Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Рязанская область

С. Владимиров

Рязанская область

в июле 1998 года

1.    Губернатор

Возвратившийся в июле из отпуска глава администрации области Вячеслав Любимов встретил область в заметно более возбужденном и деконсолидированном состоянии, чем в начале июня. В его отсутствие активизировались линии конфликтов и противостояния между властями, элитами, общественно-политическими организациями. В течение июля губернатор пытался проводить мероприятия, направленные в некотором роде на консолидацию и успокоение страстей в общественно-политической сфере.

1.1.       Переговоры с рыночными торговцами

Прежде всего, отметим, что он проявил неожиданную лояльность к представителям рыночных торговцев, которые буквально «день и ночь» ожидали его возвращения у дверей областной администрации. Первоначально, после встречи рыночников с зам. главы администрации Александром Агафоновым им было обещано, что губернатор примет их 8 июля после возвращения из отпуска. Однако, 8 июля встреча не состоялась, так как собравшимся у здания пикетчикам было объявлено, что губернатор все еще находится в Москве на заседании Совета Федерации. Но среди рыночников упорно циркулировали слухи, что губернатор находится в городе. С 9 июля у здания обладминистрации они организовали пикет, который неотлучно оставался у дверей здания в течение 130 часов день и ночь до 13 июля, когда губернатор , наконец, прибыл в область и принял представителей рыночников.

Эта встреча была организована с размахом. Были приглашены руководители подразделений администрации, налоговых органов, УВД, руководство города Рязани, представители из районов и даже представители завода «СМА», производящего кассовые аппараты. В зале была развернута выставка образцов контрольно-кассовых машин. Губернатор сразу поставил условия — прекратить пикеты, забастовки и снять требования отставки местных властей. В остальном возможны договоренности и уступки. Рыночники, которых представляли в основном руководители нового профсоюза «Солидарность» и Союза предпринимателей «Деловая Рязань», продолжали настаивать на отмене обязательного использования ККМ на рынках. Взамен они предлагали, что торговцы будут выдавать так называемые «чеки строгой отчетности» без использования ККМ.

В результате долгой дискуссии (в одной из статей в прессе ее охарактеризовали так — «казалось, в зале собрались одни из лучших представителей софистики») по предложению губернатора было решено все конкретные вопросы рассмотреть в образованной из представителей торговцев и властей согласительной комиссии до 1 августа. До этого времени штрафы за неиспользование ККМ взиматься не будут. Проведенное совещание заметно успокоило накал страстей вокруг рынков. К 1 августа стало известно, что комиссия рекомендовала отказаться до 1 января от использования на рынках ККМ. Вместо этого торговцы будут платить фиксированный налог в 48 минимальных зарплат в год, который власти будут взимать ежемесячно. Любимов, несмотря на отрицательное мнение своего заместителя Агафонова, согласился с этим решением [[1]].

1.2.       Мероприятия

В конце июля губернатор принял участие сразу в нескольких мероприятиях областного масштаба. Была организована его поездка по ряду районов с посещением как передовых, так и отстающих хозяйств, уборочных работ, социальных объектов. Губернатор учредил фонд развития малого предпринимательства. Он присутствовал на заседаниях областной Думы, провел совещание с руководителями естественных монополий, провел расширенную коллегию обладминистрации по ситуации в агропромышленном комплексе, выступил на специальной пресс-конференции.

Все эти мероприятия, имели, судя по всему, и цель оказания давления на руководителей районов и областную Думу, показав им консолидационные и управленческие возможности губернатора.

На совещании с директорами энергетиков и газовиков Любимов призвал к решению всех вопросов с учетом интересов региона, дав понять, что усиление роли администрации в вопросах неплатежей и расчетов между производителями и потребителями энергии и топлива согласовано в Москве.

По итогам совещания был подписан протокол, определяющий баланс интересов энергетиков, потребителей и администрации и содержащий перечень конкретных мер. В целом протокол отразил усиление влияния администрации в сфере энергетических расчетов.

На заседаниях в Думе, которых в июле было два и оба их посетил губернатор, он был весьма напорист и активен. На первом из них он не согласился с оценками депутатов о слабом финансировании аграрного комплекса из областного бюджета. Напротив, он подчеркнул, что спад удалось остановить не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве благодаря помощи из областного бюджета. На втором заседании, где рассматривались вопросы исполнения бюджета, губернатор снова проявил повышенную активность, что позволило быстрее добиться нужного администрации решения.

В промежутке между думскими заседаниями, 25 июля была проведена расширенная коллегия администрации по подведению итогов полугодия и ситуации в аграрном комплексе. Губернатор предоставил возможность отчитываться двум своим первым замам по промышленности и сельскому хозяйству Владимиру Маркову и Сергею Сальникову, а сам выступил с итоговыми оценками.

Выступление Любимова было выдержано в духе полемики с Областной Думой и властями районов, которые действуют, по его мнению, не достаточно согласованно с обладминистрацией, нарушают баланс интересов и не учитывают общих интересов развития региона. Он подчеркнул, что стратегическая задача первого этапа, поставленная администрацией — добиться остановки в области экономического спада и начала восстановления производства — выполнена. Промышленность второй год дает прирост в 8-10%, сельское хозяйство впервые после спада дало прирост в 6%. Новый этап связан с «использованием внутренних резервов» и «повышением ответственности всех». По словам губернатора, деятельность обладминистрации оценивается слишком политизировано, как справа, так и слева. В действительности, проблемы области носят не политический, а экономический характер. В этой связи он снова предложил вернуться к проекту договора об общественном согласии в области, который выдвигался в августе прошлого года, но не был поддержан «ни справа, ни слева». В этом выступлении он затронул наиболее чувствительные точки «неформальной» деятельности местного руководства: лоббирование директората крупных предприятий, взаимозачеты, коммерческая деятельность руководителей, манипуляции с собственностью, обозначив линию давления администрации в этих вопросах. Среди высказываний губернатора примечательны, например, такие.

«К сожалению, мы должны осознать, что некоторые заводы уже невозможно поднять без огромных инвестиций, которых сегодня нет. Нам предлагают создать какой-то антикризисный центр (идея антикризисного центра по спасению крупной промышленности усиленно продвигается председателем Думы Федоткиным и представителями директората- С.В.) или новую комиссию, говорят, что беда в том, что у нас нет программы... Но нас ничто не спасет, кроме черновой работы, наведения порядка и поиска резервов ..».

 «Оживленно обсуждаются наши намерения постепенно отказываться от взаимозачетов , в первую очередь при расчетах с областным бюджетом. ... Что мы видим не деле? С каких это пор сахар в области стал стоить 9 руб. за килограмм, а мясо — 24 руб.? Но по такой цене их закупают учреждения социальной сферы. Нереальные цены при взаимозачетах устанавливаются на уголь, мазут, непомерные, явно завышенные цены платят за воду ...

Я принимаю решение о том, что если подобные взаимозачеты без учета конкретной ситуации и рыночной конъюнктуры будут приниматься в областной администрации, то виновные понесут наказание.»

«Почему наша торговая инспекция , выезжая в районы, в 90% предприятий находит нарушения, а местные администрации и их службы не видят эти недостатки? Для меня ответ на этот вопрос предельно ясен. Если в одном из районов начальник ГАИ имеет 10 предприятий, а в другом один из руководителей имеет 10 магазинов, то мои призывы к наведению порядка бессмысленны... Но, как сказал заместитель руководителя администрации Президента «надо делиться». Делиться с бюджетом, с теми, кто не получает зарплату...»

Губернатор также привел много примеров манипуляций с собственностью и растаскивания имущества. Он заявил, что администрация будет усиливать влияние на деятельность экономически значимых предприятий области. Он указал, в частности, на ликероводочные заводы, откормочные комплексы, торговые и посреднические предприятия [[2]].

Выступление на коллегии многим не понравилось. Элита почувствовала в выступлении некий новый губернаторский начальственный тон и попытку покушения на контролируемые ресурсы. Эти настроения могут послужить предвестником появления скрытой антигубернаторской фронды, с которой губернатору придется столкнуться, вероятно, уже в скором времени.

1.3.       Соглашения с Правительством РФ

Еще до возвращения губернатора из отпуска было объявлено о подписании 3 июля 1998 г. между областью и Правительством РФ соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Рязанской области за счет средств федерального бюджета. Со стороны правительства документ был подписан вице-премьером Б. Немцовым, от Рязанской области — главой администрации Любимовым.

Соглашение предусматривает отсрочку по возврату бюджетной ссуды, полученной администрацией области на погашение задолженности по заработной плате бюджетникам, и предоставление области средств федерального бюджета в случае выполнения соглашения. Администрация области в свою очередь обязуется отказаться от взаимозачетов юридических лиц по налогам, провести реструктуризацию долгов по налоговым платежам путем отсрочки или рассрочки, а также сократить число юридических лиц, финансируемых из областного бюджета, привести уровень тарифов на услуги ЖКХ в соответствие с федеральными стандартами, поэтапно прекратить перекрестное субсидирование в сфере ТЭК. Помимо этого, запрещается финансирование из областного бюджета инвестиционных программ, закупка товаров, оборудования, оплата услуг и работ до полной выплаты заработной платы бюджетникам [[3]].

Подписанное Любимовым соглашение в целом вызвало весьма негативную реакцию в Областной Думе. Прежде всего критикуются обязательства, взятые на себя областью, указывается на то, что они трудновыполнимы и приведут к ухудшению ситуации. Депутаты озвучивают недовольство директоров и руководителей хозяйств запланированным отказом от взаимозачетов. Тем же вызвано и недовольство глав районов, которым предстоит подписать аналогичные соглашения с областью. В Думе были высказаны претензии к губернатору в связи с тем, что соглашение с правительством было подписано без предварительных консультаций с депутатами. Любимов в ответ усилил жесткий тон в отношении Думы.

1.4.       Пресс-конференция

На пресс-конференции, проводившейся 25 июля по итогам расширенной коллегии обладминистрации, основное внимание журналистов было уделено самому губернатору. Накануне в прессе появились сообщения о том, что он якобы получил заманчивое предложение из Москвы и вскоре покинет область. В качестве его возможного преемника назывался первый заместитель губернатора Владимир Марков. Слухи подогревались рассуждениями о возможных положениях Устава области, согласно которым статус губернатора якобы будет ограничен представительством области в Москве, а управление областью прейдет к правительству области. В одной из заметок даже содержались намеки на некие семейные обстоятельства возможного ухода губернатора, связанные якобы с его предполагаемым новым браком [[4]].

На пресс-конференции слухи о своем возможном «отъезде» в Москву Любимов опроверг. Он заявил, что, во-первых, никаких предложений ему не поступало и, вероятно, не поступит до 2001 года, во-вторых, он пришел работать в область «всерьез и надолго» и менять область на что-то другое не собирается. Он сообщил, что федеральная комиссия в центре сейчас действительно рассматривает его работу и дает в основном положительные оценки. «Там считают, что «красный губернатор» занимается не политикой, а экономикой региона». По вопросу о правительстве области губернатор сообщил, что хотел бы вернуться к варианту Устава с «правительством». Сегодня у меня нет сомнения, что она (статья о правительстве области — С.В.) обязательно должна быть». Он привел три аргумента. Во-первых, статус правительства позволит разгрузить работу главы администрации, чтобы иметь больше времени на работу в министерствах и ведомствах в Москве. Во-вторых, на выборы губернатора кандидат должен идти, заранее называя членов своего правительства, чтобы избиратели «могли выбирать команду». В-третьих, статус «министров» областного правительства лучше воспринимается в Москве, в других регионах, за рубежом.

Газеты отметили «обтекаемый» ответ Любимова на вопрос о том, будет ли он баллотироваться в губернаторы в 2000 году. Он подчеркнул трудности, с которыми сталкивается на посту губернатора. «Если думаете, что на такой работе улучшается здоровье, то ошибаетесь. ...Я сегодня с сожалением констатирую, что должность главы администрации настолько непривлекательна и настолько стала объектом для критики, что, вообще, «семь раз отмерь — один отрежь»... На пресс-конференции Любимов также повторил свои позиции по соглашению с правительством, по взаимозачетам, высказался по ряду конкретных вопросов. В заключение он привел информацию о том, что недавно, уже после создания в области Союза демократических сил (См. ниже — С.В.) он имел встречу с лидером этого союза Михаилом Малаховым и прибывшими в Рязань представителями администрации Президента РФ. Решено, что отношения с этой структурой будут строиться в духе «конструктивной оппозиции», без личных претензий и нападок. Это, по словам губернатора, ему «понравилось» [[5]].

1.5.       Выводы

Итак, июльская активность губернатора показывает его попытки усложнить и «раздвинуть» ресурсы собственной власти в регионе. Он акцентирует новые векторы своих взаимодействий (с федеральным центром, с частью оппонирующих сил и фигур), усиливает свои интересы в экономической сфере, одновременно, подчеркивая свою автономию от административной и части хозяйственной элиты, а также от «левой» политической базы своей власти. Цель — превратиться в более независимую и экономически сильную фигуру — понятна. Но она связана и с большим риском.

Традиции местной элиты по организации скрытой фронды лидеру хорошо известны, также как хорошо известно, что реальные электоральные возможности в регионе имеет пока только КПРФ. Нарушив систему неформальных альянсов с этими силами, губернатор легко может оказаться в «политическом вакууме». Нельзя исключить, что Любимов действительно берет курс на «уход» из области и не будет баллотироваться на второй срок. Но этот «уход» — не дело ближайшего будущего. Не случайно губернатор упомянул, что «предложение из Москвы» ему может последовать не раньше 2001 года, т.е. уже после смены Президента РФ и после окончания его первого губернаторского срока. Расчет получить тогда «предложение из Москвы», конечно, наиболее реален в случае победы Зюганова, но определенный шанс может дать ему и победа Лужкова. Пока же маневры губернатора способны «усложнить» его положение в области, «компенсируя» это усилением его автономии и личной власти.

2.    Областная Дума

2.1.       Очередное заседание

На очередном заседании, состоявшемся 22 июля, внимание депутатов было сконцентрировано на двух основных вопросах: ход выполнения закона области об агропромышленном комплексе и принятие Устава области в первом чтении.

Анализ реализации закона об АПК был проведен аграрным комитетом Думы и представлен председателем комитета Георгием Свидом. Он охарактеризовал положение в сельском хозяйстве как катастрофическое. Основные проблемы: отсутствие финансирования, диспаритет цен, засилье импортного продовольствия, невозврат долгов за купленное продовольствие, сохранение на балансе хозяйств социальных объектов и др. Были высказаны упреки и к обладминистрации, точнее, к облфинуправлению, которое осложнило ситуацию с финансированием в период уборки. Комитетом предложено принять закон области «О продовольственной безопасности и защите внутреннего рынка Рязанской области». Такие законы уже приняты в ряде регионов. С оценками Свида в принципе согласился и первый заместитель главы администрации Сергей Сальников. Присутствовавший на заседании губернатор заявил, что вопросы с облфинуправлением будут разрешены. Вместе с тем, он доказывал, что средства из облбюджета аграрии получали регулярно, что на проведение уборочной выделены дополнительные средства. Нет и спада сельхозпродукции. По итогам полугодия отмечен ее рост на 6%. Аграрные депутаты, тем не менее, продолжали требовать дополнительных средств. В результате обсуждения Думой были приняты положения «О лизинговом фонде сельскохозяйственной техники и племенного животноводства Рязанской области» и «О Региональном продовольственном фонде Рязанской области» [[6]].

Второй вопрос касался принятия Устава области в первом чтении. Обсуждению предшествовало принятие поправки в положение и регламент Думы, согласно которой принятие Устава в первом чтении осуществляется простым большинством от общего числа депутатских мест (19 депутатов), а для принятия Устава во втором и третьем чтениях требуется большинство в 2/3 голосов (не менее 24). В центре дискуссии опять находились поправки в Устав, связанные с введением институтов «губернатора области», «правительства области» и процедур согласования с Думой кандидатур первых заместителей главы администрации. Правовой комитет при поддержке группы депутатов и весьма благосклонной позиции губернатора продолжали настаивать на внесении соответствующих изменений в проект Устава. Спикер Думы Владимир Федоткин и депутаты от КПРФ были против. Принятие Устава голосовалось дважды. В конце концов, Устав был принят в первом чтении без предлагавшихся дополнений. Однако, сторонники «правительства» все же усилили свои позиции по сравнению с майским обсуждением.

Третий вопрос, вызвавший на заседании бурную реакцию депутатов, был связан с подписанным губернатором финансовым соглашением с Правительством РФ. Представленные губернатором аргументы в пользу соглашения депутатов не убедили. Особенно резко они выступили против отказа от взаимозачетов и против того обстоятельства, что соглашение было подписано без согласования с Думой. По итогам обсуждения Дума приняла соответствующее заявление. В нем, в частности, говориться:

«Мы, депутаты Рязанской областной Думы, выражаем тревогу по поводу ликвидации взаимозачетов по уплате налогов в бюджет области, предусмотренный Соглашением..., которое, к сожалению, было заключено без предварительной проработки с областной Думой.

Отмена взаимозачетов на региональном и местном уровнях приведет к полному банкротству экономики Рязанской области.

Диспаритет цен в сельском хозяйстве вызвал глубокий кризис в агропромышленном комплексе, а отмена взаимозачетов ведет к его окончательному уничтожению.

Лишенные воздействия на подписание данного Соглашения, мы не можем оставаться в стороне и выражаем свое несогласие с подобными методами оздоровления финансов.

Областная Дума считает, что при рассмотрении программы выхода Рязанской области из финансового кризиса необходимо руководствоваться Концепцией стабилизации и развития экономики Рязанской области до 2001 года. Первым шагом в ее реализации должна быть программа создания рабочих мест и роста доходов населения.» [[7]].

В заключении заседания депутаты приняли постановление об изменении сметы расходов думы в 1998 г. Предусмотрено уменьшить смету расходов на 1 млн. 326 тыс. руб. Высвобождаемые средства решено направить целевым назначением на расходы бюджета по разделам «Образование» и «Здравоохранение».

2.2.       Заседание 29 июля

Главной темой этого внеочередного заседания Думы были бюджетные вопросы. В центре внимания находился отчет администрации об исполнении бюджета за 1997 г. С информацией об исполнении бюджета выступила начальник облфинуправления Елена Федосова. Она сообщила, что по доходам бюджет выполнен на 125%, фактически поступило 1442 млрд. вместо запланированных 1150 млрд. рублей) по расходам — на 99%. Финансирование защищенных статей бюджета исполнено на 77,8% (зарплата бюджетникам — на 94%, детские пособия — на 43%). Финансирование бюджетных отраслей исполнено следующим образом:

здравоохранение                   78%

социальная политика            45%

образование                           75%

культура                                 20%.

Выслушав мнение бюджетного комитета и отдельные комментарии губернатора, думцы без долгих дебатов приняли закон об исполнении бюджета.

На заседании были рассмотрены и проекты положений о гарантийном и резервном фондах Рязанской области, подготовленные администрацией. Первый проект не принят в связи с «запутанной процедурой утверждения гарантийных обязательств» и отправлен на дальнейшую доработку. Второй проект принят в варианте администрации. Единственный нюанс — ограничение финансирования мероприятий. Теперь на каждое из них должно выделяться не более 10% от средств резервного фонда. Губернатор принял эту поправку.

На заседании депутаты также утвердили поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита бюджета на 1998 год, а также перечень прямых получателей бюджета и ведомственную структуру расходов.

После перерыва депутаты перешли к обсуждению обращения облсовпрофа к депутатам Думы в связи с повышением тарифов на тепловую энергию для потребителей. На заседание были приглашены представители горадминистрации и горсовета Рязани, который, как известно, принял решение о повышении тарифов в городе. В ходе обсуждения думцы в основном упрекали городских представителей в скоропалительном принятии непопулярного решения. Им предложено еще раз рассмотреть на заседании горсовета вопрос о тарифах и создать согласительную комиссию. Горсовету следовало бы, по мнению депутатов, также заранее обратиться в Думу прежде, чем принимать поспешное решение [4].

2.3.       Представление прокурора области

В июне прокурор области Александр Кизлык направил в областную Думу официальное представление, в котором указывается, что сохранение членства председателя Думы Владимира Федоткина и руководителя аппарата Думы Александра Зенкина в составе обкома КПРФ (Федоткин является к тому же первым секретарем обкома — С.В.) содержит признаки нарушения ряда законов РФ. Прокурор предложил в течение месяца принять меры к устранению нарушений и о результатах доложить в прокуратуру. По информации из аппарата Думы, в настоящее время представление прокурора еще не рассмотрено, и вопрос этот на Думе не обсуждался. « Мы обратились за разъяснениями в Государственную Думу, — сообщил Зенкин,- в комитет по законодательству. Вопрос там рассматривается. У нас в области, в статьях принятого Устава какие-то ограничения не оговариваются».

По сообщениям в прессе, региональное движение НДР обратилось по вопросу Федоткина и Зенкина в Генеральную прокуратуру РФ «за поддержкой в восстановлении законности». В тексте обращения, в частности, говориться:

«Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что нарушения законов, допускаемые на территории нашей области главой ее законодательного органа и руководителем его аппарата, а также недостаточная требовательность со стороны прокурора области создают нездоровый прецедент так называемого «правового нигилизма». Просим Вас рассмотреть сложившуюся ситуацию и принять меры к восстановлению законности» [[8]]».

3.    Горсовет и администрация Рязани

3.1.       Обсуждаемые вопросы

В течение всего месяца главной проблемой для городских властей Рязани оставалась обстановка вокруг принятого ими решения о повышении энерготарифов для потребителей. Постепенно ситуация приобрела характер конфликта между городскими властями и облсовпрофом, который выступил с резким осуждением этого решения. Профсоюзы потребовали пересмотра принятого решения, грозя в противном случае начать кампанию за отставку городских властей. Они обратились в Областную Думу и к губернатору.

Положение для городских властей осложнялось и наличием большой группы депутатов в самом горсовете, которые также резко осуждали принятое решение и возбуждали соответствующие настроения в среде пенсионеров и активистов КПРФ. Вначале руководство города попыталось действовать традиционно, публикуя разъяснительные материалы в прессе и организуя выступления по ТВ и встречи с горожанами. Однако, вскоре выяснилось, что эти мероприятия эффекта не дают. В конце июля на встречах с профсоюзами руководители города подвергались все более резкой критике, дело доходило до откровенной брани. Уклончивую позицию в конфликте заняли Дума и губернатор, указывающие на возможность пересмотра тарифов в сторону уменьшения. Городское руководство, которое на период отпуска первых лиц представляют первые замы, оказалось практически без поддержки перед лицом возросшего общественного недовольства.

Другой больной для городских властей вопрос связан с судебным разбирательством вокруг акционирования Центрального рынка, одного из самых доходных предприятий в городе. Совет директоров АО «Центральный рынок» исключил горадминистрацию из реестра акционеров, так как она не выкупила принадлежащий городу 40%-ый пакет акций в течение установленного срока. КУМИ Рязани обратилось в арбитражный суд с иском на незаконность решения совета директоров. Суд в иске отказал, посчитав, что акционерному обществу в счет оплаты акций было передано исключительно имущество Облпотребсоюза, не являвшееся собственностью города. КУМИ подало в Областной арбитражный суд кассационную жалобу на незаконность решения арбитражного суда [[9]].

История вокруг этого акционирования вызвала раскол среди депутатов Горсовета. Часть из них во главе с Юрием Христофоровым (см. об этом в прошлом обзоре) обвинила Маматова и горадминистрацию в сознательной сдаче пакета акций «рыночной мафии». В ответ группа депутатов, в т.ч. председатель Горсовета Корнеева и ее первый заместитель Михайлов, выступила в печати с заявлением, в котором обвинила самого Христофорова с создании нездоровой конфликтной обстановки в горсовете и искаженном отражении деятельности горадминистрации [[10]].

3.2.       Заседание горсовета

На заседании горсовета 16 июля, впрочем, названные конфликты отражения не получили. Депутаты уделили основное внимание другим вопросам. Они утвердили положение «О порядке назначения и освобождения должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций». По этому положению вопросы согласования назначения на должность и освобождения от должности рассматриваются теперь горсоветом. В связи с этим внесены соответствующие изменения в Устав города. На заседании также были утверждены уставы трех территориальных органов общественного самоуправления — Канищевского, Мервинского и Шереметьево-Песочинского поселковых комитетов, которые регламентируют работу комитетов по их содействию органам местного управления в решении вопросов своих территорий. Обсуждалась и новая редакция положения о наружной рекламе в городе. В новой редакции стоимость размещения наружной рекламы снижена на 44%, световой — в 4 раза. Усилены ограничения на размещение рекламы в центральной и исторической части города.

Кроме того, депутаты утвердили Уставы муниципального предприятия «Дирекция городских рынков», Городского фонда социальной поддержки населения и Городского внебюджетного экологического фонда. В заключение заседания депутаты приняли решение о поддержке обращения Рязанской областной Думы об отставке президента и приняли собственное заявление аналогичного содержания. Оно заканчивается словами:

«Мы полностью поддерживаем «Обращение Рязанской областной Думы к Президенту РФ» с требование о его отставке.

Мы — вместе с шахтерами, работниками ВПК, учителями, требующими немедленной отставки президента и смены курса реформ.

Мы — за создание правительства народного доверия.» [[11]].

И еще одно решение, принятое на этом заседании, возможно, требует упоминания. Оно отменяет решение мэра Рязани от декабря 1993 г. о переименовании улиц города. Тогда было решено восстановить исторические (дореволюционные) названия 25 улиц города. В 1994 г. успели изменить названия у пяти. В 1995-96 гг. пытались изменить названия еще трех улиц, но эти распоряжение не были выполнены. В 1997 г. одной из переименованных в 1994 г. улиц (Астраханской) возвращено название «ул. Ленина». Теперь всю деятельность по переименованиям улиц решено приостановить на неопределенное время [7].

4.    Общественно-политические организации

4.1.       Процессы в некоммунистическом лагере

Третий месяц продолжает нарастать организационная активность в секторе некоммунистических политических сил. В центре происходящих там событий по-прежнему находится фигура почетного гражданина Рязани и полярного путешественника Михаила Малахова. 16 июля он обратился с открытым письмом к областным и городским властям, в котором обвинил их в невыполнении предвыборных обещаний и констатировал наличие конфликта власти и населения. В письме также содержалась некая популистская программа из 7 пунктов, включающая, в частности, отказ чиновников от различных привилегий и льгот, от использования служебного автотранспорта в личных целях, продажу гостиничного хозяйства областной администрации, мораторий на зарубежные командировки, ликвидацию представительства области в Москве и т.д. А спустя неделю, 23 июля в зале кинотеатра «Родина» состоялась учредительная конференция новой политической организации Союза демократических сил Рязанской области. Предварительно вопрос о создании СДС обсуждался в июне (см. прошлый обзор — С.В.). Теперь речь шла уже о подписании договора о сотрудничестве и других регламентирующих документов. Всего соглашение о сотрудничестве и создании СДС подписали 12 организаций: Рязанский городской клуб избирателей, РРОД «Блок Малахова» и его молодежная организация, РРОД «Народное дело», рязанские отделения ДВР, ДПР, КРО, Республиканской партии, литературного объединения «Переславль» и другие. Главное направление деятельности СДС — координация совместных действий в избирательных кампаниях 1999-2001 гг. в регионе.

На торжественную церемонию подписания соглашения были приглашены представители большинства политических организаций, общественные активисты, ученые, молодежь (всего около 300 человек гостей). На церемонии подписания присутствовали и выступали представитель Президента в области Г.К.Меркулов, представитель Администрации Президента Г.К.Аксенов, член руководства Республиканской партии А.С.Точенов, сотрудник центрального аппарата ДВР В.В.Макеев.

На первом заседании Политсовета СДС координатором нового Союза единогласно избран Михаил Малахов. Объявлено, что договор о совместной деятельности остается открытым для подписания.

Несмотря на торжественную обстановку (церемония начиналась и завершалась исполнением гимна России) и обилие гостей состав участников СДС оказался значительно менее представительным, чем ожидалось. Буквально накануне, 22 июля в малом зале Завода автомобильной аппаратуры в значительно менее торжественной обстановке состоялось подписание другого договора о создании Регионального координационного совета (РКС), в который вошли 11 общественных организаций. Ядром РКС явились местные организации НДР и РДДР, руководящей фигурой совета является бывший заместитель главы администрации области, председатель местной НДР Андрей Тарасов. Основной целью РКС является «объединение политических партий, движений, общественных организаций для достижения гражданского мира и согласия, создания легитимной и профессиональной власти, а также вывода области из кризиса». Из заявлений и комментариев в прессе можно понять, что представители РКС считают себя более опытными и профессиональными управленцами, чем лица, входящие в СДС. «Малахову, -считают они, — не хватает политического опыта. Ему стоило бы поработать в исполнительных органах власти... Малахову нужно окунуться в реальность...» [[12]]. Состав активистов СДС и РКС действительно несколько различен. В СДС вошли в основном активисты «старых демократов» 1989-1991 гг., а в РКС группируются преимущественно бывшие функционеры обл- и горадминистраций.

И на учредительном собрании СДС, и после него в прессе появились высказывания представителей ряда политических организаций, не пожелавших присоединяться ни к «малаховскому» СДС, ни «тарасовскому» РКС. Так, о своей автономной позиции заявили представители пролебедевских организаций — «Честь и Родина» и Народно-республиканская партия, упоминалось об особой, независимой позиции местной организации «Яблоко», то же заявили представители Партии самоуправления трудящихся и некоторые другие.

4.2.       Профсоюзы

Весь июль отмечалась повышенная активность профсоюзов. В городской администрации в начале июля состоялось интересное мероприятие с участием профсоюзных активистов на тему «Причины невыплаты зарплаты — пути и методы решения проблемы». За круглым столом помимо профсоюзных работников собрались директора ряда предприятий, представители городской власти, правозащитных организаций, присутствовали также работники Международной организации труда. Итогом обсуждения стало принятие общего заявления, в котором говорилось об усилении защиты социальных прав населения и ужесточении требований к руководителям, не выплачивающих зарплату.

 8 июля руководство облсовпрофа участвовало во всероссийском селекторном совещании, посвященном предстоящим профсоюзным акциям протеста, которое проводил председатель ФНПР Михаил Шмаков.

В этот же день в рамках акции профсоюзов 20 областей Центральной России представители профсоюза работников ВПК проводили пикет областной администрации с требованиями погашения долгов по зарплате и улучшения финансирования ВПК. С пикетирующими встретился заместитель главы администрации области Игнатьев. На встрече было принято совместное обращение к Государственной Думе, Президенту и Правительству РФ. В обращении выдвигаются требования:

до 1 сентября составить график погашения задолженности по оборонному заказу;

предоставить оборонным предприятиям в объеме задолженности госгарантии в виде ликвидных ценных бумаг;

принять постановление об ассигнованиях в ВПК на уровне, предусмотренном бюджетом;

принять постановление об амнистии штрафов и пени, образовавшихся в 1994-1997 гг.;

принять закон «О государственной финансовой ответственности»;

установить повышенные пошлины и квоты в целях защиты отечественного товаропроизводителя [3].

14 июля в облсовпрофе состоялась встреча профсоюзного актива с депутатом Государственной Думы от Рязани Леонидом Канаевым. В центре внимания был принятый Госдумой в первом чтении закон о трудовых коллективах и предстоящие профсоюзные акции. К депутату были высказаны претензии в связи с принятием Думой закона, который ограничивает права профсоюзов. На встрече преобладали радикальные настроения, призывы к забастовкам и акциям гражданского неповиновения. В итоге собрание еще раз приняло решение о проведении 7 октября общероссийской забастовки с требованием погашения всех задолженностей по зарплате, смены антинародного курса реформ, досрочной отставки Президента и Федерального Собрания [[13]].

В середине июля в печати было опубликовано письмо председателя облсовпрофа Анатолия Говорова к областным и городским властям по поводу принятия Горсоветом Рязани решения о повышении энерготарифов для потребителей. В нем, в частности, говорилось:

«В областной совет профсоюзов возросло количество обращений трудовых коллективов и жителей города Рязани в связи с рядом принятых решений городским Советом по инициативе администрации города. Они возмущены действиями городских властей, идущими вразрез с их предвыборными обещаниями и направленными на одну конечную цель — любыми способами сбалансировать городской бюджет. ... При действующих ценах и тарифах на любые товары и услуги рост тарифов, измеряемый сотнями процентов, свидетельствует либо об экономической безграмотности их инициаторов, либо о беззастенчевых попытках ограбления всех и вся для увеличения доходной части бюджета. Новые тарифы на тепловую энергию ... нереальны, экономически не выдерживают никакой критики и ставят на грань разорения с трудом существующие предприятия, озлобляют людей. ... На ряде предприятий проходят собрания, идет сбор подписей с требованием пересмотра указанных постановлений горсовета.

Считаем, что в сложившейся ситуации городской Совет должен найти в себе мужество пересмотреть принятые решения. В противном случае при проведении всероссийской акции протеста 7 октября к требованиям профсоюзов федерального масштаба добавятся призывы к населению города Рязани начать процедуру отзыва депутатов городского Совета и смены руководства администрации города» [[14]].

27 июля состоялась встреча руководителей города с профсоюзным активом. Представители города попытались доказать правильность принятого решения, сославшись на решения Региональной энергетической комиссии, но договориться не удалось. Представители крупных предприятий выступили против повышения тарифов, также против актив ряда отраслевых профсоюзов. Результатом встречи стало усиление конфронтации. Профсоюзы заявили, что будут и дальше выступать против решения городских властей.

4.3.       Другие организации

Активность других организаций в июле не была столь примечательной. Тем не менее, можно отметить отдельные акции.

6 июля на площади Победы состоялся митинг памяти генерала Льва Рохлина, организованный региональным отделением ДПА. Митинг собрал около 200 человек, которые собрались под красными с траурной лентой флагами. В выступлениях ораторов Рохлин был назван «выдающимся патриотом, подлинным героем России, лучшим сыном своего народа». Собравшихся ознакомили с основными вехами жизненного пути генерала. «Бытовая версия» убийства генерала активно подвергалась сомнению. Многие говорили о политических мотивах убийства. Было подчеркнуто, что деятельность ДПА со смертью лидера не прекращается, цели и задачи движения остаются прежними.

В дни кризиса вокруг «Газпрома», связанного с попыткой Правительства арестовать его имущество за долги, местная организация ЛДПР провела пикет под лозунгами «Руки прочь от «Газпрома»!». Пикет был выставлен у здания областной администрации и был «несанкционированным».

Кроме вышеупомянутой встречи депутата Госдумы Леонида Канаева с профактивом, встречи с избирателями провели и другие депутаты Госдумы — избранный по спискам КПРФ Анатолий Ионов и член фракции АПР Сергей Еньков. Они также опубликовали статьи в местной прессе.

В коммунистической «Приокской правде» не утихают выступления против принятого областной Думой герба области с «княжеской» символикой. В газете был даже опубликован альтернативный вариант областного герба. На нем герб Рязани (воин на желтом поле) обрамлен колосьями, красной лентой и знаком серпа и молота у основания [[15]].

5.    Экономика

5.1.       Промышленность

В начале июля были опубликованы данные о показателях развития экономики области в январе-мае 1998 г. По сравнению с аналогичным периодом 1997 г. в целом промышленное производство дало рост на 11%, инвестиции в основной капитал увеличились на 22%. В промышленности наибольший рост производства отмечен по следующим позициям: нефтепереработка — 71%; химические волокна — 180%; производство цемента — 240%; швейные изделия — 46%. В машиностроении положение противоречиво. Отмечен рост по производству сельхозмашин — 200% и по производству контрольно-кассовых аппаратов — 210%; спад — по производству станков (-22%) и телевизоров (-34,5%).

В промышленности стройматериалов увеличилось производство кирпича и уменьшилось производство железобетонных изделий. Ввод в эксплуатацию жилых домов увеличился на 261%.

В пищевой промышленности отмечен рост производства молочной продукции, стагнация — мясной, падение по выпечке хлеба и в крахмалопаточном производстве. В спиртоводочном производстве отмечен рост производства спирта на 23%, но сокращение выпуска водки на 35%. Реализация алкогольной продукции по всем позициям, кроме пива, — сократилась.

В сельском хозяйстве области отмечен общий рост производства на 6%. В тоже время площадь сельхозугодий и поголовье скота (кроме свиней) сократилось.

В транспорте также отмечен рост на 4,2%, при этом рост автотранспортных перевозок — 54%. 2/3 объемов транспортировки грузов осуществляется трубопроводами.

Отмечены существенные изменения внешнеторгового оборота области. В целом он сократился на 7,7%. Экспорт уменьшился на 31%, импорт возрос на 54%. В структуре вывоза отмечен значительный рост алюминия, черных металлов, лесоматериалов; сокращение — по станкам и другой машиностроительной продукции. Во ввозе отмечен значительной рост закупаемого зерна (с 200 до 500 тыс. $).

Реальные доходы населения по сравнению с 1997 г. составили 81,2%. Рост цен — 8%. Розничный товарооборот увеличился на 4,8%. Средняя зарплата в области составила — 677 руб. По отраслям: электроэнергетика — 1862 руб., топливная промышленность — 1222 руб., черная металлургия — 1666 руб., банки — 2004 руб., госуправление — 1447 руб., образование — 398 руб., здравоохранение — 416 руб., культура — 378 руб. Сумма просроченных задолженностей по зарплате бюджетникам — около 40 млн. руб. [12].

5.2.       Банки

На пресс-конференции, состоявшейся в Главном управлении ЦБ по Рязанской области 15 июля, помимо вопросов деноминации и проблем федерального финансового рынка, были затронуты проблемы местных рязанских банков, связанные с новыми требованиями ЦБ РФ к собственному капиталу коммерческих банков. Председатель Совета рязанского «Прио-Внешторгбанка», недавно избранный в состав Совета Ассоциации российских банков, Владимир Мазаев сообщил, что пока новым требованиям ЦБ из восьми рязанских банков соответствуют четыре — Прио-Внешторгбанк, Банк им. Живаго, Ринвестбанк и Станкобанк, которые смогли увеличить собственный капитал до 1 млн. ЭКЮ и выше. «Сейчас в банковской сфере Рязани идут активные консультации и переговоры по поводу возможных слияний, объединений, трансформации в филиалы московских банков. Ряд банков сумеют нарастить собственный капитал ... Однако, в результате — общее количество самостоятельных банков в Рязанской области к концу года возможно уменьшится.»

По данным ГУ ЦБ в Рязанской области в иногородних филиалах банков аккумулируется 78% средств, в самостоятельных местных банках — 22%. Первые на кредитование экономики области направляют 15,6% привлеченных средств, вторые — около 58%. Таким образом, значительная часть средств уходит за пределы Рязанской области.

Пресс-служба ГУ ЦБ также сообщила, что приказом ЦБ с 16 июля отозвана лицензия у рязанского коммерческого банка «Медкомбанк» «в связи с неисполнением им требований федеральных законов, нормативных актов ЦБ, неудовлетворительным финансовым положением , неисполнением обязательств перед кредиторами и вкладчиками» [9].

5.3.       «Агрессия» ТНК

Под такими заголовками в ряде местных СМИ 22-23 июля были распространены сообщения об открытии в Рязани сразу двух автозаправочных станций, реконструированных и оснащенных новой техникой при содействии Тюменской нефтяной компании. Заправки будут принадлежать рязанской фирме «Трансэнергопродукт», заключившей с ТНК так называемое «джобберское» соглашение. Джоббинг означает, что местная фирма обеспечивает реализацию продукции крупной компании под ее торговой маркой, а поставщик следит за качеством продукции и сервисом.

На торжественное открытие заправочных станций прибыли из Москвы руководители ТНК, в т.ч. президент компании Семен Кукес. На церемонии открытия присутствовал первый заместитель губернатора Владимир Марков и представители городских властей. По заявлению президента «Трансэнергопродукта» Олега Жаданова, в ближайшее время на территории города появятся еще три автозаправки под маркой ТНК, а на территории области — еще три. Вся продукция будет поступать с принадлежащего ТНК Рязанского НПЗ. Планируется также осуществить проект производства на НПЗ машинных масел с маркой ТНК и создание сети их реализации [8]. Незадолго до описанных мероприятий сообщалось также от открытии в г. Касимове базы хранения нефтепродуктов, сооруженной при содействии ТНК.

6.    Другие события

6.1.       Отправка миротворцев в Боснию

Строевым смотром 22 июля закончилась проходившая на базе рязанского воздушно-десантного полка подготовка к отправке в Боснию с миротворческой миссией 840 военнослужащих-десантников. Они изучали особенности службы на постах контроля, сопровождения гуманитарных грузов, готовились к разминированию, изучались и международно-правовые документы. Подготовленные десантники должны осуществить ротацию личного состава российской воздушно-десантной бригады численностью в 1100 человек, находящейся с миротворческой миссией в Боснии. 23 июля «борта» с десантниками взяли курс на Тузлу [[16]].

6.2.       Лагерь «хранителей радуги»

В конце июля в трех километрах от районного центра города Касимова рядом с деревней Бочкари развернулся лагерь международной радикальной экологической организации «Хранители Радуги».

Первый отряд «хранителей» прибыл в область 25 июля. В его состав вошли ребята из Москвы, Саратова, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Рязани. Ожидается прибытие представителей из стран СНГ и дальнего зарубежья. Цель «хранителей» — привлечь внимание к предстоящему строительству под Касимовым цеха по переработке отходов электронной промышленности, представляющего экологическую опасность. Строительство ведет АО «Кротбрес» при содействии транснациональной компании «Болиден Контек».

Местные власти встретили «хранителей» настороженно. Лагерь посетили представители местной администрации, милиция, работники АО «Кротберс». «Хранителей» предупредили об ответственности за «незаконное» разведение костров, «несанкционированное» пребывание на земле местного колхоза, за «распространение негативной и неподтвержденной информации» [4].

6.3.       Эстафета олимпийского огня

Пышными церемониями сопровождалось прохождение через Рязань эстафеты огня первых Всемирных юношеских игр, открывавшихся в Москве 13 июля. Эстафета проходила по территории области 11-12 июля. На границе с Тульской областью огонь встречали заместитель главы администрации области Трушин, глава администрации Михайловского района Сидоров и другие. Встреча огня сопровождалась приветственным выступлением представителей власти и концертом фольклорного коллектива. В Михайлове огонь был встречен огромным скоплением людей, так как в этот день там проводился день города. Праздничную эстафету приветствовали прыжками рязанские парашютисты. От границы города Рязани проходила факельная эстафета. Огонь в «олимпийской чаше» был зажжен на Соборной площади Рязани, где состоялся спортивный праздник и выступление артистов. На ночь капсула с огнем была отправлена в сопровождении почетного караула в здание горадминистрации на хранение. Утром 12 июля капсулу с огнем из горадминистрации торжественно вынес глава города Павел Маматов и передал ее спортсменам-факелоносцам. На границе с Московской областью огонь провожали Маматов, Трушин, глава администрации Рыбновского района Кулешов [[17]].

Необычайная пышность торжеств и активное участие в них представителей администрации, видимо, были призваны продемонстрировать «лояльность» Лужкову — основному вдохновителю и организатору вышеупомянутых игр.



Источники

[1] Вечерняя Рязань. — 1998. — 31 июля.

[2] Рязанские ведомости. — 1998. — 31 июля.

[3] Рязанские ведомости. — 1998. — 8 июля.

[4] Вечерняя Рязань. — 1998. — 31 июля.

[5] Рязанские новости. — 1998. — 30 июля.

[6] Рязанские ведомости. — 1998. — 4 августа.

[7] Приокская правда. — 1998. — 30 июля.

[8] Вечерняя Рязань. — 1998. — 24 июля.

[9] ЭЖ-Русь. — 1998. — № 29 (июль).

[10] Рязанские ведомости. — 1998. — 5 августа.

[11] Рязанские ведомости. — 1998. — 23 июля.

[12] Рязанские новости. — 1998. — 30 июля.

[13] Рязанские новости. — 1998. — 16 июля.

[14] Приокская газета. — 1998. — 28 июля.

[15] Приокская правда. — 1998. — 23 июля.

[16] Рязанские ведомости. — 1998. — 24 июля.

[17] Приокская газета. — 1998. — 14 июля.