Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир Слатинов

Орловская область

в июле 1998 года

Несмотря на традиционный сезон отпусков, начавшийся с приходом лета, июль этого года выдался чрезвычайно насыщенным в социально-экономической и политической жизни области.

1.    Исполнительная власть

1.1.       Регистрация имущества

Постановлением губернатора намечены меры по созданию в области системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В частности, на территории области решено создать учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — Орловский центр регистрации недвижимости. Утверждены положение о данном учреждении и об установлении размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах в Орловской области.

Основными задачами Центра являются: государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных, подлежащих регистрации прав на него, в том числе граждан РФ, иностранных граждан, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, субъектов РФ и муниципальных образований, создание и ведение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения. В целях организации возложенных на него задач Центр осуществляет прием документов, необходимых для государственной регистрации, правовую экспертизу документов, представленных к государственной регистрации прав в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверку законности сделок, выявление оснований для отказа или приостановления в государственной регистрации.

1.2.       Развитие строительного комплекса

Постановлением губернатора утверждена концепция развития строительного комплекса Орловской области на 1998-2001 годы. Концепция предусматривает развитие жилищного строительства, поиск новых форм финансирования и реализацию мер по снижению стоимости строительства, современное архитектурно-проектное обеспечение различных видов строительства, совершенствование структуры производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций для жилищного строительства, совершенствование организационной структуры управления строительным комплексом.

2.    Экономика

2.1.       Энергетика

«Орловская правда» 3 июля обнародовала интересную информацию о взаимоотношениях сельхозпроизводителей с энергетиками. Согласно опубликованным данным, положение с оплатой за потребление электричества у сельских товаропроизводителей безрадостное. Из месяца в месяц растет их общая задолженность: на 1 июня с.г. она составила 116 725 тыс. рублей. Вследствие этого ухудшается техническое состояние энергосетей. Средств едва хватает на поддерживающий ремонт, объемы капитального строительства сократились катастрофически. Темпы старения энергосетей опережают их восстановление. Несвоевременность платежей за потребленную энергию и постоянный ее отпуск в кредит увеличивают задолженность Орловской энергосистемы своим поставщикам и подрядным организациям.

2.2.       Налоги

В июне-июле налоговая инспекция провела проверку предприятий, реализующих алкогольную продукцию. Проверка проводилась в связи с предпринимаемыми мерами по пополнению областного бюджета. Цель мероприятия, как было заявлено, выявление немаркированных винно-водочных изделий, соблюдение торгующими фирмами минимальных цен на них, исполнение налогового законодательства. В ходе проверок выявлено, что почти 500 литров реализуемого с нарушениями правил розничной торговли спиртного на сумму 21 тыс. рублей, снято с реализации более 400 литров на сумму 19 тыс. руб. К допустившим нарушения 15 должностным лицам применены административные штрафы на сумму 14 тыс. руб. По материалам проверок в отношении 10 предприятий-нарушителей органам лицензирования направлены соответствующие представления. В поле зрения проверки были и производители алкогольной продукции. В одном из крупнейшем из них АОЗТ «Волковское» были установлены факты сокрытия выручки, бартерных сделок, реализации готовой продукции по ценам ниже рыночных. В результате доначислено налогов 124,2 тыс. рублей, пени и штрафов – 497,2 тыс. рублей.

«Закручивание гаек» в налоговой сфере сопровождается, тем не менее, сохранением благоприятного режима для многих предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, торговли. Так, специальным постановлением губернатора продлен срок действия льготного режима по оформлению лицензий для торговых предприятий. В целом ситуация со сбором налогов заметно улучшилась: местная налоговая служба сообщила, что за январь-июнь план по сбору налогов выполнен на 94%, объем проводимых зачетов сократился более чем на 30%, и основная часть платежей поступает «живыми» деньгами.

2.3.       ЖКХ

Специальным постановлением обладминистрации, исходя из необходимости своевременной подготовки жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства к зиме, создан областной штаб во главе с первым замом губернатора Сошниковым. Постановлением, в частности определено, что одним из главных направлений подготовки к зиме является газификация населенных пунктов и перевод котельных на газовое топливо. Для реализации последней задачи предусмотрено целевое выделение бюджетных средств – 30 млн. рублей. Областному управлению финансов поручено обеспечить приоритетное финансирование ЖКХ в июле-августе в объеме 50 млн. рублей.

Распоряжением губернатора утверждены положения о рабочей группе администрации области по обеспечению реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» и список лиц, дополнительно включенных в данную группу. Органам местного самоуправления предложено в срок до 15 июля создать комиссии по работе с участниками программы, сообщить в СМИ о начале ее реализации с указанием необходимых сведений о порядке оформления и предоставления документов на получение сертификатов. Решено сформировать в рабочей группе администрации области списки граждан, уволенных в запас или отставку, утвержденные соответствующими комиссиями органов местного самоуправления.

3.    Визиты

3.1.       М.Ходорковский

Июль выдался необычайно насыщенным в плане визитов в область ведущих российских чиновников и представителей крупного бизнеса. 11-го числа под председательством М.Ходорковского в Орле состоялось расширенное заседание Правления НК «Юкос». В работе правления приняли участие представители администраций и органов местного самоуправления Орловской области, г. Орла, Ханты-Мансийского АО, Самарской и Томской областей. Со вступительным словом к участникам заседания обратился Е.Строев.

Участники обсудили широкий спектр вопросов, касающейся общей ситуации в компании в связи с резким падением мировых цен на нефть, пополнения ее сырьевой базы, реализации крупных инвестиционных проектов. Ключевой темой стала маркетинговая стратегия «ЮКОСа». В связи с изменениями на внешнем рынке принята программа увеличения продаж продуктов через розничную сеть, для чего планируется реконструировать существующие автозаправочные комплексы и привести их в соответствие с мировыми стандартами. При большинстве АЗК «Юкос» будут открыты автомойки, магазины, кафе. Правление не случайно проходило в Орле помимо очевидно выраженных политических симпатий к главе области и председателю Совета Федерации, лидеры «Юкоса» подписали с Е.Строевым соглашение о долгосрочном сотрудничестве.

3.2.       Министр труда и социального развития

В начале июля Орел посетила министр труда и социального развития Оксана Дмитриева. Это был первый выезд Дмитриевой в регионы, а выбор Орловской области был объяснен тем, что «здесь есть опыт работы по социальной защиты и занятости населения. Есть, что посмотреть, чтобы потом распространять опыт в других регионах». Визит начался с полуторачасовой беседы с Е.Строевым. Позже Дмитриева сообщила, что этой встрече придает особое значение, так как считает необходимым прислушаться к мнению человека, который выражает взгляды большинства губернаторов страны и под руководством которого в области есть немало реальных успехов в сфере социальной политики.

Центральное место в поездке занимало посещение Мценского городского центра социального обслуживания населения. Министр ознакомилась с работой всех его отделений. Число клиентов центра выросло за 11 лет существования в 10 раз. Министр интересовалась источниками финансирования (это местный бюджет, благотворительные взносы, выручка от платных услуг), весьма удивилась среднему размеру зарплаты сотрудников центра (250 руб.). Дмитриева посетила детские оздоровительные лагеря, новое протезно-ортопедическое отделение в Орле и департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области. Резюме визита было сформулировано следующим образом: специалисты в регионах в своих поисках порой обгоняют Центр, а помощь Центр должен оказывать, в первую очередь, тем, кто активно работает.

3.3.       Р.Вяхирев

Вслед за М.Ходорковским Орел посетила другая «акула» российского бизнеса – руководитель РАО «ГАЗПРОМ» Р.Вяхирев. На встрече с Е.Строевым и последующей совместной пресс-конференции были подведены итоги первого этапа пилотной программы газификации Орловщины, разработанной специалистами РАО и ВНИИ газа. Отмечено, что за год проведена такая по масштабам работа, что ее можно сравнить со строительством газопровода «Ямал-Европа». Только за минувший год проложено 2 тыс. км. труб. Обсуждался вопрос дальнейшего финансирования проекта за счет РАО, бюджета и привлеченных средств. Примечательно, что Строев и Вяхирев открыто демонстрировали особую теплоту личных отношений.

3.4.       Заседание ассоциации «Черноземье»

Визит в Орел Р.Вяхирева был своего рода подготовкой основной встречи, состоявшейся 18 июля в раках ассоциации «Черноземье». В этот день область посетил С.Кириенко. В аэропорту он заявил о необходимости «сделать прозрачными региональные бюджеты вслед за федеральным». В повестку дня заседания руководителей ассоциации были вынесены 2 вопроса: о ходе газификации в регионе и о реформировании образования в стране.

В сообщении по первому вопросу отмечалось, что, несмотря на ряд позитивных фактов, можно говорить о фактическом срыве программы газификации, утвержденной Указом Президента РФ. За три года их 9,7 млрд. рублей освоено около 2 млрд. В целом, объем работ по газификации отстал на 40%. Все годы программа финансируется только средствами местных бюджетов, предприятий и населения. Доля федерального финансирования вместо заявленных в программе 28% составляет реально около 2%. В общем финансировании 47% составляет местный бюджет, 41% — средства населения и 8% — «Газпром». Выступивший затем министр топлива и энергетики С.Генералов сообщил, что «Газпром» может не доплачивать федеральному бюджету часть долга, равную сумме, которую он направил на целевые программы газификации регионов. Было также предложено несколько схем, которые помогли бы найти финансовые средства. Это, в частности, организация выпуска целевого облигационного займа «Развитие газификации Черноземья» и привлечение займов ВБРР под гарантии Федерального правительства и администраций регионов.

Следующий вопрос – «О практике формирования устойчивой системы функционирования образования в областях ассоциации». В докладе по этому вопросу состояние отрасли было определено как «нищенское». За прошедшие годы резко сократилась сеть дошкольных учреждений. Более 60% детей не охвачены дошкольным воспитанием. Перевод начальных классов с 4-х на 3-х летнее обучение негативно сказывается на процессе обучения. Члены ассоциации обеспокоены тем, что школу «пытаются оградить от воспитания детей». Предложения правительства о бюджетной экономии за счет неоплаты проверок учителями тетрадей, классное руководство и заведование кабинетами, а также увеличение численности учеников в классах названы «кощунственными».

С.Кириенко отметил конструктивность состоявшегося разговора, особо остановившись на необходимости наведения порядка с платежами за газ и электроэнергию. Обещал подписать распоряжение, которое закрепит новые подходы в выполнении программы газификации. «В красном поясе чувствую себя комфортно» — заявил премьер, — хотя жесткая критика многих решений кабинета по «затягиванию поясов», увеличению фискального бремени и установлению контроля за расходованием бюджетных средств регионов была налицо». Примечательно, что 17 июля за день до Кириенко в Орле был академик Абалкин. Встретился с местным руководством, прочитал публичную лекцию, собравшую аншлаг, где был представлен как личный друг Е.Строева, выступил на открытии диссертационного совета в академии госслужбы. Абалкин подверг жесточайшей критике экономический курс правительства, чем вызвал явное сочувствие большей части аудитории.

4.    Общественнные и политические организации

4.1.       Совет ветеранов

Приближающееся 55-летие освобождение Орловщины от фашистов стимулировало местных ветеранов. 10 июля прошел пленум областного совета ветеранов. Пленум рассмотрел вопросы подготовки к юбилею и активизации патриотического воспитания молодежи. Был поднят традиционный вопрос о бедственном положении многих пожилых людей, в т.ч. участников войны. О проблемах социальной защиты ветеранов докладывали председатели районных советов.

На пленуме выступил начальник областного управления ФСБ Кабанов. Никаких новых и тем более сенсационных фактов его выступление не содержало. Основные темы – борьба с оргпреступностью, патриотическое воспитание, преодоление политического экстремизма. Говорилось о нашумевшей истории с деятельностью орловской организации РНЕ. По словам Кабанова, на сегодняшний момент деятельность организации фактически прекратилась.

4.2.       КПСС — «Трудовая России»

Из общего затишья деятельности партий следует выделить весьма примечательное событие. В Орле открылось региональное отделение партии КПСС — "Трудовая Россия» – то есть крайне левой части коммунистически ориентированных партийно-политических структур.

Как и следовало ожидать, четких программных установок орловские представители крайне левой оппозиции не имеют. «Главная наша цель – восстановление СССР и никаких новых идей мы не собираемся выдумывать. Все они взяты из партийных документов до ХХ съезда КПСС. То есть мы за партию без привилегий и номенклатуры» — заявил руководитель местных трудороссов Л.Власов. Он признает, что «пока организация небольшая», однако ей удалось получить помещение, открыть общественную приемную и начать пропагандистскую работу. В связи с последним надо заметить, что в последний месяц действительно резко выросло число антипрезидентских надписей на заборах. Большего эффекта пропаганда трудороссов пока не приносит.

Симптоматичность факта появления данной организации состоит в дальнейшей дифференциации левой оппозиции и утрате КПРФ монопольного положения на левом фланге. Ведь до сих пор КПРФ в Орле была практически единственной серьезной левой политической организацией. И хотя преждевременно говорить о расколе местных левых, тем более, что в силу специфики провинциальной жизни политический бомонд здесь очень сильно повязан дружескими, родственными и коммерческими связями, все же активизацию самостоятельности крайне левых в пику КПРФ стоит отметить.