Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Омская область

А.Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1998 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Местное самоуправление

Становление современной структуры местного самоуправления в Омской области началось в 1995 г. после того, как на федеральном уровне был принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления». На региональном уровне местное самоуправление предусмотрено Уставом Омской области, а также Уставами всех 33 муниципальных образований, находящихся на ее территории. Формы и полномочия органов местного самоуправления конкретизированы в Законе Омской области «О местном самоуправлении в Омской области», кроме того, два года назад в первом чтении был принят областной Закон об основах муниципальной службы.

В настоящее время структура местного самоуправления включает в себя областной центр, 32 сельских района и 365 сельских администраций. Избраны главы городского (декабрь 1995 г.) и районных (1996 г.) органов самоуправления, представительные органы (в г. Омске выборы депутатов нынешнего созыва состоялись 22 марта 1998 г.). В 1159 населенных пунктах работают старосты. На протяжении нескольких лет в г. Омске функционируют комитеты территориального общественного самоуправления (КТОСы), активно поддерживаемые мэрией, с конца 1997 г. параллельно с ними стали создаваться семейно-территориальные комитеты (СТК), организуемые при участии комитета областной администрации по делам семьи, детства и демографической политике. Кроме того, в ряде населенных пунктов действуют квартальные и дворовые комитеты и некоторые другие формы общественного самоуправления.

Уставами г. Омска и районов области предусмотрены должности глав соответственно городского и районного самоуправления – выборных должностных лиц, возглавляющих деятельность по осуществлению местного самоуправления на указанных территориях. Согласно Уставам, избранные главы наделяются правом входить в состав представительных органов, созывать их на заседания, председательствовать на них, подписывать правовые акты, принимаемые представительными органами местного самоуправления. Глава местного самоуправления подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления в соответствии с областным законом выполняют две основные функции:

а) правотворческую, связанную с разработкой, принятием и изменением решений по вопросам местного значения;

б) контрольную – за соблюдением законов и иных нормативных актов на соответствующей территории, а также за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Представительным органам принадлежит приоритетная роль в нормативном регулировании общественных отношений. К предметам их исключительного ведения относятся: утверждение местного бюджета, отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; утверждение программ развития подведомственных территорий; принятие уставов муниципальных образований; осуществление контроля за деятельностью главы местной администрации.

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются по представлению соответствующего главы местной администрации и по согласованию с ним.

Решая вопрос о статусе исполнительных органов местного самоуправления и их формировании, омский законодатель ранее закреплял следующие организационные нормы:

а) глава местной администрации руководит органами и должностными лицами своей администрации на основе единоначалия;

б) глава местной администрации как управляющий ее органами назначается на должность представительным органом;

в) структурные подразделения администрации могут возглавлять депутаты, а сама местная администрация действует как коллегиальный орган.

Впоследствии были внесены изменения и дополнения в областной Закон, по которым конкретная схема организации структуры исполнительных органов местного самоуправления устанавливается в уставе муниципального образования.

Закон предусматривает три вида занятия должности главы местной администрации:

а) глава местной администрации избирается населением непосредственно;

б) глава местной администрации избирается представительным органом;

в) глава местной администрации занимает эту должность в силу избрания его председателем соответствующего представительного органа.

Позиция исполнительных органов местного самоуправления дополнительно усилена в Законе за счет закрепления полномочий местных администраций по управлению различными сферами общественной жизни, в том числе: по планированию бюджета; по управлению муниципальной собственностью; по использованию природных ресурсов и охране природы; по местным проблемам строительства, транспорта и коммуникаций; по вопросам социальной защиты населения; по обеспечению законности и правопорядка.

Местное самоуправление в поселениях имеет два основных варианта организации:

1. В более чем полутора тысячах городских и сельских поселениях, без учета райцентров, оно осуществляется непосредственно населением через собрания (сходы) или конференции жителей. Местное самоуправление осуществляет староста, избираемый собранием (сходом) жителей, достигших 18-летнего возраста открытым или тайным голосованием. В 32 районных центрах области местное самоуправление специально не организовано, и решением вопросов местного значения в них занимаются заместители глав районного самоуправления.

2. В г. Омске представительные функции осуществляет городской Совет, а исполнительные – городская администрация. Возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления (мэр), который одновременно является главой городской администрации. Он подконтролен Горсовету и подотчетен главе областной администрации (губернатору) по вопросам его компетенции. В пяти округах г. Омска управление осуществляется окружными администрациями, которые входят в единую систему городской администрации как ее структурные подразделения. На таких же условиях в эту систему входят местные администрации присоединенных к Омску пригородных поселков Береговой, Входная и Крутая Горка. Окружными и поселковыми администрациями руководит соответствующий глава, назначаемый на должность мэром г. Омска. Вся система городской администрации функционирует на принципах единоначалия. Решения должностных лиц, возглавляющих структурные подразделения городской администрации, могут быть отменены мэром г. Омска по мотивам нецелесообразности.

Местное самоуправление в границах территорий, включающих в себя несколько поселений организовано следующим образом:

1. В районах области оно осуществляется районными Советами и главами районного самоуправления. Райсовет из 7-15 депутатов избирается населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. В районах деятельность по осуществлению местного самоуправления возглавляют избираемые населением главы районного самоуправления.

2. На уровне объединения нескольких сельских поселений, являющихся составной частью одного района, местными вопросами ведают Сельсоветы и главы сельских администраций, назначаемые (кроме нескольких исключений) главой районного самоуправления.

Что касается взаимоотношения органов местного самоуправления, то здесь предусматривается подотчетность местной администрации представительному органу в рамках его компетенции. Глава местной администрации ежегодно предоставляет отчет представительному органу о деятельности местной администрации по выполнению решений, принятых этим органом. Представительный орган вправе выразить обоснованное недоверие должностным лицам, которые были назначены по согласованию с ним, что является основанием для освобождения этих лиц от занимаемой должности главой местного самоуправления. В свою очередь глава местного самоуправления имеет право опротестовать решение соответствующего исполнительного органа.

Все 33 муниципальных образования Омской области избрали для себя единую организационную модель: «сильный представительный орган – сильный глава муниципального образования». В 27 районах области представительные органы именуются «Районные Советы», в остальных – «Собрание представителей», «Совет депутатов», «Совет представителей территории», «Совет народных представителей», «Городской Совет». В Большеуковском, Муромцевском и Нововаршавском районах, а также в г. Омске избраны председатели Советов, в остальных 29 районах области должности председателей замещают главы районного самоуправления. В Горьковском, Павлоградском и Тарском районах избрание председателя представительного органа не предусмотрено местными Уставами.

Управленческая вертикаль в организационном отношении обеспечивается наличием Совета глав муниципальных образований при губернаторе. В этот орган, выполняющий координирующие функции, входят только главы сельских районов, а г. Омск пока остается вне данной структуры. В финансово-экономическом отношении управленческая вертикаль обеспечивается формированием централизованного областного бюджета.

На практике нередки случаи нарушения органами местного самоуправления федерального и областного законодательства. В 1995 г. прокуратурой было выявлено 1575 нарушений закона органами местного самоуправления, в 1996 г. – 1790, в 1997 г. – 1960. В 1998 г. в органы прокуратуры поступило 117 обращений граждан по вопросам несоблюдения законодательства должностными лицами органов местного самоуправления. К числу наиболее вопиющих случаев нарушений законности стало распоряжение главы администрации Нововаршавского района С.Саблина об увольнении заместителя председателя Нововаршавского Райсовета О.Карлагина, последовавшее после того, как сельские депутаты признали работу местной администрации по исполнению бюджета неудовлетворительной и вознамерились сократить расходы на содержание аппарата управления (конец апреля 1998 г.). Решением Нововаршавского районного суда О.Карлагин восстановлен в прежней должности, районная администрация должна ему выплатить компенсацию морального ущерба в размере 4000 рублей. Однако с О.Карлагина пока не сняты прогулы, которые перед увольнением «навесил» на него районный глава, поэтому заместитель председателя Райсовета намерен подать новый судебный иск [[1]].

Состояние и перспективы развития системы местного самоуправления в регионе рассматривались 17 июля 1998 г. на заседании Общественно-экспертного совета при губернаторе Омской области. Было отмечено, что в области отсутствует достаточная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов самоуправления, нет эффективного механизма наделения этих органов отдельными государственными полномочиями и контроля за их реализацией со стороны органов государственной власти. Общественно-экспертный совет предложил главе областной администрации Л.Полежаеву разработать и предоставить на рассмотрение Законодательного собрания Омской области проект областной государственной программы «Становление и развитие местного самоуправления в Омской области», в рамках которой предусмотреть подготовку региональных законопроектов о разграничении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, о статусе выборного должностного лица местного самоуправления, о согласительных процедурах, об ответственности органов местного самоуправления за нарушения федерального и областного законодательства, об административно-территориальном устройстве Омской области, об Уставном суде Омской области, о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Эксперты предложили , кроме того, развивать договорные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также рассмотреть вопрос о введении в структуру областной администрации должности заместителя губернатора по работе с муниципальными образованиями [[2]].

Стоит отметить, что в последнее время вновь обострилась полемика вокруг создания в г. Омске под эгидой обладминистрации семейно-территориальных комитетов, по сути дублирующих комитеты территориального общественного самоуправления, курируемые мэрией. Областные и городские власти обвиняют друг друга в том, что соответствующие структуры противоположной стороны организованы для манипулирования избирателями в ходе местных выборов и прямые свои обязанности выполняют неэффективно. В июле с подачи депутата А.Алехина вопрос о создании СТК специально рассматривался на заседании Законодательного собрания. Недоумение депутатов вызвало то, что работа СТК финансировалась из областного бюджета, хотя подобные расходы в нем не были запланированы, причем зарплата работников СТК варьировала в пределах 500-2500 рублей, хотя социальные работники, непосредственно работающие с многодетными семьями, инвалидами и стариками получают лишь 180-200 рублей. По мнению ряда депутатов, непонятно, почему в Омске, где уже действует система КТОСов, создано около 800 СТК, в то время как на селе, где социальных проблем едва ли не больше – ни одного. На защиту СТК встал лично губернатор Л.Полежаев, который охарактеризовал эти комитеты как гарант выживания русских как нации и сохранения его традиционных общественных ценностей. Тем не менее по итогам дискуссии Законодательное решение поручило Контрольно-счетной палате Омской области провести проверку правомерности бюджетного финансирования СТК [[3]].

1.2.       Кадровые и структурные изменения

1 июля 1998 г. в Москве на 52-м году жизни скончался вице-губернатор Омской области М.Руденок, с 1994 г. курировавший на этом посту вопросы социальной политики, здравоохранения, науки, образования и спорта. Причиной смерти стала непродолжительная болезнь. В целях увековечивая памяти М.Руденка постановлением главы обладминистрации его имя присвоено Розовскому детскому дому Русско-Полянского района[[4]].

Постановлением губернатора «в связи с подачей заявления о добровольной отставке» освобождена от занимаемой должности председатель комитета по культуре и искусству областной администрации Н.Генова. Обладающая богатым партийно-номенклатурным прошлым и одиозной репутацией, Н.Генова относилась к числу «старожилов» нынешней обладминистрации. За более чем шестилетнее руководство омской интеллигенцией она сумела настроить против себя многие творческие коллективы и мастеров искусств региона, которые неоднократно проводили акции протеста с требованием ее отставки. Некоторые наблюдатели обращают внимание на то обстоятельство, что уход Н.Геновой совпал с проверкой ее ведомства контрольно-ревизорской службой. Одновременно с этой отставкой губернатор преобразовал областной комитет по культуре и искусству в Главное управление культуры и искусства администрации Омской области. Главой новой структуры назначен В.Шалак, до этого возглавлявший департамент культуры мэрии г. Омска. В первом интервью в новой должности В.Шалак не исключил возможности восстановления вертикали в управлении культурой путем создания городского отдела в областном ведомстве. За последние несколько месяцев это уже второй крупный чиновник, перешедший из городской команды в областную. Стоит подчеркнуть, что эти перемещения происходят в преддверие губернаторских выборов, на которых, как ожидается, основная борьба развернется между нынешним главой администрации Л.Полежаевым и омским мэром В.Рощупкиным [[5]].

Принято постановление губернатора «О преобразовании комитета по образованию Администрации области в Главное управление образования администрации области». Начальником новой структуры назначен А.Ткаликов, ранее работавший председателем комитета по образованию администрации Калачинского района Омской области [[6]].

На заседании Законодательного собрания депутаты отказались даже в первом чтении принять законопроект, предусматривающий создание Совета Безопасности Омской области [[7]].

1.3.       Поддержка предприятий ВПК

По официальным данным, на 22 оборонных предприятиях, расположенных в Омской области, загрузка снизилась в 15 раз. На 1 июня 1998 г. кредиторская задолженность предприятий ВПК региона составила 2,6 млрд. руб., дебиторская – в 3,5 раза ниже. Абсолютное большинство из них не имеет государственного оборонного заказа.

6 июля 1998 г. губернатор Л.Полежаев подписал постановление № 257-п «О поддержке предприятий ВПК на территории области». В соответствие с этим документом, предприятиям ВПК предоставлена отсрочка до 31 декабря текущего года выплаты недоимок, пеней и штрафов в объему сумм задолженностей, зачисляемых в областной бюджет, образовавшихся по состоянию на 1 июля 1998 г.

Одновременно Л.Полежаев направил послание премьер-министру РФ С.Кириенко, содержащее предложения по оздоровлению ситуации в сфере оборонного производства. В частности, губернатор предложил провести амнистию штрафов и пени, образовавшихся в 1994-1997 гг. в результате неплатежей по оборонному заказу; создать при Государственной комиссии по структурной перестройке оборонно-промышленного комплекса рабочую группу по региональным проблемам с участием представителей субъектов Российской Федерации; предусмотреть передачу предприятий ВПК из федеральной собственности в собственность региона; направить в регион специальную группу руководителей федеральных органов власти для рассмотрения вопросов на месте [[8]].

1.4.       Соглашение о сотрудничестве

17-18 июля 1998 г. делегация Омской области во главе с губернатором Л.Полежаевым посетила Республику Хакасию. Итогом визита стало подписание соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между двумя регионами и дополняющих этот документ шести протоколов, конкретизирующих партнерство в энергетике, производственной сфере, образовании, здравоохранении, культуре, спорте и туризме. Среди достигнутых договоренностей особо выделяются планы наращивания поставок в Омскую область хакасского угля и дешевой электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС, а также обеспечения омских предприятий продукции Саянского алюминиевого завода.

В конце месяца состоялся ответный визит первого заместителя председателя правительства Хакасии О.Шейко в Омск. Был заключен договор об информационном сотрудничестве, обсуждалась возможность заключения межбюджетного соглашения. Хакасская сторона выразила намерения формировать свой региональный фонд зерна полностью в Омской области [[9]].

1.5.       Транспортный кризис

Начало июля 1998 г. в г. Омске было отмечено беспрецедентными для региона сбоями в работе городского пассажирского транспорта. Из-за отсутствия топлива вместо обычных 1023 автобусов на городские маршруты выходило лишь около 400, причем ПАТП №7 в отдельные дни было вынуждено полностью остановить движение автобусов, а некоторые маршруты, в основном так называемые садовые, пришлось временно закрыть. Электротранспорту удавалось компенсировать нехватку автобусов лишь в весьма малой степени. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что все это время в Омске стояла небывало жаркая погода, и было отмечено немало случаев, когда людям на остановках и в переполненных салонах становилось плохо. В связи с создавшимся положением мэрия выступила с заявлением, в котором в резких тонах возложила ответственность за транспортный кризис на областные власти, которые в нарушение регионального Закона «Об областном бюджете на 1998 год» не компенсируют городу затрат, связанных с предоставлением льгот по проезду на муниципальном общественном транспорте. СМИ, ориентирующиеся на областные власти, отреагировали ответным залпом публикаций, в которых городское руководство обвинялось в некомпетентности и перекладывании своих функций на губернатора.

В разгар кризиса работники пассажирских автотранспортных предприятий провели пикетирование Законодательного собрания, требуя скорейшего разрешения своих финансовых проблем. В этих условиях областные депутаты, собравшись на свое очередное заседание, перенесли в повестке дня вопрос о ситуации на транспорте на первое место. Дебаты открылись выступлениями депутата Горсовета М.Пенкина и представителя транспортников Н.Пискунова. Суть их выступлений свелась к тому, что областная администрация компенсирует льготную перевозку пассажиров лишь на 27% суммы, закрепленной в областном бюджете, а потому невозможно закупать в нужном количестве топливо и запчасти. Был оглашен подготовленный Горсоветом проект постановления с требованием снятия с постов ответственных должностных лиц. В ответном слове первый вице-губернатор А.Голушко переадресовал претензии в Москву, которая не перечисляет положенные средства в регионе, а также выразил мнение, что данные городского руководства о количестве лиц, имеющих право бесплатного проезда значительно завышено. В конце своего выступления А.Голушко заявил, что губернатор Л.Полежаев распорядился до конца года выделять из областного бюджета средства на оплату ГСМ для городского транспорта.

В ходже обсуждения транспортного кризиса депутатами ЗС, а затем и в местных СМИ вновь всплыла тема взаимоотношений между городом и компанией «Сибнефть». Руководство мэрии обвинило компанию в том, что она приступила к предоставлению горючего исключительно за «живые» деньги, руководство же «Сибнефти» возлагает ответственность за отмену системы взаимозачетов и нежелание искать компромисс на мэрию. На фоне этой политики закономерным выглядело предложение фракции КПРФ в Законодательном собрании обратиться к федеральным властям с предложением о национализации Омского нефтеперерабатывающего завода. Хотя при обмене мнениями по данному поводу многие депутаты высказывали сомнения в возможности и целесообразности, при голосовании для принятия постановления о денационализации ОНПЗ не хватило всего одного голоса [[10]].

1.6.       Избирательная кампания

Дан старт избирательной кампании по довыборам в омский Городской Совет. Пока в этом органе представительной власти остаются две вакансии, поскольку победившие 22 марта 1998 г. на 12 и 16 городских округах республиканец А.Авдейчиков и коммунист М.Машкарин одновременно одержали победу на выборах в Законодательное собрание и отдали предпочтение областному мандату.

Довыборы назначены на 13 сентября. С 14 июля началось выдвижение кандидатов в депутаты, сбор подписей в их поддержку продлится в течение месяца.

15 июля на заседании Горсовета принято решение о формировании участковых комиссий, в общей сложности в них будет работать примерно 500 человек. Затраты на организацию довыборов утверждены в размере 711 000 рублей.

 

По данным на 27 июля, свои кандидатуры выдвинули:

 

Центральный избирательный участок № 12

1. С.Киселев – председатель профкома скорой медицинской помощи, выдвиженец избирательного объединения «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

2. Л.А.Неклюдова – врач-рентгенолог;

3. И.Проскурин – главврач городской больницы № 5;

4. Ю.Конобрицкий – пенсионер, представитель РОС.

 

Ленинский избирательный округ № 16

1. Председатель Федерации омских профсоюзов, выдвиженец избирательного объединения «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

2. А.Степанов – правозащитник, ставший недавно президентом группки с торжественным названием «Союз борьбы за социальную справедливость в области прав и свобод человека»;

3. А.Левченко – предприниматель, первый секретарь комитета партии любителей пива

4. Л.Есаулов – бывший учитель, временно не работает, выдвиженец Российского общенародного союза;

5. С.Уманская – врач областной офтальмологической больницы

Имена еще четырех претендентов, собирающих подписи на 16-м избирательном округе, пока не обнародованы [[11]].

2.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

2.1.       «ЯБЛОКО»

Состоялась отчетно-выборная конференция регионального отделения блока «Яблоко». Из 39 зарегистрированных членов местной организации на форум явились 35. Большинство выступлений было выдержано в безрадостном духе: организация «яблочников» до сих пор малозаметна в общественно-политической жизни региона, участие в местных выборах оказалось слабым и безрезультатным, перспективы остаются туманными. Несмотря на эмоциональную критику, председатель организации А.Бабенко сохранил свой пост. В то же время из семи членов совета организации прошлого состава полномочия удалось продлить только двоих [[12]].

2.2.       ЛДПР

В ночь с 20 на 21 июля через территорию Омской области проследовал вождь российских либерал-демократов В.Жириновский, совершающий агитпоездку по маршруту Москва-Иркутск-Москва на специально арендованном поезде. В час ночи по местному времени поезд сделал 15-минутную остановку на станции Называевская, где В.Жириновский выступил перед своими единомышленниками, в том числе и теми партийцами, кто специально прибыли на встречу из областного центра. В самом Омске поезд появился почти в 3 часа ночи, и случайно оказавшиеся на перроне пассажиры и работники вокзала довольствовались лишь записями песен в исполнении самого Владимира Вольфовича, транслировавшимися из вагона [[13]].

3.    АКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

8 июля в Омске прошли демонстрация и митинг протеста в рамках Всероссийской акции работников ВПК. В них приняли участие около 5000 человек, причем не только представители «оборонки», но и врачи, учителя, студенты, нефтехимики и др. Собравшиеся выдвигали в основном политические требования, в первую очередь отставки президента Б.Ельцина и радикальной смены курса реформ. Во многих выступлениях отмечалось, что единственным способом повлиять на катастрофическую социально-экономическую ситуацию в стране остается гражданское неповиновение. Среди выступавших были депутаты Госдумы А.Кравец, О.Смолин и С.Бабурин. Организаторами митинга стали профсоюзы, а также региональные отделения КПРФ, «Трудовой России», РОСа и движения генерала Рохлина.

Сразу по окончании митинга по инициативе местной организации «Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» в сквере под окнами зданий областного Законодательного собрания и УФСБ вблизи оживленной магистрали был разбит палаточный городок, в котором разместилось несколько десятков участников бессрочного круглосуточного пикета. Городок украсили многочисленные красные флаги и плакаты с резкими выпадами в адрес президента, правительства и областной администрации. Первоначально в пикете «дежурили» работники крупнейших оборонных предприятий, спустя несколько дней к ним присоединились представитель других отраслей, главным образом работники бюджетной сферы. Быт участников акции налажен практически безупречно: организовано горячее питание, в одной из палаток установлен переносной телевизор, налажена уборка территории, пикетчикам предоставлена возможность бесплатно пользоваться расположенным неподалеку платным туалетом и т.п. Местные власти и правоохранительные органы оказывают участникам пикета содействие. Губернатор Л.Полежаев имел встречу с руководителями городка, выразил поддержку требованиям протестующих, возложив при этом ответственность за кризис экономики на Москву и директоров предприятий, и даже предложил выделить пикетчикам для отдыха помещение в здании Законодательного собрания.

Отмечен только один инцидент: из-за пищевого отравления пятеро обитателей городка были госпитализированы, причем в тот же день санитарная служба немедленно закрыла буфет, где «протестанты» приобрели некачественную пищу. Известность палаточного городка уже вышла за пределы омской области: пикетчикам по сотовому телефону лично товарищ Зюганов, который назвал их начинание «очень хорошим примером»; поддерживается связь с пикетчиками из других регионов. График участия в пикете пока расписан до сентября, дальнейшие планы будут строится с учетом изменения обстоятельств [[14]].



Источники

[1] Депутатов уже увольняют // «Ореол». – 1998. – № 20. – С. 3; О.Сергеев. Зампреда вернули, но прогулы не сняли // «Ореол». – 1998. – № 27. – С. 2

[2] Сегодня решится судьба местного самоуправления // «Омский вестник». – 1998. – 16 июля. – С. 2; Б.Куркин. Местное самоуправление деградирует? // «Омский вестник». – 1998. – 21 июля. – С. 1; У губернатора будет свой мэр-заместитель // «Ореол». – 1998. – № 29. – С. 3; Приблизить власть к народу // «Омская правда». – 1998. – 17 июля. – С. 1; Я.Лесовский. Городу и области нужны «правила движения» по коридорам власти // «Омская правда». – 1998. – 28 июля. – С. 1 и 2; И.Алексеев. Нельзя превращать местное самоуправление в закрытое акционерное общество с ограниченной ответственностью // «Омская правда». – 1998. – 10 июля. – С. 1-2

[3] Д.Николаев. За ответ депутаты поставили «неуд» // «Вечерний Омск». – 1998. – 16 июля. – С. 2

[4] Руденок Михаил Александрович // «Омский вестник». – 1998. – 2 июля. – С. 3; Заместитель губернатора умер в столице // «Вечерний Омск». – 1998. – 2 июля. – С. 1; Памяти Учителя // «Класс». – 1998. – № 15. – С. 2; Официально // «Омская правда». – 1998. – 17 июля. – С. 1

[5] В администрации области // «Омский вестник». – 1998. – С. 1; С.Васильева. В.В.Шалак: «Иду на новую должность с самыми добрыми намерениями» // «Омский вестник». – 1998. – 28 июля. – С. 1; Шалак пошел вверх // «Зеркало-плюс». – 1998. – № 17; О.Сергеев. У областной культуры новый начальник // «Ореол». – 1998. – № 29. – С. 2; «Старушку» послали на отдых // «Время». – 1998. – № 30. – С. 9; Политические хроники // «Авторынок». – 1998. – № 105. – С. 13; Катаклизм в омской культуре // «МК» в Омске». – 1998. – № 28. – С. 10; С.Федорова. Владимир Шалак: «Профессии учился не по книгам» // «Омская правда». – 1998. – 29 июля. – С. 2

[6] В администрации области // «Омский вестник». – 1998. – С. 1

[7] Б.Чеширский. Под знаком конструктивной работы // «Омский вестник». – 1998. – 14 июля. – С. 1; Политика. Сообщение // «Ореол». – 1998. – № 29. – С. 5

[8] ВПК Омска требуется помощь // «Омский вестник». – 1998. – 8 июля. – С. 1; Губернатор предложил премьеру передать управление оборонкой в регионы // «Омский вестник». – 1998. – 14 июля. – С. 2; П.Шагиахметов. Оборонщики отдадутся губернатору // «Ореол». – 1998. – № 28. – С. 2

[9] Сибирские регионы развивают сотрудничество // «Омский вестник». – 1998. – 28 июля. – С. 1; Хакассия нанесла ответный визит // «Омский вестник». – 1998. – 30 июля. – С. 2; Т.Катугина. Омская область – Республика Хакассия: старт по новым правилам // «Омская правда». – 1998. – 21 июля. – С 1; Т.Катугина. Омская область – Хакасия: открытие заново // «Омская правда». – 1998. – 22 июля. – С 1-2

[10] С.Норко. Школьники, кроме вчерашних выпускников, могут ездить бесплатно. Было бы на чем // «Вечерний Омск». – 1998. – 4 июля. – С. 1; Транспорт: бензобаки сухие // «Вечерний Омск». – 1998. – 7 июля. – С. 1; Заявление администрации г. Омска // «Вечерний Омск». – 1998. – 8 июля. – С. 2; Поехали! // «Вечерний Омск». – 1998. – 9 июля. – С. 1; М.Лебедев. Коммунисты остались без НПЗ... // «Вечерний Омск». – 1998. – 11 июля. – С. 2; С.Норко. Виктор Толпекин: «Мы приносим пассажирам свои извинения...» // «Вечерний Омск». – 1998. – 14 июля. – С. 2; «Сибнефть» снижает цены... // «Омский вестник». – 1998. – 8 июля. – С. 1; В.Юрьев. Мучениям пассажиров приходит конец // Там же; Е.Кривощекова. Коммунисты учатся брать верх в Законодательном собрании // «Коммерческие вести». – 1998. – № 28. – С. 3; Омские автобусы остались без бензина // «Зеркало-плюс». – 1998. – № 14. – С. 1; В.Сергеев. «Сибнефть» от обороны перешла к атаке // «Зеркало-плюс». – 1998. – № 17. – С. 2; Транспортный бардак устроили специально // «Ореол». – 1998. – № 27. – С. 2; О.Ложникова. Бензобаки городских автобусов полны // «Омская правда». – 1998. – 10 июля. – С. 1-2; А.Грасс. Автобусная война в Омске // «Избиратель». – 1998. – № 2. – С. 1

[11] О.Владимирова. Довыборы в ЗС: знакомые все лица // «Омская правда». – 1998. – 4 августа. – С. 1; Довыборы на до...? // «Время». – 1998. – № 29. – С. 9; Почем депутатское кресло // Там же; Рекомендован в депутаты // «Время». – 1998. – № 30. – С. 2; Кого выдвинули коммунисты? // «Красный путь». – 1998. – № 28. – С. 1; Довыборы в Горсовет обойдутся омичам в 711 тысяч рублей // «Зеркало-плюс». – 1998. – № 14. – С. 3

[12] «Яблоко» нового урожая // «Вечерний Омск». – 1998. – 22 июля. – С. 2

[13] Жириновскому Омск только снится // «Омская правда». – 1998. – 24 июля. – С. 1

[14] Т.Березовская, А.Бахтеев. «Оборонка» пошла на штурм // «Вечерний Омск». – 1998. – 9 июля. – С. 1; Т.Березовская, А.Озеров. В палаточном городке к «оборонщикам» присоединились учителя // «Вечерний Омск». – 1998. – 11 июля; Жаркий митинг в жаркий день // «Новое обозрение – версия». – 1998. – № 3. – С. 3; В палатку перед ЗС позвонил Зюганов // «Новое обозрение – версия». – 1998. – № 4. – С. 3; У пикетчиков ЗС прихватило желудок // Там же. – С. 4; В пикете губернатора не поняли // «Зеркало-плюс». – 1998. – № 15. – С. 1-2; С.Богдановский. Депутаты Госдумы вновь сливаются с народом // «Ореол». – 1998. – № 28. – С. 10; Пикет – это не только протест // «Красный путь». – 1998. – № 29. – С. 3; Т.Катугина. Королевство кривых зеркал // «Омская правда». – 1998. – 10 июля. – С. 1-2; В.Цеханович, С.Гацко. В пикете – палаточный городок // «Красный путь». – 1998. – № 27. – С. 1; Участникам омского пикета позвонил Геннадий Зюганов // «Красный путь». – 1998. – № 28. – С. 1; В.Цеханович, С.Гацко. Палаточный городок: натиск на власть усиливается // Там же. – С. 3; Г.Росмина, С.Гацко. Выстоим и победим // «Красный путь». – 1998. – № 30. – С. 1; С.Седов. «Непримиримым» на рельсах мягче // «Намедни». – 1998. – № 11. – С. 3; Накал Солнца был сильнее // «Избиратель». – 1998. – № 2. – С. 1; С.Первых. Городок в гостях у губернатора // «Избиратель». – 1998. – № 3. – С. 2