Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Д. С.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1998 года

1.    Общая ситуация

1997 год и первая половина 1998 года стали весьма непростым временем для жителей Калининградской области. По сравнению с 1994-1995 гг. социально-экономические показатели заметно ухудшились. Статус Особой экономической зоны так и не принес калининградцам ощутимых результатов. Международное агенство «FiitchIBSA» присвоило региону долгосрочный кредитный рейтинг «ВВ+», что приблизительно соответствует Колумбии и Индонезии. Предположительно причина резкого понижения рейтинга связана с задержками выплаты процентов по так называемым «сельским» облигациям. Они были выпущены в счет погашения долгов регионов по кредитам агропромышленному комплексу. В июне Калининградская область не выплатила в установленный срок проценты по этим облигациям. Рейтинг в глазах инвесторов — немаловажный критерий выбора объекта для вложения капиталов [[1]]. Это означает, что до сих пор не удалось использовать выгодное географическое положение, близость к европейским рынкам, наличие транспортной инфраструктуры, федеральный закон об особой экономической зоне, который расширяет возможности во внешней торговле.

Фактически действует лишь 7-я статья закона об ОЭЗ. Отметим, что ст.28 названного закона предписывает Президенту РФ привести иные федеральные нормативные правовые акты в соответствие с указанным законом в трехмесячный срок. Сменившие друг друга во главе обладминистрации Юрий Маточкин с Леонидом Горбенко оказались не в состоянии пролоббировать эту работу (закон действует с февраля 1996 года).

По мнению ряда политиков и экспертов, у администрации отсутствует ясная экономическая политика.

Число находящихся за чертой бедности к концу первого полугодия 1998 года составило 39% по отношению ко всему населению области. В 1996 году эта цифра составляла 24%. В 1995 году Калининградская область считалась регионом с обеспеченным и среднеобеспеченным населением, а по результатам исследований, проведенных Всероссийским центром уровня жизни, в первом квартале 1998 года область отнесена к регионам с малообеспеченным населением.

По данным областного комитета статистики, всего в области безработных 45,2 тысячи человек (что не так уж и много). Однако в департаменте федеральной службы занятости по Калининградской области полагают, что надежды на улучшение социальной ситуации в области нет. При этом 66% безработных калининградцев — это люди в возрасте до 39 лет (33% — в возрасте до 30 лет). 60% всех калининградских безработных составляют женщины.

Массовые акции протеста учителей стали просто обыденным явлением. Например, в мае учителя в Краснознаменском районе заявили, что готовы взять Л.Горбенко в заложники, если он к ним приедет, и держать до тех пор, пока не выплатят долги по зарплате. В Нестерове учителя перекрывали железную дорогу.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.    Кадры

С октября 1996 года после выборов губернатора в администрации области сменилось такое количество «назначенцев», что хватило бы на три администрации. Люди приходили и уходили, но команды, способной воплощать в жизнь предвыборные лозунги Л.П.Горбенко, не появлялось. Альянс с коммунистами накануне выборов себя не оправдал. Юрий Семенов (бывший 1 секретарь обкома КПСС) вскоре был вынужден уйти с поста вице-губернатора с формулировкой о несоответствии занимаемой должности. Почему понадобилось так бесцеремонно расправиться с недавним союзником в избирательной кампании — до сих пор неясно. Ведь именно поддержка коммунистов во главе с Семеновым привела Горбенко в губернаторское кресло. Видимо, у нового губернатора оказались иные взгляды по вопросам развития агропромышленного комплекса, о котором особо заботился Семенов.

Результат не заставил себя долго ждать. Коммунисты заявили о переходе в оппозицию. На 4 пленуме ЦК КПРФ первый секретарь Калининградского обкома компартии Алексей Буханцев заявил, что «избранный при поддержке патриотов губернатор оказался ненадежным человеком, изменившим своей программе и выборным установкам, сегодня он уже умело сориентирован на Германию» [[2]].

Вслед за отставкой Семенова последовали отставки вице-губернатора по социальным вопросам Ирины Кузнецовой, вице-губернатора по промышленной политике Сергея Журавского, первого вице-губернатора Георгия Топазлы. Идет борьба с председателем областного комитета по управлению имуществом Николаем Кустовым. Все они в свое время заявляли о поддержке Леонида Горбенко и дали согласие работать в его команде. Примечательно, что последние трое стали кандидатами в мэры Калининграда, выборы которого состоятся 11 октября 1998 года.

А вот вице-губернатора Ивана Пименова уже можно назвать долгожителем в администрации. По профессии Пименов телеграфист, в прошлом, Пименов — заместитель начальника рыбного порта по общим вопросам (начальником порта был Л.Горбенко). Именно ему губернатор доверяет руководство на время своего отсутствия или отпуска. [[3]].

Кадровая политика администрации области хаотична и бессистемна. Атмосфера подозрительности и даже страха привела к тому, что профессиональные кадры, за редким исключением, работают где угодно, но только не в администрации области. Наиболее ярким отражением этих процессов стало едкое замечание в региональном приложении «Аргументы и факты»: «Собственно, то, что областью руководят люди с манерами портовых грузчиков и уличной шпаны, стало уже привычным» [[4]].

2.2.    Экономическая политика

К числу наиболее ярких экономических инициатив администрации Горбенко относят:

во-первых, областной закон о локальных свободных экономических зонах,

во-вторых, программу «1000»

в-третьих, постановление Правительства РФ о квотировании ряда товаров, возимых в область из-за рубежа.

Закон о локальных экономических зонах был принят Областной Думой после долгих дискуссий. Смысл его в том, что на территории Калининградской области может быть сколько угодно таких зон, создаваемых по решению региональной администрации. Даже беглый просмотр текста закона показывает, что он не увязывается с федеральным Законом об Особой экономической зоне, который предполагает введение единых правил на всей территории области. Закон о локальных зонах дает обширные возможности для манипулирования со стороны чиновников администрации, для выделения одних территорий и предприятий в ущерб другим. По сути, этот закон разрушает концепцию Особой экономической зоны, и, что особенно важно, усиливает тенденцию негативного восприятия процессов, происходящих на территории Калининградской области, со стороны центральных властей.

Программа «1000», широко разрекламированная администрацией Горбенко, по большому счету не является региональной программой. Скорее это набор мер по благоустройству муниципальных образований, который могли бы сформулировать и они сами. Гораздо важнее было бы определить оптимальный размер ставок налоговых отчислений между областью и муниципальными образованиями, предоставив муниципалитетам благоустройством заниматься самостоятельно. Но в этом вопросе не сделано практически ничего. Созданная в январе 1998 года Ассоциации муниципальных образований Калининградской области воспринимается сейчас в обладминистрации как некий сговор муниципальных руководителей против Горбенко, хотя реально она представляет собой довольно слабую попытку координации усилий городов и районов в борьбе за благоприятный для территорий бюджет.

24 июля 1998 года Правительством РФ принято постановление №830 «Об установлении на 1998-2000 года количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической Зоны в Калининградской области» [[5]]. (Отметим, что в марте 1998 г. аналогичный документ, не имевший статуса постановления, был подписан Черномырдиным.) Постановление, подписанное Кириенко, предусматривает проведение аукционов по продаже квот. Аукцион будет организовывать специальная комиссия, созданная при администрации области. Состав комиссии и положение о ней утверждает губернатор. Победителю аукциона выдается сертификат, дающий право на получение свидетельства на ввоз товаров. Свидетельство импортер будет предъявлять таможенникам.

Исходя из данного постановления, деньги, вырученные от продажи квот, должны поступать в федеральный бюджет. Но каким образом они вернутся в регион и вернутся ли — непонятно. Складывается любопытная картина. С одной стороны, постановление №830 инициинировано администрацией области. С другой — ее высокопоставленные чиновники, отвечающие за экономический блок (например, начальник главного экономического управления обладминистрации Анатолий Тучинский) «с текстом не знакомы» [[6]]. По мнению президента калининградского Союза предпринимателей Бориса Овчинникова, данное постановление труднореализуемо.

24 июля экс-губернатор Юрий Маточкин, выступая в прямом эфире радио «Балтик-плюс», подверг резкой критике механизм квотирования, используемый администрацией Л.Горбенко, убедительно продемонстрировав его отличия от методов самого Маточкина, применявшихся летом 1996 года после выхода федерального закона об ОЭЗ.

Интересна точка зрения консула Литовской Республики в Калининграле Ионаса Воронавичуса: «Вольно или невольно, я связываю в одну цепочку весеннее введение квот (думаю, они на руку монополистам, хотя не отрицаю, что местный рынок надо как-то защищать) и грядущую (не дай бог, конечно) отмену льгот ОЭЗ. Нетрудно заметить, что тенденция в общем-то негативная. Началось с квот, и вот результат...» [[7]].

Что касается рядовых калининградцев, то здесь бытует мнение, что квоты на ввоз товаров будут выбираться в первые два-три месяца года, а цены — расти в течение остальных десяти.

2.3.    Ситуация с Законом об Особой экономической зоне (ОЭЗ)

В начале июля в федеральном центре была предпринята попытка отменить ключевые положения упомянутого закона. Еще 25 июля 1998 г. Правительство РФ приняло постановление №3170, которым на рассмотрение Госдумы выносился проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признания утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с федеральным законом «О федеральном бюджете на 1998 год». В данном законопроекте пунктом 11 предусматривалось признать утратившими силу с 1 января 1998 года пункты 1,2 и 5 части первой статьи 7 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области».

Последствия принятия этого законопроекта для области были бы катастрофическими. Союз промышленников и предпринимателей области распространил заявление, в котором перечислены очевидные последствия:

— удорожание потребительских цен на ввозимые потребительские товары;

— прямые и косвенные убытки хозяйствующих субъектов в связи с прекращением действующих контрактов;

— удорожание выпускаемых в ОЭЗ товаров с применением импортных комплектующих и компонентов, вследствие снижения конкурентоспособности и невостребованности их на российском рынке;

— прекращение поступлений инвестиций в Калининградскую область не только иностранных, но и отечественных;

— банкротство большинства предприятий, созданных исключительно под гарантию представляемых законом льгот;

— сокращение объема собираемых налогов;

— увеличение числа безработных.

Сам факт постановки вопроса об отмене таможенных льгот, компенсирующих региону его эксклавность, говорит о тревожных для калининградцев тенденциях в московских коридорах власти. Именно о тех, о которых упоминал консул Литвы в Калининграде Ионас Воронавичус.

10 июля в Калининграде состоялся организованный «сверху» митинг в защиту закона об ОЭЗ. Примечательно, что депутат Госдумы от Калининградской области Владимир Никитин («Народовластие») охарактеризовал реакцию общественности как запоздавшую с элементами «истерии и психоза» [[8]]. Очевидно, В.Никитин прав, указывая на неудовлетворительную работу в Москве регионального представительства и администрации области.

26 июля посетивший регион вице-премьер Борис Немцов заявил, что статусу ОЭЗ ничто больше угрожать не будет. Можно ли этому верить — вопрос сложный. Но сама практика квотирования импорта, продолжаемая губернатором, фактически дезавуирует закон об ОЭЗ. Символично, в этом смысле, интервью бывшего вице-губернатора Сергея Журавского газете «Свободная зона». По его мнению, противников ОЭЗ надо искать не в Москве, а в Калининграде. К тому же, работать в администрации некому, так как «среднее звено аппарата специалистов вырублено под корень кадровой чехардой» [[9]].

Председатель областного комитета по управлению имуществом Николай Кустов оценивает ситуацию еще более жестко «Мы стоим на пути превращения особой зоны в криминальную» [[10]].

2.4.    Инициатива В.Шумейко

Как известно, Владимир Филиппович Шумейко в декабре 1993 года был избран в Совет Федерации от Калининградской области. С тех пор минуло немало времени, однако у него нашлись какие-то веские причины чтобы вернуться к теме Калининградской области. 17 июля в газете «Известия» В.Шумейко опубликовал статью «В составе России нужна Балтийская республика». Он считает, что «Калининградской области следует предоставить статус автономной Российской Балтийской республики, чтобы закрепить западные российские рубежи» [[11]]. Шумейко сообщил о внесении на обсуждение данного предложения в Федеральное Собрание РФ. По мнению председателя движения «Реформы — новый курс», обоснованием данного проекта служат «неотменимые законы развития федерализма, по которым центр тем сильнее, чем сильнее регионы» [[12]].

Попытка отмены льгот, предусмотренных федеральным законом об ОЭЗ, видимо, стала поводом для зондажа общественного мнения в Калининградской области. Возможно, Шумейко связывает с Калининградской областью свои личные политические планы (например, выборы в Госдуму в 1999 году). Однако каких-либо серьезных перспектив в Калининграде у Шумейко нет. Постоянные маневры, беспринципные альянсы и коалиции и прочие особенности политической биографии не оставляют Шумейко шансов на самостоятельный успех. Напомним, что в октябре 1996 года на выборах губернатора Калининградской области Шумейко поддержал не Маточкина, с которым вместе избирался в Совет Федерации в 1993 году, а Горбенко. Но теперь уже Горбенко, похоже, не нуждается в услугах своего временного союзника.

В общественно-политических кругах Калининграда идея Шумейко вызвала скорее раздражение, чем интерес. Резкую отповедь проекту дал координационный совет (КС) Союза демократических сил «Янтарный край России» на своем заседании 29 июля. Депутат Госдумы В.Никитин высказался очень коротко: «Он (Шумейко — Д.С.), очевидно, с коня упал» [13]].

Б.Немцов во время визита в Калининград 26 июля назвал инициативу Шумейко «геополитической глупостью». В то же время, заметим, что при отсутствии ясной стратегии развития страны и области количество подобных «геополитических глупостей» будет только увеличиваться.

2.5.    Отношения областной Думы и администрации области

Если вспомнить, как проходили избирательные кампании по выборам губернатора и Думы, то станет ясно, что отношения облдумы и губернатора не могут не быть жесткими и конфликтными. Достаточно сказать, что в Думе создана фракция «Янтарный край России» (7 человек из 32), которая настроена резко оппозиционно, а председатель Думы Валерий Устюгов избран не при поддержке губернатора, а вопреки ему. Но все же вряд ли кто-то мог предположить столь неудержимо нарастающее противостояние губернатора и Думы.

С середины мая деятельность облдумы фактически не финансируется. Если обратиться к отчету об исполнении областного бюджета за 1997 год, то выясняется, что жилищно-коммунальное хозяйство профинансировано на 40%, образование — на 60%, социальная политика — на 46%, а зарплата аппарата управления — на 140%, приобретение оборудования для обладминистрации — на 167%. Но деятельность областной Думы облфинуправление финансировать не хочет.

В начале июля председатель Думы Валерий Устюгов направил два обращения прокурору области Ивану Шашурину. В них содержалось требование мер прокурорского реагирования, предусмотренных законом. В.Устюгов обращал внимание И.Шашурина на нарушение со стороны Л.Горбенко ст.33 Закона Калининградской области «Об областном бюджете». Данная статья устанавливает, что финансирование региональных программ осуществляется лишь после постатейного утверждения облдумой расходов по ним. Обладминистрацией соответствующие документы в Думу не вносились. Тем не менее, губернаторская программа «1000» финансировалась без каких-либо утверждений на основе постановлений Л.Горбенко. Еще одно обращение председателя облдумы связано с нарушениями со стороны губернатора области законов «О контрольных функциях Калининградской областной Думы в сфере бюджета и финансов» и «О Контрольно-счетной палате Калининградской областной Думы». Еще с 30 марта 1998 г. по поручению облдумы Контрольно-счетная палата безуспешно пытается проверить документы, связанные с получением комитетом по финансам и бюджету обладминистрации весной 1997 года кредитных ресурсов в сумме 95 млрд. руб. в Московском АКБ «Рострабанк».

Зам.председателя облдумы Валерий Фролов заявил: «По закону, администрация должна была представить отчет об исполнении бюджета за 1997 год в начале апреля текущего года. Мало того, что он был представлен с опозданием на месяц, плановые цифры в нем не совпадают с изложенными в законе о бюджете. Кроме того, в отчете появились цифры внутренних заимствований в 134,8 млрд. «старых» рублей, о которой облдуме ничего не известно. Откуда взялась колоссальная сумма? Что она дает области? Не станет ли область заложником этого займа? Получив вышеуказанный отчет, депутаты еще в мае приняли решение провести комплексную ревизию исполнения бюджета за прошлый год. Но не тут то было. Губернатор области наши письма просто игнорирует. А финуправление без его распоряжения документы для проверки не выдает» [[14]].

Губернатор — член Совета Федерации, так что «добро» на предъявление к нему претензий должен давать этот орган. По словам первого заместителя облпрокурора Алексея Тяпышева, «таких прецедентов в России еще не бывало» [[15]]. Все, что могла сделать облпрокуратура, так это направить в адрес обладминистрации письмо с требованием устранить нарушения законодательства. Ответа на него пока нет.

В такой ситуации сидящие без зарплаты депутаты решились на отчаянный шаг. Они подготовили проект закона, предусматривающий существенное уменьшение денежного содержания работников органов государственной власти региона (представительной и исполнительной). Сделать это предлагается путем сокращения должностных окладов по всей служебной «лестнице». Например, губернатор в случае принятия документа будет получать вместо сегодняшних 72 официально установленных по России минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — 52, а законодатели — 40 МРОТ. Соответственно сократятся и суммы надбавок за особые условия работы, стаж и так далее. Инициаторы внесения законопроекта надеются добиться таким образом почти тридцатипроцентной экономии средств, выделяемых сегодня на государственное управление [[16]].

После такого демарша ожидать «потепления» отношений между ветвями власти не приходилось. После публикации в «Известиях» статьи Игоря Королькова «Вся губернаторская рать» противостояние достигло самой высокой (пока) отметки. Заметим, что события происходят на фоне избирательной кампании по выборам мэра г.Калининграда.

3.    КАМПАНИЯ ПО ВЫБОРАМ МЭРА КАЛИНИНГРАДА

Избирательная кампания официально стартовала 11 июля. Насчитывается более 40 ведущих сбор подписей претендентов, из которых наиболее известны:

— и.о.мэра города Калининграда Юрий Савенко;

— депутаты областной Думы — Федор Ярошевич, Михаил Дударев, Валерий Ржевский, Ефим Довженко (КПРФ);

— депутаты городского Совета — Виктор Сыроватко, Игорь Рудников;

— бывшие вице-губернаторы в администрации Л.Горбенко — Георгий Топазлы, Сергей Журавский;

— председатель областного комитета по управлению имуществом Николай Кустов;

— бывший вице-губернатор в администрации Ю.Маточкина Владимир Торопов.

Отметим некоторые особенности предстоящих выборов:

1. Мэр избирается на срок до 2002 года, в то время как срок полномочий губернатора и областной Думы истекает в 2000 году. Таким образом, выборы мэра Калининграда могут рассматриваться как первый этап выборов губеранатора области.

2. Администрация области пытается делать ставку сразу на нескольких кандидатов.

3. Поддержка администрации области воспринимается в общественном мнении скорее как отрицательный фактор, поэтому кандидаты стремятся от нее дистанцироваться.

4. «Обвал» рубля и развитие кризиса в стране и в регионе может оказать решающее воздействие на исход выборов.

5. Финансовые ресурсы кандидатов будут иметь гораздо большее значение, чем на выборах 1994-1996 гг.



Источники

[1]. Калининградская правда. — 1998. — 31 июля.

[2]. Губернатор оказался ненадежным человеком // Калининградская правда. — 1998. — 1 июля.

[3]. Корольков И. Вся губернаторская рать //Известия. — 1998. — 29 июля.

[4]. Порядок имени Ивана Пименова // АиФ — Калининград. — 1998. — 31 июля.

[5]. Официально — пресс-служба АО // Калининградская правда. — 1998. — 11 августа.

[6]. Каскад. — 1998. — 30 июля.

[7]. Инвесторы чемоданы еще не собирают // Янтарный край. — 1998. — 15 июля.

[8]. Журавский С. Противников ОЭЗ ищите не в Москве, а в Калининграде.// Свободная зона. — 1998. — 15 июля.

[9]. Журавский С. Противников ОЭЗ ищите не в Москве, а в Калининграде// Свободная зона. — 1998. — 15 июля.

[10]. Кустов И. Мы стоим на пути превращения особой... //Калининградская правда. — 1998. — 4 июля.

[11]. Шумейко В. В составе России нужна Балтийская республика // Известия. — 1998. — 17 июля.

[12]. Шумейко В. В составе России нужна Балтийская республика // Известия. — 1998. — 17 июля.

[13]. АиФ - Калининград. — 1998. — 31 июля

[14]. Смотрина С. Секретный гриф на областном бюджете // Каскад. — 1998. — 22 августа.

[15]. Смотрина С. Секретный гриф на областном бюджете // Каскад. — 1998. — 22 августа.

[16]. Хихля А. Зарплата счет любит // Калининградская правда. — 1998. — 20 августа.