Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П.РАСПОПОВ

Нижегородская область

в июле 1998 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Повторные выборы мэра в Нижнем Новгороде

В целом июль характеризовался нарастанием напряжения в предвыборной борьбе за пост мэра Нижнего Новгорода. В июле продолжал увеличиваться список кандидатов на пост мэра. К концу июля он был представлен следующими кандидатурами: Д.Бедняков (бывший мэр Нижнего Новгорода, ныне адвокат), М.Богородский (президент благотворительного фонда «Мирос»), В.Булавинов (бывший депутат Госдумы, ныне депутат Городской Думы, владелец контрольного пакета акций местной телекомпании СЕТИ-НН), В.Буланов (директор областного департамента поддержки и развития предпринимательства), А.Климентьев (крупный предприниматель, несостоявшийся мэр, осужденный на 6 лет по «навашинскому делу», ждущий пересмотра приговора суда), Е.Крестьянинов (руководитель аппарата вице-премьера Б.Немцова), Ю.Лебедев (бывший представитель Президента РФ по Нижегородской области), А.Мелешкин (исполняющий обязанности мэра Нижнего Новгорода), С.Митин (заместитель министра экономики РФ), А.Морозов (глава администрации Нижегородского района г.Нижний Новгород), В.Семаго (депутат Государственной Думы по списку КПРФ), А.Курдюмов (председатель регионального отделения ЛДПР), Ю.Гаранин (директор муниципального предприятия «Водоканал»), А.Васильев (командир Нижегородского ОМОНа), С.Сперанский (бывший депутат ОЗС).

Список еще не закрыт. Возможно появление в этом списке еще двух фамилий, ближайших родственников А.Климентьева: его жены, О.Климентьевой, и брата, С.Климентьева [[1],[2]].

Что касается кандидата от нижегородских коммунистов, то здесь следует отметить два существенных момента: во-первых, Нижегородский обком КПРФ не поддержит на выборах московского коммуниста-капиталиста В.Семаго; во-вторых, нижегородские коммунисты впервые вообще не примут участия в выборах мэра. Первый секретарь обкома В.Кириенко заявил: «Участие нашего кандидата фактически означало бы согласие с действиями властей после мартовских выборов». Кстати, в марте против отмены результатов выборов голосовал единственный член избиркома коммунист Егоров. На самом деле, даже если эта причина отказа и является истинной, то уж никак не единственной. Ведь после разгромного поражения 29 марта 1998 года В.Кириенко (менее 4% голосов) у коммунистов фактически остался один реальный кандидат — Геннадий Ходырев (депутат Госдумы по списку КПРФ). Но он выдвигаться отказался, мотивировав свою позицию примерно так: «...люди скажут: «Как выборы, так Ходырев лезет». Неудобно как-то» [[3]].

В конце июля первой сдала подписные листы в окружную комиссию по выборам главы города Нижнего Новгорода инициативная группа осужденного А.Климентьева. Из названного списка официально снял свою кандидатуру А.Мелешкин.

Несколько событий последних дней июля усилили ощущение того, что предвыборная борьба за должность мэра Нижнего Новгорода приобретает самые неблагоприятные для областной администрации очертания.

Во-первых, вновь активизировался Владимир Семаго, продемонстрировавший свое политическое единство с семейством Климентьевых. Логика оппозиционного направления, лидером которого является А.Климентьев, последовательна и понятна — продолжать добиваться занятия осужденным должности Нижегородского мэра. Пока из СИЗО дано указание: не обнаружив в бюллетене фамилии «Климентьев», голосовать за кандидата по фамилии «Против всех». Сила протеста сторонников только укрепится, если одновременно направить ее в русло противостояния И.Склярову. Это вторая часть оппозиционной стратегии. Претензии В.Семаго на Нижегородское губернаторство придают всему замыслу законченность. Итак, тандем Климентьев-мэр — Семаго-губернатор, можно считать парафированным.

Во-вторых, устами депутата ОЗС Сергея Воронова был обнародован законопроект, формализующий процедуру досрочного отзыва губернатора со своей должности. С учетом существующих близких политических отношений С.Воронова с Ю.Лебедевым, данная инициатива не могла не усилить чувство тревоги у губернатора.

В-третьих, Б.Немцов, пожалуй, впервые публично назвал главной ошибкой Нижегородского губернатора И.Склярова его поведение после выборов 29 марта. Этим вице-премьер не только возложил на И.Склярова политическую ответственность за их отмену, но дал понять, что федеральное правительство будет внимательно следить за ходом и итогами повторной выборной кампании.

Вся эта цепочка событий, связанных друг с другом незримой политической логикой, ставит серьезную дилемму перед высшим должностным лицом области. На посту мэра ему сегодня как никогда ранее нужен надежный союзник — если не политический, то хотя бы «технологический», то есть способный играть по сложившимся правилам административной машины и не нарушать ее целостность. Понятно, что ни В.Семаго, ни Ю.Лебедев таковыми не являются. В действующей городской администрации, по мнению политологов, нет перспективных кандидатов. Партнерство с Е.Крестьяниновым тоже может быть поставлено под сомнение из-за его тесных связей с Б.Немцовым.

Отказ исполняющего обязанности главы Нижегородской городской администрации А.Мелешкина баллотироваться на выборах в сентябре (скорее всего из-за давления региональной администрации) нарушает сложившуюся в последние годы традицию номенклатурного замещения вакантных, в том числе и выборных, должностей в администрации области и города. Объективно отказ направлен, во-первых, на снижение угрозы провала сентябрьских выборов и, во-вторых, меняет предвыборную ситуацию на них в пользу Д.Беднякова. Один из вопросов, который естественно возникает — кто сумел повлиять на губернатора так, что он принял, возможно, удачное политическое решение. Был ли это вице-губернатор Б.Духан (обычный советчик губернатора в этих вопросах), или Д.Бедняков, или кто-то еще — может выясниться в ближайшее время [[4],[5]].

1.2.       Выборные кампании в области

В целом политические траектории областной выборной кампании напоминают броуновское движение. Должностные лица самого разного уровня «сели на чемоданы». Один из векторов этого движения обозначился после назначения на 27 сентября даты выборов главы города Дзержинска. Второй — после назначения на этот же день даты выборов в депутаты Законодательного Собрания области по 42-му избирательному округу (Борский район) на место Н.Хваткова, перешедшего на должность руководителя аппарата правительства РФ. Третий — после назначения даты выборов депутата Госдумы по 119-му избирательному округу на место М.Сеславинского, перешедшего на должность председателя Федеральной службы по телевидению и радиовещанию.

Если в Нижнем Новгороде будет разыгрываться лишь одна «карта» — кресло мэра, то в Дзержинске предвыборная борьба развернулась сразу за три кресла: за место главы местного самоуправления, выборы в Государственную Думу на освободившееся место М.Сеславинского и городскую Думу по 7-му избирательному округу на место трагически погибшего депутата Валерия Зубова. Свое желание баллотироваться в Государственную Думу РФ первоначально изъявили 16 человек. Правда, в горизбирком успели сдать подписные листы 11 претендентов, и только 6 из них официально зарегистрированы кандидатами в депутаты Госдумы. На днях соответствующие удостоверения получили преподаватель местного техникума, секретарь горкома КПРФ Лидия Угольникова, главврач городской больницы №13 Илья Поляшов и генеральный директор ОРТ «Реклама» С.Лисовский. Не секрет, что коммунисты, используя бедственное экономическое и экологическое положение второго по величине города области (300 тыс. жителей), перенесли направление «главного удара» из Нижнего Новгорода именно сюда.

Что касается выборов мэра, то не секрет, что одним из главных претендентов на это место является исполняющий обязанности мэра Сергей Трофимов (бывший генеральный директор ОАО «Синтез», депутат ОЗС), открыто поддержанный губернатором. Одним из главных соперников С.Трофимова будет, вероятно, Виктор Сопин, экс-мэр г.Дзержинска [[6],[7]].

1.3.       Исполнительная власть

В июле исполнился год со дня вступления И.Склярова в должность губернатора. В связи с этим И.Скляров провел расширенную пресс-конференцию с участием руководителей департаментов областной администрации. На пресс-конференции было заявлено, что администрация нового губернатора отвергает монетаристскую политику предшественника и практически перешла на отраслевое управление хозяйством.

По промышленному производству среди российских регионов область передвинулась с 11-го места на 9-ое. В области землепользования И.Скляров считает неправильным следовать примеру Саратовского губернатора Д.Аяцкова, разрешившего свободную куплю и продажу земли.

Идее создания губернского банка предстоит трансформироваться в Волжско-Окский региональный банк на базе некрупного, но сильного банка с привлечением ресурсов ближних поволжских регионов.

Начало пребывания второго года у власти будет отмечено введением налога с продаж, размер которого по рекомендации федерального центра местные законодатели могут доводить до 5% от стоимости товара. Губернатор уверен в стабильности нынешнего кабинета министров и уточнил, что долги министерства обороны работникам ВПК региона будут выплачены в ближайшие месяцы. По его прогнозу, через 2-3 месяца реальна выплата пенсий точно по графику. С невозмутимым спокойствием губернатора, давшего пресс-конференцию по поводу первой годовщины пребывания у власти, заметно контрастировали сообщения об увеличивающемся дефиците бюджета, об ухудшении параметров кредитного рейтинга области.

Кризисная ситуация с исполнением доходной части бюджета заставила администрацию области впервые за время ее существования провести расширенную финансовую коллегию.

По уточненным данным, за первую половину текущего года в бюджет области поступило 3 232 млн. рублей, что составляет всего 35% к плану на год. Основными факторами, определяющими низкую наполняемость областной казны, были привычно названы низкая финансовая дисциплина и дальнейший рост платежей взаимозачетами (50%). По аналогии с федеральным правительством финансовая коллегия приняла программу чрезвычайных мер из 30-ти пунктов по увеличению доходов и экономии бюджетных средств.

В конце июля администрация обнародовала список предприятий, обязанных рассчитываться по налогам только живыми деньгами. Основу этого перечня составят 22 предприятия ликероводочной промышленности, многие из которых в расчетах с государством предпочитают использовать метод взаимозачетов.

Особые надежды связаны с усилением контроля фискальных служб за работой трехсот АЗС на территории области, утаивающих львиную долю доходов от налогообложения. Будут увеличены размеры сборов за право торговли на рынках. В принятом постановлении предусмотрено увеличение арендных платежей и введение на территории области налога на недвижимость.

С учетом вышесказанного коллегия определила сокращение расходной части бюджета на 25-27%, не затронув при этом защищенных его статей [[8],[9]].

1.4.       Новые назначения в ветвях власти

Постановлением губернатора Нижегородской области в связи с необходимостью усиления работы в организации строительного комплекса, развития жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства, транспорта и связи введена должность заместителя губернатора. На эту должность назначен постановлением губернатора и.о. мэра Нижнего Новгорода В.Н.Горин.

В связи с назначением В.Горина заместителем губернатора полноправным и.о. мэра стал А. Мелешкин, выходец из Автозаводской финансово-промышленной группы.

В областной администрации И.Скляров произвел еще несколько назначений. Директором департамента финансов назначен В.Труфанов, ранее работавший главой администрации Городецкого района Нижегородской области, депутат ОЗС, председатель комитета по бюджетам и налогам ОЗС. В связи с уходом В.Труфанова комитет возглавил депутат ОЗС, руководитель администрации Борского района В.Иванов.

Директором департамента по международным связям областной администрации, вместо и.о. директора этого департамента П.Мухина, назначен И.Коновалов, ранее работавший начальником секретариата губернатора.

Начальником секретариата губернатора назначен И.Юдин, ранее работавший помощником-консультантом секретариата губернатора.

Новым председателем окружной избирательной комиссии по выборам главы местного самоуправления стал С.Родин, последние 20 лет работавший в городской администрации управляющим делами горисполкома, затем мэрии. Бывший председатель комиссии и еще два члена избиркома на основании личных заявлений были освобождены от своих должностей. С.Родин вошел в состав избиркома 2 июля, после решения Нижегородской Думы. Вместе с ним новыми членами комиссии стали еще пять человек. Общая численность избиркома составляет на сегодня 14 человек, 6 из них имеют юридическое образование.

В начале июля депутаты Земского собрания Городецкого района выбрали нового главу администрации взамен В.Труфанова, ушедшего на повышение в область. В соответствии с изменениями в тексте Устава местного самоуправления, всенародные выборы были заменены выборами депутатскими. По итогам голосования возглавить Городецкий район было доверено депутату Е.Мухину (36 голосов из 39 возможных) [[10],[11],[12],[13]].

1.5.       Партии

1.5.1.      ДВР

После съезда партии «Демократический выбор России» собрались активисты нижегородского отделения, чтобы избрать нового председателя. Владислав Вишнепольский добровольно уступил этот пост Юрию Сорокину, управляющему производством АО « Инструмент». Как признали сами участники собрания, новый лидер как политик еще «сырой», хотя его рекомендовал Е.Гайдар.

Похоже, местные партийцы взяли на вооружение тезис: брать деньги у тех, кто дает. Финансировало собрание предприятие «Волганефтегаз». Один из будущих спонсоров признался, что он скорее коммунист, чем демократ, но конкретно «под Сорокина» он деньги даст, а «под Вишнепольского» — нет. «Нижегородскому отделению нужен фельдшер с дыхательным аппаратом, а не профессор политологии», — заключил бизнесмен.

«Я действительно не умею зарабатывать деньги, — признался в свою очередь Вишнепольский. — С другой стороны, я занят организацией всероссийского общества защиты налогоплательщиков». Впрочем, многолетний лидер отделения остается заместителем по идеологии и будет влиять на политическую линию партии в регионе. Эта линия, кстати, становится все более критичной по отношению к областной администрации. И.Склярову брошен упрек в возрождении административно-командной системы и игнорировании избирательных прав. Правда, проект соответствующего заявления был отправлен на доработку, спонсоры рекомендовали не валить все грехи на губернатора.

Перед участниками собрания выступил член политсовета партии Аркадий Мурашев. Он объяснил, почему партия, недобравшая в 95-м 1% до 5-процентного барьера, может победить на новых выборах в Госдуму. По его словам, ДВР рассчитывает на нишу партии власти, которую после отставки В.Черномырдина перестало занимать движение «Наш дом — Россия». Некоторые предлагают встать в демократическую оппозицию правительству, но эта ниша прочно занята Г.Явлинским. «Нам вряд ли удастся убедить Кириенко или Немцова вступить в ДВР, — считает Мурашев, — но создать большую правоцентристскую коалицию мы способны... Мы остаемся самой крупной из карликовых партий и имеем харизматических лидеров». Что касается НДР, то А.Мурашев прогнозирует распад движения на три крыла, ориентирующихся соответственно на В.Черномырдина, Ю.Лужкова и «Демократический выбор России».

«Я доволен тем, что нижегородская «мафия» в Москве пришла на смену днепропетровской и питерской, — сказал А.Мурашев, — мне нравятся ваши Борис Ефимович и Сергей Владиленович. Кстати, новое правительство под их руководством оказалось практически однопартийным. Столь однородным не был даже гайдаровский кабинет. Но правительству не везет, так как неожиданно упали цены на нефть».

По словам А.Мурашева, ДВР не просто тактически поддерживает правительство, но разделяет его видение «России капиталистической». Развивая рынок, надо не скатиться к олигархии. Партия не согласна с точкой зрения Б.Березовского, желающего, чтобы бизнес всюду назначал своих вассалов. И не согласна с точкой зрения Ю.Лужкова, сводящейся к тому, что легитимная власть назначает дружественных бизнесменов. «Наша линия, — заключил А.Мурашев, — посередине. Власть отдельно, бизнес отдельно» [[14]].

1.5.2.      «Прощай оружие»

Новое движение, созданное общественной организацией «Ветераны чеченского конфликта» совместно с областным комитетом солдатских матерей, будет называться «Прощай, оружие».

Его созданию была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в комитете солдатских матерей. По словам одного из членов комитета Галины Лебедевой, общественное движение призвано объединить ветеранов всех войн и локальных конфликтов, а также всех людей доброй воли ради предотвращения военных конфликтов в будущем.

По словам одного из членов организационного комитета движения «Прощай, оружие» Михаила Юдина, движение позволит направить энергию молодых ветеранов и жизненный опыт старшего поколения на противостояние корыстным целям политиков. Где говорят пушки, там молчит разум — подвели итог пресс-конференции организаторы акции [[15]].

1.6.       В городской Думе

В начале июля Нижегородская Дума приняла постановление «О повторных выборах главы местного самоуправления г.Н.Новгорода», которое подтверждает решение Законодательного Собрания, принятого ранее, о назначении даты выборов на 27 сентября.

В отличие от предыдущих, мартовских, выборов депутаты не стали принимать параллельное решение, а просто констатировали постановление своих коллег из ОЗС. Ведь пока областные законодатели не утвердили новый Устав Н.Новгорода, прерогатива назначения выборов мэра принадлежит депутатам ОЗС. И на сегодня сложилась довольно странная ситуация, когда выборы назначают одни, а финансируют их другие. Деньги для повторных выборов идут только из бюджета Н.Новгорода.

Прежде чем утвердить смету затрат на повторный выборы, депутаты Думы заслушали отчет директора департамента финансов Н.Палкиной о мартовских расходах. Оказалось, «выброшено на ветер» 2 млн.128 тыс. рублей. Причем избиркому удалось сэкономить 372 тыс. рублей. Сентябрьская выборная кампания подорожает по сравнению с мартовской на 693 тыс. рублей и составит 3,1 млн. рублей. Столь значительный скачок связан с тем, что в марте параллельно проходили выборы в ОЗС, и избирательные комиссии на паях финансировались городским и областным бюджетами. В этот раз вся нагрузка ложится только на плечи нижегородцев. Если учесть, что повторные выборы пройдут теперь по двухтуровой системе, то есть все основания полагать, что очередных 3 млн. рублей не хватит для определения мэра.

Две трети выделенной суммы (2,05 млн. рублей) пойдет на оплату труда и питание членам избирательных комиссий. Столь значительные расходы на эту статью вызвали протест у ряда депутатов, но в итоге Дума согласилась с предложенной сметой [[16]].

1.7.       Политическая социология региональной власти

Коллектив Нижегородского института социологии (НИСОЦ) участвовал в исследовании «Местная политика в российских регионах», которое проводил Центр социологических исследований МГУ в сотрудничестве с социологическими службами семидесяти двух субъектов Российской Федерации. Проект имел своей целью изучить, как представляют развитие своих регионов, что понимают под развитием и каким образом добиваются поставленных целей руководители субъектов Российской Федерации и крупнейших городов нашей страны.

Опрос проводился среди руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти различных уровней. Всего опрошено 698 представителей законодательной и исполнительной власти.

Больше половины представителей исполнительной ветви власти (61,5%) и около половины (46,7%) представителей законодательных структур уже имели ранее опыт руководящей работы, что подтверждает выводы многочисленных исследований о том, что новая политическая элита более чем наполовину сформирована из кадрового состава советской политической системы.

Практически все респонденты имеют высшее образование. Каждый десятый опрошенный руководитель в исполнительных структурах имеет ученую степень, среди законодателей этот показатель еще выше.

Подавляющее большинство опрошенных представителей исполнительной власти не разделяет взгляды какой-либо политической партии или движения. Среди представителей законодательной власти число тех, кто не поддерживает никакую из нынешних политических партий или движений, в полтора раза ниже. Наиболее популярными среди представителей как законодательной, так и исполнительной ветвей власти, которые поддерживают какую-либо партию или движение, явились движение «Наш дом -Россия», КПРФ, движение «Демократический выбор России» и партия «Яблоко» (таблица 1).


Таблица 1

Партийно-политические предпочтения представителей власти, %

 

Взгляды какой политической партии, какого движения вы разделяете?

Исполнительная власть

Законодательная власть

«Наш дом — Россия»

9,5

8,1

КПРФ

5,0

20,6

«Демократический выбор России»

3,2

4,4

«ЯБЛОКО»

2,7

5,6

Патриотические движения, «Держава», Народно-патриотический фронт, НПСР

0,8

2,5

Аграрная партия России

0,3

2,2

ЛДПР

0

1,9

Никакой

71,6

44,2

 

Менее 1% получили: Российская социально-демократическая народная партия, «Честь и Родина», «Вперед, Россия», Республиканская партия России, Конгресс русских общин, Социалистическая партия трудящихся, Самоуправление трудящихся, РКРП, Партия «зеленых» и Блок народовластия (Тулеев).

При ответе на вопрос о наиболее важных проблемах их республики (края, области) взгляды представителей двух ветвей власти практически совпали: 33,4% представителей как законодательных, так и исполнительных структур назвали важнейшей проблемой экономический спад в промышленности, а второй по значимости проблемой отметили отсутствие экономического роста в целом (18,6%). На третьем месте по значимости для респондентов, представляющих исполнительные структуры власти, стоят проблемы бюджета, а для законодательной власти — коммунального хозяйства.

Респондентам было предложено из 21 общественной задачи, начиная с экономических сфер и заканчивая сферами образования и молодежной политики, отметить те задачи, которые представители власти собираются решать в ближайшей перспективе (1-3 года), какие в течение длительного периода (до 10 лет), а какие из них вообще не актуальны для республики (края, области, города). В числе самых приоритетных задач, которые представители обеих ветвей власти собираются решать в ближайшие три года, респонденты назвали увеличение доходной части бюджета, повышение уровня собираемости налогов и на этой основе обеспечение социальной защиты населения. Следует также отметить, что большая часть названных в анкете задач (15 из 21), была расценена респондентами как требующая незамедлительного решения, то есть в течение ближайших трех лет. Основными задачами. которые ждут своего решения в перспективе до 10 лет, респонденты отметили обеспечение населения жильем и защиту окружающей среды.

В качестве самых неактуальных оказались проблемы межнациональных отношений и поддержка средств массовой информации. Соответственно 55 и 32% респондентов отметили, что эти проблемы вообще не актуальны в их условиях.

С точки зрения представителей как исполнительной, так и законодательной власти на выбор приоритетов при формировании местной политики сильнее всего влияет ставка федерального налога (таблица 2).

Таблица 2.

Условия, влияющие на выбор приоритетов при формировании местной политики (оценка по пятибалльной шкале).

Условия

Исполнительная власть

Законодательная власть

Ставка федерального налога

4,32

4,48

Банковский процент по кредитам

4,14

3,99

Поддержка существующей структуры экономики

4,02

4,00

Безработица

3,99

4,25

Инфляция

3,96

3,94

Реформа системы землепользования

3,61

3,41

Возрастная структура населения

3,35

3,38

Миграция населения

2,66

2,56

Изменение численности населения

2,65

2,45

Этническая структура населения

1,96

1,91

Представители исполнительной власти утверждают, что на формирование местной политики влияют в первую очередь руководители исполнительной власти субъектов федерации (4,58 балла), а с точки зрения представителей законодательной власти главным фактором местной политики выступает согласие между исполнительными и законодательными органами власти на соответствующих уровнях (4,58 балла). Также в ряду важных факторов формирования местной политики руководители исполнительных структур отметили согласие между органами исполнительной власти по вертикальной оси властных полномочий (4,54 балла) и согласие между двумя ветвями власти на соответствующих уровнях (4,46 балла). Представители законодательной власти, наряду с отмеченным выше главным фактором, также указали на сильное влияние руководителей исполнительной власти (4,47 балла) и на согласие между органами исполнительной власти по вертикали (4,43 балла).

Влияние представителя президента в регионе как фактор формирования местной политики было оценено респондентами обеих ветвей власти наименьшим количеством баллов. По мнению большинства опрошенных, на выбор приоритетов при формировании местной политики больше всего влияют: местные органы самоуправления, федеральные органы власти, местные деловые круги и средства массовой информации (см. диаграмму)

Респондентам был предоставлен перечень различных стратегий и инструментов, при помощи которых обычно достигаются цели развития региона, при этом предлагалось указать, какие из них используются, какие — нет. Все стратегии были объединены по группам: финансовые, экономические, кооперативные, кадровые.

Наиболее значимыми в достижении целей развития субъектов Российской Федерации представители как исполнительной, так и законодательной власти считают:

— среди финансовых мер: финансовое планирование; финансирование от вышестоящих инстанций; повышение уровня собираемости налогов; взаимозачеты;

— среди экономических мер: улучшение транспортной инфраструктуры, коммуникаций и связи;

— в кооперативных стратегиях: равноправное сотрудничество «субъект федерации — город»;

— в работе с кадрами особо выделяется профессиональная переподготовка кадров.

Для достижения целей развития субъекта федерации представители как исполнительной, так и законодательной власти используют следующие стратегии и инструменты : финансовое планирование, улучшение транспортной инфраструктуры и профессиональную переподготовку кадров. Помимо отмеченных выше стратегий, общих для представителей обеих ветвей власти, следует отметить, что в то время, как исполнительная власть называет их в первой группе используемых стратегий, у законодателей они стоят на втором месте. На первых местах у законодателей идут: использование местных налоговых льгот, умение добиться финансирования от вышестоящих инстанций, повышение уровня собираемости налогов и взаимозачеты (то есть приоритет отдан исключительно финансовым стратегиям и инструментам).

Среди наименее используемых стратегий оказались свободные экономические зоны, выпуск муниципальных облигаций, торговые соглашения с партнерами из стран бывшего СССР, а также повышение местных налоговых ставок и сборов.

Наиболее успешно для достижения целей развития республики, края, области, города респонденты используют такие финансовые инструменты, как взаимозачеты, повышение уровня собираемости налогов и местные налоговые льготы.

В целом исследование показало, что у опрошенных представителей как законодательной, так и исполнительной власти нет существенных разногласий по проблемам местной политики в регионах [[17]].

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.       Занятость населения области

В январе-июне 1998 года в областную службу занятости населения обратилось в поисках работы 58,1 тыс. человек, что составило 99,4% к уровню того же периода прошлого года.

По сравнению с прошлым годом на 7,7 тыс. человек меньше стало количество зарегистрированных безработных, теперь их 41,2 тыс. человек.

Безработные женщины, стоящие на учете в службе занятости, составляют 23,8 тыс. человек, это на 5 тысяч меньше, чем в соответствующий период прошлого года; мужчины — 17,4 тысяч человек; безработных, проживающих в городской местности, — 31,1 тыс. человек; в сельской местности их 10,1 тысяч человек. Безработных в возрасте 16-29 лет — 10,8 тыс. человек (26,2%).

В среднем безработные стоят на учете в службе занятости 5,5 месяцев. За отчетный период областная служба занятости трудоустроила около 45 тыс. человек, в том числе на условиях временной занятости и после завершения профобучения (для сравнения: 38,6 тыс. человек в прошлом году).

По квоте трудоустроились 6,1 тыс. человек из числа инвалидов и других слабозащищенных категорий населения. В общественных работах приняли участие 13,2 тыс. человек. Направлены на профобучение 6,1 тыс. человек, а показатель трудоустройства после завершения учебы составил 97,9%.

Итоги первого полугодия 1998 года свидетельствуют о том, что в целом по области сохраняется тенденция стабилизации рынка труда, а также дифференциация по уровню безработицы среди районов области. По-прежнему сложной остается ситуация в Кулебакском районе — 15,9%, на одну вакансию там претендуют 206,7 человека, в Краснобаковском районе — 9,9%, в Навашинском районе уровень безработицы составил 9,75% с напряженностью на одну вакансию 317,7 чел. В семи других неблагополучных с точки зрения занятости районах области уровень безработицы тоже превысил социально допустимое значение в 5%.

В среднем в Нижегородской области уровень регистрируемой безработицы на конец июня составил 2,2% [[18]].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Инвестиции

Объем иностранных инвестиций в Нижегородскую область имеет тенденцию к увеличению. По словам заместителя директора департамента внешнеэкономических связей и ресурсов областной администрации С.Зимина, за первое полугодие 1998 года в пришло в различной форме 42 млн. дол. иностранных инвестиций, тогда как в первом полугодии прошлого года — 32 млн. дол. Всего за прошлый год было привлечено 154,2 млн. дол. По мнению специалистов департамента ВЭС, есть основания предполагать, что в текущем году сумма будет более значительной. Крупнейшие проекты в Нижегородской области, по которым ведется реальная работа, связаны в основном с деятельностью частных компаний или с межправительственными программами. Это прежде всего крупнейший проект «ГАЗ-- «ФИАТ»(сумма инвестиций не менее 700 млн. дол.), программа реконструкции Борского стекольного завода его стратегическим инвестором бельгийской компанией Glaverbell (более 100 млн. дол), а также строительство в г.Кстове в рамках федеральной программы крупного фармзавода, для которого японский «Эксимбанк» выделит кредит на 127,5 млн. дол. под гарантии российского правительства.

Стараниями областной администрации в регионе реализуется, например, целый ряд российско-голландских проектов, в рамках которых от правительства Нидерландов безвозмездно получена техническая помощь более чем на 12 млн. дол. На такую же сумму реализуются проекты в области транспорта, энергетики и экологии по программе TASIS Европейского Союза.

Особое значение придается переговорам с японской компанией Marubeni о реализации проекта строительства в Нижегородской области современной парогазовой ТЭЦ на базе недостроенной Горьковской атомной станции теплоснабжения. Этот проект стоимостью 350 млн. дол. позволит коренным образом улучшить положение в энергетике области и станет самым крупным совместным проектом России и Японии. Запущен также проект алмазно-бриллиантового производства в г. Сарове при участии южнокорейской компании «Шиндонга Груп» и ряд других [[19]].

3.2.       Промышленно- экономические форумы

Уже 32 российских региона и республики подали заявки на участие в III Всероссийском промышленно-экономическом форуме, который пройдет на Нижегородской ярмарке с 10 по 13 сентября. Кстати, они смогут принять участие в трех конкурсах, которые пройдут в рамках форума.

«Российский шоколад», «Российское пиво» и «Российская водка». Наиболее активно проявили себя отечественные кондитерские фабрики, готовящиеся к «шоколадному» конкурсу. Большой имиджевый стенд готовит концерн «Бабаевский», в который входят 5 российских фабрик, в том числе сама Бабаевская, знаменитые «Рот фронт» и Сормовская. еще 5 кондитерских фабрик, в том числе столичный «Красный Октябрь» и питерская им. Крупской, подготовят отдельные стенды. В рамках форума пройдет традиционный конкурс с присвоением золотых, серебряных и бронзовых медалей Нижегородской ярмарки [[20]].

3.3.       Назначения

Председатель Совета директоров НК «Норси-Ойл» Дмитрий Савельев назначен президентом недавно созданной крупной компании «Транснефть». Свой уход наверх он прокомментировал следующим образом: «Нефтяной бизнес непростой, но его можно сделать честным и открытым. Он очень политизирован. Надо, чтобы исчезла целая вереница посредников». С депутатством в ОЗС Д.Савельев прощаться пока не думает. НК «Норси-Ойл» возглавил Вадим Воробьев (депутат городской Думы Нижнего Новгорода), в последнее время работавший заместителем председателя банка «Гарантия» [[21]].



Источники

[1] Кремлевская лужайка//Нижний Новгород.Региональное приложение к газете «Аргументы и факты». — №27. — июль.

[2] А.Дахин. Политические траектории июля// Нижегородские новости. — № 131. — 16 июля.

[3] Д.Демин. Отказ//Биржа. — №29. — 23 июля.

[4] А.Макарычев. Дилемма для «партии власти»//Биржа. — №30. — 30 июля.

[5] В.Окмянский. Каждому кандидату — по паре// Нижегородские новости. — №120. — 1 июля.

[6] В.Славин.Депутатов по осени считают//Нижегородские новости. — №121. — 2 июля.

[7] Д.Демин. Претенденты// Биржа. — №27. — 9 июля.

[8] А.Языков. Итог//Биржа. — №29. — 23 июля.

[9] Е.Маслова. О риске быть первым//Нижегородские новости. — №136. — 23 июля.

[10] В.Повшедный. В защиту человека//Нижегородские новости. — №124. — 7 июля.

[11] М.Воронина. В Городце — новый глава// Нижегородские новости. — №120. — 1 июля.

[12] А.Дахин. Политические траектории июля// Нижегородские новости. — №131. — 16 июля.

[13] К.Фокин. Юристов стало больше// Нижегородские новости. — №124. — 7 июля.

[14] О.Владимиров. ДВР сменил серого кардинала на «сырого»//Нижегоросдкие новости. — №121. — 2 июля.

[15] В.Лебедев. Да здравствует здравый смысл//Нижегородские новости. — №129. — 14 июля.

[16] К.Фокин. Выборы подорожали//Нижегородские новости. — №122. — 3 июля.

[17] Приоритеты, стратегии и инструменты//Биржа. — №26. — 2 июля.

[18] Л.Захарова. Выглядим неплохо. На фоне других//Нижегородские новости. — №130. — 15 июля.

[19] О.Успенская. Инвестиций стало больше// Нижегородские новости. — №127. — 10 июля.

[20] Регионы стремятся участвовать в Нижегородском форуме// Метро. — №26. — 8 июля.

[21] Д.Демин. Назначения//Биржа. — №27. — 9 июля.