Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

АГЕНТСТВО «РЕЙТИНГ»

В.РУХЛЯДЕВ

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1998 года

1.    власть

1.1.       Администрация

1.1.1.      Областная администрация

Месяц был очень насыщен для губернатора Томской области Виктора Кресса встречами с видными представителями российской политики и экономики. Поэтому обращаем внимание прежде всего на эти события.

16 июля В.Кресс встретился с Президентом РФ Борисом Ельциным. Это была первая персональная, а не в составе группы, встреча томского губернатора в президентом России. Вероятно, что сыграло роль и то, что В.Кресс незадолго до этого был назначен председателем межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Губернатор поставил перед президентом ряд проблем: передача 36% акций ВНК в управление области, выплата долга в 400 млн. рублей за уже проданный пакет ВНК, реализацию программы научно-учебного комплекса, последствия перекрытия железной дороги шахтерами Кузбасса. Что касается последнего вопроса, то Б.Ельцин распорядился послать в Кузбасс Олега Сысуева. Стоит напомнить, что названный вице-премьер прежде категорически отказывался ехать в Кузбасс, так как правительство все свои обязательства перед шахтерами выполнило. Пообещал президент Томской области и большую стабилизационную ссуду.

Говоря о рассматриваемой антикризисной программе, которую рассматривал Совет Федерации, В.Кресс обратил внимание на два законопроекта — о вмененном налоге и налоге с продаж. Областной налог с продаж, как ожидается, будет принят в ближайшее время. По оценкам он должен принести в областной бюджет 20-30 млн. рублей. Вмененный налог — чуть меньше. С облегчением губернатор сказал о том, что налаживается работа на ТНХК. Развязываются многие узлы. Очередным шагом в этом направлении — и весьма значительным — ожидался визит в Томск в ближайшее время председателя правления «Газпрома» Рэма Вяхирева. Ожидалось подписание соглашения «область — компания», одним из благоприятных для области следствий которого может быть расширение налоговой базы [[1]].

24 июля в Томск действительно прилетел глава «Газпрома» Рэм Вяхирев. Между РАО «Газпром» и Томской областью было подписано соглашение о сотрудничестве. Правда это пока лишь рамочное соглашение, а конкретные договоренности председатель РАО «Газпром» предложил обсудить месяца через два. Цель визита Р.Вяхирева, по его словам, состояла в том, чтобы не месте убедиться, что у Томской области есть необходимый потенциал для выполнения тех задач, которые ставит перед собой «Газпром». Последний хочет, чтобы Томская область стала опорной базой для развития газовой промышленности и газового рынка в Юго-Восточной Азии. Через территорию области предполагается проложить несколько магистральных газопроводов. Здесь есть ресурсы, причем сама цепочка месторождений обязательно идет через Томск. И это привлекательно, прежде всего, уменьшением затрат на транспортировку добытого сырья. Томская область связывает с развитием отношений с «Газпромом» следующие перспективы: реализацию областной газовой программы, газификацию городов, районов и сел, разработку и внедрение программы использования газомоторного топлива на автотранспорте, разработку и внедрение газосберегающих технологий, развитие материально-технической базы дочерних «Газпрому» обществ и организаций, запуск на полную мощность ТНХК.

В выступлении В.Вяхирева прозвучало, что неслучайно под недавним обращением российских нефтегазодобытчиков к правительству нет подписи Рэма Вяхирева. Документ этот, как он считает, не отвечает идеологии «Газпрома». «Нельзя разговаривать с президентом и правительством языком ультиматума. Ведь недоработок и недостатков хватает и у нефтяников, и у газовиков. Да, сегодня акциз режет добывающую отрасль по живому. Но, защищая свои интересы, нельзя отнимать последнее у бюджетников и пенсию у стариков. Как нельзя допускать и дробления «Газпрома». Причем в этом крамольном желании он винил не МВФ, а чисто российский шкурный передел собственности, который не имеет ничего общего с настоящими дельными экономическими решениями [[2]].

На очередном аппаратном совещании у губернатора начальник департамента финансов Антон Джаши дал информацию о поступивших налогах в областной бюджет. Сумма небольшая — всего 788 тыс. рублей, но это позволило несколько уменьшить задолженность по заработной плате. Так, управлению здравоохранения перечислено около 900 тыс. рублей. Часть этих средств пошла на выплату заработной платы, которая выдается за апрель, часть на оплату медикаментов. Ожидается трансферт из федерального бюджета. Полученные средства будут перечислены в районы области и пойдут в первую очередь на выплату заработной платы. Самую большую задолженность по зарплате имеют г. Томск (более 12 млн. рублей), Стрежевой (более 9 млн.), Каргасокский и Томский районы, Колпашево (свыше 8 млн. рублей каждый). Что касается детских пособий, то, согласно федеральному закону, материальная помощь детям будет выплачиваться только в тех семьях, где достаток на одного члена семьи ниже двух прожиточных минимумов [[3]].

Задачи власти на перспективу в отношении промышленных предприятий: чувствовать экономическую ситуацию и не допускать случаев, как это бывало, чтобы предприятие проело себя три раза. Инструментарий у администрации есть. Либо она активно участвует в работе собраний акционеров — на тех предприятиях, чьи акции у нее имеются, либо выступает в качестве кредиторов предприятий-неплательщиков [[4]]. В конце месяца, на очередном заседании областной Думы, состоялось утверждение новой схемы областной исполнительной власти. Губернатор реализовал сразу две задачи: замену кадров, демонстрируя таким образом новые акценты в идеологии областного управления, и работу над собственно схемой управления. Новая схема демонстрирует как понимание властью сути происходящих процессов, приоритетности проблем, так, судя по отдельным высказываниям губернатора, а также новым назначениям, и личностные особенности самого первого лица, его симпатии и антипатии. Появление новой схемы объясняется новизной и динамикой реформ, требующих адекватного реагирования исполнительной власти. Появилась необходимость большей концентрации власти на вопросах хозяйственной деятельности; необходимость улучшить работу с органами местного самоуправления. Здесь две проблемы: с одной стороны, независимость глав местных администраций, обусловленная тем, что они обрели должности в результате выборов, а с другой — зависимость местных бюджетов от бюджета областного, подчас в силу их чудовищного дефицита.

Среди особенностей новой схемы — появление должности заместителя губернатора по экономике и инвестициям (этот пост недавно занял Г.Авалишвили), а также экспертно-аналитического отдела. Появился отдел по поддержке предпринимательства. Рост статуса прежнего комитета по предпринимательству обусловлен тем, что в сфере предпринимательства в области занято 120 тысяч человек, которые дают 12% внутреннего регионального продукта, 11% налогов в областной бюджет. Увеличения штатов и расходов на администрацию не будет [[5]].

При обсуждении новой схемы на Думе и губернатор и часть депутатов высказывались в пользу того, что следует внести поправки в Устав области, дав право губернатору самому принимать решение об изменении схемы управления областью, не утверждая все это решением Думы. Но председатель областной Думы Борис Мальцев весьма категорично высказался против этих попыток расстаться с частью своего влияния на исполнительную власть. По его словам, нельзя лишать народ в лице его избранников влияния и контроля над исполнительной властью.

1.1.2.      Новые назначения

21 июля в областной администрации приступил к своим обязанностям новый заместитель губернатора области — 46-летний Гурами Джемалович Авалишвили. Он закончил Петрозаводский госуниверситет и более 20 лет жизни посвятил нефтяной отрасли Томской области. Работал помощником бурильщика, технологом, старшим технологом и начальником смены в Стрежевском управлении буровых работ, затем начальником центральной инженерно-технологической службы, заместителем начальника управления. С 1992 года — заместителем генерального директора по экономике АО «Томскнефть». Последнее время он был вице-президентом ОАО «Восточная нефтяная компания» по экономике и финансам. В областной администрации Авалишвили возглавит департамент экономики и финансов (до его прихода эти вопросы курировал первый заместитель главы администрации А.Пономаренко) [[6]].

1.1.3.      Управление внутренних дел

23 июля в УВД состоялось расширенное заседание коллегии с участием руководителей всех подразделений УВД, представителей президента и губернатора, прокуратуры, ФСБ, налоговых служб. Начальник УВД Виктор Гречман отметил, что возросло количество тяжких преступлений. Но спад иных видов преступности позволил Томской области переместиться по общему показателю с 52 места на 22-ое по России. Уменьшилась в среднем нагрузка на следователей — с 9 до 7 дел, увеличился процент раскрываемости (с 71% до 81%). Но много и недостатков: почти каждая вторая кража в области остается нераскрытой. Много дел возвращается из судов на доследование, растер «наркотический» и подростковый преступный «вал».

В ближайшие полгода в УВД планируется реорганизация патрульно-постовой службы. Будет исключено двойное управление службой и объединены роты ППС в батальон. Объединенные подразделения ППС будут более жестко подчинены милицейскому руководству. В ближайшее время, в соответствии с приказом министра МВД, кадровый состав органов милиции будет сокращен на 10%. Это не коснется только следствия, оперативных служб и служб собственной безопасности.

Сокращения вызваны новой «нарезкой» бюджета МВД, расходы которого сократились на 28% [[7]].

1.1.4.      Мэрия г. Томска

На внеочередном чрезвычайном заседании городской Думы 29 июля депутаты рассматривали вопрос о предоставлении городской администрации вексельного кредита ОНЕКСИМ-банка на сумму 15 миллионов рублей. Тот факт, что деньги городскому бюджету нужны, не вызывает никаких сомнений — средств не хватает на зарплату и отпускные учителям, врачам, на подготовку города к зиме. На сегодняшний день задолженность по зарплате работникам социальной сферы составляет 17,4 млн. рублей, работникам жилищно-коммунальной сферы — 26,5 млн. рублей. Вопрос, волновавший депутатов, сводился к тому, насколько выгодны условия, по которым будет получен кредит для бюджета и в состоянии ли бюджет его погасить. мэрией был объявлен конкурс на предоставление кредита. Среди местных банков самым выгодным было предложение Сбербанка под 4% в месяц и требование залога муниципального имущества. Но условия кредита от ОНЕКСИМ-банка выглядели более привлекательно: 2% в месяц, ликвидные векселя с короткими сроками погашения. Неудивительно, что предпочтение было отдано ему. Мнения депутатов по поводу условий кредита разделились. Сомнения депутата В.В.Еремина вызвала возможность его возврата. На что было резонно замечено, что поступающие в бюджет средства будут аккумулироваться, а векселя будут выдаваться только за выполненный объем работ. Проводится специальная работа и с крупными должниками, задолженность которых в бюджет составляет по 500-800 тыс. рублей. Другие депутаты были менее категоричными и согласились с тем, что условия кредитования в самом деле очень выгодные, однако обязали администрацию после того, как будет составлена схема движения векселей, предоставить план погашения задолженности. Итоги голосования были вполне убедительны: 14 депутатов из 18 присутствующих проголосовали «за» кредит от ОНЕКСИМ-банка [[8]].

1.2.       Областная Дума

28 июля состоялось 7-ое собрание Государственной Думы Томской области. Повестка дня включала более двадцати вопросов. Наиболее важные: «О проекте Закона Томской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» (второе чтение); «О подготовке к отчету администрации Томской области на собрании Думы об исполнении закона Томской области «Об областном бюджете на 1998 год»; «О схеме исполнительной власти Томской области»; Информация о выплате заработной платы работникам бюджетной сферы г. Стрежевого; Информация об изъятии документов в фирме «Стэк» и другие.

Наибольшее внимание было уделенозаконопроекту «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области». В пояснительной записке к нему, составленной начальником департамента экономики администрации Томской области Анатолием Лукьянцом и председателем бюджетно-финансового комитета Государственной Думы Томской области Юрием Ковалевым, говорится, что анализ сложившейся в стране, ее регионах, Томкой области убеждает в том, что существует устойчивая и глубокая связь между инвестиционным процессом и ходом экономического развития. В создании условий для экономического роста, решения социальных задач при нынешнем состоянии экономики важнейшее значение приобретает активное привлечение внешних и внутренних финансовых ресурсов в реальный сектор производства, малый и средний бизнес, в социальную сферу.

Инвестиционная деятельность является важным средством структурной перестройки экономики, ее адаптации к кардинально изменившимся условиям. Принятие закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» назрело давно, его проект был подготовлен полтора года тому назад. В основу законопроекта были положены действующие федеральные законодательные акты, концепция социально-экономического развития Томской области на 1997-2000 гг. Учтен положительный опыт инвестиционной деятельности других регионов России, прогноз дальнейшего развития экономической ситуации.

Законопроект включает в себя три крупных блока рекламных положений:

1. Права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности.

2. Формы и методы поддержки, защиты прав, интересов, имущества субъектов инвестиционной деятельности со стороны местных органов государственной власти, льготный режим и гарантии, которые предполагается установить на территории Томской области.

3. Организация, порядок и условия осуществления инвестиционной деятельности на территории Томской области.

Разработчики законопроекта считают, что он мог бы более эффективно работать в совокупности с другими законами, которые необходимо разработать и принять в первоочередном порядке: «Об инновационной деятельности в Томской области», «Об ответственности за нарушение прав инвесторов», «О консервации», «О стимулировании экспорта предприятий Томской области», «О порядке поручительств администрации Томской области по гарантиям при реализации инвестиционных проектов», «О лизинге».

Обсуждение большинства вопросов прошло относительно спокойно. Но при заслушивании информации об изъятии документов в фирме «Стэк» разгорелись нешуточные страсти. Прибывший на собрание начальник управления федеральной службы налоговой полиции по Томской области В.Котляров попросил удалить из зала средства массовой информации и приглашенных, чтобы изложить свое видение проблемы только депутатам. Но прессу в зале все-таки оставили. В жаркой дискуссии приняли участие депутаты И.Скоробогатов, А.Деев, А.Андросов, В.Лукин, Г.Шамин, Ю.Ковалев и полномочный представитель президента В.Жидких. В ходе обсуждения проблемы председатель Думы Борис Мальцев не раз призывал собрание рассматривать вопрос лишь с точки зрения нарушения прав человека, в данном случае «стековцы» утверждают, что налоговая полиция превысили свои полномочия, а не раздавать направо и налево свои оценки. Собрание решило дождаться выводов областной прокуратуры, куда обратился с жалобой руководитель фирмы «Стек» Игорь Иткин [[9]].

2.    общественные и политические ОРГАНИЗАЦИи

2.1.       Ассоциация офицеров запаса

Томская региональная общественная организация «Ассоциация офицеров запаса» была создана в ноябре 96-го — первоначально под названием «Помощь военнослужащим». Свое нынешнее имя получила в августе прошлого года. сегодня ассоциация насчитывает более ста человек. И это скорее всего не предел, так как только в городе живет более пятисот кадровых офицеров запаса, не считая отставников. А сокращение в армии продолжается. Проблема их адаптации в гражданской жизни стоит весьма остро. Лишь 7% офицеров было уволено в запас в 97-м году. Остальные имели достаточный срок для врастания в гражданскую жизнь. Но от 50 до 56% офицеров, а это 250-270 человек, вообще не имеют работы. С учетом тех, кто работает временно и/или не удовлетворен своей работой, цифра вырастает до 370-400 человек. Более трети офицеров имеют специальности, не пользующиеся спросом на рынке труда. Особенно остро проблема трудоустройства стоит перед теми, кому больше сорока пяти, и только что уволенными в запас.

По мнению президента офицерской ассоциации Виктора Бархатова, нужно в корне менять отношение к бывшим офицерам со стороны службы занятости. А пока их чисто механически отнесли к слабозащищенным слоям населения, приравняв к инвалидам и матерям-одиночкам. Предлагается создать в г. Томске филиал Сибирского учебного центра «Надежда», где бы занимались переобучением и переподготовкой военнослужащих. Еще более остро стоит вопрос с жильем. На очереди в облвоенкомате стоит около пятисот военнослужащих, 90% которых — офицеры. Выход ассоциация пытается найти в развитии производственно-коммерческих структур. Готовится к изданию собственная газета.

2.2.       ЯБЛОКО

На фоне полного отсутствия деятельности местных «яблочников» стоит обратить на небольшой пассаж в статье местного политического обозревателя Виктора Свинина по поводу позиции Григория Явлинского относительно письма последнего в адрес президента Ельцина о творящемся беззаконии в ряде регионов РФ, о бесчинствах региональных властей [[10]].

2.3.       Реакция на похороны царской семьи

Параллельно с событиями в Петропавловской крепости в Томске около Камня Скорби прошли две акции, посвященные памяти Николая II и его семьи. Инициаторами первого мероприятия были члены общества «Мемориал». К ним примкнули представители антифашистского комитета, молодежного антифашистского действия и Томского центра по правам человека — всего примерно человек 35. В качестве ведущего был председатель областной комиссии по реабилитации и сопредседатель общества «Мемориал» Вильгельм Фаст. Разговоров о подлинности останков не заходило, зато несколько ораторов отметили, что на церемонии погребения было принесено столь необходимое России покаяние в злодействах далекого прошлого. По окончании первого мероприятия на том же месте с зажжения свечей началось второе, организованное Томским отделением монархического центра. В нем приняли участие примерно 15 человек. К немногочисленным монархистам присоединились национал-патриоты и даже приезжие представители национал-большевистской партии, возглавляемой писателем Эдуардом Лимоновым.

Здесь же присутствовала часть участников предыдущей траурной процедуры. Лидер томского ВМЦ Геннадий Пискунов развернул монархический стяг и, открывая поминовение, произнес взволнованную речь, сутью которой было неприятие происходящего. Божьими карами пригрозил демократам и вообще всем недругам известный в городе В.Шендрик. Тем не менее столкновений не было, и немалые силы милиции, стянутые к месту событий, оказывали на манифестантов разве что профилактическое воздействие [[11]].

3.    ЭКОНОМИка

3.1.       Последствия рельсовой блокады

В результате пикетов кузбасских шахтеров на железной дороге, в г. Томске 15-19 июля возник дефицит бензина. Другой причиной обострившегося положения стали неурядицы с новой схемой обеспечения Томской области ГСМ. Мэр г. Томска приравнял ситуацию с бензином в областном центре к стихийному бедствию. Он выразил обеспокоенность тем, что без бензина могут остаться госбюджетные организации, прежде всего, та же «скорая помощь». И пообещал объявить в городе чрезвычайное положение, поставив возле автозаправок Восточной нефтяной компании охрану и распределять топливо по личному распоряжению. Реакция нефтяников не заставила себя ждать. Вице-президент ВНК по реализации ГСМ, внешний управляющий «Томскнефтепродукта» Ю.Целищев пообещал: если АЗС заблокируют амоновцы, то ВНК подаст в суд. И сразу же предложил компромиссный вариант: выделить одну-две заправки только для бюджетников.

Из-за «рельсовой войны» упущены сроки завоза грузов в северные районы области, общий объем которых составил 102 тысячи тонн. Без топлива и ГСМ остались вахтовые и лесные поселки. Кроме того, томские речники, ожидавшие в третьем квартале поступления 350 тысяч тонн груза, с учетом средней выгрузки вагонов как минимум 102 тысяч тонн так и не получат. По подсчетам коммерческого директора ОАО «Томский речной порт» В.Резинкина, в денежном выражении убытки этого предприятия, включая и потери по заработной плате, в настоящее время превысили 4 млн. рублей. Томские промышленники не смогли выполнить договорные обязательства по поставкам сборного железобетона для нефтяников Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Только за две недели сорвано поставок на 30 млн. рублей и получено уведомление второй стороны о готовности расторгнуть контракт и передать этот заказ другому подрядчику. В разгар сенокосного сезона из-за отсутствия ГСМ в некоторых районах области была прекращена заготовка кормов, нарушены технология ухода за посевами [[12]].

3.2.       Восточная нефтяная компания

Состоялось первое заседание в Томском областном суде по кассационной жалобе «ЮКОСа». Нефтяная компания не согласна с решением суда Советского района, удовлетворившего иск томича Евгения Гавриленко и отменившего тем самым решение внеочередного собрания акционеров ВНК, что равносильно аннулированию внешнего управления Восточной нефтяной компанией. Заседание длилось не более 5 минут и завершилось переносом на седьмое августа: один из судей заболел и был заменен коллегой, который оказался, как и Е.Гавриленко, мелким инвестором ВНК, то есть заинтересованным лицом. Судя по реакции прибывшего в Томск руководителя юридической службы «ЮКОСа», компания не заинтересована в затягивании процесса. Возможно готовится крупномасштабная операция с акциями ВНК, может быть, их перепродажа. Но это всего лишь рабочая гипотеза [[13]].

По данным пресс-службы ВНК, компания провела аудит своих запасов нефти и газа. Новые цифры упрочат ее позиции на Западе и позволят инвесторам с большей уверенностью работать с томичами. Согласно полученным данным, запасы ОАО «Томскнефть» и ОАО «Томскнефтегазгеология» на 1 января 1997 года составили около 4 млрд. баррелей нефти, в том числе доказанные экономически рентабельные_ — 2 млрд. 300 млн. баррелей. Оценка запасов проводилась американской фирмой «Miller & Lents». Известно, что зарубежные методики подсчета запасов существенно отличаются от принятых в России. Запасы ВНК составляют 72%, некоторые категории перешли в разряд вероятных и возможных, что подтверждает качество запасов. Как показал аудит, ВНК обладает также крупными запасами газа, сосредоточенными на двух месторождениях. Общие доказанные запасы насчитывают 2,9 трлн. куб. футов газа, что по отношению к российским категориям составляет около 50%. Основная причина столь разной оценки заключается в разнице коэффициента извлечения нефти (КИН). Согласно российским стандартам, КИН принимается на уровне 98%, а в международной практике принято принимать в пределах 70-75%. В заключении специалистов «Miller & Lents» сказано, что «в Восточной нефтяной компании имеется существенный потенциал по использованию собственных запасов: возврат простаивающих скважин в фонд действующих, перевод скважин на новый продуктивный пласт с целью интенсификации притока».

Нефтяная компания «ЮКОС» и ВНК подвели итоги работы в первом полугодии 1998 года. За 6 месяцев суммарная добыча нефти холдинга составила 22,120 млн. тонн, что на 1,120 млн. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем добычи нефти в НК «ЮКОС» составил 16,982 млн. тонн, ВНК — 5,305 млн. тонн. Вместе обе компании переработали 12,574 млн. тонн нефти, из этого объема на долю НПЗ «ЮКОСа» приходится 10,289 млн. тонн, на долю Ачинского НПЗ (ВНК) — 2,285 млн. В итоге обеими компаниями произведено 11,339 млн. тонн нефтепродуктов — 2,28 млн. тонн автобензина, 3,59 млн. тонн — дизельного топлива, 3,71 мазута, 506 тыс. тонн авиатоплива. Таким образом, оп итогам первого полугодия НК «ЮКОС» и ВНК сократили добычу на 4,8% и уменьшили объем переработки нефти на 9%. Впрочем, печальная статистика не вызывает беспокойства у руководителей компаний. Как заявил представитель НК «ЮКОС», компания продолжает осуществлять комплекс мер по преодолению последствий падения мировых цен на нефть. Еще в начале 1998 года «ЮКОС» и ВНК подготовили программу повышения эффективности производства. Она предусматривает снижение добычи нефти на 3-5% за счет закрытия малорентабельных скважин и сокращения избыточных перерабатывающих мощностей на 10-15% с консервацией оборудования, ориентированного на выпуск низкорентабельной продукции [[14]].

3.3.       Сибирский химический комбинат

Руководство СХК подвело итоги работы комбината за полугодие и представило их на очередном брифинге для прессы. По словам Виктора Тишкова, начальника планово-экономического отдела, в июне комбинат работал в усложнившихся условиях. Блокада железнодорожной ветки сказалась не только на деятельности СХК, но и на работе смежников — предприятий, которым поставляют свою продукцию северчане. Дальнейшая блокада железной дороги, оп словам В.Тишкова, может привести к обвальному срыву всех производств комбината. Однако, несмотря на трудности, СХК план первого полугодия выполнил, а по гражданской продукции — перевыполнил. Финансовое же состояние, по причине неплатежей, остается тяжелым. Долг государства перед комбинатом за год не изменился: в прошлом году он составлял в неденоминированных деньгах 218 млрд. рублей, а нынче в новых — чуть больше 218 млн. Рублей.

Александр Малышкин, начальник отдела охраны окружающей среды комбината, дал характеристику экологической обстановки вокруг предприятия, отметив ее стабильность. По большинству показателей значения были или близки к фоновым, или были значительно ниже. А.Малышкин проявил готовность дать любую информацию, представляющую общественный интерес. На брифинге была достигнута договоренность о том, что будет подготовлена объективная информация по экологической обстановке в тех местах, где северчане занимаются огородничеством [[15]].

3.4.       Банки

По данным пресс-службы «Томскпромстройбанк», итоги его работы были обсуждены на совете банка. Самый крупный коммерческий банк области сработал с прибылью в 729 тыс. рублей. В соответствии с требованиями ЦБ РФ, значительные средства в истекшем полугодии «Томскпромстройбанк» направил в резерв на возможные потери по ссудам.

Ужесточается контроль за выдачей и возвратом кредитов. В частности, решение о выдачи кредита свыше 200 тыс. рублей теперь будет приниматься правлением банка при условии ходатайства кредитного комитета. Треть высвобождаемой ссудной задолженности решено к концу года направить в высоколиквидные активы [[16]].

3.5.       Сельское хозяйство

Затрагивая проблемы сельского хозяйства Томской области, мы по сути дела затрагиваем целый спектр социально-экономических проблем. Дальнейшее развитие или коллапс этой отрасли хозяйства ставит вопрос существования десятков и десятков поселений, трансформации сельской инфраструктуры соотношения местных и ввозимых продуктов питания, а, следовательно, сохранения или вымывания денег томичей в области. В целом ситуация в сельском хозяйстве весьма неблагополучна. И многое здесь зависит не от субъективного фактора, хотя сказывается и он, а от объективных обстоятельств.

В период естественного освоения территории области до середины 30-начала 40-х годов поселенческая и производственная структура области формировалась в зависимости от возможностей населения по осваиванию тех или иных территорий области, в зависимости от возможности производить там и сбывать ту или иную продукцию в рамках существовавшего в те поры рынка. В затем, в тридцатые, сороковые годы, когда в Томскую область хлынул поток спецпереселенцев, населенные пункты начали расти там, где это было мало оправдано экономически, но диктовалось необходимостью использовать дармовую рабочую силу на лесоповале. Для формирования местной продовольственной базы там постепенно развивалось чаще всего убыточное с точки зрения экономики растениеводство и животноводство. Сформировавшись на антирыночных началах, все эти отрасли сельского хозяйства, включая лесодобычу, оказались совершенно невосприимчивыми к рыночным условиям. Деньги, вкладываемые в сельское хозяйство области, дают очень малую отдачу, а невзгоды селян множатся. Существующие точки зрения на дальнейшее развитие сельского хозяйства в области можно условно разделить на два течения: «радикальные рыночники» и «традиционалисты». Радикальные рыночники считают, что нельзя дальше вкладывать большие средства в сельское хозяйство, ибо они улетучиваются в «черную дыру». Пусть человек возделывает землю там, где это рентабельно и так, чтобы это было рентабельно. Традиционалисты считают, что нельзя ломать сложившуюся в прежние годы сельскохозяйственную инфраструктуру, надо и дальше датировать сельское хозяйство. Истина, надо полагать, как всегда посередине. Но добраться до этой «золотой середины» пока еще никому не удалось. Ну, а пока что еще одна иллюстрация о положении дел в сельском хозяйстве Томской области.

В силу поздней весны заготовка кормов на селе идет с большим опозданием. Старая техника рассыпается, а новую купить не на что. По прежнему сказывается диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Алтайцы предлагают свои тракторы, но по 700 тыс. рублей. Таких денег ни одно хозяйство найти не может. Тонна элементарного шпагата, которым механизаторы связывают травяные тюки, стоит в полтора раза больше, чем сливочное масло: тонну шпагата хозяйствам продают по 18-20 тыс. рублей, а закупочная цена тонны масла — 11-12 тысяч. Перебои в страдной поре участились и из-за нехватки ГСМ — из «рельсовой войны» задерживаются поставки горючего в область. Но на время страды в деревнях всегда запасали ГСМ впрок. Но в условиях дефицита ГСМ, горючее вывозится теперь оттуда мимо деревень. Не село спасать, а спасаться за счет села — это теперь становится правилом. Приводятся и относительно благополучные данные. Так что касается надоев, то они держатся в среднем по области на уровне 9,4 килограмма молока на одну корову в сутки, что на две десятых больше прошлогоднего. Выше 10-килограммовой отметки суточные надои на фермах Томского (10,8), Кожевниковского (10,.7) и Шегарского (10,3) районов [[17]].

3.6.       Лесная отрасль

По мнению вице-губернатора Вячеслава Наговицына, представляет интерес идеология вывода из кризиса, предложенная программой ТАСИС. Предполагается приблизить производство к сырьевой базе, создать головное предприятие. На его базе должна быть глубокая переработка леса. Там должен быть маркетинговый центр, который будет заниматься продвижением товаров на международный рынок, а также сеть кустовых предприятий лесозаготовителей [[18]].

3.7.       Газовая программа

По мнению вице-губернатора В.Наговицына, газовая программа — одна из двух секторов, где можно получить отдачу и поправить бюджетные дела. Но в ее реализации область отстает на год. Если бы «Томгаз», как было запланировано, произвел в 98-м году 1,5 млрд. кубов, то налогов получили бы столько, сколько потеряли от «Томскнефти». И второе — глубокая переработка добываемого сырья. Тот же ТНХК. Раньше он давал 20% налоговых поступлений. Сегодня стоит из-за проблем с сырьем. Она возникла из-за того, что там бездарно израсходовали оборотные средства [[19]].

3.8.       Томский нефтехимический комбинат

На ТНХК поступил долгожданный газ, необходимый для того, чтобы реанимировать производство. Это позволило запустить одну из печей завода метанола, на очереди вторая. Производство метанола позволит по цепочке приступить к получению формалина и карбамидных смол. Комбинат работает круглые сутки, добиваясь запуска своего технологического цикла. Газовики подали газ после длительных переговоров внешнего управляющего М.Ф.Прохора в «Газпроме», а также после погашения части задолженности векселями. Пока ограничений в поставках газа нет, так что загрузка заводов обещает быть максимальной. Решение финансовых проблем предприятия, по мнению М.Прохора, возможно только при загрузке производства сырьем на 60%. Первый шаг к этому уже сделан. Вполне возможно, что полученный газ, если он будет использован в расчетах с энергетиками, поможет снизить тарифы на электроэнергию. По сути дела это первый опыт сотрудничества томичей с «Газпромом». Заработали три производства ТНХК: метанол, формалин, карбосмола. Мощности завода метанола загружены на 90-92%. А карбосмола стала отгружаться для томского завода древесностружечных плит. Реанимировать ТНХК удалось с помощью частичной реструктуризации долга и долгожданных поставок сырья. Основной кредитор комбината, как известно, РАО «Газпром», он же и основной поставщик газа. Казалось, эта тупиковая ситуация никогда не могла разрешиться. Но выход был найден. Производство метанола превратилось в самостоятельное подразделение, почти равными (49 и 51%) долями акций которого владеют «Нефтехим» и»Газпром». Последний получил собственность в счет долга и внес свою часть оборотных средств. К тому же завод метанола теперь юридически считается дочерним предприятием компании и, конечно, получает сырье по «внутренним» ценам [[20]].

3.9.       Страхование

На страховом рынке Томской области грядут серьезные, определяющие его развитие на ближайшие годы, перемены. С 1 января 1999 года вступают в силу нормативы о величине уставного капитала страховых компаний. Мелкие будут вынуждены уйти, а рынок поделят наиболее крупные компании. В связи с этим закономерно возрастает активность томских филиалов мощнейших столичных компаний. В связи с этим 29 июля г. Томск посетили генеральный директор Промышленно-страховой компании Дмитрий Маркаров и его заместитель — начальник дирекции по развитию региональной сети Юрий Шабунин. По итогам встреч будет подписано генеральное соглашение о сотрудничестве местной исполнительной власти и Промышленно-страховой компании в сфере страхования муниципальной недвижимости, экологических рисков, сопровождающих работу с источниками ядерной энергии, процесс нефте- и газодобычи, работу предприятий — источников повышенной опасности. Промышленно-страховая компания планирует в ближайшем будущем создать в Томске мощную сеть агентов для активной работы с юридическими и физическими лицами [[21]].

3.10.    Наука

По оценке вице-губернатора В.Наговицына, имеющийся научный потенциал Томска используется очень слабо. Это является одной из причин плачевного положения промышленности. Последняя не представляет интереса для Министерства обороны, не участвует в каких-либо государственных программах. Соотношение оборонной и гражданской продукции — 1/10, а предприятия до сих пор называются оборонными. Сегодня оборонную технику немного выпускает электротехнический завод, завод измерительной аппаратуры, «Полюс», «НИИпроект», немного «Реатон». Теперь договорились упразднить понятие «оборонная продукция», потому что она ничем не отличается от обыкновенной и ее нельзя выделить из общей массы [[22]].

3.11.    Высокие технологии

Местный обозреватель обратил внимание на статью в «Новых известиях» от 24.06.98. «Дорога прогресса вымощена балтийским кремнием» и «примеряет» эту проблему к Томску. Речь идет о высокотехнологичном производстве чистого кремния, который является основой мельчайших интегральных схем, используемых в современной микроэлектронике и компьютерной технике. Спрос на кремний велик. Среди потребителей — Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, которым нужно огромное количество кремния для создания солнечной энергетики.

В России есть несколько мест, где возможно такое производство. Один из главных претендентов — город Сосновый Бор, что под Петербургом. Но и в Томске для этого есть практически все необходимое: квалифицированные специалисты, технологии, богатые рудные месторождения — Туганское в Томской и Анжеро-Судженское в Кемеровской области, атомный реактор и прочее оборудование на Сибирском химическом комбинате, которые необходимы в технологическом процессе очистки кремния. Вывод таков: кардинальные перемены в нашей стране совпали с кардинальными переменами в технологиях. Происходит смена парадигмы. С авансцены уходит нефть. Ей на смену приходит микробиология. Уходят старые материалы и в микроэлектронике. Им на смену приходят новые. Возможно, что способность умело вписаться в современные процессы и дает уникальный шанс России, а с ней и Томской области прорваться в будущее [[23]].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Доходы населения

По данным областного комитета Госстатистики, в июне номинальные денежные доходы населения Томской области по сравнению с маем вновь сократились — на этот раз на 0,4%. Существенно уменьшились выплаты социального характера: пенсий, пособий, страховых возмещений. А вот про сравнению с июнем прошлого года денежные доходы томичей стали скромнее на 12,5%. Эта отрицательная тенденция — устойчивое ежемесячное снижение реальных располагаемых денежных доходов — наблюдается все последнее время. Среднедушевые доходы составили в июне 789 рублей против 901 рубля в июне год назад. Реально располагаемые денежные доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен за этот период сократились более чем на 15%. В структуре использования денежных доходов стабильно растет доля потребительских расходов, в основном идущих на покупку товаров и оплату услуг. То есть две трети доходов, точнее 67,3%, если верить статистикам, томичами попросту «проедается». Томичей меньше стала привлекать и покупка валюты: если раньше на это они тратили 6% своих доходов, то в нынешнем июне только 5,4% [[24]].

4.2.       Прожиточный минимум

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) в июне 1998 года уменьшился по сравнению с маем на 16 рублей 51 копейку, или на 3,8%, и составил 420 рублей 96 коп. По социально-демографическим группам денежная величина бюджета прожиточного минимума сложилась следующим образом: мужчина трудоспособного возраста — 511 руб.16 коп.; женщина трудоспособного возраста — 430 руб. 86 коп.; пенсионер — 294 руб.43 коп.; ребенок до 7 лет — 337 руб.04 коп.; ребенок в возрасте до 15 лет — 482 руб. 62 коп. В июне для области в целом было характерно снижение минимальной стоимости жизни. Так, в г. Асине БПМ в среднем на жителя составил 398 руб. 77 коп.(уменьшился на 3,5%), в г. Колпашеве — 490 руб. 81 коп.(уменьшился на 3,7%), в г. Томске — 418 руб. 50 коп.(аналогичное уменьшение), в г. Северске — 441 руб.80 коп. (уменьшился на 4,3%). И только в г. Стрежевом величина бюджета прожиточного минимума увеличилась на 0,2% и составила 796 рублей 84 коп. Общее снижение БПМ объясняется тем, что в июне цены снизились на большинство продуктов питания, кроме мяса птицы и фруктово-овощной продукции [[25]].

4.3.       Выплата пенсий

Задержка выплат пенсий — одно из проявлений нестабильности нынешней экономической ситуации. К этому приводит нехватка наличных денег, невыплата зарплаты и ряд других причин. Местная власть, понимая истинные причины задержки пенсий, вынуждена предпринимать ряд «косметических» мер В принципе в Томской области положение с выплатой пенсий относительно благополучное. Тем не менее проблемы с наполнением бюджета действительно создают все более серьезные проблемы. Средством «выпускания пара» служат публикации подобные приводимой ниже. Причем редакция понимая, видимо, истинную роль подобных материалов, без подписи дословно воспроизводит текст, спущенный из соответствующей административной структуры.

Губернатор В.Кресс подписал постановление «О неотложных мерах по мобилизации доходов в Пенсионный фонд и своевременной выплате пенсий в Томской области». В документе отмечается, что в текущем году резко обострилась обстановка с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд страны. За первый квартал к уплате начислено 393,9 млн. рублей, а в фонд поступило лишь 284 млн. рублей. Расходы по выплатам пенсий за этот период составили 333,8 млн. рублей. Просроченная задолженность по взносам за первый квартал 1998 г. увеличилась и составила 709,7 млн. рублей. Во втором квартале текущего года положение дел со сбором страховых взносов еще более ухудшилось. В мае при плановом задании 141,1 млн. рублей собрано всего лишь 91,6 млн. Рублей. Выплата пенсий составила 115 млн. рублей. Во всех районах области отмечается отставание от графика пенсионных выплат.

Основными причинами резкого сокращения страховых платежей являются необеспечение должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений и организаций полноты уплаты страховых взносов, прикрытие неуплаты страховых взносов бартерными взаиморасчетами, все более распространяющаяся практика выплаты зарплаты через исполнительные листы без соответствующих отчислений в Пенсионный фонд. Ряд районов Томской области закрывает потребности на выплату пенсий собственными поступлениями лишь на 18-30%. В целях обеспечения своевременной выплаты пенсий губернатор постановил всем получателям бюджетных средств обеспечить своевременную и полную уплату обязательных текущих страховых взносов в Пенсионный фонд. А отделению Пенсионного фонда, в частности, было предложено активизировать работу по взысканию недоимки с должников фонда через арбитражный суд, налоговые и правовые органы с обращение взыскания на имущество недоимщиков ввиду отсутствия средств на расчетных счетах в банках. Шла речь и об обеспечении погашения задолженностей безналичной формой выплат [[26]].

4.4.       Демографическая ситуация

За последние полгода в г. Томске родились 2193 человека. Количество зарегистрированных браков превысило число разводов (1114 против 1049) [[27]].



Источники

[1] Ñâèíèí Â. Ãóáåðíàòîð ïðèâåç èç Ìîñêâû îáåùàíèÿ è âïå÷àòëåíèÿ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 15 èþëÿ. — ¹ 125. — Ñ.1; Ñâèíèí Â. Âèêòîð Êðåññ âñòðåòèëñÿ ñ Åëüöèíûì // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 18 èþëÿ. — ¹ 128. — Ñ.2; Ñâèíèí Â. Ñèòóàöèÿ íåïðîãñòàÿ, íî óïðàâëÿåìàÿ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 21 èþëÿ. — ¹ 129. — Ñ.1.

[2] Áåðåæêîâ À. Ïëàöäàðì äëÿ ãàçîâîãî «ïîõîäà» íà Âîñòîê // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 25 èþëÿ. — ¹ 132. — Ñ.1.

[3] Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1.

[4] Ñâèíèí Â. Æèçíü îêîçàëàñü ñëîæíåå òåîðèé // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1-3.

[5] Ñâèíèí Â. Àäìèíèñòðàöèÿ îáëàñòè áóäåò ðàáîòàòü ïî íîâîé ñõåìå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 28 èþëÿ. — ¹ 133. — Ñ.2.

[6] Íîâûé çàìåñòèòåëü ãóáåðíàòîðà // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 23 èþëÿ. — ¹ 204-206. — Ñ.2.

[7] Ñåðãååâ Ñ. ÓÂÄ: èòîãè ïîëóãîäèÿ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 25 èþëÿ. — ¹ 132. Ñ.2; Ðàçìàíîâ Â. Óâä Òîìñêîé îáëàñòè íàêàíóíå ñîêðàùåíèé // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 25 èþëÿ. — ¹ 207. — Ñ.2.

[8] Ëîñêóòîâà Ë. Ìýðèÿ ïîëó÷èò êðåäèò îò ÎÍÅÊÑÈÌ-áàíêà // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 30 èþëÿ. — ¹ 211-213. — Ñ.2.

[9] Øåðåìåò Í. Äóìà õî÷åò ðàçîáðàòüñÿ ñ íàëîãàìè è íàëîãîâûìè ïîëèöåéñêèìè // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 30 èþëÿ. — ¹ 211-213. — Ñ.2.

[10] Ñâèíèí Â. ß — â çàêîíå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 18 èþëÿ. — ¹ 128. — Ñ.3.

[11] Âèòàëüåâ Í. Ïî÷òèëè ïàìÿòü ó Êàìíÿ Ñêîðáè // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 21 èþëÿ. — ¹ 129. — Ñ.2.

[12] Äåìàêîâà Ë. Øàõòåðñêàÿ óäàâêà íà øåå òîìñêèõ ïðåäïðèÿòèé, ðå÷íèêîâ è ýíåðãåòèêîâ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 15 èþëÿ. — ¹ 125. — Ñ.1; Áîðèñîâ À. Òîïëèâíûé êðèçèñ ðîæäàåò ÷ðåçâû÷àéíîå ïîëîæåíèå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 18 èþëÿ. — ¹ 128. — Ñ.1; Äåìàêîâà Ë. Ïîæèíàÿ ïëîäû êóçáàññêîé ñòà÷êè // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1; Ðàçìàíîâ Â.  Êóçáàññå ïîëó÷àò äåíüãè, à â Òîìñêå èõ óæå íåäîñ÷èòàëèñü // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 21 èþëÿ. — ¹ 201. — Ñ.1.

[13] Áîçðèêîâà Ë. Ãàâðèëåíêî ìåøàåò «ÞÊÎÑó»... ïðîäàòü àêöèè ÂÍÊ? // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 21 èþëÿ. — ¹ 129. — Ñ.1.

[14] Ñìèðíîâ À. ÞÊÎÑ è ÂÍÊ: èòîãè ïåðâîãî ïîëóãîäèÿ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 21 èþëÿ. — ¹ 201. — Ñ.1.

[15] Ñâèíèí Â. ÑÕÊ â áëîêàäå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1.

[16] Ìèõàéëîâà Å. «Òîìñêïðîìñòðîéáàíê» ñðàáîòàë ñ ïðèáûëüþ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 25 èþëÿ. — ¹ 132. — Ñ.2.

[17] Ïå÷åíêèí À. Ïåðåáîè ñ «ãîðþ÷êîé» îõëàæäàþò ñòðàäíóþ æàðó // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1.

[18] Ñâèíèí Â. Æèçíü îêàçàëàñü ñëîæíåå òåîðèé // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1-3.

[19] Ñâèíèí Â. Æèçíü îêàçàëàñü ñëîæíåå òåîðèé // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1.

[20] Ñëåäîâ È. Íà «Íåôòåõèìå» ïîñëå äîëãîãî ïåðåðûâà ïîëó÷èëè ìåòàíîë // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 15 èþëÿ. — ¹ 195. — Ñ.1; Áåðåæêîâ À. Ïëàöäàðì äëÿ ãàçîâîãî «ïîõîäà» íà Âîñòîê // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 25 èþëÿ. — ¹ 132. — Ñ.1.

[21] Ñòðàõîâûå êîìïàíèè áóäóò äåëèòü ñôåðû âëèÿòèÿ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 25 èþëÿ. — ¹ 132. — Ñ.1.

[22] Ñâèíèí Â. Æèçíü îêàçàëàñü ñëîæíåå òåîðèé // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.1-3.

[23] Àëåêñàíäðîâ Â. È âíîâü î ñèëèêîíîâîé äîëèíå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 22 èþëÿ. — ¹ 130. — Ñ.3.

[24] Äîõîäû òîìè÷åé óìåíüøàþòñÿ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 23 èþëÿ. — ¹ 204-206. — Ñ.2.

[25] Íàì áûëî æèòü ÷óòü-÷óòü äåøåâëå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 28 èþëÿ. — ¹ 133. — Ñ.2.

[26] Äîëæíèêàì ïåíñèîííîãî ôîíäà ãðîçèò ñóä // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê. — 1998. — 4 èþëÿ. — ¹ 119. — Ñ.1.

[27] Áðàêîâ áîëüøå, ÷åì ðàçâîäîâ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê. — 1998. — 15 èþëÿ. — ¹ 195. — Ñ.1.