Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в августе 1998 года

1.    ПРЕБЫВАНИЕ С.КИРИЕНКО В ТАТАРСТАНЕ

Центральным событием месяца, если, разумеется, не считать 8-й годовщины провозглашения суверенитета Татарстана, обещал стать приезд в республику российского премьера. Формат события был обозначен в информационном сообщении агентства «Татаринформ» как пребывание «официальной делегации Российской Федерации во главе с Председателем Правительства РФ С.В.Кириенко» [[1]].

Визит начался с посещения Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени Горбунова. Здесь создан и находится на стадии сертификации среднемагистральный самолет Ту-214, а также самолет Ту-324, способный заменить на внутренних региональных линиях Ту-134, Ан-24 и Як-40. Вниманию гостей был предложен демонстрационный полет Ту-214, превосходящего аналоги своего класса и по экономичности, и по дальности (до 2000 км.) полета. Пробный полет машины в Германию, как было сказано главе правительства РФ, доказал преимущества Ту-214 по уровню шумов перед зарубежными аналогами. Его уже готовы приобрести пять российских авиакомпаний, многие готовы взять в лизинг. С.В.Кириенко, пообещав рассмотреть документы по лизингу, подчеркнул: «...если уж проводить промышленную политику, то делать это надо там, где может быть обеспечена конкурентоспособность. Завтра мне предстоит посмотреть в Татарстане автозаводы, но если сказать честно, то и по научному, и по техническому потенциалу наше автомобилестроение пока ориентировано на насыщение внутреннего рынка. А вот в самолетостроении мы можем конкурировать с мировыми компаниями. Посещение авиазаводов меня еще раз в этом убедило».

В некоторое недоумение наблюдавших за визитом Кириенко повергли его слова: «часто говорят, что Татарстан имел налоговые льготы. Я хотел бы, чтобы везде так пользовались имеющимися налоговыми льготами. Ни одна копейка не ушла на сторону, на строительство офисов, какие-то цели, не связанные с конкретным производством. Все доходы от нефти шли и идут на развитие производства. Меня спрашивают, что такое промышленная политика? Я отвечаю: следует приехать в Татарстан, чтобы посмотреть на образец промышленной политики» [[2]].

«Эх, Сергей Владиленович! Вашими бы устами да мед пить», — выразила «Вечерняя Казань», пожалуй что, всеобщее впечатление от слов российского премьера. Стоит напомнить, что местные органы власти РТ получили практически неограниченные права в части утверждения структуры и штатов, что привело к неконтролируемому росту аппарата местных администраций. В Казани этот рост составил 351 штатную единицу, в Набережных Челнах — 51, Атнинском районе — 13, Сармановском районе — 17. Начиная с 1988 года, в республиканских органах численность работающих возросла в 7 раз, с 620 до 4557 единиц, а количество министерств, ведомств и других управленческих структур — с 18 до 52. В 1997 году вновь созданы 10 новых структур. Содержание одного государственного служащего республиканского уровня обходится в 47 тысяч рублей [[3]].

Так что Сергей Владиленович несколько перебрал в пафосе.

Визит был синхронизирован с заседанием ассоциации «Большая Волга». Соответствующее приглашение было направлено в адрес С.Кириенко Минтимером Шаймиевым и главой Мордовии Николаем Меркушкиным, который является нынешним председателем ассоциации. Совещание было посвящено проблемам, возникшим в регионе в связи с засухой.

В ассоциацию «Большая Волга» входят 5 республик и 7 областей Поволжского региона. Здесь сосредоточено до 70% автомобильной промышленности и 50% аэрокосмического комплекса России. Суммарный рост объема промышленного производства составил в Поволжье в 1997 году 4,2%, что в два раза превышает общероссийский показатель. В прошлом году здесь было собрано 25 миллионов тонн зерна из 89 миллионов тонн в целом по России.

В заседании ассоциации приняли участие президент Мордовии Н.Меркушкин, глава администрации Астраханской области А.Гужвин, глава администрации Волгоградской области Н.Максюта, губернатор Саратовской области Д.Аяцков, президент Республики Марий Эл В.Кислицын, губернатор Нижегородской области И.Скляров, глава администрации Пензенской области В.Бочкарев, заместитель главы администрации Самарской области Ю.Логойда, глава администрации Ульяновской области Ю.Горячев, председатель правительства Чувашии Л.Кураков.

Н.Меркушкин, открывая заседание, указал, что вследствие рекордной за сто лет засухи возможно собрать меньше половины (8-10 миллионов тонн) по сравнению с прошлогодним урожаем, составившим около трети общероссийского сбора зерна. Для того, чтобы как-то помочь региону, российский Минфин должен, по мнению участников совещания, расплатиться по своим старым долгам перед территориями. Предлагалось также отсрочить платежи пострадавших субъектов федерации по товарным кредитам и оплату техники по лизингу.

С.В.Кириенко, подводя итоги обсуждения, сообщил о том, что российское правительство изыскало сверх лимитов 141 миллион рублей в качестве помощи. Правительство также готово дать отсрочку по кредитам, взятым в 1995-1996 годах. Основной тезис премьера состоял в том, что к каждому региону будет осуществляться сугубо индивидуальный подход, исходящий строго из наличных возможностей.

В ходе визита С.Кириенко в сопровождении руководства РТ побывал в Набережных Челнах, посетил «КамАЗ», сделал остановку в Елабуге, где на автозаводе собирают «Шевроле-Блейзер». Так же, как некогда В.Черномырдин, премьер посидел за баранкой джипа.

«Да, нам трудно, тяжело, есть неверие, заключающееся в том, удастся ли нам реализовать все меры, предусмотренные программой стабилизации экономики. Все прекрасно понимают, что жесткие фискальные меры и жесткая финансовая политика — это только первый шаг к созданию стабильности, а вот дальше должна быть та самая промышленная политика, пример которой подают Татарстан и ряд других регионов. Мы должны четко выполнить намеченную программу, как бы этого кому-то не хотелось. Тогда и будет результат», — рассуждал в Казани С.Кириенко.

Однако, события уже следующих нескольких дней дали повод местным острословам поупражняться в исторических параллелях и в знании нехороших примет, припоминая приезд в Казань Никиты Хрущева в конце лета 1964 года.

2.    РКО В КОНТЕКСТЕ СУВЕРЕНИТЕТА

По сведениям из газет, во вторник 25 августа президент М.Шаймиев, члены правительства и руководство Минфина трижды собирались для осуждения тупиковой ситуации на рынке финансов в республике. Ключевая дилемма состояла в следующем: сумеет ли Татарстан выйти из сложившегося положения со своими краткосрочными обязательствами на более выгодных для владельцев РКО условиях, продемонстрировав способность всякий раз выбирать собственный путь (точнее — последовать примеру правительств Москвы и Санкт-Петербурга, погасивших большую часть муниципальных акций) или же республиканские власти не смогут предложить ничего кроме воспроизведения схем, изобретенных в Москве.

26 августа был обнародован документ, которого с понятным нетерпением ожидали физические и юридические лица — держатели татарстанских РКО.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
Министерства финансов Республики Татарстан
«О погашении отдельных серий республиканских краткосрочных облигаций Республики Татарстан»

 

17 августа 1998 года Правительство Российской Федерации, Центральный банк России объявили о ряде мер чрезвычайного характера, которые повлекли за собой приостановку функционирования важнейшего денежного рынка страны — рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Последовавший за этим перенос сроков объявления о порядке реструктуризации ГКО, а затем и отставка Правительства России лишь усугубили ситуацию, создав обстановку неопределенности.

К сожалению, ситуация на рынке федеральных долговых обязательств не могла не отразиться и на рынке республиканских краткосрочных облигаций (РКО). В условиях дестабилизации федерального рынка наметился резкий отток средств с рынка РКО, что, в свою очередь, вызывает необходимость внепланового отвлечения средств республиканского бюджета на погашение государственного долга в ущерб социально значимым статьям расходов.

С учетом этих обстоятельств было принято решение о приостановке торгов РКО до определения технических параметров обмена ГКО.

26 августа 1998 года был опубликован порядок погашения ГКО ОФЗ, установивший процедуру использования транзитных счетов для зачисления Министерством финансов Российской Федерации денежных средств для погашения с последующим реинвестированием их в новые выпуски федеральных ценных бумаг, при этом сохраняется неопределенность относительно условий выпуска этих ценных бумаг.

В этих условиях Министерство финансов Республики Татарстан планирует осуществить погашение РКО серий 22020... по схеме аналогичной объявленной для ГКО-ОФЗ, причем для реинвестирования средств с «транзитных» счетов инвесторам будут предложены новые федеральные государственные ценные бумаги, выпускаемые в соответствии с порядком погашения ГКО-ОФЗ. В целях защиты денежных средств физических лиц — резидентов Российской Федерации, владеющих РКО, планируется предложить им, по их усмотрению, либо получить денежные средства, в соответствии с ранее объявленными сроками погашения РКО, либо переоформить эти средства в валютные вклады в «Ак барс» банке. Технические параметры этой процедуры будут объявлены после окончательного урегулирования вопросов выпуска новых федеральных государственных ценных бумаг. Сделки купли-продажи с РКО вышеупомянутых серий осуществляться не будут.

Министр финансов

Республики Татарстан                  Р.МУСИН

26 августа 1998 года

 

Принятое решение было воспринято как заинтересованными субъектами рынка РКО, так и наблюдателями с объяснимым разочарованием. Шаг, предпринятый Минфином, был расценен как фактический отказ правительства РТ платить по счетам своего государственного долга.

Страховые компании, фонды, банки — институты, связавшие судьбу своих средств с РКО, оказались перед лицом критических потерь. Эксперты подчеркивают принципиальные различия между российскими ГКО и татарстанскими РКО. Так, Рашид Галямов из «Казанского времени» акцентирует разницу в масштабах и суммах. Масштабы задолженности по РКО вполне соизмеримы с бюджетными возможностями республики. Долг Минфина РТ перед своими заемщиками, по данным журналиста, составляет 1,24 миллиарда рублей (из которых 599 миллионов рублей — с возвратом до конца 1998 года, остальное — в 1999 году). Доходы же республиканского бюджета запланированы на нынешний год в объеме 16 триллионов неденоминированных рублей. При такой пропорции, как подчеркивается, цена репутации республики могла бы вполне быть возмещена ради доверия будущих инвесторов и кредиторов.

Далее, закономерные вопросы встают в связи с тем, что физическим лицам — держателям РКО предложено переоформить вложенные средства в валютные вклады в «Ак барс» банк, который в свою очередь является чуть ли не крупнейшим держателем пакета РКО.

Наконец, обращено внимание на ту особенность ситуации с РКО, которая выразилась в сохранении молчания премьером Рустамом Миннихановым и шефом Минфина РТ Робертом Мусиным, воздержавшимися от каких-либо публичных комментариев по существу происходящего [[4]].

Даже обычно весьма сдержанная «Республика Татарстан», анализируя проблемный узел с РКО, впадает в ворчливый тон. Сетуя на отсутствие комментариев, не говоря уже о полагающейся в подобных случаях пресс-конференции, Елена Таран пишет на страницах газеты: «Из компетентных источников невозможно было даже узнать размер пирамиды РКО. Председатель Национального банка РТ Евгений Богачев назвал цифру 600 млн. новых рублей, один из работников Минфина — 1,2 млрд. рублей. Неужели это такой большой секрет — сколько государство задолжало банкам и гражданам? С другой стороны, до последнего момента оставалась надежда, что Татарстан в отличие от России все же сможет рассчитаться с владельцами РКО, чтобы продемонстрировать инвесторам свою платежеспособность. Об этом, в частности, говорил в беседе с корреспондентом РТ и председатель Национального банка РТ. Но, очевидно, ситуация с финансами республики обострилась настолько, что Правительство Татарстана пошло по более осторожному пути, пообещав погасить долги в течение нескольких лет» [[5]].

Ситуация с РКО, как можно было бы ожидать, — самый подходящий повод для того, чтобы еще и еще раз подтвердить онтологическую реальность «модели Татарстана», воочию проявить все преимущества суверенитета и т.д. и т.п.

В материале под заголовком «Кому нужен такой суверенитет?» «Вечерняя Казань» формулирует свой вердикт: «Ситуация с РКО окончательно убедила граждан Татарстана в полной неспособности нашего правительства проводить самостоятельно государственную социально-экономическую политику. В условиях финансового кризиса как мыльный пузырь лопнул и еще один миф — представление о Татарстане как об островке экономической стабильности... Сегодня, как, впрочем, и всегда, судьба татарстанцев решается в Москве. Там кипят страсти. У нас же молчат президент, правительство, парламент. Празднуем!» [[6]].

В первые дня сентября «Вечерняя Казань» в редакционном материале «Суверенное банкротство» предпринимает опыт систематизации всей проблематики на рынке республиканских кредитных облигаций, сопроводив все это практическим призывом «Владельцы РКО, объединяйтесь!». Логика возникших противоречий в формулировке газеты включает следующую последовательность аспектов:

— РКО вводились указом президента РТ и правительственным постановлением, тогда как их реструктуризация осуществлена заявлением министра финансов. Следовательно, под вопросом оказывается сама легитимность предпринятого шага.

— Отказ от погашения векселей правительства (векселей «Ак барс» банка) стал прелюдией к «трюку с РКО». Следовательно, Татарстан здесь — пионер в масштабах России.

— Действия республиканских властей в высшей степени невыгодно контрастируют не только с мерами правительств Москвы и Санкт-Петербурга, но и Новосибирска, Екатеринбурга, Волгограда.

— Центральный аргумент оппонентов и выразителей интересов пострадавших держателей РКО состоит в следующем: если правительство не желает вернуть долги по РКО, то пусть оно отвечает своим имуществом, так же как любой банкрот. Для этого годятся, как сказано в материале, и государственные доли акций крупных предприятий, и сооружения, и земля...

— Средства для уплаты долга могут быть изысканы также за счет значительного — до 80% — сокращения госаппарата, который, собственно и довел дело до кризиса. Далее, необходимо продать часть активов и пустить на погашение долга часть налога с продаж, который введен в республике с 1 сентября сего года.

— Целесообразно перейти к практике сбора налогов с предприятий, владеющих РКО (а это, как правило, эффективно функционировавшие субъекты, у которых появлялись свободные средства), не «живыми» деньгами, а теми же «ценными бумагами».

Газета резюмирует: «...Правительство Татарстана еще раз, как с «акбарсовками», показало, что глуп тот, кто ему доверяет. В выигрыше оказались те, кто рассчитывался черным налом, кто инвестировал средства в американский доллар, а не помогал бюджету Татарстана... В этих условиях владельцам РКО надо объединиться для того, чтобы заставить должника вернуть долг. Возможно, через суд» [[7]].

3.    ТЕМА ВАХХАБИЗМА И ТАТАРСТАН

3.1.    Интервью М.Шаймиева

В своем интервью «Интерфаксу» в конце августа Минтимер Шаймиев затронул проблематику политизации ислама в российских регионах в связи с актуализацией сюжетов, ассоциирующихся с термином «ваххабизм». В условиях открытости и демократизации России на мусульманские республики оказывается серьезное влияние извне, констатирует президент РТ. «К сожалению, это влияние не всегда бывает положительным. В отдельных случаях наблюдаются попытки внести раскол на религиозной почве, привнести радикальные элементы в традиционный ислам».

Применительно к Центральной части России, как отмечает М.Шаймиев, эти процессы менее заметны. «Последователи ваххабизма здесь не имеют такого действенного влияния как на Северном Кавказе. В Татарстане в силу достаточно высокого образовательного уровня почвы для распространения идеологии ваххабизма нет», — подчеркивает президент РТ. Однако, нельзя исключать того, что приход к власти в Афганистане сторонников движения «Талибан» — радикалов-исламистов — грозит российским мусульманским республикам и особенно Северному Кавказу нежелательными процессами. Развитие событий в Афганистане М.Шаймиев напрямую связывает с «бессилием Москвы в этом регионе», с тем, что законному президенту Раббани не была оказана своевременная помощь.

Как вызывающая наибольшую озабоченность была названа обстановка в Дагестане: из-за полиэтничности республики дестабилизация здесь может обернуться гораздо более тяжелыми последствиями, чем в Чечне, считает М.Шаймиев.

В целом, по мнению президента РТ, все эти проблемы вызваны отсутствием у федерального центра четкой и ясной национальной политики и, в частности, по отношению к исламу. «В свое время у нас в республике произошел раскол среди верующих (имеются в виду противоречия среди духовных лидеров мусульман — монитор.), но нам тогда удалось своими силами локализовать конфликт. Сейчас мы своими силами строим исламский университет. Федеральный центр не проявляет к этой инициативе никакого интереса, хотя, казалось бы, именно он должен больше всех быть заинтересован в создании в Казани такого вуза». Аргумент в пользу тезиса таков: в Татарстане в отличие от республик Северного Кавказа традиционный ислам не демонстрирует склонности к крайним формам.

Наконец, в рассматриваемом контексте М.Шаймиев подверг критике в непривычно резких формах позицию Миннаца РФ и его руководителя Евгения Сапиро: вместо того, чтобы серьезно заниматься решением национальных проблем, тот «разглагольствует о губернизации России». «Этот и другие его несбыточные проекты могут привести только к усилению межнациональных противоречий в стране», — сказано в интервью [[8]].

3.2.    Заявление муфтията РТ

Заместитель муфтия РТ Валиулла хазрет Ягъуб, комментируя противоречия в оценках ваххабизма, отмечает значительную долю правоты тех, кто усматривает в этом течении экстремистские тенденции, с одной стороны, и неполноту выводов российской комиссии по политическому экстремизму (признавшей, как известно несостоятельность столь однозначных характеристик ваххабизма), с другой стороны. Угрожает ли ваххабизм мусульманам РТ? «Опасность такая, на мой взгляд, имеется, — говорил Ягъуб в своем газетном интервью. — И не все так безобидно, как хотят представить это в Москве». Достаточно лапидарно очертив суть разногласий с ваххабитами в понимании Всевышнего («Они представляют Всевышнего сидящим на троне в небе, мы же считаем Бога создателем пространства и времени, поэтому его невозможно уместить в пространстве»), этот мусульманский деятель фактически интерпретировал происхождение самого ваххабитского течения как плод внешних происков с целью расколоть мир ислама изнутри. При этом были проведены известные параллели между «временами колониального захвата арабских земель» и нынешней Чечней, где ислам играет большую роль в политике, а рознь особенно опасна для измученного войной социума.

В словах заместителя муфтия Татарстана весьма и весьма неожиданным стал скепсис, если не сказать — критицизм, по отношению к практике обучения мусульманской молодежи в Саудовской Аравии. Сегодня около сотни молодых людей из Татарстана изучают ислам в этой стране. «Причем обычно, — отмечает Ягъуб, — на учебу приглашаются подростки, умы которых еще не «загружены» традиционным исламским учением и которых можно переманить в ваххабизм. Возвращаясь оттуда, кое-кто из них применяет в культовой практике ваххабитские приемы, чем нередко загоняет наших бабаев (стариков — татарск.) в тупик. Есть над чем задуматься. Одно дело — сотрудничать, другое — подпадать под влияние. Мы стараемся противостоять этому процессу — готовим своих ученых-суфистов. И в этом плане большое достижение — открытие в Казани Российского исламского университета». Говоря о другой опасности — отуречивании образования в республике, Ягъуб также высказал достаточно характерное суждение: «Турция в этом смысле менее опасна. Хотя согласен, ситуация не совсем нормальная, но заметьте: все татаро-турецкие учреждения образования — государственные. Так что ваши вопросы надо адресовать министерству образования. Религия — вещь сугубо интимная. Требуется знание местных традиций. В Татарстане есть свои хорошие специалисты, ученые-исламисты, растет число истинно верующих. убежден, мы сможем противостоять «чужакам» [[9]].

Оставив в стороне самую корректность антиномии «ваххабизм — традиционный ислам», отметим в качестве достойного всяческого внимания момент претензии мусульманских лидеров Татарстана на аутентичный ислам, вплоть до отстаивания собственной приоритетности перед единоверцами из Саудовской Аравии в интерпретации вероучения. Это говорит о многом, в частности, о серьезной озабоченности местных религиозных лидеров перспективой утраты собственных позиций, в пределе — контроля за событиями.

Одним из тревожных сигналов, по всей вероятности, прозвучал известный перехват инициативы в создании общероссийских мусульманских институций выходцами из Дагестана. Традиция доминирования казанских татар в среде российских мусульман уходит истоками в давние дореволюционные времена. Тогда татары возглавили процессы политизации ислама, его консолидации в общегосударственных масштабах из-за своего первенства в уровне образованности, степени урбанизации, глубине интегрированности в российское общество. Уступать традиционно занимаемые позиции единоверцам с Северного Кавказа в любом случае было бы крайне нежелательно, исходя даже из современных этно-демографических факторов.

В этой связи обращает на себя внимание тот знаменательный факт, что 1 сентября начались занятия в Российском исламском университете, который учрежден в Казани Духовным управлением мусульман (ДУМ) Республики Татарстан, советом муфтиев России и Институтом истории Академии наук Татарстана (где директором — советник президента Шаймиева по политическим вопросам Рафаэль Хакимов). По замыслу учредителей университет должен стать центром, где предполагается не только обучение исламскому богословию, но и его развитие («богословскую традицию российского мусульманства приходится возрождать буквально из пепла»).

Как разъяснял в своем интервью декан шариатского факультета кандидат физико-математических наук Габдрашит Закиров, учебные программы предусматривают освоение истории ислама, его различных течений и ответвлений, татарского и иностранных языков, светского права, информатики. Планируется создание кроме шариатского еще и экономического, богословского и педагогического факультетов. Трехступенчатая система подготовки включает уровни бакалавра, магистра и доктора богословия. Прием студентов будет осуществляться из России и стран СНГ без различения национальности. К преподаванию привлекаются специалисты из Турции и Египта, из светских вузов Казани [[10]].



Источники

[1]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 14 августа.

[2]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 14 августа.

[3]. Вечерняя Казань. — 1998. — 10 июня.

[4]. Казанское время. — 1998. — 28-29 августа.

[5]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 3 сентября.

[6]. Вечерняя Казань. — 1998. — 2 сентября.

[7]. Вечерняя Казань. — 1998. — 4 сентября.

[8]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 27 августа.

[9]. Вечерняя Казань. — 1998. — 14 августа.

[10]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 26 августа.