Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в августе 1998 года

1.    ГОССОВЕТ ЧР

1.1.    Окончание первой сессии Госсовета ЧР второго созыва

24 августа, спустя ровно месяц после того, как в работе первой сессии Госсовета ЧР второго созыва был объявлен перерыв, состоялось заключительное ее заседание.

В предыдущем выпуске мониторинга сообщалось, что сессия начала свою работу вопреки сопротивлению депутатов от народно-патриотических сил во главе с бывшим председателем Госсовета, первым секретарем рескома КПРФ Валентином Шурчановым. Перерыв в ее работе был объявлен после того, как новым председателем законодательного собрания не без труда был избран Лев Кураков, до своего ухода «в депутаты», занимавший пост председателя Кабинета министров ЧР и вице-президента ЧР. Лев Пантелеймонович тогда заявил, что ему нужно определиться с кандидатурами своих заместителей, подумать о структуре аппарата Госсовета и т.д.

24 августа Кураков выступил с программной речью, в которой функции Госсовета разделил на три части — законодательную, финансовый контроль и контроль за исполнительной властью. По поводу законодательной функции он заметил, что до сих пор вопреки международной практике три четверти законопроектов разрабатывались не исполнительной властью, а в недрах Госсовета, и этот недостаток надо бы исправить. Что касается финансового контроля, особенно за доходами и расходами бюджета, то Госсовет, по словам нового спикера, будет требовать открытости и прозрачности бюджета. Инструментом контроля должна выступить уже существующая Контрольно-счетная палата при Госсовете.

Контроль за исполнительной властью будет осуществляться путем депутатских запросов, парламентских проверок, систематических отчетов министров в стенах парламента и дачи согласия депутатов на назначение ключевых министров.

Здесь не обойтись без комментария. Эти совершенно естественные нововведения были невозможны в Госсовете ЧР первого созыва. Между парламентом и президентом республики шла постоянная жесткая борьба за властные полномочия. Исполнительная власть всячески отбивалась от попыток контроля со стороны Госсовета, вплоть до отказа чиновников аппарата правительства и министерств представлять отдельные документы по запросам депутатов. Ту же Контрольно-счетную палату при Госсовете депутатам удалось учредить с огромным трудом — оппоненты от исполнительной власти утверждали, что этот орган не предусмотрен конституцией республики, а контролирующих инстанций и без того много. Справедливости ради надо сказать, что со стороны исполнительной власти такая «закрытость» была во многом вынужденным средством самозащиты. «Подпольный обком», в который по сути превратилось руководство Госсовета прежнего созыва во главе с первым секретарем рескома КПРФ Валентином Шурчановым, использовал любой повод для дискредитации деятельности президента и правительства республики в глазах избирателей, а с созданием Контрольно-счетной палаты, например, возможностей для этого стало много больше. Законодательная и исполнительная ветви власти фактически превратились в два враждующих лагеря, и к их взаимодействию уже трудно было подходить с позиций «мирного времени». И вот из уст нового председателя парламента мы слышим о контроле за исполнительной властью и расходованием бюджета, о том, что «с противостоянием двух ветвей власти должно быть покончено раз ми навсегда». Одно из двух — либо Лев Пантелеймонович, воодушевившись примером Валентина Сергеевича, решил вести собственную независимую от президента республики политическую игру, либо его позиция была согласована с Николаем Федоровым. Скорее всего имеет место имеет место второй вариант, хотя со временем положение вполне может измениться.

Вернемся к докладу Льва Куракова. Важнейшими задачами Госсовета на ближайшее время он видит приятие новой Конституции ЧР и бюджета на 1999 год (в настоящее время действует старая, еще «советская» Конституция ЧР, с многочисленными исправлениями и дополнениями, многие положения которой носят декларативный характер или прямо противоречат российской Конституции; бывший спикер Госсовета В.Шурчанов считал своей заслугой сохранение этой Конституции несмотря на то, что Конституционная комиссия под председательством президента республики еще весной 1995 года представила парламенту согласованный проект нового Основного Закона). Кураков считает, что политические барьеры на пути принятия новой Конституции исчезли.

Следующим пунктом повестки был вопрос о структуре Госсовета. Проект постановления предусматривал образование шести комитетов. Депутат-коммунист Игорь Моляков предложил увеличить их число до семи, разделив комитет по законодательству и взаимодействию с органами местного самоуправления на две части. Его поддержал Валентин Шурчанов. Против выступил президент ЧР Николай Федоров — он заявил, что местное самоуправление — область новая, во многом законодательно не оформленная, и совмещение с комитетом по законодательству вполне логично. Кроме того, в прежнем Госсовете четыре года работал комитет по самоуправлению, но так и не решил проблем с чертой города Чебоксары и правобережьем Волги.

Были и другие предложения об увеличении числа комитетов, но в итоге их было образовано все-таки шесть: по бюджету и финансам (председатель Станислав Николаев, глава местного самоуправления Красноармейского района); комитет по экономической политике (председатель — Валентин Нямин, генеральный директор ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов»); комитет по аграрной политике (Николай Кириллов - ректор Чувашской сельскохозяйственной академии); комитет по социальной политике и здравоохранению (Владимир Кузьмин, главный врач Советской участковой больницы Ядринского района); комитет по культуре, образованию, науке и национальной политике (Николай Григорьев, проректор Чувашского госуниверситета); комитет по законодательству (Николай Степанов, начальник отдела МВД ЧР). Впрочем, все эти назначения считаются временными, так как 1 ноября должны состояться довыборы депутатов Госсовета ЧР в 23 округах. Лишь после их избрания руководящие кадры Госсовета ЧР будут определены окончательно, в том числе и два заместителя председателя Госсовета.

1.2.    Аппарат Госсовета

В своих выступлениях после избрания его председателем Госсовета Лев Кураков неоднократно упоминал о необходимости сокращения аппарата этого законодательного органа, а также о возможном сокращении на 20% числа депутатов, работающих в Госсовете ЧР на постоянной основе. Мотивировалось это соображениями экономики — число депутатов выросло почти в два раза, и, чтобы сохранить расходы на содержание парламента на «довыборном» уровне, нужно на чем-то сэкономить.

Звучит вполне логично, но скорее всего экономия — только повод. За прошедшие четыре года Валентин Шурчанов собрал в аппарате Госсовета множество близких себе по убеждениям людей, от которых Куракову наверняка захочется избавиться. Единственный законный способ сделать это — подвести их под сокращение. «Первой ласточкой» грядущих кадровых перемен стало освобождение от должности руководителя аппарата Госсовета Николая Синева. По слухам, Николай Петрович на одной из планерок высказал недовольство действиями одного из помощников Куракова. После чего Лев Пантелеймонович, всего за несколько минут до этого поздравивший Синева с 60-летием заявил, что они не сработаются. Возможным преемником Синева называют руководителя секретариата Куракова в правительстве Алексея Яковлева. Сокращения наверняка коснутся и редакции парламентской газеты «Республика», в которой в последнее время «сконцентрировались» журналисты антифедоровской ориентации, покинувшие свои газеты после провала Шурчанова на президентских выборах в декабре минувшего года. К слову, в августе еженедельник вышел всего один раз.

1.3.    Скандалы

Между тем все решения Госсовета второго созыва могли бы быть отменены, если бы Верховный Суд Чувашии не отказал в удовлетворении жалобы депутата Госсовета ЧР первого созыва Владимира Ижедерова на решение Центризбиркома ЧР о регистрации депутатами одиннадцати глав местного самоуправления, а также Л.Куракова и Э.Аблякимова.

Хотя вопрос о правомерности регистрации в качестве депутатов Госсовета ЧР глав администраций и бывших членов правительства поднимался уже не раз, Владимир Ильич рискнул сделать еще одну попытку. Впрочем, с его стороны это наверняка был просто рекламный ход — Ижедеров на парламентских выборах занял в своем округе лишь третье место и теперь всячески пытается привлечь внимание к своей персоне.

Вообще же борьба за представительство Госсовета ЧР велась очень упорная, и самой организованной силой в ней показала себя республиканская организация КПРФ. Остается только удивляться, что им удалось получить всего полтора десятка депутатских мандатов. В «Советской Чувашии» 14 августа была опубликована статья собкора газеты В.Тимукова о ходе выборов депутатов Госсовета в Канаше и Канашском районе, а также об участии канашских депутатов в бойкотировании первой сессии Госсовета второго созыва. КПРФ выставила своих кандидатов во всех шести округах района и города и трое из них стали депутатами — врач-фтизиатр узловой больницы Л.Алексеева, председатель СХКП «Канаш» В.Долгов и бывший заместитель председателя Госсовета ЧР И.Бакуновец.

Если коммунисты в каждом округе выставили по одному кандидату и всячески его поддерживали, то силы их оппонентов распылялись между 3-4 кандидатами. Непосредственно перед выборами директор пассажирского автотранспортного предприятия В.Казаков, кандидат по Центральному округу №20, предложил коллегам снять свою кандидатуру при одном условии — тоже самое должны сделать и другие, чтобы сделать ставку на единого кандидата. Однако определиться с единым кандидатом не удалось и в результате депутатом стала, незначительно опередив своих соперников, Л.Алексеева. Автор статьи в качестве примера организованности канашских коммунистов приводит случай с той же Л.Алексеевой — документы на ее регистрацию были представлены в окружную избирательную комиссию в последний день. Больше половины собранных за нее подписей комиссия забраковала и отказала Алексеевой в регистрации. Тогда Алексеева, ранее выдвигавшаяся от КПРФ, оформляет документы на самовыдвижение, а активисты КПРФ буквально за два часа собирают необходимое для регистрации число подписей.

Остальные два мандата канашские коммунисты получили в сельских округах благодаря тому, что отказались баллотироваться многие известные сельчанам и авторитетные в их среде люди. Поэтому в Малобикшихском округе №18 у И.Бакуновца не было серьезных коммунистов, как не было их и у кандидата по Чагасьскому округу В.Долгова.

Так как реском КПРФ пытался бойкотировать первую сессию Госсовета ЧР второго созыва, канашские депутаты-коммунисты вынуждены были делать то же самое. В.Долгов не явился на первое заседание депутатов, так и не переросшее в сессию. Но на следующий день, как сообщает В.Тимуков, «председатели сельхозпредприятий пригласили В.Долгова на откровенный разговор в кабинет начальника управления сельского хозяйства. Два с лишним десятка председателей единодушно просили Валерия Васильевича не срамить район и земляков перед республикой. Дружеское внушение оказалось более действенным, чем строгое требование секретарей подчиниться партийной дисциплине: уже на следующем собрании депутатов В.Долгов был в зале заседаний».

Л.Алексеева, по ее словам, прибыла в Чебоксары с намерением, участвовать в работе первой сессии, но в рескоме КПРФ ее попросили уехать домой. По дороге она попала под дождь, простудилась и взяла больничный. Чтобы проверить, действительно ли она больна, в Канаш (80 километров от Чебоксар) специально приезжала министр здравоохранения республики О.Шарапова. Несмотря на болезнь, Алексеева выехала в Чебоксары вместе с Шараповой.

Несмотря на все эти ухищрения Валентин Шурчанов, как уже было сказано, потерял кресло спикера Госсовета. И теперь депутатам-коммунистам приходится осваивать новую для себя роль — парламентского оппозиционного меньшинства, что они не без успеха и делают. Того же Валентина Шурчанова теперь чаще можно увидеть на улице рядом с какими-нибудь пикетчиками. Впрочем, у коммунистов есть шансы расширить свое представительство в Госсовете на довыборах 1 ноября. Тому благоприятствуют два обстоятельства — по большей части не представленные в Госсовете округа (а их 23) расположены в городах, где популярность и влияние коммунистов в последние годы выше, чем на селе, а кроме того, события конца августа — начала сентября в стране с политической точки зрения на руку прежде всего коммунистам. Если довыборы пройдут для них удачно, коммунисты вполне смогут набрать в Госсовете около трети голосов, если не больше. Правда, потери председательского кресла этим не компенсируешь. Так что если четыре года назад аппаратный опыт позволил коммунистам захватить командные высоты в Госсовете ЧР, то сегодня их счет с Федоровым сравнялся — один-один.

2.    КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

Ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг правительства Чувашии, от части напоминает общероссийскую. После выборов президента республики в декабре прошлого года кабинет министров во главе с Энвером Аблякимовым, как и положено, в полном составе был отправлен в отставку. Новое правительство, претерпевшее некоторые персональные изменения, возглавил, будучи вице-президентом, Лев Кураков, а Аблякимов стал его заместителем. Через полгода Кураков становится депутатом Госсовета и подает в отставку с поста председателя кабинета министров. А с уходом председателя уходит в отставку и все правительство, но продолжает работать до сформирования нового. Обязанности главы кабинета возлагает на себя президент Николай Федоров.

Весь август заинтересованные лица гадали, какие изменения претерпит правительство на этот раз и кто конкретно станет его главой. Широкомасштабных «замен» среди министров никто не ожидал, а кандидатуры на пост главы правительства назывались самые разные. Вспоминали директоров агрегатного завода Олега Волкова и приборного Глеба Ильенко. Если приборный завод всегда ставился в пример другим предприятиям республики (умудряется неплохо жить при том, что профильной его продукцией является электрооборудование для военных и гражданских самолетов), и назначение его директора премьер-министром выглядело бы логичным, то агрегатный сегодня далеко не в лучшем положении, а самого Волкова в прессе не раз называли «красным директором».

Упоминалось имя Анатолия Аксакова, ныне министра экономики. Довольно молодой человек занимает этот пост с тех пор, как его покинул Игорь Миронов, ставший арбитражным управляющим АО «Промтрактор». Считается «перспективным» министром, у «публики» вызывает симпатии — некоторое время назад он возглавлял чувашское региональное отделение банка «МАЛС» — одного из немногих банков, который перед закрытием честно рассчитался со вкладчиками. Назначение Аксакова главой правительства представляется маловероятным — до сих пор не было слышно, чтобы президент выражал удовлетворение его работой на нынешней должности (как впрочем и наоборот).

Называли в качестве возможного премьер-министра Петра Краснова, ныне руководителя администрации президента ЧР. Петр Степанович на сегодня, пожалуй, самое влиятельное лицо в республике после президента. Николай Федоров очень считается с его мнением и даже прощает вещи, которые, наверное, не простил бы какому другому — однажды, еще в должности министра информации и печати Краснов не согласился с решением президента и подал в отставку. Федоров отставку принял, а через некоторое время назначил Краснова руководителем своей администрации. Петр Степанович наверняка устроил бы президента на посту главы Кабинета Министров, но, с другой стороны, и на своем месте он, пожалуй, незаменим.

Еще один возможный кандидат — министр сельского хозяйства и продовольствия Александр Кушков тем временем стал депутатом Госсовета ЧР, заместителем Председателя Госсовета, потом был избран главой администрации одного из районов и в конце концов снова назначен министром сельского хозяйства. Кушков пользуется уважением и поддержкой Льва Куракова и с этой стороны его кандидатура является вполне вероятной. Однако Кушков — человек уже довольно пожилой, старой формации, а президент имеет обыкновение ставить на руководящие должности людей более энергичных и восприимчивых к новизне. При всем уважении к сельскому хозяйству Николай Федоров скорее предпочтет увидеть главой правительства специалиста в другой, более «современной» отрасли.

Последняя кандидатура — Энвер Аблякимов, уже занимавший этот пост в первые четыре года президентства Федорова. В правительстве Куракова Аблякимов был его первым заместителем, но вдруг неожиданно для многих тоже пошел в депутаты. Непонятно, зачем это ему было нужно — если Кураков ставил своей целью получить кресло Председателя Госсовета, то Аблякимов мог бы претендовать только на должность его заместителя или председателя одного из комитетов Госсовета. Но быть заместителем председателя Госсовета или тем паче заведовать одним из его комитетов — совсем не то, что быть первым заместителем главы правительства. Кстати, на первой сессии Госсовета ЧР ему не хватило нескольких голосов, чтобы стать председателем комитета по бюджету и финансам, — им стал Станислав Николаев.

И, наконец, нельзя исключить, что президент так и будет исполнять обязанности главы правительства. Он и так довольно часто председательствует на заседаниях Кабинета Министров.

Пауза с назначением главы правительства Чувашии несколько затянулась (напомню, выборы состоялись 12 июля). Тем не менее никаких эксцессов в республике это не вызывает, широкой публике об этом даже особо не известно.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.    Долги и планы

Двойственное впечатление складывается при попытке составить представление о положении дел в экономике республики. С одной стороны, по сообщениям прессы, в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ представили документы на страховое возмещение потерь, вызванных засухой (пострадали 19 районов республики из 21). В хозяйствах намолачивают по 10-15 центнеров зерна с гектара против 30-50 год назад. По сравнению с началом года, как сообщил на заседании трехсторонней комиссии 18 августа зампредседателя Рессовпрофа В.Афанасенков, число предприятий, имеющих задолженность по зарплате, увеличилось с 1129 до 1941. Долг по зарплате тоже вырос и на 1 июля составил уже более 432 млн. рублей. Реальные денежные доходы населения по сравнению с прошлым годом уменьшились на треть, средняя зарплата на селе составляет 171 рубль при задержке ее выплаты до 8 месяцев. С другой стороны, кабинет министров утверждает «Основные направления промышленной политики Чувашской республики на 1998-2001 годы», где констатируется, что в 1997 году удалось преодолеть спад в промышленности республики, индекс физического объема производства составил в целом по промышленности 100,03%, и более половины предприятий работали в условиях наращивания объемов производства. Основными направлениями промышленной политики, согласно этому документу, являются формирование эффективной системы государственного регулирования промышленного, энергетического и транспортного комплексов республики. Предусматривается реформирование и реструктуризация отраслей и предприятий, снижение производственных и управленческих издержек и т.д.

Добиться этого предполагается, в частности, путем повышения управляемости государственным имуществом, формирования финансово-промышленных групп на базе родственных предприятий, создания конкурентной рыночной среды и т.д. В результате в ближайшие годы в промышленности должна произойти «стабилизация и незначительное увеличение производства» — рост объемов продукции по крупным и средним предприятиям в 1999 году по отношению и нынешнему должен составить 101%, а в 2000 году — 101,1%. Правда, программа эта была принята в начале месяца, когда кризис еще не разразился.

Еще более удивительный факт — в конце июля Чувашия погасила первый транш своих агрооблигаций. Республика эмитировала три транша, из которых два первых полностью распроданы на финансовом рынке, а третий — частично. Это при том, что соседние Марий Эл и Мордовия смогли разместить свои ценные бумаги лишь на треть от объема выпуска.

Факт погашения республикой своих агрооблигаций имел шумный эффект — по состоянию на 28 июля из 38 регионов, которые должны были сделать то же самое, полностью это сделали только семь. На вопрос, откуда взялись деньги на погашение, Николай Федоров ответил: «Мы мобилизовали все возможные средства для своевременного погашения обязательств и сохранения благоприятного инвестиционного имиджа. Средства сосредотачивались из всех источников, вплоть до того, что я дал поручение правительству перейти временно на режим жесткой экономии во всех отношениях». Президент сообщил также, что в следующем году Чувашия намерена получить международный кредитный рейтинг: «Мы выйдем в начале следующего года на проведение международного аудита и кредитного рейтинга. Регион уже ведет предварительные переговоры по подготовке к данной процедуре с рядом фирм США». Международный кредитный рейтинг субъекта Федерации — дело, конечно, хорошее, но поможет ли он республике, если аналогичный рейтинг России вдруг упал до минимума?

3.2.    Эхо московских событий

Финансовый кризис и отказ российского правительства платить по счетам могут здорово подкосить внешнеэкономическую деятельность в Чувашии. Особенно динамичными темпами в последние годы развивалось сотрудничество республики с немецкими фирмами (в Германии у Николая Федорова много влиятельных знакомых и он всячески лоббирует интересы Чувашии перед бизнесменами ФРГ). В прошлом году объем товарооборота Чувашии с ФРГ составил $15,2 млн., или 14% всего внешнеторгового оборота Чувашии. По сравнению с 1996 годом он вырос на 57%.

Многие предприятия уже работают на германском оборудовании, еще больше вполне реальных контактов намечалось. В прошлом году объем немецких инвестиций составил 81 млрд. рублей, в этом обещал быть еще больше. Масштабы потерь и их последствия в результате августовских событий сегодня оценить трудно, но ясно, что они будут большими.

Что касается влияния событий конца августа на потребительский рынок Чувашии, то оно было примерно таким же, как и в других регионах. В 20-х числах стали закрываться магазины и отделы, торгующие импортными товарами, резко повысились рыночные цены, возрос спрос на товары первой необходимости. Пика эти процессы достигли уже в начале сентября, однако и тогда особых перебоев в снабжении не было, основные продукты питания купить было можно. Исключение составляет разве что соль, которую уже в сентябре несколько дней нельзя было купить нигде. Чрезмерно высокими уже в начале сентября стали цены на растительное масло — 30 руб. за литр, сахар-песок — 25 руб. за килограмм, но продержались они такими недолго.

До конца августа никаких экстренных мер по замораживанию цен и т.д. правительством республики не принималось. Разве что с сентября введен 5-процентный налог с продаж, но подготовка к этому шагу в связи с недостаточностью средств для выплат бюджетникам велась довольно давно.

3.3.    Протестная активность

21 августа Дом правительства пикетировало около сотни пенсионеров. Причина — 2-месячная задержка пенсии. Среди пикетчиков можно было видеть и бывшего спикера Госсовета ЧР, первого секретаря рескома КПРФ В.Шурчанова. К пенсионерам вышел министр социальной защиты республики В.Мидунов, попытался что-то объяснить, по ему, конечно, не дали. Он пригласил представителей пикетчиков подняться в свой кабинет, где объяснил, что недобор Пенсионного фонда Чувашии составляет половину от необходимой суммы в 125 млн. рублей ежемесячно, а поступления из Москвы задерживаются. Оказалось, что больше всего пенсионеров возмутил слух о возможном снижении пенсии до 234 руб. Мидунов объяснил, что правительство Чувашии отклонило предложение российского правительства о выплате пенсий в два этапа — сначала 234 руб., потом остальную сумму, и намерено выплачивать пенсии в полном размере, хотя и с задержкой. После этого разговора пенсионеры разошлись.

В начале августа несколько дней не работал завод трансмиссий ОАО «Промтрактор». Причина — невыплата зарплаты, последний раз люди (на заводе работает около 1500 человек) получали «живые» деньги 5 июня — по 50 рублей. В последнее время такие инциденты на «Промтракторе» случаются все чаще. Работники предприятия, не получая зарплату наличными, вынуждены отовариваться в заводских магазинах, где очень бедный ассортимент и высокие цены даже по сравнению с магазинами при других предприятиях. Особенно тяжелое положение с хлебом. В Чебоксарах из принадлежащих объединению магазинов продовольствием торгует лишь один «Исифка», куда ежедневно привозят около 150 буханок хлеба. Желающих купить его всегда больше, отсюда многочасовые очереди, давка и тому подобное.

Около двух лет назад «Промтрактор» неделями бастовал в полном составе, но с введением внешнего управления все было улеглось — у людей появилась надежда. Но теперь они, похоже, устают надеяться.

Кроме того, в городе и на предприятии ходят слухи о коррумпированности руководства предприятия, его главы Игоря Миронова (бывшего арбитражного управляющего). В августе в местной прессе даже промелькнуло сообщение о том, что Миронов якобы задержан в аэропорту «Шереметьево» с крупной суммой денег в долларах и препровожден в «Матросскую тишину». Позже сообщили, что слух об аресте Миронова не подтвердился. Но сам Игорь Юрьевич на рабочем месте, опять-таки по сообщениям прессы, бывает очень редко. Всем в Чувашии памятна история с директором соседнего с тракторным заводом «Дизельпрома» — тот уехал в Венгрию больше года назад и с тех пор на родине не появлялся, и непонятное, мягко говоря, поведение главы «Промтрактора» не способствует спокойствию работников предприятия.

4.    РАЗНОЕ

4.1.    Заседание президиума ЧНК

На очередном заседании президиума Чувашского национального конгресса главной темой стало предстоящее сокращение штата в Государственной телерадиокомпании «Чувашия» (по распоряжению ВГТРК). В ЧНК считают, что в результате этой акции будут уволены ведущие чувашские радио- и тележурналисты, и это нанесет непоправимый ущерб чувашскому радиотелевещанию. У Чувашии нет собственной телерадиокомпании, а на российском уровне вообще не готовятся телерадиопрограммы для чувашского и других народов РФ, полагает Президиум ЧНК. Решено обратиться к президенту и председателю Госсовета ЧР «с просьбой защитить чувашское радиотелевещание и национальные кадры журналистов от жесткого инвестирования».

Кроме того, на заседании Президиума рассмотрено предложение оргкомитета Ассамблеи народов России (АНР) о вхождении в него ЧНК в качестве коллективного члена. АНР создается по инициативе общественной организации «Сенежский форум» и возглавлять ее будет Рамазан Абдулатипов. Предложение оргкомитета АНР в целом одобрено, но окончательное решение будет принято после консультаций с региональными национальными организациями Поволжья.

Рассматривались также «вопросы реализации Закона ЧР «О языках в ЧП» и контроля за его исполнением» — практика изготовления вывесок и наименований организаций на государственных языках. Отметил Президиум и недопустимость сокращения часов преподавания чувашского языка и чувашской культуры в школах республики.

В последнее время о деятельности ЧНК приходится слышать все реже, хотя чисто в бытовом смысле эта организация устроена лучше, чем в то время, когда ее возглавлял Атнер Хузангай — у национального конгресса появилось свое помещение. По всей видимости, у нынешнего главы ЧНК Геннадия Архипова лучше налажены отношения с руководством республики, возможно, он просто более зависимый человек. Работая председателем комитета Госсовета ЧР первого созыва, он зарекомендовал себя яростным сторонником национальной культуры, но не слишком искушенным политиком.

4.2.    Новости литературы

Как сообщается, в издательстве «Пресс-сервис», Москва, вышла очень объемная (688 страниц) книга «Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Авторы — Николай Федоров и Лев Кураков. Как сообщает аннотация, в поисках добротной научной идеи, которая способна стать основой «комплексной экономической теории, наиболее адекватно соответствующей сегодняшним реалиям российской экономической действительности», Н.Федоров и Л.Кураков пришли к выводу, что «в результате реформирования всех сторон экономической и общественной жизни в России должна быть сформирована социальная рыночная экономика как система разнообразных отношений, способствующих проявлению максимального гуманизма, где каждый человек в состоянии раскрыть свои способности». Ответу на вопрос, как построить эту самую социальную рыночную экономику в России, и посвящены все 26 глав книги.

Источники

1. Соловьев А. Чувашия укрепляет инвестиционный имидж // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — №151. — 1 августа. — С. 1.

2. Горчаков О. Партия Лебедя готовится к выборам в Госдуму // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998.-4 августа. — №152. — С. 1.

3. Карина Л. Жатва-98, урожай подвел, выручат ли цены на зерно // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 5 августа. — №153. — С. 1.

4. О стабилизации — к росту // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 7 августа. — №155. — С. 1.

5. Васильев Н. Верховный суд дал «Зеленый свет» Госсовету // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 11 августа. — №158. — С. 1.

6. Тимуков В. Крутые зигзаги пресловутой «дисциплины» сорвали работу депутатов // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 14 августа. - № 161. — С. 2.

7. Пресс-центр ЧНК. ЧНК выступил в защиту чувашских радио и тележурналистов // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 19 августа. — №164. — С. 1.

8. Кузьмин Б. Горячая политическая осень, которую долго ждала оппозиция, может начаться 2 сентября // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 20 августа. — №165. — С. 1.

9. Обращение депутата в Госсовет ЧР // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 20 августа. — №165. — С. 1.

10. Васильев Н. Генеральный директор тракторного к ответственности на Шереметьевской таможне не привлекался // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 22 августа. - №167-168. — С. 1.

11. Михеев И. Сториков довели. До пикета // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 22 августа. — №№167-168. — С. 1.

12. Кузьмин Б. Спикер заявил о трех источниках и трех составных частях работы Госсовета // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 25 августа. — №169. — С. 1.

13. Шитлаева З. Нашим педагогам сокращения не грозят // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 26 августа. — №170. — С. 1.

14. Кознина Е. В очереди за буханкой хлеба тракторостроители стоят по полдня // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1998. — 28 августа. — №172. — С. 1.

15. Васильев Н. Комитет нам даст ответ // Советская Чувашия. - Чебоксары, 1998. — 28 августа. — №172. — С. 1.

16. Кисилев Н. Хроника бродячего кворума // Республика. — Чебоксары, 1998. — 6-12 августа. — №31. — С. 2.

17. Республика с республикой // Республика. — Чебоксары, 1998. — 6-12 августа. — №131. — С. 3.

18. Радиченко А. Госсовету предстоит сдать труднейший экзамен на профессионализм // Чаваш Ен. — Чебоксары, 1998. — 15-22 августа. — №32. — С. 3.

19. Акташ Т. В защиту чувашских радио и тележурналистов // Чаваш Ен. — Чебоксары, 1998. — 22-29 августа. — №33. — С. 1.

20. Владимиров К. Л.Кураков: Мы не имеем права на ошибку // Чаваш Ен.. — Чебоксары, 1998. — 22-29 августа. — №33. — С. 1.

21. Постановление Госсовета ЧР «Об образовании коллективов Госсовета ЧР и Об исполняющих обязанности председателей комитетов Госсовета ЧР // Чаваш Ен. — Чебоксары, 1998. — 22 августа — 3 сентября. — №34. — С. 2.

22. Шкилев А. Новый Госсовет действует // Чаваш Ен. — Чебоксары, 1998. — 29 августа-5 сентября. — №34. — С. 3.

23. Радиченко А. Социальная рыночная экономика начинается в российских регионах // Чаваш Ен. — Чебоксары, 1998. — 29 августа — 5 сентября. — №34. — С. 4.