Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1998 года

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1.       Бюджет и финансы

В последнее время бюджет Самарской область испытывал серьезные проблемы. Запланированных цифр поступлений в доходную часть бюджета за первое полугодие практически нигде в районах области достичь не удалось.

Впервые за последние годы в среднем на одну-две недели стали задерживать выплату пенсий. Усугубило обстановку и то, что некоторые крупные налогоплательщики, такие, как железная дорога и АО «Трансгаз», в течение двух месяцев перечисляли напрямую «пенсионные» деньги в республиканский бюджет, а должны были — в Самарское отделение Пенсионного фонда, откуда необходимая по закону часть была бы перечислена в Центр [[1]].

В поисках выхода из экономического кризиса правительство разослало руководителям всех российских регионов рекомендации временно осуществлять выплату пенсий в размере, не превышающем объем собранных страховых взносов и сумм централизованных дотаций местному отделению Пенсионного фонда. При этом было оговорено, что сумма не должна быть ниже ее минимального размера с компенсацией, то есть не менее 234 рублей 19 копеек.

Оценив ситуацию в области со сбором пенсионных платежей, губернатор решил оставить выплату пенсий в полном объеме [[2]].

Остро встала проблема выплаты отпускных работникам образования. Особенно это коснулось Самары, Тольятти, Сызрани, Жигулевска, то есть тех городов, которые финансируют расходы образовательных учреждений из местных бюджетов.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, губернская администрация вынуждена была взять специальную правительственную ссуду, которая будет погашена в октябре. Однако для ликвидации всей задолженности перед учителями этой суммы оказалось недостаточно.

Резкий рост задолженности произошел и в здравоохранении, что связано с несвоевременным перечислением платежей за неработающее население, долгами предприятий перед ТФОМС, несвоевременным финансированием страховыми компаниями лечебных учреждений.

Неблагополучная ситуация с выплатой зарплаты складывается в последнее время во всех отраслях экономики области, являясь следствием резкого ухудшения финансового состояния большинства предприятий и отраслей экономики, нарастающего кризиса неплатежей, снижением поступлений в доходную часть бюджетов.

По данным предоставленным главным управлением труда обладминистрации, из общей суммы задолженности 7,4% приходится на долги из бюджетов всех уровней, в том числе из федерального бюджета — 49,4 млн. рублей (58% всей бюджетной задолженности), 36,3 млн. рублей должны на зарплату бюджеты городов и районов, 0,1 млн. рублей — долги из областного бюджета. Таким образом, региональная власть на сегодня имеет наименьшую задолженность[[3]].

Обострились отношения региона с Центром. По предварительным подсчетам, после принятия антикризисной программы российского правительства область потеряет 300 млн. рублей из-за снижения ряда налогов и перераспределения доли отчислений в федеральный бюджет. К тому же это никак не улучшит ситуации с исполнением областного бюджета, в рамках которого собрано до сих пор лишь 34% запланированных поступлений [[4]].

В конце прошедшего месяца в областных средствах массовой информации появились сообщения о том, что губерния отныне перестала быть регионом-донором федерального бюджета. Благодаря политике правительства и «новым веяниям» в сфере бюджетных отношений центра и регионов, статус донора на данный момент сохранила лишь Москва. У Самарской области образовалась задолженность перед федеральным бюджетом, которая будет выплачиваться частями с сентября по ноябрь.

Серьезность положения подчеркивает то, что К.Титов, никогда не отличавшийся агрессивной оппозиционностью к федеральному центру, обратился в Конституционный суд для проверки законности некоторых из последних правовых актов, принятых по инициативе правительства Сергея Кириенко [[5]].

1.2.       Сельское хозяйство

Самочувствие губернского руководства определяют не только особенности политического климата, но и экстремальные погодные условия, ставшие серьезным испытанием для сельского хозяйства нашей области.

Самарская область находится в зоне рискованного земледелия, но такого засушливого лета не было давно. Нынешние областные специалисты такого не помнят. Сорокоградусная жара и долгое отсутствие дождей фактически уничтожили большую часть сельскохозяйственных угодий.

Обстановка на полях области остается критической. По уточненным данным, к середине июля засуха уничтожила зерновые на 55-60% посевных площадей. В связи с этим по решению губернатора Константина Титова в области было объявлено чрезвычайное положение.

Все же специалисты из департамента сельского хозяйства не считают положение безнадежным потому, что прошлый 1997 год был очень урожайным и у сельчан остались некоторые запасы семян и кормов. Губернатор и областные власти рассматривают предложения о поставке зерна от ряда зарубежных фирм, в том числе из Канады и Австралии.

Несмотря на всю декларируемую озабоченность проблемами земледельцев, денег на их поддержку российское правительство пока выделило мало. В 1998 году самарские сельчане должны получить льготных кредитов из федерального бюджета на 182 млн. рублей, из которых пока перечислено только 53 млн.

1.3.       Ситуация на ВАЗе

Волжский автозавод сегодня переживает не лучшие времена. 13 июля в Москве на рабочем заседании межведомственной балансовой комиссии (МБК) решалась судьба трех предприятий области, в том числе и АО «АвтоВАЗ».

Хотя обсуждение проблем этого предприятия на МБК было жестким, решение комиссии можно считать свидетельством очередной победы автомобилестроителей.

Подготовка к заседанию межбалансовой комиссии началась задолго до его проведения. В лоббировании интересов автозавода в Москве активно участвовали вице-губернатор Андрей Калмыков и председатель совета директоров Владимир Каданников. Представители Самарской области четко проводили линию губернатора, убежденного в необходимости разработки персональной программы по выводу «АвтоВАЗа» из кризиса.

По сути требовалось любой ценой сохранить рабочие места на предприятии, так как остановка автозавода не только оставит за бортом 125 тысяч его сотрудников, но и лишит работы 700 тысяч смежников. Кроме того, заинтересованность региона в судьбе «АвтоВАЗа» объясняется далеко не лучшим состоянием областного бюджета и пенсионного фонда.

Члены комиссии решили не вызывать руководство автогиганта на ВЧК, а ограничились лишь протоколом с рядом рекомендаций. В частности перед директоратом поставлена задача перестроить всю систему взаимоотношений с поставщиками, исключив из этой цепочки посредников, а также предложено рассмотреть вопрос о снижения цен на автомобили для восстановления нормального объема их продаж; не допустить при снижении цен на автомобили потери их рентабельности; активизировать лизинговые операции с крупными надежными дилерами.

На МБК предложено «заморозить» ранее накопленную задолженность автозавода перед федеральным бюджетом и Пенсионным фондом и до восстановления нормального уровня продаж ограничиться исключительно текущими платежами. Комиссия предложила правительственным структурам поддержать отечественных автомобилестроителей.

Итак, по оценкам большинства экспертов, руководство АО «АвтоВАЗ» 13 июля одержало очень важную победу. Тем не менее ее нельзя считать окончательной, так как требуется постановление правительства, закрепляющее рекомендации комиссии. Во многом эта неопределенность в отношении дальнейшей судьбы Волжского автозавода объясняет, почему именно сейчас и именно в Тольятти на свое совещание собрались представители промышленных предприятий страны.

Инициатором и организатором встречи выступило АО «АвтоВАЗ», профсоюзные организации других крупнейших российских автомобилестроительных заводов при поддержке обладминистрации, мэрии и городской Думы.

Выступивший перед участниками совещания губернатор Самарской области Константин Титов поддержал промышленников, фактически заявив о необходимости пересмотра экономического курса нынешнего правительства. По его мнению, тот же «АвтоВАЗ» через какое-то время окажется в жесточайшем кризисе, если государство не прислушается к промышленникам и не начнет действовать в интересах отечественных товаропроизводителей. Губернатор еще раз заявил о возможности и необходимости проведения денежной эмиссии целевого характера — с направлением дополнительных средств в конкретные секторы промышленности, в частности, в автомобилестроение, которое, по его мнению, является своеобразным мультипликатором экономики нашей страны [[6]].

Константин Титов в своем выступлении сделал подробный анализ состояния российской экономики в целом и ее машиностроительного сектора, особо выделив социальную цену правительственных ошибок, которые он назвал «социальным гнетом». Докладчик призвал развивать межрегиональную и межведомственную кооперацию.

По итогам совещания было принято обращение ко всем коллективам промышленных предприятий России, Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ и органам власти субъектов федерации. В документе подчеркнута необходимость реструктуризации задолженности предприятий бюджетам; совершенствования системы налогообложения товаропроизводителей; государственного стимулирования спроса на отечественную продукцию; совершенствования инвестиционной и финансово-кредитной системы; снижения тарифов «естественных» монополий; борьба с криминальными структурами и, наконец, — развития комплекса мер социальной направленности, где главное — сохранение и увеличение рабочих мест[[7]].

Если бы совещание представителей промышленных предприятий проводилось в другое время и в другом составе, о его можно было бы считать обычным проходным «мероприятием». Однако непрекращающиеся забастовки угольщиков, работников бюджетной сферы, атомщиков, а также то, что в зале НТЦ ВАЗа собрались не просто производственники, а лидеры профсоюзных организаций крупнейших промышленных предприятий страны, придало совещанию достаточно серьезный характер.

Выступавшие подчеркивали, что неприятие правительством требований промышленников в конечном итоге заставят их перейти к другим формам убеждения. Место и время проведения совещания является вполне прозрачным намеком правительству, но то, что предложения «АвтоВАЗа» следует принимать, так как они, по большому счету, отражают общие требования работников промышленных предприятий [[8]].

2.    Власть

2.1.       Коллегия обладминистрации

На очередной коллегии обладминистрации, которая проходила под председательством Владимира Мокрого был одобрен ряд законопроектов.

Первым на повестке дня стоял закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащий и алкогольной продукции на территории Самарской области». По мысли разработчиков, после его вступления в силу вся алкогольная продукция, произведенная за пределами области, прежде, чем поступить в розничную продажу на ее территории, должна проходить здесь специальную сертификацию, стоимость которой составит 30 минимальных окладов (около 250 тыс. новых рублей). Необходимость такой меры объясняется тем, что в последнее время в область поступает большое количество некачественной водки. Закон призван оградить интересы самарских производителей спиртного.

После этого члены коллегии обратились к проекту Закона «О жилье», который был представлен на их рассмотрение уже в третий раз. Закон призван в первую очередь обеспечить базу для развития в области ипотечного кредитования. После его вступления в силу банки получат возможность выдавать гражданам кредиты под залог приобретаемых квартир. Кроме того, законопроект вводит понятие муниципального социального жилищного фонда. Квартиры из него должны выделяться в порядке очереди только малоимущим гражданам, которые не будут иметь права приватизировать это жилье.

На территории региона есть зона экологического бедствия — город Чапаевск, где долгое время выпускались боевые отравляющие вещества. До сих пор здесь нет очистных сооружений ни на одном оборонном предприятии. Серьезные опасения вызывает здоровье населения города, где по статистике больны 96% детей.

В 1996 году  федеральное правительство утвердило программу «Социально-экономическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области». Однако денег под программу выделено не было. В город поступали лишь деньги из областного бюджета.

На последней коллегии обладминистрации проект комплексной программы возрождения г. Чапаевска практически не вызвал дискуссий. Предполагается, что общий объем финансирования на социально-экологическую реабилитацию города в 1999-2010 годах составит 3309,579 млн. рублей. Самарской области возрождение города обойдется в 2010,003 млн. рублей, а казне самого г. Чапаевска — примерно в 185 млн. рублей[[9]].

В заключении вниманию коллегии была предъявлена концепция проведения экономического эксперимента на территории области. Без малого два года над этой разработкой трудились в обладминистрации, дважды она рассматривалась на высшем экономическом совете. Основная цель эксперимента: добиться более высокого качества и уровня жизни самарцев.

Коллегия одобрила концепцию, обязав разработчиков подготовить соответствующие проекты Указа Президента РФ и постановления кабинета.[[10]].

2.2.       Губернская Дума

Губернская Дума второго созыва завершила свою первую сессию. 6 июля заместители председателя Думы Людмила Дурова и Николай Уткин вместе с председателями думских комитетов провели итоговую пресс-конференцию.

За прошедший период состоялось 8 заседаний Думы, принято 105 нормативно-правовых актов, создан единственный в своем роде законотворческий центр. Все существующие аналоги — совместные инициативы обладминистраций и законодательных собраний, тогда как в Самарской области — чисто думский. Результатом деятельности Думы в первом полугодии стало не только принятие законов, но и оформление взаимоотношений самих депутатов.

В ходе пресс-конференции руководители комитетов Думы продемонстрировали солидарность в оценках важнейших законопроектов, рассмотренных за полгода.

Тем не менее, существует думская левая оппозиция: коммунисты Валерий Козленков и Николай Малахов. Отстаивая принципиальные в идеологическом отношении вопросы, они все же в большинстве случаев соглашались с предложениями, исходившими из самарского «Белого дома». Схожую, но отчасти и даже более жесткую позицию занимает Наталья Боброва. Бывший председатель законотворческого комитета не принадлежит ни к одной оппозиционной организации, но, тем не менее, в публичных выступлениях она зачастую называет себя «единственным оппозиционером в областном парламенте».

В целом Дума весьма лояльна к обладминистрации. Ни главы городских администраций, ни промышленники не проявили себя как группы, отстаивающие собственные интересы.

И все же за прошедшие полгода Дума показала себя способной вступать в противоречие с областной исполнительной властью. Примером особой твердости, проявленной депутатами может служить областная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Депутатов не устроила в первую очередь необходимость повышения квартплаты. Разработчики программы были вынуждены согласиться изменить ставку платы за жилье. Вместо 65% от реальной стоимости в 2000 году гражданин должен будет платить не более 15% от совокупного дохода своей семьи.

Работа над этим проектом будет продолжена во втором полугодии. В планах — принятие закона о едином налоге на сельхозпроизводителя, положение об ипотечном кредитовании и другие. Депутаты также предполагают принять ряд социально направленных законов. Однако в связи с плохой наполняемостью областного бюджета социальные расходы могут быть сокращены. В этом случае новых документов, посвященных развитию этой сферы, может и не появиться [[11]].

2.3.       Кадровые перестановки

Год назад, во время кампании по выборам мэра г. Самары, всех удивил и обескуражил неожиданный ход Григория Лиманского, пригласившего в свою команду перед вторым туром голосования одного из соперников — главу частного охранного предприятия «Алекс» Олега Киттера. Этому кандидату удалось покорить радикализмом высказываний и декларируемых намерений значительную часть электората. Удивительно было то, что Киттер, выдвинувший пользовавшийся тогда большой известностью лозунг «Не голосуй за трех толстяков!», накануне второго тура голосования вступил в союз с одним из них. В слишком уж разных «весовых категориях» находились Лиманский (стремившийся понравиться всем сразу) и Киттер, игравший на чувствах в первую очередь рабочих оборонки, пенсионеров и всех обиженных властью. Альянс принес успех. Георгий Лиманский выиграл выборы, а Киттер получил кресло заместителя главы города по борьбе с правонарушениями. Но вот случилось то, о чем Киттера предупреждали с самого начала его работы в новой должности. Спустя год он вынужден был подать заявление об отставке, которое было удовлетворено 1 июля 1998 года.

На пресс-конференции Олег Киттер сообщил, что борьба с правонарушениями, прежде всего, среди чиновников, наталкивалась на серьезное сопротивление. Мэр отказал даже в штате из трех-пяти человек, чтобы хотя бы реагировать на жалобы населения. В то же время штат самой администрации вырос в два раза: с 200 до 400 сотрудников. Практически все нарушения, выявленные Киттером и его единственным помощником, оставались безнаказанными, а их виновники до сих пор трудятся на своих должностях. Более того, мэр Самары сделал своей постоянной практикой следующее: «получая компромат на кого-либо из подчиненных, он не увольняет их, а просто заставляет работать на себя «за страх», а не на совесть».

Киттер уверен, что Лиманский сознательно препятствовал ему в работе. Попытка изменить жизнь в городе силами отдельно взятого гражданина Киттера не удалась [[12]].

Освободившееся с уходом Олега Киттера место в штатном расписании мэрии пустовало недолго. На должность заместителя главы горадминистрации был назначен начальник управления по связям с общественностью и средствами массовой информации Джон Шемякин.

Круг полномочий новоиспеченного заместителя будет существенно отличаться от сферы обязанностей г-на Киттера, курировавшего лишь правовые вопросы. Можно предположить, что Джону Шемякину будет поручено курировать молодежные проблемы и, как и раньше, заниматься связями с общественностью и СМИ [[13]].

В начале июля стало известно об отставке прокурора г. Самары Николая Куценко. По заявлению экс-прокурора, этот шаг никак не связан с каким-либо профессиональными и политическими причинами, а объясняется лишь возрастом и состоянием здоровья.

3.    социальная активность

3.1.       Профсоюзы

Общероссийская акция протеста работников оборонной промышленности г. Самары практически не коснулась. Лидеры местных профсоюзов оборонных предприятий отменили пикетирование «Белого дома», так как считают, что областная администрация, в отличие от федерального правительства, действительно предпринимает меры по выводу предприятий ВПК из кризисной ситуации. Это решение было принято после встречи вице-губернатора Владимира Мокрого с лидерами профсоюзов.

8 июля профсоюзные активисты собрались во Дворце культуры имени Кирова. Одним из первых о проблемах «оборонки» рассказал председатель областного комитета профсоюзов работников авиационной промышленности Василий Черемушкин. Он заявил, что задолженность по зарплате на предприятиях губернии сегодня превысила 1 млрд. рублей. Официально зарегистрировано 63 тыс. безработных, еще 130 тыс. человек работают неполную рабочую неделю. По мнению профсоюзного лидера, для исправления ситуации необходимо скорректировать социально-экономический курс правительства. Также Василий Черемушкин высказался в пользу принятия Государственной Думой закона о согласованном уровне жизни, в случае несоблюдения которого исполнительная власть автоматически уходила бы в отставку, и потребовал ускорить процедуру импичмента президента и отстранить от власти Бориса Ельцина.

Председатель профкома ЦСКБ Владимир Шишкин в своем выступлении потребовал предоставить предприятиям «оборонки» льготы по платежам в местные бюджеты.

Лидер самарских коммунистов депутат Госдумы Валентин Романов призвал к общероссийской политической стачке с целью отстранения от власти президента и правительства.

По словам директора областного департамента промышленности Владимира Доронина, военно-промышленный комплекс области «фактически перестал существовать». Причиной такого положения стало невыполнение правительством взятых на себя обязательств по финансированию государственного оборонного заказа. Задолженность предприятиям оборонного комплекса губернии на сегодня составляет 589 млн. рублей. При этом «в 1997 году ни одно оборонное предприятие губернии не получило из федерального бюджета ни рубля».

Последствия кризиса оборонной промышленности стремится смягчить лишь обладминистрация. Созданный в 1994 году областной фонд конверсии за пять лет своей работы предоставил 19 заводам 35 млрд. рублей на реализацию 22 конверсионных проектов, благодаря чему удалось сохранить несколько тысяч рабочих мест.

Владимиру Доронину не удалось убедить участников собрания в действенности предпринимаемых обладминистрацией мер. Активисты профсоюзов оборонных предприятий заявили о готовности присоединиться к очередной всероссийской акции протеста, намеченной на август.

Итогом собрания стало принятие резолюции с требованием отставки президента, изменения социально-экономического курса и погашения бюджетной задолженности перед оборонными предприятиями. Самарские профсоюзы также решили направить делегацию в Москву для поддержки бастующих шахтеров и оборонщиков [[14]].

3.2.       Акция профсоюзов

21 июля на автобусе, арендованном на профсоюзные средства, из Самары в Москву отправилась делегация от профорганизаций крупнейших предприятии области во главе с заместителем председателя ФПСО Александром Лясковским.

Эта поездка стала продолжением акции протеста 8 июля, в ходе которой было принято решение отправить делегацию на Горбатый мост для поддержки «великого сидения» шахтеров. Самарские профсоюзные деятели отправились в Москву с жесткими политическими требованиями. Они настаивали на отставке президента России «за систематическое невыполнение полномочий гаранта конституционных прав граждан».

Как и планировалось, по пути в Москву самарцы останавливались в Пензе и Рязани, где провели встречи с представителями тамошних профсоюзов. Г-н Лясковский отметил, что недовольство нынешней властью в этих регионах значительно сильнее, чем в Самарской области.

В Москве делегация приняла участие в акции протеста, а также встретилась с руководством ФНПР. Главным итогом встречи с профсоюзными лидерами страны стал вывод о необходимости радикализации требований. Там же было решено для начала потребовать отставки представителей президента в регионах.

Самарскую губернию на Горбатом мосту представляли не только официальные делегации профсоюзов, но и другие политики. В частности, активными участниками акции стали члены профсоюза «Солидарность» и лидеры Партии диктатуры пролетариата Виктор Котельников и Григорий Исаев [[15]].

4.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

4.1.       «Женщины России»

Состоялось учредительное собрание областного отделения общероссийского общественно-политического движения «Женщины России». Его возглавила вице-спикер губернской Думы Людмила Дурова. В собрании также приняли участие депутат самарской городской Думы Алла Демина, представитель президента РФ в Самарской области Юрий Бородулин, вице-губернатор, директор департамента по управлению областным имуществом Владимир Мамигонов и игуменья Иверского монастыря Иоанна.

Выступления собравшихся были посвящены участию женщин в социально-политической жизни общества, что становится наиболее актуально накануне очередных парламентских выборов [[16]].

4.2.       Ассамблея народов России

В Москве состоялось учредительное собрание Ассамблеи народов России. На нем присутствовало более 200 делегаций большинства российских регионов. Возглавил Ассамблею бывший вице-премьер Рамазан Абдулатипов. Для того чтобы Ассамблея была зарегистрирована Минюстом как общероссийская организация, она должна иметь свои региональные отделения в субъектах федерации.

Еще 22 июня о своем вхождении в Ассамблею заявило руководство Волжского казачьего войска. Кроме того, войсковой атаман Юрий Еругин выступил организатором учредительного собрания. Самарского регионального отделения Ассамблеи.

Мероприятие не получилось представительным: на собрание пришли лишь пять лидеров национально-культурных организаций, уполномоченных принимать подобные решения. Самарскую Ассамблею поддержали руководитель областного чувашского культурного общества «Пехиль» Валентин Калмыков, руководитель еврейской национально-культурной автономии «Народ един» Александр Брод и президент самарской еврейской региональной национально-культурной автономии Марк Шмуклер. Лидер Русского национального центра Галина Рассохина выступила против проведения собрания в таком составе.

Было решено, что руководители национально-культурных организаций, вошедших в региональное отделение, автоматически будут входить в его совет. Таким образом, сегодня в совете самарского отделения состоит четыре человека. Но их число может пополниться лидерами тех объединений, которые пожелают вступить в местное отделение ассамблеи [[17]].



Источники

[1] Жоголева В. Всегда ли законен закон // Волжская коммуна. Самара. 1998. 28 июля. — № 137.- С.1.

[2] Субботин Г. Пенсия — это святое // Волжская коммуна. Самара. — 1998. — 29 июля. — № 138-139. С.1.

[3] Марчуков С. Привыкать работать бесплатно? // Самарское экономическое обозрение. Самара. — 1998. — 20 июля. — С.1.

[4] Копалиани Д. Депутаты не собираются на каникулы // Волжская коммуна. Самара. — 1998. — 8 июля. — № 123-124. С.1.

[5] Копалиани Д. Область покидает ряды бюджетных доноров // Волжская коммуна. Самара. 1998. — 28 июля. — № 137. С.1.

[6] Федоров А. Тольяттинский ультиматум // Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 27 июля. № 30 С.2.

[7] Марчуков С. Губернатор ВАЗ в беде не оставит // Волжская коммуна. Самара. — 1998. — 28 июля. — №137. С.2.11

[8] Федоров А. Тольяттинский ультиматум // Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 27 июля. № 30 С.2.

[9] Перла А. Если экспериментировать, то с «Губернаторской» // Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 20 июля. № 29.С.3.

[10] Есин Е. На «здоровье» Чапаевска придется скинуться // Волжская коммуна. Самара. — 1998. — 17 июля. — № 29. С.1.

[11] Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 2 июля. № 29. С.4.

[12] Д.К. Один Киттер не воин // Волжская коммуна. Самара. — 1998. — 17 июля — № 129. С.1.

[13] Сипров В. Джон делает карьеру // Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 20 июля.№ 29.С.2.

[14] Афанасьев С. «Оборонка» требует отставки президента // Самарское обозрение Самара. 1998. — 13 июля.№ 28.С.2.

[15] Сипров В. Политический хадж // Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 27 июля. — № 30. С.3.

[16] Невиданные плоды «Женщин России» // Самарская область. Самара. — 1998. — 13 июля № 28. С.6.

[17] Сипров Н. Ассамблея недосчиталась некоторых народов // Самарское обозрение. Самара. — 1998. — 27 июля. — № 30. С.5.