональному назначению данный орган пересекается с фондом имущества области, но призван, скорее, контролировать, нежели распоряжаться областным имуществом.

Помимо создания новых структур в «имущественных ведомствах» проходят кадровые перемены. Распоряжением губернатора исполняющим обязанности председателя комитета по управлению имуществом Калужской области назначен первый заместитель председателя комитета Л.Л.Игнатов.

6.    СОЦИАЛЬНЫй протест

6.1.       Акция протеста в Балабанове

Бурным был прошедший 5 июля в Балабанове митинг протеста против невыплаты пенсий, зарплаты и детских пособий. Инициаторы его были городская организация Народно-патриотического союза России (НПСР) и коммунисты, а также ДПА, ЛДПР, советы ветеранов войны, Вооруженных сил, Афганистана, общество инвалидов.

На этот раз участников пришлось размещать на трибунах стадиона: примерная численность митингующих составила около 1,5 тыс. человек. На митинге распространялась оппозиционная пресса — «Советская Россия», региональная газета коммунистов «За социализм». Вел митинг председатель Балабановского отделения НПСР В.Я.Алтапов.

Выступления участников свидетельствовали о том, что возмущения людей царящим в стране хаосом достигло предела, а терпение иссякло. Страсти кипели, люди на митинге негодовали, звучали вопросы: «Где наши деньги? Кто дал право обездоливать детей, обрекать на нищету, полуголодное существование и преждевременный уход из жизни ветеранов, руками которых создано национальное богатство?»

Главный виновник всех бед объявлен президент, и пока он при власти — все останется по-прежнему. Лихорадочные усилия режима по выходу из кризиса направлены не на улучшение положения народа, а лишь на сохранение власти. Немало обвинений было высказано и в адрес региональных и местных руководителей. Они быстро «забывают о своих предвыборных обещаниях и, регулярно получая немалые оклады и доходы, остаются глухими к страданиям народа».

На митинге была принята резолюция с требованием отставки президента и послушного ему правительства, образования правительства народного доверия, смены социально-экономического курса, конфискации незаконно полученных капиталов, сокращения численности государственных и местных чиновников, расходов на содержание администрации. Резолюция направлена президенту, в Государственную Думу, губернатору Калужской области и главе администрации города Балабанова, в газету «Советская Россия».

6.2.       Пикеты

В понедельник 13 июля у здания областной администрации состоялось пикетирование, организованное горкомом КПРФ и обкомом ВКПБ, которое продолжалось до конца недели. Несмотря на дождь, около пятидесяти человек вышли с красными флагами и ставшими традиционными лозунгами об отставке президента и правительства. На плакатах пикетчиков были написаны лозунги: «Правительство, не выполнившее свои обязанности, обрекает свой народ на восстание», «Нет — геноциду российского народа», «Ельцина в отставку». Среди присутствующих звучали упреки и в адрес областных властей: «Валерий Васильевич, отдай ветеранские деньги».

Перед собравшимися выступили Юрий Черноусов, председатель Калужского отделения движения в поддержку армии, и депутат городской Думы Анатолий Горбатин.

15 июля участники митинга приняли резолюцию, в которой констатировали, что дальнейшее пребывание Б.Н.Ельцина в должности Президента РФ смертельно и опасно для России и ее народа [[13]]. Обманным путем установлен капиталистический строй, развязан геноцид народов России. Участники митинга-пикета выставили следующие требования:

1. Государственная Дума должна неуклонно продолжать работу по процедуре импичмента президента;

2. Члены Совета Федерации В.Сударенков, В.Колесников и депутат Госдумы Э.Панфилова должны поддержать отставку президента при голосовании в Совете Федерации и Госдуме;

3. Депутаты Законодательного собрания области, главы муниципальных образований и депутаты представительных органов муниципальных образований Калужской области обязаны поддержать требования народа по отставке президента;

4. Губернатор Калужской области в течение июля текущего года должен принять все меры для погашения задолженности по детским пособиям, пенсиям, заработной плате работникам бюджетной сферы;

5. Вместо ограничений пенсий ограничить зарплату госслужащим. Она не должна превышать среднюю по области более четырех раз;

6. Упразднить институт представителей президента ввиду отсутствия его необходимости;

7. Правительство РФ до 1 сентября 1998 г. должно погасить долги по зарплате и другим статьям перед трудящимися ВПК области, а также перед трудящимися промышленных предприятий других отраслей, имеющих государственный заказ.

В случае невыполнения этих требований митингующие грозились прибегнуть к акции гражданского неповиновения. Реальных результатов неделя пикетирования не принесла, разве что еще раз были высказаны упреки в адрес властей. Ожидание пикетчиков, что к ним примкнут «народные массы» не оправдались. Население уже привыкло к примелькавшимся «политическим вывескам». Однако политическая апатия как не парадоксально скрывает зреющие недовольство политическим режимом.

 



Источники

[1] Весть. — 1998. — 23 июля.

[2] Весть. — 1998. — 31 июля.

[3] Губернский вестник. — 1998. — 29 июля.

[4] Знамя. — 1998. — 29 июля.

[5] Весть. — 1998. — 1 июля.

[6] Калужские губернские ведомости. — 1998. — 2-8 июля.

[7] Весть. — 1998. — 10 июля.

[8] Весть. — 1998. — 17 июля.

[9] Весть. — 1998. — 15 июля.

[10] Калужские информационные вести. — 1998. — 16 июля.

[11] Весть. — 1998. — 16 июля.

[12] Губернский вестник. — 1998. — 1 июля.

[13] Возрождение. — 1998. — Июль.